Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Арзамасской Городской Думы
от 03.12.1997 № 53


"О НОВОЙ РЕДАКЦИИ РЕГЛАМЕНТА
АРЗАМАССКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено



Утратил силу в связи с изданием
решения Арзамасской городской Думы от 22.12.2006 № 162, вступающего
в силу со дня его опубликования.





Вступил в силу
со дня опубликования (пункт 4 данного документа).






АРЗАМАССКАЯ
ГОРОДСКАЯ ДУМА




РЕШЕНИЕ


от 3 декабря 1997 г. № 53




О НОВОЙ РЕДАКЦИИ
РЕГЛАМЕНТА АРЗАМАССКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ




Рассмотрев проект
новой редакции регламента Арзамасской городской Думы, подготовленный
постоянными комиссиями городской Думы по этике, контролю и регламенту
и по правовым вопросам, в соответствии со ст. 21 Устава города
Арзамаса городская Дума решила:


1. Принять Регламент Арзамасской
городской Думы в новой редакции согласно приложению.


2. Признать утратившим силу решение
городской Думы "О новой редакции Регламента Арзамасской
городской Думы" от 14.06.1995 № 21.


3. Контроль за выполнением настоящего
решения возложить на председателя городской Думы и постоянную
комиссию городской Думы по этике, контролю и регламенту.


4. Настоящее решение вступает в силу
со дня его опубликования.






Председатель городской
Думы


А.Я.БЕЗЗУБОВ




Глава местного
самоуправления -


мэр города


С.Т.МЕТЛА












Приложение


к решению


Арзамасской городской Думы


от 03.12.1997 № 53




РЕГЛАМЕНТ


АРЗАМАССКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ




Глава I. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ




Статья 1




Настоящий Регламент
определяет порядок проведения заседаний Арзамасской городской Думы
(далее по тексту Думы или городской Думы), принятия нормативных
правовых актов (решений Думы), а также другие процедурные вопросы.




Статья 2




Изменения данного
Регламента принимаются решением городской Думы. Предложение о
внесении изменений в Регламент, поддержанное одной из постоянных
комиссий или одной пятой от общего числа избранных депутатов
городской Думы, включается председателем Думы в повестку дня
заседания и рассматривается в первоочередном порядке.






Глава II. ЗАСЕДАНИЯ
ГОРОДСКОЙ ДУМЫ И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ




Статья 3




На заседании
городской Думы реализуются все полномочия, отнесенные к ее ведению
законами РФ, законами Нижегородской области, Уставом города Арзамаса,
Положением об Арзамасской городской Думе.




Статья 4




Заседание городской
Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от
общего числа депутатов Думы, предусмотренного Уставом города.


Городская Дума может потребовать
присутствия на своих заседаниях для сообщений, ответов на запросы и
обращения депутатов, информации по вопросам, относящимся к ведению
городской Думы: главы местного самоуправления - мэра города (далее
мэр города), его заместителей, руководителей структурных
подразделений администрации города, руководителей коммерческих и
некоммерческих организаций.




Статья 5




Депутаты городской
Думы имеют право на обращение в письменной форме к должностным лицам
местного самоуправления, руководителям структурных подразделений
органов местного самоуправления, а также руководителям расположенных
на территориях города коммерческих и некоммерческих организаций по
вопросам, связанным с их депутатской деятельностью.


Если обращение касается фактов
нарушения государственными органами, органами местного самоуправления
или должностными лицами Конституции РФ, федерального
законодательства, областного законодательства, нормативных правовых
актов органов местного самоуправления либо затрагивает иные вопросы,
имеющие общественное значение, то городская Дума признает его особой
формой обращения - депутатским запросом - и рассматривает на своем
заседании.




Статья 6




Очередные заседания
городской Думы созываются ее председателем не реже одного раза в два
месяца.




Статья 7




Внеочередные
заседания созываются по инициативе председателя городской Думы, мэра
города или депутатов в количестве не менее одной пятой от общего
числа, установленного для городской Думы.


В последних двух случаях на имя
председателя подается письменное заявление, подписанное мэром города
или депутатами, с перечнем предлагаемых к рассмотрению вопросов.


Председатель в обязательном порядке в
течение 7 дней со дня получения заявления созывает заседание
городской Думы. При этом он не может исключить из повестки дня
вопросы, предложенные мэром города или депутатами.


В случае отказа председателя Думы или
лица, его замещающего, от созыва внеочередного заседания Думы по
инициативе мэра города или депутатов председатель Думы или лицо, его
замещающее, в указанный выше срок должен направить инициаторам созыва
письменное обоснование мотивов отказа.


Если мэр города или указанные в
абзаце четвертом настоящей статьи депутаты не согласны с обоснованием
мотивов отказа, то они вправе по истечении десяти дней после подачи
заявления о созыве внеочередного заседания самостоятельно созвать
такое заседание в установленном настоящим Регламентом порядке.




Статья 8




О времени, о месте
проведения, проекте повестки дня заседания председатель Думы сообщает
депутатам не позднее чем за 3 дня до начала заседания.




Статья 9




Информационные
сообщения о заседаниях городской Думы, принятых ею актах публикуются
в средствах массовой информации.




Статья 10




Заседания городской
Думы являются, как правило, открытыми. В случае необходимости Дума
может принять решение о проведении закрытого заседания.


На закрытых заседаниях городской Думы
могут присутствовать мэр города, прокурор города.




Статья 11




Первое заседание
вновь избранной городской Думы проводится не позднее двух недель со
дня избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов
городской Думы, созывается мэром города и открывается председателем
городской избирательной комиссии.




Статья 12




Для предварительного
обсуждения повестки дня первого заседания городской Думы, порядка ее
работы и других вопросов, связанных с проведением заседания, в
течение 7 дней со дня избрания депутатов председателем Думы
предыдущего созыва созывается совещание избранных депутатов.




Статья 13




Регистрация
депутатов, прибывших на заседание, начинается за 30 минут до его
открытия. Заседание Думы считается правомочным, если на нем
присутствует 2/3 от числа избранных депутатов.


Регистрация депутатов проводится
после каждого перерыва перед продолжением заседания.


Если на заседании присутствует менее
двух третей от числа депутатов, избранных в городскую Думу, то по
распоряжению председателя Думы заседание переносится на другое время,
а депутатам сообщается о месте и времени его проведения.




Статья 14




На заседаниях Думы
председательствует председатель Думы или заместитель в случае
отсутствия председателя. В случае же отсутствия председателя Думы и
его заместителя председательствующий избирается на заседании Думы из
числа ее депутатов простым большинством голосов присутствующих
депутатов.


На заседании Думы вправе
присутствовать мэр города, прокурор города, работники аппарата Думы.


Для лиц, приглашенных на заседание
городской Думы, отводятся специальные места в зале заседаний.


Приглашенные лица не вправе
вмешиваться в работу заседания, обязаны воздерживаться от проявлений
одобрения или неодобрения и подчиняться распоряжениям
председательствующего.




Статья 15




Заседание городской
Думы, как правило, начинается с 14 часов и заканчивается в 18 часов.
Перерыв продолжительностью 15 минут объявляется через каждые 1,5 часа
работы.


В помещении, где проводятся заседания
городской Думы, устанавливается Государственный флаг РФ и размещается
герб города Арзамаса, за исключением выездных заседаний.


Председатель Думы вправе установить
иное время начала проведения заседания.


Изменения установленного настоящей
статьей порядка проведения заседаний городской Думы принимаются
простым большинством от числа присутствующих на нем депутатов.




Статья 16




Время для докладов
устанавливается до 30 минут, содокладов - до 15 минут. Выступающему
устанавливается время:


- по обсуждению повестки дня - до 3
минут;


- для обсуждения докладов и
содокладов - до 7 минут;


- при постатейном обсуждении проекта
документа - до 5 минут;


- по порядку ведения заседания - до 3
минут;


- по кандидатурам - до 5 минут;


- по мотивам голосования - до 3
минут;


- для сообщений, заявлений, вопросов
и справок - до 3 минут;


- для использования права на ответ -
до 3 минут;


- для повторных выступлений - до 3
минут.


С согласия простого большинства
депутатов, присутствующих на заседании, председательствующий может
продлить время для выступления.




Статья 17




Проект повестки дня
заседания городской Думы оглашается председательствующим на
заседании. Повестка дня и порядок проведения заседания и их изменения
утверждаются путем открытого голосования простым большинством голосов
от числа присутствующих депутатов.




Статья 18




Каждый депутат
вправе вносить предложения по повестке дня заседания, порядку
рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, по персональному
составу создаваемых городской Думой органов и кандидатурам
должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Думой,
обращаться с запросами, участвовать в обсуждении, задавать вопросы,
вносить проекты решений и поправки к ним, выступать с обоснованием
своих предложений и по мотивам голосования, давать справки, ставить
вопрос о доверии органу или должностному лицу, избранным, назначенным
либо утвержденным Думой, вносить предложения о проведении
депутатского расследования по любому вопросу, относящемуся к ведению
городской Думы, оглашать на заседании обращения граждан, имеющие
общественное значение, а также пользоваться иными правами в
соответствии с законами РФ, актами Законодательного Собрания
Нижегородской области и городской Думы.


Все предложения депутатов об
изменении предложенной председателем повестки дня оглашаются им в
порядке поступления. Решение о включении вновь поступающих вопросов в
повестку дня заседания принимается при наличии проектов решений,
подготовленных в соответствии с главой IV настоящего Регламента.


Не допускается повторное рассмотрение
первоначально отклоненного предложения о включении в повестку дня
какого-либо вопроса на одном и том же заседании.




Статья 19




При рассмотрении
городской Думой отчетов о работе администрации города, проектов
программ комплексного экономического и социального развития,
городского бюджета и отчетов об их исполнении заслушиваются доклады,
содоклады и проводятся их обсуждения.


При рассмотрении других вопросов
городская Дума в отдельных случаях может принять решение не
заслушивать доклад, ограничившись краткой информацией по существу
вопроса, содокладом постоянной комиссии городской Думы и ответами на
заданные вопросы.




Статья 20




Записки о
предоставлении слова для выступления по рассматриваемому вопросу
подаются на имя председательствующего на заседании городской Думы.
Председательствующий обязан предоставить слово для выступления и при
устном обращении депутата.


Рабочими органами заседания являются
счетная комиссия (счетчики), секретариат, редакционная,
согласительная и иные комиссии. Данные органы формируются по
необходимости.




Статья 21




Председательствующий,
счетная комиссия, постоянная комиссия городской Думы по этике,
контролю и Регламенту обеспечивают строгое соблюдение демократических
принципов проведения заседания и его эффективную работу, выполнение
положений настоящего Регламента, касающихся порядка проведения
заседаний городской Думы.




Статья 22




Председательствующий
на заседании городской Думы:


а) соблюдает Положение о Думе,
Регламент и повестку дня;


б) обеспечивает права депутатов;


в) проверяет полномочия представителя
мэра города и иных приглашенных лиц;


г) руководит заседаниями городской
Думы, следит за соблюдением кворума и принятого депутатами порядка
работы;


д) предоставляет слово докладчикам,
содокладчикам и выступающим на заседании в порядке поступления их
заявлений;


е) предоставляет слово для
выступления по рассматриваемому городской Думой вопросу лицам,
приглашенным на заседания и записавшимся для выступлений. При этом
депутаты городской Думы имеют право на первоочередное выступление;


ж) предоставляет слово для правовой
оценки рассматриваемых проектов, их отдельных положений, вносимых в
ходе обсуждения предложений, юристу и другим работникам аппарата Думы
по своей инициативе, по инициативе депутатов и по просьбе юриста и
работников аппарата Думы;






-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






и) оглашает
поступившие письменные вопросы, заявления и справки депутатов,
предоставляет депутатам слово для устных вопросов, запросов и
справок, а также для замечаний по ведению заседания, предложений и
поправок к проектам решений и других актов городской Думы, для
выступления по мотивам голосования;


к) ставит предложение депутата на
голосование, если депутат настаивает на этом;


л) проявляет уважительное отношение к
присутствующим на заседании, воздерживается от пофамильных замечаний
и оценок их выступлений, требует этого от остальных присутствующих;


м) редактирует предложения, выносимые
на поименное голосование, и руководит заполнением бланков поименного
голосования;


н) проводит голосование депутатов по
вопросам, требующим принятия решений городской Думы, объявляет его
результаты;


о) организует выполнение поручений
Думы, связанных с обеспечением работы заседания;


п) организует ведение протокола
заседания совместно с заведующим организационным отделом городской
Думы;


р) при необходимости проводит
консультации с группами депутатов и отдельными депутатами в целях
преодоления разногласий и разрешения других вопросов, возникающих в
ходе работы Думы.


Председательствующий не вправе
комментировать, прерывать или лишать депутата слова, если он не
нарушает положений настоящего Регламента.




Статья 23




Для доработки
проектов решений и других актов на заседании городской Думы из числа
депутатов может быть избрана редакционная комиссия. Решение об
избрании состава редакционной комиссии Дума принимает простым
большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании.


Редакционная комиссия при доработке
проектов рассматривает все высказанные предложения и замечания
депутатов, включает их в проект решения или иного акта или отклоняет
с обязательным обоснованием причин отказа.


Результаты своей работы редакционная
комиссия представляет на рассмотрение городской Думы.




Статья 24




Рабочие органы Думы,
постоянные комиссии Думы могут привлекать к своей работе
консультантов и экспертов из числа ученых, специалистов, практических
работников, не являющихся депутатами городской Думы. Подбор
персонального состава группы экспертов осуществляется председателем
соответствующего органа городской Думы.


Оплата привлекаемых специалистов
(консультанты, эксперты и др.) осуществляется в соответствии с
Положением об Арзамасской городской Думе.




Статья 25




Городская Дума может
создавать временные комиссии и передавать им на рассмотрение вопросы,
возникающие в ходе проведения заседаний. В случае создания комиссий
городская Дума принимает соответствующее решение. Задачи таких
комиссий определяются Думой при их создании. Их заседания могут быть
открытыми и закрытыми. Каждый депутат вправе участвовать в работе
комиссий с правом совещательного голоса.


Данные комиссии в соответствии с
действующим законодательством имеют право требовать и получать от
государственных органов, коммерческих и некоммерческих предприятий,
учреждений и организаций, граждан и должностных лиц необходимые
документы или сведения.


Вмешательство при этом в
процессуальную деятельность органов дознания, предварительного
следствия и суда по находящимся в их производстве делам об
административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам со
стороны депутатов не допускается.


О результатах своей работы комиссии
докладывают на заседании городской Думы. Члены комиссии, имеющие
особое мнение, вправе огласить его на заседании. Особое мнение
приобщается к протоколу работы комиссии. Решение по итогам работы
комиссии принимается Думой простым большинством голосов от числа
присутствующих депутатов.


Городская Дума может назначить
депутатское расследование. Депутатское расследование назначается как
по предложению постоянных комиссий, так и по требованию депутата
(депутатов).


Депутатским расследованием является
проводимая депутатами Думы проверка по каким-либо вопросам,
отнесенным к компетенции Думы. Решение городской Думы о назначении
депутатского расследования принимается простым большинством голосов
депутатов, присутствующих на заседании.




Статья 26




В начале каждого
заседания городской Думы объявляется повестка дня и устанавливается
общая продолжительность прений по каждому вопросу повестки.


При обсуждении любого вопроса депутат
может внести предложение не открывать либо прекратить прения. Прения
не открываются или прекращаются, если за данное предложение
проголосовало не менее половины присутствующих депутатов.




Статья 27




Депутат выступает на
заседании после предоставления ему слова председательствующим в
порядке поступления заявлений.


По просьбе любого из депутатов и по
решению Думы, принятого большинством присутствующих депутатов,
председательствующий может изменить очередность выступлений с
объявлением мотивов такого изменения.




Статья 28




Депутат может
выступить по одному и тому же вопросу или по одной статье документа
при его постатейном обсуждении не более двух раз.


Слово по порядку ведения заседания,
по мотивам голосования, для справки, ответа на вопрос и разъяснений
предоставляется председательствующему вне очереди.


Справки по обсуждаемому вопросу,
представленные в письменном виде, зачитываются председательствующим
немедленно.


Председатель, заместитель
председателя городской Думы, мэр города или его представитель,
председатели постоянных комиссий, прокурор города имеет право на
внеочередное выступление, но не более чем на 5 минут. Увеличение
времени для указанных выступающих допускается только с согласия
большинства присутствующих депутатов.


Слово для выступлений по порядку
ведения, по мотивам голосования предоставляется всем депутатам,
желающим выступить.


В случае использования слова по
порядку ведения или по мотивам голосования не по назначению
председательствующий может лишить депутата такого права.


По просьбе депутата в конце каждого
заседания председательствующий предоставляет слово для ответа,
сообщения, заявления или справки.




Статья 29




После прекращения
прений докладчики и содокладчики имеют право выступить с
заключительным словом.


По требованию депутатов, которые не
имели возможности выступить в связи с прекращением прений, тексты их
выступлений передаются в аппарат Думы и включаются в протокол
заседания Думы.




Статья 30




По предложению
председателя Думы, одной из постоянных комиссий или группы депутатов
Дума большинством голосов от общего числа присутствующих депутатов
может принять решение о временном перерыве в своей работе.






Глава III.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГОЛОСОВАНИЯ И ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ


ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ




Статья 31




По решению городской
Думы голосование по проекту документа проводится в целом или он
сначала принимается за основу. Принятие решений за основу значит, что
данный текст будет дорабатываться путем внесения в него поправок.
Если проект принят за основу, то голосование проводится по пунктам,
статьям и разделам и т.п.


Все поправки к проекту документов
вносятся, как правило, в письменном виде.


Принятие поправок (приложений,
дополнений и уточнений) по проекту документа производится тем же
большинством голосов, что и сам документ (решение) в целом.


После обсуждения и включения поправок
в проект документа Дума решает вопрос о принятии его в целом.




Статья 32




Виды голосований,
используемые в Думе, классифицируются следующим образом:


а) по степени огласки - тайное,
открытое или поименное;


б) по правилам голосующего - "мягкое"
или "жесткое";


в) по последствиям - решающее.




Статья 33




На заседаниях
городской Думы решения по рассматриваемым вопросам принимаются
открытым голосованием. В случаях, предусмотренных настоящим
Регламентом, а также по решению Думы может быть проведено тайное
голосование.




Статья 34




Перед началом
открытого голосования председательствующий проверяет наличие кворума,
указывает количество предложений, вносимых на голосование, уточняет
их формулировки, напоминает порядок голосования, ставит предложения
на голосование в порядке их поступления.


При голосовании по конкретному
вопросу каждый депутат имеет право на один голос и подает его "за"
предложение, "против" него либо воздерживается.


Депутат лично осуществляет свое право
на голосование. Депутат, отсутствующий во время голосования, не
вправе подать свой голос после окончания голосования.


После объявления председательствующим
о начале голосования никто не вправе прерывать голосование, кроме как
по вопросу о порядке ведения заседания в связи с проведением
голосования.




Статья 35




Подсчет голосов и
предъявление результатов голосования в абсолютном выражении
производится по каждому голосованию. Виды голосований, используемые в
Думе:


рейтинговое ("мягкое")
голосование представляет собой ряд последовательных голосований по
каждому из вариантов решений, в которых может принять участие каждый
депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном
выражении по каждому голосованию производится по окончании каждого
голосования, объявляется председательствующим и в обязательном
порядке вносится в протокол заседания;


альтернативное ("жесткое")
голосование представляет собой голосование только за один из
вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчет голосов и
предъявление результатов голосования в абсолютном выражении
производится одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на
голосование.


По требованию одной пятой
присутствующих на заседании депутатов может быть проведено поименное
голосование, результаты которого по решению Думы, принятому
большинством голосов присутствующих депутатов, могут опубликовываться
в средствах массовой информации.




Статья 36




Тайное голосование
проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования. Для
проведения тайного голосования и определения его результатов Дума
избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию. В
счетную комиссию не могут входить депутаты, кандидатуры которых
выдвинуты в состав избираемых органов или должностных лиц городской
Думы.


Счетная комиссия избирает из своего
состава председателя и секретаря комиссии. Решения счетной комиссии
принимаются простым большинством голосов членов комиссии.


Бюллетени для тайного голосования
изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею
форме, в строго определенном количестве и должны содержать для
голосования информацию.


Время и место голосования, порядок
его проведения устанавливается счетной комиссией на основе решения
Думы, настоящего Регламента и объявляется председателем счетной
комиссии.


Комиссия опечатывает ящик для
голосования в комнате, где проводится голосование.




Статья 37




Каждому депутату
выдается бюллетень по выборам органа или должностного лица либо по
проекту документа, рассматриваемого городской Думой.


Бюллетени для тайного голосования
выдаются депутатам членами счетной комиссии под роспись.


Заполнение бюллетеней проводится в
комнате для тайного голосования путем зачеркивания в нем фамилии
кандидата (кандидатов), против которого (которых) голосует, а в
бюллетене для голосования по проекту документа - слов "за"
или "против".


Недействительными считаются бюллетени
неустановленного образца, а при избрании должностных лиц - бюллетени,
в которых оставлены две и более кандидатуры на одну должность.


Дополнительно внесенные в бюллетень
фамилии при подсчете голосов не учитываются. Данный бюллетень
считается недействительным.




Статья 38




По результатам
тайного голосования счетная комиссия составляет протокол, который
подписывается всеми членами счетной комиссии. По докладу счетной
комиссии городская Дума открытым голосованием принимает решение об
утверждении результатов тайного голосования большинством голосов от
общего числа присутствующих на заседании депутатов.




Статья 39




При выявлении ошибок
при подсчете голосов и нарушений порядка проведенного голосования по
решению Думы проводится повторное голосование.


Повторное голосование по тому или
иному вопросу, по иным мотивам в ходе одного и того же заседания
допускается не более одного раза по решению Думы, принятому тем же
большинством голосов, которое необходимо для принятия решения.




Статья 40




Решения по
процедурным вопросам принимаются большинством голосов от числа
депутатов, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено
Регламентом.


Решения и другие акты по предметам
ведения городской Думы принимаются большинством голосов от общего
числа депутатов Думы, предусмотренного Уставом города, если иное не
установлено Положением об Арзамасской городской Думе.




Статья 41




На каждом заседании
городской Думы ведутся протоколы, в которых фиксируется работа Думы.


В протоколе заседания указываются:


а) порядковый номер, дата и место
проведения заседания;


б) число депутатов, предусмотренных
Уставом города для Думы, число депутатов, избранных в городскую Думу,
число присутствующих и отсутствующих депутатов, а также список лиц,
приглашенных на заседание;


в) фамилия и должность
председательствующего;


г) повестка дня заседания, фамилии
докладчика и содокладчиков по каждому вопросу, их должности;


д) фамилии депутатов и иных лиц,
выступавших в прениях, а также внесших запросы или задавших
(письменно или устно) вопросы докладчикам;


е) перечень всех принятых решений и
результатов голосования по их принятию;


ж) переданные в аппарат Думы или
председателю Думы письменные проекты решений и тексты выступлений
депутатов и приглашенных лиц;


з) письменные предложения и замечания
депутатов, которые записались для выступления на заседании, но не
выступили, а также вопросы, поступившие от депутатов и присутствующих
на заседании лиц.


К протоколу прилагаются тексты
принятых городской Думой решений и других актов, тексты выступлений
депутатов, список присутствующих, список отсутствующих на заседании
депутатов с указанием причин отсутствия.


Наименование решений и иных актов
городской Думы должны соответствовать формулировке вопросов повестки
дня заседания.


Решения Думы по процедурным вопросам
(утверждение повестки дня, прекращение прений, принятие к сведению
справок, информации, сообщений и т.п.) отражаются в содержании
протокола.




Статья 42




Протокол заседания
городской Думы оформляется в десятидневный срок. Протокол заседания
подписывается председательствующим на заседании Думы и лицом, ведущим
протокол.


Протоколы заседаний в течение 4 лет
хранятся в городской Думе, затем сдаются в архив на хранение.


Протоколы заседаний городской Думы и
ее органов представляются для ознакомления депутатам Думы и
приглашенным лицам по их требованию.




Статья 43




Принятые городской
Думой решения публикуются в средствах массовой информации в порядке,
определяемом Уставом города и самим решением, рассылаются всем
депутатам городской Думы, администрации города, а также при
необходимости другим организациям и должностным лицам.




Статья 44




Каждый депутат или
группа депутатов, не согласные с предлагаемым к рассмотрению или
принятым городской Думой актом, имеют право выразить особое мнение в
сформулированном и представленном в виде отдельного документа
материале, который фиксируется в протоколе заседания городской Думы и
прилагается к нему.






Глава IV. ПОРЯДОК
ПОДГОТОВКИ И ПРИНЯТИЯ АКТОВ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ




Статья 45




Правом
нормотворческой инициативы в городской Думе пользуются депутаты Думы,
мэр города (администрация города), прокурор города, органы
территориального общественного самоуправления, а также имеющие
избирательные права жители города в количестве не менее 0,5 процента
от их общего числа.


Это право обеспечивается обязательным
рассмотрением документов, вносимых в городскую Думу перечисленными
лицами, с принятием по ним соответствующих решений Думы.




Статья 46




Предварительное
обсуждение и проработку проектов решений (документов),
непосредственную подготовку проектов решений осуществляют комиссии
городской Думы, депутаты, аппарат городской Думы и администрация
города.




Статья 47




При подготовке
текста проекта документа городской Думы должны учитываться следующие
требования:


а) проект документа должен иметь
максимально краткое, четкое название, отражающее его суть и
отвечающее на вопрос "о чем?";


б) проект документа должен
соответствовать действующему законодательству и содержать ссылки на
статьи и название закона, дату, номер и название правового акта, в
соответствии с которым принимается документ в целом или его отдельные
части;


в) пункты проекта документа должны
быть краткими, не допускающими различных толкований, конкретными,
отвечать на вопросы: что делать (наименование мероприятия), кто,
какие организации, предприятия, учреждения, должностные лица или
граждане обязаны осуществлять предписываемые мероприятия и в какие
сроки, на кого возлагается контроль за исполнением документа;


г) проект документа должен
основываться на реальных возможностях, содержать указания на
организационные, финансовые, экономические, нормативные и иные
средства обеспечения предписываемых мер, а в случаях необходимости -
на срок вступления решения в силу;


д) изложенные в документах поручения,
требования, рекомендации должны быть адресованы комиссиям Думы,
депутатам, администрации города, администрации иных организаций или
их руководителям;


е) проекты решений о введении или
отмене налогов, сборов, освобождении от их уплаты (предоставлении
налоговых льгот), об изменении финансовых обязательств города,
предусматривающих расходы, покрываемые за счет бюджета города,
вносятся на рассмотрение городской Думы при наличии заключения мэра
города, которое он должен дать не позднее чем в пятидневный срок со
дня поступления к нему проекта указанных документов.


Иные решения, связанные с
использованием финансовых и материально-технических ресурсов города,
подлежат предварительной проработке и согласованию в администрации
города;


ж) отказ мэра города или
администрации города в согласовании (представлении заключения) или
возражение по конкретным положениям проекта не препятствует
дальнейшему движению проекта решения и вынесению на рассмотрение
городской Думы;


з) проект решения, касающийся
функционирования рынка и развития конкуренции, должен быть направлен
автором проекта для получения заключения органу по антимонопольной
политике и поддержке новых экономических структур, действующих на
территории города;


и) проект решения, касающийся
вопросов охраны окружающей среды и использования природных ресурсов,
должен быть направлен для получения заключения органу по охране
окружающей среды и природных ресурсов;


к) проекты решений, вносимые
администрацией города, должны быть подписаны мэром;


л) согласование осуществляется в
форме визирования второго экземпляра проекта решения;


м) заключение по проекту решения,
если иное не предусмотрено настоящим Регламентом, представляется не
позднее чем в трехдневный срок со дня его получения и прилагается к
проекту;


н) виза включает в себя название
должности, фамилию, личную подпись визирующего и дату согласования.
Визирование производится на лицевой стороне последнего листа решения.
При этом лица, непосредственно готовившие документ, визируют его на
левой стороне, а лица, согласовывающие содержание, - на правой.
Замечания, дополнения к проекту решения излагаются на отдельном листе
и прилагаются к проекту;


о) ответственные за подготовку
проекта решения лица обязаны рассмотреть все поступившие замечания и
предложения и с учетом их доработать текст проекта решения.


В случае возникновения разногласий
лица, имеющие особое мнение, излагают его в письменной форме и
прилагают к проекту решения;


п) к проектам решений городской Думы
нормативного содержания может прилагаться пояснительная записка с
указанием автора проекта, оснований для его подготовки, положенных в
основу нормативных решений. В ней дается также обоснование
необходимости, законности и реальности предусмотренных в проекте
решения задач, мер, поручений, средств.


К проектам решений Думы по вопросам
контроля за выполнением ранее принятых решений может прилагаться
краткая аналитическая справка о положении дел в данном направлении
работы. В справке должны быть обоснованы предлагаемая оценка и меры
воздействия на должностных лиц в случае их неудовлетворительной
работы.


Пояснительная записка и аналитическая
справка подписываются всеми участвующими в их подготовке лицами;


р) инициатор (инициаторы) внесения
проекта решения городской Думы указываются в правом верхнем углу
проекта решения.


Проекты решений могут состоять из
основной части и приложений к ним. При наличии приложения в окончании
соответствующего пункта решения делается ссылка: "... согласно
приложению".


В верхнем правом углу первого листа
приложения размещается отметка: "Приложение к решению
Арзамасской городской Думы от ________________ № ____". При
наличии нескольких приложений на них проставляется порядковый номер:
"приложение 1", "приложение 2" и т.д. (без знака
N);


с) в случае необходимости утверждения
городской Думой документа после подписания его уполномоченным на это
должностным лицом в решении Думы делается надпись: "Утвердить
прилагаемое Положение (Устав, Программу и т.д.) с изложением названия
документа, размещается текст: "Утверждено решением Арзамасской
городской Думы от _____________ № ____";


т) проекты решений Думы подлежат
обязательному предварительному рассмотрению на заседаниях комиссии
Думы или на совместном заседании постоянных комиссий.


По результатам рассмотрения проекта
решения постоянных комиссий осуществляется его соответствующая
доработка;


у) доработанный проект решения с
визой председателя соответствующей комиссии Думы передается для
заключения юристу городской Думы, который обязан его представить
комиссии и председателю Думы в срок до 3 дней либо в иной срок,
согласованный с комиссией.


Проекты решений, завизированные
юристом либо с его заключением, рассматриваются председателем Думы и
по его указанию включаются в проект повестки дня очередного заседания
городской Думы;


ф) подлежащие рассмотрению Думой
проекты решений направляются для размножения в аппарат городской Думы
не позднее чем за 5 дней до начала заседания Думы;


х) проекты решений, других
документов, при подготовке которых не соблюдены в настоящей статье
указанные требования, на рассмотрение Думы не вносятся;


ч) проекты решений Думы доводятся
аппаратом Думы до депутатов и приглашенных для участия в обсуждении
вопроса лиц не позднее чем за три дня до заседания;


ш) депутат (группа депутатов),
комиссии Думы вправе по собственной инициативе подготовить
альтернативный проект решения по любому вопросу, включенному в
повестку дня заседания городской Думы, в соответствии с
установленными выше требованиями.




Статья 48




Обсуждение и
принятие проектов решений городской Думы:


а) лица, предполагающие принять
участие в обсуждении вопроса, должны заблаговременно изучить
соответствующий проект решения (документа), а также обосновывающие
его принятие нормативные акты, пояснительную или аналитическую
записку.


Депутаты должны иметь при себе на
заседании Думы выданные им проекты документов.


Обсуждение вопросов на заседании Думы
должно сводиться к внесению и обоснованию конкретных предложений по
рассматриваемому проекту решения. Для обобщения этих предложений и
доработки проекта решения в необходимых случаях по решению Думы
создается редакционная комиссия;


б) в результате обсуждения и
голосования Дума:


- принимает предложенный проект (один
из проектов) в качестве решения;


- принимает предложенный проект (один
из проектов) за основу решения;


- отклоняет предложенный проект (один
из проектов) в связи с нецелесообразностью его принятия,
незаконностью или по иным мотивам.




Статья 49




Порядок подписания,
опубликования и вступления в силу решений городской Думы.


Принятое решение не позднее чем в
трехдневный срок подписывается председателем городской Думы, а в его
отсутствие - его заместителем. Нормативно-правовые акты (решения)
направляются на подпись главе местного самоуправления - мэру города.


Подписывается, как правило, один
экземпляр решения, отпечатанного на официальном бланке городской
Думы.


Порядковый номер решения определяется
в соответствии с очередностью его принятия.


Глава местного самоуправления - мэр
города подписывает и опубликовывает решения, принятые Думой, в
недельный срок со дня их представления ему.


Глава местного самоуправления вправе
направить решение, принятое Думой, на повторное рассмотрение Думой
вместе со своими поправками. Если при повторном рассмотрении решение
принято двумя третями голосов от общего числа депутатов Думы в ранее
принятой редакции, глава местного самоуправления - мэр города
подписывает и опубликовывает решение в течение трех дней. В случае
неподписания решения в установленном порядке оно вступает в силу по
истечении недельного срока со дня его представления главе местного
самоуправления, если оно не было направлено на повторное рассмотрение
Думы, либо по истечении трех дней после его повторного рассмотрения и
принятия Думой и подлежит безотлагательному опубликованию за подписью
председателя Думы. В случае принятия повторного решения Думой в иной
по отношению к первоначальному решению редакции оно направляется
главе местного самоуправления - мэру города как вновь принятое.


Решения городской Думы вступают в
силу со дня их официального опубликования, если иное не установлено
самими решениями.


Акты городской Думы по конкретным
организационным вопросам принимаются в форме решений и подписываются
председателем Думы.




Статья 50




Подготовка и издание
иных официальных документов городской Думы: заявлений, обращений и
иных документов - осуществляется в аналогичном порядке, за следующим
исключением:


а) не является обязательным
согласование содержания этих документов с организациями и
должностными лицами, которых они не касаются;


б) указанные документы Думы не
подлежат обязательному предварительному рассмотрению на заседаниях
комиссий.


К официальным документам Думы
относятся также и издаваемые по вопросам компетенции председателя
Думы и его заместителя их распоряжения. Проекты распоряжений в
обязательном порядке визируются юристом городской Думы.




Глава V. ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММ


(ПРОГНОЗА) СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ ГОРОДА,


БЮДЖЕТА ГОРОДА И ОТЧЕТОВ ОБ ИХ
ИСПОЛНЕНИИ




Статья 51




1. Проекты программ
(прогноза) социально-экономического развития города, бюджета города и
отчеты об их исполнении представляются администрацией города
председателю городской Думы не позднее чем за три недели до их
рассмотрения на заседании городской Думы.


2. Прогноз социально-экономического
развития города на краткосрочную перспективу (год) разрабатывается
ежегодно в качестве основы для разработки городского бюджета.


Разработку прогноза осуществляет
администрация города в пределах ее полномочий, а его принятие -
городская Дума.


Ответственность за разработку
прогноза социально-экономического развития г. Арзамаса возлагается на
структурное подразделение администрации города, за которым мэром
города закреплены функции по прогнозированию.


3. Прогноз социально-экономического
развития города на краткосрочную перспективу, представляемый
администрацией города Думе на рассмотрение и принятие, должен
содержать материалы и документы:


а) итоги социально-экономического
развития города за истекший период текущего года;


б) прогноз социально-экономического
развития города на предстоящий год по основным бюджетообразующим
показателям в отраслевом разрезе;


в) проект сводного финансового
баланса по городу;


г) баланс производства и потребления
основных видов продовольствия и других ресурсов, необходимых для
комплексного развития города;


д) баланс денежных доходов населения;


е) баланс трудовых ресурсов;


ж) расчет перспективной численности
населения с учетом демографической обстановки;


з) расчет затрат на содержание
социальной сферы в разрезе источника финансирования;


и) перечень основных
социально-экономических проблем (задач), на решение которых
направлена политика администрации города в предстоящем году.


4. Прогноз социально-экономического
развития города уточняется ежеквартально.


Прогноз после его принятия подлежит
опубликованию в средствах массовой информации.




Статья 52




Председатель
городской Думы направляет указанные в статье 51 настоящего Регламента
проекты для предварительного рассмотрения и подготовки заключений по
ним комиссиям.




Статья 53




Комиссии городской
Думы не позднее чем за одну неделю до рассмотрения на заседании Думы
указанных в статье 51 настоящего Регламента вопросов сообщают
комиссии по бюджету, финансам и налогам свои заключения с
предложениями и замечаниями по этим проектам.




Статья 54




Постоянные комиссии
по бюджету, финансам и налогам, по социально-экономическому развитию
города и муниципальной собственности, социальной политике готовят
свои заключения по проектам и содоклады на заседание городской Думы с
обоснованием отклонения предложений других комиссий.




Статья 55




Материалы о проектах
программ, бюджете и отчете о его исполнении, а также соответствующие
заключения комиссий председатель городской Думы направляет депутатам
не позднее чем за 5 дней до рассмотрения их на заседании городской
Думы.




Статья 56




Городская Дума
рассматривает проекты социально-экономического развития, бюджета
города и отчеты о его исполнении по докладам администрации города и
содокладам постоянных комиссий по бюджету, финансам и налогам, по
социально-экономическому развитию города и муниципальной
собственности, социальной политике.




Статья 57




Об утверждении
программ, прогноза социально-экономического развития города, бюджета,
отчета о его исполнении городская Дума принимает решения, проекты
которых готовятся в соответствии с главой 4 настоящего Регламента.




Глава VI. ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ


ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ РЕШЕНИЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ




Статья 58




Городская Дума не
реже одного раза в год заслушивает отчеты о работе администрации
города, а также ее информацию о ходе выполнения решений Думы, о
принимаемых мерах по предложениям и замечаниям, направленным
депутатами городской Думы, и об иных вопросах.




Статья 59




Комиссии городской
Думы вправе вносить предложения о заслушивании на заседании городской
Думы отчета или информации о работе любого органа, должностного лица,
подотчетного или подконтрольного городской Думе, проверять в пределах
своих полномочий работу структурных подразделений администрации
города, иных предприятий, организаций и учреждений, расположенных на
территории города, заслушивать на своих заседаниях доклады и
сообщения их руководителей, требовать от них необходимые материалы и
документы.




Статья 60




Депутаты городской
Думы вправе поставить в городской Думе и ее органах вопросы о
необходимости проведения проверок работы государственных и иных
органов, коммерческих и некоммерческих предприятий, расположенных на
территории города.


Предложения и замечания, высказанные
депутатами и переданные в письменной форме председателю,
рассматриваются городской Думой на заседании или на заседании
комиссии и могут быть направлены ими на рассмотрение соответствующим
государственным и иным органам и должностным лицам.


Государственные и иные органы, а
также должностные лица, которым направлены предложения и замечания
депутатов, обязаны рассмотреть их не позднее чем в месячный срок и о
результатах сообщить непосредственно депутату и в городскую Думу.


Контроль за рассмотрением и
реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется
постоянной комиссией Думы по этике, контролю и Регламенту.




Статья 61




Городская Дума не
реже одного раза в год рассматривает отчеты о работе постоянных
комиссий городской Думы, а также заслушивает сообщения депутатов Думы
о выполнении решений и поручений городской Думы и ее органов.




Глава VII. ПОРЯДОК
ВЫРАЖЕНИЯ НЕДОВЕРИЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ,


ЗАМЕСТИТЕЛЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОРОДСКОЙ
ДУМЫ




Статья 62




В случаях
неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей,
предусмотренных Уставом города, Положением о Думе, настоящим
Регламентом, председателю городской Думы (или его заместителю) может
быть выражено недоверие городской Думы.




Статья 63




Инициатором
постановки вопроса о недоверии председателю городской Думы
(заместителю председателя) может быть группа депутатов численностью
не менее одной пятой от установленного общего числа депутатов
городской Думы.


Порядок подготовки проекта решения о
выражении недоверия председателю городской Думы (заместителю
председателя) определяется подпунктами "а", "б",
"в", "п", "у", "ф", "х",
"ч", "ш" статьи 47, статьями 48, 49 настоящего
Регламента.




Статья 64




Решения о выражении
недоверия председателю (заместителю председателя) городской Думы
принимается на заседании Думы тайным голосованием простым
большинством голосов от предусмотренного Уставом города числа
депутатов.




Глава VIII.
ДЕПУТАТСКАЯ ЭТИКА




Статья 65




При осуществлении
своих полномочий депутат городской Думы руководствуется
государственными интересами и интересами населения города и своих
избирателей, своей предвыборной программой и убеждениями, строит свою
работу на основе Конституции РФ, федерального и областного
законодательства, нормативных правовых актов органов местного
самоуправления города, настоящего Регламента.




Статья 66




Депутат городской
Думы не вправе:


а) использовать в личных целях
преимущества своего статуса;


б) использовать представляемую ему
должностными лицами официальную служебную информацию для приобретения
личной выгоды;


в) использовать во всякого рода
публичных заявлениях недостоверные либо непроверенные факты;


г) вступать от имени Арзамасской
городской Думы без специальных полномочий в отношения с должностными
лицами органов государственной власти, местного самоуправления,
предприятий, учреждений, организаций, средств массовой информации.


Депутат, работающий на постоянной
(штатной) основе, не вправе принимать участие в коммерческой рекламе
товаров и услуг предприятий и организаций через средства массовой
информации либо в иной публичной форме.




Статья 67




Депутат городской
Думы обязан:


а) присутствовать на всех заседаниях
городской Думы, на заседаниях комиссий, членом которых он является
(отсутствие депутатов на вышеуказанных заседаниях допускается только
по уважительным причинам);


б) добросовестно выполнять поручения,
данные ему Думой, комиссиями;


в) воздерживаться от употребления в
своей речи при выступлениях на заседаниях грубых и некорректных
выражений;


г) брать слово на заседаниях только с
разрешения председательствующего;


д) не превышать отведенного для
выступления времени, выступать только по обсуждаемому вопросу;


е) проводить не реже одного раза в
месяц прием избирателей по своему избирательному округу.




Статья 68




В случаях нарушения
депутатом городской Думы правил этики, предусмотренных ст. 66, 67
настоящего Регламента городской Думы, постоянной комиссией Думы по
этике, контролю и Регламенту к нему могут быть применены меры
воздействия в соответствии с настоящим Регламентом.




Статья 69




В случаях нарушения
депутатом городской Думы правил, предусмотренных статьей 67
настоящего Регламента, председательствующий на заседании вправе
сделать предупреждение о недопустимости нарушений норм депутатской
этики.


При повторном нарушении указанных
норм председательствующий на заседании лишает выступающего слова.




Статья 70




Постоянная комиссия
по этике, контролю и Регламенту рассматривает вопросы, связанные с
нарушением настоящих правил:


а) по письменному заявлению граждан,
депутата или группы депутатов Думы;


б) по письменному заявлению комиссий
Думы;


в) по собственной инициативе, если
решение об этом принято большинством ее членов, присутствующих на
заседании, или председателем комиссии.




Статья 71




Комиссия проводит
открытые или закрытые заседания. Вопрос о форме заседания решается
большинством голосов присутствующих на нем членов комиссии. Заявитель
о нарушении правил этики и другие заинтересованные депутаты
приглашаются на заседание заранее. Им предоставляется возможность
обосновать заявление и дать свои объяснения. По ходатайству или по
решению комиссии на заседание могут быть приглашены другие лица.


Решение комиссии может быть
обжаловано в городской Думе.




Статья 72




Рассматривая вопрос
о нарушении этики депутата городской Думы, постоянная комиссия по
этике, контролю и Регламенту принимает решение о наличии или
отсутствии нарушения депутатской этики и мерах, подлежащих применению
по отношению к данному депутату.


Комиссия может принимать по отношению
к депутату Думы следующие меры воздействия:


а) объявлять замечания;


б) оглашать на заседании факты о
нарушении депутатом норм этики;


в) обязать принести извинения.


Информация, полученная комиссией, ее
решение и рекомендации не разглашаются без решения, принятого
большинством от общего числа ее членов.




Статья 73




Член комиссии:


а) не участвует в голосовании при
рассмотрении комиссией его поведения или проступка;


б) может отказаться от участия в
рассмотрении какого-либо вопроса, представив комиссии объяснение
мотивов своего отказа.


Комиссия вправе отклонить отказ или
принять его и предложить Думе ее решением ввести временно другого
депутата, для рассмотрения дела по которому был подан самоотвод.




Статья 74




В случаях нарушений
депутатами правил статьи 66, подпунктов "а", "б",
"г", "е" статьи 67 городская Дума по
представлению постоянной комиссии городской Думы по этике, контролю и
Регламенту простым большинством голосов принимает решение о
публикации в средствах массовой информации сведений о совершенных
нарушениях.




Статья 75




Комиссия по этике,
контролю и Регламенту, городская Дума не рассматривают вопросы,
входящие в компетенцию избирательных комиссий, а также
правоохранительных органов.




Глава IX. ПОРЯДОК
УТВЕРЖДЕНИЯ ДЕПУТАТОВ, РАБОТАЮЩИХ


НА ПОСТОЯННОЙ (ШТАТНОЙ) ОСНОВЕ




Статья 76




На основании
письменных заявлений депутатов городская Дума простым большинством
голосов от общего числа избранных депутатов Думы открытым
голосованием принимает их на работу на постоянной (штатной) основе.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru