Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 13.06.2007 по делу № А43-4087/2007-30-78


<ЗАЧЕТ ИЛИ ВОЗВРАТ ИЗЛИШНЕ
УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ
СТРАХОВАНИЕ ПРОИЗВОДИТСЯ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 13 июня 2007 года
Дело N А43-4087/2007-30-78



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Федорычева Георгия Сергеевича,
при ведении протокола судебного заседания Федорычевым Г.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ИП Рогальчук Елены
Ростиславовны (заявитель, предприниматель) к МИФНС России № 2 по
Нижегородской области (инспекция), третье лицо - ГУ "УПФ РФ по
Володарскому району Нижегородской области", о зачете ошибочно
перечисленных денежных средств в сумме 432 руб.,




установил:




в Арбитражный суд
Нижегородской области обратилась ИП Рогальчук Елена Ростиславовна с
заявлением к инспекции о зачете ошибочно перечисленных денежных
средств в сумме 432 руб.


Как следует из материалов дела,
заявитель настаивает на зачете платежа в размере 432 руб.,
произведенного предпринимателем с КБК 18210202040061000160 на КБК
18210202020061000160, так как перечисление денежных средств явилось
следствием технической ошибки.


Позиция налогового органа основана на
том, что действующим законодательством не определены орган, который
должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых
взносов, и порядок его проведения, в связи с чем требования заявителя
не могут быть удовлетворены.


Позиция ГУ "УПФ РФ по
Володарскому району Нижегородской области" основана на том, что
проведение зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов -
обязанность налогового органа как администратора поступлений в
бюджеты Российской Федерации.


Признав дело подготовленным, суд в
соответствии с пунктом 1 статьи 137 АПК РФ вынес определение о
назначении дела к рассмотрению в судебном заседании арбитражного суда
первой инстанции.


Как следует из материалов дела, при
оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за
2005 г. заявителем был указан неверный код бюджетной классификации,
вследствие чего излишне уплаченная сумма страховых взносов в виде
фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии
составила 432 руб.


Предприниматель обратился в инспекцию
с заявлением о зачете перечисленных средств. Указанное заявление
оставлено без удовлетворения.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слова "общества" имеется
в виду слово "индивидуального предпринимателя".






Рассмотрев
представленные в материалы дела документы, заслушав представителя
ответчика, суд считает требования общества обоснованными и
подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.


В соответствии со статьей 2
Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном
пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения,
связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное
страхование, в том числе в части осуществления контроля за их
уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о
налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным
законом.


При этом контроль за уплатой
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом
законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность
налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона).


Указанным Федеральным законом не
установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных
страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с
чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12
Налогового кодекса Российской Федерации.


В соответствии с пунктом 5 статьи 78
Кодекса зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения
недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам,
подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.


В случае, предусмотренном настоящим
пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога
принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им
факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом
и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов,
если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в
силу решения суда.


Положение, предусмотренное настоящим
пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый
орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога
в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом
случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного
налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам
принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления
налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим
налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если
такая совместная сверка проводилась.


Согласно пункту 14 данной статьи
указанные правила применяются также в отношении зачета или возврата
сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов и
распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов.


При этом указанная норма не вступает
в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных
платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации и персональным целевым назначением которых является
обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному
пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых
взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.


В пункте 1 статьи 13 Федерального
закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа
осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если
невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи
уплачены. Однако данная норма применима к иным отношениям, которые не
касаются возврата страховых взносов в случае их излишней уплаты в
связи с технической ошибкой. Иных полномочий по возврату (зачету)
страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного
фонда РФ.


Таким образом, довод инспекции о том,
что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о
зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса
Российской Федерации, противоречит нормам Налогового кодекса РФ.


В судебном заседании было
установлено, что у предпринимателя имеется переплата по страховым
взносам (накопительная часть) в сумме 432 руб., за зачетом которой
заявитель обратилась в налоговый орган. Факт наличия переплаты в
сумме 432 руб. ответчик не отрицает. Как следует из представленного
Пенсионным фондом отзыва, наличие переплаты по накопительной части
страховых взносов в сумме 432 руб. им подтверждается.


В соответствии с частью 3 статьи 2
Федерального закона от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной
классификации Российской Федерации", приказом Минфина РФ от
10.12.2004 № 114н администраторами поступлений в бюджеты Российской
Федерации являются федеральные органы государственной власти,
осуществляющие в соответствии с законодательством Российской
Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие
решений о возврате (зачете) излишне уплаченных платежей в бюджет,
пеней и штрафов.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: приказ Министерства финансов РФ № 114н
принят 10.12.2004, а не 10.12.2005.






Согласно приложению
11 к приказу Минфина от 10.12.2005 № 114н администратором поступлений
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации является
Федеральная налоговая служба.


При таких обстоятельствах суд
считает, что обязать сделать зачет предпринимателю 432 руб. страховых
взносов следует инспекцию.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные
расходы относятся на ответчика.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




1. Признать
незаконным бездействие МИФНС России № 2 по Нижегородской области,
выразившееся в отказе индивидуальному предпринимателю Рогальчук Елене
Ростиславовне произвести зачет 432 руб. излишне уплаченных страховых
взносов.


2. Обязать МИФНС России № 2 по
Нижегородской области произвести зачет платежа в размере 432 руб.,
произведенного заявителем с КБК 18210202040061000160 на КБК
18210202020061000160.


4. Взыскать с МИФНС России № 2 по
Нижегородской области в пользу заявителя 100 руб. государственной
пошлины.


5. Исполнительный лист выдать.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано
в порядке, установленном статьей 181 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.




Судья


Г.С.ФЕДОРЫЧЕВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru