Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 20.02.2007 по делу № А43-36101/2006-22-689


<ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ВЫДЕЛЕННЫХ
ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА СРЕДСТВ НА ЦЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЛЬГОТ ВЗЫСКАНИЕ ДОЛЖНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ С РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, БЫЛИ ЛИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ РАСХОДЫ В
БЮДЖЕТЕ СУБЪЕКТА РФ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 20 февраля 2007 года
Дело N А43-36101/2006-22-689



(извлечение)




Арбитражный суд в
составе судьи Войнова Сергея Анатольевича, рассмотрев в судебном
заседании дело по иску открытого акционерного общества "Нижегородский
водоканал", г. Н.Новгород, к ответчикам - Министерству финансов
Российской Федерации, г. Москва, управлению Федерального казначейства
по Нижегородской области, г. Н.Новгород, третьи лица - департамент
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области,
г. Н.Новгород, территориальному органу департамента социальной защиты
населения, труда и занятости Нижегородской области (управление
социальной защиты населения Советского района), г. Н.Новгород, о
взыскании 1212880 руб. 24 коп. убытков, понесенных в связи с
предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах" и
"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в
2004 году,




установил:




в Арбитражный суд
Нижегородской области обратилось МП "Нижегородский водоканал"
с иском к Министерству финансов Российской Федерации, управлению
Федерального казначейства по Нижегородской области, департаменту
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области,
территориальному органу департамента социальной защиты населения,
труда и занятости Нижегородской области (управление соцзащиты по
Советскому району) о взыскании 1212880 руб. 25 коп. убытков,
понесенных в связи с предоставлением льгот в соответствии с ФЗ "О
ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" в 2004 году.


Определением от 29.01.2007
арбитражный суд произвел процессуальное правопреемство, заменив истца
- МП "Нижегородский водоканал" на ОАО "Нижегородский
водоканал".


Ответчик - Министерство финансов
Российской Федерации отзывом на иск требования истца не признал,
указав на то, что не является надлежащим ответчиком по спору и убытки
по ФЗ "О ветеранах" подлежат взысканию с субъекта
Российской Федерации.


Расчет предъявленных к взысканию
убытков Министерством финансов РФ не оспорен.


Департамент социальной защиты, труда
и занятости населения Нижегородской области и территориальный орган
департамента социальной защиты, труда и занятости населения
Нижегородской области (управление соцзащиты по Советскому району)
пояснили, что предъявленные ко взысканию убытки являются
сверхлимитной задолженностью. В пределах выделенных лимитов истцу в
спорный период денежные средства перечислены в полном объеме.


Из материалов дела следует, что ОАО
"Нижегородский водоканал" на основании договоров № 132, N
132/1, № 133 и № 133/1 от 13.02.2004, заключенных с управлением по
труду и социальной защите населения администрации Советского района,
предоставляло гражданам, проживающим в Советском районе г.
Н.Новгорода, в 2004 году льготы по оплате коммунальных услуг,
предусмотренные положениями ФЗ "О ветеранах" и ФЗ "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (л.д. 10 -
13, 59 - 62).


За указанный период управлением по
труду и социальной защите населения администрации Советского района
денежные средства в пределах выделенных лимитов были перечислены ОАО
"Нижегородский водоканал" в полном объеме.


Сумма невозмещенных расходов сверх
лимитов за вышеуказанный период составила 1212880 руб. 25 коп., в том
числе на основании ФЗ "О ветеранах" - 403175 руб. 97 коп.,
на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" - 809704 руб. 28 коп., что и явилось основанием для
предъявления ОАО "Нижегородский водоканал" настоящего иска.


Исследовав материалы дела, заслушав
представителей истца, ответчиков и третьих лиц, суд считает
заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.


1. В отношении требований о взыскании
льгот на основании ФЗ "О ветеранах".


Согласно статье 10 Федерального
закона "О ветеранах" расходы на реализацию прав и льгот,
предоставляемых ветеранам данным Законом, производятся за счет
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. При
этом порядок возмещения указанных расходов утверждается
соответственно Правительством Российской Федерации и органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам,
учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов
субъекта Российской Федерации и имеют целевое назначение.


Однако Правительством Российской
Федерации порядок возмещения указанных расходов субъектам Российской
Федерации не определен.


Также в силу статьи 85 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.01.2005) распределение
и закрепление между бюджетами различных уровней бюджетной системы
Российской Федерации расходов, связанных с обеспечением социальной
защиты населения, производится по согласованию между органами
государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, порядок согласования определяется Правительством
Российской Федерации.


В настоящее время указанный порядок
Правительством Российской Федерации также не определен.


Согласно разделу 4 "Разграничение
расходных полномочий" постановления Правительства Российской
Федерации от 15.08.2001 № 584 "О программе развития бюджетного
федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" на
субъект Российской Федерации может быть возложена обязанность за
неисполнение федерального закона, влекущее дополнительные расходы для
регионального бюджета, только в пределах предоставленной на эти цели
финансовой помощи из федерального бюджета (субвенций). Приложение 1 к
данному постановлению "Общая схема разграничения расходных
полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации к
2005 году" предусматривает (п. 2.5), что социальные выплаты и
льготы в соответствии с федеральным законодательством должны
финансироваться из федерального бюджета, а региональные органы
государственной власти и местного самоуправления могут осуществлять
только функции организаторов предоставления этих льгот.


На основании изложенного следует, что
субъекты Российской Федерации должны нести ответственность перед
организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги
населению, только в пределах взятых на себя обязательств, то есть в
пределах лимитов бюджетных обязательств.


Кроме того, данный вывод
подтверждается постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации № 23 от 22.06.2006 "О некоторых вопросах
применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской
Федерации", из пункта 18 которого следует, что если установившим
льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным
нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не
полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект
Российской Федерации или муниципальное образование, то при
недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального
бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации,
независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в
бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.


Согласно отзыву департамента
социальной защиты населения, труда и занятости Нижегородской области,
истцу были перечислены денежные средства в пределах выделенных
лимитов в полном объеме.


Материалами дела также доказано, что
и задолженность по возмещению расходов, связанных с предоставлением
гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом "О
ветеранах", в 2004 году образовалась сверх установленных
лимитов.


То есть убытки у истца возникли в
результате недостаточного финансирования расходов на реализацию
установленных льгот из средств федерального бюджета.


В силу статей 16 и 1069 Гражданского
кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не
соответствующего закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит
возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской
Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.


Размер убытков в сумме 403175 руб. 97
коп. подтверждается платежными поручениями и счетами-фактурами на
предоставление льгот указанной категории граждан (л.д. 63 - 107).


С учетом изложенного убытки,
возникшие у ОАО "Нижегородский водоканал" в результате
реализации Федерального закона "О ветеранах", подлежат
возмещению за счет казны Российской Федерации.


2. В отношении требований на
основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации".


В соответствии со статьей 17
Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов,
предоставляется скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы (в
домах государственного, муниципального и общественного жилищного
фонда) и с оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности
жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления,
- со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных
для продажи населению. Порядок предоставления указанных льгот
определяется Правительством Российской Федерации. Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные
льготы.


Названная статья Закона не
устанавливает источники финансирования предоставляемых льгот.
Механизм компенсации расходов на предоставление льгот также не
определен. До надлежащего урегулирования вопроса о распределении
расходов между бюджетами различных уровней финансирование должно
осуществляться из федерального бюджета, поскольку льгота
предусмотрена федеральным законодательным актом.


Порядок предоставления и расходования
в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федерального
закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от
14.07.2001 № 536, и его действие продлено на 2002, 2003 и 2004 годы
постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N
137, от 10.02.2003 № 85 и от 14.02.2004 № 80. В названном правовом
акте предусмотрено, что предоставление субсидий и субвенций бюджетам
субъектов Российской Федерации осуществляет Министерство финансов
Российской Федерации на основании сводной бюджетной росписи
федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов
бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.


Суд установил, что денежные средства,
полученные в 2004 году Нижегородской областью на реализацию льгот,
распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов,
кредиторская задолженность по данным обязательствам отсутствует.


Из изложенного следует вывод о том,
что убытки у истца возникли в результате недостаточного
финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств
федерального бюджета.


В силу статей 16 и 1069 Гражданского
кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или
юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления либо
должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не
соответствующего закону или иному правовому акту акта
государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит
возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской
Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны
муниципального образования.


Размер убытков в сумме 809704 руб. 28
коп. подтверждается платежными поручениями и счетами-фактурами на
предоставление льгот указанной категории граждан (л.д. 14 - 58).


С учетом изложенного убытки,
возникшие у ОАО "Нижегородский водоканал" в результате
реализации Федерального закона "О социальной защите инвалидов в
Российской Федерации", подлежат возмещению за счет казны
Российской Федерации.


В соответствии с пунктом 3 части 1
статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации государственная
пошлина в сумме 17564 руб. 40 коп. подлежит возврату истцу из
федерального бюджета.


С учетом изложенного и руководствуясь
статьями 104, 110, 167 - 171, 176, 177, 180, 319 Арбитражного
процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд




решил:




Взыскать с
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской
Федерации, г. Москва, за счет казны Российской Федерации в пользу
открытого акционерного общества "Нижегородский водоканал",
г. Н.Новгород, 809704 руб. 28 коп. убытков, возникших в результате
предоставления льгот на основании ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации", 403175 руб. 97 коп. убытков,
возникших в результате предоставления льгот на основании ФЗ "О
ветеранах".


Возвратить Открытому акционерному
обществу "Нижегородский водоканал", г. Н.Новгород, из
федерального бюджета Российской Федерации госпошлину в сумме 17564
руб. 40 коп., оплаченную по платежному поручению № 06329 от
08.12.2006.


Исполнительный лист выдать после
вступления решения в законную силу.


Решение вступает в законную силу в
месячный срок с момента его принятия и может быть обжаловано в
установленном законом порядке.




Судья


С.А.ВОЙНОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru