Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 19.12.2007 по делу № А43-12496/2007-15-444


Требование о взыскании с Российской
Федерации за счет казны Российской Федерации убытков, возникших в
связи с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации", удовлетворено, так
как факт возникновения убытков в результате недостаточного
финансирования расходов на реализацию установленных льгот за счет
средств федерального бюджета подтвержден материалами дела.


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Именем Российской
Федерации




РЕШЕНИЕ


от 19 декабря 2007 г. по делу N
А43-12496/2007-15-444




Резолютивная часть
решения объявлена 12 декабря 2007 года


Решение изготовлено в полном объеме
19 декабря 2007 года


Арбитражный суд Нижегородской области
в составе:


судьи Игнатовой Ирины Ивановны,


при ведении протокола судебного
заседания судьей Игнатовой И.И.


рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Жилищно-строительного кооператива № 4, г. Шахунья
Нижегородской области


к ответчикам: 1. Министерству
финансов Российской Федерации, г. Москва; 2. Министерству финансов
Нижегородской области, г. Нижний Новгород; 3. Территориальному органу
Департамента социальной защиты населения, труда и занятости
Нижегородской области (Управление социальной защиты населения
Шахунского района), г. Шахунья Нижегородской области


о взыскании 45.135 рублей 04 копеек.


При участии в заседании
представителей:


от истца: Юрченкова М.В. -
председатель правления


от ответчика 1: Картышев А.А. -
представитель (доверенность от 17.09.2007)


от ответчика 2: Щепалина Н.П. -
представитель (доверенность № 98 от 27.12.2006)


от ответчика 3: не явился




установил:




иск заявлен о
взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации
убытков в сумме 45135 руб. 04 коп., возникших в связи с
предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" за 2003, 2004 годы.


Ответчик 1 - Министерство финансов
Российской Федерации в отношении исковых требований пояснило, что
размер подлежащих взысканию убытков в сумме 39754 руб. 30 коп. за
2004 год должен быть уменьшен на сумму налога на добавленную
стоимость в соответствии со ставкой налога, действующей в данный
период в соответствии с пунктом 33.2 Методических рекомендаций по
применению главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации,
утвержденных приказом МНС РФ от 20.12.2000 № БГ-3-03/447. Таким
образом, размер убытков за 2004 год составил 24114 руб. 10 коп.
Исковые требования о взыскании убытков в размере 5380 руб. 74 коп. за
2003 год не признает в связи с пропуском истцом трехгодичного срока
исковой давности по требованию о взыскании расходов, понесенных в
связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2003 году.


Министерство финансов Нижегородской
области исковые требования не признает, так как считает, что
надлежащим ответчиком по иску является Российская Федерация в лице
Министерства финансов Российской Федерации как органа,
обеспечивающего организацию и исполнение федерального бюджета.


Территориальный орган департамента
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
(Управление социальной защиты населения Шахунского района
Нижегородской области) пояснило, что предъявленные к взысканию убытки
являются сверхлимитной задолженностью. В пределах выделенных лимитов
истцу в спорный период денежные средства перечислены в полном объеме.


Исследовав представленные документы,
заслушав представителей истца и ответчиков, суд установил следующее.


Из материалов дела следует, что истец
на основании договоров № 1 от 08.01.2003, № 2 от 05.01.2004,
заключенных с Управлением по труду и социальной защите населения
Администрации Шахунского района предоставляло гражданам, проживающим
в Шахунском районе Нижегородской области в 2003, 2004 году льготы по
оплате коммунальных услуг, предусмотренные положениями ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (л.д. 12 -
18).


За указанный период Управлением по
труду и социальной защите населения Администрации Шахунского района
денежные средства в пределах выделенных лимитов были перечислены
Жилищно-строительному кооперативу № 4 в полном объеме.


Сумма не возмещенных расходов сверх
лимитов за вышеуказанный период составила 45135 руб. 04 коп., в том
числе на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" в 2003 году - 5380 руб. 74 коп., в 2004
году - 39754 руб. 30 коп., что и явилось основанием для предъявления
истцом настоящего иска.


Как видно из материалов дела, истец
просит взыскать расходы, которые он понес в 2003 и 2004 годах,
предоставляя льготы отдельным гражданам в соответствии с ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации".


С исковым заявлением
Жилищно-строительный кооператив № 4 обратился в Арбитражный суд
Нижегородской области 02.07.2007, о чем свидетельствует штамп на
исковом заявлении от 28.06.2007.


В статье 196 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлен трехгодичный срок исковой давности.


Согласно статье 200 Гражданского
кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности
начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о
нарушении своего права.


В соответствии с пунктами 4.1
указанных выше договоров расчеты между истцом и Управлением
социальной защиты населения Шахунского района должны были
производиться ежемесячно.


Следовательно, истец должен был
узнать о нарушении его права в следующем месяце после не поступления
сумм, подлежащих возмещению (статья 200 Гражданского кодекса
Российской Федерации).


При таких обстоятельствах, истцом
пропущен срок исковой давности, установленный статьей 196
Гражданского кодекса Российской Федерации, на взыскание убытков,
возникших в связи с предоставлением льгот отдельным гражданам в
соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" в 2003 году.


О пропуске срока исковой давности
ответчиком заявлено до вынесения решения по делу (часть 2 статьи 199
Гражданского кодекса Российской Федерации).


Учитывая изложенное, требования истца
о взыскании за 2003 год 5380 руб. 74 коп. по ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" подлежат отклонению.


Требования о взыскании убытков в
сумме 39754 руб. 30 коп. по ФЗ "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации" за 2004 год подлежат удовлетворению в
размере 24114 руб. 10 коп., исходя из нижеследующего:


За 2004 год Управлением по труду и
социальной защите населения Администрации Шахунского района денежные
средства в пределах выделенных лимитов были перечислены
Жилищно-строительному кооперативу № 4 в полном объеме.


Сумма не возмещенных расходов сверх
лимитов за вышеуказанный период на основании ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации" составила 39754 руб. 30
коп. что и явилось основанием для предъявления ЖСК № 4 настоящего
иска.


В соответствии со статьей 17
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,
предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в
домах государственного, муниципального и общественного жилищного
фонда) и с оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности
жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления,
- со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных
для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот
определяется Правительством Российской Федерации. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные
льготы.


Названная статья Закона не
устанавливает источники финансирования предоставляемых льгот.
Механизм компенсации расходов на предоставление льгот также не
определен. До надлежащего урегулирования вопроса о распределении
расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно
осуществляться из федерального бюджета, поскольку льгота
предусмотрена федеральным законодательным актом.


Порядок предоставления и расходования
в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.2001 № 536, и его действие продлено на 2002, 2003 и 2004 годы
постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N
137, от 10.02.2003 № 85 и от 14.02.2004 № 80. В названном правовом
акте предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам
субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов
Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи
федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов
бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.


Суд установил, что денежные средства,
полученные в 2004 году Нижегородской областью на реализацию льгот,
распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов;
кредиторская задолженность по данным обязательствам отсутствует.


Из изложенного следует вывод о том,
что убытки у истца возникли в результате недостаточного
финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств
федерального бюджета.


В силу статей 16 и 1069 Гражданского
кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не
соответствующего закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит
возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской
Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.


С учетом изложенного убытки,
возникшие у ЖСК № 4 в результате реализации Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежат
возмещению за счет казны Российской Федерации.


Кроме того, как видно из
представленных счетов, при исчислении суммы предоставленных льгот и
суммы убытков истец включил в расчет налог на добавленную стоимость.


Исходя из действующего налогового
законодательства (пункт 1 статьи 146, пункт 2 статьи 154 Налогового
кодекса РФ, пункт 33.2 Методических рекомендаций по применению главы
21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ)
следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней
на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением
государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых
отдельным потребителям в соответствии с федеральным
законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на
добавленную стоимость.


На основании изложенного, суд
исключает из суммы убытков, которые истец предъявляет к взысканию,
налог на добавленную стоимость, в связи с чем сумма, подлежащая
взысканию, составляет 24114 руб. 10 коп.


Размер убытков в сумме 24584 руб. 17
коп. признается ответчиком - Министерством финансов Российской
Федерации.


При таких обстоятельствах убытки,
возникшие у ЖСК № 4 в результате реализации Федерального закона "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подлежат
возмещению в размере 24114 руб. 10 коп. за счет казны Российской
Федерации.


При разрешении вопроса о
распределении судебных расходов, суд исходит из тех обстоятельств,
что публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты
Российской Федерации, муниципальные образования) не названы в статье
333.17 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве
плательщиков государственной пошлины, следовательно, оснований для
отнесения на ответчика судебных расходов нет. При таких
обстоятельствах, истцу возвращается уплаченная им госпошлина из
федерального бюджета.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




взыскать с
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской
Федерации, г. Москва за счет казны Российской Федерации в пользу
Жилищно-строительного кооператива № 4, г. Шахунья Нижегородской
области 24114 руб. 10 коп. убытков, возникших в результате
предоставления льгот в 2004 году на основании ФЗ "О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации".


В остальной сумме иска отказать.


Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.


Возвратить Жилищно-строительному
кооперативу № 4, г. Шахунья Нижегородской области из федерального
бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 2000 рублей,
оплаченную по платежному поручению № 31 от 27.06.2007.


Решение суда может быть обжаловано в
течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный
суд, г. Владимир.




Судья


И.И.ИГНАТОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru