РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 10.01.2007 по делу № А43-25057/2006-42-832
<ОТКАЗ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА В ОБЩУЮ ДОЛЕВУЮ
СОБСТВЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ КООПЕРАТИВА ЯВЛЯЕТСЯ ЗАКОННЫМ, ТАК КАК
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА НАПРАВЛЕНИЯ В УКАЗАННЫЙ ОРГАН ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА СПОРНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, В МАТЕРИАЛАХ
ДЕЛА ОТСУТСТВУЮТ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 10 января 2007 года
Дело N А43-25057/2006-42-832
Резолютивная часть
решения объявлена 26 декабря 2006 г.
Полный текст решения изготовлен 10
января 2007 г.
(извлечение)
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: после слова "земельными"
пропущены слова "ресурсами администрации".
-
Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Кабанова В.П. (протокол
судебного заседания вел судья Кабанов В.П.), рассмотрев заявление
гаражно-строительного кооператива "Подновье" о признании
незаконным отказа комитета по управлению городским имуществом и
земельными г. Н.Новгорода в предоставлении в общую долевую
собственность членов кооператива земельного участка,
установил:
гаражно-строительный
кооператив "Подновье" (далее по тексту - Кооператив,
заявитель) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с
заявлением о признании незаконным отказа комитета по управлению
городским имуществом и земельными ресурсами администрации города
Нижнего Новгорода (далее - Комитет) в предоставлении в общедолевую
собственность членов кооператива земельного участка площадью 2,94 га,
расположенного по адресу: г. Н.Новгород, слобода Подновье, и обязании
Комитета заключить договор купли-продажи указанного земельного
участка.
Заявитель считает, что действия
Комитета нарушают права и законные интересы членов Кооператива, не
соответствуют нормам действующего законодательства в части непринятия
решения о приватизации земельного участка под объектами недвижимости,
принадлежащими членам ГСК "Подновье". Отказ
заинтересованного лица противоречит положениям статьи 36 Земельного
кодекса РФ, статьи 28 Федерального закона "О приватизации
государственного и муниципального имущества".
Ответчик с заявленными требованиями
не согласен по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление,
пояснив в судебном заседании, что действия Комитета соответствуют
нормам действующего законодательства и не нарушают прав и законных
интересов членов Кооператива.
Заслушав доводы сторон, изучив
материалы дела, арбитражный суд установил следующие юридически
значимые обстоятельства.
На основании распоряжений главы
администрации г. Н.Новгорода № 1983-р от 09.09.1994 и № 359-р от
06.02.1997 заявителю предоставлен на праве бессрочного (постоянного)
пользования земельный участок площадью 2,94 га, расположенный по
адресу: г. Н.Новгород, слобода Подновье, что подтверждается
свидетельством горкомзема г. Н.Новгорода № 20362, выданного
24.04.1997.
В мае 2006 г. Кооператив в лице гр.
Е.В. Никоненковой обратился в Комитет с заявлением о приватизации
указанного земельного участка.
Письмом от 11.07.2006
заинтересованное лицо сообщило о невозможности рассмотрения данного
заявления, указав, в частности, на отсутствие необходимых документов,
которые бы подтверждали право собственности на находящиеся на
земельном участке объекты недвижимости.
Кооператив, оценивая письмо Комитета
как отказ в предоставлении испрашиваемого участка в собственность и
не согласившись с основаниями отказа, обжаловал его в Арбитражный суд
Нижегородской области.
Поскольку Комитет по существу не
рассматривал заявление организации о предоставлении в собственность
земельного участка, то суд полагает, что письмо заинтересованного
лица от 11.07.2006 было бы неправомерно квалифицировать как отказ
уполномоченного органа заявителю в приобретении права на земельный
участок. В рассматриваемых обстоятельствах письмо Комитета следует
оценивать как действие органа местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -
АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что
оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие
(бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая правомерность действия
органа местного самоуправления, суд руководствуется следующими
нормами действующего законодательства.
В соответствии со статьей 29
Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс)
предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из
земель, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, осуществляется на основании решения исполнительных
органов государственной власти или органов местного самоуправления,
обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в
пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11
Кодекса.
В пунктах 1, 3 и 5 статьи 36
Земельного кодекса установлено, что исключительное право на
приватизацию земельных участков или приобретение права аренды
земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники
зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые
установлены названным Кодексом, федеральными законами.
Если здание (помещения в нем),
находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким
лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение
данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду
с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не
предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный
участок граждане или юридические лица, указанные в названной выше
статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной
власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении
прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты.
Судом установлено, что в материалах
дела отсутствуют доказательства направления в орган местного
самоуправления совместного заявления о приобретении прав на указанный
земельный участок, подписанного всеми владельцами гаражей
Кооператива. Отсутствует и доверенность, подписанная членами
Кооператива, оформленная в соответствии с требованиями статьи 185
Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский
кодекс), из которой бы следовало, что гражданка Никоненкова Е.В.
уполномочена ими на обращение с соответствующим заявлением.
Довод заявителя о том, что им
соблюден порядок подачи совместного заявления, отклоняется как
несостоятельный, поскольку пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса
содержит императивную норму о порядке обращения с совместным
заявлением о приобретении прав на земельный участок лиц, указанных в
настоящей статье.
Положения, содержащиеся в статье 14
Закона "О кооперации в СССР" от 26.05.1988 № 8998-XI, не
предусматривают такого правомочия коллегиальных органов управления
кооперативом, как обращение в уполномоченные органы, результатом
которого является возникновение права собственности на имущество
(земельный участок) у членов кооператива. Не содержит соответствующих
норм Гражданский кодекс, а также Земельный кодекс.
Кроме того, в соответствии с пунктом
3 Регламента приватизации (продажи) на территории Н.Новгорода
земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений,
расположенных на этих участках, утвержденного постановлением
администрации г. Н.Новгорода № 44 от 11.08.2005, с целью выкупа в
собственность (приватизации) земельных участков собственник
(собственники) расположенных на них зданий, строений, сооружений,
объектов, не завершенных строительством, подает заявку в комитет по
управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации
города Нижнего Новгорода (далее - Комитет).
Вместе с заявкой заявитель
представляет в Комитет следующие документы:
а) нотариально заверенные копии
учредительных документов со всеми изменениями и дополнениями,
документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый
государственный реестр юридических лиц, или документ, подтверждающий
факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей;
б) выписку из Единого
государственного реестра юридических лиц или индивидуальных
предпринимателей;
в) документ, удостоверяющий личность
заявителя и его представителя;
г) доверенность, оформленную
надлежащим образом, или иной документ, подтверждающий полномочия
представителя (в случае подачи заявки представителем заявителя);
д) документ, подтверждающий, что не
менее 75 процентов акций (долей) уставного капитала юридического лица
находится в частной собственности;
е) копию решения соответствующего
органа управления заявителя о приобретении земельного участка (если
это необходимо в соответствии с учредительными документами
заявителя), а также документы, подтверждающие полномочия лица на
подписание договора купли-продажи;
ж) выписку из Единого
государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
и/или иные документы, подтверждающие право собственности заявителя на
здания, строения, сооружения, объекты, не завершенные строительством,
на момент обращения (выданные не ранее пяти дней до подачи заявки);
з) справку организации,
осуществляющей техническую инвентаризацию недвижимости на территории
города Нижнего Новгорода, подтверждающую площади зданий, строений,
сооружений, расположенных на земельном участке, а также застроенную
площадь земельного участка;
и) правоустанавливающие и
удостоверяющие права на землю документы: решение уполномоченных
органов власти о предоставлении участка, государственный акт или
свидетельство на право пользования землей либо договор аренды
земельного участка (при их наличии);
к) кадастровую карту (план)
земельного участка.
В случае отсутствия кадастровой карты
(плана) земельного участка заявитель наряду с заявкой о приватизации
представляет проект границ земельного участка (план земельного
участка с геодезической привязкой, координатами поворотных точек
границ в местной системе координат города Нижнего Новгорода с
расчетом площади земельного участка в 4 экземплярах, удостоверенный
уполномоченной организацией, согласованный со смежными
землепользователями и владельцами коммуникаций, проходящих по данному
земельному участку);
л) план приватизации, в соответствии
с которым были приватизированы объекты недвижимости, расположенные на
земельном участке (в случае приватизации земельного участка, на
котором расположены объекты недвижимости, решение о приватизации
которых принималось органом местного самоуправления);
м) информацию из органов по
управлению государственным имуществом (Российской Федерации и
субъекта РФ) о том, что указанные органы не принимали решения о
приватизации объектов недвижимости, расположенных на приватизируемом
земельном участке (не представляется в случае, если решение о
приватизации объектов недвижимости принимал орган местного
самоуправления города Нижнего Новгорода);
н) справку о ставке земельного
налога, установленного для территории, на которой расположен
приватизируемый земельный участок, выданную уполномоченным органом;
о) два экземпляра описи всех
вышеперечисленных документов.
Заявитель не представил суду
доказательств соблюдения всех требований указанного нормативного акта
органа местного самоуправления.
Кроме того, единственным бесспорным
доказательством существования у лица права собственности на объект
недвижимости является государственная регистрация этого права (статья
2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Из материалов дела не следует, что в
Комитет были представлены документы, которые бы подтверждали наличие
прав собственности всех членов кооператива на объекты недвижимости.
Справка об оплате членами кооператива в 1993 г. паевых взносов
подтверждает лишь указанное обстоятельство, но не свидетельствует о
наличии права собственности на объекты недвижимости у конкретных
физических лиц, которые фактически осуществляют владение и
пользование данными объектами на момент обращения с заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 37
Земельного кодекса объектом купли-продажи могут быть только земельные
участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
В соответствии с пунктами 5 и 7
статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок
юридические лица обращаются в орган местного самоуправления с
заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его
кадастровой карты (плана). В случае отсутствия кадастровой карты
(плана) земельного участка уполномоченный орган на основании
заявления юридического лица на основании дежурной кадастровой карты
(плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и
градостроительной документации в месячный срок со дня поступления
заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана)
земельного участка.
Из материалов дела не следует, что
при обращении в администрацию с предложением заключить договор
купли-продажи земельного участка Кооператив представил кадастровый
план земельного участка площадью 2,94 га.
В материалах дела отсутствуют
доказательства обращения истца в уполномоченный орган с заявлением на
изготовление кадастрового плана испрашиваемого участка.
В силу части 3 статьи 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае,
если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных
органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не
нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение
об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку обращение Кооператива с
заявлением о приватизации земельного участка не основано на
положениях действующих нормативно-правовых актов, то у органа
местного самоуправления отсутствовали законные основания для
рассмотрения заявления по существу. В рассматриваемых обстоятельствах
действия заинтересованного лица следует признать правомерными.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные
расходы относятся на заявителя.
Исходя из изложенного и
руководствуясь ст. 150, 167 - 170, 176, 181, 211 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
Отказать в
удовлетворении требований гаражно-строительному кооперативу
"Подновье" о признании незаконным отказа комитета по
управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации
города Нижнего Новгорода в предоставлении земельного участка площадью
2,94 га, расположенного по адресу: г. Н.Новгород, слобода Подновье, в
общую долевую собственность членов Кооператива и обязании Комитета
заключить договор купли-продажи указанного земельного участка.
Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока со дня его принятия и может быть обжаловано
в установленном законом порядке.
Судья
В.П.КАБАНОВ
|