ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июня 2003 г. № 42/47
ОБ АРЕНДЕ ЗЕМЛИ НА
ТЕРРИТОРИИ Д.-КОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА,
НАХОДЯЩЕЙСЯ В ВЕДЕНИИ РАЙОНА
В целях
регулирования и развития арендных отношений по земельным участкам,
вовлечения в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно
используемых земельных участков, повышения поступления средств в
бюджет района и в соответствии с постановлением Законодательного
Собрания Нижегородской области от 18.11.1997 № 292 "Об аренде
земель на территории Нижегородской области" (в редакции
постановлений Законодательного Собрания № 95 от 28.07.1998, № 96 от
28.07.1998, № 176 от 17.06.1999, № 207 от 21.06.2001, № 214 от
20.07.1999, № 216 от 20.07.1999, постановлений Администрации
Нижегородской области № 207 от 05.08.1998, № 206 от 21.08.2000)
Земское собрание постановляет:
1. Утвердить Положение об аренде
земель на территории Д.-Константиновского района, находящихся в
ведении района, согласно приложению 1.
2. Утвердить Положение об арендной
плате за землю на территории Д.-Константиновского района, находящейся
в введении района, согласно приложению 2.
3. При оформлении арендных отношений
руководствоваться приложениями:
- форма договора аренды земельного
участка с приложениями к нему (приложения 2 - 3);
- примерная форма решения о
предоставлении в аренду гражданам и юридическим лицам находящегося в
государственной собственности земельного участка.
4. Поручить комитету имущественных
отношений подготовку необходимой документации для заключения
договоров аренды между арендодателем и арендатором и контроль за
правильностью заключения договоров аренды.
5. Считать утратившим силу
постановление Земского собрания от 17.02.1998 № 14/14 "Об аренде
земель на территории Д.-Константиновского района" (в редакции
постановлений № 37/43 от 16.07.1998, № 11/11 от 21.03.2000, № 76/92
от 27.12.2001, № 38/50 от 12.07.2002).
6. Рекомендовать поселковому и
сельским советам Дальнеконстантиновского района принять
соответствующие решения по аренде земель, находящихся в введении
муниципальных образований.
7. Постановление вступает в силу со
дня его подписания.
8. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комитет имущественных отношений (В.А.
Варнаков) и постоянную комиссию Земского собрания по аграрным
вопросам (председатель У.М. Магарамов).
Председатель Земского
собрания
В.В.ГОРШКОВ
Глава местного
самоуправления
Ю.В.КОРОТИН
Приложение 1
Утверждено
постановлением
Земского собрания
Дальнеконстантиновского района
от 26.06.2003 № 42/47
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АРЕНДЕ ЗЕМЕЛЬ НА ТЕРРИТОРИИ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с Земельным кодексом РФ,
Гражданским кодексом РФ, Законом Российской Федерации "О плате
за землю", Налоговым кодексом РФ, постановлением
Законодательного Собрания Нижегородской области от 18.11.1997 № 292
"Об аренде земли на территории Нижегородской области" (в
редакции постановлений Законодательного Собрания № 95 от 28.07.1998,
№ 96 от 28.07.1998, № 176 от 17.06.1999, № 216 от 20.07.1999, № 207
от 21.06.2001, № 214 от 20.07.1999 и постановлениями Администрации
Нижегородской области № 207 от 08.08.1998, № 206 от 21.08.2000).
2. Настоящее Положение состоит из 3
частей, определяющих:
- общие положения об аренде;
- общие правила предоставления земель
в аренду;
- общие правила расторжения и
прекращения действия договора аренды земельного участка.
3. Настоящее Положение действует до
принятия соответствующих нормативных актов Российской Федерации,
Нижегородской области и подлежит приведению в соответствие с ними.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ
АРЕНДЕ
1.1. Передача
земельных участков в пользование
на условиях аренды
1.1.1. Аренда
представляет собой основанное на договоре срочное возмездное
пользование землей, передаваемой арендатору для самостоятельного
осуществления хозяйственной или иной деятельности. Земельный участок
передается в аренду с установленным целевым назначением.
1.1.2. В аренду могут быть переданы
земельные участки из всех категорий земель с изъятиями,
установленными законодательством.
1.1.3. Земельный участок как объект
договора аренды должен иметь описанные в установленном порядке
удостоверенные границы.
1.1.4. Передача в пользование на
условиях аренды земельных участков водных объектов, лесов и участков
недр регулируется законодательством Российской Федерации.
1.2. Сроки аренды
1.2.1. Срок аренды
определяется договором. Определение срока зависит от хозяйственных
целей использования арендуемого земельного участка.
1.2.2. Если срок аренды в договоре не
определен, договор считается заключенным на неопределенный срок.
1.3. Арендодатели
1.3.1.
Арендодателями земель являются муниципальные образования, в ведении
которых находятся земли.
1.4. Арендаторы
Арендаторами
земельных участков могут быть физические и юридические лица с учетом
требований действующего законодательства.
1.5. Договор аренды
земельного участка
1.5.1. Основным
документом, регламентирующим отношения арендодателя и арендатора,
является договор аренды земельного участка. Он составляется в
письменном виде независимо от срока его действия.
1.5.2. Физические и юридические лица
обязаны заключить договор аренды в десятидневный срок после
приобретения права на заключение договора аренды (принятого
распорядительного акта органа местного самоуправления о
предоставлении земельного участка в аренду, договора купли-продажи
прав аренды).
1.5.3. Физические и юридические лица
приступают к использованию земельного участка после государственной
регистрации договора аренды земельного участка.
1.5.4. Использование земельного
участка без заключения договора аренды, согласно действующему
земельному законодательству, считается самовольным занятием
земельного участка, и физические лица или юридические лица
привлекаются к административной ответственности в виде штрафа.
1.5.5. В договоре аренды могут быть
предусмотрены предмет договора, срок договора, целевое использование
земельного участка, размер арендной платы, сроки ее внесения, права и
обязанности арендодателя и арендатора, ответственность сторон,
порядок рассмотрения споров, изменение условий договора аренды и
другие условия.
1.5.6. К договору аренды в качестве
его неотъемлемой части прилагаются:
- план земельного участка,
представленного в аренду, в соответствии с требованиями,
предъявляемыми к планам;
- условия приобретения земельного
участка по конкурсу;
- характеристика земельного участка и
объектов недвижимости, расположенных на данном участке;
- расчет арендной платы;
- документы, удостоверяющие
полномочия представителей сторон.
1.5.7. Договор аренды подлежит
государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при условии
заключения договора аренды более чем на 1 год.
1.5.8. За неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанностей по договору аренды стороны несут
ответственность, установленную законодательством Российской
Федерации.
1.5.9. Формы договоров аренды
земельного участка прилагаются к настоящему Положению.
1.6. Арендная плата
1.6.1. Размер, сроки
внесения и счета для перечисления арендной платы устанавливаются
договором аренды.
1.6.2. Арендная плата зачисляется на
бюджетный счет арендодателя с последующим перечислением арендодателем
по бюджетам в соответствии с законодательством в течение первых трех
кварталов года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за
отчетным кварталом, а в четвертом квартале - не позднее 1 декабря
текущего года.
1.6.3. Размеры арендной платы за
землю устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством
и нормативными правовыми актами органов государственной власти
Нижегородской области.
1.6.4. Размеры арендной платы могут
изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором
аренды, или досрочно по требованию одной из сторон в случаях,
предусмотренных законодательными актами.
1.6.5. В случае неоднократной либо
длительной задержки внесения арендной платы арендодатель вправе
потребовать досрочного внесения соответствующих платежей, но не более
чем за два срока подряд.
1.6.6. За несвоевременное внесение
арендной платы начисляются пени в размере, установленном
законодательством для земельного налога от суммы задолженности за
каждый день просрочки, начиная со дня, следующего за датой внесения
платежа по договору, и включая день поступления платежа на расчетный
счет арендодателя.
1.6.7. Порядок и нормативы
распределения средств от штрафных санкций и пени за ненадлежащее
исполнение условий договора аренды устанавливаются законодательством.
1.6.8. Арендодатель ежеквартально
представляет в финансовый и налоговый органы расчет арендных
платежей, подлежащих распределению по бюджетам.
1.7. Собственность
при аренде
1.7.1. Сдача
арендного участка в аренду не влечет утрату права собственности на
него.
1.7.2. Продукция и доходы, полученные
арендатором в результате использования, являются его собственностью.
Арендатор самостоятельно распоряжается произведенной продукцией и
полученным доходом.
1.7.3. Собственностью арендатора
являются неотделимые улучшения (здания, сооружения и иные объекты
недвижимости), произведенные им с согласия арендодателя. Затраты,
произведенные арендатором с согласия арендодателя за счет собственных
средств, возмещаются арендодателем. Арендатор имеет право требовать
от арендодателя возмещение стоимости этих улучшений после прекращения
договора аренды.
1.8. Изменение и
продление договора аренды
земельного участка
1.8.1. Изменение
условий договора аренды в случае надлежащего исполнения условий
допускается по соглашению сторон.
1.8.2. Переход права собственности на
сданный в аренду земельный участок не является основанием для
изменения условий или расторжения договора аренды.
1.8.3. По истечении срока договора
аренды арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности,
имеет преимущественное право на заключение договора аренды на новый
срок при прочих равных условиях, если иное не предусмотрено договором
аренды. При заключении договора аренды на новый срок его условия
могут быть изменены по соглашению сторон.
1.8.4. Если арендатор продолжает
пользоваться земельным участком после истечения срока договора при
отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается
возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
1.8.5. В случае смерти арендатора его
права и обязанности по договору аренды переходят к одному из
проживающих или работающих с ним членов семьи, если он соглашается
стать арендатором и если иное не предусмотрено договором. При наличии
нескольких претендентов выбор производится на конкурсной основе.
Арендодатель не вправе отказать
такому лицу во вступление в договор на срок, оставшийся по
действующему договору аренды, за исключением случаев, когда
заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора.
Наследник производит переоформление договора аренды на свое имя и
регистрирует его в установленном порядке.
1.9. Рассмотрение
споров при исполнении договора аренды
и защита имущественных прав
арендатора
1.9.1. Споры,
возникающие при исполнении договора аренды, рассматриваются
арбитражным судом или судом общей юрисдикции в соответствии с их
компетенцией.
1.9.2. Арендатору обеспечивается
защита его права на земельный участок, полученный им по договору
аренды.
1.9.3. Арендатор может потребовать
возврата земельного участка из любого незаконного владения,
устранения препятствий в пользовании им, возмещении ущерба,
причиненного всеми лицами, включая арендодателя.
1.9.4. Условия договора аренды
сохраняют свою силу на весь срок действия договора и в случаях, когда
после его заключения законодательством установлены правила,
ухудшающие положение арендатора.
1.9.5. При изъятии земельного участка
для государственных и муниципальных нужд арендатору возмещаются в
полном объеме все убытки, в том числе упущенная выгода.
1.9.6. При изъятии земельного участка
арендатору не возмещаются затраты, связанные с неотделимыми
улучшениями, произведенными без согласия арендодателя.
2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В АРЕНДУ
2.1. Порядок
предоставления земель в аренду
2.1.1. Земельные
участки предоставляются в аренду с учетом наиболее рационального и
эффективного использования. Предоставление в аренду земельных
участков в населенных пунктах осуществляется в соответствии с
генеральным планом развития населенных пунктов, утвержденными
проектами планировки и очередностью их освоения.
2.1.2. Подготовку документов по
изъятию и предоставлению земельных участков осуществляет комитет
имущественных отношений по согласованию с арендодателями и отделом
архитектуры районной администрации в соответствии с их компетенцией и
полномочиями.
2.1.3. В муниципальных образованиях
создаются комиссии по вопросу согласования предоставляемых земельных
участков в аренду. Состав комиссии утверждается главой муниципального
образования.
2.1.4. Заявителю в тридцатидневный
срок со дня представления заявления вручается уведомление об отказе в
предоставлении земельного участка в аренду или предложение к
подготовке пакета документов для рассмотрения на комиссии.
2.1.5. Предоставление земельных
участков в аренду осуществляется:
- по целевому назначению;
- на основе продажи прав аренды на
торгах (аукционах, конкурсах);
- при приватизации государственных и
муниципальных предприятий.
2.1.6. Для оформления договора аренды
на этапе подготовки распорядительного акта предъявляются следующие
документы:
физическими лицами:
- паспорт;
- протокол о результатах конкурса или
иные документы по решению органов местного самоуправления;
- документ комитета имущественных
отношений, удостоверяющий, что объекты, расположенные на земельном
участке, зарегистрированы в КИО как инвентарные объекты недвижимости
с указанием точного адреса домовладения, литеры и т.д.;
юридическими лицами:
- договор купли-продажи права аренды
и протокола о результатах конкурса и иные документы по решению
органов местного самоуправления;
- документ КИО, удостоверяющий, что
объекты, расположенные на земельном участке, зарегистрированы в КИО
как инвентарные объекты недвижимости с указанием точного адреса
домовладения, литеры и т.д.;
- документ, удостоверяющий полномочия
представителя и его паспорт;
- устав предприятия,
зарегистрированный в органах регистрации;
- свидетельство о государственной
регистрации предприятия;
- справка о постановке на налоговый
учет;
- документы, подтверждающие право
собственности (хозяйственного владения, оперативного управления) на
здания и сооружения, расположенные на земельном участке.
Приватизированные предприятия, кроме
того, представляют:
- свидетельство о собственности;
- акт приемки-передачи зданий,
сооружений;
- выписку из плана приватизации с
перечнем зданий и сооружений, вошедших в уставный капитал;
- справку об уплате земельного
налога.
2.2. Предоставление
земельного участка целевым назначением
2.2.1. Целевым
назначением в аренду предоставляются сельскохозяйственные угодья
земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного
производства, а также земельные участки под строительство,
реконструкцию и эксплуатацию объектов, необходимых для обеспечения
государственных и муниципальных нужд, на основании соответствующего
перечня, утвержденного Законодательным Собранием Нижегородской
области и Земским собранием района.
2.2.2. Физические и юридические лица,
заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей,
указанных в п. 2.2.1 п. 2 р. 2 настоящего Положения, подают заявления
в органы местного самоуправления. В заявлении должны быть указаны
цель использования земельного участка, местоположение и
предполагаемые меры, вид вещного права, наличие (отсутствие) другого
земельного участка.
2.2.3. Если в заявлении указывается
конкретный земельный участок, соответствующий орган местного
самоуправления определяет необходимые согласования, выясняет права и
преимущества других лиц и владельцев соседних земельных участков и
при положительном решении вопроса вырабатывает договорные условия
передачи земельного участка в аренду.
2.2.4. Если заявитель просит
земельный участок без конкретного указания его местоположения, ему
могут быть предложены возможные варианты.
2.2.5. Сроки рассмотрения заявлений
граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков в
аренду, в том числе их согласования, устанавливаются администрацией
района со дня предоставления заявления.
2.2.6. Основанием для заключения
договора аренды является распоряжение главы местного самоуправления.
2.3. Предоставление
земельного участка на основе продажи
права аренды на торгах (аукционах,
конкурсах)
2.3.1. Порядок
проведения торгов осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации (постановление Правительства РФ № 808 от
11.11.2002).
2.3.2. При проведении аукциона
победителем признается лицо, предложившее наиболее высокую цену на
предмет торгов.
2.3.3. При проведении конкурса
победителем признается лицо, которое по заключению конкурсной
комиссии предложило лучшие условия (сроки освоения, участие в
развитии инфраструктуры, архитектурно-планировочные решения и др.).
2.4. Ответственность
за нарушение
земельного законодательства
2.4.1. Арендаторы за
нарушение земельного законодательства подвергаются штрафу,
налагаемому в административном порядке, в соответствии со ст. 74
Земельного кодекса РФ.
2.4.2. Штрафы за нарушение земельного
законодательства налагаются органами государственной власти по
контролю за использованием и охраной земель в пределах своей
компетенции в двухмесячный срок с момента установления
правонарушений.
3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА
РАСТОРЖЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
АРЕНДЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
3.1. Принудительное
расторжение договора аренды
3.1.1.
Принудительное расторжение договора аренды производится независимо от
условий договора в случаях нарушения земельного законодательства или
по требованию одной из сторон, по решению суда в случаях нарушения
другой стороной условий договора.
3.1.2. Основаниями для
принудительного расторжения договора аренды в случаях нарушения
земельного законодательства являются:
- нерациональное использование и
неиспользование земель;
- использование земель не по целевому
назначению, а также способами, приводящими к снижению плодородия
почв;
- систематическая задолженность
арендной платы;
- загрязнение земель химическими
веществами, производственными отходами, сточными водами;
- захламление земель и другие
нарушения, установленные действующим законодательством;
- изъятие земельного участка для
государственных и муниципальных нужд. (ст. 46 Земельного кодекса РФ).
3.1.3. Специально уполномоченные
органы по контролю за использованием и охраной земель при выявлении
нарушений на земельных участках, переданных в аренду, выносят
предписание с установлением срока для устранения нарушения земельного
законодательства.
3.1.4. В случае неустранения
нарушений в указанный срок виновные подвергаются штрафу в порядке,
установленном законодательством, и им предоставляется дополнительный
месяц для ликвидации допущенных нарушений.
3.1.5. При непринятии мер по
ликвидации указанных нарушений после наложения штрафа органы
госземконтроля передают в администрацию района акт и заключение о
необходимости прекращения права аренды на земельный участок.
3.1.6. Расторжение договора аренды
земельного участка производится на основании распорядительного акта
органа местного самоуправления. Копия распорядительного акта
вручается арендатору в семидневный срок с момента его принятия.
3.1.7. Споры по расторжению договора
аренды земельного участка решаются в судебном порядке.
3.2. Прекращение
действия договора аренды земельного участка
3.2.1. Прекращение
договора аренды земельного участка наступает с момента принятия
распорядительного акта органа местного самоуправления.
3.2.2. Основаниями для прекращения
действия договора аренды земельного участка являются:
- истечение срока аренды;
- смерть арендатора и отсутствие
наследников, желающих воспользоваться имущественным правом аренды;
- прекращение деятельности
крестьянского (фермерского хозяйства);
- добровольный отказ арендатора.
3.2.3. При добровольном отказе
арендатора распорядительный акт о прекращении права аренды вносится
на основании письменного заявления арендатора.
Приложение 2
Утверждено
постановлением
Земского собрания
Дальнеконстантиновского района
от 26.06.2003 № 42/47
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АРЕНДНОЙ ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ НА
ТЕРРИТОРИИ
ДАЛЬНЕКОНСТАНТИНОВСКОГО РАЙОНА
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ