Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 07.09.2007 № 1382-Р


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ
РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен из Эталонного банка данных правовой информации Губернатора и
Правительства Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 7 сентября 2007 г. № 1382-р




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО


ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
НОРМАТИВНЫХ


ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО
ОРГАНА


МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




В соответствии с
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", а также в целях оказания правовой и методической
помощи органам местного самоуправления Нижегородской области:


1. Утвердить прилагаемые Методические
рекомендации по юридико-техническому оформлению нормативных правовых
актов представительного органа муниципального образования
Нижегородской области.


2. Рекомендовать представительным
органам муниципальных образований Нижегородской области
руководствоваться настоящим распоряжением при подготовке и принятии
нормативных правовых актов.




Губернатор области


В.П.ШАНЦЕВ












Утверждены


распоряжением


Правительства области


от 07.09.2007 № 1382-р




МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ


ПО ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОФОРМЛЕНИЮ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ


АКТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА
МУНИЦИПАЛЬНОГО


ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Настоящие
Методические рекомендации рассчитаны на практическое применение
субъектами правотворческой инициативы при подготовке и оформлении
нормативных правовых актов представительного органа муниципального
образования Нижегородской области (далее - представительный орган
муниципального образования), при работе по внесению изменений в
нормативные правовые акты представительного органа муниципального
образования, по подготовке перечней нормативных правовых актов
представительного органа муниципального образования, подлежащих
признанию утратившими силу.


Целью Методических рекомендаций
является обеспечение высокого качества нормативных правовых актов
представительного органа муниципального образования путем соблюдения
единообразия в оформлении актов представительного органа
муниципального образования и использовании средств, правил и приемов
юридической техники.




1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




1.1. Нормативный
правовой акт представительного органа муниципального образования -
официальный правовой документ установленной формы, принятый в
пределах компетенции представительного органа муниципального
образования, направленный на установление, изменение либо отмену
правовых отношений и обладающий обязательной юридической силой.


Не являются нормативными правовыми
актами акты индивидуального применения, а также акты, рассчитанные на
однократное применение или обращенные к конкретным лицам.


Однако если в правовом акте, наряду с
индивидуальными предписаниями, имеется хотя бы одна правовая норма,
такой акт рассматривается в качестве нормативного правового акта.


В соответствии с частью 3 статьи 43
Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
представительный орган муниципального образования по вопросам,
отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта
Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает
решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на всей
территории муниципального образования.


Нормативные правовые акты
представительного органа муниципального образования (далее также -
нормативные правовые акты) принимаются в форме решений.


Любой нормативный правовой акт должен
иметь свою концепцию. Концепция должна определять основные цели
нормативного правового акта: решение новых вопросов, возникших на
практике и требующих правового регулирования, устранение имеющихся
пробелов, устаревших предписаний и противоречий, множественности
актов по одним и тем же вопросам.


Нормативные правовые акты принимаются
представительным органом муниципального образования с целью:


1) формирования нормативной правовой
базы муниципального образования;


2) нормативного регулирования
различных сторон экономической и социальной жизни на территории
муниципального образования;


3) реализации Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов
федеральных органов государственной власти, законов Нижегородской
области, нормативных правовых актов органов государственной власти
Нижегородской области, уставов муниципальных образований.


Нормативные правовые акты не
прекращают своего действия с истечением срока полномочий,
реорганизацией или упразднением принявшего его представительного
органа муниципального образования.


1.2. К необходимым реквизитам
нормативного правового акта относятся:


- герб (эмблема) муниципального
образования - если у муниципального образования имеется своя
официальная символика.


В случае отсутствия у муниципального
образования собственной официальной символики в соответствии с
Законом Нижегородской области от 10 сентября 1996 года № 42-З "О
гербе Нижегородской области" может быть использован герб
Нижегородской области;


- наименование представительного
органа муниципального образования;


Наименование представительного органа
муниципального образования, принявшего нормативный правовой акт,
приводится перед указанием на форму нормативного правового акта и
должно приводиться полностью в соответствии с уставом муниципального
образования;


- наименование нормативного правового
акта;


- заголовок нормативного правового
акта - название акта указывает на предмет регулирования документа и
во многом определяет его содержание. Название должно быть максимально
коротким и точным;


- дата нормативного правового акта -
дата принятия или дата подписания нормативного правового акта. Для
нормативных правовых актов представительных органов муниципальных
образований датой нормативного правового акта будет являться дата
подписания.


В нормативных правовых актах
используется словесно-цифровой способ оформления даты (например, 29
апреля 2006 г.);


- порядковый (регистрационный) номер
акта - нормативные правовые акты имеют номер, обозначенный арабскими
цифрами без использования литерной символики. Обычно номер
присваивается акту при его регистрации в соответствующем структурном
подразделении органа, принявшего акт, и начинается с единицы с
началом каждого календарного года;


- текст нормативного правового акта,
который является содержательной частью любого юридического документа;


- подпись лица, официально
уполномоченного подписывать нормативные правовые акты, с указанием
его должности (в соответствии с уставом муниципального образования,
приводится без сокращений), фамилии и инициалов - подписание акта
неправомочным лицом может повлечь недействительность акта в том
смысле, что документ не будет обладать необходимой юридической силой.


Нормативный правовой акт может
содержать:


- пояснительную часть, оглавление;


- обоснование необходимости принятия
акта и/или перечень нормативных актов, во исполнение которых принят
данный акт;


- постановляющую часть;


- срок действия акта;


- срок вступления в силу акта;


- санкции за невыполнение и нарушение
акта;


- приложение.


1.3. Основным элементом текста любого
юридического документа является предложение. В юридическом тексте
предпочтительнее использовать простые предложения. Длинные фразы,
состоящие из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений,
приводят к искажению смыла юридического текста.


При использовании условных
предложений следует помнить, что чем больше условий и чем больше в
предложении их комбинаций, тем сложнее понять такой текст. Условными
предложениями являются утверждения, которые устанавливают отношения
между отдельными частями нормативной информации с использованием
конструкций "если, то...", "в случае...", "в
случаях, когда...", "если иное не предусмотрено..." и
т.д.


В юридическом языке есть фразы и
выражения, которые являются достаточно устойчивыми. Поэтому исходя из
содержания юридического документа по мере необходимости следует
использовать такие юридические штампы и клише ("в порядке,
установленном...", "в соответствии с действующим
законодательством...", "если иное не предусмотрено...",
"признать утратившим силу..." и другие). Попытки изменения
или сокращения таких клише могут привести к затруднениям в толковании
и применении документа.


При написании текста нормативного
правового акта необходимо правильно использовать разделительные и
соединительные союзы и знаки препинания. Разделительный союз "или"
и соединительный союз "и" являются самыми употребляемыми в
юридических текстах. Союз "или" означает наличие
альтернативы, т.е. используется либо один признак, либо другой. Союз
"и", наоборот, означает одновременное наличие тех
признаков, которые им соединены. Не характерно природе правовых норм
использование соединительных союзов "а", "но",
"чтобы", и тем более не рекомендуется использовать редко
применимые в официальных текстах союзы "да", "да и",
"не то", "хоть".


Необходимо помнить, что
злоупотребление союзами и знаками препинания затрудняет использование
юридического текста, снижает эффективность правового регулирования. В
таком случае текст рекомендуется оформить любыми графическими
способами с использованием подпунктов, абзацев.


Нормативные правовые акты не должны
содержать каких-либо сокращений (кроме оговоренных в самом тексте),
аббревиатур или иных символов, затрудняющих прочтение текста.


1.4. При подготовке нормативного
правового акта рекомендуется проанализировать следующее:


1) употребляется ли один и тот же
термин в данном правом акте в одном и том же значении;


2) имеют ли термины общепризнанное
значение;


3) обеспеченно ли единство понятий и
терминологии с понятиями и терминологией, используемыми в федеральном
и региональном законодательстве.


Текст нормативного правового акта
должен быть отредактирован в соответствии с правилами грамматики
русского языка.


Для того, чтобы обеспечить единство
формы и содержания нормативного правового акта, его "духа"
и "буквы", необходимо соблюдать следующие требования:


- регулирование соответствующей сферы
отношений должно быть в достаточно полном объеме;


- конкретность регулирования;
недопустимость декларативности;


- логичное изложение материала, связь
нормативных предписаний между собой;


- правильное использование
юридических конструкций;


- оправданное использование тех или
иных способов изложения элементов правовых норм;


- нецелесообразность повторения
положений (нормативных предписаний), изложенных в нормативных
правовых актах большей юридической силы;


- точность и определенность
применяемой юридической формы: формулировок, выражений, отдельных
терминов;


- ясность и доступность языка;


- использование апробированных,
устоявшихся терминов и выражений, имеющих широкое применение;


- максимальная экономичность,
оптимальная емкость, компактность формулировок;


- системность построения документов:
цельность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость
всех частей текста, логическая последовательность изложения;


- унификация, единообразие формы и
структуры юридического документа, способов изложения правовых
предписаний.


1.5. Федеральный закон от 6 октября
2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" содержит в себе
альтернативные способы доведения нормативных правовых актов органов и
должностных лиц местного самоуправления до всеобщего сведения -
опубликование и обнародование.


Нормативные правовые акты публикуются
(обнародуются) полностью.


Доведение до всеобщего сведения
является обязательным условием вступления нормативного правового акта
в силу. В противном случае нормативные правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека и гражданина, применяться не
могут, и, соответственно, такие акты не влекут каких-либо правовых
последствий, на них нельзя ссылаться при разрешении споров.




2. ТРЕБОВАНИЯ К
ОФОРМЛЕНИЮ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ




2.1. Нормативные
правовые акты оформляются на бланках и имеют установленный комплекс
обязательных реквизитов и порядок их расположения.


Бланки нормативных правовых актов
изготовляются на стандартных листах бумаги формата А4 (210x297 мм).


Нормативные правовые акты оформляются
на бланках в соответствии с ГОСТом Р 6.30-2003 "Унифицированные
системы документации. Унифицированная система
организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению
документов".


Бланки нормативного правового акта
следует изготавливать на белой бумаге или на бумаге светлых тонов.


Бланки подлежат учету и должны
использоваться строго по назначению и без соответствующего разрешения
не могут передаваться другим организациям и лицам.


Текст нормативного правового акта
располагается от левого края листа на расстоянии не менее 20 мм, от
правого - 10 мм, от верхнего - 20 мм, от нижнего - не менее 20 мм.
Начало абзаца устанавливается на расстоянии 1,25 мм от левой границы
текстового поля нормативного правового акта.


Печатание нормативного правового акта
производится с использованием компьютерной и машинописной техники.


В компьютерном наборе используется
шрифт Times New Roman: размер шрифта - 14 (при общем объеме документа
более 10 страниц возможен шрифт - 12).


Реквизиты нормативного правового акта
отделяются друг от друга 2 - 3 межстрочными интервалами.


Дата нормативного правового акта
указывается в специально обозначенном месте бланка (печатается от
границы левого поля и на расстоянии 30 - 40 мм от верхнего края).


Номер нормативного правового акта
проставляется в специально обозначенном месте бланка - на уровне и
после реквизита "Дата нормативного правового акта".


Заголовок к тексту нормативного
правового акта печатается в границах, предусмотренных утвержденными
бланками, при их отсутствии - в установленном для реквизита
"Заголовок" месте.


Заголовок печатается от границы
левого поля под реквизитом "Дата нормативного правового акта"
на расстоянии 2 одинарных межстрочных интервалов. Длина заголовка в
одной строке при угловом расположении реквизита не должна превышать
70 мм, при продольном - 110 мм. Допускается выделение заголовка
жирным шрифтом. На бланках с продольным расположением реквизита
заголовок может центрироваться относительно правового и левого полей
документа.


Текст отделяется от заголовка 3
одинарными межстрочными интервалами и печатается через полуторный
интервал.


Текст нормативного правового акта
печатается через одинарный или полуторный межстрочный интервал.
Вторая и последующие страницы нормативного правового акта должны быть
пронумерованы. Номер страницы проставляется посередине верхнего поля
листа на расстоянии 10 мм арабскими цифрами без слова "страница"
("стр.") и знаков препинания.


Подпись является обязательным
реквизитом нормативного правового акта. В состав подписи входят:
наименование должности лица, подписавшего нормативный правовой акт,
личная подпись и ее расшифровка (инициалы и фамилия). Не допускается
подписывать нормативный правовой акт с предлогом "за" и
проставлением косой черты перед наименованием должности.


Подпись отделяется от текста 3
одинарными межстрочными интервалами.


Наименование должности лица,
подписавшего нормативный правовой акт, печатается от левой границы
текстового поля через одинарный межстрочный интервал. Расшифровка
подписи располагается на уровне последней строки наименования
должности без пробела между инициалами имени, отчества и фамилией.
Последняя буква в расшифровке подписи ограничивается правой границей
текстового поля.


Подпись отделяется от текста
приложения 3 одинарными межстрочными интервалами.




3. СТРУКТУРА
НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА




3.1. Наименование
нормативного правового акта




Наименование
нормативного правового акта должно отражать его содержание и основной
предмет правового регулирования, должно быть точным, четким и
максимально информационно насыщенным, отвечать на вопрос "О
чем?", правильно отражать предмет правового регулирования с тем
расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию нормативного
правового акта определить его основное содержание.




3.2. Преамбула




Преамбула (введение)
- самостоятельная часть нормативного правового акта, которая
определяет его задачи, но не является обязательной.


Преамбула:


не содержит самостоятельных
нормативных предписаний;


не делится на пункты;


не содержит ссылки на другие
нормативные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и
изменению в связи с изданием нормативного правового акта;


не нумеруется.


Преамбула всегда предваряет текст
нормативного правового акта. При этом структурные единицы
нормативного правового акта не могут иметь преамбулу.


В преамбуле должна содержаться ссылка
на нормативные акты, в соответствии с которыми принимается
нормативный правовой акт.




3.3. Деление
нормативного правового акта на структурные единицы




Каждый нормативный
правовой акт характеризуется определенной последовательностью
изложения материала, что проявляется в обязательном его
структурировании.


Деление нормативного правового акта
на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его
внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление
ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном правовом акте,
облегчает внесение в него последующих изменений.


При определении структуры
нормативного правового акта в процессе его подготовки необходимо
руководствоваться принципом сбалансированности. Это означает, что
если структура нормативного правового акта предусматривает в нем
разделы, главы и пункты, то эта схема должна выдерживаться на
протяжении всего документа.


Употребляются следующие структурные
единицы нормативного правового акта по нисходящей: раздел, глава,
пункт, подпункт, абзац.


В случае отсутствия в нормативном
правовом акте глав вводить структурную единицу "раздел" не
следует. Структурные единицы "раздел", "глава"
используются только в больших по объему нормативных правовых актах.




3.4. Раздел как
структурная единица нормативного правового акта




Раздел имеет
порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами, и наименование.


Обозначение и наименование раздела
нормативного правового акта печатаются прописными буквами по центру
страницы одно под другим.


Наименование раздела печатается
полужирным шрифтом.


Пример:




РАЗДЕЛ I


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




3.5. Глава как
структурная единица нормативного правового акта




Глава нумеруется
арабскими цифрами и имеет наименование.


Обозначение главы печатается с
прописной буквы и абзацного отступа.


Наименование главы печатается с
прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением
номера главы, после которого ставится точка.


Пример:





Глава 5. Полномочия
органов местного самоуправления по решению

вопроса
создания условий для обеспечения населения

услугами
торговли




3.6. Пункт как
структурная единица нормативного правового акта




Пункт нормативного
правового акта является его основной структурной единицей, имеет
порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами с точкой.


Обозначение пунктов печатается с
абзацного отступа.


Пункты подразделяются на подпункты,
обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей
круглой скобкой.


Пример:




33. ++++++++++++:


а) +++; (подпункт "а")


б) +++. (подпункт "б")




В исключительных
случаях пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы, но не
более пяти абзацев. Ограничение количества возможных абзацев не
распространяется на пункты, содержащие перечни основных понятий,
используемых в нормативном правовом акте.


Объем пункта нормативного правового
акта не должен затруднять восприятие его содержания. Каждая
структурная единица пункта должна иметь только ей свойственное
обозначение.




3.7. Оформление
нормативных правовых актов о внесении изменений в нормативные
правовые акты




Нормативные правовые
акты о внесении изменений в нормативные правовые акты
представительного органа муниципального образования, а также
нормативные правовые акты, содержащие перечни нормативных правовых
актов представительного органа муниципального образования,
признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру.


Пример:




1. Внести в решение
+ от + № + "+" следующие изменения:


а) ++++; (подпункт "а")


б) ++++; (подпункт "б")


в) ++++. (подпункт "в")


или


1. Внести в решение + от + № + "+"
следующие изменения:


+++; (абзац второй)


+++. (абзац третий)


или


1. Признать утратившими силу:


а) +++;


б) +++;


в) +++.


или


1. Признать утратившими силу:


+++; (абзац второй)


+++. (абзац третий)




3.8. Нумерация
структурных единиц нормативного правового акта




Нумерация разделов,
глав и других структурных единиц нормативного правового акта должна
быть сквозной.


Недопустима отдельная нумерация
пунктов каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.


Нежелательно изменять нумерацию
разделов, глав, пунктов и буквенное обозначение подпунктов
нормативного правового акта при внесении в них изменений и признании
утратившими силу структурных единиц нормативного правового акта.


Если дополнения вносятся в конец
нормативного правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся
нумерацию разделов, глав, пунктов.


Если дополнения вносятся в конец
структурной единицы пункта, то также необходимо продолжать имеющуюся
нумерацию.


Если нормативный правовой акт
дополняется новыми структурными единицами, то их необходимо
обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми
или буквенными обозначениями (например, глава 5, пункт 3, подпункт
"б").




3.9. Оформление
пунктов о вступлении в силу




Нормативные правовые
акты представительного органа муниципального образования должны
содержать в себе норму о вступлении в силу.


Данным пунктом нормативного правового
акта может быть предусмотрено вступление в силу:


1) со дня подписания;


2) со дня официального опубликования
(обнародования);


3) с определенной календарной даты;


4) по истечении определенного времени
со дня подписания, опубликования (обнародования).


Следует обратить внимание на то, что
нормативный правовой акт вступает в силу с определенного дня, а не
момента.


Пример:




6. Настоящее решение
вступает в силу со дня опубликования.




При указании в
нормативном правовом акте определенной даты сокращения не
допускаются.


Пример:




6. Настоящее решение
вступает в силу с 15 января 2007 года.




В уставе
муниципального образования рекомендуется установить общее правило
вступления нормативных правовых актов в силу на тот случай, если
самим актом не будут предусмотрены порядок и сроки вступления его в
силу.


Например, нормативные правовые акты,
затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина,
вступают в силу по истечении 10 дней с момента их официального
опубликования (обнародования), иные нормативные правовые акты
вступают в силу со дня их официального опубликования (обнародования)
для всеобщего сведения.


При установлении порядка и сроков
вступления нормативных правовых актов в силу в уставе муниципального
образования и (или) в специальном акте необходимо иметь в виду, что
бюджетное и налоговое законодательство имеет особые правила введения
таких актов в силу.




3.10. Примечание к
пунктам




Целесообразно
избегать включения в нормативный правовой акт примечаний к пунктам,
главам, разделам или нормативному правовому акту в целом. Такого рода
положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных частей
или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к
которой они относятся.




3.11. Приложения к
нормативным правовым актам




Нормативные правовые
акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода
перечни, таблицы, графики, образцы документов и т.д.


Если к нормативному правовому акту
имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без
указания знака "N". При ссылках на приложения в тексте
нормативного правового акта знак "N" также не указывается.


Пример:




согласно приложению
1 к решению


Юридическая сила приложений и
нормативного правового акта, к которому они относятся, одинакова.


Обозначение приложения располагается
в правом верхнем углу страницы после текста нормативного правового
акта без указания на регистрационный номер и дату подписания
нормативного правового акта.


Пример:




Приложение


к решению + "+"


или


Приложение 1


к решению + "+"




Наименование
приложения располагается по центру страницы.




4. ПОРЯДОК
УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК




4.1. Ссылки на
пункты данного нормативного правового акта и на другие нормативные
правовые акты или законодательные акты




Ссылки в пунктах на
другие пункты, а также на ранее принятые нормативные правовые акты
применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь
правовых норм или избежать повторений.


В тексте нормативного правового акта
наряду с пунктами, предусматривающими решение того или иного вопроса,
могут содержаться пункты, отсылающие к положениям данного
нормативного правового акта (отсылочные), а также пункты, отсылающие
к положениям других нормативных актов (бланкетные).


Отсылочные и бланкетные пункты
используются в нормативном правовом акте в исключительных случаях. В
отсылочных пунктах следует точно указывать соответствующие положения
данного нормативного правового акта. В бланкетных - указывать
официальное наименование соответствующих нормативных актов, дату их
подписания и номер.




4.2. Употребление
ссылок и действие нормативного правового акта или законодательного
акта




Ссылки можно делать
только на вступившие в силу нормативные правовые акты,
законодательные акты. Ссылки на утратившие силу законодательные акты,
нормативные правовые акты недопустимы.




4.3. Необходимые
реквизиты, употребляемые при ссылках




При необходимости
сделать ссылку в нормативном правовом акте на законодательный акт или
нормативный правовой акт представительного органа муниципального
образования указываются следующие реквизиты в следующей
последовательности: вид нормативного правового акта или
законодательного акта, дата его подписания, регистрационный номер и
наименование нормативного правового акта или законодательного акта.


При отсутствии номера нормативного
правового акта или законодательного акта указываются его вид, дата
подписания и наименование.


Вид конкретного законодательного акта
указывается с прописной буквы.




4.4. Оформление
неоднократных ссылок




При неоднократных
ссылках на один и тот же нормативный правовой акт или законодательный
акт при первом его упоминании применяется следующая форма:


Пример:




в соответствии с
решением + от + № + "+" (далее - решение "...")




4.5. Оформление
ссылок на полностью изложенный в новой редакции нормативный правовой
акт или законодательный акт




При ссылке на
нормативный правовой акт или законодательный акт, который полностью
был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей
последовательности: вид нормативного правового акта или
законодательного акта и его наименование, а в скобках указываются вид
законодательного акта или нормативного правового акта, дата
подписания и регистрационный номер, полностью изложившего данный
нормативный правовой акт в новой редакции.


Пример:




в соответствии с
решением + от + № + (в редакции решения + от + № +)




4.6. Оформление
ссылок на Конституцию Российской Федерации




Ссылки на
Конституцию Российской Федерации оформляются следующим образом:


Пример:




в соответствии с
частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации




4.7. Оформление
ссылок на кодексы Российской Федерации




При ссылках на
кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не
указываются.


Пример:




регулируется
Уголовным кодексом Российской Федерации


в соответствии с частью второй
Гражданского кодекса Российской Федерации




4.8. Оформление
ссылок на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей




При ссылках на
конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер
части кодекса не указывается.


Пример:




в соответствии со
статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации


в порядке, установленном статьей 110
Бюджетного кодекса Российской Федерации


Нумерация статей кодексов является
сквозной, и при ссылках на конкретную статью кодекса нет
необходимости указывать часть, в которой она располагается.




4.9.
Последовательность указания структурных единиц нормативного правового
акта или законодательного акта




При необходимости
дать ссылку не на весь законодательный акт или нормативный правовой
акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта
конкретная единица (начиная с наименьшей).


Пример:




В соответствии с
пунктом 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от + № + "+."




4.10. Обозначение
структурных единиц нормативного правового акта или законодательного
акта при ссылках




Обозначения
разделов, глав, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов
печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.




4.11. Оформление
ссылок на абзацы




Обозначения абзацев
при ссылках на них указываются словами.


При этом первым считается тот абзац,
с которого начинается структурная единица, в составе которой он
находится.


Пример:




в соответствии с
абзацем вторым пункта 1 статьи 64 Налогового кодекса Российской
Федерации




4.12. Оформление
ссылок на структурные единицы одного и того же нормативного правового
акта




Ссылки на
структурные единицы одного и того же нормативного правового акта
оформляются следующим образом:


Пример:




содержащиеся в главе
3 настоящего решения


в соответствии с пунктом 5 настоящего
решения


в связи с положениями настоящей главы




4.13. Ссылки на акты
разной юридической силы




Ссылки на конкретные
нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные
структурные единицы не допускаются.




4.14. Недопустимость
ссылок на отсылочные нормы других нормативных правовых актов или
законодательных актов




В тексте
нормативного правового акта недопустимы ссылки на нормативные
предписания других нормативных правовых актов или законодательных
актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.




5. ПОРЯДОК УКАЗАНИЯ
ОФИЦИАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ


ОПУБЛИКОВАНИЯ (ОБНАРОДОВАНИЯ)




5.1. Источники
официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов




Источниками
официального опубликования (обнародования) нормативных правовых актов
представительного органа муниципального образования являются печатные
средства массовой информации, создаваемые органами местного
самоуправления.


В тех муниципальных образованиях, в
которых у органов местного самоуправления отсутствуют собственные
печатные издания или отсутствует возможность использования печатных
изданий средств массовой информации в качестве источника официального
опубликования (обнародования), могут быть использованы иные способы
доведения нормативных правовых актов до всеобщего сведения.


Независимо от способа опубликования
(обнародования) нормативных правовых актов в муниципальном
образовании его устав должен содержать специальное положение о
способах опубликования (обнародования).


Официальным опубликованием или
обнародованием нормативного правового акта считается его первая
публикация в печатном средстве массовой информации муниципального
образования или обнародование.




5.2. Случаи
обязательного указания источников официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта




Если в нормативный
правовой акт вносятся изменения или нормативный правовой акт
признается утратившим силу, то обязательно указывается источник его
официального опубликования (обнародования).


Пример:






О внесении изменений
в пункт 2 решения "+"






1. Внести в пункт 2
решения + от + № + "+" (в скобках указывается источник
официального опубликования (обнародования) с датой и номером)
следующие изменения:


а) +++++;


б) +++++.




5.3. Указание
источников официального опубликования (обнародования) нормативного
правового акта, опубликованного в нескольких номерах печатного
средства массовой информации




При опубликовании
(обнародовании) текста нормативного правового акта, имеющего большой
объем, в нескольких номерах печатного средства массовой информации в
качестве официального источника опубликования (обнародования)
указываются даты всех номеров печатного средства массовой информации,
в которых был опубликован (обнародован) текст нормативного правового
акта.




5.4. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при внесении
изменений в наименование нормативного правового акта




При внесении
изменения в наименование нормативного правового акта указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источники официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в нормативный
правовой акт.




5.5. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при внесении
изменений в нормативный правовой акт, разделенный на разделы




При внесении
изменений в нормативный правовой акт, разделенный на разделы,
указывается следующий перечень источников официального опубликования
(обнародования):


1) при дополнении новым разделом,
внесении изменений в наименование раздела нормативного правового акта
и изложении раздела в новой редакции указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в нормативный
правовой акт;


2) при дополнении новой главой,
внесении изменений в наименование главы и изложении главы в новой
редакции указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) раздела в новой редакции (если она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в раздел;


3) при дополнении новым пунктом
указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) раздела в новой редакции (если она была);


источник официального опубликования
(обнародования) главы в новой редакции (если она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в главу.




5.6. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при внесении
изменений в нормативный правой акт, разделенный на главы




При внесении
изменений в законодательный акт, разделенный на главы, указывается
следующий перечень источников официального опубликования
(обнародования):


1) при дополнении новой главой,
внесении изменений в наименование главы нормативного правового акта и
изложении главы в новой редакции указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в нормативный
правовой акт;


2) при дополнении новым пунктом
указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) главы в новой редакции (если она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в главу.




5.7. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при внесении
изменений в нормативный правовой акт, разделенный только на пункты




При дополнении новым
пунктом нормативного правового акта, разделенного только на пункты,
указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в нормативный
правовой акт.




5.8. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при внесении
изменений в пункт нормативного правового акта




Независимо от
наличия в нормативном правовом акте таких структурных единиц, как
разделы, главы, при внесении изменения в пункт, в том числе в случае
изложения пункта в новой редакции, указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в данный пункт.




5.9. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при внесении
нескольких изменений одновременно в разные структурные единицы
нормативного правового акта




Если в нормативный
правовой акт вносится несколько изменений одновременно в разные
структурные единицы данного акта, то перечень источников официального
опубликования (обнародования) составляется путем поглощения более
широким перечнем меньшего перечня.




5.10. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при внесении
изменений в нормативный правовой акт, признанный утратившим силу с
даты, которая еще не наступила




При внесении
изменений в нормативный правовой акт, признанный утратившим силу с
даты, которая еще не наступила, наряду со всеми установленными
источниками опубликования (обнародования) указывается также
официальный источник опубликования (обнародования) нормативного
правового акта, признавшего данный нормативный правовой акт
утратившим силу.




5.11. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при
приостановлении действия нормативного правового акта




При приостановлении
действия нормативного правового акта указываются следующие источники
официального опубликования (обнародования):


1) при приостановлении действия
нормативного правового акта полностью, а также в отдельной части (не
выделенной в самостоятельную структурную единицу) указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в нормативный
правовой акт;


2) при приостановлении действия
структурной единицы нормативного правового акта или его структурной
единицы в неотделимой части (не выделенной в самостоятельную меньшую
структурную единицу) указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в
приостанавливаемую структурную единицу нормативного правового акта.




5.12. Указание
источников официального опубликования (обнародования) при признании
нормативного правового акта утратившим силу




При признании
нормативного правового акта утратившим силу указываются следующие
источники официального опубликования (обнародования):


1) при признании утратившим силу
нормативного правового акта или его структурных единиц указывается
источник их официального опубликования (обнародования);


2) при признании утратившим силу
нормативного правового акта в неотделимой части (не выделенной в
самостоятельную структурную единицу) указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в нормативный
правовой акт;


3) при признании утратившим силу не
всего нормативного правового акта, а его структурной единицы в
неотделимой части (не выделенной в самостоятельную меньшую
структурную единицу) указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта в новой редакции (если
она была);


источник официального опубликования
(обнародования) признаваемой утратившей силу в неотделимой части
структурной единицы нормативного правового акта в новой редакции
(если она была);


источник официального опубликования
(обнародования) всех последующих изменений, внесенных в нормативный
правовой акт;


4) при признании утратившей силу
структурной единицы нормативного правового акта, которая в
первоначальной редакции нормативного правового акта отсутствовала, но
была дополнена позднее (при внесении в него изменений), в перечне
источников официального опубликования (обнародования) нормативного
правового акта в обязательном порядке указываются:


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта;


источник официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта, которым данная
структурная единица была дополнена.




6. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ
В НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ




6.1. Что считается
внесением изменений




Внесением изменений
считается:


замена слов, цифр;


исключение слов, цифр;


новая редакция структурной единицы
нормативного правового акта;


дополнение структурной единицы
нормативного правового акта новыми словами, цифрами или
предложениями;


дополнение структурными единицами
нормативного правового акта;


приостановление действия нормативного
правового акта или его структурных единиц.


Следует обратить внимание на то, что
исключению подлежат слова, цифры или предложения, находящиеся в
составе структурных единиц нормативного правового акта, тогда как
структурные единицы нормативного правового акта, в том числе абзацы,
подлежат признанию утратившими силу.


Исключение не влечет за собой
каких-либо последующих действий, а при признании утратившей силу
структурной единицы нормативного правового акта в обязательном
порядке признаются утратившими силу в виде отдельных позиций все
изменения, вносившиеся в данную структурную единицу.




6.2. Нормативный
правовой акт, в который могут вноситься изменения




Изменения всегда
вносятся в основной нормативный правовой акт. Вносить изменения в
основной нормативный правовой акт путем внесения изменений в
изменяющий его нормативный правовой акт недопустимо.




6.3. Недопустимость
внесения в постоянно действующий нормативный правовой акт правовых
норм временного характера




Внесение в основной
нормативный правовой акт правовых норм временного характера не
допускается.


При необходимости установить
временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование
по определенным вопросам принимается самостоятельный нормативный
правовой акт.




6.4. Оформление
внесения изменений в нормативные правовые акты




Внесение изменений в
нормативные правовые акты оформляется самостоятельным нормативным
правовым актом, в котором, в свою очередь, изменения, вносимые в
каждый нормативный правовой акт, оформляются самостоятельными
пунктами.


Пример:




О внесении изменений
в пункт 2 решения "+" и в решение "+"




1. Внести в пункт 2
решения + от + № + "+" (в скобках указывается источник
официального опубликования (обнародования) с датой и номером)
следующие изменения:


а) +++++;


б) +++++.


2. Внести в решение + от + № + "+"
(в скобках указывается источник официального опубликования
(обнародования) с датой и номером) следующие изменения:


а) +++++;


б) +++++.




Если нормативный
правовой акт состоит из нескольких пунктов, которые вносят изменения
в различные нормативные правовое акты, и при этом в один или
несколько из них вносится одно дополнение или одна структурная
единица излагается в новой редакции, то пункты такого нормативного
правового акта оформляются следующим образом:


Пример:




1. Пункт 5 решения +
от + № + "+" (в скобках указывается источник официального
опубликования (обнародования) с датой и номером) дополнить подпунктом
"в" следующего содержания:


"в) ++++.".


2. Пункт 7 решения + от + № + "+"
(в скобках указывается источник официального опубликования
(обнародования) с датой и номером) изложить в следующей редакции:


"7. +++++


а) ++++;


б) ++++.".


3. В подпункте "а" пункта 3
решения + от + № + "+" (в скобках указывается источник
официального опубликования (обнародования) с датой и номером) второе
предложение исключить.


4. В пункте 1 решения + от + № + "+"
(в скобках указывается источник официального опубликования
(обнародования) с датой и номером) слова "+" исключить.


5. В подпункте "б" пункта 2
решения + от + № + "+" (в скобках указывается источник
официального опубликования (обнародования) с датой и номером) цифры
"+" исключить.




6.5. Оформление
одновременного внесения изменений в нормативный правовой акт и
признания утратившими силу структурных единиц данного нормативного
правового акта




При одновременном
внесении изменений в нормативный правовой акт и признании утратившими
силу структурных единиц данного нормативного правового акта положения
о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном
пункте. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу
должны быть изложены последовательно.


Пример:




Внести в решение +
от + № + "+" (в скобках указывается источник официального
опубликования (обнародования) с датой и номером) следующие изменения:


1) в пункте 1 слова "+"
заменить словами "+";


2) в подпункте "а" пункта 2
дополнить словами "+";


3) в абзаце 2 подпункта "в"
пункта 3 слова "+" исключить;


4) пункт 4 признать утратившим силу;


5) подпункт "а" пункта 5
изложить в следующей редакции:


"а) +++++;".




6.6. Указание
реквизитов нормативного правового акта при внесении в него изменений




При внесении
изменений в нормативный правовой акт обязательно указываются вид
акта, дата подписания акта, его регистрационный номер, наименование.


Если подлежащий изменению нормативный
правовой акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются
его реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного
правового акта, дата его подписания, регистрационный номер,
наименование, в круглых скобках указываются вид нормативного
правового акта, дата подписания и регистрационный номер нормативного
правового акта, полностью изложившего данный акт в новой редакции.




6.7. Наименование
нормативного правового акта, вносящего изменения




Независимо от
конкретного содержания нормативного правового акта, то есть
независимо от того, имеются ли в тексте нормативного правового акта
замена слов, цифр, исключение слов, цифр или предложений, новая
редакция структурной единицы нормативного правового акта и т.п.,
наименование нормативного правового акта всегда содержит только слово
"изменение" в соответствующем числе.


Слово "изменение" в
соответствующем числе поглощает понятия "дополнение",
"новая редакция".




6.8. Конкретизация
наименования нормативного правового акта о внесении изменений в
нормативные правовые акты




При внесении
изменений в один или два (не более) пункта нормативного правового
акта наименование нормативного правового акта целесообразно
конкретизировать.


Пример:




О внесении изменений
в пункт 5 решения + от + № +




6.9. Использование
кавычек при оформлении внесения изменений




При внесении
изменений в нормативные правовые акты соответствующий текст
заключается в кавычки.




6.10.
Последовательность изложения внесения изменений в нормативный
правовой акт




Вносимые в
нормативный правовой акт изменения должны излагаться последовательно
с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся
изменения.




6.11.
Последовательность указания структурных единиц при внесении изменений




При внесении
изменения в нормативный правовой акт сначала указывается какая
структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений.
Внесение изменений в нормативный правовой акт следует оформлять
начиная с наименьшей структурной единицы.


Пример:




подпункт "а"
пункта 7 дополнить предложением следующего содержания:


"+"


или


в подпункте "в" пункта 7
слова "+" заменить словами "+"




6.12. Внесение
дополнений в структурные единицы пункта




При внесении
дополнений в пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых
это дополнение может находиться.


Пример:




Пункт 1 после слов
"+" дополнить словами "+"




6.13. Внесение
дополнений в конец структурной единицы пункта




В случае если
дополняется словами структурная единица пункта нормативного правового
акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной
единицы, применяется следующая формулировка:


Пример:




подпункт "а"
пункта 2 дополнить словами "+"


При этом знак препинания,
употребляемый в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется
без указания на него после внесенного дополнения.




6.14. Порядок
оформления внесения изменений в различные структурные единицы пункта




Внесение нескольких
изменений в различные структурные единицы пункта нормативного акта
оформляется следующим образом:


Пример:




1. Внести в решение
+ от + № + "+" (указываются источник официального
опубликования (обнародования), дата и номер) следующие изменения:


1) в пункте 2:


в подпункте "а" слова "+"
заменить словами "+";


в подпункте "б" после слов
"+" дополнить словами "+";


подпункт "г" дополнить
абзацем 3 следующего содержания:


"+."




6.15. Дополнение
пункта структурными единицами




При дополнении
пункта нормативного правового акта подпунктами, которые необходимо
расположить соответственно в конце пункта, в обязательном порядке
указываются порядковые номера дополняемых подпунктов.


Пример:




пункт 2 дополнить
подпунктом "г" следующего содержания:


"г) +++++"


Необходимая в ряде таких случаев
замена знака препинания осуществляется при подготовке текущей
редакции нормативного правового акта.




6.16. Дополнение
структурных единиц пункта абзацами




В целях сохранения
структуры пункта:


1) дополнение абзацами может
производиться только в конец соответствующей структурной единицы;


2) при необходимости между уже
имеющимися абзацами включить новый абзац дается новая редакция той
структурной единицы пункта нормативного правового акта, к которой
относится абзац;


3) при признании абзаца утратившим
силу пересчет последующих абзацев не производится. Утративший силу
абзац участвует в подсчете абзацев при последующем внесении изменений
в данную структурную единицу.




6.17. Случаи
необходимости принятия нового нормативного правового акта вместо
оформления внесения изменений




Новая редакция
нормативного правового акта в целом, как правило, не допускается.


Представительный орган муниципального
образования принимает новый нормативный акт с одновременным
признанием утратившим силу ранее действовавшего нормативного
правового акта в случаях, если:


1) необходимо внести в нормативный
правовой акт изменения, требующие переработки нормативного правового
акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его
отдельных структурных единиц;


2) необходимо внести в нормативный
правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные
единицы;


3) сохраняют значение только
отдельные структурные единицы нормативного правового акта, причем
частично;


4) необходимо внести изменения в
нормативный правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой
части.


Следует заметить, что изложение
нормативного правового акта в новой редакции, так же как и изложение
в новой редакции его структурной единицы, не является основанием для
признания утратившими силу предыдущей редакции нормативного правового
акта или промежуточных редакций структурных единиц.




6.18. Новая редакция
структурной единицы нормативного правового акта




Структурная единица
нормативного правового акта излагается в новой редакции в случаях,
если:


1) необходимо внести существенные
изменения в данную структурную единицу;


2) неоднократно вносились изменения в
текст структурной единицы нормативного правового акта.




6.19. Изложение в
новой редакции приложения




При необходимости
внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст
новой редакции приложения включается в текст изменяющего нормативного
правового акта, а не является приложением к нему.


Юридическая сила приложений
тождественна юридической силе нормативного правового акта, к которому
они относятся, поэтому нет никакой разницы в оформлении внесения
изменений в нормативный правовой акт и в приложение к нему.




6.20. Замена
цифровых обозначений




При необходимости
заменить цифровые обозначения употребляется термин "цифры",
а не "числа".




6.21. Замена
цифровых обозначений и слов




При необходимости
заменить слова и цифры употребляется термин "слова".


Пример:




слова "в 50
раз" заменить словами "в 100 раз"




7. ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ,


ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ




7.1. Включение
нормативных правовых актов (их структурных единиц) в перечень
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу




В перечень
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу,
включаются:


1) нормативные правовые акты,
подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными
позициями указывается как сам нормативный правовой акт, так и все
нормативные правовые акты, которыми в текст основного нормативного
акта ранее вносились изменения;


2) нормативные правовые акты,
подлежащие признанию утратившими силу частично, то есть если
утрачивает силу не весь нормативный правовой акт, а только его
отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы
нормативного правового акта, в том числе абзацы). При этом отдельными
позициями указывается как сама структурная единица нормативного
правового акта, так и все нормативные правовые акты, которыми в текст
данной структурной единицы ранее вносились изменения.




7.2. Оформление
перечней нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими
силу




Перечень нормативных
правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть:


1) самостоятельным пунктом в
нормативном правовом акте, устанавливающем новое правовое
регулирование;


2) самостоятельным пунктом или
пунктами в нормативном правовом акте о внесении изменений в
нормативные правовые акты и признании утратившими силу некоторых
нормативных правовых актов;


3) самостоятельным нормативным
правовым актом.




7.3. Требования к
перечню нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими
силу




Перечень нормативных
правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть
юридически обоснованным и исчерпывающе полным, с тем чтобы не был
упущен ни один нормативный правовой акт, противоречащий новому
законодательному акту, в связи с которым составляется данный
перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один
нормативный правовой акт или его часть, сохраняющая свое значение.




7.4. Реквизиты
нормативного правового акта, указываемые при включении нормативного
правового акта в перечень нормативных правовых актов, подлежащих
признанию утратившими силу




При включении
каждого нормативного правового акта в перечень нормативных правовых
актов, подлежащих признанию утратившими силу, должны быть указаны вид
нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный
номер, наименование нормативного правового акта, а также источник его
официального опубликования (обнародования).




7.5. Включение
нормативных правовых актов в перечень нормативных правовых актов,
признаваемых утратившими силу




Каждый нормативных
правовой акт включается в перечень нормативных правовых актов,
подлежащих признанию утратившими силу, в виде отдельной позиции.


Нормативные правовые акты,
содержащиеся в таком перечне, могут иметь порядковую нумерацию (в
таком случае они считаются пунктами и нумеруются арабской цифрой с
закрывающей круглой скобкой).




7.6. Признание
утратившим силу нормативного правового акта, наименование которого
было изменено




При признании
утратившим силу всего нормативного правового акта, наименование
которого было изменено, в перечень нормативных правовых актов,
подлежащих признанию утратившими силу, данный нормативный правовой
акт включается с его первоначальным наименованием и указанием
источника его официального опубликования (обнародования). Нормативный
правовой акт, изменивший наименование первого нормативного правового
акта, включается в перечень в виде отдельной позиции с указанием
своего источника официального опубликования (обнародования).


При признании утратившей силу
структурной единицы нормативного правового акта, наименование
которого было изменено, в перечень нормативных правовых актов,
подлежащих признанию утратившими силу, нормативный правовой акт
включается с измененным наименованием и с указанием первоначального
источника официального опубликования (обнародования) нормативного
правового акта, изменившего его наименование.




7.7. Признание
утратившей силу структурной единицы нормативного правового акта,
которой не было в его первоначальной редакции




При признании
утратившей силу структурной единицы нормативного правового акта,
которой не было в его первоначальной редакции (которая была дополнена
позднее), в перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию
утратившими силу, в виде отдельных позиций включаются:


1) данная структурная единица с
указанием первоначального источника официального опубликования
(обнародования) и источника официального опубликования
(обнародования) нормативного правового акта, которым данная
структурная единица была дополнена;


2) структурная единица нормативного
правового акта, которым утрачивающая силу структурная единица была
дополнена, с указанием официального источника его опубликования
(обнародования).




7.8. Хронологический
порядок расположения нормативных правовых актов в перечне нормативных
правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу




Нормативные правовые
акты в перечне нормативных правовых актов, подлежащих признанию
утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их
подписания). В пределах одной и той же даты подписания нормативные
правовые акты располагаются в соответствии с их регистрационными
номерами в возрастающем порядке.




7.9. Оформление
перечня нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими
силу с разной даты




При необходимости
установить в одном перечне нормативных правовых актов, подлежащих
признанию утратившими силу, разные даты, с которых нормативные
правовые акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на
структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей
датой (сроком) утраты силы.




7.10. Включение в
перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими
силу, нормативных правовых актов временного характера




В перечни
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не
включаются нормативные правовые акты (нормы) временного характера,
срок действия которых истек. Нормативные правовые акты (нормы)
временного характера в перечень актов, подлежащих признанию
утратившими силу, включаются только в том случае, если срок их
действия не истек.


Если действие нормативного правового
акта временного характера или его структурной единицы было продлено
на неопределенный срок, то в перечень включается как основной
нормативный правовой акт, так и продлевающий его действие нормативный
правовой акт.




7.11. Признание
утратившими силу структурной единицы, содержащей указание на
приложение, и самого приложения




Если подлежащий
признанию утратившим силу пункт или подпункт содержит указание на
приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в
перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими
силу, включается только этот пункт или подпункт, а приложение
отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.




7.12. Признание
утратившими силу структурных единиц приложения




Если приложение не
может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень
нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу,
включаются только структурные единицы приложения.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru