Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
Нижегородской области от 09.01.2007 № 1


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"


Официальная публикация в СМИ:


"Нижегородские новости", N
22(3674), 07.02.2007


["Правовая среда", N
9(797), 07.02.2007]





Документ
получен из Эталонного банка данных правовой информации Губернатора и
Правительства Нижегородской области.









ПРАВИТЕЛЬСТВО
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 9 января 2007 г. № 1




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО
2020 ГОДА








-->
примечание.


Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 01.03.2003 № 256-р "О Концепции регулирования
миграционных процессов в Российской Федерации" содержится в
информационном банке СПС --> Эксперт-приложение.






В соответствии с
распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года
№ 256-р "О Концепции регулирования миграционных процессов в
Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от
22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию содействия
добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников,
проживающих за рубежом" и в целях совершенствования системы
управления миграционными процессами Правительство Нижегородской
области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию
миграционной политики Нижегородской области на период до 2020 года
(далее - Концепция).


2. Департаменту социальной защиты
населения, труда и занятости Нижегородской области с участием рабочей
группы, утвержденной распоряжением Правительства Нижегородской
области от 6 октября 2006 года № 813-р "О разработке проектов
нормативных документов по миграционной политике Нижегородской
области", обеспечить подготовку областной программы по оказанию
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом.


3. Органам исполнительной власти
Нижегородской области при планировании и осуществлении мероприятий в
области управления социально-экономическими процессами учитывать
положения настоящей Концепции.


4. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области в рамках своей компетенции разработать планы
мероприятий по реализации настоящей Концепции.


5. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя
Председателя Правительства Нижегородской области по социальной
политике Г.А. Суворова.




Губернатор области


В.П.ШАНЦЕВ












Утверждена


постановлением


Правительства области


от 09.01.2007 № 1




КОНЦЕПЦИЯ


МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ


НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА




Концепция
миграционной политики Нижегородской области на период до 2020 года
(далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями
Концепции регулирования миграционных процессов в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской
Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р, Указом Президента Российской
Федерации от 22 июня 2006 года № 637 "О мерах по оказанию
содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом" и Стратегией развития
Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением
Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 года № 127.


Концепция представляет собой систему
принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности
органов государственной власти Нижегородской области по регулированию
миграционных процессов на территории области.




I. ПРИНЦИПЫ
ПРОВЕДЕНИЯ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ


В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных
нормативных правовых актов и международных обязательств в области
миграции.


Защита прав и свобод человека на
основе законности и неуклонного соблюдения норм международного права.


Защита прав и свобод российских
граждан.


Защита рынка труда Нижегородской
области.


Обеспечение общественной безопасности
на территории Нижегородской области.


Соблюдение и защита прав мигрантов,
недопустимость их дискриминации по признаку расы, языка,
происхождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным организациям.


Дифференцированный подход к решению
проблем различных категорий мигрантов, приоритетное оказание
государственной помощи наиболее нуждающимся категориям вынужденных
переселенцев и соотечественников, содействие и стимулирование
добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом,
и создание оптимальных условий для самообеспечения мигрантов.


Взаимодействие законодательных
(представительных) органов и органов исполнительной власти всех
уровней с общественными объединениями мигрантов.


Развитие сотрудничества Нижегородской
области с республиками бывшего СССР по регулированию миграционных
процессов.




II. АНАЛИЗ
МИГРАЦИОННОЙ СИТУАЦИИ В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Нижегородская
область имеет выгодное географическое положение, благоприятные
экологические и климатические условия. Она расположена на пересечении
транспортных путей, имеет развитую промышленность и транспортную
инфраструктуру.


На 1 января 2006 года в Нижегородской
области проживало 3,41 миллиона жителей. Трудовые ресурсы составляют
около 60% от общей численности населения. Мониторинг показателей
демографических ресурсов свидетельствует о последовательном их
снижении: за период 1990 - 2005 годов потери составили более 300
тысяч человек. Специфика миграционных процессов в Нижегородской
области состоит в том, что несмотря на значительные объемы
передвижения, сальдо миграции остается небольшим и не обеспечивает
заметной компенсации убыли населения.




Таблица 1




(тыс. чел.)




































Годы


Естественная
убыль

(прирост)
населения


Миграционный
прирост

населения


Абсолютная
убыль

(прирост)
населения


2002


-39,5


2,8


-36,7


2003


-38,5


2,1


-36,4


2004


-37,1


3,1


-34,0


2005


-38,1


3,8


-34,3




Рост положительного
сальдо миграции в 2004 - 2005 годах свидетельствует о том, что
нижегородский рынок труда становится все более привлекательным для
иностранцев. За счет миграционного прироста естественная убыль в
области компенсирована с 2,1 тысячи человек в 2003 до 3,8 тысячи
человек в 2005 году.


Наметились структурные сдвиги:


- выросла мобильность населения
внутри Нижегородской области;


- возрос обмен населения с другими
субъектами Российской Федерации;


- увеличился обмен населения со
странами СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.




Таблица 2





























































































2004 г.


2005 г.


1


2


3


4


5


6


7


Миграционные
потоки


Прибывшие


Выбывшие


Миграционный
прирост


Прибывшие


Выбывшие


Миграционный
прирост


Всего, в том
числе:


37 626


35 146


2 480


35 546


31 759


3 787


Внутриобластная


23 483


23 483


0


21 275


21 275


0


Потоки внешней
миграции:


14 143


11 663


2 480


14 271


10 484


3 787


межрегиональная


12 538


10 797


1 741


11 801


9 769


2 032


со странами СНГ
и Балтии


1 553


589


964


2 426


467


1 959


другие
зарубежные

страны


52


277


-225


44


248


-204




Итоги миграционного
обмена со всеми федеральными округами страны, кроме Центрального, в
2004 - 2005 годах являются положительными, а итоговое сальдо по всем
потокам имеет благоприятную возрастную структуру (высокая доля
трудоспособного населения).


Внутриобластной обмен между городом и
селом начинает воспроизводить негативную тенденцию 1970 - 1980-х
годов - отток населения в трудоспособном возрасте, в том числе
молодых женщин, из села, что формирует диспропорции полов и дефицит
кадров.


Сальдо обмена с другими субъектами
Российской Федерации, отличаясь низкой долей населения пожилого
возраста (6,4%), одновременно характеризуется крайне низкой долей
занятых (занятыми были только 41% мигрантов возраста 14 лет и
старше).


В структуре межрегионального притока
в несколько большей мере представлены лица, имеющие статус
специалистов и руководителей, а в структуре оттока в другие субъекты
Российской Федерации - лица, самостоятельно обеспечивающие свою
занятость.


Характерные изменения в структуре и
объемах миграционных потоков последних лет отражают новую
миграционную ситуацию, которая формируется преимущественно по
экономическим основаниям (трудовая миграция), а не по политическим
(вынужденная миграция), как это было в 1990-е годы.


Массовый приток вынужденных мигрантов
в настоящее время практически прекратился. На начало 2002 года на
территории Нижегородской области проживало 15,8 тысячи граждан,
имеющих статус вынужденного переселенца, а на 01.10.2006 на учете
состоит 2720 человек, или 1262 семьи.


Снижение объемов вынужденной миграции
связано со стабилизацией социально-экономической обстановки в странах
СНГ, а также недостаточно удовлетворительным решением социальных
проблем переселенцев на местах: более 50% семей не получили
постоянного жилья.


Экономический подъем, повышение
благосостояния жителей, большое количество рабочих мест для
низкоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы, не
востребованных местным населением, делает Нижегородскую область
привлекательной для трудовых мигрантов из государств Средней Азии и
Закавказья. Многие из приезжающих ориентированы на получение
гражданства Российской Федерации: за период 2000 - 2005 годов его
получило 30 тысяч человек.


На 1 октября 2006 года на территории
Нижегородской области фактически проживает 22094 иностранных
гражданина и лица без гражданства, из них 19158 человек
зарегистрировано временно и 2936 человек - постоянно. 329
работодателей привлекают и используют иностранную рабочую силу.


За 9 месяцев 2006 года иностранным
работникам было выдано 6304 разрешения на работу. Основными сферами
применения иностранной рабочей силы являются: строительство (79%),
промышленность (9,7%), торговля и общественное питание (9,5%),
транспорт (0,8%), сельское хозяйство (0,3%).


Главными экспортерами иностранной
рабочей силы являются Узбекистан (20,4%), Таджикистан (6,6%), Украина
(6,5%), Кыргызстан (4,5%), Армения (3,1%), а также Турция (39,5%),
КНДР (8,4%), Вьетнам (1,7%), Китай (0,9%).


Использование иностранной рабочей
силы сопровождается усилением трудностей в сфере занятости в связи с
ростом нелегальной трудовой миграции.


За 10 месяцев 2006 года на территории
Нижегородской области выявлено более 13 тысяч незарегистрированных
иностранных граждан. По мнению экспертов, нелегальных мигрантов в 1,5
раза больше, чем официально зарегистрированных.


Размер экономических потерь, которые
несет Нижегородская область от нелегальных мигрантов, достаточно
велик. Наличные деньги, скрытые от налогообложения, происхождение
которых неизвестно, являются своего рода оборотным капиталом
преступных группировок, сформированных по национальному признаку.


Нелегальные трудовые мигранты создают
неконтролируемый рынок товаров и услуг, ведут незаконную коммерческую
деятельность, занимаются торговлей оружием и распространением
наркотиков, способствуют осложнению криминальной ситуации,
отрицательно влияют на состояние общественной и
санитарно-эпидемиологической безопасности Нижегородской области.


За 2005 год иностранными гражданами и
лицами без гражданства совершено 518 уголовных преступлений и 13042
административных правонарушения, за 9 месяцев текущего года -
соответственно 335 и 13528. Выдворено за пределы Российской Федерации
296 иностранных граждан, за 9 месяцев текущего года - 267 иностранных
граждан.




III. ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ
МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА




Прогноз
демографического развития Нижегородской области на период до 2020
года показывает, что основными следствиями суженного воспроизводства
и старения населения будут являться:


- дальнейшие потери общей численности
населения Нижегородской области, в том числе сельского;


- значительные потери части населения
трудоспособного возраста, особенно мужчин 25 - 39 лет;


- обострение проблемы дефицита и
мобильности трудовых ресурсов (на период с 2005 по 2010 годы доля
населения моложе трудоспособного возраста сократится с 15,0% до
13,5%, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличится с 23,6%
до 24,1%).


Вследствие высокой инерции
демографических процессов отмеченные тенденции будут сохраняться до
2020 года.


Реализация Стратегии
социально-экономического развития Нижегородской области до 2020 года,
утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17
апреля 2006 года № 127, диктует необходимость увеличения потребности
предприятий в высококвалифицированных кадрах. В связи с чем
миграционные процессы в Нижегородской области должны стать позитивным
фактором, способствующим улучшению демографической ситуации и
развитию экономики, а также активизации хозяйственного развития ряда
трудодефицитных территорий области.


До 2020 года планируется увеличить
миграционный прирост в первую очередь за счет привлечения
соотечественников, проживающих за рубежом, в 1,5 - 2 раза.




Таблица 3

































Демографический
показатель


Годы





2005


2010


2015


2020


Миграционный
прирост на
1000
чел. населения


1,1


1,4


1,9


2,1




IV. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ПРИОРИТЕТЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




Основной целью
регулирования миграционных процессов Нижегородской области является
обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического
развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых
ресурсах, рациональное размещение населения на территории
Нижегородской области, использование интеллектуального и трудового
потенциала мигрантов.


Индикаторами достижения цели являются
показатели численности населения, дефицита трудовых ресурсов, доля
нелегальной миграции.


Основными задачами миграционной
политики в Нижегородской области являются:


1. Миграционное замещение
естественной убыли коренного населения за счет привлечения на
постоянное место жительства соотечественников, проживающих за
рубежом.


2. Снижение миграционной убыли
населения.


3. Обеспечение кадрами необходимых
профессий и уровня квалификации социально-экономического комплекса
Нижегородской области, а также возрождение территорий аграрного
сектора.


4. Содействие в создании эффективно
действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных
негативных последствий миграции.


Приоритетными направлениями
миграционной политики Нижегородской области являются:


в сфере улучшения демографической
ситуации в Нижегородской области:


1. Создание оптимальных условий для
привлечения и закрепления соотечественников, проживающих за рубежом,
определенных категорий иммигрантов на постоянное место жительства в
Нижегородскую область.


2. Обеспечение гарантий
государственной поддержки вынужденным переселенцам и
соотечественникам, вернувшимся из-за рубежа.


3. Сокращение оттока населения в
репродуктивном возрасте из села в город, в другие субъекты Российской
Федерации и за рубеж на основе улучшения уровня жизни населения и
совершенствования механизма социального партнерства в Нижегородской
области.


4. Создание системы государственной
поддержки отдельных категорий граждан (в том числе молодых семей,
молодых ученых и специалистов, сельского населения) в обеспечении
жильем и улучшении жилищных условий путем формирования
соответствующих правовых, организационных и финансово-кредитных
условий.


5. Необходимость учета
демографической и миграционной ситуаций, конъюнктуры рынка труда
трудонедостаточных районов при формировании областного и местного
бюджета, межбюджетных отношений.


6. Активизация целевого жилищного
строительства на территории Нижегородской области на основе
расширения источников финансирования и увеличения доли внебюджетных
средств и кредитных ресурсов, в т.ч. с возможностью участия в
действующих федеральных и областных жилищных программах, а также с
использованием механизмов ипотечного жилищного кредитования.


7. Внедрение механизмов
субсидирования частичной или полной оплаты первоначального взноса по
договорам о приобретении жилья жителями области, нуждающимися в
улучшении жилищных условий, или строительстве жилья.


8. Разработка системы мероприятий по
предупреждению возможных конфликтов и снятию противоречий, связанных
с обустройством мигрантов и их интеграцией в местную среду.


9. Создание сети центров информации и
социальной адаптации мигрантов, основными направлениями деятельности
которых являются:


- помощь в обустройстве и обучение
навыкам предпринимательства, осуществление юридического
консультирования и правового просвещения, оказание психологической
помощи;


- подготовка предложений по
организации санитарно-эпидемиологического надзора за условиями
размещения и проживания мигрантов на территории Нижегородской
области;


- проведение регулярного мониторинга
миграционных процессов и оценка их влияния на социально-экономическую
обстановку Нижегородской области;


- распространение идей духовного
единства, дружбы народов, общественного и межнационального согласия,
культивирование чувства патриотизма, гордости за свой населенный
пункт;


- организация
информационно-просветительской деятельности через СМИ;


в сфере обеспечения
социально-экономического комплекса Нижегородской области
квалифицированными кадрами:


1. Развитие рынка труда,
обеспечивающего территориальную мобильность рабочей силы и
прогрессивные сдвиги в структуре занятости (молодежь, женщины,
инвалиды), на основе создания новых и повышения эффективности
существующих рабочих мест, улучшения условий и оплаты труда, развития
малого предпринимательства.


2. Повышение эффективности
регулирования объемов внешней трудовой миграции и качества ее
структуры в соответствии с потребностями социально-экономического
комплекса Нижегородской области в квалифицированных кадрах и
возможностями их обеспечения на основе подготовки предложений по
совершенствованию механизма квотирования, привлечения и использования
иностранной рабочей силы. Осуществление мониторинга рынка труда
иностранной рабочей силы.


3. Определение перспективных либо не
рекомендуемых территорий и населенных пунктов для расселения
мигрантов.


4. Разработка механизмов привлечения
мигрантов, учитывая страны их происхождения, профессиональные,
квалификационные и иные характеристики отбора специалистов.


5. Сотрудничество исполнительных
органов власти Нижегородской области и органов местного
самоуправления с переселенческими и общественными организациями, в
т.ч. по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и
строительству жилья.


6. Обеспечение взаимодействия
заинтересованных органов исполнительной власти Нижегородской области
с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем
трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и
использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка
труда, обеспечения приоритетного права граждан Нижегородской области
на занятие вакантных рабочих мест.


7. Соблюдение работодателями условий
трудовых договоров иностранных работников, представленных для
получения разрешения на привлечение и использование иностранной
рабочей силы.


8. Организация повышения квалификации
и обучения русскому языку.


9. Проведение в пределах своей
компетенции комплексных проверок законности трудовой деятельности
иностранных граждан.


10. Противодействие нелегальной
трудовой миграции за счет подготовки предложений по упрощению
процедур получения (по принципу "одного окна")
работодателем разрешений на привлечение иностранной рабочей силы и
работником - на занятие трудовой деятельностью на основе
информатизации служб и пересмотра организации процедур.


11. Совершенствование
информационно-аналитического обеспечения управления миграционными
потоками за счет формирования единого банка данных, в котором
отражается информация о каждом иностранном гражданине.


12. Оптимизация внутренних
миграционных процессов и содействие эффективному использованию
трудовых ресурсов:


- содействие развитию единого рынка
труда Нижегородской области путем создания банка вакансий и банка
квалифицированных специалистов муниципальных образований
Нижегородской области;


- разработка мер по созданию новых и
сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий
жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и
критическим состоянием рынка труда (или развитие рынка труда
депрессивных районов с учетом профессионально-квалификационных
характеристик населения);


в сфере обеспечения контроля за
миграционными процессами в Нижегородской области и преодоления
возможных негативных последствий миграции:


1. Обеспечение мер по определению
необходимых объемов миграционных потоков, а также повышение
ответственности в рамках своих полномочий органов исполнительной
власти Нижегородской области за соблюдением миграционного
законодательства на территории области.


2. Оказание содействия в
совершенствовании деятельности территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль
на территории Нижегородской области.


3. Оказание содействия в
осуществлении учета и регистрации прибывающих в Нижегородскую область
иностранных граждан и лиц без гражданства.


4. Оказание содействия в усилении
контроля за соблюдением иностранными работниками и лицами без
гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из
Российской Федерации и принятие в рамках своей компетенции мер в
отношении нарушителей, предусмотренных законодательством Российской
Федерации.


5. Подготовка предложений по
совершенствованию системы выдворения (депортации) иностранных
работников и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания на
территории Российской Федерации, создание центра временного
содержания иностранных работников, подлежащих административному
выдворению за пределы Российской Федерации.


6. Расширение обмена информацией
правоохранительных органов с заинтересованными органами
исполнительной власти Нижегородской области по проблемам, связанным с
незаконной миграцией.


7. Использование средств массовой
информации, проведение приема граждан и консультаций для ознакомления
прибывающих в область мигрантов с законодательством о правовом
положении иностранных работников и лиц без гражданства на территории
Нижегородской области и порядка оформления гражданства Российской
Федерации.




V. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ




Механизм реализации
Концепции предусматривает:


1. Объединение действий органов
законодательной и исполнительной власти всех уровней,
государственных, муниципальных и общественных организаций,
направленных на совершенствование управления миграционными процессами
и улучшение миграционной ситуации.


2. Совершенствование областной
законодательной базы по вопросам миграции.


3. Разработку областной целевой
программы по оказанию содействия добровольному переселению в
Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
разработку и реализацию мероприятий по обустройству вынужденных
мигрантов и включение их в федеральные, межрегиональные и
региональные программы социально-экономического развития.


4. Осуществление контроля за
реализацией государственной миграционной политики в Нижегородской
области с ежегодным представлением информации на заседании областной
межведомственной комиссии по миграционной политике.


5. Поддержку органами исполнительной
власти Нижегородской области совместно с органами местного
самоуправления деятельности хозяйствующих субъектов малонаселенных
районов области.




VI. ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ




Реализация
приоритетных направлений Концепции позволит:


1. Увеличить миграционный прирост
населения к 2020 году в 2 раза.


2. Обеспечить положительную динамику
компенсации естественной убыли населения за счет привлечения в
область на постоянное место жительства до 30 тысяч соотечественников,
проживающих за рубежом.


3. Сократить дефицит трудовых
ресурсов, в том числе на территориях вселения соотечественников, на
20 процентов по основным профессиям за счет привлечения
соответствующей высококвалифицированной иностранной рабочей силы.


4. Снизить долю нелегальной миграции
к 2012 году до 30 процентов.











Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru