Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Чкаловского района от 16.07.2003 № 59


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА ДО 2006 ГОДА"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 июля 2003 г. № 59




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ


ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА ДО
2006 ГОДА




С целью стабилизации
и развития системы образования Чкаловского района в соответствии с
Программой развития Нижегородской области до 2005 года Земское
собрание постановляет:


утвердить прилагаемую районную
Программу развития образования Чкаловского района до 2006 года.




Председатель Земского
собрания


А.П.ИЛЬИЧЕВ












Утверждена


постановлением


Земского собрания


Чкаловского района


от 16.07.2003 № 59




ПРОГРАММА


РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО
РАЙОНА




В 1995 году отделом
образования была разработана Программа развития образовательного
комплекса Чкаловского района в новых социально-экономических условиях
с 1995 до 2005 года.


Основное назначение Программы было в:


- определении приоритетных
направлений обновления образования, переводе системы образования с
режима функционирования в режим развития;


- формировании местной
управленческой, организационно-правовой основы развития системы
образования;


- формировании единого
образовательного пространства, в котором происходит становление и
развитие личности физиологически и психологически здоровой, способной
быстро адаптироваться в изменяющихся социально-экономических
условиях.


Программой было предусмотрено
изменение содержания образования, планировалось укрепление
материальной базы учреждений, развитие кадрового потенциала,
содействующего гуманизации учебного процесса, развитию личности,
усилению социальной защиты как учащихся, так и работников
образования.


Программа послужила ориентиром
деятельности для районного отдела образования, образовательных
учреждений и педагогических работников. На основе Программы были
разработаны и осуществлялись целевые программы;


- "Одаренные дети";


- "Здоровье школьников";


- "Профилактика асоциального
поведения детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни";


- "Мое Отечество";


- "Семья";


- "Компьютеризация школы";


- "Дети-сироты".


Главными результатами реализации
Программы стали:


- реформирование содержания
образования, переход учреждений образования на новые учебные планы и
программы;


- освоение педагогическими
работниками новых педагогических технологий, ориентированных на
развитие личности учащихся;


- дифференциация образовательных
услуг, развитие вариативных образовательных программ обучения и
воспитания с учетом особенностей детей и ресурсной базы.


Однако в связи с резким сокращением
финансирования многие мероприятия Программы не осуществляются в
полной мере, что не позволяет достичь заявленных Программой целей.


Программа развития образования
Чкаловского района до 2006 года разработана с учетом государственной
политики РФ в области образования, новых социально-экономических
условий, направлений и мер, закрепленных в федеральной Программе
развития образования на 2000 - 2005 годы, Программы развития
образования Нижегородской области до 2005 года и опыта реализации
предыдущей Программы.




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА
















































Наименование


Программа развития образования
Чкаловского
района до 2006 года


Заказчик


Отдел образования
администрации Чкаловского
района


Основной
разработчик
Программы


Отдел образования
администрации Чкаловского
района


Цель Программы


Формирование в рамках единого
образовательного
пространства РФ устойчивой,
динамично
развивающейся, районной системы,
способной
обеспечить удовлетворение
потребностей
личности, государства, Нижегородской области
и
Чкаловского района


Задачи Программы


Обеспечение модернизации
содержания образования
и комплексных изменений в
образовательных
технологиях, учебно-материальной
базе,
переменах в структуре, формах и
методах
управления образованием,
стабилизации
бюджетного финансирования системы образования
и
привлечение дополнительных средств


Сроки
реализации
Программы


2003 - 2006 гг.


Исполнители
основных
мероприятий Программы


Отдел образования
администрации Чкаловского
района,
информационно-диагностический центр,
администрация района


Объем и
источники
финансирования
Программы


За счет средств районного
бюджета на
образование с привлечением
внебюджетных
источников


Ожидаемые
результаты
реализации Программы


На период 2003 - 2004 гг.
основным результатом
является стабилизация системы
образования,
создание и апробация устойчивого
развития
образовательной системы района. На период 2005
-
2006 гг. основным результатом Программы
является
реализация в Чкаловском районе модели
устойчивого развития
образования


Контроль за
выполнением
Программы


Администрация Чкаловского
района, комиссия по
здравоохранению, образованию,
культуре и
социальным вопросам Земского
собрания
Чкаловского района




1. СОСТОЯНИЕ И
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ


ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА




1.1.
Социально-экономическая ситуация в Чкаловском районе.


Общая площадь района составляет 877
кв. км, численность населения 27,1 тыс. человек.


На территории района расположено 223
населенных пункта, из них 1 город, 2 поселка городского типа и 220
деревень.


В районе 14 промышленных предприятий,
51 предприятие малого бизнеса, 10 сельскохозяйственных предприятий.
Основу экономики района составляет промышленность, доля которой в
общем объеме валовой продукции 70%.


Начиная с 90-х годов в районе
складывается неблагоприятная демографическая ситуация, которая
характеризуется отрицательным приростом населения. Ежегодно
смертность превышает рождаемость. При складывающейся демографической
ситуации пенсионер - каждый третий житель района. Средняя заработная
плата по сельскому хозяйству 930 рублей, по городу - 1860 рублей.
Большинство семей в районе имеют среднедушевой доход ниже
прожиточного минимума. Нарастают процессы сокращения числа
дошкольников, учащихся начальной, основной и средней школы.


В этом десятилетии мы ощутим
последствия демографического спада, продолжавшегося последний десяток
лет прошедшего века. Повышение рождаемости 80-х годов привело к пику
количества учащихся в школах в 1993 - 1999 гг., после чего ожидается
значительное сокращение.


Прогнозируется сокращение к 2006 году
дошкольников с 866 по 790, школьников с 3223 до 2700 человек.


Тенденция сокращения населения
требует новых подходов к передовой и профессиональной подготовке
выпускников общеобразовательной и профессиональной школы.


В условиях экономических и социальных
реформ существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего
поколения района. Демократизация общества создала условия для
личностного развития молодежи, но в то же время социальное
расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения
отрицательно сказывается на семье, увеличивается количество
беспризорных детей и совершенных правонарушений, растет наркомания,
через СМИ на детей обрушивается поток низкопробной продукции.


Возросшая роль этнического фактора в
общественном развитии, с одной стороны, демонстрирует его социальный
потенциал, а с другой - порождает межнациональную напряженность. В
духовно-нравственном развитии человека происходит переоценка роли
религии. Первоочередной проблемой становится физическое и психическое
развитие детей и молодежи.


Выводы: современное состояние
социально-экономической сферы общественной жизни района настоятельно
требует перемен в стратегии развития образования Нижегородской
области и в первую очередь в стратегии управления образованием и его
ресурсами (кадровыми, научно-методическими, информационными,
финансовыми и др.).


1.2. Краткая характеристика системы
образования Чкаловского района.


По состоянию на 1 сентября 2002 года
в сети образовательных учреждений Чкаловского района функционируют 17
детских садов, 2 начальные общеобразовательные школы, 4 основные
общеобразовательные школы, 10 средних школ, 1 коррекционная
школа-интернат, 1 детский дом, 4 учреждения дополнительного
образования детей (ДЮКФП, ДДТ, школа прикладного искусства,
загородный лагерь).


На 1 января 2002 года в Чкаловском
районе функционируют 17 ДОУ на 1420 мест, из них в городских
поселениях 8 учреждений на 881 место и в сельской местности 9
учреждений на 539 мест, а также 1 Беловская основная
общеобразовательная школа, осуществляющая дошкольное образование, на
30 мест.


В результате рыночных преобразований
изменилась структура дошкольных образовательных учреждений. Все
детские сады являются муниципальными. Численность детей, посещающих
дошкольные учреждения, сократилась до 866 человек.




ОБЩИЕ ДАННЫЕ ПО
СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА












































































































































































Образовательные учреждения


1998 г.


1999 г.


2000 г.


2001 г.


2002 г.


Общее число
образовательных
учреждений, в т.ч.
образовательные
учреждения
для детей с ограниченными
возможностями
здоровья


17


17


17


17


17


В них учащихся


4226


4074


3803


3624


3361


Общеобразовательные школы.
В
них учащихся


4101


3947


3687


3501


3223


Из них: начальные


2


2


2


2


2


В них учащихся


23


22


21


38


18


Основные


4


4


4


4


4


В них учащихся


295


289


263


226


211


Средние (полные)


10


10


10


10


10


В них учащихся


3783


3636


3403


3237


2994


Количество первоклассников


331


306


245


228


215


Численность
педагогических
работников
общеобразовательных

учреждений, в т.ч. в
образовательных
учреждениях
для детей с ограниченными
возможностями
здоровья


376


410


398


372


370


Численность
учителей
общеобразовательных школ


350


382


373


349


345


Дошкольные учреждения


21


20


19


18


17/1


Численность дошкольников


1085


989


962


890


866


Количество детских домов


1


1


1


1


1


В них воспитанников


29


37


40


40


49


Количество учреждений НПО


1


1


1


1


1


В них учащихся


348


347


327


339


350


Учреждения
дополнительного
образования детей


4


4


4


4


4






Доля расходов на
образование в консолидированном бюджете района составляет 48%.


1.3. Состояние и основные проблемы
районной системы образования.


Система образования района в целом
соответствует потребностям детей и молодежи, родителей, государства,
общества в общем и профессиональном образовании, гарантированном
Конституцией России.


Сохранена сеть образовательных
учреждений.


Слабые стороны:


1. В городских школах учащиеся по
прежнему занимаются в 2 смены.


2. Обостряется проблема
материально-технической базы образования. В комплексах со всеми
удобствами размещено только 50% школ. Вызывает тревогу стремительное
старение школ и детских садов. Требуют капитального ремонта 90%
общеобразовательных учреждений района.


Обеспеченность компьютерами учащихся
общеобразовательных школ.


В школах района 1 компьютер (как
правило, устаревшей модели) приходится на 38 учащихся. Компьютерными
классами обеспечены 7 школ. Однако в школах стоят, в основном,
устаревшие модели компьютеров, не обеспечивающие изучение информатики
на современном уровне.






-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






1.3.2.
Результативность образовательной деятельности.


В районе ежегодно среднее образование
получают около 230 человек. Растет число учеников, заканчивающих
школу с золотой и серебряной медалью. Есть учащиеся - призеры
областных олимпиад.


Вместе с тем имеется ряд существенных
проблем:


1. Отчетливо проявилось ухудшение
социального и физического здоровья обучающихся и педагогических
работников. В этом процессе главную роль играет состояние
социально-экономической сферы в районе.


2. Важнейшей проблемой является
восстановление единства обучения и воспитания, устойчивого
функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.


3. Сохраняется отрыв обучения от
социально значимых проблем - система образования по-прежнему, в
основном, ориентируется на воспроизведение готовых знаний и
профессиональных умений, слабо работает на развитие личности,
формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других
элементов культуры.


4. Увеличилось число детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции. Однако существующая
учебно-материальная база для указанных детей не в полной мере
обеспечивает необходимые условия по их содержанию и обучению.


5. Острой остается проблема
профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями
здоровья.


1.3.3. Кадры в образовании.


Образовательные учреждения района
обеспечены педагогическими кадрами, обладающими достаточным уровнем
профессиональной подготовки и квалификации. В данное время в районе
практикуется повышение квалификации учителей в г. Чкаловске с выездом
специалистов из НИРО и МОН.


Слабые стороны:


1. Недостаточный уровень подготовки
педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы,
требующий совмещения преподавания ряда предметов.


2. Сохраняется тенденция
недостаточной социальной защищенности педработников из-за низкого
уровня обеспеченности зарплатой, жильем, условиями отдыха и лечения
и, как следствие, снижения престижа профессии, уход из учреждений
образования молодых педагогов, особенно мужчин.


3. Недостаточная подготовка
администраторов образования, особенно ощутимая в условиях рыночных
преобразований.


4. Недостаточное финансирование
повышения квалификации педагогических кадров.




СТАЖ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ




График не приводится.




За последнее
десятилетие группа учителей со стажем от 5 до 20 лет стала самой
многочисленной. Более 35% учителей пенсионного и предпенсионного
возраста. Самая малочисленная группа учителей - молодежь со стажем
работы до 5 лет. Молодые специалисты не задерживаются в школе из-за
низкой заработной платы и отсутствия жилья.






-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






1.3.5. Организация
управления.


Анализ проблем в системе образования
района и причин, их обусловивших, показывает, что многие из них
вызваны существенными недостатками в управлении образованием.


Наиболее значимыми недостатками на
муниципальном и школьном уровне являются:


1. Преобладание оперативного
управления над программно-целевым.


2. Недостаточная автономность
общеобразовательных учреждений. Несогласованность управления по
иерархическим уровням; недостаточная государственная поддержка
муниципальных образовательных систем.


3. Слабая децентрализация управления
как противоречие между законодательно закрепленными компетенциями и
реальными административными моделями управления.


4. Недостаточное развитие форм
общественно- государственного управления.


5. Не соответствует современным
требованиям и остроте решаемых проблем уровень теоретической и
практической подготовки многих администраторов образования.


Вышеназванные проблемы, в основном,
являются следствием того, что система образования главным образом
ориентирована на обеспечение текущего функционирования
образовательных учреждений и управление процессами, что возможно
только в качестве краткосрочной цели. Длительное по времени
существование системы образования с такими целевыми установками может
привести к потере качественных показателей работы системы.




2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ


НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ




2.1. Главная
(стратегическая) цель Программы: формирование в рамках единого
образовательного пространства Российской Федерации устойчивой,
динамично развивающейся районной системы образования, способной
обеспечить удовлетворение потребностей личности, государства,
Нижегородской области и Чкаловского района.


2.2. Задачами Программы являются:
обеспечение модернизации содержания образования и комплексных
изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе,
адекватных перемен в структуре, формах и методах управления
образованием, системе подготовки и повышения квалификации
педагогических и руководящих кадров, стабилизация бюджетного
финансирования системы образования и привлечение дополнительных
средств.


2.3. Общие направления модернизации
системы образования области.


2.3.1. В обновлении содержания и
педагогических технологий воспитания и обучения:


- разработка и внедрение в массовую
практику образовательных программ, отражающих изменения в сфере
культуры, экономики, науки, техники и технологий, региональных
культурных традиций и особенностей;


- дальнейшее совершенствование
преемственности и непрерывности воспитания и обучения учащихся на
различных уровнях и ступенях образования с учетом особенностей их
развития, социально-экономической ситуации;


- создание системы воспитания
здорового образа жизни;


- совершенствование организации
гражданского образования, форм общественного самоуправления учащихся
на принципах уважения прав и свобод личности, высокой нравственности,
национальной и религиозной толерантности;


- внедрение педагогических
технологий, нацеленных на разностороннее развитие детей и молодежи,
их творческих способностей, на формирование навыков самообразования,
самореализацию личности, в т.ч. с применением современных
информационных и дистантных форм обучения.


2.3.2. В сфере информационного
обеспечения развития образования:


- участие, в т.ч. с использованием
Интернета, в информационной компьютерной сети, объединяющей органы
управления образованием и методические службы на региональном и
муниципальном уровнях;


- разработка и поддержка
соответствующих программ, баз данных по ресурсному обеспечению
образования, по сбору и анализу управленческой информации и ее
использованию в практике работы;


- создание региональной
информационной системы библиотечных фондов;


- создание информационного фонда в
образовательных учреждениях;


- разработка системы педагогического
мониторинга, в т.ч. критериев оценки качества образования (ученик,
учитель, образовательное учреждение, потребности социума);


- разработка системы информационного
взаимодействия со средствами массовой информации.


2.3.3. Реформирование структуры,
содержания и форм управления образованием:


- разработка и апробация механизма
реализации принципа автономности образовательных учреждений путем
более четкого разграничения компетенции и ответственности учреждения
и его учредителя, усиления общественной составляющей в управлении
путем создания полномочного и дееспособного попечительского совета и
(или) совета учреждения образования;


- создание условий для развития
органов государственно-общественного управления образованием;


- создание системы работы с резервом
кадров, включающей отбор перспективных потенциальных руководителей,
их целенаправленную подготовку и стажировку;


- переход от распорядительного к
регулирующему механизму управления системой образования,
обеспечивающему ее нормативно-правовое, экономическое и качественное
состояние.


2.3.4. Совершенствование
экономического механизма функционирования образовательных учреждений:


- разработка механизма привлечения
инвестиций в систему образования;


- увеличение бюджетного
финансирования по нормативам финансирования, определяемым в расчете
на одного обучающегося;


- внедрение методик нормативного
финансирования образовательных учреждений;


- создание действенных механизмов
укрепления учебно-материальной базы образования, в т.ч.
профессиональной подготовки;


- активное внедрение тепло- и
энергосберегающих технологий в обслуживание учреждений образования;


- разработка механизмов привлечения
внебюджетных средств для нужд образовательных учреждений
(образовательные фонды, системы образовательного страхования,
дополнительные платные образовательные услуги);


- погашение накопленной кредиторской
задолженности образовательных учреждений;


- повышение уровня оплаты труда и
социального статуса педагогических работников.


2.3.5. Развитие нормативно-правовой
базы системы образования:


- привлечение общественных структур и
родителей к управлению образовательным учреждением и усилению
сотрудничества между образовательными учреждениями и обществом;


- создание единой районной системы
мониторинга качества образования, критериев оценки деятельности
образовательных учреждений различных типов и видов;


- разработка районной системы
лицензирования, аттестации и государственной аккредитации
образовательных учреждений;


- нормативное финансирование за счет
бюджетных средств учреждений образования всех типов и видов.


2.3.6. Реформирование системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и
педагогических кадров:


- создание гибкой многоуровневой
системы переподготовки и повышения квалификации педагогических
работников и администраторов, основанной на преемственности
содержания педагогического образования и его обновления, не реже 1
раза в 5 лет;


- создание региональной системы
дистантного повышения квалификации педагогических работников;


- обновление содержания
педагогического образования и повышения квалификации, освоение
проектных, деятельностных технологий, практикоориентированный
характер обучения, внедрение информационных технологий обучения, в
т.ч. с использованием Интернета;


- модернизация содержания и форм
деятельности методической службы;


- создание системы мониторинга
качества подготовки и повышения квалификации педагогических
работников и администраторов;


- укрепление учебно-материальной базы
ИДЦ.


2.4. Локальные цели и направления
реализации Программы.


2.4.1. Дошкольное образование.


Цель: обеспечение возложенных на
дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) задач по помощи семье в
воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их
психического и физического здоровья, коррекции недостатков развития,
развитию индивидуальных способностей.


Основные направления:


- сохранение системы дошкольного
образования, обеспечение общедоступности услуг ДОУ для всех групп
населения;


- создание условий ДОУ (групп) для
полного развития способностей и интересов детей дошкольного возраста,
в т.ч. с проблемами развития (ограниченными возможностями здоровья);


- совершенствование содержания
дошкольного образования, внедрение программно-методического
обеспечения на развивающей основе, переход на новые образовательные
стандарты;


- введение механизма регуляции
качества дошкольного образования через процедуру аттестации и
государственной аккредитации;


- содействие семьям в обучении и
воспитании детей дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ.


2.4.2. Общее среднее образование.


Цель: создание условий для
обеспечения доступности и качества образования, развития личности,
способной к социальной адаптации.


Основные направления:


- модернизация содержания
образования, организационных форм, методов и технологий при
сохранении базовых принципов и лучших традиций отечественной школы;


- реализация регионального компонента
государственных образовательных стандартов;


- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, природе;


- совершенствование организации
учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей,
нормализации учебной нагрузки, обеспечение общего образования детей с
ограниченными возможностями здоровья;


- дальнейшее создание равных условий
для получения образования детей с учетом их индивидуальности;


- развитие системы образовательных
учреждений различных форм, типов и видов;


- сохранение, поддержка и развитие
сельских школ, в том числе малокомплектных, обеспечивающих
образовательные потребности населения;


- совершенствование педагогических
технологий;


- компьютеризация школ, в том числе
сельских, с использованием Интернета и дистанционного обучения;


- обеспечение государственной и
общественных систем оценки качества деятельности образовательных
учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и
общественной аккредитации;


- организация централизованного
обеспечения школьных библиотек учебниками и учебной литературой
регионального компонента за счет бюджетов всех уровней;


- дальнейшее развитие и обеспечение
демократического, государственно-общественного характера управления
системой общего образования, включая укрепление управленческой
вертикали по всем составляющим ее уровням.


2.4.3. Начальное профессиональное
образование.


Цель: обеспечение
социально-экономических потребностей Чкаловского района в
квалифицированных рабочих кадрах, конкурентоспособности выпускника,
его профессиональной мобильности и социальной защищенности.
Совершенствование разноуровневых образовательных учреждений, имеющих
гибкую и эффективную образовательную систему, в полной мере
отвечающую как потребностям и интересам личности, так и запросам
экономики и регионального рынка труда.


Основные направления:


- укрепление материально-технической
базы ПУ № 13;


- развитие внебюджетной деятельности
ПУ № 13 (развитие сети повышения квалификации и переподготовки
незанятого населения);


- развитие государственной и
общественной форм управления и самоуправления;


- создание условий для организации
общественных форм управления ПУ через деятельность профессиональных
союзов, ассоциаций, попечительского совета;


- совершенствование
нормативно-правовой базы училища;


- оптимизация подготавливаемых
профессий и специальностей, мобильность при открытии новых при
непременном условии сохранения качества образования;


- развитие инновационных технологий в
обучении.






-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






2.4.3. Воспитание и
дополнительное образование детей.


Цели: создание необходимых
организационных, методических, кадровых и материальных условий для
развития воспитания в системе образования района, повышение
общественного статуса социального института воспитания, обновление
воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе
отечественных традиций и современного опыта, обеспечение целостности
и разнообразия воспитания, укрепления механизма воспитания;


- укрепление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, окружающей природе;


- сохранение и развитие общедоступной
системы дополнительного образования детей и взрослых.


Приоритетные направления развития
воспитания и дополнительного образования детей в Чкаловском районе
определяются в соответствии с Программой развития воспитания в
Российской Федерации.


Основные подходы:


- приоритетность воспитания в
образовательной политике, восстановление его статуса и значимости в
образовании;


- организация воспитательного
процесса на основе Закона Российской Федерации "Об образовании",
направленная на формирование и свободное развитие личности, оказание
ей поддержки в жизненном самоопределении, воспитании качеств
гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-родителя;


- признание вариативности
воспитательных систем, учет специфики деятельности различных типов и
видов образовательных учреждений. Обеспечение целостности,
последовательности и преемственности в воспитании учащейся молодежи
на различных уровнях образования;


- формирование нравственных качеств,
профессиональных интересов, гражданской позиции на основе
общечеловеческих ценностей, отечественных педагогических традиций и
современного опыта;


- социально-психологическая поддержка
детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к
социуму, формированием социальной ответственности;


- профилактика и коррекция
девиантного поведения;


- обеспечение прав детей в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и российским
законодательством, в т.ч. на свободное самоопределение и
самореализацию личности.


Основные направления:


- укрепление здоровья ребенка
средствами физкультуры и спорта, формирование здорового образа жизни,
обеспечение развития системы оздоровительной работы;


- воспитание учащихся в духе
демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания;


- предоставление им реальных
возможностей для участия в управлении образовательным учреждением;


- создание условий для участия семьи
в воспитательном процессе и активное включение семьи в решение
проблем воспитания;


- создание условий для усвоения
учащимися общечеловеческих и отечественных ценностей, помощь
воспитанникам в самоопределении, стабилизация и развитие системы
дополнительного образования детей, усиление воспитательных функций
современного профессионального образования;


- создание условий для деятельности
детских и молодежных общественных объединений, организаций.


2.4.4. Молодежная политика.


Цель: создание и развитие правовых,
социально-экономических и организационных условий для самореализации
молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.


Основные направления:


- создание условий для
патриотического и духовно-нравственного воспитания,
интеллектуального, творческого и физического развития молодежи,
реализация ее интеллектуального, творческого и физического
потенциала, поддержка деятельности молодежных и детских общественных
объединений;


- формирование у молодежи активной
жизненной позиции, готовности к участию в общественно-политической
жизни страны и государственной деятельности;


- реализация программ содействия
социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка
молодежного предпринимательства;


- формирование здорового образа жизни
молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для
молодежи и подростков, профилактика безнадзорности, подростковой
преступности, наркомании и алкоголизма;


- улучшение демографической ситуации
в обществе, укрепление института молодой семьи, содействие в решении
жилищных проблем молодых граждан;


- развитие и поддержка федеральной и
региональной систем информационного обеспечения молодежи на базе
традиционных коммуникаций, современных технологий и компьютерных
сетей.


2.4.5. Ресурсное обеспечение системы
образования.


Цель: стабилизация ресурсного, прежде
всего финансового, обеспечения состояния системы образования
Чкаловского района и финансовое оздоровление образовательных
учреждений, реализация механизма включения образовательных учреждений
в рыночные условия хозяйствования.


Основные направления:


- закрепление приоритетности развития
образования в сфере социально-экономического развития Чкаловского
района;


- нормативно-правовая поддержка
функционирования образовательных учреждений в условиях рыночных
отношений;


- увеличение бюджетного
финансирования сферы образования на основе нормативов финансирования,
определяемых в расчете на одного ученика (воспитанника);


- погашение кредиторской
задолженности образовательных учреждений;


- реализация закрепленных
законодательством об образовании норм самостоятельности
образовательных учреждений;


- повышение уровня оплаты труда и
социального статуса работников образования;


- обеспечение материальной
заинтересованности работников системы образования в повышении
качества образовательных услуг;


- повышение управленческой
компетентности и менеджерской ориентации администраторов системы
образования;


- приведение материально-технической
базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями
лицензирования, аттестации и аккредитации;


- укрепление кадрового потенциала
системы образования.




3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И ВОЗМОЖНЫЕ


СЦЕНАРИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ




3.1. Реализация
Программы предлагает 2 основных этапа.


Первый этап (2003 - 2004 гг.)


На этом этапе осуществляются
подготовительные и стабилизационные меры:


- принятие комплекса
нормативно-правовых актов, нацеленных на модернизацию различных сфер
образования;


- стабилизация сети образовательных
учреждений, особенно на селе;


- создание модели устойчивого
развития образовательных учреждений и муниципальной образовательной
системы.


Второй этап (2005 - 2006 гг.)


На этом этапе осуществляются:


- реализация всего комплекса
программных мероприятий по развитию образования Чкаловского района;


- внедрение моделей устойчивого
развития во всем образовательном комплексе района;


- анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период;


- введение в экспериментальном
порядке режима нормативного финансирования образовательных учреждений
(по согласованию с министерством образования).


3.2. Возможные сценарии реализации
Программы.


Реализация Программы может протекать
по нескольким сценариям, что зависит от полноты выполнения задач и
возможного действия 2-х факторов риска.


Такими факторами могут быть:


1. Недостаточное ресурсное
обеспечение Программы:


- неполное выделение финансовых
средств;


- слабое информационное обеспечение
(недостаточная техническая база Программы и недостатков данных);


- недостаточное нормативно-правовое
обеспечение.


2. Неэффективность работы органов
управления и администраторов образовательных учреждений. Этот фактор
риска можно ослабить выделением как особо приоритетного в работе
направления кадрового менеджмента во всей вертикали управления
образованием.


В связи с этим возможны три варианта
сценария развития Программы:


- при полном ресурсном обеспечении;


- при минимальном ресурсном
обеспечении;


- при неполном ресурсном обеспечении.


Оценивая влияние факторов риска в
целом, в качестве наиболее вероятного базового сценария
предполагается последний вариант при неполном ресурсном обеспечении и
эффективно работающих командах. При этом будет соблюдена этапность
реализации Программы и достигнута высокая результативность.






















































































































Мероприятия


Срок


Ответственные


Источники и размер

финансирования


Создание системы
мониторинга
качества основного общего,
среднего
(полного) образования


2003 -
2005 гг.


ИДЦ





Обеспечение
своевременного
лицензирования,
аттестации
образовательных учреждений района


2003 -
2006 гг.


Администрация
района, РОО





Участие по итогам аттестации
в
государственной аккредитации
общеобразовательных
учреждений с
установлением их статуса


2003 -
2006 гг.


РОО





Завершение перехода
начальной
школы на 4-летнее обучение


2002 -
2003 гг.


РОО





Расширение сети компенсирующего
и
коррекционно-развивающего
обучения на I и II
ступенях


2003 -
2005 гг.


ИДЦ, РОО





Реализация областной
целевой
программы "Одаренные дети"


2002 -
2006 гг.


РОО


Районный бюджет -
1044500
руб.


Реализация региональной
целевой
программы "Дети-сироты"


2002 -
2005 гг.


РОО


Районный бюджет -
2370000
руб.


Обеспечение детей-сирот и
детей,
оставшихся без попечения
родителей, жилыми
помещениями за
счет средств областного и
районного
бюджетов


2002 -
2006 гг.


РОО
МО и НПО


Районный бюджет: 2002
г. -
90 тыс. руб.,
2003 г. - 200 тыс.
руб. 2004 г. -
300
тыс. руб., областной
бюджет: 2003 г. - 163
тыс.
руб.


Реализация
территориального
гарантированного
перечня
реабилитационных мероприятий,
технических
средств и услуг,
предоставляемых детям-инвалидам
в
соответствии с индивидуальной
программой реабилитации


2003 -
2005 гг.


РОО,
управление

социальной
защиты
населения


Районный бюджет:
ежегодно
по 12 тыс.
руб.


Поддержка и развитие
деятельности
педагогической
и
медико-социальной помощи
обучающимся
и
психолого-методико-педагогических
консультаций
для обучающихся,
родителей и работников
системы
образования


2003 -
2004 гг.


РОО, ИДЦ





Начальное
профессиональное
образование











Завершение внедрения в
практику
работы ПУ № 13 стандартов по
профессиям


2003 г.


Администрация
района





Модернизация
действующих
образовательных программ
начального
профессионального
образования с целью повышения
качества
и экономической
эффективности
подготовки
квалифицированных рабочих


2003 -
2004 гг.


РОО,
ПУ № 13





Разработка
учебно-методического
сопровождения
начального
профессионального образования


2003 г.


ПУ № 13





Продолжение практики
проведения
конкурсов профессионального
мастерства
среди учащихся и
мастеров производственного
обучения
по профессиям


2003 -
2006 гг.


РОО,
ПУ № 13





Создание условий для
укрепления
связей
с
предприятиями-заказчиками с целью
повышения
конкурентоспособности и
профессиональной
мобильности
выпускников на рынке труда


2003 -
2005 гг.


ПУ № 13





Разработка программы развития
ПУ
№ 13 на 2002 - 2005 гг.


2002 -
2003 гг.


ПУ № 13









1. Открытие в ПУ N
13 групп профессий, относящихся к 4 группе.


2. Разработка содержания
общеобразовательной и профильной составляющих и базового и
повышенного уровня воспитания.


3. Развитие системы самоуправления,
профилактическая работа по предупреждению правонарушений и улучшение
социально-бытовых условий учащихся, проживающих в общежитии.




ВОСПИТАНИЕ И
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ
































































































































































Мероприятия


Срок


Ответственные


Источники
и размер

финансирования


Разработка Целевой
программы
развития воспитания в Чкаловском
районе


2003 г.


ИДЦ





Создание
научно-координационного
совета по проблемам воспитания при
РОО


2003 -
2006 гг.


РОО, ИДЦ





Развитие
образовательных
учреждений по вопросам воспитания
и
дополнительного образования
детей


2003 -
2006 гг.


РОО, ИДЦ





Молодежная политика











Реализация программ
"Молодежь
Нижегородской области", "Молодой
семье
- доступное жилье" и
программы
патриотического
воспитания


2002 -
2006 гг.


Администрация
Чкаловского

района





Нормативно-правовое
обеспечение
системы образования











Адаптация положения о
группах
кратковременного пребывания детей
в дошкольных
учреждениях к
условиям Чкаловского района


2003 г.


РОО, ИДЦ





Разработка Положения
о
муниципальной методической службе


2004 г.


РОО





Разработка и утверждение
Положения
о резерве руководящих кадров
системы
образования


2004 г.


РОО





Утверждение Положения о
стажировке
руководителей образовательных
учреждений
всех типов и видов,
мастеров
производственного
обучения и
преподавателей
специальных дисциплин


2004 г.


РОО





Кадровое обеспечение
системы
образования











Участие в конкурсе "Учитель
года"


2003 -
2006 гг.


ИДЦ





Составление долгосрочных
прогнозов
потребности района в
педагогических
кадрах


2003 -
2004 гг.


ИДЦ





Создание системы
профессиональной
ориентации с целью
обеспечения
педагогическими кадрами
образовательных
учреждений района


2003 -
2004 гг.


ИДЦ





Создание информационной
системы
данных о педагогическом кадровом
потенциале района


2003 г.


ИДЦ





Повышение
квалификации
педагогических работников с
периодичностью
не реже 1 раза в 5
лет


2003 -
2006 гг.


РОО


Районный
бюджет: 800

тыс. руб.


Материально-техническое

обеспечение системы образования











Разработка и
осуществление
комплекса мероприятий по
сохранению
и развитию
материально-технической
базы
образовательных учреждений в
соответствии с
требованиями
лицензирования, аттестации и
аккредитации


2003 -
2006 гг.


РОО


Районный
бюджет: по
300
тыс. руб.
ежегодно


Реализация мероприятий по
пожарной
безопасности государственных
образовательных
учреждений


2003 -
2006 гг.


РОО


Районный
бюджет: по
500
тыс. руб.
ежегодно


Реализация Целевой программы
по
энергосбережению в учреждениях
образования


2003 -
2005 гг.


РОО





Осуществление поэтапной
закупки
недостающих учебников, учебно-
методических
пособий, учебно-
лабораторного оборудования,
учебной
техники, необходимой для
качественной общеобразовательной
и
профессиональной подготовки


2003 -
2006 гг.


РОО


Районный
бюджет: по
100
тыс. руб.
ежегодно


Экономическое обеспечение
системы
образования











Апробация моделей
софинансирования
общеобразовательных учреждений


2006 г.


РОО





Переход на
нормативное
финансирование учреждений
начального
профессионального
образования на
основе
государственных стандартов


2004 г.


МО и ННО


Областной
бюджет








-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






5. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ




На период 2003 -
2004 гг. основным результатом реализации Программы является
стабилизация системы образования района, обеспечение ее ресурсной
базы.


На период 2005 - 2006 гг. основным
результатом реализации Программы является создание модели устойчивого
развития образования Чкаловского района.




ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
(КАЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ) РАЗВИТИЯ


СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ




Сохранение и
развитие сети образовательных учреждений района.


Становление гражданского характера
образования, совершенствование форм сотрудничества между
образовательным учреждением и местным сообществом на принципах
уважения прав и свобод личности в демократическом обществе.


Создание условий для развития органов
государственно-общественного управления образованием, становление
попечительских советов и других органов самоуправления.


Разграничение полномочий и
ответственности учреждения и его учредителя.


Разработка и внедрение
образовательных программ, отражающих современное состояние культуры,
науки и техники, а также региональные и культурные традиции.


Внедрение в массовую практику
современных педагогических технологий обучения и воспитания,
обеспечивающих непрерывность, преемственность и личностно
ориентированный характер образования.




В ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
И РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ




Дошкольное
образование




Развитие ДОУ
различных видов и категорий в соответствии с потребностями разных
групп населения.


Обеспечение развития индивидуальных
возможностей и способностей детей, создание психологического комфорта
в ДОУ.


Повышение образовательного ценза,
профессионального мастерства работников дошкольного образования.


Обеспечение роста управленческой
культуры и компетентности руководителей ДОУ.


Развитие механизма взаимодействия
между ДОУ, начальной школой и семьей.


Создание гибкой системы управления
дошкольным образованием через ее дифференциацию и оптимизацию.




Общее среднее
образование




Обеспечение
конституционных прав личности на получение образования любого уровня
в соответствии с законодательством Российской Федерации.


Исполнение органами власти района и
управления всех уровней, учреждениями системы образования
действующего законодательства в области образования и положений
Программы.


Функционирование системы на основе
норм законодательства и государственных нормативов.


Реализация федеральных и региональных
компонентов преемственных государственных образовательных стандартов
и примерных образовательных программ на всех уровнях образования,
включая специальные для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, обеспечение вариативных программ обучения и учебников.


Поддержка детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными
возможностями здоровья.


Функционирование государственной и
общественной системы оценки качества деятельности образовательных
учреждений, включая лицензирование, аттестацию, государственную и
общественную аккредитацию.




Дополнительное
образование детей




Сохранение
общедоступного дополнительного образования для детей (на бесплатной
основе).


Развитие системы различных видов
учреждений дополнительного образования детей; реализация новых
программ дополнительного образования.


Расширение сферы и перечня
реализуемых общедоступных услуг в сфере дополнительного образования
детей.




Начальное
профессиональное образование




Соответствие
качества профессионального образования запросам потребителей на рынке
труда.


Осуществление мер по социализации
выпускников.




Ресурсное обеспечение




Нормативно-правовое
обеспечение Программы.


Разработка и принятие
нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию модели
устойчивого развития образования района.


Кадровое обеспечение Программы.


Разработка и функционирование
механизма подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров
для модели устойчивого развития образования района.


Материально-техническое обеспечение.


Приведение в соответствие с
требованиями лицензирования материально-технической базы
образовательных учреждений района.


Выведение из эксплуатации аварийных
зданий.


Реализация Программы компьютеризации
школ.


Экономический ресурс.


Финансовое оздоровление ОУ.


Стабилизация финансового состояния
системы образования.


Внедрение адекватного рыночным
условиям финансово-хозяйственного механизма ОУ.




6. УПРАВЛЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2006
ГОДА




6.1. Для
осуществления мер, заложенных в Программе развития образования
Чкаловского района до 2006 года, при отделе образования района
создается координационный совет по реализации Программы, в ведении
которого находятся следующие вопросы:


- разработка стратегии реализации
модели устойчивого развития образования Чкаловского района;


- разработка нормативно-правовой базы
Программы;


- планирование и контроль за
исполнением основных мероприятий Программы;


- корректировка механизма реализации
Программы до 2006 года;


- издание материалов,
научно-методических пособий в рамках Программы.


6.2. При координационном совете
создаются по основным направлениям Программы проектные группы из
специалистов в отделе образования и практиков.




СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ:




МО и ННО -
министерство образования и науки Нижегородской области.


РОО - районный отдел образования.


ИДЦ - информационно-диагностический
центр.


ПУ № 13 - профессиональное училище N
13.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru