ЗАКОН Нижегородской области от
02.03.2007 № 25-З
(ред. от 04.12.2008)
"ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА
В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ОЗС от
22.02.2007 № 414-IV)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ опубликован
не был.
Первоначальный текст документа
опубликован в издании
"Нижегородские новости", N
41(3693), 10.03.2007
["Правовая среда", N
16(804), 10.03.2007].
Информацию о публикации документов,
создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.
Изменения, внесенные Законом
Нижегородской области от 04.12.2008 № 158-З, вступили в силу с 1
января 2009 года.
2 марта 2007 года
N 25-З
НИЖЕГОРОДСКАЯ
ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
ОБ ОХРАНЕ
АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА В НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят
постановлением
Законодательного Собрания
от 22.02.2007 № 414-IV
(в ред. Закона
Нижегородской области
от 04.12.2008 № 158-З)
Настоящий Закон
разработан в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 1999 года N
96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и Федеральным
законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей
среды", устанавливает правовые основы охраны атмосферного
воздуха в Нижегородской области и направлен на реализацию
конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и
достоверную информацию о ее состоянии.
Статья 1. Основные
понятия
В настоящем Законе
применяются следующие основные понятия:
1) атмосферный воздух - жизненно
важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой
естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых,
производственных и иных помещений;
2) охрана атмосферного воздуха в
Нижегородской области - система мер, осуществляемых органами
государственной власти Российской Федерации, органами государственной
власти Нижегородской области, органами местного самоуправления,
юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества
атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на
здоровье человека и окружающую природную среду;
3) мониторинг атмосферного воздуха -
система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его
загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также
оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
4) дополнительные экологические
требования охраны атмосферного воздуха - обязательные условия,
ограничения или их совокупность, установленные настоящим Законом и
иными нормативными правовыми актами Нижегородской области,
предъявляемые с целью обеспечения охраны атмосферного воздуха в
Нижегородской области к юридическим и физическим лицам,
осуществляющим хозяйственную и иную деятельность.
Статья 2. Полномочия
Законодательного Собрания Нижегородской области в области охраны
атмосферного воздуха
К полномочиям
Законодательного Собрания Нижегородской области в области охраны
атмосферного воздуха относятся:
1) принятие в соответствии с
федеральным законодательством законов Нижегородской области и иных
нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области охраны
атмосферного воздуха;
2) утратил силу с 1 января 2009 года.
- Закон Нижегородской области от 04.12.2008 № 158-З;
3) осуществление контроля за
соблюдением и исполнением на территории Нижегородской области
настоящего Закона.
Статья 3. Полномочия
Правительства Нижегородской области в области охраны атмосферного
воздуха
1. К полномочиям
Правительства Нижегородской области в области охраны атмосферного
воздуха относятся:
1) принятие нормативных правовых
актов в соответствии с федеральным законодательством и
законодательством Нижегородской области, а также осуществление
контроля за их исполнением:
2) участие в организации и проведении
государственного мониторинга атмосферного воздуха;
3) проведение мероприятий по защите
населения при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу для жизни
и здоровья людей в результате загрязнения атмосферного воздуха;
4) осуществление в пределах своей
компетенции координации деятельности физических и юридических лиц в
области охраны атмосферного воздуха;
5) информирование населения о
состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ
улучшения качества атмосферного воздуха и соответствующих
мероприятий;
6) участие в проведении
государственной политики в области охраны атмосферного воздуха на
территории Нижегородской области;
7) разработка, принятие и реализация
областных целевых программ в области охраны атмосферного воздуха в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством Нижегородской области;
(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.12.2008 № 158-З)
8) организация и проведение
государственного контроля (государственного экологического контроля)
за охраной атмосферного воздуха, за исключением контроля на объектах
хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному
государственному экологическому контролю;
9) выдача разрешений на выброс
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным
источником в порядке, определенном Правительством Российской
Федерации;
10) введение ограничений на
передвижение транспортных средств в населенных пунктах, местах отдыха
и туризма, на особо охраняемых природных территориях и регулирование
передвижения транспортных и иных передвижных средств на указанных
территориях в целях уменьшения выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух;
11) установление сроков поэтапного
достижения предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух по представлению территориального органа
уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области
охраны атмосферного воздуха в соответствии с законодательством;
12) определение в соответствии с
федеральным законодательством по представлениям территориальных
органов федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды и территориальных органов других федеральных органов
исполнительной власти порядка проведения работ по регулированию
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в
периоды неблагоприятных метеорологических условий в городских и иных
поселениях Нижегородской области, в том числе подготовка и передача
соответствующих прогнозов;
13) введение дополнительных
экологических требований охраны атмосферного воздуха, ограничений
использования нефтепродуктов и других видов топлива;
14) утверждение положения об
общественном контроле за охраной атмосферного воздуха в Нижегородской
области в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) обращение в суд с требованием
ограничения, приостановления или прекращения хозяйственной
деятельности при отсутствии разрешений на выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические
воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий,
предусмотренных данными разрешениями;
16) предъявление исков о возмещении
вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения
законодательства в области охраны атмосферного воздуха, выявленного в
результате организации и проведения государственного контроля за
охраной атмосферного воздуха, осуществляемого органами исполнительной
власти Нижегородской области.
2. Полномочия Правительства
Нижегородской области, указанные в настоящем Законе, осуществляются
непосредственно Правительством Нижегородской области или
уполномоченным им органом исполнительной власти Нижегородской области
в области охраны окружающей природной среды (далее - уполномоченный
орган).
Статья 4. Полномочия
органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха
Органы местного
самоуправления могут наделяться отдельными государственными
полномочиями в области охраны атмосферного воздуха в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 5.
Регулирование выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух при производстве и эксплуатации транспортных и иных
передвижных средств
1. Органы
государственной власти Нижегородской области обязаны осуществлять
меры по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных
средств.
2. Правительство Нижегородской
области в пределах своей компетенции может вводить ограничения на
въезд транспортных и иных передвижных средств в населенные пункты,
места отдыха и туризма на особо охраняемых природных территориях и
регулировать передвижение транспортных и иных передвижных средств на
указанных территориях.
Статья 6.
Мероприятия по защите населения при изменении состояния атмосферного
воздуха, угрожающем жизни и здоровью людей
1. В городских и
иных поселениях Нижегородской области Правительство Нижегородской
области и органы местного самоуправления на территории
соответствующих муниципальных образований организуют работы по
регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в
соответствии с федеральным законодательством.
2. Порядок проведения указанных в
части 1 настоящей статьи работ, в том числе подготовка и передача
соответствующих прогнозов, определяется Правительством Нижегородской
области по представлениям территориальных органов федерального органа
исполнительной власти в области охраны окружающей среды и
территориальных органов других федеральных органов исполнительной
власти.
3. В соответствии с федеральным
законодательством при получении прогнозов неблагоприятных
метеорологических условий юридические лица, имеющие источники
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны
проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух, согласованные с территориальными
органами федерального органа исполнительной власти в области охраны
окружающей среды, обеспечивающими контроль за проведением и
эффективностью указанных мероприятий.
4. При изменении состояния
атмосферного воздуха, которое вызвано аварийными выбросами вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и при котором создается
угроза жизни и здоровью человека, принимаются экстренные меры по
защите населения в соответствии с законодательством Российской
Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
Статья 7. Мониторинг
атмосферного воздуха
В целях наблюдения
за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза
его состояния, а также обеспечения органов государственной власти,
органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и
экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха
Правительство Нижегородской области, органы местного самоуправления
организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и
обеспечивают его осуществление на территории Нижегородской области и
соответствующих муниципальных образований в пределах своей
компетенции и в порядке, установленном уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Закона Нижегородской области
от 04.12.2008 № 158-З)
Статья 8.
Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Уполномоченный
орган организует и проводит государственный контроль (государственный
экологический контроль) за охраной атмосферного воздуха, за
исключением контроля на объектах хозяйственной и иной деятельности,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
2. В соответствии с законодательством
Российской Федерации государственные инспекторы по охране природы,
осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного
воздуха, имеют право в установленном порядке:
1) беспрепятственно посещать объекты
хозяйственной и иной деятельности, в том числе объекты оборонного
значения, на которых имеются источники выбросов вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и источники вредных
физических воздействий на атмосферный воздух;
2) проверять соблюдение установленных
нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный
воздух и работу очистных сооружений, средств контроля за такими
выбросами;
3) проверять соблюдение установленных
нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух;
4) определять размеры вреда,
причиненного окружающей природной среде в результате загрязнения
атмосферного воздуха;
5) направлять в правоохранительные
органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации,
законодательства Нижегородской области в области охраны атмосферного
воздуха для решения вопросов о привлечении к ответственности лиц,
виновных в указанных нарушениях;
6) аннулировать разрешения на выбросы
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные
физические воздействия на него или приостанавливать действие таких
разрешений на определенный срок, если условия таких разрешений не
соблюдаются;
7) вносить предложения о проведении
экологического аудита объектов хозяйственной и иной деятельности;
8) проводить измерения выбросов
вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными и
передвижными источниками, в том числе автомобильным транспортом;
9) давать предписания, обязательные
для физических и юридических лиц, об устранении нарушений
законодательства Российской Федерации и законодательства
Нижегородской области в области охраны атмосферного воздуха;
10) привлекать к административной
ответственности граждан, юридических и должностных лиц, виновных в
нарушении законодательства Российской Федерации и законодательства
Нижегородской области в области охраны атмосферного воздуха;
11) предъявлять иски физическим и
юридическим лицам за нарушение законодательства Российской Федерации
и законодательства Нижегородской области в области охраны
атмосферного воздуха;
12) осуществлять иные не
противоречащие законодательству Российской Федерации действия по
охране атмосферного воздуха в пределах своей компетенции.
3. В соответствии с законодательством
Российской Федерации государственные инспекторы по охране природы,
осуществляющие государственный контроль за охраной атмосферного
воздуха, обязаны:
1) иметь соответствующий уровень
подготовки в области охраны атмосферного воздуха;
2) осуществлять свою деятельность в
соответствии с законодательством Российской Федерации в области
охраны атмосферного воздуха, законодательством Российской Федерации о
государственной службе и административным законодательством
Российской Федерации;
3) осуществлять контроль за
соблюдением на соответствующей территории установленных нормативов
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также
других условий, предусмотренных разрешениями на выбросы вредных
(загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические
воздействия на него;
4) обеспечивать контроль за
выполнением заключений государственной экологической экспертизы;
5) взаимодействовать с общественными
природоохранными организациями при осуществлении контроля за охраной
атмосферного воздуха;
6) обосновывать размеры возмещения
вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного
воздуха;
7) информировать органы
государственной власти Нижегородской области и органы местного
самоуправления, правоохранительные органы о нарушениях
законодательства Российской Федерации и законодательства
Нижегородской области в области охраны атмосферного воздуха в
пределах своей компетенции;
8) подготавливать и направлять
материалы о нарушении законодательства Российской Федерации и
законодательства Нижегородской области в области охраны атмосферного
воздуха в правоохранительные органы.
Статья 9.
Производственный контроль за охраной атмосферного воздуха
1. Производственный
контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические
лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и
физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц,
ответственных за проведение производственного контроля за охраной
атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы.
2. Юридические лица, которые имеют
источники вредных химических, биологических и физических воздействий
на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного
воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в
области охраны атмосферного воздуха.
3. Сведения о лицах, ответственных за
проведение производственного контроля за охраной атмосферного
воздуха, и об организации экологических служб, а также результаты
производственного контроля за охраной атмосферного воздуха на
объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному
государственному экологическому контролю, представляются юридическими
лицами, указанными в настоящей статье, в уполномоченный орган.
4. Контроль за представлением
сведений о результатах производственного контроля за охраной
атмосферного воздуха, учет сведений о лицах, ответственных за
проведение производственного контроля за охраной атмосферного
воздуха, и об организации экологических служб на объектах
хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов,
подлежащих федеральному государственному экологическому контролю,
осуществляет уполномоченный орган.
Статья 10.
Общественный контроль за охраной атмосферного воздуха
Общественный
контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется в порядке,
определенном законодательством Российской Федерации и
законодательством Нижегородской области в области охраны окружающей
среды, законодательством Российской Федерации и законодательством
Нижегородской области об общественных объединениях.
Статья 11.
Стимулирование деятельности по охране атмосферного воздуха
1. Органы
государственной власти Нижегородской области могут принимать меры по
стимулированию деятельности по охране атмосферного воздуха,
производству и применению экологически безопасных видов топлива и
других энергоносителей.
2. Стимулирование деятельности по
охране атмосферного воздуха может осуществляться посредством
бюджетных инвестиций, предоставления бюджетных кредитов юридическим
лицам, не являющимся государственными или муниципальными
организациями, предоставления налоговых льгот и субсидирования
процентной ставки по кредитам коммерческих банков на реализацию
природоохранных мероприятий, а также в иных формах поддержки
природоохранной деятельности в соответствии с бюджетным
законодательством Российской Федерации и законодательством
Нижегородской области.
3. Стимулирование деятельности по
охране атмосферного воздуха осуществляется с учетом применения
наилучшей существующей технологии, направленной на снижение
негативного воздействия на окружающую среду, очистку выбросов и
энергосбережение.
Статья 12.
Ответственность за нарушение законодательства в области охраны
атмосферного воздуха
Лица, виновные в
нарушении законодательства в области охраны атмосферного воздуха,
несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской
Федерации и законодательством Нижегородской области.
Статья 13.
Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон
вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального
опубликования.
Губернатор области
В.П.ШАНЦЕВ
-
Нижний Новгород-
2 марта 2007 года-
№ 25-З-
|