Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 14.02.2007 по делу № А43-46949/2005-35-1407


<ЗАЧЕТ СУММЫ НАЛОГА, ИЗЛИШНЕ
УПЛАЧЕННОЙ В СЧЕТ ПРЕДСТОЯЩИХ ПЛАТЕЖЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО РЕШЕНИЮ
НАЛОГОВОГО ОРГАНА, КОТОРОЕ ВЫНОСИТСЯ НА ОСНОВАНИИ ПИСЬМЕННОГО
ЗАЯВЛЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА В ТЕЧЕНИИ ПЯТИ ДНЕЙ ПОСЛЕ ПОЛУЧЕНИЯ
ДАННОГО ЗАЯВЛЕНИЯ, ПРИ УСЛОВИИ, ЧТО СУММА НАПРАВЛЯЕТСЯ В ТОТ ЖЕ
БЮДЖЕТ (ВНЕБЮДЖЕТНЫЙ ФОНД)>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



По вопросу, касающемуся рассмотрения
данного дела по существу, см. постановление ФАС Волго-Вятского
округа от 25.10.2006 по делу № А43-46949/2005-35-1407.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 14 февраля 2007 года
Дело N А43-46949/2005-35-1407



Резолютивная часть
решения объявлена 7 февраля 2007 г.


Полный текст решения изготовлен 14
февраля 2007 г.




(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Тютина Д.В., при ведении
протокола судебного заседания судьей Тютиным Д.В., рассмотрев в
судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия
"Нижегородэлектротранс" к ИФНС России по Нижегородскому
р-ну г. Н.Новгорода:


- о признании незаконным бездействия,
выразившегося в непринятии решения по заявлению от 30.09.2005 N
368/01-18;


- об обязании уменьшить сумму
задолженности на 01.01.2001 по пеням по страховым взносам в
Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежащую реструктуризации, на
51100473 руб. и произвести соответствующие перерасчеты сумм пеней к
уплате в решении о реструктуризации от 07.02.2002 № 17;


- об обязании произвести зачет
переплаты по пеням в размере 3246183,5 руб. в счет предстоящих
платежей по налогам, подлежащим уплате в бюджет, в который была
направлена излишне уплаченная сумма пеней (с учетом уточнения);


третье лицо - управление Пенсионного
фонда РФ в Нижегородском р-не г. Н.Новгорода,




установил:




в Арбитражный суд
Нижегородской области обратилось МП "Нижегородэлектротранс"
(далее - Организация) с заявлением к ИФНС России по Нижегородскому
р-ну г. Н.Новгорода (далее - Инспекция) о:


- признании незаконным бездействия,
выразившегося в непринятии решения по заявлению от 30.09.2005 N
368/01-18;


- обязании уменьшить сумму
задолженности на 01.01.2001 по пеням по страховым взносам в
Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежащую реструктуризации, на
53919904,2 руб.;


- обязании произвести зачет переплаты
по пеням в размере 3669098,13 руб. в счет предстоящих платежей по
налогам, подлежащим уплате в бюджет, в который была направлена
излишне уплаченная сумма пеней.


В качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к
участию в деле было привлечено управление Пенсионного фонда РФ в
Нижегородском р-не г. Н.Новгорода (далее - Управление).


Решением суда первой инстанции от
03.04.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.


Постановлением Первого арбитражного
апелляционного суда от 22.06.2006 решение суда первой инстанции от
03.04.2006 оставлено без изменения.


Постановлением Федерального
арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.10.2006 решение суда
первой инстанции от 03.04.2006 и постановление Первого арбитражного
апелляционного суда от 22.06.2006 отменены, дело направлено на новое
рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Нижегородской
области.


Суд кассационной инстанции указал,
что:


- бездействие налогового органа,
выразившееся в непринятии решения по заявлению Организации,
незаконно;


- при новом рассмотрении суду
необходимо выяснить размер фактической задолженности Организации по
пеням, установить сумму излишне уплаченных ей пеней и проверить ее
требования с учетом статьи 78 Налогового кодекса Российской
Федерации.


При новом рассмотрении в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
заявитель уточнил требования, просит суд:


- признать незаконным бездействие
Инспекции, выразившееся в непринятии решения по заявлению от
30.09.2005 № 368/01-18;


- обязать Инспекцию уменьшить сумму
задолженности на 01.01.2001 по пеням по страховым взносам в
Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежащую реструктуризации, на
51100473 руб. и произвести соответствующие перерасчеты сумм пеней к
уплате в решении о реструктуризации от 07.02.2002 № 17;


- обязать Инспекцию произвести зачет
переплаты по пеням в размере 3246183,5 руб. в счет предстоящих
платежей по налогам, подлежащим уплате в бюджет, в который была
направлена излишне уплаченная сумма пеней.


Инспекция против требований
Организации возражает по основаниям, изложенным в отзыве. По мнению
Инспекции, законодательство не предусматривает прав налоговых органов
на внесение изменений в решения о реструктуризации. При этом решение
о реструктуризации от 07.02.2002 № 17 принято по заявлению самой
Организации и ей не оспаривалось.


Рассмотрев материалы дела, суд
установил следующее.


На основании заявления Организации, в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от
01.10.2001 № 699 "О порядке и условиях проведения
реструктуризации задолженности по страховым взносам в государственные
социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся
у организаций по состоянию на 01.01.2001", Инспекцией было
принято решение от 07.02.2002 № 17 о реструктуризации задолженности
по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды,
начисленным пеням и штрафам, имеющимся у Организации по состоянию на
01.01.2002 (далее - решение о реструктуризации). В соответствии с
решением о реструктуризации, была реструктуризирована сумма
задолженности Организации по страховым взносам в Пенсионный фонд
Российской Федерации в сумме 58423000 руб. Также была
реструктуризирована задолженность по пеням и штрафам в указанный фонд
в сумме 117880000 руб. путем уплаты 15% от данной суммы ежеквартально
равными долями в течение 5 лет.


В приложении 7 к решению о
реструктуризации согласовано, что по состоянию на 01.01.2001 сумма
задолженности Организации по пеням составляет 117837000 руб., по
штрафам - 43000 руб., всего - 117880000 руб. График погашения
задолженности по начисленным пеням и штрафам, утвержденный в
указанном приложении 7, предусматривает ежеквартальную уплату 884100
руб. задолженности по пеням и штрафам (из них по пеням - 883777,5
руб.). Графики погашения задолженности Организацией соблюдались, что
не оспаривается Инспекцией.


Письмом от 30.09.2005 № 368/01-18
(получено в Инспекции 03.10.2005) Организация сообщила Инспекции свою
позицию относительно того, что решением о реструктуризации была
реструктуризирована завышенная сумма пеней. По мнению Организации,
Закон Российской Федерации от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в
действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации"
(в редакции Закона Российской Федерации от 09.07.1999 № 155-ФЗ),
предусматривавший до 18.08.1999 ограничение начисленной суммы пеней
суммой налога, распространялся и на платежи во внебюджетные фонды.
Организация сообщала, что по состоянию на дату составления письма -
30.09.2005, по ее мнению, ей излишне уплачена сумма пеней 3669098,13
руб. и данную сумму Организация просит зачесть в счет предстоящих
платежей по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.


Письмом от 16.11.2005 N
19438/ВБ-14-19 Инспекция предложила Организации обратиться по вопросу
уменьшения и перерасчета пеней в МРИ ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам по Нижегородской области. О проведении зачета либо
об отказе в его проведении в данном письме Инспекции не сообщалось.


Управление при новом рассмотрении
представило в суд письмо от 24.01.2007 № 06-14/62, в соответствии с
которым по состоянию на 18.08.1999 задолженность Организации в
Пенсионный фонд Российской Федерации составляла по страховым взносам
- 43559345 руб., по пеням - 94659818 руб. Организация с данными
сведениями согласна, Инспекцией указанные сведения не оспариваются.


По мнению Организации, данное письмо
дает основания утверждать, что по состоянию на 18.08.1999 подлежало
списанию 51100473 руб. пеней = 94659818 руб. - 43559345 руб.
Соответственно, Организация считает, что именно эта сумма пеней,
подлежавшая списанию, - 51100473 руб. была впоследствии необоснованно
реструктуризирована в решении о реструктуризации от 07.02.2002 № 17 в
составе общей суммы задолженности Организации по пеням 117837000 руб.
по состоянию на 01.01.2001. Таким образом, Организация считает, что
из 117837000 руб. задолженности по пеням обоснованно была
реструктуризирована только сумма 66736527 руб. = 117837000 руб. -
51100473 руб.


Кроме того, по мнению Организации,
при оплате ежеквартальных платежей по пеням в сумме 883777,5 руб.
первоначально ей было выплачено 15% от суммы пеней,
реструктуризированной обоснованно, т.е. 10010479,05 руб. = 66736527
руб. x 15%, а только потом было излишне уплачено 15% от суммы пеней,
реструктуризированной необоснованно, т.е. 7665070,95 руб. = 51100473
руб. x 15%.


Исходя из такого подхода, Организация
полностью выплатила обоснованно реструктуризированную сумму пеней в
составе 12-го ежеквартального платежа, т.к. он составил 10605330 руб.
= 12 x 883777,5 руб. Непосредственно 12-й ежеквартальный платеж (за
IV кв. 2004 года) был оплачен Организацией платежным поручением от
20.10.2004 № 520 на 883777,5 руб. Соответственно, в составе 12-го
ежеквартального платежа была излишне уплачена сумма пеней 594850,95
руб. = 10605330 руб. - 10010479,05 руб., а все последующие
ежеквартальные платежи, по мнению Организации, были уплачены излишне.


На момент подачи Организацией
заявления о зачете от 30.09.2005 № 368/01-18 с просьбой зачесть
излишне уплаченную сумму пеней - 3669098,13 руб., Организация
произвела 15-й ежеквартальный платеж (за III кв. 2005 года) платежным
поручением от 05.09.2005 № 1208 на 883777,5 руб. Соответственно, по
мнению Организации, сумма излишне уплаченных на данный момент пеней
составила 3246183,45 руб. = 883777,5 руб. x 3 + 594850,95 руб. Именно
эта сумма, в соответствии с уточненными требованиями, по мнению
Организации, должна была быть зачтена Инспекцией во исполнение
указанного заявления. Корректность приведенных расчетов Организации
Инспекция и Управление не оспаривают.


Суд считает требования заявителя
подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.


Статья 78 Налогового кодекса
Российской Федерации предусматривает право налогоплательщика на зачет
(возврат) излишне уплаченного налога.


Согласно статье 7 Закона Российской
Федерации от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части
первой Налогового кодекса Российской Федерации" специальные акты
законодательства по внебюджетным фондам продолжают действовать в
отношении установления объекта налогообложения, порядка исчисления
взносов и сроков их уплаты. В остальной части положения этих актов
применяются только в тех случаях, когда они не противоречат части
Налогового кодекса Российской Федерации. Данный вывод подтверждается
существующей судебной практикой (постановление Президиума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2004 № 7113/04).


Следовательно, статья 78 Налогового
кодекса Российской Федерации применяется и в случае зачета (возврата)
излишне уплаченных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.


Исходя из статьи 8 Закона Российской
Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса
Российской Федерации", суммы пеней, начисленные до 18.08.1999,
но не уплаченные налогоплательщиком (плательщиком сборов),
уплачиваются налогоплательщиком (плательщиком сборов) в размерах не
более неуплаченной по состоянию на 18.08.1999 суммы налога (сбора).


Соответственно, по состоянию на
18.08.1999, исходя из письма Управления от 24.01.2007 № 06-14/62, из
94659818 руб. пеней подлежали списанию 51100473 руб. Выводы
Организации относительно того, что именно эта сумма пеней была
необоснованно реструктуризирована в решении о реструктуризации от
07.02.2002 № 17, а также относительно того, что Организацией
первоначально было выплачено 15% от суммы пеней,
реструктуризированной обоснованно, т.е. 10010479,05 руб. = 66736527
руб. x 15%, а только потом было излишне уплачено 15% от суммы пеней,
реструктуризированной необоснованно, т.е. 7665070,95 руб. = 51100473
руб. x 15%, суд считает обоснованными и не противоречащими
законодательству о налогах и о пенсионном страховании.


Следовательно, также правомерен
расчет Организации, в соответствии с которым по состоянию на момент
подачи Организацией заявления о зачете от 30.09.2005 № 368/01-18
сумма излишне уплаченных пеней составила 3246183,45 руб. и именно эту
сумму Инспекция была обязана зачесть.


Пункт 4 статьи 78 Налогового кодекса
Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент подачи
заявления о зачете от 30.09.2005 № 368/01-18) устанавливала, что
зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей
осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика
по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти
дней после получения заявления при условии, что эта сумма
направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была
направлена излишне уплаченная сумма налога.


Следовательно, бездействие Инспекции,
выразившееся в непринятии решения о зачете излишне уплаченной суммы
пеней - 3246183,45 руб. в счет предстоящих платежей в Пенсионный фонд
Российской Федерации по заявлению от 30.09.2005 № 368/01-18 является
незаконным, поскольку срок на подачу такого заявления, исчисляемый от
момента излишней уплаты налога (пункт 8 статьи 78 Налогового кодекса
Российской Федерации) Организацией соблюден. Суд согласен с позицией
Организации относительно того, что первая часть излишне уплаченных
пеней в сумме 594850,95 руб. была перечислена Организацией платежным
поручением от 20.10.2004 № 520 в составе 12-го ежеквартального
платежа.


Исходя из статей 78, 79 Налогового
кодекса Российской Федерации и с учетом сложившейся судебной практики
(постановление Президиума ВАС РФ от 05.12.2006 № 8689/06) для решения
вопроса о возврате излишне уплаченного налога (сбора, пеней) не
требуется предварительное признание недействительным ненормативного
акта, во исполнение которого излишне уплачен налог (сбор, пени).


В то же время законодательство о
реструктуризации, в том числе постановление Правительства Российской
Федерации от 01.10.2001 № 699, не предусматривает возможности
внесения изменений в решение о представлении права на
реструктуризацию. Указанный вывод подтверждается существующей
судебной практикой (в т.ч. постановлением Федерального арбитражного
суда Волго-Вятского округа от 28.08.2006 по делу N
А11-685/2006-К2-18/139, от 15.11.2006 - по делу № А29-2729/2006а, от
15.11.2006 - по делу № А29-2867/2006а). Соответственно, требование
Организации об обязании Инспекции уменьшить сумму задолженности на
01.01.2001 по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской
Федерации, подлежащую реструктуризации, на 51100473 руб. и произвести
соответствующие перерасчеты сумм пеней к уплате в решении о
реструктуризации от 07.02.2002 № 17, не основано на законодательстве.


На основании изложенного, заявленные
требования подлежат частичному удовлетворению.


В соответствии с пунктом 5 статьи 201
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в
резолютивной части решения по делу об оспаривании действий
(бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении
действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание
оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность
соответствующих государственных органов, органов местного
самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные
действия, принять решения или иным образом устранить допущенные
нарушения прав и законных интересов заявителя.


В соответствии со статьей 110
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные
расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру
удовлетворенных исковых требований. Поскольку ответчик от уплаты
государственной пошлины освобожден в силу статьи 333.37 Налогового
кодекса Российской Федерации, этот вопрос не рассматривается. В связи
с тем, что Организацией фактически заявлено два требования о
признании бездействия налогового органа незаконным, из которых
удовлетворяется одно, уплаченная при подаче заявления государственная
пошлина в сумме 2000 руб. возврату не подлежит.


Руководствуясь статьями 110, 167 -
170, 180, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации, суд




решил:




Заявленные
требования удовлетворить частично.


Признать незаконным бездействие ИФНС
России по Нижегородскому р-ну г. Н.Новгорода, выразившееся в
непринятии решения о зачете излишне уплаченной суммы пеней -
3246183,45 руб. в счет предстоящих платежей муниципального
предприятия "Нижегородэлектротранс" в Пенсионный фонд
Российской Федерации по заявлению от 30.09.2005 № 368/01-18. Обязать
ИФНС России по Нижегородскому р-ну г. Н.Новгорода зачесть излишне
уплаченную сумму пеней - 3246183,45 руб. в счет предстоящих платежей
муниципального предприятия "Нижегородэлектротранс" в
Пенсионный фонд Российской Федерации.


В удовлетворении остальной части
заявленных требований отказать.


Решение вступает в законную силу по
истечении месячного срока с момента принятия и может быть обжаловано
в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом
Российской Федерации.




Судья


Д.В.ТЮТИН












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru