РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 14.02.2007 по делу № А43-30742/2006-35-970
<ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВЗЫСКАНИИ НАЛОГА ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА УДОВЛЕТВОРЕНО, ТАК КАК ОСПАРИВАЕМОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРИНЯТО ЗА ПРЕДЕЛАМИ 60-ДНЕВНОГО СРОКА, УСТАНОВЛЕННОГО ДЛЯ
ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ НЕДОИМКИ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области. -
Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 22.08.2007 по делу № А43-30742/2006-35-970 решение суда
первой инстанции и постановление Первого арбитражного апелляционного
суда оставлены без изменения.
Постановлением
Первого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2007 по делу N
А43-30742/2006-35-970 данное решение суда оставлено без изменения. -
-
АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 14 февраля 2007 года
Дело N А43-30742/2006-35-970
Резолютивная часть
решения объявлена 7 февраля 2007 г.
Полный текст решения изготовлен 14
февраля 2007 г.
(извлечение)
Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Тютина Д.В., при ведении
протокола судебного заседания судьей Тютиным Д.В., рассмотрев в
судебном заседании дело по заявлению муниципального унитарного
предприятия "Маломамлеевское" к МРИ ФНС России № 9 по
Нижегородской области о признании недействительным постановления о
взыскании налога за счет имущества от 20.06.2006 № 582 (с учетом
изменения, внесенного постановлением от 10.08.2006 № 582а),
установил:
в Арбитражный суд
Нижегородской области обратилось МУП "Маломамлеевское"
(далее - Организация) с заявлением к МРИ ФНС России № 9 по
Нижегородской области (далее - Инспекция) о признании
недействительным постановления о взыскании налога за счет имущества
от 20.06.2006 № 582, в соответствии с которым с Организации подлежало
взысканию 899461,55 руб. налогов и пеней.
Инспекцией было представлено в
судебное заседание письмо от 10.08.2006 № 10-11/752 (обозначенное как
постановление от 10.08.2006 № 582а), направленное в Лукояновское
районное ПССП, в соответствии с которым в оспариваемое постановление
о взыскании налога за счет имущества от 20.06.2006 № 582 внесено
изменение, с Организации подлежит взысканию 877758,55 руб. налогов и
пеней (542552,24 руб. налогов, 335206,31 руб. пеней).
Определением от 18.10.2006 об
обеспечении иска, принятым по ходатайству Организации, исполнительное
производство № 2643/3/06, возбужденное постановлением Лукояновского
районного ПССП от 27.06.2006 на основании постановления о взыскании
налога за счет имущества от 20.06.2006 № 582, было приостановлено до
вступления в силу судебного акта по делу.
Инспекция против требований
Организации возражает по основаниям, изложенным в отзыве. По мнению
Инспекции, оспариваемый ненормативный акт является законным и
обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил следующее.
В связи с наличием у Инспекции
сведений о том, что Организацией не исполнена обязанность по уплате
налогов (сборов, пеней), Инспекцией было направлено 40 требований об
уплате налогов (сборов, пеней).
Вследствие неполного исполнения
указанных требований и соответствующих решений о взыскании налога за
счет денежных средств (инкассовых поручений) Инспекцией было приняты
решение от 20.06.2006 № 596 и оспариваемое постановление от
20.06.2006 № 582 (с учетом изменения, внесенного постановлением от
10.08.2006 № 582а) о взыскании налога за счет имущества.
Организация считает, что Инспекция
могла принять решение и оспариваемое постановление только в пределах
60-дневного срока, предусмотренного в пункте 3 статьи 46 Налогового
кодекса Российской Федерации. Поскольку решение и оспариваемое
постановление в части сумм, перешедших из всех требований (за
исключением 4 требований: от 24.04.2006 № 86285, от 04.05.2006 N
86864, от 26.05.2006 № 88970, от 08.06.2006 № 89647), приняты за
пределами указанного срока, Организация полагает оспариваемое
постановление в соответствующей части незаконным.
При этом Организация не оспаривает
законность постановления о взыскании налога за счет имущества от
20.06.2006 № 582 (с учетом изменения, внесенного постановлением от
10.08.2006 № 582а) в части сумм, перешедших в него из требований об
уплате налога от 24.04.2006 № 86285 (3150,91 руб.), от 04.05.2006 N
86864 (1120,95 руб.). Также Организация не оспаривает утверждение
Инспекции о том, что в оспариваемое постановление вообще не
переходили суммы из требования об уплате налога от 26.05.2006 № 88970
(21703 руб.), а также 815 руб. пеней за неуплату НДС из требования об
уплате налога от 08.06.2006 № 89647. Данная позиция Организации
занесена в протокол судебного заседания от 07.02.2007.
Требование об уплате налога от
08.06.2006 № 89647 содержит предложение об уплате в срок не позднее
13.06.2006:
- НДС в сумме 2471 руб., пеней за
неуплату НДС в сумме 815 руб.;
- НДФЛ в сумме 529975 руб., пеней за
неперечисление НДФЛ в сумме 291820,2 руб.;
- ЕСХН в сумме 4587 руб., пеней за
неуплату ЕСХН в сумме 321,24 руб.
Общая сумма налогов и пеней в данном
требовании составляет 829989,44 руб. (537033 руб. налогов, 292956,44
руб. пеней). Требование было направлено Организации по почте заказным
письмом 13.06.2006, что подтверждается соответствующим почтовым
реестром.
Инспекцией представлены инкассовые
поручения, выставленные к счету № 40602810242240100036 в ОСБ № 4354
Волго-Вятского банка Сбербанка России от 14.06.2006:
- № 27489 на 2471 руб.;
- № 27490 на 529975 руб.;
- № 27491 на 291820,2 руб.;
- № 27492 на 4587 руб.;
- № 27493 на 321,24 руб.
Вследствие отсутствия денежных
средств на указанном счете Организации Инспекцией были приняты
решение от 20.06.2006 № 596 и оспариваемое постановление от
20.06.2006 № 582 о взыскании налога за счет имущества, в соответствии
с которыми с Организации подлежит взысканию 899461,55 руб. налогов и
пеней (с учетом изменения, внесенного постановлением от 10.08.2006 N
582а, - 877758,55 руб. налогов и пеней).
Организация считает оспариваемое
постановление от 20.06.2006 № 582 (с учетом изменения, внесенного
постановлением от 10.08.2006 № 582а) в части сумм, перешедших в него
из требования об уплате налога от 08.06.2006 № 89647, незаконным,
поскольку у Организации кроме счета № 40602810242240100036 в ОСБ N
4354 Волго-Вятского банка Сбербанка России был еще открыт счет N
40602810242240100037 в том же ОСБ № 4354 Волго-Вятского банка
Сбербанка России, о существовании которого Инспекции было известно и
на котором, по мнению организации, находились денежные средства.
Инспекция, не отрицая наличия у нее
информации о существовании счета № 40602810242240100037, представляет
ответ ОСБ № 4354 от 07.06.2006 № 17-2467, в соответствии с которым по
состоянию на 06.06.2006 к обеим упомянутым счетам организации
выставлена картотека № 2 (к счету № 40602810242240100036 на сумму
3166618,39 руб., к счету № 40602810242240100037 на сумму 801590,84
руб.), т.е. денежные средства отсутствуют. Дополнительно Инспекцией
представлено письмо ОСБ № 4354 от 24.01.2007 № 17-339, исходя из
которого за период с 01.06.2006 по 30.06.2006 по счету N
40602810242240100037 на начало и на конец июня денежные средства
отсутствовали, в течение июня денежные средства в сумме 32609 руб.
поступили и были списаны.
Указанные обстоятельства, по мнению
Инспекции, свидетельствуют о том, что ею вообще могли не приниматься
решения о взыскании налога за счет денежных средств, а их принятие и
выставление упомянутых инкассовых поручений от 14.06.2006 прав
Организации не нарушили в силу отсутствия на счетах денежных средств.
На этом основании Инспекция считает оспариваемое постановление от
20.06.2006 № 582 (с учетом изменения, внесенного постановлением от
10.08.2006 № 582а) в части сумм, перешедших в него из требования об
уплате налога от 08.06.2006 № 89647 (все суммы, за исключением 815
руб. пеней за неуплату НДС), законным и обоснованным.
Суд считает требования Организации
подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 - 3
статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции,
действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) в
случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок
обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем
обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или
налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится
по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем
направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или
налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и
перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды)
необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или
налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения
срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но
не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об
уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения
указанного срока, считается недействительным и исполнению не
подлежит.
Пункт 7 статьи 46 Налогового кодекса
Российской Федерации предусматривает, что при недостаточности или
отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или
налогового агента или отсутствии информации о счетах
налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать
налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента
в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из пункта 1 статьи 47
Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, предусмотренном
пунктом 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации,
налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в
том числе за счет наличных денежных средств
налогоплательщика-организации, налогового агента - организации в
пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом
сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со
статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога
за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента
- организации производится по решению руководителя (его заместителя)
налогового органа путем направления в течение трех дней с момента
вынесения такого решения соответствующего постановления судебному
приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном
Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с
учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей.
При этом статья 47 Налогового кодекса
Российской Федерации не устанавливает какого-либо другого срока,
отличного от 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46
Налогового кодекса Российской Федерации для принятия налоговым
органом решения о взыскании налога за счет иного имущества
налогоплательщика. Между тем следует иметь в виду, что в статье 47
Налогового кодекса Российской Федерации, так же как и в статье 46
Налогового кодекса Российской Федерации, определяются правила
принудительного взыскания налога налоговым органом во внесудебном
порядке. Одним из существенных условий для применения этих правил
является ограничение срока, в пределах которого налоговые органы
вправе взыскать налог за счет денежных средств или иного имущества
налогоплательщика без обращения в суд. Поэтому 60-дневный срок,
предусмотренный в статье 46 Налогового кодекса Российской Федерации,
применяется ко всей процедуре принудительного взыскания налога и
пеней, осуществляемого в бесспорном порядке, как за счет денежных
средств, так и за счет иного имущества налогоплательщика. Указанный
вывод подтверждается существующей судебной практикой (постановление
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
24.01.2006 № 10353/05).
Поскольку решение от 20.06.2006 № 596
и оспариваемое постановление от 20.06.2006 № 582 (с учетом изменения,
внесенного постановлением от 10.08.2006 № 582а) в части сумм,
перешедших из всех требований (за исключением 4 требований: от
24.04.2006 № 86285, от 04.05.2006 № 86864, от 26.05.2006 № 88970, от
08.06.2006 № 89647), приняты за пределами указанного 60-дневного
срока, в соответствующей части оспариваемое постановление от
20.06.2006 № 582 (с учетом изменения, внесенного постановлением от
10.08.2006 № 582а) является незаконным.
При этом постановление о взыскании
налога за счет имущества от 20.06.2006 № 582 в части сумм, перешедших
в него из требований об уплате налога от 24.04.2006 № 86285 (3150,91
руб.), от 04.05.2006 № 86864 (1120,95 руб.), Организацией не
оспаривается.
Суммы из требования об уплате налога
от 26.05.2006 № 88970 (21703 руб.) в оспариваемое постановление не
переходили.
Из оставшегося требования об уплате
налога от 08.06.2006 № 89647 на общую сумму налогов и пеней 829989,44
руб. в оспариваемое постановление перешла сумма налогов и пеней
829174,44 руб.
Поскольку на обеих указанных
Организацией счетах № 40602810242240100036 и № 40602810242240100037 в
ОСБ № 4354 Волго-Вятского банка Сбербанка России денежные средства в
период принятия оспариваемого постановления отсутствовали (их
количество было недостаточно), Инспекция могла вообще не принимать
решения о взыскании налога за счет денежных средств, а их принятие и
выставление упомянутых инкассовых поручений прав Организации не
нарушили в силу отсутствия на счетах денежных средств.
Соответственно, в части сумм,
перешедших из требования об уплате налога от 08.06.2006 № 89647, а
именно в части 829174,44 руб., оспариваемое постановление от
20.06.2006 № 582 (с учетом изменения, внесенного постановлением от
10.08.2006 № 582а) является законным и обоснованным.
Поскольку на основе оспариваемого
постановления от 20.06.2006 № 582 (с учетом изменения, внесенного
постановлением от 10.08.2006 № 582а) с Организации подлежит взысканию
877758,55 руб. налогов и пеней, а с учетом изложенного выше оно
является законным и обоснованным в части 833446,30 руб. = 829174,44
руб. (из требования от 08.06.2006 № 89647) + 3150,91 руб. (из
требования от 24.04.2006 № 86285) + 1120,95 руб. (из требования от
04.05.2006 № 86864), в оставшейся части, а именно: 44312,25 руб. =
877758,55 руб. - 833446,30 руб. оспариваемое постановление является
незаконным и подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные
расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру
удовлетворенных исковых требований. Поскольку ответчик от уплаты
государственной пошлины освобожден в силу статьи 333.37 Налогового
кодекса Российской Федерации, этот вопрос не рассматривается.
Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд
решил:
Заявленные
требования удовлетворить частично.
Признать частично недействительными
постановления от 20.06.2006 № 582 (с учетом изменения, внесенного
постановлением от 10.08.2006 № 582а) о взыскании налога за счет
имущества, вынесенное МРИ ФНС России № 9 по Нижегородской области, в
части взыскания 44312,25 руб. налогов и пеней.
В удовлетворении остальной части
заявленных требований отказать.
Меру по обеспечению иска отменить.
Частично возвратить муниципальному
унитарному предприятию "Маломамлеевское" (607814,
Нижегородская обл., Лукояновский р-н, с. Малое Мамлеево, ул.
Новикова, д. 50, ИНН 5221004980) государственную пошлину, уплаченную
при подаче заявления об оспаривании ненормативного акта, в сумме
100,97 руб.
Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано
в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации.
Судья
Д.В.ТЮТИН
|