ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Выксунского района от 01.11.2000 № 85
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПО
РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА 2000 - 2004 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ВЫКСУНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2000 г. № 85
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА 2000 - 2004
ГОДЫ
Земское собрание
постановляет:
1. Утвердить Комплексную программу по
развитию физической культуры и спорта в районе на 2000 - 2004 гг.
2. Предусмотреть в бюджете района на
2001 год финансирование расходов по физкультуре и спорту не менее
одного процента от общей суммы расходов.
Председатель Земского
собрания
И.Н.ПАНТЕЛЕЕВА
Приложение
к постановлению
Земского собрания
Выксунского района
от 01.11.2000 № 85
КОМПЛЕКСНАЯ
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И
СПОРТА В
ВЫКСУНСКОМ РАЙОНЕ НА 2000 - 2004
ГГ.
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Целью Программы
является разработка конкретного, с учетом специфики района, комплекса
организационно-методических, пропагандистских и воспитательных мер,
способных вывести на новый уровень развития физическую культуру и
спорт в регионе.
Задача Программы состоит в том, чтобы
в результате ее реализации на 30 - 50% увеличилось количество реально
занимающихся физической культурой и спортом в регионе, снизились
уровни заболеваемости населения и детской преступности, а также
значительно улучшилась физическая подготовка пополняющих
детско-юношеские спортивные школы, мастерство их выпускников.
Положение, сложившееся с физической
подготовленностью и здоровьем населения Выксунского района, можно
охарактеризовать как неудовлетворительное.
Более двух третей причин смертности у
женщин и около половины у мужчин приходится в регионе на
сердечно-сосудистые заболевания, главными причинами которых, как
известно, является обездвижение, неудовлетворение биологической
потребности людей в физической активности и низкая культура питания
как один из важных элементов физической культуры. В секциях и группах
по видам спорта и оздоровительной направленности занимается только
10% населения Выксунского района.
Одна из причин пассивности населения
в использовании компонентов физической культуры лежит в отсутствии в
ряде мест элементарных условий для физкультурно-спортивных занятий.
Это во многом обусловлено недооценкой социально-экономической,
оздоровительной и воспитательной роли физической культуры, что, в
свою очередь, связано с низким уровнем физкультурного образования.
Сложившееся положение напоминает замкнутый порочный круг, но он
вполне преодолим, поскольку у населения региона, его общественных и
государственных структур существует необходимость укрепления
здоровья, физического совершенствования, увеличения продолжительности
активной жизни населения района.
Общий уровень культуры и наличие
методологии в виде конкретной Комплексной программы развития
физической культуры и спорта позволит преобразовать указанную
необходимость в потребность, а затем и в реальность.
II. КРАТКАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА
- Население района
составляет 93935 чел.-
Дошкольные учреждения
34 2993 чел.-
Общеобразовательные школы
36 11609 чел.-
Профессиональные учебные
заведения 3 1861 чел.-
Средние специальные учебные
заведения 1 780 чел.-
Высшие учебные заведения
2 164 чел.
III. ПРИОРИТЕТНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Осознанную
потребность в физическом совершенствовании жителей района необходимо
формировать, начиная с раннего возраста, и закреплять в семье, школе,
других учебных заведениях, при прохождении военной службы и в
трудовых коллективах.
Физкультурно-спортивным организациям
совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения,
средствами массовой информации предстоит создать систему
физкультурного образования для всех социально-демографических групп
населения.
Повышенное внимание должно быть
уделено физическому воспитанию в молодых семьях. В системе
образования осуществить постепенный переход к ежедневным занятиям
физкультурно-образовательного, тренировочного, оздоровительного
характера.
Ввести в дошкольных учреждениях
должность руководителя физического воспитания.
Обеспечить увеличение объема учебной
и внеучебной работы с учетом интересов учащихся к видам спорта и
системам физических упражнений, имея в виду право местных органов
власти самостоятельно решать вопросы дополнительного введения
физкультурно-спортивных занятий, в том числе обязательных, в учебных
заведениях.
Предпочтение должно отдаваться
разносторонней физической подготовке, занятиям на открытом воздухе.
Включать вопросы развития физической
культуры в планы социально-экономического развития, целевые
комплексные программы здравоохранения, образования и культуры, в
коллективные договоры предприятий и организаций.
Важное место должны занять программы
развития физической культуры среди инвалидов, детей-сирот, а также
"трудных" подростков.
Следует значительно увеличить число
доступных одноступенчатых соревнований по массовому спорту для всех
возрастных групп населения (в трудовых коллективах, по месту
жительства и отдыха населения, в дошкольных учреждениях и учебных
заведениях). Проведение массовых мероприятий не должно быть
самоцелью, их главная задача - стимулировать стремление людей к
ежедневным физкультурно-спортивным занятиям.
IV. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
4.1. Создание
нормативно-правовой базы развития физической культуры и спорта в
регионе, отвечающей требованиям времени.
4.2. Сохранение стабильности
существования самостоятельных органов государственного управления
физической культурой и спортом. Попытки лишить их этой
самостоятельности, подчинить другим отраслевым органам управления
лишь тормозят и отбрасывают назад развитие физической культуры и
спорта.
4.3. Содействовать созданию единых
служб здоровья на предприятиях, в организациях и учреждениях, ввести
должность организатора физической культуры, инструкторов ЖЭУ (по
месту жительства).
Основной проблемой, снижающей
эффективность управления физкультурным движением в регионе, является
недооценка социально-экономической, оздоровительной роли физической
культуры и спорта в жизни региона со стороны властных структур, что
является субъективной основой существования "остаточного
принципа" по отношению к физической культуре и спорту и программ
их органа управления.
V. НАЛИЧИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ
Физкультурные кадры
района:
-
- высшее
среднее-
Всего
108 61 15-
в том числе:-
учителя общеобразовательных
школ 40 29 11-
инструктор-методист
9 1-
тренеры - преподаватели по
спорту 42 21 4-
работники КФК и С
3-
работники спортсооружений
3
В настоящее время
район испытывает дефицит специалистов физической культуры и спорта.
Необходимо поднять профессиональный уровень специалистов, авторитет
физкультурного работника. Сократить отток физкультурных кадров в
другие области, переходы на работу не по специальности. Ориентировать
молодежь, занимающуюся спортом на получение специальности по
физической культуре.
VI. СОСТОЯНИЕ
МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА В РАЙОНЕ
Важнейшей
характеристикой физкультурно-спортивной базы района является
обеспеченность спортсооружениями.
При расчете обеспеченности района все
сооружения были разделены на основные группы, по которым существуют
утвержденные в федеральной Программе развития физической культуры и
спорта нормативы:
- - закрытые плавательные
бассейны 742 кв. м на 10 тыс. чел.-
- плоскостные сооружения
19494 кв. м на 10 тыс. чел.-
- спортивные залы
3473 кв. м на 10 тыс. чел.-
В целом по району
обеспеченность спортивными сооружениями в процентном отношении от
нормативной выглядит следующим образом:
- закрытые бассейны,
- плоскостные сооружения,
- спортивные залы.
Таблица,
характеризующая наличие спортивных
сооружений в районе
──────────────────────────────────────────────────────────────────
-
Наименование
Количество спорт. Единовременная-
сооружений
сооружений пропускная способность
──────────────────────────────────────────────────────────────────
-
Стадионы
2 144-
- Спортивные залы
31 695-
- Площадки
68 1360-
- Лыжные базы
6 180-
- Стрелковые тиры
7 11-
- Поля
2 56-
- Спортивные ядра
3 60
Задачи:
Руководители предприятий, учреждений
и организаций, в том числе дошкольных и учебных заведений, должны
нести ответственность за создание условий для занятия физической
культурой и массовым спортом. Это следует закрепить в соответствующих
решениях властных органов.
Спортивные базы учебных заведений в
свободное время от занятий на них учащихся использовать для
физкультурно-оздоровительной работы с населением.
Увеличить финансовые отчисления на
развитие физической культуры и спорта среди дошкольников и учащихся.
Проблемы, не позволяющие
результативно решать указанные задачи:
1. Психология "остаточного
принципа" по отношению к строительству, реконструкции и
содержанию физкультурно-оздоровительных сооружений.
2. Ошибочная практика проектирования
физкультурно-оздоровительных сооружений, когда пропускная способность
вспомогательных помещений оказывается значительно ниже мощности
сооружения.
Программные меры и действия:
1. В соответствии с Основами
законодательства РФ местным органам власти подготовить и принять
генеральную схему строительства на их территории сети объектов
физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения.
2. При планировании строительства и
реконструкции государственных образовательных и дошкольных учреждений
предусматривать в них физкультурно-оздоровительную базу.
3. Вести целенаправленную работу на
расширение физкультурно-спортивных сооружений, прежде всего по месту
жительства и отдыха населения.
План развития материально-спортивной
базы:
1. Завершить строительство
плавательного бассейна.
2. Провести ремонт трибуны стадиона
"Авангард".
3. Построить хоккейные и спортивные
площадки в районе п. Лесозавод, п. Шиморское.
VII.
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Физкультурно-спортивные
мероприятия занимают одно из основных мест в системе физической
культуры и спорта. Они способствуют приобщению населения к
физкультурно-спортивным занятиям, формированию у людей потребности в
физическом совершенствовании.
Задачи массовых ФСМ:
- пропаганда физической культуры и
спорта;
- подведение итогов
учебно-тренировочного процесса и воспитательной работы за
определенный этап;
- выявление сильнейших команд и
участников, комплектование сборных команд коллектива, района.
Причины, тормозящие решение задач
ФСМ:
Недостаток физкультурно-спортивных
мероприятий в образовательных учреждениях и трудовых коллективах, что
является следствием недостаточного финансирования.
Продолжающее бытовать представление о
ФСМ как в основном о способе выявления сильнейших спортсменов и
команд, а не о средстве формирования у населения потребности в
физическом совершенствовании, в здоровом образе жизни.
Программные меры и действия -
увеличить объем средств на подготовку и проведение ФСМ в районе.
Организовать конкурс на лучшую постановку физического воспитания во
всех типах учреждений образования, начиная с дошкольных.
ФСМ проводить во внерабочее и
внеучебное время, в выходные и праздничные дни при соблюдении правил
охраны и здоровья людей.
VIII. ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Сохранение и
укрепление здоровья детей дошкольного и школьного возрастов,
формирования у них потребности в здоровом образе жизни и физическом
совершенствовании является одной из главных целей дошкольных
учреждений и физкультурных организаций, требует особой заботы
региональных властей.
Задачи:
1. Создание материальной базы,
оснащенной всем необходимым для физического воспитания дошкольников и
школьников.
2. Повышение квалификации и
стимулирования работы педагогов, воспитателей, медперсонала с учетом
ее конечного результата - уровня здоровья и физического развития
детей.
3. Пробудить у детей раннего возраста
интерес и воспитать эмоционально-положительное отношение к доступным
в данном возрасте элементам физической культуры.
Проблемы, препятствующие успешному
физическому воспитанию дошкольников:
- слабая материально-физкультурная
база для организации физического воспитания в дошкольных учреждениях
и в семье;
- недостаточный профессиональный
уровень значительного числа воспитателей учреждений образования в
области физической культуры;
- отсутствие материальных и моральных
стимулов у педагогов, медперсонала и воспитателей для творческой
работы по физическому совершенствованию дошкольников.
Программные меры и действия:
строго контролировать положение Основ
законодательства Российской Федерации по физической культуре и
спорту, в соответствии с которыми не допускается строительство новых
и реконструкция имеющихся дошкольных учреждений всех типов без
физкультурно-спортивной базы, включая плавательные бассейны.
Повышение эффективности физического
воспитания.
Физическое воспитание в дошкольных
учреждениях призвано обеспечить решение двух важных задач:
сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование
потребности в здоровом образе жизни. Если первая задача в какой-то
мере решается, то решение второй оказалось реальностью лишь в
исключительных случаях.
Задачами физвоспитания обучающихся
старшего возраста являются:
- выработка у юношей и девушек
осмысленной потребности в физической культуре, здоровом образе жизни;
- формирование готовности к семейному
физическому воспитанию у девушек - подготовка к семейной жизни и
будущему материнству.
Проблемы, мешающие движению вперед:
- отсутствие нормативных основ для
полноценного решения указанных выше задач;
- отсутствие адекватной структуры
управления и организации для нового физвоспитания;
- отсутствие стимулов в работе на
конечный результат;
- недостаточное количество уроков
физвоспитания;
- недостаточное финансирование и
слабая материальная база физического воспитания;
- недостаточная подготовленность
учителей физического воспитания с точки зрения решения задач
физического воспитания.
IX. ПРИЧИНЫ НИЗКОГО
УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В СИСТЕМЕ ПРОИЗВОДСТВА:
- уменьшение или
полное прекращение финансирования на содержание
физкультурно-спортивных сооружений, предприятий, учреждений,
организаций в связи с инфляцией, снижением производства,
необходимостью сосредоточения средств на решении проблемы выживания;
- недооценка социально-экономической
и оздоровительной роли физической культуры и массового спорта со
стороны руководства и коллективов многих предприятий, учреждений и
организаций и, в этой связи, уменьшение или полное прекращение
финансирования физической культуры и спорта даже при наличии
возможностей или этого;
- разобщенность различных структур
предприятий, призванных заниматься физкультурно-оздоровительной
работой (медицинских, физкультурно-оздоровительных, детских
дошкольных учреждений и т.д.).
Программные меры и действия:
Решению вышеуказанных проблем во
многом поможет правовая норма, изложенная в статье 14 Основ
законодательства РФ о физической культуре и спорте, где
подчеркивается, что администрация учреждений, организаций,
предприятий и их объединений обязана создавать работникам условия для
реализации их прав на занятия физической культурой и спортом, включая
реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в режиме
рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия,
спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.
Организация физической культуры по
месту жительства:
сконцентрировать организацию и
управление развитием физической культуры в местных органах
самоуправления, перенести центр физкультурных занятий в места
жительства, парки.
Причины, тормозящие решение этих
задач:
- отсутствие нормативно-правовой базы
развития спорта;
- отсутствие постоянных источников
финансирования;
- разобщенность органов управления
учреждений, организаций;
- дефицит специалистов по организации
работы по месту жительства.
Программные меры и действия:
1. Создать комиссии по развитию
физической культуры и спорта. Возложить на них общее руководство
работой физкультурно-оздоровительных объединений.
2. Подготовить перспективные планы
комиссии.
3. Решить вопрос о выделении
финансирования на физическую культуру отдельной строкой.
4. Организовать контроль
использования спортивных сооружений по прямому назначению.
5. Организовать подготовку
специалистов физической культуры и спорта.
X. РАЗВИТИЕ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ ИНВАЛИДОВ
Помочь инвалидам
осознать возможность целенаправленных занятий физической культурой
для реабилитации, владеть своим телом.
Программные меры и действия:
- выделять средства на обеспечение
занятий инвалидов физической культурой;
- выделять на спортивных сооружениях
места для занятий инвалидов с учетом требований к ним.
XI. ПОДГОТОВКА
СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА
Задачи:
- создание условий для раскрытия и
совершенствования спортивных талантов среди детей, подростков и
молодежи региона;
- пополнение сборных команд региона.
Проблемы, сдерживающие решение задач:
- низкий процент охвата детей и
подростков 6 - 15 лет занятиями в ДЮСШ;
- недостаточный уровень тренерского
мастерства;
- отсутствие необходимой для работы
на современном уровне материально-технической базы.
Программные действия:
Открыть дополнительные спортивные
секции и кружки при детских клубах по месту жительства.
Систематически оказывать помощь
имеющимся ДЮСШ.
Выявлять лучших спортсменов года.
XII. ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Финансирование
физической культуры и спорта - решающий момент их развития. Мировой
опыт ориентирует на использование разнообразных источников средств
этого развития, причем на нужды физического воспитания и спорта для
всех - преимущественно из государственного бюджета, а на нужды спорта
высших достижений - главным образом за счет спонсоров и
самофинансирования федераций, других спортивных объединений.
Задачи:
1. Приближение к мировому уровню
финансирования физической культуры и спорта в отношении размера доли
этого финансирования от общей суммы бюджета. Доведение этой доли до
не менее 2%.
По итогам 1998 - 1999 гг. расходы на
физкультуру и спорт составили 0,2% от общей доли бюджета по
Выксунскому району, что в 10 раз ниже нормы.
-
|