Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Нижегородской области от
03.07.2007 № 86-З


(ред. от 10.06.2008)


"ОБ ОБЪЕКТАХ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"


(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
21.06.2007 № 586-IV)


Официальная публикация в СМИ:


В данном виде документ опубликован
не был.


Первоначальный текст документа
опубликован в издании


"Нижегородские новости", N
128(3780), 18.07.2007


["Правовая среда", N
50(838), 18.07.2007].


Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.



Изменения, внесенные Законом
Нижегородской области от 10.06.2008 № 69-З, вступили в силу по
истечении десяти дней со дня его официального опубликования
(опубликован в "Нижегородских новостях" ["Правовая
среда", № 47(930)] - 17.06.2008) и распространяются на
правоотношения, возникшие с 29 июля 2007 года.






3 июля 2007 года
N 86-З









НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ




ЗАКОН




ОБ ОБЪЕКТАХ
КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ


(ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)
НАРОДОВ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РАСПОЛОЖЕННЫХ


НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ




Принят


постановлением


Законодательного Собрания


от 21.06.2007 № 586-IV




(в ред. Закона
Нижегородской области


от 10.06.2008 № 69-З)




Глава I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ




Статья 1. Предмет
регулирования настоящего Закона




Предметом
регулирования настоящего Закона являются отношения, возникающие в
области сохранения, использования, популяризации и государственной
охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
народов Российской Федерации, расположенных на территории
Нижегородской области (далее - объект культурного наследия), и
выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории
Нижегородской области (далее - выявленный объект культурного
наследия).




Статья 2. Правовое
регулирование отношений в области сохранения, использования,
популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия




1. Правовое
регулирование отношений в области сохранения, использования,
популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
основывается на положениях Конституции Российской Федерации,
Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства
Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с
Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах
культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другими
федеральными законами, настоящим Законом и иными нормативными
правовыми актами Нижегородской области.


2. Установленный настоящим Законом
порядок сохранения, использования, популяризации и государственной
охраны объектов культурного наследия применяется в отношении всех
объектов культурного наследия регионального значения, объектов
культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленных
объектов культурного наследия независимо от формы собственности,
характера использования и степени сохранности, а также в случаях,
предусмотренных федеральным законодательством, - объектов культурного
наследия федерального значения.




Статья 3. Понятия,
используемые в настоящем Законе




В целях настоящего
Закона используются следующие понятия:


1) объекты культурного наследия
регионального значения - объекты, обладающие исторической,
культурной, архитектурной, художественной, научной и мемориальной
ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта
Российской Федерации;


2) объекты культурного наследия
местного (муниципального) значения - объекты, обладающие
исторической, культурной, архитектурной, художественной, научной и
мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и
культуры соответствующего муниципального образования;


3) территория объекта культурного
наследия, выявленного объекта культурного наследия - исторически и
функционально связанная с объектом культурного наследия, выявленным
объектом культурного наследия территория, являющаяся неотъемлемой
частью объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного
наследия и входящая в предмет его охраны, в границах которой
установлены особые правовые режимы охраны и использования земельных
участков в соответствии с требованиями государственной охраны
объектов культурного наследия;


4) историко-культурный опорный план -
составленная на основе историко-архитектурных,
историко-градостроительных, архивных и археологических исследований
научно-проектная документация, включающая в себя сведения об объектах
культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия, а
также иных исторически ценных градоформирующих объектах и входящая в
состав документов территориального планирования муниципальных
образований, правил землепользования и застройки, документации по
планировке территорий;


5) проект зон охраны объекта
культурного наследия - проектная документация, определяющая состав
зон охраны объекта культурного наследия, границы зон охраны объекта
культурного наследия и режимы их содержания и использования в целях
обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его
исторической среде;


6) выявление объекта - научное
изучение обнаруженных объектов, обладающих признаками объекта
культурного наследия с точки зрения истории, археологии, архитектуры,
градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии,
антропологии или социальной культуры, с целью определения их
историко-культурной ценности;


7) государственный учет объектов,
представляющих историко-культурную ценность, - система мероприятий по
специальному учету объектов недвижимости, отнесенных к объектам
культурного наследия, выявленным объектам культурного наследия, иным
объектам, представляющим историко-культурную ценность, в соответствии
с требованиями государственной охраны, сохранения, использования и
популяризации культурного наследия (выявление, подготовка учетной
документации, мониторинг и иные мероприятия, определенные
законодательством Российской Федерации и законодательством
Нижегородской области);


8) мониторинг данных об объектах
культурного наследия - комплекс мероприятий по проведению
систематического наблюдения за наличием, техническим состоянием,
сохранением и использованием объектов культурного наследия и зон их
охраны, формированию соответствующих информационных ресурсов для
решения вопросов сохранения и использования объектов культурного
наследия.




Статья 4. Содействие
общественных и религиозных объединений в сохранении, использовании,
популяризации и государственной охране объектов культурного наследия




Общественные и
религиозные объединения вправе оказывать содействие органу
исполнительной власти Нижегородской области, уполномоченному
Правительством Нижегородской области в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия (далее - государственный орган охраны объектов
культурного наследия области), в соответствии с законодательством
Российской Федерации.




Глава II.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ


ВЛАСТИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В
ОБЛАСТИ СОХРАНЕНИЯ,


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ


ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ




Статья 5. Полномочия
Законодательного Собрания Нижегородской области в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия




К полномочиям
Законодательного Собрания Нижегородской области в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия относятся:


1) принятие законов Нижегородской
области в сфере сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны объектов культурного наследия;


2) утверждение перечня объектов
культурного наследия, относящихся к собственности Нижегородской
области, отчуждение которых производится с согласия Законодательного
Собрания Нижегородской области;


3) осуществление контроля за
соблюдением и исполнением настоящего Закона.




Статья 6. Полномочия
Правительства Нижегородской области в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия




1. К полномочиям
Правительства Нижегородской области (далее - Правительство области) в
области сохранения, использования, популяризации и государственной
охраны объектов культурного наследия относятся:


1) участие в проведении единой
государственной политики в области сохранения, использования,
популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;


2) осуществление государственного
контроля за сохранением, использованием, популяризацией и
государственной охраной объектов культурного наследия в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации;


3) разработка и принятие в пределах
своей компетенции областных целевых программ в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия;


4) определение государственного
органа охраны объектов культурного наследия области;


5) участие в формировании и ведении
единого государственного реестра объектов культурного наследия
(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее -
реестр), в том числе:


а) принятие решения об отнесении
объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, к
объектам культурного наследия регионального или объектам культурного
наследия местного (муниципального) значения и о включении выявленного
объекта культурного наследия в реестр либо об отказе включить такой
объект в реестр;


б) направление в Правительство
Российской Федерации обращения об исключении из реестра объекта
культурного наследия регионального и местного (муниципального)
значения;


в) принятие решения об изменении
категории историко-культурного значения в отношении объекта
культурного наследия регионального значения и об учете его в реестре
как объекта культурного наследия местного (муниципального) значения,
а в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального)
значения - об учете его в реестре как объекта культурного наследия
регионального значения;


г) направление в Правительство
Российской Федерации обращения об изменении категории
историко-культурного значения объекта культурного наследия
регионального значения и включении его в реестр как объекта
культурного наследия федерального значения;


д) согласование решения Правительства
Российской Федерации об изменении категории историко-культурного
значения объекта культурного наследия федерального значения и учете
его в реестре как объекта культурного наследия регионального или
местного (муниципального) значения;


е) утверждение границ территорий
объектов культурного наследия, режима использования земель и
градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах данных
территорий в соответствии с проектами, согласованными в установленном
порядке;


ж) утверждение границ зон охраны
объектов культурного наследия, режима использования земель и
градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах данных зон
в соответствии с проектами зон охраны объектов культурного наследия,
согласованными в установленном порядке;


6) установление порядка организации
историко-культурного заповедника регионального значения, его границ и
режима его содержания;


7) согласование решения Правительства
Российской Федерации об установлении порядка организации
историко-культурного заповедника федерального значения, его границ и
режима его содержания, а также решения органа местного самоуправления
об установлении порядка организации историко-культурного заповедника
местного (муниципального) значения, его границ и режима его
содержания;


8) установление порядка определения
размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы,
касающейся объектов культурного наследия регионального и местного
(муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия,
объектов, представляющих собой историко-культурную ценность,
объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, а также
земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;


9) установление порядка выплаты
компенсации физическим или юридическим лицам, являющимся
собственниками объектов культурного наследия регионального значения
либо пользующимся ими на основании договора безвозмездного
пользования и производящим за счет собственных средств работы по их
сохранению;


10) установление порядка согласования
документов территориального планирования и градостроительного
зонирования, документации по планировке территории, проектной
документации, градостроительных регламентов, устанавливаемых в
пределах зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемых
для исторического поселения Нижегородской области;


11) установление льготной арендной
платы и ее размеров в отношении объектов культурного наследия,
находящихся в государственной собственности Нижегородской области;


12) установление в отношении объектов
культурного наследия регионального и местного (муниципального)
значения и выявленных объектов культурного наследия порядка выдачи
задания на проведение работ по сохранению объекта культурного
наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта
культурного наследия, а также согласования проектной документации на
проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;


13) принятие решения о воссоздании
утраченного объекта культурного наследия регионального и местного
(муниципального) значения за счет средств областного бюджета по
представлению государственного органа охраны объектов культурного
наследия области, основанному на заключении государственной
историко-культурной экспертизы с учетом общественного мнения, а в
случае воссоздания объекта религиозного назначения - с учетом мнения
религиозных организаций;


14) согласование решения
Правительства Российской Федерации о воссоздании утраченного объекта
культурного наследия за счет средств федерального бюджета;


15) установление особых требований к
установке рекламы, теле- и радиомачт, прокладке инженерных
коммуникаций и установке иного оборудования, связанного с
использованием объектов культурного наследия регионального и местного
(муниципального) значения, устройству временных сооружений в границах
территорий данных объектов культурного наследия, их зон охраны;


16) иные полномочия, установленные
федеральными законами, Уставом Нижегородской области, настоящим
Законом и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области,
а также переданные соглашениями с федеральным органом исполнительной
власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области
государственной охраны объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - федеральный
орган охраны объектов культурного наследия).


2. Правительство области
непосредственно или через государственный орган охраны объектов
культурного наследия области осуществляет полномочия по сохранению,
использованию, популяризации и государственной охране объектов
культурного наследия, а также государственный контроль в области
сохранения, использования, популяризации и государственной охраны
объектов культурного наследия в пределах полномочий Нижегородской
области.


3. Правительство области вправе
заключать с органами местного самоуправления городских округов и
поселений Нижегородской области соглашение о взаимодействии в области
охраны, сохранения, использования и популяризации объектов
культурного наследия, расположенных на территории соответствующих
муниципальных образований.




Глава III.
ФИНАНСИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ


ПО СОХРАНЕНИЮ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ


ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ




Статья 7. Источники
финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и
государственной охране объектов культурного наследия




1. Источниками
финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и
государственной охране объектов культурного наследия в Нижегородской
области являются:


1) федеральный бюджет в порядке и
случаях, установленных федеральным законодательством;


2) областной бюджет;


3) местные бюджеты;


4) внебюджетные поступления, в том
числе частные инвестиции.


2. Финансирование мероприятий по
сохранению, популяризации и государственной охране объектов
культурного наследия за счет средств, получаемых от использования
находящихся в государственной собственности Нижегородской области
объектов культурного наследия, включенных в реестр, и (или)
выявленных объектов культурного наследия, осуществляется в порядке,
определенном законом Нижегородской области об областном бюджете на
очередной финансовый год.


3. Финансирование мероприятий по
сохранению, популяризации и государственной охране объектов
культурного наследия вне зависимости от их категории
историко-культурного значения может осуществляться за счет средств
областного бюджета.


4. Органы местного самоуправления
городских округов и поселений Нижегородской области вправе за счет
средств местных бюджетов принимать участие в финансировании
мероприятий по сохранению и популяризации объектов культурного
наследия, находящихся в собственности городского округа и поселения,
а также по охране объектов культурного значения местного
(муниципального) значения, расположенных на территории городского
округа и поселения Нижегородской области.


В случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, органы местного
самоуправления городских округов и поселений Нижегородской области
вправе за счет средств местных бюджетов принимать участие в
финансировании мероприятий по сохранению, популяризации и охране
объектов культурного наследия вне зависимости от их категории
историко-культурного значения.




Статья 8. Льготы,
предоставляемые физическим или юридическим лицам, вложившим свои
средства в работы по сохранению объектов культурного наследия




1. Физическое или
юридическое лицо, владеющее на праве аренды объектом культурного
наследия, находящимся в государственной собственности Нижегородской
области или муниципальной собственности, вложившее свои средства в
работы по сохранению объекта культурного наследия и обеспечившее их
выполнение в соответствии с Федеральным законом, имеет право на
льготную арендную плату.


Установление льготной арендной платы
и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в
государственной собственности Нижегородской области, определяются
Правительством области.


Установление льготной арендной платы
и ее размеры в отношении объектов культурного наследия, находящихся в
муниципальной собственности, определяются органами местного
самоуправления муниципальных образований Нижегородской области в
пределах их компетенции.


2. Физическое или юридическое лицо,
являющееся собственником объекта культурного наследия регионального
значения или объекта культурного наследия местного (муниципального)
значения, включенного в реестр, либо пользующееся им на основании
договора безвозмездного пользования и производящее за счет
собственных средств работы по его сохранению, имеет право на
компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения таких
работ в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом. Общая
сумма компенсаций физическим или юридическим лицам определяется
соответственно законом Нижегородской области об областном бюджете на
очередной финансовый год, нормативным правовым актом
представительного органа муниципального образования о местном бюджете
на соответствующий финансовый год.


Порядок выплаты компенсации
определяется Правительством области.




Глава IV. ЕДИНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР


ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
(ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ


И КУЛЬТУРЫ) НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ


УЧЕТ ОБЪЕКТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНУЮ ЦЕННОСТЬ




Статья 9. Порядок
реализации полномочий Правительства области по формированию, ведению
и использованию реестра




1. В соответствии с
Федеральным законом и настоящим Законом Правительство области в
пределах своих полномочий участвует в формировании, ведении и
использовании реестра посредством принятия решения о включении в него
выявленного объекта культурного наследия, а также посредством
подготовки обращения об исключении объекта культурного наследия из
реестра в случаях и порядке, установленных Федеральным законом.


2. Формирование, ведение и
использование реестра осуществляются совместно государственным
органом охраны объектов культурного наследия области и федеральным
органом охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном
Федеральным законом и настоящим Законом.


3. Формирование, ведение и
использование реестра являются неотъемлемой составной частью
государственной охраны объектов культурного наследия (памятников
истории и культуры) народов Российской Федерации и основаны на данных
государственного учета объектов, представляющих собой
историко-культурную ценность.




Статья 10.
Государственный учет объектов, представляющих историко-культурную
ценность




1. Государственный
учет объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, в
том числе объектов культурного наследия, включает в себя работы по:


1) выявлению, обследованию и
составлению перечней объектов, представляющих собой ценность с точки
зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства,
искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии,
социальной культуры;


2) подготовке документов на объекты,
представляющие собой историко-культурную ценность, рекомендуемые для
включения в реестр, и представлению их на рассмотрение
государственной историко-культурной экспертизы;


3) формированию по результатам
государственной историко-культурной экспертизы списка выявленных
объектов культурного наследия;


4) сбору сведений, подготовке
документов, необходимых для включения выявленных объектов культурного
наследия в реестр как объектов культурного наследия регионального
значения или объектов культурного наследия местного (муниципального)
значения, а также по их фотофиксации;


5) внесению документов, указанных в
Федеральном законе, в Правительство области для принятия решения о
включении выявленных объектов культурного наследия в реестр как
объектов культурного наследия регионального значения или объектов
культурного наследия местного (муниципального) значения;


6) формированию и ведению реестра в
части объектов культурного наследия регионального значения и объектов
культурного наследия местного (муниципального) значения;


7) мониторингу данных об объектах
культурного наследия;


8) документационному обеспечению
реестра в части объектов культурного наследия;


9) опубликованию сведений об объектах
культурного наследия в соответствии с законодательством Российской
Федерации.


2. Работы по государственному учету
объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, и
объектов культурного наследия осуществляются государственным органом
охраны объектов культурного наследия области, в том числе с учетом
предложений и рекомендаций физических и юридических лиц.




Статья 11. Порядок
принятия решения о включении выявленного объекта культурного наследия
в реестр




1. Принятие решения
о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр
осуществляется в порядке, установленном настоящей статьей.


2. Государственный орган охраны
объектов культурного наследия области осуществляет работы по
выявлению, обследованию и учету объектов, представляющих ценность с
точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства,
искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии,
социальной культуры (далее - объекты, представляющие
историко-культурную ценность) и рекомендуемых для включения в реестр
в порядке, установленном Федеральным законом.


3. Выявленные объекты культурного
наследия включаются в реестр в порядке и сроки, установленные
федеральным законодательством.


4. Решение о включении объектов
культурного наследия регионального значения и объектов культурного
наследия местного (муниципального) значения в реестр принимается
Правительством области по представлению государственного органа
охраны объектов культурного наследия области в следующем порядке:


1) в отношении объектов культурного
наследия регионального значения - с учетом мнения органов местного
самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, на
территории которых находятся соответствующие объекты культурного
наследия;


2) в отношении объектов культурного
наследия местного (муниципального) значения - по согласованию с
органами местного самоуправления муниципальных образований
Нижегородской области, на территории которых находятся
соответствующие объекты культурного наследия.


5. В случае угрозы физической утраты
выявленного объекта культурного наследия или нанесения невосполнимого
ущерба выявленному объекту культурного наследия, установленных на
основании заключения государственной историко-культурной экспертизы,
решение о его включении в реестр может быть принято без учета мнения
или без согласования с органами местного самоуправления.




Статья 12. Порядок
принятия решения об изменении категории историко-культурного значения
объекта культурного наследия регионального и местного
(муниципального) значения




1. Изменение
категории историко-культурного значения в отношении объекта
культурного наследия регионального значения и учет его в реестре как
объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, а
также в отношении объекта культурного наследия местного
(муниципального) значения и учет его в реестре как объекта
культурного наследия регионального значения осуществляются на
основании правового акта Правительства области по представлению
государственного органа охраны объектов культурного наследия области
на основании заключения государственной историко-культурной
экспертизы с согласия органа местного самоуправления, на территории
которого находится данный объект культурного наследия.


Объект культурного наследия,
признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам
культурного наследия регионального значения, учитывается в реестре
как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с
согласия органа местного самоуправления, на территории которого
находится данный объект культурного наследия.


2. Изменение категории
историко-культурного значения в отношении объекта культурного
наследия регионального значения и учет его в реестре как объекта
культурного наследия федерального значения осуществляются на
основании правового акта Правительства Российской Федерации по
представлению федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых
коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании
заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения
Правительства области.




Статья 13. Порядок
принятия решения об исключении объекта культурного наследия из
реестра




1. Исключение
находящегося на территории Нижегородской области объекта культурного
наследия регионального и местного (муниципального) значения из
реестра осуществляется на основании правового акта Правительства
Российской Федерации по представлению федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору
в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на
основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и
обращения Правительства области в случае полной физической утраты
объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного
значения.


2. В отношении объектов культурного
наследия местного (муниципального) значения процедура исключения
объекта из реестра осуществляется по инициативе и на основании
письменного обращения органа местного самоуправления в
государственный орган охраны объектов культурного наследия области
или по инициативе Правительства области по согласованию с органом
местного самоуправления.




Статья 14. Участие
Нижегородской области во включении объекта культурного наследия в
Список всемирного наследия








-->
примечание.


Текст Конвенции об охране всемирного
культурного и природного наследия включен в информационный банк СПС
--> Международное право.






Органы
государственной власти Нижегородской области вправе направлять
предложения о включении объекта культурного наследия в Список
всемирного наследия в порядке, установленном Конвенцией об охране
всемирного культурного и природного наследия и Правительством
Российской Федерации.




Статья 15. Порядок
установки информационных надписей и обозначений на объектах
культурного наследия регионального и местного (муниципального)
значения




1. Под
информационной надписью и обозначением понимается надпись, содержащая
информацию об объекте культурного наследия, размещенная на носителе,
выполненном из прочного и долговечного материала в соответствии с
согласованным государственным органом охраны объектов культурного
наследия области эскизным проектом.


2. На объекте культурного наследия
информационная надпись и обозначение устанавливаются в течение трех
лет со дня регистрации указанного объекта в реестре.


3. Информационные надписи и
обозначения изготавливаются и устанавливаются на объекты культурного
наследия собственником объекта культурного наследия либо земельного
участка (в отношении достопримечательного места), если иное не
установлено договором аренды или договором безвозмездного
пользования, по согласованию с государственным органом охраны
объектов культурного наследия области.


Работы по изготовлению и установке
информационных надписей и обозначений в отношении объектов
культурного наследия регионального значения, находящихся в
собственности Нижегородской области или муниципальной собственности,
могут осуществляться в соответствии с областными целевыми
программами.


4. Информационные надписи и
обозначения могут быть демонтированы с объектов культурного наследия
в случаях:


1) проведения работ по сохранению
объекта культурного наследия;


2) замены информационной надписи и
обозначения при изменении категории историко-культурного значения
объекта культурного наследия либо иных существенных изменениях,
зарегистрированных в установленном порядке в реестре;


3) исключения объекта культурного
наследия из реестра.


5. Информационные надписи и
обозначения должны содержать следующую информацию об объекте
культурного наследия:


1) категорию историко-культурного
значения объекта культурного наследия;


2) наименование объекта культурного
наследия;


3) датировку объекта культурного
наследия;


4) автора (архитектора проекта);


5) иные сведения, раскрывающие
историческую и художественную ценность объекта.


6. На выявленных объектах культурного
наследия устанавливаются временные обозначения.


7. Единую форму информационной
надписи и обозначения на объекте культурного наследия, временного
обозначения на выявленном объекте культурного наследия устанавливает
государственный орган охраны объектов культурного наследия области.


8. Информационные надписи и
обозначения устанавливаются (заменяются) как по инициативе
собственника или пользователя объекта культурного наследия, так и по
инициативе государственного органа охраны объектов культурного
наследия области.


9. Обязательства по обеспечению
сохранности информационной надписи и обозначения, установленных на
объекте культурного наследия, вносятся в текст соответствующих
охранных договоров (обязательств) по обеспечению сохранности объекта
культурного наследия, заключаемых между собственником (пользователем)
объекта и государственным органом охраны объектов культурного
наследия области.


10. В случае повреждения или утраты
информационной надписи и обозначения, установленных на объекте
культурного наследия, собственники или пользователи этого объекта
обеспечивают их восстановление или замену.


11. Учет информационных надписей и
обозначений, установленных на объектах культурного наследия, и
контроль за их состоянием осуществляет государственный орган охраны
объектов культурного наследия области.




Глава V.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА




Статья 16.
Организация проведения и финансирование государственной
историко-культурной экспертизы




1. Организация
проведения государственной историко-культурной экспертизы в части
экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения
(согласования) Правительства области или органа местного
самоуправления, которое отнесено к полномочиям данных органов в
соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом,
осуществляется государственным органом охраны объектов культурного
наследия области.


2. Порядок определения размера оплаты
государственной историко-культурной экспертизы устанавливается
Правительством области в пределах его полномочий.




Глава VI.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА


ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ




Статья 17. Порядок
утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов
использования земель и градостроительных регламентов в границах
данных зон




Границы зон охраны
объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо
ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и
объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного
наследия), границы территорий объекта культурного наследия, режимы
использования земель и градостроительные регламенты в границах данных
зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного
наследия Правительством области по представлению государственного
органа охраны объектов культурного наследия области:


1) по согласованию с федеральным
органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов
культурного наследия федерального значения;


2) с учетом мнения органа местного
самоуправления муниципального образования, на территории которого
находится объект, - в отношении объектов культурного наследия
регионального значения;


3) по согласованию с органом местного
самоуправления муниципального образования, на территории которого
находится объект, - в отношении объектов культурного наследия
местного (муниципального) значения.




Статья 18.
Особенности проектирования и проведения землеустроительных, земляных,
строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории
объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного
наследия регионального и местного (муниципального) значения




1. Проектирование и
проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных,
хозяйственных и иных работ на территории памятника или ансамбля
запрещаются, за исключением работ по сохранению данного памятника или
ансамбля и (или) их территорий, а также хозяйственной деятельности,
не нарушающей целостности памятника или ансамбля и не создающей
угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.


2. Проектирование и проведение работ
по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий
осуществляются по согласованию с государственным органом охраны
объектов культурного наследия области.


3. Особые требования к установке
рекламы, теле- и радиомачт, прокладке инженерных коммуникаций и
установке иного оборудования, связанного с использованием объектов
культурного наследия, устройству временных сооружений в границах
территорий объектов культурного наследия, их зон охраны
устанавливаются Правительством области.




Статья 19.
Ограничение движения транспортных средств на территории объекта
культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия
регионального и местного (муниципального) значения




В случае угрозы
нарушения целостности и сохранности объекта культурного наследия,
наличие которой устанавливается актом государственного органа охраны
объектов культурного наследия области, движение транспортных средств
на территории данного объекта или в его зонах охраны ограничивается
или запрещается Правительством области до устранения причин,
вызвавших такое ограничение или запрещение, по представлению
государственного органа охраны объектов культурного наследия области
и по согласованию с органом местного самоуправления, на территории
которого находится данный объект.




Глава VII.
СОХРАНЕНИЕ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ


РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕСТНОГО
(МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЗНАЧЕНИЯ




Статья 20. Порядок
проведения работ по сохранению объектов культурного наследия,
выявленных объектов культурного наследия




1. Работы по
сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта
культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и
задания на проведение указанных работ, выданных государственным
органом охраны объектов культурного наследия области, и в
соответствии с документацией, согласованной с государственным органом
охраны объектов культурного наследия области, при условии
осуществления указанным органом контроля за проведением работ.


2. Задание на проведение работ по
сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения
собственника объекта культурного наследия либо пользователя объектом
культурного наследия.




Статья 21. Порядок
принятия решения о воссоздании утраченного объекта культурного
наследия регионального и местного (муниципального) значения




1. Воссоздание
утраченного объекта культурного наследия осуществляется в
исключительных случаях при особой исторической, архитектурной,
научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной
значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных
данных, необходимых для его воссоздания, посредством его реставрации.


2. Решение о воссоздании утраченного
объекта культурного наследия регионального значения или объекта
культурного наследия местного (муниципального) значения в случае
финансирования работ из областного бюджета принимается Правительством
области по представлению государственного органа охраны объектов
культурного наследия области, основанному на заключении
государственной историко-культурной экспертизы и согласованному с
органом местного самоуправления муниципального образования, на
территории которого воссоздается утраченный объект культурного
наследия, а в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного
назначения - с учетом мнения религиозной организации.


3. Решение о воссоздании утраченного
объекта культурного наследия регионального значения или объекта
культурного наследия местного (муниципального) значения в случае
финансирования работ из внебюджетных поступлений принимается
государственным органом охраны объектов культурного наследия области
на основании заключения государственной историко-культурной
экспертизы по согласованию с органом местного самоуправления
муниципального образования, на территории которого воссоздается
утраченный объект культурного наследия.




Статья 22. Порядок
подготовки решения о перемещении объекта культурного наследия




1. Перемещение
находящегося на территории Нижегородской области объекта культурного
наследия в случае реальной угрозы его утраты осуществляется на
основании правового акта Правительства Российской Федерации по
представлению федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых
коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании
заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения
Правительства области, если указанные действия способствуют
сохранению объекта культурного наследия и не влекут изменения
предмета его охраны.


2. В случае принятия решения о
перемещении объекта культурного наследия государственный орган охраны
объектов культурного наследия области до перемещения данного объекта
организовывает выполнение работ по его научному изучению, детальной
фиксации, разработке проекта перемещения и сохранения и осуществляет
контроль за производством работ.


Расходы, связанные с осуществлением
работ по перемещению объекта, производятся за счет лиц, получивших
разрешение на перемещение объекта культурного наследия.




Глава VIII.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЕЛЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ


НА ТЕРРИТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ




Статья 23. Понятие
исторического поселения, расположенного на территории Нижегородской
области, и предмет его охраны




1. В целях
настоящего Закона историческим поселением, расположенным на
территории Нижегородской области (далее - историческое поселение),
является городское или сельское поселение, в границах территории
которого расположены объекты культурного наследия: памятники,
ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные
ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую,
историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную
или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для
сохранения самобытности народов Российской Федерации, населяющих
Нижегородскую область, и их вклада в мировую цивилизацию, историю и
культуру Российской Федерации и Нижегородской области.


2. В историческом поселении
государственной охране подлежат все исторически ценные
градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция,
природный ландшафт, археологический слой, соотношение между
различными городскими пространствами (свободными, застроенными,
озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и
руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и
сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем,
материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с
природным и созданным человеком окружением, различные функции
исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а
также другие ценные объекты.




Статья 24.
Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом
поселении




1.
Градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в историческом
поселении должна осуществляться при условии обеспечения сохранности
объектов культурного наследия и всех исторически ценных
градоформирующих объектов данного поселения, указанных в части 2
статьи 23 настоящего Закона.


2. В целях обеспечения сохранности
объектов культурного наследия, а также иных объектов, представляющих
собой историко-культурную ценность или имеющих природоохранное,
рекреационное или оздоровительное значение, в историческом поселении
градостроительная деятельность подлежит особому регулированию в
соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации,
Федеральным законом и законодательством Нижегородской области.


3. Особое регулирование
градостроительной деятельности в историческом поселении
осуществляется посредством проведения под контролем государственного
органа охраны объектов культурного наследия области и органов
исполнительной власти Нижегородской области в области регулирования
градостроительной деятельности комплекса мероприятий по охране
объектов культурного наследия и включает в себя:


1) составление на основе
историко-архитектурных, историко-градостроительных,
архивно-библиографических и археологических исследований
историко-культурного опорного плана в границах исторического
поселения или части его территории с обозначением всех
градостроительных элементов и сооружений на земельных участках,
представляющих собой историко-культурную ценность, как сохранившихся,
так и утраченных, характеризующих этапы развития данного поселения;


2) разработку проекта зон охраны
объектов культурного наследия исторического поселения, режимов
использования земель в границах данных зон и градостроительных
регламентов, касающихся размеров и пропорций зданий и сооружений,
использования отдельных строительных материалов, цветового решения,
запрета или ограничения размещения автостоянок, других ограничений,
необходимых для обеспечения сохранности объектов культурного наследия
и всех исторически ценных градоформирующих объектов данного
поселения.


4. Подготовка документов
территориального планирования, правил землепользования и застройки,
документации по планировке территории в границах исторического
поселения или части его территории осуществляется на основе
соответствующих историко-культурного опорного плана и проекта зон
охраны объектов культурного наследия исторического поселения,
согласованных с государственным органом охраны объектов культурного
наследия области.


5. Документы территориального
планирования, документация по планировке территории, проектная
документация, разрабатываемые для исторического поселения, проекты
зон охраны объектов культурного наследия исторического поселения и
градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий
объектов культурного наследия и их зон охраны, подлежат обязательному
согласованию с государственным органом охраны объектов культурного
наследия области.


Документация, не прошедшая
согласование с государственным органом охраны объектов культурного
наследия области, не может быть принята на утверждение.


6. Задания на разработку документов
территориального планирования, документации по планировке территории,
проектной документации, проектов зон охраны объектов культурного
наследия исторического поселения, градостроительных регламентов,
устанавливаемых в пределах зон охраны объектов культурного наследия,
для исторического поселения подлежат обязательному согласованию с
государственным органом охраны объектов культурного наследия области
в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и
исторически ценных градоформирующих объектов исторического поселения.




Глава IX.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ
СОХРАНЕНИЯ,


ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ПОПУЛЯРИЗАЦИИ И
ГОСУДАРСТВЕННОЙ


ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО
НАСЛЕДИЯ




Статья 25.
Ответственность за нарушение законодательства в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия




За нарушение
законодательства в области сохранения, использования, популяризации и
государственной охраны объектов культурного наследия должностные
лица, физические и юридические лица несут ответственность в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
Нижегородской области.




Глава X.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ




Статья 26.
Вступление в силу настоящего Закона




Настоящий Закон
вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального
опубликования.




Статья 27.
Переходные положения




(введена Законом
Нижегородской области от 10.06.2008 № 69-З)




1. Нормативные
правовые акты Нижегородского областного Совета народных депутатов и
Законодательного Собрания Нижегородской области в области сохранения,
использования, популяризации и государственной охраны объектов
культурного наследия, принятые до вступления в силу настоящего
Закона, применяются в части, не противоречащей федеральному
законодательству и законодательству Нижегородской области, и
действуют до принятия Правительством области в пределах полномочий,
установленных настоящим Законом, нормативных правовых актов,
регулирующих отношения в данной области.


2. Внесение изменений Законодательным
Собранием Нижегородской области в нормативные правовые акты
Нижегородской области в области сохранения, использования,
популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия,
принятые Нижегородским областным Советом народных депутатов и
Законодательным Собранием Нижегородской области до вступления в силу
настоящего Закона, допускается в целях приведения указанных актов в
соответствие с федеральным законодательством и законодательством
Нижегородской области.




Губернатор области


В.П.ШАНЦЕВ



Нижний Новгород

3 июля 2007 года

№ 86-З










Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru