скорой
помощи│ │ └──────────┘
│
└─────────────┘
└─────────────────────────────┘
-
В структуре
здравоохранения города 10 поликлиник, включая травмпункт; в составе
станции скорой помощи 15 линейных и 8 специализированных бригад; в
составе 11 стационаров города 3 реанимационных отделения (включая
детскую реанимацию), общая коечность на 01.01.1998 - 2800 коек.
Компактное расположение города, самый
высокий процент телефонизации квартир в Нижегородской области и
существующая структура системы здравоохранения позволяют оказывать
скорую и неотложную медицинскую помощь жителям города на самом
высоком уровне и в оптимальные сроки, но этому препятствует
недостаток финансирования.
В 1994 г. в г. Дзержинске впервые был
введен "чрезвычайный" бюджет. Основным принципом этого
"чрезвычайного" бюджета стало финансирование в первую
очередь так называемых защищенных статей бюджета, а все остальные
расходы бюджета финансировались лишь при наличии средств после оплаты
защищенных статей.
Проведение ремонтов, приобретение
оборудования и большая часть различных хозяйственных расходов не
вошли в состав защищенных статей. Результатом этой финансовой
политики стало практически полное прекращение мероприятий,
направленных на поддержание и укрепление материально-технической базы
учреждений здравоохранения. Так, доля расходов на медицинское
оборудование в структуре общих расходов на здравоохранение в 1994 г.
составила 1,7%, в 1995 г. - 1,2%, в 1996 г. - 1,1%.
Ассигнования на здравоохранение в
1997 г. составили 108,5 млрд рублей, что составляет 68,6% от
расчетной потребности. Расходы на медицинское оборудование в
структуре расходов учреждений здравоохранения составили 1,5 млрд
рублей, или 1,4%.
"Чрезвычайный" бюджет,
введенный как временная вынужденная мера, существует уже почти 4
года. За это время состояние материально-технической базы
здравоохранения достигло критического уровня.
Около 15% медицинской техники
простаивает из-за отсутствия средств на ремонт и запасные части. Еще
около 30% используется периодически из-за несвоевременного
технического обслуживания и резкого дефицита расходных материалов.
Отсутствие аппаратной поддержки
оставляет врача с одним фонендоскопом в ситуациях, когда состояние
больного требует быстрого принятия решений.
Диагностические ошибки врачей дорого
обходятся больным и бюджету. Неверная тактика лечения в острых
ситуациях ведет к тяжелым осложнениям, переходу заболеваний в
хроническое течение и, как следствие, - к резкому возрастанию сроков
лечения и его стоимости.
Так, наличие ультразвуковой
аппаратуры в травматологическом отделении позволяет своевременно
диагностировать и точно локализовать расположение внутричерепного
кровоизлияния у больного, часто находящегося в состоянии алкогольного
опьянения, в ранние сроки провести небольшую по объему операцию.
После такой операции больной находится в отделении реанимации всего 1
- 2 дня, стационарное лечение - около 3 недель.
Запущенная в/черепная гематома
требует обширной трепанации черепа, сопровождающейся высокой
летальностью, лечение в ОРИТ затягивается до недели, а стационарное
лечение - до 1,5 месяца и более. При этом выход на инвалидность
приближается к 50% случаев. С учетом стоимости лечения в ОРИТ 450
деноминированных рублей в день и стоимости лечения в
травматологическом отделении 112 рублей в день дополнительные расходы
на лечение только 1 такого больного составляют как минимум 5330
рублей. В 1997 г. прооперировано 94 таких больных, дополнительные
издержки около 500 тыс. деноминированных рублей. Экономия денежных
средств на медицинское оборудование с избытком покрывается другими
необходимыми дополнительными расходами по защищенным статьям для
лечения больных. А кто компенсирует людям дополнительные потери
здоровья?
Таким образом, недостаточная
оснащенность учреждений здравоохранения медицинской техникой является
основным фактором, препятствующим улучшению показателей работы
учреждений здравоохранения по оказанию скорой и неотложной
медицинской помощи населению, а экономический эффект "экономии"
на оборудовании выражается отрицательной величиной.
Более того, недостаток медицинской
техники не позволяет провести целый ряд организационных мероприятий,
направленных на обеспечение единого подхода к лечению экстренной
патологии на всех этапах медицинской помощи.
О какой унификации лечения инфаркта
миокарда можно говорить, если, предположим, реанимационная бригада
станции скорой помощи не имеет необходимого оборудования?
Ранняя и точная диагностика,
интенсивное и эффективное лечение, предотвращение хронизации,
снижение сроков лечения, выхода на инвалидность и смертности больных
при острых заболеваниях и травмах - вот направления, реализация
которых позволит эффективно расходовать бюджетные средства на охрану
здоровья населения города.
2.3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
1. Обеспечение
единого подхода и преемственности в оказании скорой и неотложной
медицинской помощи на всех этапах.
2. Укрепление материально-технической
базы учреждений здравоохранения, оказывающих скорую и неотложную
медицинскую помощь.
2.4. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
1998 - 2001 гг.
(в ред. постановления городской Думы
г. Дзержинска от 23.12.1999 № 358)
2.5. КОМПЛЕКС
МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СКОРОЙ И
НЕОТЛОЖНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
(в ред. постановления
городской Думы г. Дзержинска
от 23.12.1999 № 358)
Мероприятия
|
Исполнитель
|
Источник финансирования
|
Сумма по программе |
1. Организационные мероприятия
|
Комитет по здраво- охранению
и соц. защите городской Думы
|
|
|
1.1. Координация работы
по обучению населения навыкам первой медицинской
помощи в экстренных ситуациях (органы МЧС Российской
Федерации, общество Красного Креста, управление
здравоохранения)
|
Комитет по здраво- охранению
и соц. защите городской Думы
|
|
|
1.2. Расширение
возможностей догоспитального лечения больных (в
амбулаторных учреждениях) с целью профилактики
острых состояний, осложнений и уменьшения
нагрузки на стационаре
|
Управление
здравоохранения
|
Бюджет управления
здравоохранения |
|
1.3. Выработка и
обеспечение единых подходов к лечению больных с
экстренной патологией на догоспитальном этапе
и стационаре
|
Управление
здравоохранения
|
|
|
1.4. Своевременное
обучение специалистов учреждений здравоохранения
|
Управление
здравоохранения
|
Бюджет управления
здравоохранения |
|
1.5. Внесение
необходимых изменений в структуру ЛПУ, оказывающих
скорую и неотложную медицинскую помощь
|
Управление
здравоохранения
|
Бюджет управления
здравоохранения |
|
2. Улучшение
материально- технического обеспечения лечебных
учреждений
|
Отдел финансов городской
администрации
|
Целевое финансирование
|
|
2.1. Аппаратура для
дооснащения бригад скорой помощи и приемных отделений
больниц
|
Управление
здравоохранения
|
Целевое финансирование
|
|
2.2. Наркозно-дыхательная
аппаратура
|
Управление
здравоохранения
|
Целевое финансирование
|
|
2.3. Оборудование для
отделений реанимации и интенсивной терапии
|
Управление
здравоохранения
|
Целевое финансирование
|
|
2.4. Эндоскопическое
оборудование
|
Управление
здравоохранения
|
Целевое финансирование
|
|
2.5. Лабораторное оборудование
|
Управление
здравоохранения
|
Целевое финансирование
|
|
2.6. Городской
резерв медикаментов
|
Управление
здравоохранения
|
Целевое финансирование
|
350 000 руб.
|
2.7. Санитарный автотранспорт
|
Управление
здравоохранения
|
Целевое финансирование
|
|
ИТОГО стоимость программы
|
|
|
|
III. ОЖИДАЕМЫЕ
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
Сокращение в
сопоставимых клинических группах:
3.1. Досуточной летальности на 20%.
3.2. Смертности от острых заболеваний
и травм на 12%.
3.3. Среднего пребывания больного на
койке на 10%.
Аппаратура для дооснащения бригад
скорой помощи и приемных отделений больниц позволит улучшить
догоспитальную диагностику острых состояний, обеспечить наиболее
раннее и адекватное лечение и тем самым сократить сроки и расходы на
лечение больных, сократить летальность и выход на инвалидность.
Оснащение аппаратурой этого этапа медицинской помощи позволит
реализовать организационные мероприятия Программы.
Обеспечение оборудованием
операционных хирургических стационаров, в т.ч. оборудованием для
наркоза, позволит не допустить ухудшения существующих результатов
хирургического лечения.
Оснащение высококлассной дыхательной
и другой аппаратурой, прежде всего обеспечивающей мониторинг
состояния больных реанимационных отделений, позволит сделать лечение
в ОРИТ более интенсивным и эффективным и менее продолжительным.
Так, применение дыхательной
аппаратуры последнего поколения позволяет подобрать индивидуальный
режим вентиляции легких, адаптированный к конкретному больному, что
приближает эффект искусственной вентиляции легких к естественному
дыханию, улучшает результаты лечения, сокращает и облегчает переход
больного с ИВЛ на самостоятельное дыхание.
Оснащение отделений реанимации и
приемных отделений больниц эндоскопической аппаратурой, в частности
бронхоскопической, позволит быстро и эффективно осуществлять
диагностику и лечение больных с инородными телами дыхательных путей и
осуществлять санацию бронхиального дерева при воспалительных
заболеваниях дыхательных путей и утоплении.
Экономический эффект мероприятий
Программы включает две составляющие:
1) предотвращение потерь валового
общественного продукта в результате сокращения длительности
нетрудоспособности и смертности больных с острыми заболеваниями и
травмами - т.е. сокращение вмененных издержек;
2) прямой экономический эффект за
счет сокращения сроков лечения в отделениях реанимации и профильных
отделениях стационаров - т.е. сокращение прямых издержек.
При численности трудоспособного
населения г. Дзержинска в 1997 г. около 140 тыс. человек общий
валовый объем выпущенной продукции, выполненных работ и услуг по г.
Дзержинску по данным статистики составил в денежном выражении
примерно 3900 млрд неденоминированных рублей.
Таким образом, на 1 трудоспособного
жителя города в 1997 г. производилось совокупного общественного
продукта примерно на 76 тыс. неденоминированных рублей в день.
По официальным данным, количество
занятых в экономике города в 1997 г. составило примерно 127 тыс.
человек, следовательно, 1 занятым в экономике города в день в 1997 г.
произведено совокупного общественного продукта примерно на 84 тыс.
рублей.
Общее количество дней
нетрудоспособности в 1997 г. - 1307558 (или 1029,6/100 занятых в
экономике), из них по поводу острых заболеваний и травм - 69,5%, или
908752 дня.
Потери совокупного общественного
продукта составили при этом примерно 76 млрд рублей в 1997 г.
Сокращение длительности нетрудоспособности по результатам Программы
при острых заболеваниях и травмах на 5% дает сокращение потерь
совокупного общественного продукта на 3800 млн рублей/год.
В 1997 г. от острых заболеваний и
травм умерло 723 человека трудоспособного возраста. Средний возраст
умерших лиц трудоспособного возраста - 46,7 лет. Общие потери
составили примерно 8066 трудоспособных человеко-лет. При сокращении
смертности от острых заболеваний и травм на 12% сокращение потерь
составит примерно 968 трудоспособных человеко-лет. Экономический
эффект от сокращения смертности составит при прочих равных условиях
26,852 млрд руб. в ценах 1997 г.
За 1997 г. больными проведено в
стационарах города 910847 койко-дней, из них по поводу острых
заболеваний и травм - 311534 койко-дня. При средней стоимости
койко-дня на конец 1997 г. в 112 тыс. рублей сокращение среднего
пребывания больных с острыми заболеваниями и травмами в стационарах
на 10% при прочих равных условиях даст экономический эффект примерно
3489 млн рублей/год в ценах 1997 г. Учитывая соотношение постоянных и
переменных издержек примерно 4 к 1, реальный эффект составит 872,25
млн рублей.
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ К
ПРОГРАММЕ О МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ
ОКАЗАНИЯ СКОРОЙ И НЕОТЛОЖНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
НАСЕЛЕНИЮ В ГОРОДЕ ДЗЕРЖИНСКЕ
(в ред. постановления
городской Думы г. Дзержинска
от 23.12.1999 № 358)
- 1. Аппаратура для
больницы скорой медицинской помощи (БСМП):-
- 1. Энцефалоскоп
1 шт. 7700 у. е.-
2. Бронхоскоп для взрослых
1 шт. 2000 у. е.-
3. Аппарат ИВЛ типа РО-6
6 шт. 18000 у. е.-
4. Аппарат наркозный типа
Полинаркон-4м 1 шт. 3800 у. е.-
5. Аппарат ИВЛ типа 7200АЕ
1 шт. 20000 у. е.-
6. Анализатор газов крови типа
"Кайрон"-248 1 компл. 30000 руб.-
Анализатор электролитов
типа "Кайрон"-644 + 18000 у. е.-
- 11
шт. 99500 у. е.-
- 2. Аппаратура для
детской больницы № 13:-
- 1. Аппарат ИВЛ детский
типа INFANT STAR-500 2 шт. 38000 у. е.-
2. Фибробронхоскоп детский
1 шт. 10000 у. е.-
3. Инфузионный шприц насос
3 шт. 4800 у. е.-
4. Энцефалоскоп
1 шт. 7700 у. е.-
5. Укладки экстренной помощи
5 шт. 650 у. е.-
6. Коагулометр
1 шт. 3000 у. е.-
13
шт. 64150 у. е.-
- 3. Аппаратура для
больницы № 2:-
- 1. Анализатор газов крови
типа "Кайрон"-248 1 компл. 48000 у. е.-
Анализатор электролитов
типа"Кайрон"-644-
2. Аппарат ИВЛ типа РО-6
1 шт. 3000 у. е.-
3. Аппарат гемосорбции
1 шт. 3000 у. е.-
4. Дозатор внутривенный
3 шт. 4800 у. е.-
6
шт. 58800 у. е.-
- 4. Санитарный
автотранспорт 6 ед. 27200 у. е.-
ИТОГО
36 шт. 249650 у. е.-
- 5. Аппаратура и
медикаменты, приобретаемые в первую очередь-
- 1. Аппарат ИВЛ типа РО-6
7 шт. 21000 у. е.-
2. Аппарат ИВЛ типа 7200 АЕ
1 шт. 20000 у. е.-
3. Аппарат детский типа INFANT
STAR-500 2 шт. 38000 у. е.-
4. Инфузионный шприц насос
3 шт. 4800 у. е.-
5. Укладки экстренной помощи
5 шт. 650 у. е.-
6. Дозатор внутренний
3 шт. 4800 у. е.-
7. Резерв медикаментов
350000 руб.-
8. Санитарный автотранспорт
6 ед. 27200 у. е.-
- 27
шт. 116450 у. е.-
+
350000 руб.-
- 6. Аппаратура
приобретаемая во вторую очередь-
- 1. Энцефалоскоп
2 шт. 15400 у. е.-
2. Бронхоскоп для взрослых
1 шт. 2000 у. е.-
3. Фибробронхоскоп детский
1 шт. 10000 у. е.-
4. Комплекс анализаторов газов
крови и 2 шт. 96000 у. е.-
электролитов-
5. Аппарат наркозный типа
Полинаркон 4-М 1 шт. 3800 у. е.-
6. Коагулометр
1 шт. 3000 у. е.-
7. Аппарат гемосорбции
1 шт. 3000 у. е.-
- 9
шт. 133200 у. е.-
7. Создание
городского резерва медикаментов и расходных материалов на случай
массового поступления больных или пораженных на общую сумму 350000
рублей.
8. Прочее
медицинское оборудование
(введен
постановлением городской Думы г. Дзержинска от 21.11.2002 № 363)
┌───┬────────────────────────────────┬───────┬──────────┬─────────┐
│ № │
Наименование оборудования │Кол-во │Стоимость,│
Сумма, │
│п/п│
│ │тыс. руб. │тыс. руб.│
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│1. │Санитарный
транспорт для СС и НП│ 6 │ 152 │ 912 │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│2. │Наркозно-дыхательная
аппаратура │ │ │ │
│ │2.1. Аппарат
ИВЛ "Эвита" │ 1 │ 1120 │
1120 │
│ │2.2. Аппарат
РО-6-03 │ 7 │ 150 │ 1050 │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│3. │Искусственная
почка "Призма" │ 1 │ 1184 │
1184 │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│4. │Бронхоскоп
│ 3 │ 102,4 │ 307,2 │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│5. │Энцефалоскоп
"Ангиодин 2-хо/4" │ 2 │ 80 │
160 │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│6. │Дефибриллятор
"ДКИ" │ 2 │ 43 │
86 │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│7. │Низкотемпературный
холодильник│ 1 │ 160 │ 160 │
│ │типа МДГ-435
│ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│8. │Аппарат для
программного│ 1 │ 384 │ 384 │
│ │замораживания
плазмы │ │ │ │
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│9. │Неснижаемый
запас медикаментов и│ │ 350 │ 350 │
│ │расходных
материалов │ │ │
│
├───┼────────────────────────────────┼───────┼──────────┼─────────┤
│ │Итого
│ │ │ 5713,2 │
└───┴────────────────────────────────┴───────┴──────────┴─────────┘