Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 30.05.2007 по делу № А43-3521/2007-15-78


<В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ О
ВЗЫСКАНИИ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ВЕТЕРАНАМ
ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ, ОТКАЗАНО, ТАК КАК ДАННОЕ
ТРЕБОВАНИЕ ПРЕДЪЯВЛЕНО К НЕНАДЛЕЖАЩЕМУ ОТВЕТЧИКУ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 30 мая 2007 года
Дело N А43-3521/2007-15-78



(извлечение)








-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слов "1) Министерству"
пропущено слово "финансов".






Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Игнатовой И.И., при ведении
протокола судебного заседания судьей Игнатовой И.И., рассмотрев в
судебном заседании дело по иску муниципального унитарного предприятия
ЖКХ "Бриляково", с. Бриляково Городецкого района
Нижегородской области, к ответчикам: 1) Министерству Российской
Федерации, г. Москва; 2) министерству финансов Нижегородской области,
г. Нижний Новгород, третье лицо - государственное учреждение "Центр
предоставления мер социальной поддержки Городецкого района", г.
Городец Нижегородской области, о взыскании 12376 рублей 93 копеек,




установил:




иск заявлен о
взыскании убытков, возникших у МУП ЖКХ "Бриляково"
Городецкого района, в сумме 12376 руб. 93 коп., возникших в связи с
предоставлением в 2004 году льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг ветеранам по Федеральному закону "О ветеранах" от
12.01.1995 № 5-ФЗ.


Министерство финансов Российской
Федерации исковые требования не признает, поскольку в соответствии со
статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" возмещение
расходов на оплату жилья и коммунальных услуг возложено на субъекты
Российской Федерации.






-->
примечание.


Видимо, имеется в виду абзац 2 пункта
2 статьи 154 Налогового кодекса РФ.






Согласно абзацу 2
пункта 2 статьи 154 Кодекса установлено, что при реализации товаров
(работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами разного
уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных
регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным
потребителям в соответствии с федеральным законодательством,
налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров
(работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.


Поскольку налог на добавленную
стоимость возмещению истцу не подлежит, Министерство финансов
Российской Федерации считает, что и размер убытков должен быть
уменьшен истцом на сумму НДС. А в данном случае налог на добавленную
стоимость превышает сумму убытков, предъявленных к взысканию.


Министерство финансов Нижегородской
области исковые требования не признает, так как считает, что
надлежащим ответчиком по иску является Российская Федерация в лице
Министерства финансов Российской Федерации как органа,
обеспечивающего организацию и исполнение федерального бюджета.


Исследовав представленные материалы,
заслушав представителей истца, ответчиков и третьего лица, суд
установил следующее.


Между истцом и управлением по труду и
социальной защите населения администрации Городецкого района был
заключен договор № 14 от 12.02.2004, в соответствии с которым истец
обязался в течение 2004 года предоставлять льготы ветеранам по оплате
жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах".


Во исполнение данного договора истец
в течение 2004 года предоставлял ветеранам льготы по оплате жилья и
коммунальных услуг.


Расходы истца, связанные с
предоставлением льгот в 2004 году, составили 134331 руб. 57 коп.


Указанные расходы истцу
компенсированы были частично в сумме 121954 руб. 64 коп., сумма
невозмещенных расходов составила 12376 руб. 93 коп.


В связи с изложенным истец обратился
в Арбитражный суд Нижегородской области с настоящим иском.


Согласно ФЗ "О ветеранах"
ветеранам предоставляются льготы по оплате жилья в размере 50%
занимаемой общей площади жилых помещений и в размере 50% - по оплате
коммунальных услуг.


Согласно статье 10 ФЗ "О
ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов
льгот по оплате жилья в домах независимо от вида жилищного фонда и
оплате коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов,
указанных в настоящей статье, утверждается соответственно
Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам,
учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов
субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение. Таким
образом, источником финансирования льгот законом определен
федеральный бюджет.


Порядок возмещения субъектам
Российской Федерации расходов на реализацию льгот ветеранам
Правительством Российской Федерации не определен.


В пункте 18 постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О
некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного
кодекса Российской Федерации" разъяснено, что возложение на
субъект Российской Федерации обязанности по финансированию
установленных Российской Федерацией льгот означает передачу
осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень
власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до
01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в
Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N
584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых
финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. Если
установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение
иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не
полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект
Российской Федерации или муниципальное образование, то при
недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального
бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации
независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в
бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.


Источником финансирования
рассматриваемых расходов является федеральный бюджет.


Годовые лимиты расходования средств
на реализацию указанного закона утверждаются законом Нижегородской
области "Об областном бюджете" на соответствующий
финансовый год.


Согласно отзыву министерства финансов
Нижегородской области денежные средства на финансирование льгот
ветеранам по оплате жилищно-коммунальных услуг Нижегородской области
в 2004 году не передавались.


Следовательно, убытки истца от
предоставления льгот возникли вследствие незаконного бездействия
федеральных органов государственной власти, ответственных за
формирование и утверждение федерального бюджета по надлежащему
финансовому обеспечению публичных обязательств Российской Федерации
по ФЗ "О ветеранах".


В силу статей 16 и 1069 Гражданского
кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны
Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.


Неисполнение Российской Федерацией
обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в
связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение
у юридического лица убытков.


На основании статьи 1071 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации и
казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие
финансовые органы.


Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного
кодекса Российской Федерации установлено, что главный распорядитель
средств федерального бюджета выступает от имени казны Российской
Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными
решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц
и органов, по ведомственной принадлежности.


Согласно пункту 1 статьи 158
Бюджетного кодекса Российской Федерации главные распорядители средств
федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию
расходов федерального бюджета.


Таким образом, по данному спору
главным распорядителем средств федерального бюджета является
Министерство финансов Российской Федерации.


В силу пункта 2 постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 по
иску, предъявленному по статьям 16, 1069 Гражданского кодекса
Российской Федерации, должником в обязательстве по возмещению вреда,
причиненного в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов, является публично-правовое образование,
а не его органы либо должностные лица этих органов, и денежные
средства подлежат взысканию за счет казны соответствующего
публично-правового образования, а не с государственного или
муниципального органа.


Таким образом, убытки истца в связи с
предоставлением льгот отдельным гражданам в соответствии с ФЗ "О
ветеранах" подлежат удовлетворению с Российской Федерации за
счет ее казны.


Как видно из представленных в дело
документов, в сумму убытков 134331 руб. 57 коп. включен налог на
добавленную стоимость - 14077 руб. 36 коп. В погашение задолженности
истцу перечислено 121954 руб. 64 коп. (- 1700 руб. 43 коп.);
поскольку согласно действующему законодательству (пункт 2 статьи 154
Бюджетного кодекса Российской Федерации) налог на добавленную
стоимость возмещению не подлежит, следовательно, у истца отсутствуют
основания требовать возмещения убытков.


При таких обстоятельствах в иске к
министерству финансов Нижегородской области следует отказать.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слова "истца" имеется в
виду слово "ответчика".






Расходы по делу
относятся на истца - министерство финансов Нижегородской области -
статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




В удовлетворении
иска отказать.


Решение суда может быть обжаловано в
течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный
суд, г. Владимир.




Судья


И.И.ИГНАТОВА












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru