Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 10.05.2007 по делу № А43-32131/2006-12-628


<ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК ЯВЛЯЕТСЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОН РАСПОЛОЖЕН НА ЗЕМЛЯХ
ПОСЕЛЕНИЙ И ОТНОСИТСЯ К ГОРОДСКИМ ЛЕСАМ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 10 мая 2007 года
Дело N А43-32131/2006-12-628



Резолютивная часть
решения объявлена 3 мая 2007 г.


Полный текст решения изготовлен 10
мая 2007 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Пословой Галины Валентиновны,
рассмотрев дело по иску администрации города Дзержинска Нижегородской
области к ответчику - территориальному управлению Федерального
агентства по управлению федеральным имуществом по Нижегородской
области - о признании права муниципальной собственности на земельный
участок и признании недействительным зарегистрированное право
федеральной собственности на участок лесного фонда,




установил:




иск заявлен о
признании незаконным включение участка лесного фонда площадью
19341,00 га, кадастровый номер 52:21:1800000, расположенного по
адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Дзержинский лесхоз,
Игумновское лесничество - кварталы 1 - 3, 6, 9 - 14, 17 - 22, 25 -
113; Дзержинское лесничество - кварталы 1 - 64, 66 - 75, 78 - 82, 87,
100, 102 - 106, в реестр федерального имущества, об обязании
ответчика исключить указанный земельный участок лесного фонда из
реестра федерального имущества, о признании недействительным права
федеральной собственности на этот же участок, зарегистрированного в
Едином государственном реестре прав записью от 27.05.2004 N
52-05/55-16/2004-88.


В обоснование иска истец указал, что
27.05.2004 учреждением по государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним на территории Нижегородской
области зарегистрировано право собственности РФ на участок лесного
фонда площадью 19341,00 га. В качестве правового документа -
основания указана ст. 19 Лесного кодекса РФ.


Истец полагает, что спорный земельный
участок относится к городским лесам, поэтому право федеральной
собственности на него зарегистрировано незаконно.


При этом в обоснование своей позиции
истец ссылается на ст. 7, 101 Земельного кодекса РФ, ст. 7, 10, 19
Лесного кодекса РФ, ст. 2, 11 - 13 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления
в РФ".


В соответствии со ст. 163
Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании
объявлялись перерывы.


В процессе рассмотрения спора истец
уточнил исковые требования и просит суд признать право муниципальной
собственности на земельный участок площадью 19341,00 га,
расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск,
Дзержинский лесхоз, Игумновское лесничество - кварталы 1 - 3, 6, 9 -
14, 17 - 22, 25 - 113; Дзержинское лесничество - кварталы 1 - 64, 66
- 75, 78 - 82, 87, 100, 102 - 106, кадастровый номер
52:21:000000:0006, и признать недействительным зарегистрированное
право федеральной собственности на участок лесного фонда площадью
19341,00 га, расположенный по тому же адресу, в Едином
государственном реестре прав, осуществленное записью от 27.05.2004 N
52-05/55-16/2004-88 (л.д. 20).


Уточнение судом принято в порядке ст.
49 Арбитражного процессуального кодекса РФ.


При этом истец пояснил, что Земельный
кодекс РФ, действующий в редакции до 01.01.2007, в качестве основного
признака, отделяющего земли населенных пунктов от земель иных
категорий, выделяет их нахождение в пределах границ населенных
пунктов.


Спорный земельный участок находится в
границах населенного пункта, а потому в силу пункта 9 ст. 85, ст. 7,
101 Земельного кодекса РФ, ст. 6, 7, 8 Лесного кодекса РФ относится к
городским лесам и не может быть отнесен к землям лесного фонда.


По ходатайству истца управление ФРС
по Нижегородской области исключено из числа ответчиков и привлечено к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований на предмет спора, а также привлечено к
участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего
самостоятельных требований на предмет спора, министерство
государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
(определение от 08.12.2006, л.д. 50).


Определением суда от 30.01.2007 (л.д.
62) по ходатайству истца к участию в деле в качестве третьего лица,
не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ГУ "Дзержинский
лесхоз".


Ответчик отзывом на исковое заявление
иск не признал (л.д. 26). Его представитель в судебном заседании
поддержал позицию, изложенную в отзыве, пояснив, что право
федеральной собственности на спорный земельный участок лесного фонда
зарегистрировано 27.05.2004, до утверждения границ муниципального
образования г. Дзержинск Нижегородской области, которое осуществлено
Законом Нижегородской области от 24.10.2005 № 151-З.


Основанием для регистрации права
федеральной собственности на участок лесного фонда послужила ст. 19
Лесного кодекса РФ, в соответствии с которой лесной фонд и
расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной
собственности.


Спорный земельный участок относится к
первой группе лесов. В соответствии со ст. 56 Лесного кодекса РФ к
лесам первой группы относятся леса, основным назначением которых
является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных и иных функций, а также леса особо охраняемых
природных территорий.


В силу ст. 133 Лесного кодекса РФ по
вопросам государственного контроля за использованием, охраной,
защитой и воспроизводством лесов, расположенных на землях городских
поселений, осуществляет федеральный орган исполнительной власти по
надзору в сфере природопользования.


В настоящее время ГУ "Дзержинский
лесхоз" в соответствии с действующим законодательством передано
в собственность субъекта РФ.


Третье лицо - управление ФРС по
Нижегородской области - отзывом на исковое заявление (л.д. 29) и его
представитель в судебном заседании указали, что государственная
регистрация права федеральной собственности произведена в
соответствии со ст. 19 Лесного кодекса РФ. Согласно абзацу 3 данной
правовой нормы формы собственности на леса, расположенные на землях
городских поселений, устанавливаются федеральным законом. Но такой
федеральный закон до сих пор не принят.


Третье лицо - министерство
государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
- отзывом на исковое заявление (л.д. 53), с учетом дополнения к нему
от 25.04.2007, и его представители в судебном заседании поддержали
позицию истца.


Третье лицо - государственное
учреждение Нижегородской области "Дзержинский лесхоз" -
отзывом на исковое заявление и его представитель в судебном заседании
указали, что с 01.03.2007 ФГУ "Дзержинский лесхоз"
реорганизовано в ГУ Нижегородской области "Дзержинский лесхоз".
Учреждение как имущественный комплекс передано в собственность
Нижегородской области.


Исследовав материалы дела, выслушав
пояснения представителей участников спора, суд находит иск
обоснованным и подлежащим удовлетворению.


Установлено, что 27 мая 2004 г. в
Едином государственном реестре прав записью № 52-05/55-16/2004-88
произведена государственная регистрация права собственности
Российской Федерации на участок лесного фонда общей площадью 19341,00
га, расположенный по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск,
Дзержинский лесхоз, Игумновское лесничество - кварталы 1 - 3, 6, 9 -
14, 17 - 22, 25 - 113; Дзержинское лесничество - кварталы 1 - 64, 66
- 75, 78 - 82, 87, 100, 102 - 106, кадастровый номер 52:21:1800000.


Основанием для государственной
регистрации права послужила ст. 19 Лесного кодекса РФ.


Названный земельный участок находился
в ведении ФГУ "Дзержинский лесхоз" и числился в реестре
федерального имущества.


Данное учреждение и имущество,
находящееся в оперативном управлении учреждения, распоряжением
Правительства Нижегородской области от 21.02.2007 № 139-р в
соответствии с законодательством РФ и распоряжением теруправления
Федерального агентства по управления федеральным имуществом по
Нижегородской области от 18.12.2006 № 496 "О безвозмездной
передаче федеральных государственных учреждений, подведомственных
Федеральному агентству лесного хозяйства (лесхозов) как имущественных
комплексов, в государственную собственность Нижегородской области"
в целях осуществления полномочий в сфере лесных отношений передано в
государственную собственность Нижегородской области.


Устав ГУ Нижегородской области
"Дзержинский лесхоз" утвержден департаментом лесного
хозяйства Нижегородской области 01.03.2007.


В соответствии с пунктом 1.9 устава
лесхоз является правопреемником ФГУ "Дзержинский лесхоз".


Деятельность лесхоза осуществляется
на землях лесного фонда и землях иных категорий РФ, расположенных в
границах Нижегородской области, в целях осуществления мероприятий по
организации и использованию лесов, их охране, защите и
воспроизводству.


В соответствии с пунктом 3 ст. 84
Земельного кодекса РФ, Законом Нижегородской области от 24.10.2005 N
151-З утверждены границы муниципального образования г. Дзержинск
Нижегородской области. Согласно приложению 1 к названному Закону в
состав муниципального образования г. Дзержинск входит в том числе
земельный участок лесного фонда площадью 19341 га, расположенный на
территориях Игумновского лесничества - кварталы 1 - 3, 6, 9 - 14, 17
- 22, 25 - 113 и Дзержинского лесничества - кварталы 1 - 64, 66 - 75,
78 - 82, 87, 100, 102 - 106, находящийся в ведении ГУ Нижегородской
области "Дзержинский лесхоз".


Согласно кадастровому плану
земельного участка, составленному по состоянию на 25.04.2007
управлением Роснедвижимости по Нижегородской области, земельный
участок площадью 19341,00 га, имеющий кадастровый номер
52:21:0000000:0006, относится к землям населенных пунктов,
предназначен для ведения лесного хозяйства и расположен на территории
муниципального образования г. Дзержинск (Игумновское и Дзержинское
лесничества Дзержинского лесхоза).


В силу ст. 7 Лесного кодекса РФ (в
редакции Федерального закона № 22-ФЗ от 29.01.1997) к лесному фонду
относятся все леса, за исключением лесов, расположенных на землях
обороны и землях населенных пунктов (поселений).


Статья 10 этого же Кодекса
устанавливает, что в лесной фонд не входят леса, расположенные на
землях обороны, землях городских поселений, - городские леса.


Согласно ст. 15 того же Кодекса
органы местного самоуправления от имени муниципальных образований
участвуют в лесных отношениях в пределах своей компетенции,
установленной актами, определяющими статус этих органов.


Абзац 1 ст. 133 Лесного кодекса РФ
предусматривает, что леса, расположенные на землях городских
поселений, предназначены для отдыха населения, проведения
культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для
сохранения благоприятной экологической обстановки.


Из материалов дела следует, что
спорный земельный участок расположен в границах территории
муниципального образования г. Дзержинск Нижегородской области и
относится к городским лесам (земли городских поселений).


Поэтому требование истца о признании
права муниципальной собственности на спорный земельный участок
обоснованно и правомерно.


В силу ст. 2 Федерального закона N
122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним" (далее по тексту - Закон о
регистрации) зарегистрированное право на недвижимое имущество может
быть оспорено только в судебном порядке.


Основанием для регистрации права
федеральной собственности на спорный земельный участок послужила ст.
19 Лесного кодекса РФ, в соответствии с положениями абзаца 1 которой
лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в
федеральной собственности.


Представленные в дело доказательства
свидетельствуют, что спорный земельный участок расположен на землях
поселений и относится к городским лесам.


Формы собственности на леса,
расположенные на землях городских поселений, устанавливаются
Федеральным законом (абзац 3 ст. 19 Лесного кодекса РФ в редакции
Федерального закона № 22-ФЗ от 29.01.1997).






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слова "имущества"
пропущены слова "не имеется,".






Такой федеральный
закон не принят, а потому правовых оснований для включения спорного
земельного участка в реестр федерального имущества и регистрация
права федеральной собственности на него противоречит названным нормам
права, а также ст. 17 Закона о регистрации и нарушает права и
законные интересы истца.


Положениями Лесного кодекса РФ,
вступившего в силу с 01.01.2007, также не регламентировано, что леса,
расположенные на землях населенных пунктов, входят в состав земель
лесного фонда, который находится в федеральной собственности.


Формы собственности на лесные участки
в составе земель иных категорий определяются в соответствии с
земельным законодательством (пункт 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ в новой
редакции).


В соответствии с пунктом 9 ст. 85
Земельного кодекса РФ земельные участки в составе реакционных зон, в
том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами,
парками и т.д., входят в состав земель поселений (земель населенных
пунктов).


В состав земель в РФ входят в том
числе земли поселений (земли населенных пунктов) и земли лесного
фонда (ст. 7 Земельного кодекса РФ).


С учетом изложенного суд находит иск
обоснованным и подлежащим удовлетворению.


Доводы ответчика, приведенные в
обоснование своих возражений по иску, судом рассмотрены и не
принимаются как несостоятельные.


Расходы по государственной пошлине в
порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с согласия
истца относятся на последнего.


Истец при подаче иска в суд оплатил
государственную пошлину по платежному поручению № 88479 от 05.10.2006
в размере 2000 руб. По рассмотренным требованиям государственная
пошлина должна быть оплачена в размере 4000 руб.


Поэтому с учетом положений Налогового
кодекса РФ с истца подлежит взысканию в федеральный бюджет 2000 руб.
расходов по государственной пошлине.


Руководствуясь ст. 167 - 170, 176,
180, 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд




решил:




Признать право
муниципальной собственности на земельный участок площадью 19341 га,
имеющий кадастровый номер 52:21:0000000:0006, расположенный на
территории г. Дзержинска Нижегородской области, а именно: Игумновское
лесничество - кварталы 1 - 3, 6, 9 - 14, 17 - 22, 25 - 113;
Дзержинское лесничество - кварталы 1 - 64, 66 - 75, 78 - 82, 87, 100,
102 - 106.


Признать недействительным
зарегистрированное право федеральной собственности (право Российской
Федерации) на участок лесного фонда площадью 19341 га, расположенный
по адресу: Нижегородская область, г. Дзержинск, Игумновское
лесничество - кварталы 1 - 3, 6, 9 - 14, 17 - 22, 25 - 113;
Дзержинское лесничество - кварталы 1 - 64, 66 - 75, 78 - 82, 87, 100,
102 - 106, осуществленное в Едином государственном реестре прав
записью регистрации № 52-05/55-16/2004-88 от 27 мая 2004 г.


Расходы по государственной пошлине
отнести на истца.


Взыскать с администрации г.
Дзержинска Нижегородской области в доход федерального бюджета РФ 2000
руб. государственной пошлины.


Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.


Решение может быть обжаловано в
месячный срок со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный
суд г. Владимира в установленном порядке.




Судья


Г.В.ПОСЛОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru