Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арбитражного суда
Нижегородской области от 28.03.2007 по делу № А43-36722/2006-17-684


<В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ О
ПРИЗНАНИИ ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ И О ПРИЗНАНИИ
НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО ПРАВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ НА ПОМЕЩЕНИЕ, ЯВЛЯЮЩЕЕСЯ ПАМЯТНИКОМ АРХИТЕКТУРЫ
МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, ОТКАЗАНО, ТАК КАК К ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ОТНОСЯТСЯ ОБЪЕКТЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ И
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ ОБЩЕРОССИЙСКОГО ЗНАЧЕНИЯ, ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ
И КУЛЬТУРЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ В НАЗВАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ НЕ ВХОДЯТ>


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено





Документ
получен по официальной рассылке Арбитражного суда Нижегородской
области.



Постановлением ФАС Волго-Вятского
округа от 10.07.2007 по делу № А43-36722/2006-17-684 решение суда
первой инстанции оставлено без изменения.






АРБИТРАЖНЫЙ СУД
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




РЕШЕНИЕ




от 28 марта 2007 года
Дело N А43-36722/2006-17-684



(извлечение)




Арбитражный суд
Нижегородской области в составе судьи Окорокова Дмитрия Дмитриевича,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в
судебном заседании дело по иску министерства государственного
имущества и земельных ресурсов Нижегородской области к ответчику -
администрации г. Н.Новгорода, третье лицо - управление Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области, о признании права
государственной собственности Нижегородской области и признании
недействительным зарегистрированного права муниципальной
собственности,




установил:




министерство
государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области
обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к
администрации г. Н.Новгорода о признании права государственной
собственности Нижегородской области на нежилое встроенное помещение N
1 общей площадью 91,10 метра квадратного, расположенное по адресу: г.
Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 79/20, и о признании
недействительным зарегистрированного права муниципальной
собственности на указанное помещение.


В качестве третьего лица, не
заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к
участию в деле привлечено Главное управление Федеральной
регистрационной службы по Нижегородской области (в настоящее время -
управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской
области).


В обоснование требований истец указал
следующее.


Спорное помещение, являющееся
памятником архитектуры местного значения, числится в реестре
муниципальной собственности, что противоречит действующему
законодательству.


В силу п. 5 ст. 214 Гражданского
кодекса Российской Федерации порядок разграничения объектов
федеральной собственности, собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным
законом, каковым в данном случае является Федеральный закон
Российской Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации".


На основании п. 4 ст. 2 названного
Закона разграничение собственности на объекты культурного наследия
(памятники истории и культуры) народов РФ, находящиеся в
государственной собственности, осуществляется федеральным законом,
регулирующим отнесение объектов культурного наследия к федеральной
собственности, собственности субъектов Российской Федерации и
муниципальной собственности.


Разграничение памятников на
территории Нижегородской области по уровням собственности было
осуществлено в соответствии с соглашением от 08.06.1996 между
Правительством Российской Федерации и Администрацией Нижегородской
области "О разграничении полномочий в сфере управления объектами
исторического и культурного наследия, находящимися в государственной
собственности", которым в собственность Нижегородской области
были переданы объекты исторического и культурного наследия,
находящиеся в государственной собственности и не отнесенные к
федеральной собственности.


Спорное имущество в установленном
порядке в муниципальную собственность не передавалось, однако в
настоящее время в отношении данного объекта произведена
государственная регистрация права муниципальной собственности.


Кроме того, по пояснению истца, на
протяжении многих лет министерство распоряжалось упомянутым
помещением, сдавая его в аренду (договор аренды № 02.4.2479 от
12.10.2000). В настоящее время названный договор расторгнут
29.09.2004 по соглашению сторон.


Указанные обстоятельства явились
основанием для обращения истца в арбитражный суд.


Администрация г. Н.Новгорода иск
отклонила в полном объеме.


УФРС по НО ходатайством от 28.03.2007
просит дело рассмотреть без участия его представителя, а отзывом
позицию министерства ГИ и ЗР НО не поддержало.


Исследовав представленные в дело
материалы и заслушав представителей сторон, суд установил следующее.


Здание № 79 по ул. Краснофлотской
является памятником истории и культуры (архитектуры) местного
значения и поставлено на государственную охрану на основании решения
исполнительного комитета Горьковского областного Совета народных
депутатов № 471 от 18.12.1989 (в соответствии с решением исполкома
Нижегородского горсовета народных депутатов № 1095 от 24.12.1991 и
распоряжением администрации Нижегородского района г. Н.Новгорода N
126р от 24.01.2001 в настоящее время адрес рассматриваемого объекта -
г. Н.Новгород, ул. Ильинская, д. 79/20).


06.02.2003 зарегистрировано право
муниципальной собственности на нежилое встроенное помещение № 1
площадью 91,10 метра квадратного, находящееся в вышеуказанном здании
(свидетельство о государственной регистрации серии 52-АА № 588408 от
названной даты).


В силу п. 5 ст. 214 Гражданского
кодекса Российской Федерации порядок разграничения объектов
федеральной собственности, собственности субъектов Российской
Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным
законом. Впредь до его принятия на основании ст. 4 Федерального
закона Российской Федерации № 52-ФЗ от 30.11.1994 "О введении в
действие части первой ГК РФ" на территории Российской Федерации
действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета
Российской Федерации № 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении
государственной собственности в Российской Федерации на федеральную
собственность, собственность республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".


Федеральный закон Российской
Федерации № 73-ФЗ от 25.06.2002 "Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской
Федерации", вступивший в силу с 29.07.2002, не является
специальным законом, а лишь конкретизирует пункт 5 статьи 214
Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что разграничение
государственной собственности на объекты культурного наследия
осуществляется в соответствии с Федеральным законом (пункт 4 статьи 2
Закона).


Таким образом, названный Закон не
подлежит применению к объектам культурного наследия, разграничение
права собственности на которые произведено до вступления его в силу
на основании постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от
27.12.1991.


Кроме того, в соответствии с п. 1 ст.
4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского
законодательства не имеют обратной силы, а в Федеральном законе РФ N
73-ФЗ от 25.06.2002 отсутствуют указания на распространение его на
отношения, возникшие до его введения.


Согласно перечню приложения 1 к
постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 Верховного Совета Российской
Федерации исключительно к федеральной собственности отнесены объекты
историко-культурного и природного наследия и художественные ценности
общероссийского значения.


Памятники истории и культуры местного
значения в названный перечень не включены.


Отсутствие в перечнях приложений 2 и
3 к названному постановлению памятников местного значения означает,
что разграничение объектов, отнесенных к памятникам местного
значения, по уровням собственности осуществляется по критериям,
положенным в основу составления указанных перечней.


Наличие у имущественного объекта
статуса памятника местного значения при отнесении объекта к
соответствующему уровню собственности не учитывается, и разграничение
памятников местного значения должно проводиться исходя из
деятельности самого объекта государственной собственности,
находящегося в здании, являющемся памятником истории и культуры
местного значения.


Согласно техническому паспорту на
жилой дом № 79/20 - 20а по ул. Краснофлотской, составленному по
состоянию на 16.11.1970, владельцем упомянутого дома с 1969 г.
указано домоуправление № 5 Советского (впоследствии Нижегородского)
РЖУ на основании решения исполкома горсовета № 160 от 19.06.1969.
Расположенные в доме нежилые помещения находились в управлении
исполкома Горьковского городского Совета народных депутатов, о чем
свидетельствуют, в частности, распоряжения исполкома горсовета № 78-р
от 01.03.1985 и № 49-р от 29.01.1988 о предоставлении в аренду
нежилых помещений. Из письма АОЗТ "Заготкооппром" № 01 от
05.01.1998 в адрес комитета по управлению городским имуществом
следует, что указанным юридическим лицом с 1968 г. арендуются нежилые
помещения в рассматриваемом доме № 79/20 по ул. Ильинской.


В дело представлены договоры аренды
от 01.04.1995, 20.02.1998 и 23.07.1998, арендодателем в которых
выступает комитет по управлению городским имуществом г. Н.Новгорода.


В соответствии с пунктом 1 приложения
3 к постановлению от 27.12.1991 № 3020-1 Верховного Совета Российской
Федерации к муниципальной собственности отнесены жилой и нежилой
фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов
народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и
строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим
юридическим лицам.


Таким образом, имеющиеся в деле
документы свидетельствуют о нахождении спорного нежилого помещения в
ведении местных органов власти с 1969 г. (на балансе домоуправления N
5), что в силу постановления Верховного Совета РФ № 3020-1 от
27.12.1991 является основанием для отнесения его к муниципальной
собственности, в связи с чем и осуществление государственной
регистрации права муниципальной собственности на указанный объект
недвижимости является правомерным.


Ссылка истца на соглашение от
08.06.1996 между Правительством РФ и Администрацией Нижегородской
области судом во внимание не принимается, поскольку данное соглашение
не распространяется на имущество, находящееся в муниципальной
собственности. Согласно п. 2 соглашения в собственность Нижегородской
области передаются объекты исторического и культурного наследия,
находящиеся в государственной собственности и не отнесенные в
соответствии с данным соглашением к федеральной собственности. Однако
на момент принятия соглашения от 08.06.1996 рассматриваемое помещение
уже было отнесено к муниципальной собственности упомянутым
постановлением № 3020-1 от 27.12.1991. Кроме того, соглашение не
содержит сведений о спорном объекте.


Также несостоятельна ссылка
министерства на имевший место договор аренды, поскольку только лишь
этот факт заключения договора сам по себе не свидетельствует о
нахождении помещения в государственной собственности области.


Иных доказательств нахождения
рассматриваемого объекта в государственной собственности
Нижегородской области истцом, вопреки требованиям п. 1 ст. 65
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не
представлено.


В связи с изложенным исковые
требования министерства ГИ и ЗР Нижегородской области подлежат
отклонению в полном объеме.


Руководствуясь ст. 167, 170, 176, 180
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд




решил:




В удовлетворении
исковых требований министерству государственного имущества и
земельных ресурсов Нижегородской области отказать.


Решение может быть обжаловано в
установленный законодательством срок в Первый арбитражный
апелляционный суд, г. Владимир.




Судья


Д.Д.ОКОРОКОВ












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru