Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 29.05.2007 по делу № А43-3908/2007-35-87


<ЗАЧЕТ ИЛИ ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ
УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ
СТРАХОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТСЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 29 мая 2007 года
Дело N А43-3908/2007-35-87



Резолютивная часть
решения объявлена 22 мая 2007 г.


Полный текст решения изготовлен 29
мая 2007 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Тютина Д.В., при ведении
протокола судебного заседания судьей Тютиным Д.В., рассмотрев в
судебном заседании дело по заявлению муниципального дошкольного
образовательного учреждения "Детский сад № 16 "Светлячок"
к МРИ ФНС России № 5 по Нижегородской области, третье лицо - ГУ "УПФР
по Чкаловскому району Нижегородской области" о признании
незаконными действий, выразившихся в отказе зачесть излишне
уплаченные санкции в сумме 25164 руб., обязании произвести зачет,




установил:




в Арбитражный суд
Нижегородской области обратилось МДОУ "Детский сад № 16
"Светлячок" (далее - Организация) с заявлением к МРИ ФНС
России № 5 по Нижегородской области (далее - Инспекция) о признании
незаконными действий, выразившихся в отказе зачесть излишне
уплаченные санкции в сумме 25164 руб., обязании произвести зачет.


В качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
было привлечено ГУ "УПФР по Чкаловскому району Нижегородской
области" (далее - Управление).


Инспекцией отзыв относительно
заявленных требований не представлен.


Управление в отзыве подтверждает факт
уплаты санкций Организацией и считает, что вопросы зачета (возврата)
излишне уплаченных сумм страховых взносов (и соответствующих санкций)
должен решать налоговый орган.


В соответствии со статьей 156
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд
рассматривает дело в отсутствие представителей ответчика и третьего
лица.


Рассмотрев материалы дела, суд
установил следующее.


Организация излишне уплатила санкции
в общей сумме 25164 руб. платежными поручениями:


- от 22.02.2006 № 19 на 23289 руб. по
КБК 18210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на
выплату страховой части трудовой пенсии); в поручении был указан код
типа платежа "СА";


- от 22.02.2006 № 20 на 1875 руб. по
КБК 18210202020061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное
страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на
выплату накопительной части трудовой пенсии); в поручении был указан
код типа платежа "СА".


Впоследствии Организация обратилась в
Инспекцию с заявлениями о зачете от 20.02.2007, которыми просила
зачесть вышеуказанные платежи по тем же КБК, но с учетом типа платежа
"НС", т.е. в счет уплаты страховых взносов. На данные
заявления Организацией от Инспекции был получен отказ от 02.03.2007 N
06-50/228 со ссылкой на отсутствие у Инспекции соответствующих
полномочий.


По мнению Организации, действия
Инспекции, выразившиеся в отказе зачесть излишне уплаченные санкции в
сумме 25164 руб., являются незаконными, не соответствующими статье 78
Налогового кодекса Российской Федерации.


Суд считает заявленные требования
подлежащими удовлетворению.


В соответствии с пунктом 9 Правил
указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах
на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему
Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами
(приложение 2 к приказу Минфина России от 24.11.2004 № 106н) в поле
110 расчетного документа указывается показатель типа платежа, который
имеет два знака и может принимать в т.ч. следующие значения:


"НС" - уплата налога или
сбора;


"СА" - налоговые санкции,
установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.


Следовательно, Организацией под видом
санкций и по КБК страховых взносов излишне уплачено 25164 руб.


В статье 2 Закона Российской
Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации" установлено, что
правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в
Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в
бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета
в соответствии с данным Федеральным законом, регулируются
законодательством Российской Федерации, перечень которого приведен в
абзаце первом этой же статьи. Правоотношения, связанные с уплатой
обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том
числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное
не предусмотрено данным Федеральным законом.


Согласно пункту 1 статьи 25
указанного Закона Российской Федерации контроль за уплатой страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется
налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством
Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Следовательно, к данным правоотношениям применяются положения главы
12 Налогового кодекса Российской Федерации.


Единственный случай, когда
обязанность по возврату излишне уплаченных страховых взносов
возложена на органы Пенсионного фонда Российской Федерации,
установлен в пункте 1 статьи 13 данного Закона Российской Федерации:
страховщик имеет право осуществлять возврат страховых взносов
страхователям в случае, если невозможно установить, за каких
застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Право органов
Пенсионного фонда Российской Федерации на принятие решения о зачете
излишне уплаченных страховых взносов в данном Законе Российской
Федерации вообще не предусмотрено.


Подпункт 7 пункта 1 статьи 32
Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что
налоговые органы обязаны принимать решения о возврате
налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм
излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и
штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения
соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для
исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне
взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке,
предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.


В силу пунктов 4, 5, 7, 9 и 14 статьи
78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного
налога (сбора, пеней, штрафа) подлежит зачету (возврату) налоговым
органом по письменному заявлению налогоплательщика. Решение о зачете
выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии,
что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в
который была направлена излишне уплаченная сумма налога.


Следовательно, обязанность по зачету
(возврату) страхователю излишне уплаченных страховых взносов (и
соответствующих санкций) возложена на налоговый орган. Указанный
вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (постановление
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
05.09.2006 № 2776/06).


Пункт 5 статьи 201 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в
резолютивной части решения по делу об оспаривании действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении
действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание
оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность
соответствующих государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные
действия, принять решения или иным образом устранить допущенные
нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом
срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью
или в части.


На основании изложенного заявленные
требования подлежат удовлетворению.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные
расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру
удовлетворенных исковых требований. Поскольку ответчик от уплаты
государственной пошлины освобожден в силу статьи 333.37 Налогового
кодекса Российской Федерации, а заявителю была предоставлена отсрочка
уплаты государственной пошлины, этот вопрос не рассматривается.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




Заявленные
требования удовлетворить.


Признать незаконными действия МРИ ФНС
России № 5 по Нижегородской области, выразившиеся в отказе зачесть
25164 руб. излишне уплаченных МДОУ "Детский сад № 16 "Светлячок"
санкций.


Обязать ИФНС России № 5 по
Нижегородской области зачесть 25164 руб. излишне уплаченных МДОУ
"Детский сад № 16 "Светлячок" санкций в счет уплаты
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано
в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации.




Судья


Д.В.ТЮТИН












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru