Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.11.2007 по делу № А43-26326/2007-6-875


Требование о возмещении ущерба,
причиненного неправомерной выдачей листков нетрудоспособности,
удовлетворено, так как факт отсутствия у ответчика лицензии на
осуществление медицинской деятельности подтвержден материалами дела.


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Именем Российской
Федерации




РЕШЕНИЕ


от 1 ноября 2007 года по делу N
А43-26326/2007-6-875




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Моисеевой Ирины Ивановны, при
ведении протокола судебного заседания судьей Моисеевой И.И.,


рассмотрев в судебном заседании дело
по иску Государственного учреждения - Нижегородского регионального
отделения Фонда социального страхования Российской Федерации г.
Нижний Новгород


к Открытому акционерному обществу
"РУМО" г. Нижний Новгород


о взыскании 758 085 рублей


при участии представителей:


от истца: Сюбаевой Н.В. по
доверенности № 195 от 13.11.2006;


от ответчика: Донцовой А.С. по
доверенности № 1/23-2 от 15.01.07.




установил:




Государственное
учреждение - Нижегородское региональное отделение Фонда социального
страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд
Нижегородской области с иском к ОАО "РУМО" о возмещении
ущерба в сумме 758085 рублей, в связи с выдачей листков
нетрудоспособности при отсутствии лицензии.


Ответчик исковые требования отклонил,
считает, что истец не понес никаких убытков в стоимостном выражении.


Суд, заслушав доводы сторон, изучив
материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению
в силу следующего.


Как видно из представленных в дело
документов, Медико-санитарная часть является структурным
подразделением ОАО "РУМО", созданное в целях оказания
медицинской помощи работникам Общества; медицинский персонал
здравпункта (врачи и средние медицинские сотрудники) состоят в штате
ОАО "РУМО".


Фонд социального страхования,
действуя на основании пункта 5 Инструкции о порядке осуществления
контроля за организацией экспертизы временной нетрудоспособности,
утвержденной совместным Приказом Министерства здравоохранения РФ и
Фонда социального страхования РФ от 06.10.98 № 291/167, провел
документальную проверку обоснованности выдачи здравпунктом Общества
листков нетрудоспособности за период с 01.01.2003 по 31.12.2004,
результаты которой оформил актом № 85с/с от 28.12.2005.


В ходе проверки установлено, что
врачи Объединенной медико-санитарной части ОАО "РУМО"
выдали и закрыли 552 листа нетрудоспособности, продлили 185 листов
нетрудоспособности, выданных другими лечебными учреждениями, выдали
15 листов нетрудоспособности, закрытых другими лечебными
учреждениями. По данным листам нетрудоспособности выплачены пособия
за счет средств государственного социального страхования на общую
сумму 758085 рублей. При этом в проверяемый период у Общества не было
лицензии на осуществление медицинской деятельности.


Поскольку врачи здравпункта не вправе
были проводить экспертизу нетрудоспособности, Фонд социального
страхования пришел к выводу о незаконной выдаче листков
нетрудоспособности и руководствуясь постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.11.1997 № 1471 "О некоторых мерах по
упорядочению выплат за счет средств Фонда социального страхования
Российской Федерации" и письмом Фонда социального страхования
Российской Федерации от 12.05.2000 "О порядке предъявления исков
по возмещению средств обязательного социального страхования,
выплаченных по неправильно оформленным или выданным с нарушением
установленного порядка листкам нетрудоспособности", обратился в
арбитражный суд с заявлением о взыскании с ОАО "РУМО"
убытков.


Акт проверки ответчиков в
установленном законом порядке не оспорен.


Согласно статье 234 Налогового
кодекса Российской Федерации установленный единый социальный налог
предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на
государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и
медицинскую помощь.


В соответствии с пунктом 1 статьи 243
Кодекса сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками
отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как
соответствующая процентная доля налоговой базы, указанной в статье
237 Кодекса.


Сумма налога, подлежащая уплате в
Фонд социального страхования, подлежит уменьшению налогоплательщиками
на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели
государственного социального страхования, предусмотренных
законодательством Российской Федерации (пункт 2 названной статьи).


В главе 24 Налогового кодекса
Российской Федерации "Единый социальный налог" не приведены
ни виды расходов на цели государственного социального страхования, ни
порядок их исчисления. При проверке правильности расчета единого
социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального
страхования, сумма произведенных налогоплательщиками расходов на цели
государственного социального страхования определяется налоговыми
органами на основании сведений, отраженных в расчетной ведомости по
средствам Фонда социального страхования (форма 4-ФСС РФ). При этом
контроль за обоснованностью и размером произведенных расходов не
входит в компетенцию налоговых органов.


Из указанного следует, что
самостоятельно произведенные налогоплательщиками на цели
государственного социального страхования расходы принимаются к вычету
в той сумме, которая фактически выплачена застрахованным лицам. Эта
сумма не влияет на образование недоимки по единому социальному
налогу, поэтому в данном случае нормы налогового законодательства не
подлежат применению. Также ошибочна ссылка истца на статью 15 и 1064
Гражданского кодекса Российской Федерации, ибо в данном случае
следует руководствоваться нормами специального законодательства в
области обязательного социального страхования.


В пунктах 1, 3 и 8 Положения о Фонде
социального страхования Российской Федерации, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994,
установлено, что средствами государственного социального страхования
управляет Фонд социального страхования Российской Федерации, в состав
которого входят исполнительные органы, в частности региональные
отделения, управляющие средствами государственного социального
страхования на территории субъектов Российской Федерации. Средства
Фонда направляются в том числе на выплату пособий по временной
нетрудоспособности.


Согласно статьям 7 и 8 Федерального
закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного
социального страхования" одним из видов страховых рисков
является временная нетрудоспособность, страховым обеспечением
которого, определено пособие по временной нетрудоспособности.
Основанием для назначения и выплаты страхового возмещения
застрахованному лицу является наступление документально
подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона), в связи
с чем Фонд обязан своевременно выплатить страховое возмещение
(подпункт 2 пункта 2 статьи 11 Закона).


В силу статей 100, 101 и 126
Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному
социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума
ВЦСПС от 12.11.1984 № 13-6, пособия назначаются по месту работы
рабочего или служащего и выплачиваются администрацией предприятия в
счет причитающихся с них взносов на социальное страхование. Расходы
по оплате пособий, произведенные с нарушением действующих правил и
причинившие ущерб Фонду социального страхования, не принимаются к
зачету в счет взносов на социальное страхование и относятся за счет
предприятия (пункт 2 статьи 6 Федерального закона "Об основах
обязательного социального страхования").


Документом, удостоверяющим временную
нетрудоспособность и подтверждающим временное освобождение от работы,
является листок нетрудоспособности, право на выдачу которого, имеют
лечащие врачи государственной, муниципальной и частной системы
здравоохранения на основании лицензии на проведение экспертизы
нетрудоспособности (пункты 1.1 и 1.3 Инструкции о порядке выдачи
документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан,
утвержденной приказом Министерства здравоохранения и медицинской
промышленности Российской Федерации от 19.10.1994 № 206 и
постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от
19.10.1994 № 21).


В соответствии с пунктом 1 статьи 17
Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" медицинская деятельность может
осуществляться только при наличии лицензии. Положение о
лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением
Правительства Российской Федерации от 04.07.2002 № 499 на основании
статьи 5 указанного Закона.


В целях исполнения возложенных на
него обязанностей Фонд социального страхования (страховщик) вправе
проверять документы, связанные с выплатой страхового обеспечения; не
принимать к зачету расходы на социальное страхование, произведенные с
нарушением законодательства Российской Федерации; обращаться в суд с
исками о защите своих прав и возмещении причиненного вреда, в том
числе предъявлять регрессные иски о возмещении понесенных расходов
(статья 11 Федерального закона "Об основах обязательного
социального страхования").


Представленные в дело документы
свидетельствуют о том, что ОАО "РУМО", в составе которого
функционирует здравпункт, не имело лицензии на осуществление
медицинской деятельности, поэтому его врачи не вправе были проводить
экспертизу нетрудоспособности и выдавать листки нетрудоспособности.


Об этом обстоятельстве Общество
знало, так как при аналогичной проверке за 2002 год, Фонд социального
страхования указал Обществу о данном правонарушении. Состоялось
решение суда по делу А43-28401/2004-15-880, в соответствии с которым
был возмещен ущерб Фонду социального страхования в сумме 1 962 182
рубля. Тем самым довод ответчика, изложенный в отзыве, о том, что
проведенными проверками нарушений в порядке выдачи больничных листов
не зафиксировано, судом не может быть принят во внимание.


Поскольку денежные средства в сумме
758085 рублей выплачены ответчиком за счет средств государственного
социального страхования неправомерно, требования истца о взыскании
указанной суммы подлежит удовлетворению.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по
делу относятся на ответчика.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
171, 177, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




взыскать с Открытого
акционерного общества "РУМО" г. Нижний Новгород


в пользу Государственного учреждения
- Нижегородского регионального отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации г. Нижний Новгород 758085 рублей
ущерба и в доход федерального бюджета 14080 рублей 85 копейки
госпошлины.


Исполнительные листы выдать после
вступления решения в законную силу.


На решение может быть обжаловано в
течение месяца со дня его принятия в апелляционную инстанцию
Арбитражного суда Нижегородской области.




Судья


И.И.МОИСЕЕВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru