Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Департамента образования
области от 05.03.2007 № 134


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РУССКИЙ ЯЗЫК (2007 - 2009 ГОДЫ)"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ДЕПАРТАМЕНТ
ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ПРИКАЗ


от 5 марта 2007 г. № 134




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


"РУССКИЙ ЯЗЫК (2007 - 2009
ГОДЫ)"








-->
примечание.


Текст постановления Правительства РФ
от 29.12.2005 № 833 включен в информационный банк СПС
--> Эксперт-приложение.






В целях укрепления
государственности, национальной безопасности, осуществления
целенаправленной политики поддержки русского языка, сохранения и
развития духовного, художественного, научного и культурного достояния
России в рамках образовательного пространства Нижегородской области,
на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2005 года № 833 "О федеральной целевой программе
"Русский язык (2006 - 2010 годы)" приказываю:


1. Утвердить прилагаемую
ведомственную целевую программу "Русский язык (2007 - 2009
годы)" (далее - Программа).


2. Начальнику управления дошкольного,
общего и дополнительного образования детей (Шмонина Л.В.), ректору
государственного образовательного учреждения дополнительного
профессионального образования "Нижегородский институт развития
образования" (Бармин Н.Ю.) обеспечить координацию деятельности
исполнителей по реализации Программы.


3. Начальнику отдела экономической
политики, планирования и прогнозирования (Кузьмакова Л.А.) при
формировании заявки в проект областного бюджета на 2008 год и
последующие годы предусматривать соответствующее финансирование
мероприятий Программы с ежегодным уточнением объемов ассигнований.


4. Начальнику общего отдела
(Вершинина Т.А.) обеспечить доведение настоящего приказа до органов
управления образованием муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области, образовательных учреждений, реализующих
программы высшего, начального профессионального, среднего
профессионального образования, дополнительного профессионального
образования (повышения квалификации) специалистов.


5. Рекомендовать руководителям
органов управления образованием муниципальных районов и городских
округов Нижегородской области принять участие в реализации Программы,
разработать и утвердить соответствующие муниципальные целевые
программы, предусматривающие мероприятия по формированию и внедрению
социально значимых направлений поддержки русского языка.


6. Контроль за исполнением приказа
возложить на заместителя директора Е.Л. Родионову.




Директор департамента
образования


С.В.НАУМОВ














Утверждена


приказом


департамента образования


Нижегородской области


от 05.03.2007 № 134






ВЕДОМСТВЕННАЯ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА


"РУССКИЙ ЯЗЫК (2007 - 2009
ГОДЫ)"




ПАСПОРТ


ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


"РУССКИЙ ЯЗЫК (2007 - 2009
ГОДЫ)"





Наименование
Ведомственная целевая программа "Русский язык

Программы (2007 - 2009
годы)" (далее - Программа)



Основание для Закон
Нижегородской области от 04.08.2005 № 96-З

разработки "Об
утверждении Комплексной областной целевой

Программы программы
развития образования в Нижегородской

области на
2006 - 2010 годы"; постановление

Правительства
Российской Федерации от 29.12.2005

№ 833 "О
федеральной целевой программе "Русский

язык (2006 -
2010 годы)"



Государственный
Департамент образования Нижегородской области

заказчик

Программы



Разработчики
Департамент образования Нижегородской области

Программы совместно с
государственным образовательным

учреждением
дополнительного профессионального

образования
"Нижегородский институт развития

образования"
(далее - ГОУ ДПО НИРО), комитетом по

культуре
Нижегородской области, государственным

образовательным
учреждением высшего

профессионального
образования "Арзамасский

государственный
педагогический институт им. А.П.

Гайдара"
(далее - АГПИ), государственным

образовательным
учреждением высшего

профессионального
образования "Нижегородский

государственный
университет им. Н.И. Лобачевского"

(далее -
ННГУ), государственным образовательным

учреждением
высшего профессионального образования

"Нижегородский
государственный лингвистический

университет
им. Н.А. Добролюбова" (далее - НГЛУ),

государственным
образовательным учреждением

высшего
профессионального образования

"Нижегородский
государственный педагогический

университет"
(далее - НГПУ), государственным

образовательным
учреждением дополнительного

образования
взрослых "Центр лицензирования и

мониторинга
образования Нижегородской области"

(далее - ГОУ
ДОВ ЦЛМО НО), педагогическими

колледжами
Нижегородской области, государственным

учреждением
культуры "Нижегородская

государственная
областная детская библиотека"

(далее -
НГОДБ), Нижегородской областной

организацией
"Союз журналистов Нижегородской

области"



Исполнители
Департамент образования Нижегородской области,

органы
местного самоуправления муниципальных

районов и
городских округов Нижегородской области

(при условии
участия в реализации Программы), ГОУ

ДПО НИРО,
комитет по культуре Нижегородской

области, АГПИ,
ННГУ, НГЛУ, НГПУ, ГОУ ДОВ ЦЛМО НО,

педагогические
колледжи Нижегородской области,

НГОДБ,
Нижегородская областная организация "Союз

журналистов
Нижегородской области"



Основная цель Создание
условий для полноценной реализации

Программы функций
русского языка как государственного языка

Российской
Федерации и языка межнационального

общения для
укрепления государственности,

национальной
безопасности и престижа страны.

Сохранение и
развитие духовного, художественного,

научного и
культурного достояния России в рамках

образовательного
пространства Нижегородской

области



Основные задачи -
обеспечение эффективного функционирования

Программы русского
языка как государственного языка

Российской
Федерации;

- укрепление
позиций русского языка как средства

межнационального
общения народов Российской

Федерации;

- создание
полноценных условий для развития

русского языка
как национального языка русского

народа;

- обновление
содержания и методов обучения

русскому языку
и литературе;

- усиление
роли русского языка, русской литературы

в сфере
образования;

- пропаганда
русского языка с помощью средств

массовой
информации



Важнейшие - доля
региональных средств массовой информации, в

показатели и которых
соблюдаются нормы русского литературного

индикаторы языка;

Программы - количество
выпускников системы общего и

профессионального
образования с высоким уровнем

владения
русским языком;

- увеличение
изданий научной, справочной

литературы по
русскому языку, словарей, текстов с

культурологическим
комментарием;

- увеличение
количества изданий для школ с

этнокультурной
спецификой



Сроки Программа
рассчитана на 2007 - 2009 годы

реализации

Программы



Перечень 1.
Научно-исследовательская и экспериментальная

основных деятельность
по обеспечению эффективного

мероприятий
функционирования русского языка как

Программы
государственного языка Российской Федерации.

Исследования в
области русского языка и культуры

речи.

2.
Социокультурная и просветительская деятельность

по
совершенствованию качества языкового общения.

Мероприятия по
обучению, повышению квалификации,

подготовке и
переподготовке педагогических кадров.

3. Организация
и проведение культурно-массовых и

образовательных
мероприятий (конференций,

олимпиад,
конкурсов, Года русского языка и т.д.).

4.
Информационно-издательская деятельность



Предполагаемые
Предполагаемый общий объем финансирования из

объемы и средств
областного бюджета, необходимых для

источники реализации
Программы, составляет 600,0 тысячи

финансирования рублей, в том
числе по годам:

Программы 2007 год -
180,0 тысячи рублей;

2008 год -
190,0 тысячи рублей;

2009 год -
230,0 тысячи рублей.

Мероприятия
Программы могут также реализовываться

за счет
средств бюджетов муниципальных районов и

городских
округов Нижегородской области (при

условии
участия в реализации Программы), а также

за счет
внебюджетных средств



Система Контроль
за ходом реализации Программы

организации осуществляет
координационный совет по русскому

контроля за языку,
создаваемый при департаменте образования

исполнением Нижегородской
области

Программы



Ожидаемые -
обеспечение условий для бесконфликтного

результаты
функционирования русского языка как

реализации
государственного языка Российской Федерации на

Программы территории
Нижегородской области;

- увеличение
количества региональных средств

массовой
информации, в которых соблюдаются нормы

литературного
языка;

- увеличение
количества образовательных учреждений

общего
образования, реализующих образовательные

программы по
культуре речи и риторике;

- увеличение
количества выпускников общего и

профессионального
образования с высоким уровнем

владения
русским языком;

- увеличение
количества изданий научной,

справочной
литературы, словарей, текстов с

лингвокультурологическим
компонентом;

- увеличение
количества изданий для школ с

этнокультурной
спецификой;

-
увеличение количества просветительских

мероприятий,
популяризирующих русский язык

(олимпиады,
конкурсы, фестивали, праздники)




I. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ




Ведомственная
целевая программа "Русский язык (2007 - 2009 годы)" (далее
- Программа) является одним из направлений деятельности реализации
Комплексной областной целевой программы развития образования в
Нижегородской области на 2006 - 2010 годы, утвержденной Законом
Нижегородской области от 04.08.2005 № 96-З.






-->
примечание.


Текст распоряжения Правительства РФ
от 05.09.2005 № 1355-р включен в информационный банк СПС
--> Эксперт-приложение.






Программа
разработана с учетом данных материалов Концепции федеральной целевой
программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)", утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005
года № 1355-р, и является составной частью федеральной целевой
программы "Русский язык (2006 - 2010 годы)", утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005
года № 833, обеспечивающей развитие и функционирование русского языка
как государственного на всех уровнях социально-культурной жизни
общества.


Необходимость принятия Программы
обусловлена следующими факторами.


Для выполнения столь сложной и
масштабной задачи необходимо межведомственное взаимодействие,
единство стратегически важных ориентиров в регионе, комплексная
экспертиза состояния языковых процессов как в повседневной, так и
профессиональной, деловой практике.


Русский язык является важным
средством укрепления государственности, обеспечения культурного и
хозяйственного развития страны.


Обучение русскому языку и литературе
в образовательных учреждениях влияет на реальную грамотность
населения и культуру общества в целом. Однако нельзя не заметить
ослабления внимания к русскому языку, что сказалось на качестве
знаний выпускников школ, на снижении культуры речи, культуры общения
на всех уровнях.


В настоящее время в 1278
общеобразовательных учреждениях Нижегородской области работает 3750
учителей русского языка и литературы, в том числе в городских
учреждениях - 2205 чел., в сельских школах с русским языком обучения
- 1400 чел., с нерусским языком обучения - 52 чел. в вечерних школах
- 93 чел.


Все работающие учителя русского языка
- высокообразованные специалисты. Среди них учителей с высшим
профессиональным образованием - 3594 чел. (97,22%), с незаконченным
высшим профессиональным образованием - 46 чел. (1,2%), со средним
профессиональным образованием - 57 чел. (1,55%), со средним (полным)
общим образованием - 1 чел. (0,03%).


Для сравнения: в 2005 - 2006 гг.
96,8% специалистов имели высшее профессиональное образование, 1,3% -
незаконченное высшее профессиональное образование, 1,9% - среднее
профессиональное образование, среднее (полное) общее образование - 1
чел. (0,03%).


Из них имеют квалификационные
категории 2987 человек, что составляет 88,6%.


Высшую квалификационную категорию
имеют 440 учителей - 13,1%, первую квалификационную категорию имеют
1812 учителей - 53,8%, вторую квалификационную категорию имеют 735
учителей - 21,8%.


За период с 2003 по 2006 гг.
количество учителей русского языка в Нижегородской области снизилось
на 320 человек. Это связано с общим сокращением числа обучающихся,
закрытием малокомплектных сельских школ.


По сведениям органов управления
образованием, ежегодно более 200 учителей русского языка выбывают из
общеобразовательных учреждений и около 100 человек прибывают вновь.
Часть ставок сокращается, часть ставок распределяется между
работающими учителями, в среднем 40 мест остаются вакантными, в
основном в районах Нижегородской области с преобладанием сельского
населения.


Потребность в учителях русского языка
удовлетворяется за счет выпускников филологических факультетов НГПУ,
АГПИ, педагогических колледжей.


Ежегодно более 50 молодых учителей
приступают к работе по специальности.


Повышение квалификации учителей
требует серьезного обеспечения научно-методической литературой,
современными техническими средствами.


Назрела необходимость модернизировать
в регионе научно-методическую и учебно-методическую работу с
педагогическими кадрами: координировать работу ученых и практиков,
придать большую социокультурную значимость мероприятиям по обновлению
содержания и методики преподавания русского языка, литературы и
культуры (в том числе и регионального значения), содействовать
развитию творческого потенциала филологов в регионе.


По информации ГОУ ДОВ "Центр
лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области",
сравнительный анализ результатов тестирования учащихся в ходе
аттестации учителей русского языка и литературы за последние три года
выявил следующие тенденции:


- отмечается стабильный уровень
обученности учащихся по русскому языку в целом по всем параллелям:
2004 год - 73,2%, 2005 год - 74,2%, 2006 год - 72,5%.


При этом анализ результатов
тестирования за последние три года выявил некоторое снижение
среднеобластного уровня обученности учащихся по русскому языку в
целом по всем параллелям (на 1,7%).


Также сохраняется тенденция к
снижению уровня обученности по русскому языку при переходе учащихся
из начальной в основную школу (на 7 - 14%), которое фиксируется
ежегодно. С 5-го по 8-й класс показатель колеблется более или менее
на постоянном уровне, в 9-х классах он немного увеличивается, затем
опять существенно падает в 10-х классах (на 8%) и вновь повышается в
11-х классах, не достигая, однако, уровня начальной школы.


В процессе реализации региональной
целевой программы "Русский язык" на 2002 - 2005 годы были
получены определенные результаты, способствующие укреплению позиций
русского языка в Нижегородской области:


- обобщен и популяризирован опыт
образовательных учреждений по изучению русского языка, литературы и
культуры в школе;


- разработан ряд новых
учебно-методических комплексов для школ с этнокультурной спецификой;


- проведен анализ реальной языковой
ситуации в образовательном пространстве Нижегородской области, а
также мониторинг уровня обученности школьников;


- продолжалось освоение инновационных
методов обучения русскому языку в средней и высшей школе;


- разработаны новые модели курсов
повышения квалификации учителей русского языка;


- разработаны новые спецкурсы по
русскому языку и литературе;


- издана научная, справочная
литература по русскому языку;


- создан цикл передач на радио и
телевидении по программам русского языка;


- создан координационный совет по
русскому языку при департаменте образования Нижегородской области,
который осуществлял контроль и ход реализации Программы, а также
анализировал работу по реализации региональной целевой программы
"Русский язык на 2002 - 2005 годы".


Эти направления работы в Программе на
2007 - 2009 годы значительно укрупнены:


- увеличилось количество конкретных
мероприятий (особенно конференций, конкурсов, олимпиад);


- планируется активизировать работу
со СМИ - в Программе участвует Союз журналистов Нижегородской
области;


- появится ряд значимых мероприятий в
деятельности комитета по культуре Нижегородской области;


- масштабнее станет диагностическая
работа по определению качества владения устной и письменной речью у
школьников, студентов, в профессиональной среде (особенно
филологической);


- точнее и результативнее станет
межвузовское взаимодействие, совместная деятельность ученых и
практиков;


- значительно увеличится количество
публикаций, радио- и телепередач, усиливается внимание к проблемам
русского языка в районных средствах массовой информации;


- привлекается внимание всех слоев
населения к традиционным мероприятиям Болдинской осени, посвященным
210-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина, а также мероприятиям,
посвященным 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева.


Наличие ведомственной целевой
программы "Русский язык (2007 - 2009 годы)" предоставляет
возможность координации работы ученых и практиков, получения единой
аналитической картины о состоянии преподавания русского языка,
литературы и содействия реальному обновлению целей, ценностей
гуманитарной сферы, где успехи обучения определяются
национально-культурными традициями.


В регионе назрела потребность в
качественном, продуктивном общении, мысли и слова, рождаясь в
сознании творческой личности, прямо влияют на взаимопонимание в
социуме. Кроме того, в нашей области - 25 школ с этнокультурной
спецификой, где традиционно сложилось двуязычие и многоязычие, что
требует особых мер поддержки по обеспечению оптимального
функционирования русского языка, продуманной языковой политики.


Ведомственная целевая программа
"Русский язык (2007 - 2009 годы)" является важным
показателем качества жизни общества, гарантом сохранения и развития
культуры.




II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ




Целью Программы
является создание условий для полноценной реализации функций русского
языка как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения для укрепления государственности,
национальной безопасности и престижа страны. Сохранение и развитие
духовного, художественного, научного и культурного достояния России в
рамках образовательного пространства Нижегородской области.


Программой предусматривается решение
следующих основных задач:


- обеспечение эффективного
функционирования русского языка как государственного языка Российской
Федерации;


- укрепление позиций русского языка
как средства межнационального общения народов Российской Федерации;


- создание полноценных условий для
развития русского языка как национального языка русского народа;


- обновление содержания и методов
обучения русскому языку и литературе;


- усиление роли русского языка,
русской литературы в сфере образования;


- пропаганда русского языка с помощью
средств массовой информации.




III. ИСПОЛНИТЕЛИ
ПРОГРАММЫ




Исполнителями
Программы являются:


департамент образования Нижегородской
области совместно с ГОУ ДПО НИРО, комитетом по культуре Нижегородской
области, АГПИ, ННГУ, НГЛУ, НГПУ, ГОУ ДОВ ЦЛМО НО, педагогическими
колледжами Нижегородской области, НГОДБ, Нижегородской областной
организацией "Союз журналистов Нижегородской области",
органами местного самоуправления муниципальных районов и городских
округов Нижегородской области (при условии участия в реализации
Программы).




IV. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ




Программа
реализуется с 1 января 2007 года по 31 декабря 2009 года.


Сроки проведения мероприятий
определены приложением к Программе "План мероприятий
ведомственной целевой программы "Русский язык (2007 - 2009
годы)".




V. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ




Мероприятия
Программы представлены в Плане мероприятий ведомственной целевой
программы "Русский язык (2007 - 2009 годы)" (приложение к
Программе) и сгруппированы по следующим основным направлениям:


1. Научно-исследовательская и
экспериментальная деятельность по обеспечению эффективного
функционирования русского языка как государственного языка Российской
Федерации. Исследования в области русского языка и культуры речи.


2. Социокультурная и просветительская
деятельность по совершенствованию качества языкового общения.
Мероприятия по обучению, повышению квалификации, подготовке и
переподготовке педагогических кадров.


3. Организация и проведение
культурно-массовых и образовательных мероприятий (конференций,
олимпиад, конкурсов и т.д.).


4. Информационно-издательская
деятельность.




VI. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Государственным
заказчиком Программы является департамент образования Нижегородской
области, основными разработчиками - департамент образования
Нижегородской области совместно с государственным образовательным
учреждением дополнительного профессионального образования
"Нижегородский институт развития образования".


Реализация Программы обеспечивается
заинтересованными органами исполнительной власти Нижегородской
области совместно с образовательными учреждениями области, органами
местного самоуправления муниципальных районов и городских округов
Нижегородской области (при условии участия в реализации Программы).


Исполнители мероприятий Программы
ответственны за реализацию и конечные результаты Программы,
рациональное использование выделяемых финансовых средств.


Департамент образования Нижегородской
области осуществляет меры по наиболее полному и качественному
выполнению мероприятий Программы, готовит аналитические материалы по
результатам их выполнения для контролирующих органов и средств
массовой информации.




VII. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ




Предполагаемый общий
объем финансирования средств областного бюджета, необходимых для
реализации Программы, составляет 600,0 тыс. рублей, в том числе по
годам:


2007 год - 180,0 тыс. рублей;


2008 год - 190,0 тыс. рублей;


2009 год - 230,0 тыс. рублей.


Мероприятия Программы могут также
реализовываться за счет средств бюджетов муниципальных районов и
городских округов Нижегородской области (при условии участия в
реализации Программы), а также за счет внебюджетных средств.


Распределение средств областного
бюджета, необходимых для реализации Плана мероприятий Программы,
приведено в приложении к Программе.


Объемы финансирования мероприятий
Программы ежегодно уточняются при формировании областного бюджета.




VIII. ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Реализация Программы
приведет к следующим результатам:


- увеличение доли региональных
средств массовой информации, в которых соблюдаются нормы русского
литературного языка;


- росту числа выпускников системы
общего и профессионального образования с высоким уровнем владения
русским языком;


- увеличению изданий научной,
справочной литературы по русскому языку, словарей, текстов с
культурологическим комментарием;


- увеличению количества изданий для
школ с этнокультурной спецификой;


- обеспечению условий для
бесконфликтного функционирования русского языка как государственного
языка Российской Федерации на территории Нижегородской области;


- увеличению количества
образовательных учреждений общего образования, реализующих
образовательные программы по культуре речи и риторике;


- увеличению количества изданий
научной, справочной литературы, словарей, текстов с
лингвокультурологическим компонентом;


- увеличению количества
просветительских мероприятий, популяризирующих русский язык
(олимпиады, конкурсы, фестивали, праздники).




IX. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ


И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ




Организацию
управления Программой осуществляет департамент образования
Нижегородской области - государственный заказчик Программы.


Координацию и контроль за ходом
реализации Программы осуществляет координационный совет по русскому
языку, создаваемый при департаменте образования Нижегородской
области.


Заседания координационного совета по
русскому языку проводятся ежеквартально.




X. СОКРАЩЕНИЯ,
ПРИНЯТЫЕ В ПРОГРАММЕ




Государственное
образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования "Нижегородский институт развития образования" -
ГОУ ДПО НИРО;


государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Арзамасский
государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара" -
АГПИ;


государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский
государственный университет им. Н.И. Лобачевского" - ННГУ;


государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский
государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова"
- НГЛУ;


государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования "Нижегородский
государственный педагогический университет" - НГПУ;


государственное образовательное
учреждение дополнительного образования взрослых "Центр
лицензирования и мониторинга образования Нижегородской области"
- ГОУ ДОВ ЦЛМО НО;


государственное учреждение культуры
"Нижегородская государственная областная детская библиотека"
- НГОДБ;


информационно-диагностические службы
- ИДС;


государственное образовательное
учреждение "Нижегородский гуманитарный центр" - НГЦ.














Приложение


к ведомственной целевой программе


"Русский язык (2007 - 2009
годы)"




ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ


"РУССКИЙ ЯЗЫК (2007 - 2009
ГОДЫ)"




┌───────┬───────────────────────────────────┬────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐


№ │
Наименование мероприятия │ Исполнитель │
Предполагаемый объем финансирования по годам │


п/п │
│ │
(тыс. руб.) │


│ │ │
├────────┬────────┬────────┬───────────────────┤


│ │ │
2007 год│2008
год│2009 год│Общая сумма средств│


│ │ │
│ │ │ │на
2007 - 2009 гг. │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


1 │
2 │ 3 │ 4 │
5 │ 6 │ 7 │


├───────┴───────────────────────────────────┴────────────────┴────────┴────────┴────────┴───────────────────┤


1.
Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность по
обеспечению эффективного функционирования │


русского языка как
государственного языка Российской Федерации. Исследования в области
русского языка и │


культуры
речи │


├───────┬───────────────────────────────────┬────────────────┬────────┬────────┬────────┬───────────────────┤


1.1. │Комплексное
исследование качества│ГОУ ДОВ ЦЛМО НО,│ 20,0 │
20,0 │ 20,0 │ 60,0 │


│ │знаний по
русскому языку учащихся│ГОУ ДПО НИРО,│ │
│ │ │


│ │образовательных
учреждений всех│образовательные │ │
│ │ │


│ │видов и
типов │учреждения, ИДС │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


1.2. │Создание
учебных словарей│ННГУ, ГОУ ДПО│ 30,0 │
30,0 │ 30,0 │ 90,0 │


│ │различного
типа как результат│НИРО, НГПУ │ │
│ │ │


│ │проектировочной
деятельности│ │ │
│ │ │


│ │учащихся,
учителей и│ │ │
│ │ │


│ │ученых-филологов
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


1.3. │Подготовка
словаря трудностей│НГПУ │ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │публичной
речи (устной и│ │ │
│ │ │


│ │письменной)
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


1.4. │Продолжение
исследований в области│НГПУ, НГЛУ,│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │языка
нижегородских средств│ННГУ, АГПИ │ │
│ │ │


│ │массовой
информации и рекламы,│ │ │
│ │ │


│ │активизация
привлечения студентов к│ │ │
│ │ │


│ │исследовательской
работе │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


1.5. │Разработка
спецкурсов для учащихся,│Педагогические │ 15,0 │
15,0 │ 15,0 │ 45,0 │


│ │учителей и
студентов по актуальным│вузы, ГОУ ДПО│ │
│ │ │


│ │вопросам
современной лингвистики│НИРО, │ │
│ │ │


│ │(лингвокультурология,
│педагогические │ │ │
│ │


│ │филологический
анализ текста,│колледжи │ │
│ │ │


│ │культура
устной и письменной речи и│ │ │
│ │ │


│ │др.)
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


1.6. │Подготовка
"Комплексного│ННГУ │ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │лингвокультурологического
словаря│ │ │ │
│ │


│ │для
школьников" (совместно с│ │
│ │ │ │


│ │учителями)
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


1.7. │Лингвистическая
экспертиза│ННГУ │ Х │ Х
│ Х │ Х │


│ │городской
рекламы и вывесок │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


1.8. │Создание
лаборатории│НГЛУ │ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │социолингвистических
исследований: │ │ │ │
│ │


│ │- сбор,
обработка и классификация│ │ │
│ │ │


│ │социолингвистического
материала; │ │ │ │
│ │


│ │-
разработка и создание картотеки│ │
│ │ │ │


│ │социолингвизмов;
│ │ │
│ │ │


│ │-
изучение специфики│ │ │
│ │ │


│ │лингвистического
ландшафта г.│ │ │
│ │ │


│ │Н.Новгорода
│ │ │
│ │ │


├───────┴───────────────────────────────────┴────────────────┴────────┴────────┴────────┴───────────────────┤


2. Социокультурная и
просветительская деятельность по совершенствованию качества языкового
общения. │


Мероприятия по
обучению, повышению квалификации, подготовке и переподготовке
педагогических кадров │


├───────┬───────────────────────────────────┬────────────────┬────────┬─────────────────────────────────────┤


2.1. │Активизация
обучающей и│ГОУ ДПО НИРО,│ Х │За
счет средств областного и│


│ │просветительской
деятельности по│органы │
│муниципальных бюджетов,│


│ │русскому
языку, в том числе в│управления │
│предусмотренных на финансирование│


│ │школах и
районах с этнокультурной│образованием │
│основной деятельности (в размере│


│ │спецификой
(по особому плану -│муниципальных │
│ассигнований, предусмотренных на│


│ │курсы
повышения квалификации│районов и│
│содержание системы образования) │


│ │педагогических
кадров, проведение│городских │ │


│ │семинаров,
олимпиад, конкурсов,│округов │ │


│ │праздников,
творческих встреч с│ │ │


│ │авторами
учебников) │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┬────────┬───────────────────┤


2.2. │Активизация
публикаций по культуре│ННГУ, Союз│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │речи в
областных и местных│журналистов │ │
│ │ │


│ │средствах
массовой информации │Нижегородской │ │
│ │ │


│ │ │области
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


2.3. │Разработка
цикла лекций для│НГЛУ, ННГУ, НГПУ│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │учителей
по проблемам русского│ │ │
│ │ │


│ │языкового
менталитета │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


2.4. │Разработка
и проведение спецкурсов,│ГОУ ДПО НИРО,│ 20,0 │
20,0 │ 20,0 │ 60,0 │


│ │семинаров
по культурологическому│педагогические │ │
│ │ │


│ │подходу в
обучении русскому языку│колледжи, вузы │ │
│ │ │


│ │(в т.ч.
для профильных классов) │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


2.5.
│Совершенствование методики│ГОУ ДПО НИРО,│
5,0 │ 5,0 │ 5,0 │ 15,0 │


│ │преподавания
русского языка и│педагогические │ │
│ │ │


│ │литературы
в средней│колледжи │ │
│ │ │


│ │общеобразовательной
школе, в│ │ │ │
│ │


│ │педагогических
колледжах на базе│ │ │
│ │ │


│ │информационных
технологий │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


2.6. │Создание
и прокат концертных,│Комитет по│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │телевизионных
и радиопрограмм на│культуре │ │
│ │ │


│ │основе
литературной и оперной│Нижегородской │ │
│ │ │


│ │классики
│области │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


2.7. │Разработка
методических│Комитет по│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │рекомендаций
для учреждений│культуре │ │
│ │ │


│ │культуры
по популяризации русского│Нижегородской │ │
│ │ │


│ │языка и
русской культуры │области │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


2.8. │Проект в
помощь школьной программе│Комитет по│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │"Путешествие
Х музы" ("Кино и│культуре │
│ │ │ │


│ │русская
литература", "Кино и│Нижегородской │
│ │ │ │


│ │русская
музыка", "Кино и русская│области │
│ │ │ │


│ │живопись",
"Кино и о кино") │ │
│ │ │ │


├───────┴───────────────────────────────────┴────────────────┴────────┴────────┴────────┴───────────────────┤


3. Организация и
проведение культурно-массовых и образовательных мероприятий
(конференций, олимпиад, │


конкурсов
и т.д.) │


├───────┬───────────────────────────────────┬────────────────┬──────────────────────────────────────────────┤


3.1. │Областные
олимпиады школьников по│ННГУ, НГЛУ │За счет
средств областного бюджета в рамках│


│ │русскому
языку, литературе и│ │реализации
Комплексной областной целевой│


│ │филологии
│ │программы
развития образования в Нижегородской│


│ │ │
области на
2006 - 2010 годы в части│


│ │ │
направления
"Одаренные дети" │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┬────────┬────────┬───────────────────┤


3.2. │Областная
межвузовская олимпиада по│На базе НГПУ,│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │русскому
языку и литературе для│вузы │ │
│ │ │


│ │студентов
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┴────────┴────────┴───────────────────┤


3.3. │Областные
научно-практические│На базе ГОУ ДПО│За счет средств
областного бюджета по годам: │


│ │конференции
для филологов области │НИРО (совместно│


├───────┼───────────────────────────────────┤с
вузами,├────────┬────────┬────────┬───────────────────┤


3.3.1. │Уровни
владения русским языком│педагогическими │ Х │
20,0 │ Х │ 20,0 │


│ │повседневного
и делового общения:│колледжами) │ │
│ │ │


│ │содержание
обучения и диагностика │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┤
├────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.3.2. │Речевой
портрет современника │ │ 20,0 │
Х │ Х │ 20,0 │


├───────┼───────────────────────────────────┤
├────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.3.3. │Дискурс:
теория и практика обучения│ │ Х │
Х │ 20,0 │ 20,0 │


├───────┼───────────────────────────────────┤
├────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.3.4. │Совместная
деятельность│ │ Х │
Х │ 20,0 │ 20,0 │


│ │ученых-филологов
и педагогов-│ │ │
│ │ │


│ │новаторов
по совершенствованию│ │ │
│ │ │


│ │преподавания
русского языка,│ │ │
│ │ │


│ │литературы,
МХК в средней школе │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤





-->
примечание.

Нумерация пунктов дана
в соответствии с официальным текстом

документа.




3.4.1.
│Региональная научная конференция│На базе ННГУ │
Х │ Х │ Х │ Х │


│ │"Актуальные
проблемы культуры речи│ │ │
│ │ │


│ │на
современном этапе" │ │
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.4.2. │Научная
конференция "Социальные│На базе НГЛУ │ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │варианты
языка" │ │
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┴────────┴────────┴───────────────────┤


3.5. │Акция
"Город мастеров", посвященная│Департамент │За
счет средств областного бюджета │


│ │Году
русского языка │образования │


│ │
Нижегородской │


│ │ │области
│ │


│ │ │совместно
с│ │


│ │
государственными│


│ │
образовательными│


│ │ │учреждениями
│ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤


3.6. │Организация,
подготовка и│Департамент │За счет
средств областного бюджета и│


│ │проведение
мероприятий, посвященных│образования │внебюджетных
средств: │


│ │210-летию
со дня рождения А.С.│Нижегородской │


│ │Пушкина
│области, комитет│


├───────┼───────────────────────────────────┤по
культуре├────────┬────────┬────────┬───────────────────┤


3.6.1. │Конкурсы
чтецов │Нижегородской │ 10,0 │
10,0 │ 10,0 │ 30,0 │


├───────┼───────────────────────────────────┤области,
ГОУ ДПО├────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.6.2. │Конкурсы
сочинений, творческих│НИРО, Союз│ 10,0 │
10,0 │ Х │ 20,0 │


│ │работ
│журналистов │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┤Нижегородской
├────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.6.3. │Конкурс
поэзии среди учащихся│области, │ Х │
10,0 │ Х │ 10,0 │


│ │учреждений
начального│образовательные │ │
│ │ │


│ │профессионального
образования,│учреждения │ │
│ │ │


│ │среднего
профессионального│ │ │
│ │ │


│ │образования
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.7. │Конференция
"Культура речи как│Нижегородский │ 10,0 │
Х │ Х │ 10,0 │


│ │показатель
уровня профессиональной│педагогический │ │
│ │ │


│ │подготовки
специалистов в сфере│колледж │ │
│ │ │


│ │образования"
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.8. │Речевой
этикет: серия внеклассных│Нижегородский │ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │воспитательных
мероприятий по│педагогический │ │
│ │ │


│ │культуре
поведения в школах и│колледж │ │
│ │ │


│ │детских
садах │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.9. │Конкурс
на лучшую публикацию│Союз журналистов│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │(передачу),
посвященную русскому│Нижегородской │ │
│ │ │


│ │языку и
литературе │области │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.10. │Областной
конкурс для специалистов│Союз журналистов│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │средств
массовой информации "За│Нижегородской │
│ │ │ │


│ │образцовое
владение русским языком│области │ │
│ │ │


│ │в
профессиональной деятельности", а│ │
│ │ │ │


│ │также
конкурсы для молодых│ │ │
│ │ │


│ │специалистов
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.11.
│Научно-практическая конференция│Союз журналистов│
Х │ Х │ Х │ Х │


│ │"Язык
современных средств массовой│Нижегородской │ │
│ │ │


│ │информации:
основные проблемы и│области, кафедра│ │
│ │ │


│ │тенденции"
│журналистики и│ │
│ │ │


│ │ │русского
языка│ │ │ │


│ │ │ННГУ
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.12. │Межрегиональная
научно-практическая│Комитет по│ Х │ Х
│ Х │ Х │


│ │конференция
библиотечных работников│культуре │ │
│ │ │


│ │"Приобщение
детей и юношества к│Нижегородской │ │
│ │ │


│ │русской
классической литературе как│области, НГОДБ │ │
│ │ │


│ │основе
сохранения русского языка" │ │
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.13. │Областной
детский творческий│Комитет по│ 5,0 │
5,0 │ 5,0 │ 15,0 │


│ │конкурс
"Великое русское слово" │культуре │
│ │ │ │


│ │
Нижегородской │
│ │ │ │


│ │ │области,
НГОДБ,│ │ │ │


│ │ │детские
│ │ │ │


│ │ │библиотеки
│ │ │ │


│ │ │области
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.14. │День
славянской письменности │Комитет по│ 5,0 │
5,0 │ 5,0 │ 15,0 │


│ │ │культуре
│ │ │ │


│ │
Нижегородской │
│ │ │ │


│ │ │области,
НГОДБ │ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.15. │Областной
фестиваль самодеятельных│Комитет по│ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │театральных
коллективов "На сцене│культуре │ │
│ │ │


│ │русская
классика" │Нижегородской │
│ │ │ │


│ │ │области
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┴────────┴────────┴───────────────────┤


3.16. │Организация,
подготовка и│Дзержинский │За счет
средств областного бюджета и│


│ │проведение
научно-практических│педагогический │внебюджетных
средств: │


│ │конференций
преподавателей и│колледж, │


│ │студентов
│Нижегородский │


├───────┼───────────────────────────────────┤педагогический
├────────┬────────┬────────┬───────────────────┤


3.16.1.│"Экология
языка" (совместно с│колледж │ Х │
Х │ 10,0 │ 10,0 │


│ │педагогическими
колледжами│ │ │
│ │ │


│ │Волго-Вятского
региона) │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┤
├────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.16.2.│"Язык
средств массовой информации:│ │ Х │
10,0 │ Х │ 10,0 │


│ │проблемы,
пути их решения,│ │ │
│ │ │


│ │перспективы
развития" │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.17. │Организация,
подготовка и│Дзержинский │ Х │
Х │ 20,0 │ 20,0 │


│ │проведение
педагогических чтений│педагогический │ │
│ │ │


│ │"Роль
А.С. Пушкина в развитии│колледж │ │
│ │ │


│ │русского
литературного языка (к│ │ │
│ │ │


│ │210-й
годовщине со дня рождения)" │ │
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.18. │Организация,
подготовка и│Педагогические │ 5,0 │
5,0 │ 10,0 │ 20,0 │


│ │проведение
олимпиад по русскому│колледжи │ │
│ │ │


│ │языку и
культуре речи │Нижегородской │ │
│ │ │


│ │ │области
│ │ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


3.19. │Всероссийская
конференция молодых│НГПУ │ Х │
Х │ Х │ Х │


│ │ученых
"Проблемы языковой картины│ │
│ │ │ │


│ │мира на
современном этапе" (молодые│ │
│ │ │ │


│ │преподаватели,
аспиранты, студенты,│ │ │
│ │ │


│ │школьники)
│ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┴────────┴────────┴───────────────────┤


3.20. │Присуждение
стипендии Администрации│Департамент │За счет
средств областного бюджета,│


│ │Нижегородской
области им. А.С.│образования │предусмотренных
на финансирование основной│


│ │Пушкина
студентам и учащимся,│Нижегородской │деятельности
(в размере ассигнований,│


│ │достигшим
высоких результатов в│области │предусмотренных
на содержание системы│


│ │изучении
гуманитарных наук │ │образования)


├───────┴───────────────────────────────────┴────────────────┴──────────────────────────────────────────────┤


4.
Информационно-издательская деятельность


├───────┬───────────────────────────────────┬────────────────┬────────┬────────┬────────┬───────────────────┤


4.1. │Пушкинский
альманах (3 - 5 печатных│ГОУ ДПО НИРО,│ Х │
Х │ 40,0 │ 40,0 │


│ │листов)
(публикации обзоров, тезисы│НГЦ │ │
│ │ │


│ │конференций,
лучшие статьи,│ │ │
│ │ │


│ │представление
нового в гуманитарном│ │ │
│ │ │


│ │образовании
- из опыта учителей,│ │ │
│ │ │


│ │преподавателей
вузов) │ │ │
│ │ │


├───────┼───────────────────────────────────┼────────────────┼────────┼────────┼────────┼───────────────────┤


4.2. │Сборник
спецкурсов, факультативов,│ГОУ ДПО НИРО,│ 25,0 │
25,0 │ Х │ 50,0 │


│ │практикумов
для общеобразовательных│НГЦ, вузы │ │
│ │ │


│ │учреждений
и вузов (3 - 4 печатных│ │ │
│ │ │


│ │листа
каждый) │ │ │
│ │ │


└───────┴───────────────────────────────────┴────────────────┴────────┴────────┴────────┴───────────────────┘












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru