Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г.
Дзержинска от 31.05.2007 № 1559


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОДЕЛЬНОГО
СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ
"ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ ПО ТРЕБОВАНИЮ
(БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ)"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено



Вступил в силу с 31 мая 2007 года
(пункт 2 данного документа).






АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 31 мая 2007 г. № 1559




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МОДЕЛЬНОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ


МУНИЦИПАЛЬНОЙ УСЛУГИ
"ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТА В ПОЛЬЗОВАНИЕ


ПО ТРЕБОВАНИЮ (БИБЛИОТЕЧНОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ)"




В целях реализации
Программы реформирования муниципальных финансов в городе Дзержинске в
2006 - 2008 годах, утвержденной постановлением городской Думы города
Дзержинска от 30.08.2006 № 109, ст. 57 Устава городского округа город
Дзержинск постановляю:


1. Утвердить модельный стандарт
качества предоставления муниципальной услуги "Предоставление
документа в пользование по требованию (библиотечное обслуживание
населения)" согласно приложению.


2. Постановление вступает в силу с
момента принятия.


3. Контроль за исполнением
постановления возложить на заместителя мэра по финансам, начальника
управления финансов Ю.Ю. Абызову.




Мэр города


В.В.ПОРТНОВ












Приложение


Утвержден


постановлением


администрации г. Дзержинска


от 31.05.2007 № 1559




МОДЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ


КАЧЕСТВА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
УСЛУГИ


"ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТА В
ПОЛЬЗОВАНИЕ ПО ТРЕБОВАНИЮ


(БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
НАСЕЛЕНИЯ)"




1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ




1.1. Библиотечное
обслуживание населения городского округа город Дзержинск (далее -
город Дзержинск) базируется на федеральном и региональном
законодательствах, нормативной правовой базе города Дзержинска и
отражает динамику развития общества, опирается на традиционную
культуру и на современные технологии создания и передачи информации.
Библиотечное обслуживание не может подвергаться никаким видам
идеологического, политического, религиозного или коммерческого
давления.


1.2. На основании Конституции
Российской Федерации и Федерального закона "О библиотечном деле"
в городе функционирует сеть муниципальных библиотек, осуществляющих
бесплатно основные виды библиотечного обслуживания жителей города
Дзержинска.


1.3. В настоящем модельном стандарте
используются следующие понятия и определения.


Библиотека - информационное,
культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным
фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное
пользование физическим и юридическим лицам.


Общедоступная библиотека -
библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и
услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых
форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню
образования, специальности, отношению к религии.


Документ - материальный объект с
зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или
изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в
целях хранения и общественного использования.


Муниципальная библиотека -
общедоступная библиотека, расположенная на территории городского
округа, учрежденная органом местного самоуправления для библиотечного
обслуживания населения.


Муниципальная детская библиотека -
муниципальная библиотека, обслуживающая население города в возрасте
до 15 лет.


Пользователь библиотеки - физическое
или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.


Централизованная библиотечная система
- добровольное объединение библиотек в структурно-целостное
образование.


1.4. Объединение муниципальных
библиотек города Дзержинска является юридическим лицом и
финансируется из городского бюджета в объемах, предусматривающих
расходы на выполнение муниципального задания на библиотечные услуги и
обеспечивающих требования к качеству предоставляемых услуг.


1.5. Бюджет библиотеки формируется на
основании финансово-экономического обоснования и методики его
формирования в соответствии с нормами деятельности и тарифами,
действующими или предусмотренными положениями настоящего модельного
стандарта.


1.6. В своей деятельности
муниципальные библиотеки ориентируются на потребности личности и
гражданского общества, обеспечивают и защищают права пользователей на
библиотечное обслуживание, уважительно и доброжелательно относятся к
ним, выступают против неоправданной коммерциализации библиотечного
обслуживания населения города.


1.7. При предоставлении библиотечных
услуг пользователям муниципальные библиотеки используют традиционные
и новейшие информационные технологии, фонды документов и современные
носители информации, обеспечивают доступ в глобальное информационное
пространство, содействуют формированию гражданского, информационного
общества. Приоритетное значение для них имеет обеспечение доступа к
местным библиотечным ресурсам - документам и информации, - что
помогает активизировать общественную и культурную жизнь местных
сообществ.


1.8. Посредством информационного
обслуживания, направленного на удовлетворение потребностей
пользователей, муниципальные библиотеки участвуют в экономическом и
социальном развитии города, заботятся о развитии подрастающего
поколения и о людях, нуждающихся в социальной и культурной поддержке.


1.9. Стабильная деятельность
муниципальных библиотек обеспечивается федеральным, региональным
законодательством, муниципальными правовыми актами, гарантированным
финансированием из бюджетов всех уровней на основе разграничения
полномочий и ответственности расходных обязательств, их развитие
подкрепляется долгосрочными и среднесрочными программами в сфере
социального развития, культуры, образования, информатизации.


1.10. Общественные связи
муниципальных библиотек, развитый маркетинг библиотечной деятельности
содействуют формированию в обществе представлений об общедоступной
библиотеке как о важном и динамично развивающемся социальном
институте, помогают находить поддержку со стороны партнеров,
попечителей и спонсоров.


1.11. Работники муниципальных
библиотек города Дзержинска поддерживают профессиональные контакты с
отечественными и зарубежными коллегами, включаются в деятельность
Российской библиотечной ассоциации, сотрудничают с международными
библиотечными организациями, другими профессиональными объединениями
библиотекарей и библиотек.




2. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ
БИБЛИОТЕК И ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАНИЮ




2.1. Обеспечение
свободного доступа пользователей к информации, знаниям, культуре
является основной задачей муниципальной библиотеки.


Муниципальная библиотека осуществляет
обслуживание с учетом интересов, потребностей граждан, местных
традиций; способствует развитию подрастающего поколения, обслуживает
детей и юношество, прививает им навыки чтения и компьютерной
грамотности, помогает развивать воображение и творческие способности,
совместно с образовательными учреждениями участвует в информационной
поддержке учебного процесса.


Библиотечные услуги в любой доступной
форме сервисного обслуживания (с использованием специального
оборудования, с помощью специально подготовленного персонала, с
привлечением волонтеров и т.д.) муниципальная библиотека
предоставляет тем, кто не может посещать ее в обычном режиме:
инвалидам, пациентам больниц специальных лечебных заведений, детям,
содержащимся в детских домах, престарелым, беженцам, заключенным при
условии целевого финансирования данного вида услуг.


2.2. Муниципальная библиотека вносит
свой вклад в социальную реабилитацию особых групп населения, для
чего:


сотрудничает со службами социального
обеспечения и опирается на их помощь;


участвует в местных, региональных и
федеральных программах социальной направленности и информационного
обслуживания инвалидов и других социальных групп населения;


ведет библиографические и
фактографические базы данных по проблемам социальной защиты местного
населения (правовые, экономические, бытовые, культурные);


приобретает документы и оборудование
для лиц с особыми потребностями;


обучает персонал для работы с данными
группами пользователей.


2.3. Для обеспечения доступа к
информации этническим группам местного населения на родном языке
муниципальная библиотека:


изучает национальный состав
населения, выявляет потребности в литературе и информации на языках
этнических групп, ведет базы данных по данному направлению;


устанавливает связи и осуществляет
сотрудничество с национально-культурными центрами и землячествами;


обменивается профессиональной
информацией с национальными библиотеками субъектов РФ, с
региональными методическими центрами.


2.4. Информационное обеспечение
развития своей территории муниципальная библиотека осуществляет в
сотрудничестве с органами местного самоуправления, с местными
организациями, с представителями местного сообщества:


участвует в изучении динамики
потребностей, ведет базы данных по проблемам развития территории и
документов местного самоуправления;


осуществляет взаимодействие с другими
библиотеками, информационными службами и необходимыми организациями,
в том числе за пределами города.


2.5. Муниципальная библиотека
формирует информационные потребности и информационную культуру своих
пользователей. С этой целью библиотека:


проводит регулярные экскурсии по
библиотеке, знакомит пользователей с фондами, каталогами и базами
данных, техническими средствами и технологическими возможностями, с
сотрудниками библиотеки и их деятельностью;


учит пользоваться справочно-поисковым
аппаратом и отдельными его элементами, базами данных;


проводит библиотечные уроки.


2.6. Особая роль муниципальной
библиотеки заключается в распространении среди населения
историко-краеведческих знаний и информации. Для этого библиотека:


тщательно собирает и сохраняет
литературу по вопросам местного историко-культурного наследия,
традиций, знаменательных и памятных дат и событий в жизни местного
сообщества;


наиболее полно отражает местную
тематику в справочно-поисковом аппарате;


составляет и издает библиографические
пособия, справочники, проспекты, буклеты;


совместно с другими организациями
создает летописные и биографические описания местных
достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых
деятелей и просветителей, наиболее ярких событий;


создает условия для работы
краеведческих объединений;


ведет мемориальную и краеведческую
деятельность.


2.7. Каждая муниципальная библиотека
самостоятельно определяет перечень библиотечных услуг, которые
отражают интересы пользователей, ценностные ориентиры и приоритеты, а
также условия и возможности их предоставления; разрабатывает Правила
пользования муниципальной библиотекой, в которых фиксирует указанные
параметры деятельности. Библиотека развивает специализированное
обслуживание с учетом потребностей пользователей.


К обязательным бесплатным услугам
муниципальной библиотеки относятся следующие:


- предоставление информации о наличии
в библиотечном фонде конкретных документов;


- предоставление справочной и
консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;


- предоставление во временное
пользование любого документа из библиотечного фонда в соответствии с
Правилами пользования муниципальной библиотекой;


- предоставление информации о
возможностях удовлетворения запроса с помощью других муниципальных
библиотек.


2.8. Муниципальная библиотека,
строящая свою деятельность на основе использования новейших
информационных технологий, предоставляющая пользователям доступ в
корпоративные и глобальные информационные сети, расширяет спектр
услуг, обслуживает пользователей в режимах локального и удаленного
доступа.


2.9. Муниципальная библиотека ведет
культурно-просветительскую работу, приобщает к культурному наследию,
развивает у пользователей способность воспринимать культуру и
искусство; развивает воображение и творческие способности у детей и
молодежи; организует вечера, встречи, презентации, лекции, фестивали,
конкурсы и иные культурные мероприятия в целях расширения спектра
предоставляемых населению города услуг.


Муниципальная библиотека обязана
предоставить гражданам наиболее полный в ее условиях набор услуг, по
их запросу проинформировать о библиотечных услугах, предоставляемых
другими организациями.


Конкурентоспособность муниципальной
библиотеки находится в зависимости от набора и качества ее услуг,
комфортности пользования ими. Библиотечные услуги должны быть
доступны и удобны для всех пользователей. Поэтому целесообразны
своевременные организационные и технологические преобразования в
библиотеке на основе анализа изменений в сфере читательских интересов
и потребностей.


2.10. Оценка качества и
результативности организации библиотечного обслуживания населения
осуществляется как самой муниципальной библиотекой, так и со стороны
учредителей и общественности.


Оценка предоставляемых муниципальной
библиотекой услуг осуществляется на основании следующих
характеристик:


- полезность и соответствие спросу;


- своевременность и оперативность
выполнения;


- информативность и содержательность;


- современность методов
предоставления услуг.




3. ТРЕБОВАНИЯ К
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ




3.1. В городе
Дзержинске сеть муниципальных библиотек объединена в Централизованную
библиотечную систему, равномерно размещается в пределах территории
городского округа (одна библиотека на 12 тыс. читателей и с учетом
плотности расположения учебных, промышленных, административных и
социальных учреждений и организаций).


Эффективным подходом к организации
библиотечного обслуживания населения является создание
специализированных и профилированных библиотек, оказывающих всему
населению города стандартный набор обязательных библиотечных услуг и
дополнительно обеспечивающих углубленные потребности определенных
групп пользователей.


3.2. Доступность муниципальной
библиотеки для всего населения обеспечивается ее удобным
местоположением - в центре жилого квартала, микрорайона, района
города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных
сообщений, в наиболее часто посещаемых культурных, торговых, деловых
местных центрах.


3.3. Муниципальная библиотека может
размещаться в специальном, отдельно стоящем здании, или в
блок-пристройке к жилому или общественному зданию, а также в
специально приспособленном помещении жилого или общественного здания.


В любом случае должны соблюдаться
архитектурно-планировочные и строительные нормы, соответствующие
функциональному назначению библиотечного учреждения. При размещении
муниципальной библиотеки на первом этаже жилого многоэтажного здания
обеспечивается удобный и свободный подход для посетителей и подъезд
для производственных целей самой библиотеки. При размещении в одном
здании с образовательным учреждением муниципальная библиотека должна
иметь автономный вход-выход для свободного доступа посетителей. При
размещении библиотеки в социокультурном комплексе (например, с
выставочным залом, музеем) должны предусматриваться специальные
библиотечные помещения, обеспечивающие комфортную обстановку для
пользователей.


3.4. Физические компоненты здания,
помещений, где размещается муниципальная библиотека, должны
олицетворять значимость ее как объекта культурного назначения и
принципы деятельности, включая:


- реализацию библиотечных технологий
(поступление и движение документов, доступ в библиотеку, пути
перемещения пользователей и персонала);


- привлекательную внешнюю и
внутреннюю архитектуру и оформление;


- поддержание в процессе эксплуатации
состояния, соответствующего установленным стандартам и нормам
(освещение, температурный режим, пожарная безопасность и др.).


3.5. Созданию привлекательного образа
муниципальной библиотеки, ее обозримости и доступности для местных
жителей и приезжих граждан благоприятствуют также:


- свободные подходы к библиотеке,
чистота прилегающей территории;


- видимое и легко узнаваемое название
библиотеки;


- садик, терраса;


- места для детских игр, малые
архитектурные формы;


- сопутствующая торговля (книжный
киоск, магазин, кафетерий);


- система уличных указателей.


3.6. Ежедневный режим работы (в том
числе перерывы, выходные, санитарные дни) муниципальной библиотеки
устанавливается с учетом потребностей местных жителей и интенсивности
ее посещения.


Время работы муниципальной
библиотеки, расположенной в непосредственной близости к месту
жительства граждан, может колебаться от 40 (по условиям организации
труда в Российской Федерации) до 60 часов в неделю (по рекомендациям
международных стандартов). Но оно не должно полностью совпадать с
часами рабочего дня основной части населения города.




4. ТРЕБОВАНИЯ К
РЕСУРСАМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ




4.1. Муниципальная
библиотека обеспечивает доступ к широкому диапазону документов в
самых разных форматах (книги, периодика, аудиовидеодокументы,
электронные документы базы данных, в том числе, базы данных Интернет,
озвученные книги, другие издания специальных форматов для слепых и
слабовидящих и т.п.), представленных в достаточном количестве.


4.2. Документный фонд любой
муниципальной библиотеки обязан отвечать сложившемуся в обществе
многообразию мнений, точек зрения, исключать материалы, не отвечающие
критериям качества, а также связанные с пропагандой вражды, насилия,
жестокости, порнографии.


4.3. Политика формирования
документного фонда ориентирует муниципальную библиотеку на стратегию
доступа ко всей имеющейся информации, а не только к ее собственным
ресурсам.


Основными характеристиками фонда
муниципальной библиотеки являются:


4.3.1. Разумный объем.


В настоящее время объем фонда
муниципальной библиотеки ориентируется на среднюю книгообеспеченность
одного жителя - 5 томов.


Там, где имеются значительные
социокультурные различия или иные особые обстоятельства, средний
показатель может корректироваться (увеличиваться или сокращаться),
так как величина фонда должна зависеть от реальных потребностей
местных жителей, места и роли конкретной библиотеки, близости других
библиотек, доступа к внешним ресурсам, финансовых возможностей и др.


Центральная городская библиотека для
обслуживания жителей всей территории должна располагать увеличенным
объемом документного фонда: дополнительно из расчета от 0,5 до 2
томов на одного жителя.


4.3.2. Соответствие потребностям.


4.3.2.1. В универсальном фонде
муниципальной библиотеки, если в микрорайоне обслуживания нет
специализированной детской библиотеки, литература для жителей в
возрасте до 15 лет должна составлять от 30% до 50% фонда библиотеки и
включать документы на различных носителях, а также обучающие и
развивающие программы, игры и т.п.


4.3.2.2. Муниципальная библиотека
стремится обеспечить достаточную полноту фонда справочных и
библиографических изданий.


Особой полнотой должен отличаться
справочно-библиографический фонд Центральной городской библиотеки (не
менее 10% к общему документному фонду).


Должны быть представлены
универсальные и отраслевые энциклопедии, толковые и языковые словари,
краеведческие и туристические справочники, атласы, маршрутные карты,
адресные книги, пособия, программы в помощь обучению, образованию и
развитию, информационные издания для обеспечения разных сфер
жизнедеятельности региона и данной местности, информационные
бюллетени новых поступлений и др.


Необходимо предусмотреть особую
потребность детей в справочных материалах.


Фонд справочных и библиографических
изданий должен быть доступен любому пользователю в любое время работы
библиотеки, поэтому должен быть расположен в
справочно-библиографическом отделе или в читальном зале, при их
отсутствии в структуре библиотеки предусматривается преимущественное
использование этих документов в рамках помещения библиотеки.


4.3.2.3. Муниципальная библиотека
сохраняет культурные традиции и отражает местную историю в контексте
истории и культуры всей области и страны. В этой связи ценность ее
фонда возрастает от наличия в нем книжных памятников местного уровня,
краеведческих изданий, местных документов, документов на языках
этнических групп, других уникальных коллекций.


Центральная городская библиотека
сохраняет в своем фонде "книжные памятники", краеведческие
издания, местные документы, документы на языках этнических групп,
других уникальных коллекций и т.п.


4.3.3. Постоянная обновляемость.


Для сохранения значимости фонда
муниципальной библиотеки необходимо его постоянное обновление. В
составе фонда должно содержаться до 50% наименований изданий за
последние 5 лет на различных носителях. Большая часть фонда
муниципальной библиотеки может обновляться в течение 10 лет.


Ежегодное пополнение фонда - не менее
250 документов в самых разных форматах (книги, периодика,
аудиовидеодокументы, компакт-диски, электронные документы, базы
данных, озвученные книги и др.) из расчета на 1000 жителей.


4.4. Муниципальная библиотека
является источником библиографических данных о собственном фонде и о
внешних библиотечных ресурсах. В этих целях
справочно-библиографический аппарат Центральной городской библиотеки
должен предоставлять информацию не только о фонде самой библиотеки,
но и о наличии документов или информации в других муниципальных
библиотеках.


Информация обо всей поступающей в
муниципальную библиотеку литературе, о содержании и объеме
поступлений, источниках приобретения доводится до сведения местных
жителей.


Доступ к документам, которые
отсутствуют в фонде библиотеки, но могут быть получены посредством
каналов межбиблиотечной связи, осуществляется по предварительному
заказу (внестационарное обслуживание, межбиблиотечный абонемент,
электронная доставка документов). Организатором этой связи является
Центральная городская библиотека.


4.5. Сроки хранения отдельных частей
фонда муниципальной библиотеки зависят от существующих потребностей и
востребованности со стороны пользователей, а также от степени износа
документов.


Документы, имеющие непреходящее
значение для данной местности, должны оставаться в составе фонда
муниципальной библиотеки и Центральной городской библиотеки.
Единственный экземпляр таких документов может храниться в
традиционном виде (если имеются для этого условия) или быть
преобразован в иной вид носителя (например, в электронную форму).


4.6. Муниципальная библиотека обязана
обеспечить сохранность фонда и нормальное физическое состояние
документов в соответствии с установленными нормами размещения,
освещения, состояния воздуха, температурного режима, пожарной и
охранной сигнализации и др. Для обеспечения сохранности документов в
процессе использования библиотечного фонда применяются превентивные
средства защиты (копирование документов, перевод документов на новые
носители и т.д.).


4.7. При Центральной городской
библиотеке должен существовать обменно-резервный фонд, куда
передаются документы, изъятые по той или иной причине из состава
фондов муниципальных библиотек, но еще пригодные к использованию. В
дальнейшем эти документы передаются в случае необходимости другим
библиотекам или направляются для хранения в депозитарий.


4.8. Для эффективного использования
документов в процессах библиотечного и информационного обслуживания
муниципальная библиотека должна иметь соответствующие технические
средства и средства связи (не менее одного видеокомплекса, ксерокса,
персонального компьютера, телефона и др.). Наличие в муниципальной
библиотеке телефона и аудиовидеотехники как минимум в одном
экземпляре обязательно.




5. ТРЕБОВАНИЯ К
ПОМЕЩЕНИЯМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ


И ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО
ПРОСТРАНСТВА




5.1. Помещения
муниципальной библиотеки предназначаются для размещения и
передвижения пользователей, библиотечных ресурсов, персонала.
Количество необходимых помещений, размеры площадей обусловлены их
функциональным назначением в библиотеке и масштабами ее деятельности.


5.2. Размеры площадей определяются в
соответствии с установленными нормативами:


- площади для размещения абонемента с
открытым доступом к фонду и кафедрами выдачи - не менее 70 кв. м (при
соответствующей вместимости полок); с закрытым доступом к фонду - 5,5
кв. м на 1000 томов; с ограниченным доступом к фонду - 7 кв. м на
1000 томов;


- площади для размещения читальных
залов с открытым доступом к фонду из расчета 10 кв. м на 1000 томов;


- число посадочных мест в библиотеке
определяется из расчета 2,5 кв. м на 1 место (или 1,5 кв. м на 1000
жителей);


- около 10% посадочных мест для
читателей должны находиться в зоне "легкого" чтения или в
зоне отдыха;


- число посадочных мест для просмотра
периодики определяется из расчета 3 кв. м на 1 место (или одно место
на каждые 2000 - 3000 жителей);


- площади для пользователей в зоне
справочной службы (места "быстрой справки") могут
составлять 10 кв. м на 1000 томов, в крупных библиотеках - 2,5 кв. м
на одного человека;


- для проведения культурно-массовых
мероприятий необходимо иметь отдельное помещение.


5.3. Размеры помещений,
предназначенных для обслуживания детей, включают показатели
размещения служб выдачи материалов, индивидуальной работы (просмотра,
прослушивания), коллективных форм. Для детских мероприятий
целесообразно выделить отдельное помещение размером из расчета 1,5
кв. м на 1 место. Помещение, предназначенное для творческой
деятельности детей, может вмещать одновременно от 30 до 100 детей и
требует увеличения площади до 2 кв. м на 1 место или до 20% площадей.


5.4. Помещения муниципальной
библиотеки, обслуживающей инвалидов, как правило, требуют увеличения
для обеспечения свободного передвижения и доступа в библиотеку, к
фонду, к пунктам обслуживания. Библиотека должна быть приспособлена и
оборудована соответствующим образом: иметь пандусы при входе-выходе,
при уровневых переходах, специальные держатели, ограждения, лифты,
специальные кресла для работы в библиотеке и т.д.


5.5. Количество служебных помещений
зависит от числа штатных сотрудников и выполняемых ими функций, но не
менее 20% площади читательской зоны. Служебные помещения должны иметь
удобную функциональную связь как между собой, так и с подразделениями
обслуживания читателей.


Площади основных производственных
участков определяются в соответствии с их назначением и с
установленными нормативами:


- площадь 1 рабочего места для
персонала, занятого в процессах комплектования и обработки фондов, -
9 - 12 кв. м;


- для персонала научно-методической
службы - 9 кв. м;


- для административного персонала - 5
- 6 кв. м, в том числе для директора, заместителя директора - от 10
до 20 кв. м.


5.6. Планировка и размещение
подразделений и служб должны обеспечивать удобство пользования
библиотекой и работы в ней. Небольшие муниципальные библиотеки должны
стремиться размещать подразделения с разным функциональным
назначением с помощью съемных, сборно-разборных, раздвижных
перегородок (застекленных, прозрачных) или используя для этих целей
предметы мебели.


5.7. Для организации обслуживания
пользователей муниципальная библиотека использует принцип гибкой
планировки помещений, позволяющей варьировать соотношение помещений и
площадей с учетом изменения потребностей и библиотечной технологии.
Комфортное пребывание в библиотеке, пользование ее услугами
достигаются и с помощью таких компонентов, как:


- свободная ориентация пользователей
в соответствии с их целями: оперативного удовлетворения запроса и
быстрого получения необходимой услуги; углубленной работы над темой
или с документами; участия в мероприятиях и др.;


- доступность различных видов и типов
документов (книги, периодика, электронные документы,
аудиовидеоматериалы, фильмы и др.), средств информации и
телекоммуникации;


- наличие оборудования, мебели,
технических средств, отвечающих соображениям функциональности,
простоты и удобства в эксплуатации;


- современный дизайн, комфортность
общения и отдыха;


- профессиональная этика персонала,
соблюдение прав пользователей.


5.8. Всеобщим стандартом обслуживания
в муниципальной библиотеке является максимально доступный фонд
документов. Библиотека использует различные методы его презентации:
расположение стеллажей; тематические полки; выставочные композиции;
показ "крупным планом"; приемы цитирования и аннотирования;
сопровождение библиографическими изданиями, буклетами;
ссылки-отсылки; цветовые приемы и др.


Ценные или редкие издания могут быть
представлены для всеобщего обозрения в застекленных шкафах,
стеллажах, на специальных выставках.


В закрытых помещениях целесообразно
размещать лишь те документы, которые пользуются крайне редким
спросом, а также дублетные или устаревшие.


5.9. Современные муниципальные
библиотеки являются важным элементом информационных систем,
значительно увеличивающих возможности каждой библиотеки. С этой целью
модернизируются все основные библиотечные процессы: комплектование и
обработка, справочно-поисковый аппарат, обслуживание читателей,
управление библиотекой (библиотечной системой).


Рабочие места для производственных
целей и для обслуживания пользователей должны быть размещены в
приспособленных помещениях, специально оборудованы, обеспечены
защитными средствами эксплуатации.


5.10. Муниципальная библиотека должна
быть обеспечена средствами противопожарной и охранной безопасности.




6. ТРЕБОВАНИЯ К
ПЕРСОНАЛУ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ




6.1. Администрация
муниципальной библиотеки и ее учредитель должны обеспечить
достаточное число сотрудников. Распределение единиц персонала по
видам деятельности (обслуживание читателей, комплектование и
содержание библиотечных фондов, содержание здания) определяется
администрацией библиотеки. Нормативная потребность в трудовых
ресурсах устанавливается из расчета 1 работник на 2000 жителей.
Количество услуг, предоставляемое работниками библиотек населению
города, составляет 3,5 услуги на одного жителя.


6.2. Администрация муниципальной
библиотеки обязана заботиться о наличии в штате библиотеки
специалистов, обладающих специальными знаниями, необходимыми для
выполнения специальных библиотечных услуг, различных функциональных
обязанностей, которые выделяются сверх нормативной обеспеченности (но
на основе конкретных расчетов). В том числе:


- для обслуживания особых групп
пользователей (дети, молодежь, этнические группы, инвалиды разной
категории, пожилые люди с ограниченными возможностями передвижения и
т.д.) - педагог, психолог, социолог, юрист;


- для внедрения и использования
информационных технологий, создания информационных продуктов и услуг
- программист, оператор, техник-инженер.


6.3. Администрация муниципальной
библиотеки должна заботиться о том, чтобы все сотрудники ясно
представляли цели и задачи, проблемы и перспективы развития своей
организации. Каждый сотрудник должен иметь возможность участвовать в
разработке стратегии библиотеки, выступать с инициативными
предложениями по улучшению библиотечного обслуживания населения.


6.4. Администрация муниципальной
библиотеки несет ответственность за четкое распределение обязанностей
среди сотрудников. Все библиотечные работники должны быть знакомы не
только с обязанностями, но и правами. В профессиональной деятельности
сотрудники руководствуются Кодексом профессиональной этики
российского библиотекаря.


6.5. Сотрудник муниципальной
библиотеки должен обладать профессиональными знаниями, умениями и
навыками, повышать свой профессиональный и культурный уровень,
развивать способность к творческой и созидательной деятельности.


6.6. Администрация муниципальной
библиотеки и ее учредитель обеспечивают непрерывное повышение
квалификации всего персонала, ориентируясь на разнообразные формы
обучения (обучение в колледже и институте искусства и культуры с
использованием возможностей целевого набора, курсы, семинары,
стажировки, др.). Важен и полезен обмен профессиональными знаниями с
библиотекарями внутри региона, внутри страны, с зарубежными
коллегами.


Эффективность управления
администрации муниципальной библиотеки определяется на основании
предпринятых ею мер по развитию персонала, созданию условий для
каждого работника раз в 5 лет обновлять знания по курсовой программе;
систематического обучения персонала работе с информационными
технологиями.


6.7. Ресурсы, предназначенные для
целей обучения персонала библиотеки, должны составлять от 0,5 до 1%
от общего бюджета муниципальной библиотеки.


6.8. Администрация муниципальной
библиотеки в целях закрепления молодых кадров предусматривает меры по
их творческому и профессиональному росту.


6.9. Администрация муниципальной
библиотеки обеспечивает социальную и профессиональную защиту своих
работников в соответствии с действующим законодательством.


6.10. Администрация муниципальной
библиотеки обязана заботиться о создании надлежащих условий труда
персонала. Рабочие места должны быть оснащены и оборудованы
соответствующим образом. В библиотеке должны применяться система
стимулирования персонала и методология результативного
финансирования.




7. ТРЕБОВАНИЯ К
МАТЕРИАЛЬНЫМ РЕСУРСАМ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ




7.1. Стоимость
материальных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности
персонала муниципальной библиотеки, рассчитывается в размере 15% от
фонда оплаты труда с начислениями.




8. СВЯЗИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ




8.1. Муниципальная
библиотека формирует свой положительный образ, привлекает на свою
сторону общественное мнение, демонстрирует свою специфику и свои
преимущества. Для этого библиотека и ее сотрудники:


- оповещают широкую общественность о
целях и задачах своей деятельности;


- открыто информируют население о
режиме работы библиотеки, о ее услугах;


- рекламируют ценность своих
ресурсов, услуг и возможностей;


- своевременно оповещают о всех
существенных изменениях в своей деятельности;


- сообщают о кризисных ситуациях, их
причинах и о действиях по устранению;


- участвуют в социальных, культурных,
образовательных проектах, способствующих приобщению различных групп
населения города к общечеловеческим ценностям и к активной
деятельности;


- учреждают премии (призы), почетные
звания для организаций и граждан, поддерживающих муниципальную
библиотеку.


8.2. Муниципальная библиотека
участвует в мониторингах мнений, взглядов, предпочтений, ожиданий
местных жителей, постоянно анализирует качество предоставляемых ею
услуг, их соответствие потребностям пользователей.


8.3. Систематически муниципальная
библиотека выявляет и учитывает претензии в свой адрес, предложения и
замечания пользователей, информирует их о результатах работы с
неудовлетворенными запросами, объясняет причины отказов.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru