Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Земского собрания Кстовского
района от 03.08.2000 № 335


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В
КСТОВСКОМ РАЙОНЕ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
КСТОВСКОГО РАЙОНА




РЕШЕНИЕ


от 3 августа 2000 г. № 335




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В
КСТОВСКОМ РАЙОНЕ




В связи с
необходимостью распределения функций по опеке и попечительству между
ЦРБ, департаментом образования, департаментом по труду и социальной
защите населения, а также закрепления порядка деятельности
вышеназванных структур по вверенным им вопросам Земское собрание
решило:


1. Утвердить Положение об организации
и деятельности органов опеки и попечительства в Кстовском районе.


2. Направить настоящее решение (с
Положением) в департамент образования, департамент по труду и
социальной защите населения администрации Кстовского района, МУ
"Кстовская ЦРБ".


3. Опубликовать Положение об
организации и деятельности органов опеки и попечительства в Кстовском
районе в газете "Маяк".




Глава местного
самоуправления


В.И.БОЛЯК












Утверждено


решением


Земского собрания


Кстовского района


от 03.08.2000 № 335




ПОЛОЖЕНИЕ


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНА ОПЕКИ И


ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В КСТОВСКОМ РАЙОНЕ




Глава 1. ОРГАН ОПЕКИ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА




1. Органом опеки и
попечительства является администрация Кстовского района.


2. Функции по опеке и попечительству
осуществляют:


- департамент образования в отношении
несовершеннолетних лиц;


- центральная районная больница в
отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно
дееспособными;


- департамент по труду и социальной
защите населения в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в
попечительстве по состоянию здоровья.


3. Органы опеки и попечительства
руководствуются в своей деятельности Конституцией РФ, Гражданским
кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Законом Нижегородской области "Об
организации и деятельности органов опеки и попечительства",
Уставом Кстовского района, настоящим Положением.




Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ КСТОВСКОГО РАЙОНА


КАК ОРГАНА ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА




Администрация
Кстовского района:


- организует выявление детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не
имеющих нормальных условий для воспитания в семье, а также
совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут
самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и
нуждаются в установлении над ними опеки или попечительства;


- устанавливает опеку и
попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без
попечения родителей, над лицами, признанными судом недееспособными
вследствие душевной болезни, над дееспособными совершеннолетними
лицами, если они по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять свои права и выполнять свои обязанности, а также над
лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие
злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами;


- назначает опекунов и попечителей;


- назначает управляющего над
имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 38 и 43
Гражданского кодекса Российской Федерации;


- освобождает и отстраняет опекунов и
попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;


- заключает с приемными родителями
договоры о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью;


- принимает решение о помещении
ребенка в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение
социальной защиты населения, приемную семью;


- принимает меры по защите жилищных
прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения
родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях,
предусмотренных законодательством;


- дает письменное разрешение на
совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению
имущества подопечных и несовершеннолетних, сдаче его внаем (в
аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих
отказ от принадлежащих подопечным и несовершеннолетним прав, раздел
их имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок,
влекущих уменьшение имущества подопечных или несовершеннолетних;


- принимает решение об объявлении
несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке эмансипации;


- предъявляет в судах иски, связанные
с защитой прав и законных интересов подопечных и несовершеннолетних,
а также о признании граждан ограниченно дееспособными,
недееспособными;


- решает вопросы присвоения или
изменения фамилии, имени несовершеннолетних в случаях,
предусмотренных законодательством;


- решает вопросы содержания
подопечных, ухода за ними, их лечения, защиты их интересов и прав;


- рассматривает предложения,
заявления и жалобы граждан по вопросам усыновления, опеки и
попечительства и принимает по ним необходимые меры.




Глава 3. ФУНКЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ


ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ




Департамент
образования:


- участвует в выявлении детей,
оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих
нормальных условий для воспитания в семье;


- осуществляет подготовку документов
и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в
семье, для установления опеки и попечительства, помещения в приемную
семью, усыновления, а при отсутствии такой возможности - помещения в
воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение
социальной защиты населения;


- осуществляет подбор лиц, способных
к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, готовит материалы,
необходимые для назначения опекуна или попечителя, для освобождения
(отстранения) опекуна или попечителя от выполнения возложенных на
него обязанностей;


- обеспечивает временное устройство
нуждающихся в опеке и попечительстве несовершеннолетних лиц, а также
сохранность их имущества;


- ведет учет несовершеннолетних, в
отношении которых установлены опека и попечительство;


- осуществляет надзор за
деятельностью опекунов и попечителей;


- готовит заключения о возможности
раздельного проживания опекуна или попечителя с подопечным;


- защищает личные и имущественные
права и интересы опекаемых в случае ненадлежащего исполнения опекуном
(попечителем) своих обязанностей;


- готовит материалы о назначении
выплат денежных средств на содержание опекаемых в порядке,
установленном Правительством РФ;


- подбирает лиц, способных к
выполнению обязанностей приемных родителей, выдает заключения о
возможности быть приемными родителями;


- осуществляет подготовку проекта
договора о создании приемной семьи;


- оказывает помощь опекунам,
попечителям, приемным родителям в воспитании, обучении, организации
медицинского наблюдения, отдыха детей;


- осуществляет подбор лиц, способных
к выполнению обязанностей усыновителя, подготавливает материалы,
необходимые для усыновления, ведет учет детей, в отношении которых
произведено усыновление;


- осуществляет подготовку анкет на
детей, подлежащих передаче на воспитание в семью, для постановки их
на региональный учет;


- осуществляет контроль за условиями
жизни, воспитанием и образованием опекаемых, усыновленных детей и
несовершеннолетних, воспитывающихся в приемных семьях, направленных в
учреждения образования, здравоохранения и социальной защиты
населения;


- оказывает помощь детям-сиротам в
трудоустройстве и обеспечении жильем после выпуска из учебных
заведений;


- осуществляет подготовку документов
главе органа опеки и попечительства района о разрешении либо о
согласии на отчуждение и передачу имущества ребенка в дар, обмен
жилой площади, совершения сделок, не влекущих нарушение прав и
законных интересов несовершеннолетних, зарегистрированных на
территории района, находящихся под опекой (попечительством) и в
приемных семьях;


- участвует в судебных заседаниях при
рассмотрении дел, связанных с содержанием, воспитанием, образованием
несовершеннолетних и в других случаях, предусмотренных
законодательством;


- разрешает спорные вопросы между
родителями о воспитании детей;


- участвует в исполнении решений
судов о передаче или отобрании детей;


- проводит обследования условий жизни
ребенка, лица, претендующего на его воспитание, предоставляет в суд
заключения по спорам, связанным с содержанием, воспитанием и
образованием детей;


- дает заключение о возможности
объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным в порядке
эмансипации;


- осуществляет охрану интересов
неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;


- рассматривает вопросы о присвоении
или изменении фамилии, имени несовершеннолетнего в случаях,
предусмотренных законодательством;


- дает заключение о возможности
раздельного проживания опекуна (попечителя) с подопечным;


- готовит документы для разрешения
регистрации брака лиц, не достигших совершеннолетия;


- привлекает общественность к работе
департамента образования, исполняющего функции по опеке и
попечительству над несовершеннолетними.




Глава 4. ФУНКЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТА ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНОЙ


ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ




Департамент по труду
и социальной защите населения:


- выявляет совершеннолетних лиц,
которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять
свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в установлении
над ними опеки и попечительства, оказывает им помощь до установления
опеки;


- готовит документы, необходимые для
установления опеки (попечительства), для освобождения опекуна или
попечителя от выполнения возложенных на них обязанностей;


- ведет учет лиц, в отношении которых
установлена опека;


- осуществляет надзор за
деятельностью опекунов, оказывает им помощь в организации
медицинского наблюдения за подопечными;


- защищает личные и имущественные
права подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном своих
обязанностей, в том числе использование им опеки в корыстных целях, а
также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой
помощи;


- выявляет несовершеннолетних лиц,
нуждающихся в государственной помощи, оказывает им социально-правовую
и материальную помощь;


- осуществляет устройство
дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в государственной
помощи по состоянию здоровья, в дома-интернаты для престарелых и
инвалидов, совершеннолетних - в приют, центр социально-бытовой
реабилитации;


- участвует в судебных заседаниях по
делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных
законодательством;


- осуществляет патронаж лиц, которые
по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права
и исполнять обязанности.




Глава 5. ФУНКЦИИ
КСТОВСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ


БОЛЬНИЦЫ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ




Кстовская
центральная районная больница:


- выявляет душевнобольных,
нуждающихся в установлении над ними опеки, новорожденных, оставшихся
без попечения родителей;


- осуществляет подбор лиц, способных
к выполнению обязанностей опекуна или попечителя, готовит материалы,
необходимые для назначения опекуна или попечителя, для освобождения
(отстранения) опекуна или попечителя от выполнения возложенных на них
обязанностей;


- оказывает необходимую помощь до
установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие
душевной болезни;


- осуществляет устройство
новорожденных детей, оставшихся без попечения родителей, в
подведомственные учреждения;


- участвует в судебных заседаниях по
делам подопечных и несовершеннолетних в случаях, предусмотренных
законодательством;


- обеспечивает временное устройство
нуждающихся в опеке или попечительстве дееспособных совершеннолетних
лиц, которые временно по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;


- ведет учет лиц, в отношении которых
установлена опека или попечительство;


- осуществляет надзор за
деятельностью опекунов и попечителей, оказывает им помощь в
организации наблюдения и трудоустройстве подопечных;


- защищает личные права и интересы
подопечных в случае ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем
своих обязанностей, в том числе использования им опеки в корыстных
целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и
необходимой помощи.




Глава 6. ПОРЯДОК
РАБОТЫ ОРГАНОВ ОБРАЗОВАНИЯ,


СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО
ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ


ФУНКЦИЙ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ




Порядок передачи
несовершеннолетних детей


на усыновление (удочерение)




Порядок передачи
детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление
гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам разработано в
соответствии с Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом и
постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 № 275.


1. Усыновление (удочерение)
производится судом по заявлению лиц, желающих усыновить (удочерить)
ребенка. Дела об установлении усыновления (удочерения) детей
рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства на
основании гл. 19 Семейного кодекса РФ.


2. Усыновление (удочерение)
допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный
родитель или оба родителя которых:


- умерли;


- лишены родительских прав;


- признаны в судебном порядке
недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими;


- дали согласие на усыновление в
письменной форме;


- не проживают более года совместно с
ребенком и, несмотря на предупреждения органов опеки и
попечительства, не принимают участия в его воспитании, содержании и
не проявляют в отношении ребенка родительского внимания и заботы.


В этом случае согласие родителя
(родителей) на усыновление ребенка не требуется.


Подкинутые дети могут быть переданы
на усыновление при наличии соответствующего акта, выданного в
установленном порядке органами внутренних дел.


3. Усыновителями могут быть
совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:


- лиц, признанных судом
недееспособными или ограниченно дееспособными;


- супругов, один из которых признан
судом недееспособным или ограниченно дееспособным;


- лиц, лишенных по суду родительских
прав или ограниченных судом в родительских правах;


- лиц, отстраненных от обязанностей
опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение обязанностей,
возложенных на него законом;


- бывших усыновителей, если
усыновление отменено судом по их вине;


- лиц, которые по состоянию здоровья
не могут осуществлять родительские права;


- лиц, которые на момент установления
усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку
прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации,
на территории которого проживают усыновители (усыновитель);


- лиц, не имеющих постоянного места
жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным
санитарным и техническим требованиям;


- лиц, имеющих на момент установления
усыновления судимость за умышленное преступление против жизни или
здоровья граждан.


Лица, не состоящие между собой в
браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.


4. Допускается совершение действий
при усыновлении детей от имени и в интересах граждан РФ и иностранных
граждан, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ и другими
лицами, на основании нотариально удостоверенной доверенности за
исключением действий, которые усыновители должны совершать лично в
соответствии с настоящим Положением.


Посредническая деятельность по
усыновлению детей, являющихся гражданами РФ, запрещается.


5. За усыновление и действия,
связанные с его производством, плата не взимается.


6. По запросу суда отдел опеки и
попечительства готовит заключение об обоснованности усыновления и его
соответствии интересам ребенка на основании следующих документов.


I. Документы на кандидатов в
усыновители:


1.1. Заявление кандидатов в
усыновители.


1.2. Характеристика с места работы.


1.3. Справка с места жительства.


1.4. Копия свидетельства о браке.


1.5. Медицинское заключение о
состоянии здоровья кандидатов в усыновители.


1.6. Справка о зарплате кандидатов в
усыновители.


1.7. Автобиография.


1.8. Акт обследования жилищно-бытовых
условий кандидата в усыновители.


1.9. Справка об отсутствии у
проживающих совместно с усыновителями членов семьи заболевания,
препятствующего помещению в нее ребенка.


II. Документы на ребенка:


2.1. Копия свидетельства о рождении.


2.2. Справка о состоянии здоровья
ребенка.


2.3. Документы о родителях.


2.4. Письменное согласие родителей
ребенка или лиц, их заменяющих, на усыновление.


2.5. Согласие ребенка, достигшего
10-летнего возраста.


2.6. Согласие администрации детского
учреждения.


2.7. Данные о братьях и сестрах.


7. На основании заявления и
приложенных к нему документов, а также акта обследования условий
жизни лиц, желающих усыновить ребенка, орган опеки и попечительства в
течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об
их возможности быть усыновителями, которое является основанием для
постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители.


8. После постановки на учет граждан в
качестве кандидатов в усыновители орган опеки и попечительства
представляет им информацию о ребенке (детях), который может быть
усыновлен, и выдает направление для посещения ребенка (детей) по
месту жительства (нахождения) ребенка (детей).


9. Кандидаты в усыновители имеют
право:


- получить подробную информацию о
ребенке и сведения о наличии у него родственников;


- обратиться в медицинское учреждение
для проведения независимого медицинского освидетельствования
усыновляемого ребенка с участием представителя учреждения, в котором
находится ребенок.


10. Кандидаты в усыновители обязаны
лично:


- познакомиться с ребенком и
установить с ним контакт;


- ознакомиться с документами
усыновляемого ребенка;


- подтвердить в письменной форме факт
ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.


11. Если кандидаты в усыновители не
смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства,
они могут обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем
усыновлению, в орган исполнительной власти субъекта Российской
Федерации (департамент образования и науки Нижегородской области).


Основанием для получения этих
сведений является заявление кандидатов в усыновители с просьбой о
подборе ребенка на усыновление и заключение органа опеки и
попечительства о возможности быть усыновителями (заключение
действительно в течение года со дня его выдачи).


12. Основанием для решения вопроса о
возможности усыновления конкретного ребенка является заявление
кандидатов в усыновители с просьбой об установлении усыновления,
которое подается ими в суд по месту жительства (нахождения) ребенка в
порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.


13. Права и обязанности усыновителей
и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу
решения суда об установлении усыновления ребенка.


14. Контрольное обследование условий
жизни и воспитания усыновленного ребенка проводится специалистом по
охране детства органа опеки и попечительства ежегодно в течение
первых 3 лет после установления усыновления. Необходимость проведения
контрольных обследований по истечении 3 лет определяется органом
опеки и попечительства индивидуально в соответствии с конкретной
ситуацией, складывающейся в семье усыновителя (ей). Контрольное
обследование условий жизни и воспитания усыновленного ребенка
проводится с сохранением тайны усыновления.




Порядок учреждения
опеки и попечительства




1. В соответствии со
ст. 31 Гражданского кодекса РФ, ст. 145 Семейного кодекса РФ опека и
попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания,
воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.


Дети-сироты - дети, у которых умерли
оба или единственный родитель.


Дети, оставшиеся без попечения
родителей, - дети, родители которых:


- лишены родительских прав;


- ограничены в родительских правах;


- признаны безвестно отсутствующими;


- признаны недееспособными
(ограниченно дееспособными);


- находятся в лечебных учреждениях на
длительном лечении;


- объявлены умершими;


- отбывают наказание в учреждениях,
исполняющих наказание в виде лишения свободы;


- находятся в местах содержания под
стражей как подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления;


- уклоняются от воспитания детей или
от защиты их прав и интересов;


- отказываются взять своих детей из
воспитательных и лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и
др. аналогичных учреждений;


- разыскиваются органами внутренних
дел.


2. Опека устанавливается над детьми,
не достигшими возраста четырнадцати лет. Попечительство
устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.


По достижении малолетними подопечными
14 лет опека над ними прекращается, гражданин, осуществляющий
обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без
дополнительного решения об этом (ст. 40 Гражданского кодекса РФ).


3. Опекун или попечитель назначается
по месту жительства несовершеннолетнего, нуждающегося в опеке или
попечительстве в течение месяца с момента, когда органам опеки и
попечительства стало известно о необходимости установления опеки или
попечительства. Если несовершеннолетнему, нуждающемуся в опеке или
попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель,
исполнение обязанностей опекуна или попечителя временно возлагается
на орган опеки и попечительства (ст. 35 Гражданского кодекса РФ).


Опекун или попечитель может быть
назначен и по месту жительства опекуна или попечителя (ст. 35
Гражданского кодекса РФ).


4. Опекунами (попечителями) могут
назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане. Не могут
быть назначены опекунами (попечителями) граждане:


- лишенные родительских прав;


- ограниченные в родительских правах;


- бывшие усыновители, если
усыновление отменено по их вине;


- больные хроническим алкоголизмом,
наркоманией;


- лица, которые по состоянию здоровья
не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.




Перечень заболеваний,
при наличии которых лицо


не может принять ребенка под опеку
(попечительство)




а) туберкулез
(активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V
групп диспансерного учета;


б) заболевания внутренних органов,
нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии
декомпенсации;


в) злокачественные онкологические
заболевания всех локализаций;


г) наркомания, токсикомания,
алкоголизм;


д) инфекционные заболевания до снятия
с диспансерного учета;


е) психические заболевания, при
которых больные признаны недееспособными или ограниченно
дееспособными;


ж) все заболевания и травмы,
приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность.


(постановление Правительства РФ от
01.05.1996 № 542).


5. Опекун или попечитель может быть
назначен только с его согласия. При этом учитываются нравственные и
иные личные качества опекуна (попечителя), способность его к
выполнению обязанностей опекуна, отношение между опекуном и ребенком,
отношение к ребенку членов семьи опекуна, а также, если это возможно,
желание самого ребенка (ст. 146 Семейного кодекса РФ, ст. 35
Гражданского кодекса РФ).


6. Для рассмотрения вопроса по
установлению опеки (попечительства) департамент образования
запрашивает следующие документы:


- заявление на имя главы
администрации Кстовского района (в заявлении должны быть указаны
фамилия, имя, отчество, паспортные данные кандидата в опекуны
(попечители), его адрес, существо просьбы с указанием фамилии, имени
несовершеннолетнего, над которым следует установить опеку, причины
утраты родительского попечения);


- справка с места жительства
кандидата в опекуны;


- справка с места работы кандидата в
опекуны;


- справка о материальном обеспечении
кандидата в опекуны;


- медицинское заключение о состоянии
здоровья кандидата в опекуны;


- согласие всех несовершеннолетних
членов семьи кандидата в опекуны на установление опеки;


- акт обследования жилищно-бытовых
условий кандидата в опекуны;


- свидетельство о рождении
несовершеннолетнего;


- документы, подтверждающие утрату
родительского попечения;


- справка о состоянии здоровья
несовершеннолетнего;


- акт обследования жилищно-бытовых
условий несовершеннолетнего;


- опись имущества
несовершеннолетнего;


- справка с места учебы;


- согласие несовершеннолетнего старше
6 лет с просьбой о назначении претендента опекуном.


7. Опекуны и попечители
несовершеннолетних обязаны проживать совместно со своими подопечными.
Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 16 лет,
допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии,
что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и
интересов несовершеннолетнего (ст. 36 Гражданского кодекса РФ).


8. Опекун (попечитель) освобождается
от исполнения им своих обязанностей:


- по личной просьбе при наличии
уважительных причин (болезнь, отсутствие взаимопонимания с подопечным
и т.д.);


- в случае возвращения
несовершеннолетнего его родителям или усыновления;


- в случае помещения подопечного в
детское государственное учреждение (ст. 39 Гражданского кодекса РФ).


9. Опекун отстраняется от выполнения
возложенных на него обязанностей в случае ненадлежащего выполнения им
этих обязанностей (ст. 39 Гражданского кодекса РФ).


10. Попечительство над
несовершеннолетними прекращается без особого решения по достижении
несовершеннолетним 18 лет, а также при вступлении его в брак и в
других случаях приобретения им полной дееспособности по достижении
совершеннолетия (ст. 40 Гражданского кодекса РФ).


11. Обязанности опекуна выполняются
безвозмездно (ст. 36 п. 1 Гражданского кодекса РФ).




Порядок направления
несовершеннолетних в


детские государственные учреждения




1. В детские
государственные учреждения (дом ребенка, детский дом, вспомогательная
(коррекционная) школа-интернат) направляются:


- дети-сироты, родители которых
умерли;


- дети, родители которых лишены или
ограничены в родительских правах, осуждены, признаны недееспособными,
находятся на длительном лечении, а также место нахождения родителей
не установлено;


- дети, которых родители отказались
взять из родильного дома и дали согласие на усыновление (удочерение);


- подкинутые дети;


- дети одиноких матерей (отцов) на
срок не более одного года.


2. Дети, члены одной семьи или
находящиеся в родственных отношениях, направляются в одно учреждение,
за исключением случаев, когда по медицинским или другим причинам
воспитание и обучение этих детей должны осуществляться раздельно.


3. На каждого ребенка, определяемого
в детское государственное учреждение, направляющие органы
(учреждения) представляют:


- решение администрации Кстовского
района о направлении в детское государственное учреждение;


- направление в учреждение, выданное
учредителем или ведомством, в ведении которого находится учреждение;


- свидетельство о рождении
(подлинник), а при его отсутствии - заключение медэкспертизы,
удостоверяющее возраст ребенка;


- сведения о родителях или лицах, их
заменяющих (документы, подтверждающие отсутствие родителей или
невозможность воспитания ими своих детей);


- справку о наличии и местожительстве
братьев, сестер и др. близких родственников;


- документы об образовании (личное
дело, выписка текущих оценок из журнала);


- характеристику из школы, ДОУ;


- документы о закреплении жилой
площади, занимаемой несовершеннолетним или его родителями, или
свидетельство о праве собственности несовершеннолетнего на жилое
помещение;


- акт обследования условий жизни
ребенка;


- опись имущества, оставшегося после
смерти родителей, сведения о лицах, отвечающих за его сохранность;


- пенсионную книжку ребенка,
получающего пенсию, копию решения суда о взыскании алиментов, ценные
бумаги (при получении их на ребенка родителями или лицами, их
заменяющими);


- заключение
психолого-медико-педагогической комиссии (для детей с отклонениями в
развитии);


- акт о подкидывании;


- заявление матери-одиночки
(подтверждение, что мать является одинокой);


- медицинские документы:


а) индивидуальная карта ребенка;


б) карта прививок;


в) результаты анализов:


- мочи (общий);


- крови (РВ, ВИЧ, общий анализ);


- кала (на дизгруппу, я/глист, на
энтеробиоз);


- мазок на дифтерию;


- справка от дерматолога,
психоневролога, педиатра;


- справка СЭС об отсутствии
инфекционных заболеваний.


4. Зачисление несовершеннолетнего в
детские государственные учреждения Кстовского района осуществляется
после издания приказа департамента образования на основании
представленных документов.




Порядок решения
вопроса об осуществлении родительских прав


родителем, проживающим отдельно от
ребенка




Порядок
осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от
ребенка, устанавливается ст. 66 Семейного кодекса РФ.


1. Родитель, проживающий отдельно от
ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании
и решении вопросов получения ребенком образования.


Родитель, с которым проживает
ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем,
если такое общение не причиняет вред физическому и психическому
здоровью ребенка, его нравственному развитию.


2. Родители вправе заключить в
письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав
родителем, проживающим отдельно от ребенка.


Если родители не могут прийти к
соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и
попечительства по требованию родителей (одного из них).


3. При невыполнении решения суда к
виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским
процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения
суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка,
может вынести решение о передаче ему ребенка, исходя из интересов
ребенка с учетом мнения ребенка.


4. Родитель, проживающий отдельно от
ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из
воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной
защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении
информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для
жизни, здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении
информации может быть оспорен в судебном порядке.


Для рассмотрения вопроса родитель,
отдельно проживающий и желающий принимать участие в воспитании
несовершеннолетнего ребенка, представляет в отдел опеки и
попечительства следующие документы:


1. Заявление на имя главы
администрации.


2. Справка с места жительства.


3. Характеристика с места работы.


4. Справка с места работы о зарплате
с отметкой об уплате алиментов.


Отдел опеки и попечительства выясняет
согласие (несогласие) другой стороны, а также мнение ребенка о
встречах с отдельно проживающим родителем.


При необходимости отдел опеки и
попечительства может запросить справку о состоянии здоровья ребенка,
акт обследования жилищно-бытовых условий, справку с места жительства,
характеристику с места работы, справку о зарплате родителя,
проживающего с ребенком, запросить информацию из школы, детского
дошкольного учреждения об участии родителей (одного из них) в
воспитании, общении с ребенком и др.


На основании представленных
документов, информации, полученной из бесед с родителями, соседями,
сослуживцами отдел опеки и попечительства готовит проект
постановления администрации о порядке осуществления родительских прав
родителем, проживающим отдельно от ребенка. Вопрос решается
исключительно в интересах несовершеннолетнего.


В случае, если родители не
подчиняются решению органов опеки, спор передается на разрешение суда
по иску родителя.




Порядок выдачи
разрешений на совершение сделок


по отчуждению жилой площади,
собственниками


которой являются несовершеннолетние




В целях охраны
жилищных и имущественных прав несовершеннолетних в соответствии с
Законом Нижегородской области № 43-З от 10.09.1996 "Об
организации и деятельности органов опеки и попечительства", ст.
37 Гражданского кодекса РФ, ст. 292 Гражданского кодекса РФ, ст. 34
Гражданского кодекса РФ, требующими обязательного разрешения органов
опеки и попечительства на совершение сделок по отчуждению, в том
числе обмену, дарению, продаже жилой площади, имущества
несовершеннолетних, сдаче их внаем (в аренду), в безвозмездное
пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих
несовершеннолетним прав, раздел их имущества или выделение из него
долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества
несовершеннолетних:


1. Вышеуказанные разрешения
оформляются в форме распоряжений администрации Кстовского района в
15-дневный срок со дня приема документов.






-->
примечание.


Письмо Минобразования РФ от
20.02.1995 № 09-М "О защите жилищных прав несовершеннолетних"
содержится в информационном банке СПС -->
Эксперт-приложение.






2. Для рассмотрения
вопросов по отчуждению жилых помещений запрашиваются согласно
разъяснению Министерства образования РФ от 20.02.1995 № 09-М
следующие документы:


- заявления родителей (обоих) либо
лиц, их заменяющих, с просьбой о разрешении совершения сделки;


- запрос нотариуса или учреждения
юстиции о разрешении совершения сделки;


- копии справок о составе семьи
отдельно с места продажи и места покупки (обмена) жилых помещений;


- копии свидетельств о собственности
на жилое помещение отдельно с места продажи и места покупки (обмена);


- согласие несовершеннолетних старше
14-летнего возраста проживать на жилой площади, приобретенной для
него в результате отчуждения жилой площади (в присутствии специалиста
по охране прав несовершеннолетних);


- копии справок из налоговой
инспекции, подтверждающие отсутствие задолженности по уплате налога
на недвижимость;


- характеристика на семью при продаже
квартиры или ухудшении жилищных условий (из школы, ДОУ, с места
работы);


- копии справок БТИ удостоверяющие
балансовую стоимость жилых помещений на момент обращения;


- разрешение на регистрацию в
населенном пункте субъекта РФ в случае выезда семьи по новому адресу
из ОВД (форма 6);


- заявление-согласие продающего
квартиру лица на продажу и выписку с занимаемой жилой площади
(требовать по необходимости).


3. Прием документов для подготовки
разрешения на совершение сделка осуществляется при наличии запроса
нотариуса или учреждения юстиции и всех необходимых документов.


4. В разрешении закрепляется право
несовершеннолетних членов семьи собственника жилого помещения на
проживание и пользование вновь приобретаемым жилым помещением.


5. Наиболее сложные вопросы,
связанные с отчуждением жилой площади, рассматриваются на районном
опекунском совете по охране прав несовершеннолетних.


6. Нотариусам и учреждениям юстиции
представлять в отдел опеки и попечительства копии договоров по
отчуждению жилой площади в месячный срок со дня оформления сделки.




Порядок смены имени и
фамилии ребенка




Порядок изменения
имени и фамилии ребенка устанавливается ст. 59 Семейного кодекса РФ.


1. По совместной просьбе родителей до
достижения ребенком четырнадцати лет орган опеки и попечительства,
исходя из интересов ребенка, вправе разрешить изменить имя ребенку, а
также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.


2. Бели родители проживают раздельно
и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою
фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в
зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя.
Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его
места нахождения, лишения его родительских прав, признания
недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных
причин от воспитания и содержания ребенка.


3. Если ребенок рожден от лиц, не
состоящих в браке между собой и отцовство в законном порядке не
установлено, орган опеки и попечительства, исходя из интересов
ребенка, вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери,
которую она носит в момент обращения с такой просьбой.


4. Изменение имени и фамилии ребенка,
достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его
согласия.


Для решения вопроса об изменении
имени и фамилии ребенка гражданам необходимо представить следующие
документы:


1. Заявление от родителей,
проживающих с ребенком (от родителя, проживающего с ребенком).


2. Свидетельство о рождении ребенка.


3. Справка с места жительства,
подтверждающая, что ребенок проживает с заявителем.


4. Свидетельство о расторжении брака
(копия).


5. Свидетельство о заключении брака
(копия), если фамилия меняется на фамилию отчима.


6. Согласие ребенка, достигшего
10-летнего возраста.


На основании представленных
документов департамент образования готовит заключение о
целесообразности смены имени и фамилии ребенку и в случае
необходимости готовит проект распоряжения администрации о смене имени
и фамилии. Срок подготовки распоряжения - 15 дней со дня приема
документов.


По достижении 14-летнего возраста
несовершеннолетний вправе самостоятельно обратиться в отдел ЗАГС с
вопросом об изменении ему имени и фамилии.




Порядок назначения
(снятия) попечительства над


совершеннолетними дееспособными
гражданами




1. Попечительство в
форме патронажа:


- устанавливается по просьбе
гражданина, который по состоянию здоровья нуждается в попечительстве
(ст. 41 п. 1 Гражданского кодекса РФ);


- оформляется в сроки не более месяца
с момента подачи документов.


2. Попечителем может быть назначен
совершеннолетний дееспособный гражданин, согласный выполнять
обязанности попечителя (ст. 41 п. 2).


При назначении попечителя учитываются
его нравственные и иные личные качества, способность к выполнению
обязанностей попечителя, отношения, существующие между попечителем и
подопечным.


3. Для оформления попечительства в
форме патронажа необходимы следующие документы:


- заявление лица, над которыми
устанавливается попечительство;


- заявление гражданина, желающего
стать попечителем;


- характеристика на попечителя с
места жительства и с места работы;


- акт материально-бытового
обследования;


- справка, подтверждающая
инвалидность подопечного;


- справка от врача, что гражданин
нуждается в постороннем уходе;


- справка, что попечитель не страдает
психическими заболеваниями;


- справка о прописке;


- выписка из паспорта.


4. Попечительство прекращается в
следующих случаях:






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 статьи 41, а не
пункт 4 статьи 4.






- по требованию
лица, находящегося под патронажем (ст. 4, п. 4 Гражданского кодекса
РФ);


- по просьбе самого попечителя (ст.
39 п. 2 Гражданского кодекса РФ);


- по решению комиссии за ненадлежащее
выполнение попечителем своих обязанностей, использование
попечительства в корыстных целях (ст. 39 п. 3 Гражданского кодекса
РФ).


5. Функции по попечительству над
несовершеннолетними дееспособными лицами, нуждающимися в
попечительстве по состоянию здоровья, осуществляет отдел по делам
ветеранов, пожилых людей и инвалидов департамента по труду и
социальной защите населения.


6. Отдел по делам ветеранов, пожилых
людей и инвалидов:


- осуществляет назначение лиц,
способных к выполнению обязанностей попечителя согласно ст. 41 п. 1
Гражданского кодекса РФ в форме патронажа;


- готовит материалы для назначения
попечительства или отстранения попечителя от исполнения обязанностей
(согласно ст. 41 Гражданского кодекса РФ);


- ведет учет лиц, в отношении которых
установлено попечительство;


- осуществляет надзор за
деятельностью попечителей;


- осуществляет защиту личных и
имущественных прав и интересов подопечных в случае ненадлежащего
исполнения попечителем своих обязанностей (согласно ст. 37 п. 2, ст.
39 п. 3 Гражданского кодекса РФ).




Порядок учреждения
опеки (попечительства) над


совершеннолетними лицами, признанными
судом


недееспособными (частично
дееспособными)




1. Опекуном
(попечителем) может быть назначено лицо из числа близких
родственников или из числа лиц, выделенных общественной организацией,
а также другие граждане, которые по состоянию здоровья, моральным
качествам способны выполнять опекунские обязанности.


2. Для выполнения решения о
назначении лица опекуном (попечителем) запрашиваются следующие
документы:


- заявление со стороны кандидата в
опекуны о желании быть опекуном (попечителем);


- письменное согласие супруга и
других членов семьи;


- характеристика с места работы;


- справка о наличии жилой площади;


- справка о состоянии здоровья.


Со стороны подопечного:


- справка с места жительства;


- решение суда о признании гражданина
недееспособным, ограниченно дееспособным.


3. На основании представленных
документов готовится распоряжение администрации в 15-дневный срок.


Распоряжения направляются:


1 экз. - в канцелярию администрации,


1 экз. - опекуну,


1 экз. - в ЦРБ,


1 экз. - в департамент по труду и
социальной защите населения.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru