РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 15.01.2007 по делу N
А43-16682/2006-22-351-2
<ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЧАСТИ
ВОЗМЕЩЕНИЯ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РФ УБЫТКОВ, ВОЗНИКШИХ В СВЯЗИ С
НЕДОФИНАНСИРОВАНИЕМ ЛЬГОТ, ВОЗЛОЖЕНА НА МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ КАК
НА ОРГАН, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА. ИСКОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ О ВЗЫСКАНИИ УКАЗАННЫХ УБЫТКОВ
УДОВЛЕТВОРЕНЫ ЧАСТИЧНО, ТАК КАК ДЛЯ ЧАСТИ ЗАЯВЛЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ
ИСТЦОМ ПРОПУЩЕН СРОК ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
Определением ВАС РФ от 07.09.2007 N
10671/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для
пересмотра в порядке надзора.
Постановлением
ФАС Волго-Вятского округа от 18.05.2007 по делу N
А43-16682/2006-22-351-2 решение суда первой инстанции оставлено без
изменения. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 15 января 2007 года
Дело N А43-16682/2006-22-351-2
(извлечение)
Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Корнеевой Людмилы Алексеевны,
при ведении протокола судебного заседания Корнеевой Л.А., рассмотрев
в судебном заседании дело по иску открытого акционерного общества
"Починковское автотранспортное предприятие", с. Ужовка
Нижегородской области, к ответчикам:
1) территориальному органу
департамента социальной защиты населения, труда и занятости
Нижегородской области (управление социальной защиты населения
Починковского района), с. Починки Нижегородской области;
2) министерству финансов
Нижегородской области, г. Н.Новгород;
3) Министерству финансов Российской
Федерации, г. Москва;
4) Министерству здравоохранения и
социального развития Российской Федерации, г. Москва,
третьи лица:
1) управление федерального
казначейства Нижегородской области, г. Н.Новгород;
2) департамент социальной защиты
населения, труда и занятости Нижегородской области, г. Н.Новгород, -
о взыскании 918594 руб.,
установил:
открытое акционерное
общество "Починковское автотранспортное предприятие"
обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к
управлению социальной защиты населения Починковского района о
взыскании 918594 руб. убытков, возникших в связи с представлением в
2002, 2003, 2004 годах льгот по оплате проезда на междугородном
автомобильном транспорте по ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О
ветеранах" и ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование иска истец указал, что
в 2002, 2003, 2004 годах населению предоставлялись льготы на
основании федеральных законов "О ветеранах" и "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Затраты
истца по предоставлению льгот не возмещены по ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ
"О ветеранах" в 2002 году в сумме 359276 руб. 00 коп., в
2003 году - в сумме 259318 руб. 00 коп. и по ФЗ от 24.11.1995 N
181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
в 2004 году - в сумме 300000 руб. 00 коп. Всего не возмещено 918594
руб., что явилось основанием для предъявления иска.
Определением арбитражного суда от
28.09.2006 ответчик - управление социальной защиты населения
Починковского района - заменен на территориальный орган - департамент
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
и в качестве ответчиков к участию в деле привлечены Министерство
финансов Российской Федерации и министерство финансов Нижегородской
области.
Определением арбитражного суда от
20.11.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечено
Министерство здравоохранения и социального развития Российской
Федерации.
Территориальный орган департамента
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
(управление социальной защиты населения Починковского района), с.
Починки Нижегородской области, исковые требования отклонил по
следующим основаниям.
Кредиторская задолженность по 2002 и
2003 годам возникла вследствие недофинансирования против
установленных лимитов: по лимиту 2002 года в размере 1240004 руб.
профинансировано 880728 руб., по лимиту 2003 года в размере 1419347
руб. профинансировано 1160029 руб. Расходы истца по 2004 году
являются сверхлимитными. Территориальный орган является исполнителем
бюджета по реализации закона, поэтому ответчиком по делу должно быть
министерство финансов Нижегородской области.
Министерство финансов Российской
Федерации в отношении требования о взыскании невозмещенных расходов
по 2002 году просило применить срок исковой давности. В части
возмещения расходов по ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах"
в 2003 году в сумме 259318 руб. 00 коп. по мнению Министерства
надлежащим ответчиком должен быть территориальный орган департамента
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области
(управление социальной защиты населения Починковского района), с.
Починки Нижегородской области, поскольку в договорах № 3 от
27.01.2003 и № 8 от 27.01.2004 территориальный орган принял
ответственность возмещать указанные расходы в пределах установленных
лимитов. Расходы в сумме 259318 руб. 00 коп. не возмещены в пределах
установленного лимита. Кроме того, Министерство считает, что размер
подлежащих взысканию убытков должен быть уменьшен на сумму налога на
добавленную стоимость.
Министерство финансов Нижегородской
области предъявленные требования отклонило, указав на то, что
является ненадлежащим ответчиком. Поскольку Закон, установивший
льготы для ветеранов, является актом федерального законодательства,
то надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов
Российской Федерации.
Департамент социальной защиты
населения, труда и занятости Нижегородской области в отзыве на иск
указал, что все денежные средства в 2004 году в пределах
установленных лимитов на реализацию ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" были распределены и направлены
в Починковский район в полном объеме. Расходы истца в 2002 и 2003
годах, понесенные в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О
ветеранах", не возмещены по причине того, что министерством
финансов Нижегородской области денежные средства были выделены не в
полном объеме от установленных лимитов.
Министерство здравоохранения и
социального развития Российской Федерации иск не признало, считая
себя ненадлежащим ответчиком.
Заслушав представителей сторон,
исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В 2002, 2003, 2004 годах истец
предоставлял населению льготы на основании федеральных законов "О
ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации". Как видно из актов сверок (л.д. 16, 17, т. 1),
счетов-фактур, справок о результатах инвентаризации кредиторской
задолженности (л.д. 18, 19, т. 1), затраты истца по предоставлению
льгот не возмещены по ФЗ от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах"
в 2002 году в сумме 359276 руб. 00 коп., в 2003 году в сумме 259318
руб. 00 коп. и по ФЗ от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году в сумме 300000
руб. 00 коп. Всего не возмещено 918594 руб., что явилось основанием
для предъявления иска.
Возражая против исковых требований,
Министерство финансов Российской Федерации в отношении требования о
взыскании невозмещенных расходов по 2002 году просит применить срок
исковой давности.
Статьей 196 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлен общий срок исковой давности в три
года.
Течение срока исковой давности
начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о
нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком
исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока
исполнения (ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательства по возмещению расходов
истца по 2002 году должны были быть исполнены по окончании 2002 года.
С этого момента начинает течь срок исковой давности.
Исковое заявление предъявлено
12.07.2006, то есть по истечении срока исковой давности.
В соответствии со статьей 199
Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой
давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является
основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Следовательно, в удовлетворении
исковых требований на сумму 359276 руб. 00 коп. истцу следует
отказать.
Что касается требований о возмещении
расходов, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по ФЗ "О
ветеранах" в 2003 году в сумме 259318 руб. 00 коп. и по ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году
в сумме 300000 руб. 00 коп., то эти требования подлежат
удовлетворению за счет казны Российской Федерации исходя из
следующего.
Факт понесенных расходов ответчиком и
факт задолженности подтверждены представленными в дело
счетами-фактурами, актами сверок расчетов и справками о результатах
инвентаризации кредиторской задолженности по состоянию на 01.01.2006.
ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" и ФЗ "О ветеранах"
источником финансирования льгот определен федеральный бюджет.
То обстоятельство, что расходы в
связи с предоставлением льгот по ФЗ "О ветеранах" в 2003
году в сумме 259318 руб. 00 коп. не возмещены в пределах лимита, не
является основанием для взыскания указанной суммы с территориального
органа департамента социальной защиты населения, труда и занятости
Нижегородской области (управление социальной защиты населения
Починковского района), с. Починки Нижегородской области. В договорах
№ 3 от 27.01.2003 и № 8 от 27.01.2004 территориальный орган
действительно принял на себя ответственность возмещать указанные
расходы в пределах установленных лимитов. Однако из материалов дела
следует, что по лимиту Починковского района в 2003 году в размере
1419347 руб. профинансировано 1160029 руб. (л.д. 86). Министерство
финансов Российской Федерации не доказало того, что в пределах лимита
финансирование произведено в полном объеме, а также факт нецелевого
использования территориальным органом либо другими ответчиками
денежных средств, выделенных на эти цели.
Также не принимается довод
Министерства о том, что размер подлежащих взысканию убытков должен
быть уменьшен на сумму налога на добавленную стоимость. В
соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации Министерство обязано доказать, что в
предъявленную сумму включен налог на добавленную стоимость. Таких
доказательств в дело не представлено.
С учетом изложенного понесенные
истцом расходы должны возмещаться на основании статей 16 и 1069
Гражданского кодекса Российской Федерации за счет казны Российской
Федерации.
На основании статьи 1071 Гражданского
кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации и
казны субъекта Российской Федерации выступают соответствующие
финансовые органы.
В силу изложенного требования истца
подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.
Поскольку Российская Федерация не
является налогоплательщиком, госпошлина, уплаченная истцом, подлежит
возврату в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.40 Налогового
кодекса Российской Федерации.
Расходы на оплату услуг представителя
взысканию не подлежат, так как истцом не представлены доказательства
оплаты этих расходов.
Руководствуясь статьями 167 - 170
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Взыскать с
Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу
открытого акционерного общества "Починковское автотранспортное
предприятие", с. Ужовка Нижегородской области, 559318 руб. 00
коп. убытков.
Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.
Возвратить открытому акционерному
обществу "Починковское автотранспортное предприятие", с.
Ужовка Нижегородской области, государственную пошлину в сумме 15685
руб. 94 коп., уплаченную по платежному поручению № 985 от 29.06.2006.
Выдать справку на возврат
государственной пошлины.
В иске к территориальному органу
департамента социальной защиты населения, труда и занятости
Нижегородской области (управление социальной защиты населения
Починковского района), с. Починки, министерству финансов
Нижегородской области, Министерству здравоохранения и социального
развития Российской Федерации отказать.
На решение может быть подана
апелляционная жалоба в течение месяца со дня его принятия в Первый
арбитражный апелляционный суд г. Владимира.
Судья
Л.А.КОРНЕЕВА
|