| |
РЕШЕНИЕ Земского собрания
Сосновского района от 24.05.2007 № 18-р
"О РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2007 - 2010 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Вступил в силу с 24 мая 2007 года
(пункт 2 данного документа).
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
СОСНОВСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 24 мая 2007 г. № 18-р
О РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЕ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
НА 2007 - 2010 ГОДЫ
В соответствии со
статьями 5, 20 Устава Сосновского района Земское собрание решило:
1. Утвердить прилагаемую районную
целевую программу "Одаренные дети" на 2007 - 2010 годы.
2. Настоящее решение вступает в силу
со дня принятия.
-
Председатель Земского
собрания
С.И.РЕМИЗОВ
И.о. главы
администрации района
А.А.КОЧЕТКОВА
-
Утверждена
решением
Земского собрания
Сосновского района
от 24.05.2007 № 18-р
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2007
- 2010 ГОДЫ
ПАСПОРТ РАЙОННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2007 -
2010 ГОДЫ
- Наименование Программы
Одаренные дети на 2007 - 2010 годы-
- Заказчик
Администрация Сосновского района-
- Основные разработчики
Управление образования Сосновского района-
Программы
совместно с учреждениями образования Сосновского-
района-
- Цель Программы
Обеспечение необходимых организационных методик,-
кадровых
и др. условий для формирования и-
развития
одаренных детей, материальное-
стимулирование
творческой деятельности детей-
- Задачи Программы
Изучение и внедрение нового содержания-
образования
в работе с одаренными детьми.-
Создание
системы целенаправленного выявления-
одаренных
детей.-
Создание
условий одаренным детям для развития их-
личных
творческих способностей в процессе-
исследовательской
и поисковой деятельности-
- Сроки реализации
2007 - 2010 годы-
- Исполнители
РУО, образовательные учреждения-
- Ожидаемые результаты
Расширение кругозора детей, раннее-
реализации Программы
самоопределение, более высокий уровень-
выступления
детей на районных и областных-
олимпиадах.-
Увеличение
процента учащихся, поступающих в вузы-
и
успешно обучающихся.-
Повышение
квалификации учителей, включаемых в-
работу
по Программе-
- Финансирование Программы
за счет средств местного бюджета-
2007 год - 120000 тыс. рублей
- бюджетные средства-
2008 год - 150000 тыс. рублей
- бюджетные средства-
2009 год - 170000 тыс. рублей
- бюджетные средства-
2010 год - 200000 тыс. рублей
- бюджетные средства-
- Механизм реализации
Реализация Программы обеспечивается управлением-
Программы
финансов администрации Сосновского района,-
управлением
администрации Сосновского района.-
Создание
координационного совета по реализации-
мероприятий.-
Заказчиком
является администрация Сосновского-
района,
разработчиком и координатором исполнения-
-
управление образования администрации-
Сосновского
района.-
Разработчик
Программы вносит предложения по-
внесению
изменений в Программу с учетом мнения-
исполнителя
Программы в соответствии с-
нормативно-правовыми
актами РФ, Нижегородской-
области,
Сосновского района.-
Ответственный
за реализацию Программы --
координационный
совет.-
Ход
реализации Программы заслушивается на-
заседании
координационного совета, совещаниях-
управления
образования-
ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Важнейшей проблемой
прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Очень
важно не потерять одаренность, проявить гораздо больше внимания к
установлению уровня способностей и их разнообразия у всех детей.
Развитие одаренности учащихся необходимо рассматривать как развитие
его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом; уметь
ставить цель, искать способы их достижения, максимально использовать
свои способности. Чтобы все это реализовать на практике, необходим
системный подход к обучению одаренных детей. Создание целостной
системы работы с одаренными детьми, развитие разнообразных форм
научного творчества учащихся позволит начать целенаправленное
формирование будущей интеллектуальной элиты, поднять общий уровень
образования и культуры населения.
Основанием для разработки Программы
послужили результаты работ учащихся в районных, областных, предметных
олимпиадах и научно-практических конференциях; итоги диагностики
знаний, умений и навыков учащихся, данные о выпускниках, поступивших
в высшие и средние специальные заведения.
Данная Программа предназначена для ОУ
и нацелена на создание организационных, методических, кадровых,
ресурсных условий для развития детей. Она определяет цели, задачи и
основные направления работы с одаренными детьми. Программа рассчитана
на период до 2010 года. Управление образования рассматривает
Программу как одну важнейших задач образования. Необходимый кадровый
потенциал для осуществления в районе этой работы имеется. Всего в
районе насчитывается 332 педагога, среди которых имеют звание
"Заслуженный учитель" - 2 человека, "Отличник
просвещения" - 34, "Почетный работник общего образования"
- 9. Анализ статистических данных показывает, что уровень
профессионального образования педагогов высок; высшее образование
имеют 89% учителей. В районе 41 учреждение образования, среди которых
10 средних школ; 6 - основных; 7 - начальных; 1 детский дом для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2 учреждения
дополнительного образования; 13 детских садов, профессиональное
училище и агропромышленный техникум. Эти различные типы
образовательных учреждений признаны удовлетворять потребности
учащихся в образовательных услугах. Ежегодно
информационно-диагностическим кабинетом проводится анализ результатов
районных олимпиад, научно-практической конференции. Данные итоги
подводятся на совещаниях руководителей школ, заседаниях районных
методических объединений. Несмотря на то что в районе проводится
определенная работа по созданию условий для развития учащихся, анализ
показывает, что качество знаний учащихся недостаточно велико. Из
выпускников средних школ число поступивших в вузы за 3 последних года
составляет 55,4%, 55%, и 61,3%, среди них около 18% поступают по
целевым направлениям от учреждений. Это говорит о недостаточной
конкурентоспособности наших выпускников. Качественный анализ
предметных олимпиад свидетельствует, что учащиеся успешно
справляются, как правило, с заданиями репродуктивного характера,
творческие задания выполняют единицы. В школах продолжает падать
заинтересованность педагогических коллективов в успехе такого аспекта
деятельности, как развитие творческой активности, нестандартности
мышления, углубленного интереса к большинству предметов и поиска
одаренных учащихся. Уменьшается число учащихся, приглашенных
областным комитетом для участия в областном финале олимпиад: 2003 г.
- 2 уч., 2004 г. - 0, 2005 г. - 4 уч. Результаты областных олимпиад,
как правило, низкие. Пять лет учащиеся средних и основных школ
являются участниками районных ученических исследовательских
конференций.
-
┌────────┬────────┬────────┬────────┐
│2002 год│2003
год│2004 год│2005 год│
│29 чел. │39 чел.
│45 чел. │47 чел. │
│6 школ │8 школ
│11 школ │12 школ │
└────────┴────────┴────────┴────────┘
-
Число участников
растет из года в год, в 2005 году функционировало 4 секции, где были
заслушаны все работы ребят. Но стоит сказать, что работы в основном
представлены в виде рефератов, очень мало было исследовательских
работ. Несмотря на имеющийся кадровый потенциал, в районе отсутствуют
классы по углубленному изучению предметов, профильные классы созданы
лишь в 6 ОУ (Сосновская СОШ № 1, Сосновская СОШ № 2, Виткуловская
СОШ, Елизаровская СОШ, Панинская СОШ, Малаховская СОШ). Не отработана
система межшкольных факультативов по подготовке учащихся к
олимпиадам, на низком уровне связь ОУ с вузами Н.Новгорода; ОУ не
стремятся к получению статуса школы с углубленным изучением предметов
и лицея. Кроме того, анализ тестирования, диагностических срезов,
промежуточных и итоговых контрольных работ показывает, что задания,
требующие воспроизведения изученного, у 88% учащихся затруднений не
вызывают, а задания креативного характера большинству учащихся
оказываются сложными. Посещение и анализ уроков в ходе аттестации
педагогических кадров и изучения эффективности методической работы в
ОУ показывает, что учителя используют задания развивающего характера,
но пока их недостаточно, и система таких заданий не сложилась. Таким
образом, анализ разных аспектов педагогической деятельности
показывает, что часто учителя недостаточно внедряют современные
педагогические технологии, не совершенствуют содержание форм и
методов обучения, призванных развивать способности учащихся.
Недостаточно в ОУ организована работа психологической службы по
определению интеллекта и склонностей детей. Изучение состояния работы
с одаренными детьми и его анализ показали, что существует
необходимость совершенствования форм и методов работы, направленных
на развитие личности учащихся.
1. Цель Программы: обеспечение
необходимых организационных, методических, кадровых и других условий
для формирования и развития одаренных детей.
2. Задачи Программы:
- создать систему целенаправленного
выявления одаренных детей;
- изучить и внедрить новое содержание
образования и прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
- создать условия одаренным детям для
развития их личных творческих способностей;
- материально стимулировать
творческую деятельность одаренных детей.
3. Принципы реализации Программы:
- принцип индивидуализации обучения;
- свободы выбора учащимися
дополнительных образовательных услуг;
- особого внимания к проблеме
межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принцип развивающего обучения.
4. Ожидаемые результаты реализации
Программы.
Реализация программы "Одаренные
дети" в системе образования предполагает:
- формирование системы работы с
одаренными детьми;
- расширение кругозора детей, раннее
самоопределение;
- профессиональную самореализацию
творчески работающих учителей;
- более высокий уровень работ
учащихся на районных и областных олимпиадах, конкурсах;
- увеличение доли выпускников,
поступивших в вузы;
- создание условий для разработки и
реализации школьных программ с одаренными детьми с учетом специфики
деятельности ОУ.
5. Организация и контроль выполнения
Программы:
- организация и контроль программы
"Одаренные дети" возложен на районное управление
образования и координационный совет по данной Программе;
- Программа реализуется за счет
средств районного бюджета.
-
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
- РАЙОННОЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
│
-
v
┌───────КООРДИНАЦИОННЫЙ
СОВЕТ────────┐
│ │
-
v
v-
РИДК
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ
│ │
│ │
-
v
v
┌──────────────────────────┬──────────────────┐
│ │ │
-
v
v v-
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ-
СЛУЖБА ОУ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО-
ОБРАЗОВАНИЯ-
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
УЧРЕЖДЕНИЯ
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ
ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
┌─────┬──────────────────────────────────────────┬──────────┬─────────────┐
│ │ Наименование
мероприятий │ Сроки │ Исполнитель │
│ │
│реализации│
│
├─────┼──────────────────────────────────────────┼──────────┼─────────────┤
│1.
│Научно-методическое обеспечение Программы │ │
│
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│1.1. │Формирование
информационно-аналитического│ 2007 год │Специалисты │
│ │банка по
итогам проведенных олимпиад,│ │РУО │
│ │конкурсов,
конференций за 3 года │ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│1.2. │Создание
системы сотрудничества с НИРО и│ 2007 - │Управление
│
│ │вузами
Н.Новгорода в плане подготовки│ 2008 год │образования
│
│ │учащихся к
олимпиадам, довузовской│ │ │
│ │подготовки
│ │ │
│ │ │
│ │
│1.3. │Изучение
состояния работы с одаренными│в течение │Специалисты
│
│ │детьми в ОУ
в ходе проведения комплексных│ года │РУО │
│ │проверок
│ │ │
│ │ │
│ │
│1.4. │Создание
программ работы межшкольных│ сентябрь │РИДК │
│ │факультативов
│2007 года │ │
│ │ │
│ │
│1.5. │Работа со
средствами массовой информации│в течение │РУО; ОУ
│
│ │по
освещению материалов для родителей,│ всего │
│
│ │учащихся,
педагогов в ходе выполнения│ периода │ │
│ │Программы
│ │ │
│ │ │
│ │
│1.6. │Выступление
на районных, предметных│ ежегодно │РИДК │
│ │методических
объединениях о новинках│ │ │
│ │психолого-педагогической
литературы по│ │ │
│ │данной
проблеме │ │
│
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│1.7. │Подбор и
расстановка пед. кадров,│постоянно │Руководители │
│ │работающих с
одаренными детьми │ │ОУ │
│ │ │
│ │
│1.8. │Сбор и
информация материала│постоянно │Психолог, │
│ │психолого-педагогического
содержания в│ │зав. РИДК │
│ │помощь
учителям, работающим с одаренными│ │
│
│ │детьми
│ │ │
│ │ │
│ │
│2.
│Социально-психологическое обеспечение│ │
│
│ │реализации
Программы │ │ │
│ │ │
│ │
│2.1. │Разработка
материалов школьных олимпиад │ октябрь │РМО; РИДК │
│ │ │
2005 - │ │
│ │ │
2006 год │ │
│ │ │
│ │
│2.2. │Формирование
групп учащихся для│ 2005 год │РИДК; │
│ │совместного
обучения одаренных детей в│ │руководители │
│ │рамках
межрайонной подготовки │ │ОУ
│
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│2.3. │Организация
работы факультативных занятий│ ежегодно │Руководители │
│ │и кружков в
ОУ │ │ОУ │
│ │ │
│ │
│2.4. │Формирование
банка диагностических методик│ 2005 - │Психолог А.В.│
│ │развития
одаренного ребенка, его│ 2006 год │Чеснокова │
│ │познавательных
возможностей и способностей│ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│2.5. │Организация
работы по выявлению│ ежегодно │Психологи ОУ │
│ │профессиональных
наклонностей одаренных│ │ │
│ │детей
│ │ │
│ │ │
│ │
│2.6. │Обеспечение
условий для систематического│постоянно │РИДК; │
│ │повышения
мастерства учителей, работающих│ │руководители
│
│ │с
одаренными детьми, через проблемные│ │ОУ
│
│ │семинары,
работу творческих групп │ │
│
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│2.7. │Выпуск
информационных вестников о│ ежегодно │РИДК
│
│ │результатах
олимпиад │ февраль │ │
│ │ │
│ │
│2.8. │Обеспечение
участия одаренных детей в│постоянно │Руководители │
│ │районных,
областных конкурсах различных│ │ОУ │
│ │направлений
│ │ │
│ │ │
│ │
│2.9. │Проведение
районного конкурса "Ученик│ ежегодно │РУО
│
│ │года"
среди учащихся 9 - 10 классов │ апрель │
│
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│2.10.│Организация
постоянно действующего│ ежегодно │Психологи │
│ │семинара
"Познавательная потребность -│ март │
│
│ │личностное
"ядро" развития одаренности" │ │
│
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│3. │Организация
и содержание учебного процесса│ │ │
│ │с учетом
программы "Одаренные дети" │ │
│
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│3.1. │Создание
профильных классов в│ 2006 - │РУО; │
│ │образовательных
учреждениях района │ 2007 год │руководители │
│ │ │
│ОУ │
│ │ │
│ │
│3.2. │Подготовка
их программно-методического и│ 2005 - │РИДК │
│ │учебного
методического обеспечения │ 2006 год │
│
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│3.3. │Корректировка
программ факультативных│ 2005 год │Руководители │
│ │курсов,
переориентирование их на работу с│ │ОУ
│
│ │одаренными
детьми │ │ │
│ │ │
│ │
│ │ │
│ │
│3.4. │Организация
и проведение школьных│ ежегодно │Руководители │
│ │олимпиад;
ученических научно-практических│ │ОУ
│
│ │конференций
│ │ │
│ │ │
│ │
│3.5. │Организация
работы родительского│ ежегодно │Психологи ОУ │
│ │университета
по вопросам воспитания│ │ │
│ │одаренных
детей │ │
│
│ │ │
│ │
│4. │Взаимодействие
с общественными│ │ │
│ │организациями
и учреждениями │ │ │
│ │ │
│ │
│4.1. │Освещать
|