Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 28.02.2007 по делу № А43-36476/06-43-1213


<ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПУТЕМ
ВЫНЕСЕНИЕ РЕШЕНИЯ ОБ ОТМЕНЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ОРГАНА МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ, УСТАНОВИВШЕГО ТАРИФЫ НА ПОДКЛЮЧЕНИЕ К СИСТЕМЕ
ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ, СЛУЖБОЙ ПО ТАРИФАМ СУБЪЕКТА РФ, ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВАНИЕМ
ДЛЯ ОТМЕНЫ ДАННОГО РЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМ СУДОМ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.









АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 28 февраля 2007 года
Дело N А43-36476/06-43-1213



Резолютивная часть
решения объявлена 20 февраля 2007 г.


Полный текст решения изготовлен 28
февраля 2007 г.




(извлечение)






Арбитражный суд
Нижегородской области в составе председательствующего судьи
Степановой Светланы Николаевны, судей Верховодова Евгения
Владимировича, Тарасова Дмитрия Александровича, при ведении протокола
судебного заседания судьей Степановой С.Н., рассмотрев в открытом
судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества
"Нижегородская генерирующая компания" о признании
недействующим решения правления региональной службы по тарифам
Нижегородской области от 26.09.2006 № 4 "Об отмене постановления
администрации г. Нижнего Новгорода от 16.08.2006 № 2794 "Об
установлении тарифа филиалу "Сормовская ТЭЦ" ОАО
"Нижегородская генерирующая компания" на подключение"




установил:




открытое акционерное
общество "Нижегородская генерирующая компания" (далее - ОАО
"НГК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской
области на предмет признания недействующим решения правления
региональной службы по тарифам Нижегородской области от 26.09.2006 N
4 "Об отмене постановления администрации г. Нижнего Новгорода от
16.08.2006 № 2794 "Об установлении тарифа филиалу "Сормовская
ТЭЦ" ОАО "Нижегородская генерирующая компания" на
подключение".


В порядке, предусмотренном статьей
163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в
судебном заседании объявлялся перерыв до 20.02.2007, после чего
рассмотрение дела продолжено.


При рассмотрении дела в суде 1-й
инстанции представители Общества требования, изложенные в заявлении,
поддержали. Между тем в процессе рассмотрения дела по существу ОАО
"НГК" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального
кодекса РФ уточнило предмет требований, пояснив, что оспариваемый акт
носит ненормативный характер и дело подлежит рассмотрению по правилам
главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Указанные уточнения судом отклонены в
силу следующего.


Под нормативным правовым актом
понимается правовой акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий
правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц,
рассчитанные на неоднократное применение, действующий независимо от
того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, им
предусмотренные.


Постановление администрации г.
Нижнего Новгорода от 16.08.2006 № 2794 "Об установлении тарифа
филиалу "Сормовская ТЭЦ" ОАО "Нижегородская
генерирующая компания" на подключение" является
обязательным для любого лица, обратившегося в ОАО "НГК" за
подключением; рассчитано на неоднократное применение в течение
периода действия постановления; действует независимо от того,
возникли или прекратились определенные правоотношения. Следовательно,
указанное постановление администрации г. Н.Новгорода носит
нормативный характер.


И поскольку оспариваемое решение
правления РСТ от 26.09.2006 № 4 отменяет названное постановление
администрации г. Н.Новгорода, оно также обязательно для того же круга
лиц, применяется в период до установления законных и экономически
обоснованных тарифов на подключение и независимо от того, возникли
либо прекратились конкретные правоотношения, следовательно, также
носит нормативный характер.


Далее, нормативные акты министерств и
иных органов исполнительной власти Нижегородской области подлежат
регистрации в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти
Нижегородской области. Регистрация в Реестре включает в себя, в том
числе, проведение правовой экспертизы акта, по результатам которой
может иметь либо заключение о том, что акт носит нормативный
характер, либо акт не является нормативным.


Решение правления РСТ Нижегородской
области, являющееся предметом судебного разбирательства, прошло
правовую экспертизу и зарегистрировано в Реестре нормативных актов
органов исполнительной власти Нижегородской области за N
00655-516-004 от 29.09.2006. Согласно заключению об акте органа
исполнительной власти решение носит нормативный характер и
соответствует положениям действующего законодательства РФ.


При таких обстоятельствах у суда не
имеется оснований для изменения порядка рассмотрения данного
конкретного дела и дело продолжает рассматриваться по правилам главы
23 Арбитражного процессуального кодекса РФ "Рассмотрение дел об
оспаривании нормативных правовых актов".


По существу заявленных требований
основные доводы ОАО "НГК" сводятся к следующему.


По мнению заявителя, решение
правления региональной службы по тарифам Нижегородской области № 4 от
26.09.2006 противоречит нормам действующего российского
законодательства, в частности положениям статей 2, 11, 15
Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах
регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ (в ред. от
31.05.2005 № 199-ФЗ) "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"; статье
23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об
электроэнергетике". По мнению заявителя региональная служба по
тарифам Нижегородской области не является органом, уполномоченным
отменять решение органа местного самоуправления - администрации г.
Н.Новгорода об установлении тарифа на подключение.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: слова "комплексного развития систем"
повторяются дважды.






Кроме того, решение
правления региональной службы по тарифам № 4 от 26.09.2006 нарушает
права и законные интересы заявителя в сфере осуществления социально
значимой экономической деятельности, а именно, по обеспечению
теплоснабжения вновь вводимого жилищного фонда г. Н.Новгорода по
тепловым сетям общего пользования путем эксплуатации оборудования
филиала заявителя (Сормовская ТЭЦ). По утверждению заявителя, отмена
РСТ тарифа на подключение исключает возможность реализации
Инвестиционной программы в размере 100100000 руб., утвержденной
постановлением Городской Думы № 53 от 21.06.2006, в целях реализации
программы комплексного развития систем комплексного развития систем
коммунальной инфраструктуры г. Н.Новгорода; отмена тарифа на
подключение решением РСТ Нижегородской области также исключает
возможность возмещения расходов заявителя, связанных с осуществлением
вышеуказанной деятельности.


Представители региональной службы по
тарифам Нижегородской области с доводами заявителя не согласились по
основаниям, подробно изложенным в отзыве на заявление (с последующими
дополнениями к отзыву) и в судебном заседании. Пояснили, что
оспариваемое решение правления РСТ № 4 от 26.09.2006 "Об отмене
постановления администрации г. Нижнего Новгорода от 16.08.2006 № 2794
"Об установлении тарифа филиалу "Сормовская ТЭЦ" ОАО
"Нижегородская генерирующая компания" на подключение"
принято в рамках предоставленных региональному органу исполнительной
власти полномочий, предусмотренных частью 6 статьи 6 Федерального
закона № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации",
статьей 2 постановления Правительства Российской Федерации от
03.03.2004 № 123 "Об утверждении Правил отмены решений органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
государственного регулирования тарифов, а также решений органов
местного самоуправления, принятых во исполнение переданных им
полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую
энергию". Согласно вышеназванным положениям законодательства
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области
регулирования тарифов являются органами, уполномоченными отменять
решения органов местного самоуправления, принятые с превышением
переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на
тепловую энергию либо противоречащих законодательству Российской
Федерации в области электроэнергетики.


Следуя позиции РСТ Нижегородской
области, постановление администрации г. Н.Новгорода от 16.08.2006 N
2794 принято с превышением предоставленной ей компетенции. Как
указывает заинтересованное лицо, основанием для отмены явилось то
обстоятельство, что тариф установлен организации, не являющейся
юридическим лицом, - филиал "Сормовская ТЭЦ" ОАО "НГК"
не является юридическим лицом и входит в состав ОАО "Нижегородская
генерирующая компания". Далее, ОАО "Нижегородская
генерирующая компания" в силу положений статьи 2 Федерального
закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций
коммунального комплекса" не относится к организациям
коммунального комплекса. Кроме того, установленный тариф на
подключение не имеет срока действия, что не соответствует п. 1 ст. 13
названного Федерального закона.


При таких обстоятельствах РСТ
Нижегородской области считает требования заявителя необоснованными,
следовательно, не подлежащими удовлетворению.


Заслушав доводы лиц, участвующих в
деле, изучив и оценив представленные в материалах дела доказательства
в их совокупности, суд пришел к следующему.


В соответствии со статьей 192
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане,
организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с
заявлением о признании недействующим нормативного правового акта,
принятого государственным органом, органом местного самоуправления,
иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый
нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют
закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую
юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия
для осуществления предпринимательской и иной экономической
деятельности.


Из материалов дела следует, что
постановлением администрации г. Н.Новгорода от 16.08.2006 № 2794 для
филиала "Сормовская ТЭЦ" ОАО "Нижегородская
генерирующая компания" установлен тариф на подключение к системе
теплоснабжения за 1 Гкал в час с учетом НДС в размере 2002000 руб.
Указанный тариф на подключение установлен в целях реализации
Инвестиционной программы филиала "Сормовская ТЭЦ" ОАО "НГК"
на 2006 - 2008 годы, утвержденной постановлением Городской Думы
города Нижнего Новгорода от 21.06.2006 № 53.


Во исполнение приказа региональной
службы по тарифам Нижегородской области от 07.09.2006 № 516-46/од, в
целях исполнения полномочий, возложенных на региональную службу по
тарифам Нижегородской области в период с 11 сентября 2006 года по 15
сентября 2006 года предписано провести проверку обоснованности
установления тарифов, утвержденных постановлением администрации г.
Н.Новгорода от 16.08.2006 № 2794. Сформирована комиссия в составе
представителей региональной службы по тарифам Нижегородской области,
министерства экономики Нижегородской области. По результатам
проведенных проверочных мероприятий дано заключение, датированное
14.09.2006 (л.д. 21 - 24), согласно которому комиссия пришла к выводу
о неправомерном установлении администрацией города Нижнего Новгорода
тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры и
тарифов организаций коммунального комплекса на подключение к системам
коммунальной инфраструктуры. В связи с чем в заключении указано на
необходимость выдать предписание администрации г. Н.Новгорода об
отмене тарифов, установленных постановлением администрации г.
Н.Новгорода № 2794 от 16.08.2006.


Между тем региональная служба по
тарифам Нижегородской области, не ограничившись выдачей органу
местного самоуправления названного предписания, руководствуясь
статьей 6 Федерального закона № 41-ФЗ "О государственном
регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации", 26.09.2006 принимает решение № 4 "Об
отмене постановления администрации г. Н.Новгорода от 16 августа 2006
года № 2794...". Оспариваемое решение правления РСТ
Нижегородской области мотивировано тем, что филиал "Сормовская
ТЭЦ" ОАО "Нижегородская генерирующая компания" не
является юридическим лицом и входит в состав ОАО "НГК". При
этом ОАО "НГК" не отвечает требованиям статьи 2
Федерального закона № 210-ФЗ, поскольку не является организацией
коммунального комплекса и не подлежит регулированию в рамках
вышеуказанного Федерального закона.


В соответствии с частью 6 статьи 6
Федерального закона № 41-ФЗ "О государственном регулировании
тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта
Российской Федерации полномочиями на государственное регулирование
тарифов на тепловую энергию (за исключением производимой
электростанциями, осуществляющими производство в режиме
комбинированной выработки электрической и тепловой энергии),
отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии,
обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей,
расположенных на территории одного муниципального образования.


Решение органа местного
самоуправления, принятое во исполнение переданных ему в соответствии
с настоящей статьей полномочий и противоречащее законодательству
Российской Федерации об электроэнергетике или принятое с превышением
предоставленной ему компетенции, подлежит отмене соответствующим
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.


Следовательно, орган исполнительной
власти субъекта Российской Федерации может отменить лишь те решения
органа местного самоуправления, которые приняты последним в рамках
закона субъекта Российской Федерации, наделяющего орган местного
самоуправления полномочиями на государственное регулирование тарифов
на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой
энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей,
расположенных на территории одного муниципального образования.


Частью 8 статьи 6 названного
Федерального закона закреплено, что органы местного самоуправления
устанавливают надбавки к тарифам на электрическую и тепловую энергию,
поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям (надбавки к
ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций
коммунального комплекса), надбавки к тарифам на товары и услуги
организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг
в сфере электро- и (или) теплоснабжения, тарифы этих организаций на
подключение и тарифы на подключение к системам коммунальной
инфраструктуры в сфере электро- и (или) теплоснабжения в соответствии
с законодательством Российской Федерации об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса.


В силу положений подпункта 7 пункта 2
статьи 5 Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса" к полномочиям
органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и
надбавок отнесено установление тарифов на подключение к системам
коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального
комплекса на подключение.


Таким образом, установление органом
местного самоуправления, в данном случае администрацией г.
Н.Новгорода, тарифа на подключение к системе теплоснабжения не
относится к полномочиям, переданным в соответствии с положениями
статьи 6 Федерального закона № 41-ФЗ и установленным законом субъекта
РФ - Нижегородской области, а является полномочием, конкретно
установленным Федеральным законом № 210-ФЗ.


В соответствии с Положением о
региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденным
постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 N
171, региональная служба по тарифам Нижегородской области является
органом исполнительной власти Нижегородской области в области
государственного регулирования тарифов (п. 1.1 Положения). К функциям
РСТ отнесено, в том числе, принятие в пределах компетенции
нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к сфере
деятельности службы (п. 3.5 Положения); осуществление в установленном
порядке отмены решений органов местного самоуправления, принятых во
исполнение переданных им в соответствии с законодательством
Российской Федерации полномочий и противоречащих законодательству
Российской Федерации об электроэнергетике или принятых с превышением
полномочий.


Таким образом, Положение о
региональной службе по тарифам Нижегородской области также не
предусматривает возможность отмены службой решений органа местного
самоуправления, принятых последним в рамках полномочий, прямо
установленных органу местного самоуправления федеральным законом.


В соответствии с пунктом 1 статьи 17
Федерального закона № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов
организаций коммунального комплекса" государственный контроль в
области регулирования тарифов и надбавок осуществляется федеральным
органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и
надбавок и органами регулирования субъектов Российской Федерации в
порядке, определяемом Правительством РФ.


Подпунктом 4 пункта 3 статьи 17
названного Федерального закона установлено, что орган регулирования
субъекта Российской Федерации вправе выдавать предписание органу
регулирования муниципального образования о досрочном пересмотре
установленных в соответствии со статьей 5 Федерального закона органом
регулирования муниципального образования тарифов на товары и услуги
организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и
услуги организаций коммунального комплекса в случае установления их
на уровне выше максимальных и (или) ниже минимальных предельных
индексов, установленных органом регулирования субъекта Российской
Федерации. В случае неисполнения указанного предписания до истечения
сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган
регулирования субъекта РФ обращается в арбитражный суд с заявлением
об оспаривании решения органа регулирования муниципального
образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций
коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги
организаций коммунального комплекса.


Кроме того, порядок разрешения
споров, возникающих при осуществлении государственного регулирования
тарифов на электрическую и тепловую энергию, установлен Федеральным
законом № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Согласно статье 7.1 Федерального закона споры, связанные с
осуществлением государственного регулирования тарифов на
электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном
суде.


При таких обстоятельствах суд
считает, что в данном конкретном случае региональная служба по
тарифам Нижегородской области, придя к выводу о необоснованности
установления администрацией г. Н.Новгорода тарифа для филиала
"Сормовская ТЭЦ" ОАО "Нижегородская генерирующая
компания" на подключение, должна была выдать соответствующее
предписание (что и было сделано) и в случае его неисполнения органом
местного самоуправления не самостоятельно отменять постановление
администрации г. Н.Новгорода от 16.08.2006 № 2794, а обратиться на
указанный предмет в установленном порядке в арбитражный суд.


По мнению суда, приняв решение от
26.09.2006 № 4 "Об отмене постановления администрации г. Нижнего
Новгорода от 16.08.2006 № 2794 "Об установлении тарифа филиалу
"Сормовская ТЭЦ" ОАО "Нижегородская генерирующая
компания" на подключение", региональная служба по тарифам
Нижегородской области вышла за рамки предоставленных полномочий в
сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и
тепловую энергию.


На основании вышеизложенного,
руководствуясь ст. 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, суд




решил:




Требования открытого
акционерного общества "Нижегородская генерирующая компания"
о признании недействующим решения правления региональной службы по
тарифам Нижегородской области от 26.09.2006 № 4 "Об отмене
постановления администрации г. Нижнего Новгорода от 16.08.2006 № 2794
"Об установлении тарифа филиалу "Сормовская ТЭЦ" ОАО
"Нижегородская генерирующая компания" на подключение"
удовлетворить.


Признать решение правления
региональной службы по тарифам Нижегородской области от 26.09.2006 N
4 "Об отмене постановления администрации г. Нижнего Новгорода от
16.08.2006 № 2794 "Об установлении тарифа филиалу "Сормовская
ТЭЦ" ОАО "Нижегородская генерирующая компания" на
подключение" не соответствующим положениям статьи 6 Федерального
закона № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию" и недействующим.


Решение вступает в законную силу
немедленно с момента его принятия и может быть обжаловано в течение
месячного срока со дня принятия в Федеральный арбитражный суд
Волго-Вятского округа.






Председательствующий


С.Н.СТЕПАНОВА




Судьи


Е.В.ВЕРХОВОДОВ


Д.А.ТАРАСОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru