Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Ковернинского района от 25.09.2003 № 51


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОВЕРНИНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО
2006 ГОДА"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
КОВЕРНИНСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 25 сентября 2003 г. № 51




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОВЕРНИНСКОГО


РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО
2006 ГОДА




В целях обеспечения
благоприятных условий для повышения эффективности работы и развития
системы образования Ковернинского района Земское собрание
постановляет:


1. Программу развития образования
Ковернинского района Нижегородской области до 2006 года утвердить.


2. Администрации Ковернинского района
принять меры к полному выполнению Программы.


3. Контроль за выполнением данного
постановления возложить на комитет по бюджетной, финансовой,
налоговой, экономической политике (Н.Ф. Храмов), комитет по
социальной политике (М.Ф. Лебедева).




Председатель Земского
собрания


Л.Б.БАГДАСАРЯН




Глава местного
самоуправления


П.А.КЛЮГАНОВ












Утверждена


постановлением


Земского собрания


Ковернинского района


от 25.09.2003 № 51




ПРОГРАММА


РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОВЕРНИНСКОГО
РАЙОНА


НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2006 ГОДА




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КОВЕРНИНСКОГО


РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2006
ГОДА




Наименование
Программы - Программа развития образования Ковернинского района
Нижегородской области.


Заказчик - отдел образования
администрации Ковернинского района.


Основной разработчик - отдел
образования администрации Ковернинского района.


Цель Программы - формирование в
Ковернинском районе единого образовательного пространства, динамично
развивающейся районной системы, способной обеспечить удовлетворение
потребности личности, района, Нижегородской области.


Задачи Программы - обеспечение
модернизации содержания образования и комплексных изменений в
образовательных технологиях, учебно-материальной базы, адекватных
перемен в структуре, формах и методах управления образованием,
системе подготовки и повышения квалификации педагогических и
руководящих кадров; стабилизация бюджетного финансирования системы
образования и привлечение дополнительных средств.


Сроки реализации - 2003 - 2006 гг.





Программа реализуется
в два этапа: 1-й этап - 2003/2004 г.

2-й
этап - 2005/2006 г.




Исполнители основных
мероприятий Программы - отдел образования администрации Ковернинского
района, районный финансовый отдел, сельские администрации,
образовательные учреждения.


Объем и источники финансирования
Программы - средства местного бюджета с привлечением внебюджетных
источников.


Расходы районного бюджета на
мероприятия Программы:


2003 - 1506 тыс. руб.


2004 - 3209 тыс. руб.


2005 - 4271 тыс. руб.


2006 - 4297 тыс. руб.


Ожидаемые результаты - стабилизация и
устойчивое развитие системы образования, обеспечение ее ресурсной
базы.


Контроль за выполнением Программы -
Земское собрание Ковернинского района.






1. СОСТОЯНИЕ И
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ


ОБРАЗОВАНИЯ КОВЕРНИНСКОГО РАЙОНА




1.1.
Социально-экономическая ситуация в


Ковернинском районе Нижегородской
области




Ковернинский район
представляет собой один из сельскохозяйственных районов Нижегородской
области. В составе района числится один поселок городского типа -
Ковернино (районный центр) и 191 сельский населенный пункт,
объединенный в 12 сельских администраций.


На территории района зарегистрировано
62 учреждения и организации муниципальной формы собственности (57
учреждений социальной сферы и 5 МУП).


В структуре валовой продукции
наибольший удельный вес занимает производство с/х продукции - 54%,
объем подрядных строительных работ - 14,7%, промышленная продукция -
7%.


Основные направления деятельности
промышленных предприятий: переработка молока, заготовка леса и
деревообработка, производство изделий хохломской росписи.


Ковернинский район - дотационный. В
2002 году собственные доходы в общей сумме доходов составляли 22,7%.


По прогнозам 2004 г. собственные
доходы составят 29,6 млн руб.


Расходы по бюджету района возрастут
на 20% и составят 112,7 тыс. руб.


Низкий уровень заработной платы в
промышленности и сельском хозяйстве предопределяет большую текучесть
кадров, сокращение численности работающих.


Среди молодого и среднего
трудоспособного возраста мужского населения все больше находит место
работа вахтовым методом в г. Н. Новгороде и г. Москве.


Растет уровень численности официально
зарегистрированных безработных. В 2002 г. - 0,88%, в 2004 г. - 0,95%.


Денежные доходы населения возрастают
за счет ввоза денег в район.


Растет разрыв между доходами богатых
и бедных. Происходит расслоение общества, которое порождает новые
образовательные потребности населения.


Нарастают процессы сокращения числа
дошкольников, учащихся начальной, основной и средней школы. К 2010
году контингент учащихся в районе сократится с 3216 человек (2003
год) до 2044 человек в 2010 году, т.е. на 36%.






Прогноз численности
учащихся в общеобразовательных


школах Ковернинского района в 2003 -
2008 гг.































2003 г.


2004 г.


2005 г.


2006 г.


2007 г.


2008 г.


2010 г.


3216
чел.


2910
чел.


2679
чел.


2506
чел.


2301
чел.


2144
чел.


2044
чел.




Повышение
рождаемости в 80-х годах привело к пику количества учащихся в 1993 -
1999 гг., после чего наблюдается значительное сокращение. Уже в 2003
г. сокращение числа учащихся пойдет по 5 - 9-м классам при стабильном
положении в 10 - 11-х классах.





5 - 9-е кл. 10
- 11-е кл.

2001 г. 2124 446

2002 г. 2006 432

2003 г. 1773 478




Учитывая данный
характер демографических и образовательных процессов, необходимо
внесение заблаговременных изменений в педагогическую, экономическую и
управленческую деятельность отдела образования администрации
Ковернинского района.




1.2. Краткая
характеристика системы


образования Ковернинского района




По состоянию на 1
сентября 2002 года в Ковернинском районе функционировали 40
образовательных учреждений. В течение 2003 года 3 учреждения
начального образования реорганизованы в филиалы (Высоковская нач.
шк., Наумовская нач. шк., Щегольновская нач. шк.).


Одно дошкольное образовательное
учреждение - детский сад "Березка" п. Автобаза и два
начальных образовательных учреждения - Ермиловская начальная
школа-сад и Щегольновская начальная школа закрыты в 2003 году
согласно решению сельского схода жителей микрорайона школ.


На 01.01.2003 имеется 17 ДОУ, 2
школы-сада и 1 дошкольная группа на 20 человек в Деминской основной
школе.


Детские дошкольные образовательные
учреждения посещает 1016 детей при детском населении 1554 человека.


Охват дошкольным образованием -
74,5%. Обучается в 1-м кл. на базе ДОУ - 77% общего числа
первоклассников.


Рождаемость детей за 3 года:





2000 г. 2001 г. 2002
г.

192/67 205/73 191/68




В дошкольных
образовательных учреждениях в типовых зданиях имеется 1779 мест.
Возникла проблема наличия свободных мест в детских садах: в
Понуровской, в Белбажской, в Б.Крутовской, в Хохломской, в Каменской
сельских администрациях.


Из-за отсутствия детей произойдет
сокращение групп в Шадринском, Каменском детских садах. В 2004 году
закроется детский сад в д. Рамешки.


В районе функционируют 2 средние
поселковые школы, 16 сельских школ и 2 сельских школы-сада. Доля
поселковых школ составляет 12,5%. В районе нет школ с углубленным
изучением предметов, гимназий, лицеев. Функционирует одно учреждение
начального профессионального образования, в котором обучается 270
человек.


Доля расходов на образование в
бюджете района стабильно держится на уровне 47,7%.


В 2003 году бюджет района составляет
93580000 руб., 44650000 руб. приходится на образование.






Общие данные по
системе образования Ковернинского района










































































































































































Общее число

образовательных
учреждений


1999
г.


2000
г.


2001
г.


2002
г.


2003 г.





23


22


22


22


20, в т.ч.
2 филиала


В них учащихся


3889


3695


3494


3265


2930


Из них начальные


8


7


7


7


5, в т.ч.
2 филиала


В них учащихся


83


63


65


53


31/3


Основные


7


7


7


7


7


В них учащихся


687


666


622


564


477


Средние


8


8


8


8


8


В них учащихся


3119


2966


2807


2648


2422


Количество

первоклассников


271


247


283


213


188


Численность
педагогических

работников


460


458


439


434


430


Из них в

общеобразовательных
школах


318


317


306


307


302


Из них в
дошкольных
учреждениях


142


141


133


127


126


Учреждения

дополнительного
образования детей


3


3


2


2


2


В них
педагогических

работников


14


14


13


13


13


В них занимающихся
детей


1042


1058


840


910


900






1.3. Состояние и
основные проблемы


районной системы образования




Система образования
района представлена общеобразовательными, профессиональным
учреждением и учреждениями дополнительного образования, реализующими
общеобразовательные и профессиональные программы Министерства
образования РФ квалифицированными педагогическими работниками, что в
целом соответствует потребностям детей и молодежи, родителей,
общества в целом.




1.3.1. Сохраняется
сеть образовательных учреждений района, строится новая школа,
осуществляется реорганизация здания д/с д. Сухоноска под детский дом
на 24 места, сохранена сеть учреждений дополнительного образования,
функционирует учреждение начального профессионального образования.
Слабые стороны:


1. В районе отсутствуют
специализированные учреждения для детей с отклонениями в умственном и
психическом развитии, с отклонениями в здоровье.


2. Отсутствуют инновационные
образовательные учреждения.


3. Остается школа, где учащиеся
занимаются в 2 смены (2% от общего числа учащихся).


4. Обостряется проблема
материально-технической базы образования.


5. На критическом уровне находится
проблема осуществления противопожарных мероприятий в ОУ района.


В комплексах (со всеми удобствами)
размещено только 62% общеобразовательных школ района.


Средства, выделяемые из местного
бюджета на подготовку образовательных учреждений к новому учебному
году, крайне недостаточны и позволяют обеспечить лишь минимум
потребности: крыша, тепло, свет.


Требуют укомплектования оборудованием
школьные мастерские, спортзалы, библиотеки.


6. Недостаточность оснащения
компьютерной техникой и старение имеющейся вызывает невозможность
обучения подрастающего поколения современным информационным
технологиям. Из 18 общеобразовательных школ только в 8 средних школах
имеются кабинеты информатики (44%). Это ниже среднеобластного
показателя (70%).


На один компьютер поселковых средних
школ приходится 50 учащихся, сельских школ - 48 учащихся. Однако в
школах стоят в основном устаревшие модели компьютеров, не
обеспечивающие изучения информатики на современном уровне.


Только в 3 школах района (17%)
имеются полностью оборудованные кабинеты информатики (КСШ № 1, КСШ N
2, Белбажская СОШ) - полностью.




1.3.2.
Результативность образовательной деятельности.


В районе ежегодно среднее общее
образование получают:





2001 г. 2002 г. 2003
г.

234 191 231




Высокими являются
официальные показатели результативности образования. Успеваемость
образовательных учреждений района стабильна и составляет 99,0 -
99,4%. Количество отличников за последние 3 года возросло с 192
человек (5,8%) - 2001 год до 195 человек (6,6%) - 2003 год. Качество
знаний учащихся стабильно и составляет 44,6%.


Растет число выпускников, закончивших
школу с золотыми и серебряными медалями:





2001 г. 2002 г.
2003 г.

зол. 2 1 8

сер. 4 10
13




99% выпускников школ
продолжают обучение в учреждениях начального, среднего, высшего
образования и только 1% идут работать, не получая дальнейшего
образования. Так, в 2003 году 37% выпускников поступили в вузы, 54% -
в ссузы, 8% - в учреждения начального профессионального образования.


Вместе с тем имеется ряд существенных
проблем:


1. Отчетливо проявилось ухудшение
социального и физического здоровья обучающихся.


В этом процессе главную роль играет
ухудшение социально-экономического состояния в районе.


Общая заболеваемость детей в
общеобразовательных учреждениях района составляет 58 - 59%.
Количество дней, пропущенных одним ребенком по болезни, составляет
7,0 - 7,5%.


Среди заболеваний лидирующее
положение занимают заболевания желудочно-кишечного тракта (3,6%),
лор-органов (5,5%), сердечно-сосудистые заболевания (3%), отклонения
в нервно-психическом развитии (2%).


За последние 3 года уменьшилось число
учащихся, занимающихся в основной физкультурной группе, с 85% до 84%,
подготовительной группе - с 12% до 11%. Одновременно возросло число
детей, занимающихся в специальной физкультурной группе, с 3% до 4%,
число освобожденных детей - с 1% до 2%, число детей, нуждающихся в
специальных оздоровительных мероприятиях, - с 3% до 4%.


Ежегодно уменьшается процент детей
1-й и 2-й медицинских групп здоровья.



















2000 г.


2001 г.


2002 г.


94%


93%


89%






Растет число детей
3-й и 4-й групп здоровья - с 6% (2000 год) до 11% (2002 год).


2. Важнейшей проблемой является
восстановление единства обучения и воспитания, устойчивого
функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.


3. Сохраняется отрыв обучения от
социально значимых проблем. Система образования по-прежнему
ориентируется на воспроизведение готовых знаний и профессиональных
умений, недостаточно работает на развитие личности, формирование
системы жизненных ценностей, социальных норм и элементов культуры.


4. Увеличивается число детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. За последние 3 года
количество таких детей возросло с 21 ребенка (2000 год) до 36 (2003
год).


Возрастает число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психолого-педагогической коррекции. Численность такой категории детей
возросла с 43 человек (2000 год) до 49 человек (2003 год).


Существующая в районе
учебно-материальная база не обеспечивает необходимые условия для их
содержания и обучения.


5. Острой в районе остается проблема
профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями
здоровья, имеющих отклонения в умственном и психическом развитии.




1.3.3. Кадры в
образовании.


Система образования Ковернинского
района обеспечена кадровым корпусом, обладающим высокой квалификацией
и уровнем профессионального образования, 80% педагогических
работников общеобразовательных школ района имеют высшее
педагогическое образование, 19% - среднее специальное. Среди
работников дошкольных образовательных учреждений 15% имеют высшее
образование, 82% - среднее педагогическое образование. Всего в районе
аттестовано 85% от общего числа педагогов, при этом 2,6% имеют высшую
квалификационную категорию, 52% - первую квалификационную категорию и
31% - вторую квалификационную категорию.


Ковернинский район принимает самое
активное участие в целевой контрактной подготовке педагогических
кадров, поддержанной Администрацией Нижегородской области. Поэтому
острого дефицита педагогических кадров в районе не наблюдается.


Слабые стороны:


1. Необходима стабилизация положения
с профессиональной переподготовкой и повышением квалификации
педагогических кадров в районе. Так, в 2001 году прошли курсовую
подготовку 16 педработников (4%), в 2002 году - 13 человек (3%), в
2003 году - 108 человек (25%).


2. Требует совершенствования механизм
прогнозирования потребности в педагогических кадрах для
образовательных учреждений всех типов и видов.


3. Недостаточный уровень подготовки
педагогов к работе в условиях малокомплектной сельской школы,
требующей совмещения преподавания ряда предметов.


4. Сохраняется тенденция
недостаточной социальной защищенности педработников из-за низкого
уровня обеспеченности зарплатой, жильем, условиями отдыха и лечения
и, как следствие, - снижение престижа профессии, уход из учреждений
образования молодых педагогов, особенно мужчин.


5. Недостаточная подготовка
администраторов образования, особенно ощутимая при работе в условиях
рыночных преобразований.


6. Старение педагогических кадров
района.


За последние 3 года возросло число
учителей - педагогов пенсионного возраста с 5% до 11%, при этом
сокращается число учителей со стажем работы до 2 лет с 8% (2000 год)
до 5% (2002 год).


Группа учителей со стажем работы от 5
до 20 лет является самой многочисленной в районе. В 2000 году - 53%;
в 2002 году - 50%.


Доля учителей, имеющих стаж
педагогической работы свыше 20 лет, возросла от 39% (2000 год) до 44%
(2002 год).


Прослеживается тенденция увеличения
удельного веса учителей с большим педагогическим стажем работы.




1.3.4.
Финансирование образования.


Доля финансирования образования в
бюджете Ковернинского района составляет 47,7%, но этого крайне
недостаточно, так как:


1. В районе существует кредиторская
задолженность по коммунальным услугам, компенсации на приобретение
методической литературы.


2. Наблюдается ухудшение
учебно-материальной базы ОУ.


3. Снижается уровень жизни
педагогических работников в системе образования Ковернинского района.




1.3.5. Организация
управления.


Анализ проблем в системе образования
Ковернинского района показывает, что многие из них вызваны
недостаточным финансированием и недостатками в управлении
образованием.


Наиболее значительными недостатками
на муниципальном и школьном уровнях являются:


1. Преобладание оперативного
управления над программно-целевым.


2. Недостаточная государственная
поддержка муниципальных образовательных учреждений.


3. Недостаточное развитие форм
общественно-государственного управления.


4. Острой остается проблема повышения
профессионального уровня руководящих кадров, подготовка резерва
управления.


33% директоров школ предпенсионного и
пенсионного возраста.


56% имеют стаж педагогической работы
более 20 лет. Отсутствует нормативно-правовая база отбора и
подготовки резерва администраторов.


5. Не соответствует современным
требованиям и уровень теоретической и практической подготовки
администраторов образования, только 5% директоров школ за последние 5
лет прошли курсовую подготовку по проблеме управления.


Вышеназванные проблемы в основном
вызваны недостаточностью финансирования ОУ, а также являются
следствием того, что система образования района, главным образом,
ориентирована на обеспечение текущего финансирования образовательных
учреждений и управление процессами, т.е. направлена на осуществление
краткосрочных целей. Отсутствие перспективных целей может привести к
потере качественных показателей работы системы.






2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ


НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ




2.1. Главная
(стратегическая) цель Программы - формирование в рамках единого
образовательного пространства Ковернинского района устойчивой,
динамично развивающейся районной системы образования, способной
обеспечить удовлетворение потребностей личности, района,
Нижегородской области, государства в целом.




2.2. Задачи
Программы:




- обеспечение
модернизации содержания образования, изменений в образовательных
технологиях;


- обеспечение комплексных изменений в
учебно-материальной базе ОУ;


- обеспечение перемен в структуре,
формах и методах управления образованием;


- обеспечение системы повышения
квалификации педагогических и руководящих кадров;


- стабилизация бюджетного
финансирования системы образования и привлечения дополнительных
средств.




2.3. Основные
направления модернизации


системы образования района




2.3.1. В обновлении
содержания и педагогических технологий воспитания и обучения:


- разработка и внедрение в практику
образовательных учреждений образовательных программ, отражающих
изменения в сфере культуры, экономики, науки, районных культурных
традиций и особенностей, - дальнейшее совершенствование
преемственности и непрерывности воспитания и обучения учащихся с
учетом возможностей их развития, социально-экономической ситуации в
районе;


- создание системы воспитания
здорового образа жизни;


- совершенствование организации
гражданского образования, форм общественного самоуправления учащихся;


- внедрение педагогических
технологий, направленных на разностороннее развитие детей и молодежи,
их творческих способностей, формирование навыков самообразования,
самореализацию личности.




2.3.2. В сфере
информационного обеспечения развития образования:


- создание баз данных по ресурсному
обеспечению образования, по сбору и анализу управленческой информации
и ее использованию в практической работе отдела образования;


- участие в региональной
информационной системе учебного книгоиздания в библиотечных фондах;


- создание информационного фонда в
образовательных учреждениях района;


- создание и внедрение в систему
педагогического мониторинга, в том числе критериев оценки качества
образования;


- участие в создании информационной
компьютерной сети, объединяющей отдел образования и методическую
службу на муниципальном и областном уровнях.




2.3.3.
Реформирование структуры, содержания и форм управления образованием:


- апробация механизма реализации
принципа автономности ОУ путем более четкого разграничения
компетенции и ответственности ОУ и его учредителя, усиление
общественной составляющей в управлении путем создания дееспособного
попечительского совета и (или) совета учреждения образования;


- внедрение системы повышения
квалификации руководителей ОУ по программам нового поколения;


- создание системы работы с резервом
кадров, включающей отбор перспективных руководителей, их
целенаправленную подготовку.




2.3.4.
Совершенствование экономического механизма функционирования ОУ:


- разработка и внедрение механизма
привлечения внебюджетных средств в систему образования;


- увеличение бюджетного
финансирования по нормативам, определяемым в расчете на 1
обучающегося;


- внедрение методик нормативного
финансирования ОУ;


- создание действенных механизмов
укрепления материально-технической базы ОУ;


- внедрение тепло- и
энергосберегающих технологий в обслуживание ОУ;


- погашение кредиторской
задолженности ОУ;


- повышение уровня оплаты труда и
социального статуса педработников.




2.3.5. Развитие
нормативно-правовой базы системы образования района:


- привлечение общественных структур и
родителей к управлению ОУ;


- создание районной системы
мониторинга качества образования, участие в создании единой
региональной системы;


- создание завершенной процедуры
лицензирования, аттестации и государственной аккредитации ОУ;


- нормативное финансирование за счет
бюджетных средств ОУ района.




2.3.6.
Реформирование системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации управленческих и педагогических кадров:


- создание гибкой многоуровневой
системы переподготовки и повышения квалификации педагогических
работников и администраторов не реже 1 раза в 5 лет;


- участие в региональной системе
дистанционного повышения квалификации педкадров;


- обновление содержания
педобразования и повышения квалификации, внедрение информационных
технологий обучения;


- модернизация содержания и форм
деятельности методической службы;


- создание районной системы
мониторинга качества подготовки и повышения квалификации
педработников и администраторов;


- укрепление учебно-материальной базы
методической службы района.




2.4. Локальные цели и
направления реализации Программы




2.4.1. Дошкольное
образование.


Цель: обеспечение возложенных на
дошкольные образовательные учреждения задач по помощи семье в
воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их
психического и физического здоровья, коррекции недостатков развития,
развитию индивидуальных способностей.


Основные направления:


- сохранение системы дошкольного
образования, обеспечение общедоступности услуг ДОУ для всех групп
населения;


- создание условий в различных видах
ДОУ для полного развития способностей и интересов детей дошкольного
возраста, в т.ч. с проблемами развития;


- совершенствование содержания
дошкольного образования, внедрение программно-методического
обеспечения на развивающей основе, переход на новые образовательные
стандарты;


- введение механизма регуляции
качества дошкольного образования через процедуру аттестации и
государственной аккредитации;


- содействие семьям в обучении и
воспитании детей дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ.




2.4.2. Общее среднее
образование.


Цель: создание условий для
обеспечения доступности и качества образования, развития личности,
способной к социальной адаптации.


Основные направления:


- модернизация содержания
образования, организационных форм, методов и технологий при
сохранении базовых принципов и лучших традиций отечественной школы;


- реализация регионального компонента
государственных образовательных стандартов;


- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, природе;


- совершенствование организации
учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей,
обеспечение общего образования детей с ограниченными возможностями
здоровья;


- дальнейшее создание равных условий
для получения образования детей с учетом их индивидуальности;


- развитие системы
общеобразовательных учреждений различных форм, типов и видов,
сохранение, поддержка и развитие сельских школ, в том числе
малокомплектных, обеспечивающих образовательные потребности
населения;


- совершенствование педагогических
технологий;


- компьютеризация школ, в том числе
сельских, с использованием Интернета и дистанционного обучения;


- обеспечение государственной и
общественных систем оценки качества деятельности образовательных
учреждений, в т.ч. лицензирования, аттестации, государственной и
общественной аккредитации;


- организация централизованного
обеспечения школьных библиотек учебниками и учебной литературой
регионального компонента за счет бюджетов всех уровней;


- дальнейшее развитие и обеспечение
демократического, государственного характера управления системой
общего образования, включая укрепление управленческой вертикали по
всем составляющим ее уровням.




2.4.3. Воспитание и
дополнительное образование детей.


Цели:


- создание необходимых
организационных, методических, кадровых и материальных условий для
развития воспитания в системе образования района;


- повышение общественного статуса
социального института воспитания;


- обновление воспитательного процесса
в образовательных учреждениях на основе традиций района и
современного опыта;


- обеспечение целостности и
разнообразия воспитания;


- укрепление механизма воспитания;


- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, природе;


- сохранение и развитие общедоступной
системы доп. образования детей и молодежи.


Приоритетные направления: развитие
воспитания и доп. образования детей и молодежи в Ковернинском районе
определяются Программой развития воспитания в Российской Федерации,
Программой развития воспитания в Нижегородской области.


Основные подходы:


- приоритетность воспитания в
образовательной политике;


- восстановление его статуса и
значимости в образовании;


- организация воспитательного
процесса на основе Закона РФ "Об образовании", направленная
на формирование и свободное развитие личности, оказание ей поддержки
в жизненном самоопределении, воспитании гражданина-патриота,
профессионала-работника, семьянина-родителя;


- признание вариативности в сфере
воспитания, обеспечение целостности, последовательности и
преемственности в воспитании на различных уровнях;


- формирование нравственных качеств,
профессиональных интересов, гражданской позиции на основе
общечеловеческих ценностей, отечественных пед. традиций и
современного опыта;


- социально-психологическая поддержка
детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к
социуму, формированием социальной ответственности, профилактика и
коррекция девиантного поведения;


- обеспечение прав детей в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и российским
законодательством, в т.ч. на свободное самоопределение и
самореализацию личности.


Основные направления:


- укрепление здоровья ребенка
средствами физкультуры и спорта, формирование здорового образа жизни,
обеспечение развития системы оздоровительной работы;


- воспитание учащихся в духе
демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания,
предоставление им реальных возможностей участия в управлении
образовательным учреждением;


- создание условий для участия семьи
в воспитательном процессе и активное включение семьи в решение
проблем воспитания;


- создание условий для усвоения
учащимися общечеловеческих и отечественных ценностей, помощь в
самоопределении, развитие системы доп. образования;


- создание условий для деятельности
молодежных и детских общественных организаций, работа с ними.




2.4.4. Ресурсное
обеспечение системы образования Ковернинского района.


Цель: стабилизация финансового
обеспечения состояния системы образования Ковернинского района и
финансовое оздоровление ОУ.


Основные направления:


- закрепление приоритетности развития
образования в сфере экономического развития Ковернинского района;


- нормативно-правовая поддержка ОУ в
условиях рыночных отношений;


- увеличение бюджетного
финансирования ОУ на основе нормативов финансирования, определяемых в
расчете на 1 ученика (воспитанника);


- погашение кредиторской
задолженности ОУ;


- реализация закрепленных
законодательством об образовании норм самостоятельности ОУ;


- повышение уровня оплаты труда и
соц. статуса педработников;


- обеспечение материальной
заинтересованности педработников в качестве образовательных услуг;


- повышение управленческой
компетентности и менеджерской ориентации администраторов системы
образования;


- приведение материально-технической
базы ОУ в соответствие с требованиями лицензирования, аттестации и
аккредитации;


- укрепление кадрового потенциала
системы образования района.






3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


И ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ




3.1. Реализация
Программы предполагает 2 основных этапа:




1-й этап: 2003/2004
уч. г. На этом этапе осуществляются стабилизационные и
подготовительные меры:


- принятие комплекса
нормативно-правовых актов, нацеленных на модернизацию различных сфер
образования;


- стабилизация сети ОУ района;


- создание модели устойчивого
развития ОУ и муниципальной образовательной системы.


2-й этап: 2005/2006 уч. г.


- реализация комплекса программных
мероприятий по развитию образования Ковернинского района;


- анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период;


- включение в эксперимент по
нормативному финансированию отдельных ОУ района.




3.2. Возможные
сценарии реализации Программы




Реализация Программы
может протекать по нескольким сценариям, что зависит от полноты
выполнения задач и возможного действия 2 факторов риска.


Такими факторами могут быть:


1. Недостаточное ресурсное
обеспечение Программы:


- неполное выделение финансовых
средств;


- слабое информационное обеспечение
(недостаточная техническая база Программы и недостаток данных);


- недостаточное нормативно-правовое
обеспечение.


2. Неэффективность работы органов
управления и администраторов образовательных учреждений. Этот фактор
риска можно ослабить выделением как особо приоритетного в работе
направления кадрового менеджмента во всей вертикали управления
образованием. В связи с этим возможны три варианта сценария развития
Программы:


- при полном ресурсном обеспечении;


- при минимальном ресурсном
обеспечении;


- при неполном ресурсном обеспечении.


Оценивая влияние факторов риска в
целом, в качестве наиболее вероятного базового сценария
предполагается последний вариант (при неполном ресурсном обеспечении)
и эффективно работающих командах. При этом будет соблюдена этапность
реализации Программы и достигнута высокая результативность.






4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ







































































































































































































































































































Мероприятия


Срок


Ответственные


Источники финансирования


4.1. Дошкольное образование


Формирование банка данных
по
обновлению содержания
дошкольного образования


2003 г.


ИДК,
РОО





Введение федерального
и
регионального компонентов
стандарта
дошкольного
образования


2003 - 2004
гг.


РОО,
ДОУ





Продолжение работы
по
обновлению содержания
дошкольного образования
через
внедрение программ нового
поколения:
"Радуга",
"Детство", "Развитие"


2003 - 2006
гг.


ИДК,
РОО





4.2. Общее среднее образование


Изучение, внедрение в
ОУ
регионального компонента
государственного
стандарта
общего образования


2003 - 2004
гг.


РОО





Создание
коррекционно-
развивающего обучения на 1-й
и 2-й ступенях
обучения


2004 - 2005
гг.


РОО


200 тыс. руб. - районный
бюджет


Принятие участия в
проведении
государственной (итоговой)
аттестации
выпускников в
форме единого гос. экзамена


2005 - 2006
гг.


РОО


2005 г. - 50 тыс. руб.,
2006
г. - 70 тыс. руб.


Создание системы
мониторинга
качества основного и общего
среднего
образования


2003 - 2006
гг.


РОО


2003 г. - 3 тыс. руб.,
2004
г. - 15 тыс. руб.,
2005 г. - 20 тыс. руб.,
2006 г. - 30
тыс. руб.


Реализация в
районе
региональной программы
"Русский язык"


2005 г.


ИДК,
РОО


Районный бюджет - 10
тыс.
руб.


Обеспечение
своевременного
лицензирования, аттестации и
аккредитации


2003 - 2006
гг.


РОО,
ИДК





Изучение и внедрение в
районе
программы Нижегородской
области "Сельская
школа"


2004 г.


РОО





Реализация районной
целевой
программы "Одаренные дети"


2003 - 2006
гг.


ИДК,
РОО


2003 г. - 13 тыс. руб.,
2004
г. - 15 тыс. руб.,
2005 г. - 20 тыс. руб.,
2006 г. - 25
тыс. руб.


Реализация районной
целевой
программы "Дети-сироты"


2003 - 2006
гг.


РОО


2003 г. - 600 тыс. руб.,
2004
г. - 680 тыс. руб.,
2005 г. - 300 тыс. руб.,
2006 г. - 300
тыс. руб.


Обеспечение детей-сирот
и
детей, оставшихся без
попечения родителей,
жильем
за счет средств местного
бюджета


2003 - 2006
гг.


РОО


2003 г. - 40 тыс. руб.,
2004
- 2005 гг. - 250
тыс. руб.,
2006 г. - 125
тыс. руб.


4.3. Воспитание и
дополнительное образование детей и молодежи


Разработка и
внедрение
Целевой районной программы
развития
воспитания в
Ковернинском районе


2003 - 2006
гг.


РОО


2004 г. - 50 тыс. руб.,
2005
г. - 70 тыс. руб.,
2006 г. - 100 тыс. руб.


Создание
координационного
совета по проблемам
воспитания
при отделе
образования


2003 г.


РОО,
ОККиС





Реализация областных программ
в
сфере воспитания


2003 - 2005
гг.


РОО


2004 г. - 30 тыс. руб.,
2005
г. - 50 тыс. руб.,
2006 г. - 80 тыс. руб.


4.4. Молодежная политика


Реализация
программ:
"Молодежь Ковернинского
района 2001 -
2004 гг."


2001 - 2004
гг.


КДМ


2003 г. - 30 тыс. руб.,
2004
г. - 35 тыс. руб.,
2005 г. - 50 тыс. руб.,
2006 г. - 70
тыс. руб.


"Развитие физкультуры
и
спорта до 2005 года"


2002 - 2005
гг.


ОККиС,
РОО,
КДМ


2003 г. - 240 тыс. руб.,
2004
г. - 260 тыс. руб.,
2005 г. - 300 тыс. руб.,
2006 г. - 320
тыс. руб.


Разработка и
реализация
программ патриотического
воспитания 2003 -
2007 гг.


2003 - 2006
гг.





2004 г. - 50 тыс. руб.,
2005
г. - 100 тыс. руб.,
2006 г. - 100 тыс. руб.


"Молодежь
Ковернинского
района 2004 - 2007 гг."


2004 - 2007
гг.


КДМ


В рамках
реализации
Программы - 210 тыс.
руб.


Организация и работа
центра
семейного воспитания "СемьЯ"


2003 г.


УСЗН,
КДМ


2004 г. - 20 тыс. руб.,
2005
г. - 30 тыс. руб.,
2006 г. - 40 тыс. руб.


Создание
межведомственной
комиссии по вопросам
молодежной
политики при главе
районной администрации


2003 г.


КДМ,
РОО,
РЦЗН,

УСЗН,
ОККиС





4.5. Нормативно-правовое
обеспечение системы образования


Изучение и внедрение в
ДОУ
района положения о группах
кратковременного
пребывания
детей в дошкольных
образовательных
учреждениях


2003 г.


РОО





Разработка положения
о
муниципальной метод. службе
Ковернинского района


2003 - 2004
гг.


РОО,
ИДК





Разработка
районного
положения о резерве
руководящих кадров
системы
образования


2003 - 2004
гг.


РОО,
ИДК





Утверждение положения
о
стажировке руководителей ОУ,
мастеров
производственного
обучения и преподавателей ОУ


2004 г.


РОО,
ИДК





4.6. Кадровое обеспечение
системы образования


Организация
проведения
олимпиад, конкурсов "Учитель
года",
"Ученик года"


2003 - 2005
гг.


ИДК,
РОО


Каждый год по 10 тыс.
руб.


Формирование
резерва
руководящих кадров


2003 - 2005
гг.


РОО


По 4 тыс. руб. ежегодно


Повышение
квалификации
педработников и руководителей
с учетом
современных
требований 1 раз в 5 лет


2003 - 2005
гг.


ИДК


2003 г. - 13 тыс. руб.,
2004
г. - 15 тыс. руб.,
2005 г. - 17 тыс. руб.,
2006 г. - 20
тыс. руб.


Закупка программ
для
персональной работы по
повышению профес.
компетенции


2005 г.


ИДК


90 тыс. руб.


Организация
семинаров,
совещаний по актуальным
вопросам пед.
образования и
работы педкадров


2003 - 2005
гг.


ИДК


2003 г. - 3 тыс. руб.,
2004
г. - 5 тыс. руб.,
2005 г. - 5 тыс. руб.,
2006 г. - 8
тыс. руб.


4.7. Информатизация образования


Обеспечение
переподготовки
пед. и руководящих кадров по
информационным
технологиям


2003 - 2005
гг.


РОО,
ИДК


2003 г. - 20 тыс. руб.,
2004
г. - 30 тыс. руб.,
2005 г. - 40 тыс. руб.,
2006 г. - 40
тыс. руб.


Создание
районной
информационной системы
учебного книгоиздания


2004 - 2005
гг.


ИДК


2004 г. - 10 тыс. руб.,
2005
г. - 15 тыс. руб.,
2006 г. - 20 тыс. руб.


Организация
информационных
выпусков с обобщением опыта


2004 - 2005
гг.


ИДК


2004 г. - 20 тыс. руб.,
2005
г. - 20 тыс. руб.,
2006 г. - 20 тыс. руб.


4.8. Материально-техническое
обеспечение системы образования


Разработка и
осуществление
комплекса мероприятий по
сохранению и
развитию
материально-технической базы
ОУ в
соответствии с
требованиями лицензирования,
аттестации
и аккредитации


2003 - 2006
гг.


РОО


Районный бюджет:
2003
г. - 600 тыс. руб.,
2004 г. - 1 млн руб.,
2005 г. - 1,5
млн руб.,
2006 г. - 1,5 млн руб.


Реализация мероприятий
по
пожарной безопасности ОУ
района


2003 - 2006
гг.


РОО


2003 г. - 306 тыс. руб.,
2004
г. - 350 тыс. руб.,
2005 г. - 400 тыс. руб.,
2006 г. - 500
тыс. руб.


Реализация в районе
Целевой
программы по энергосбережению
в ОУ


2003 - 2006
гг.


РОО





Осуществление
поэтапной
закупки недостающих
учебников,
учебно-метод.
пособий за счет средств
местного бюджета


2003 - 2006
гг.





2003 г. - 5 тыс. руб.,
2004
г. - 50 тыс. руб.,
2005 г. - 70 тыс. руб.,
2006 г. - 100
тыс. руб.


4.9. Экономическое обеспечение
системы образования в районе


Изучение
нормативов
бюджетного финансирования ОУ
на основе
государственных
минимальных госуд. стандартов


2004 - 2005
гг.


РОО





Поэтапное введение
нормативов
бюджетного финансирования


2006 г.


РОО,
районная

администрация





Изучение
моделей
софинансирования ОУ района


2006 г.


РОО





Изучение правовых
и
экономических механизмов
соучредительства
и
софинансирования ОУ


2006 г.


Администрация,
РОО









5. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ




На период 2003 -
2004 гг. основным результатом Программы являются положительные
изменения в системе образования, частичное обеспечение ее ресурсной
базы. На период 2005 - 2006 гг. основным результатом Программы
является создание модели устойчивого развития образования
Ковернинского района.


Общие результаты развития системы
образования:


- сохранение сети образовательных
учреждений района;


- становление гражданского характера
образования, совершенствование форм сотрудничества между
образовательным учреждением и местным сообществом на принципах
уважения прав и свобод личности в демократическом обществе;


- создание условий для развития
органов государственно-общественного управления образованием,
становление попечительских советов и других органов самоуправления;


- внедрение в массовую практику
современных педагогических технологий обучения и воспитания,
обеспечивающих непрерывность, преемственность и личностно
ориентированный характер образования.


В области реализации и развития
образовательных программ:


дошкольное образование:


- введение дифференцированных норм
финансирования дошкольного образования через механизм регуляции его
качества (аттестацию и государственную аккредитацию);


- обеспечение развития индивидуальных
возможностей и способностей детей, создание психологического комфорта
в ДОУ;


- повышение образовательного ценза,
профессионального мастерства работников дошкольного образования;


- обеспечение роста управленческой
культуры и компетентности руководителей ДОУ;


- развитие механизма взаимодействия
между ДОУ, начальной школой и семьей;


- создание гибкой системы управления
дошкольным образованием через ее дифференциацию и оптимизацию.


Общее среднее образование:


- обеспечение конституционных прав
личности на получение образования любого уровня в соответствии с
законодательством РФ;


- функционирование системы на основе
норм законодательства и государственных нормативов;


- реализация федеральных и
региональных компонентов преемственных государственных
образовательных стандартов и примерных образовательных программ на
всех уровнях образования, включая специальные для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья;


- функционирование государственной и
общественной системы оценки качества деятельности образовательных
учреждений, включая лицензирование, аттестацию, государственную и
общественную аккредитацию.


Дополнительное образование детей:


- сохранение общедоступного
дополнительного образования для детей;


- развитие системы различных видов
учреждений дополнительного образования детей, реализация новых
программ дополнительного образования;


- расширение сферы и перечня
реализуемых общедоступных услуг в сфере дополнительного образования
детей.


Ресурсное обеспечение:


- нормативно-правовое обеспечение
Программы;


- разработка и принятие
нормативно-правовых актов, обеспечивающих реализацию модели
устойчивого развития образования области.


Кадровое обеспечение Программы:


- разработка и функционирование
механизма подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров
для модели устойчивого развития образования района.


Материально-техническое обеспечение:


- приведение в соответствие с
требованиями лицензирования материально-технической базы
образовательных учреждений района;


- организация обучения в 1 смену;


- реализация Программы
компьютеризации школ.


Экономический ресурс:


- финансовое оздоровление ОУ.


- стабилизация финансового состояния
системы образования.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru