ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2003 г. № 60
О ПРОГРАММЕ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СОКОЛЬСКОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 2004
- 2007 ГГ.
В целях реализации
Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" и
осуществления мероприятий по содействию занятости населения на
территории Сокольского района Нижегородской области Земское собрание
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу
содействия занятости населения Сокольского района на 2004 - 2007 гг.
(далее - Программа), представленную государственным учреждением
"Сокольский центр занятости населения по Нижегородской области".
2. Администрации района
предусматривать ежегодное финансирование расходов из бюджета района
на реализацию мероприятий Программы.
3. Рекомендовать главам сельских
администраций принять активное участие в реализации мероприятий
Программы.
4. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на комиссию по социальным вопросам Земского
собрания.
Председатель Земского собрания
Д.В.ТАРАНЦОВ
Глава местного
самоуправления
А.С.ШИЛОВ
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Сокольского района
от 30.09.2003 № 60
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
СОКОЛЬСКОГО
РАЙОНА НА 2004 - 2007 ГГ.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ СОКОЛЬСКОГО РАЙОНА
Перечень характеристик
|
Содержание
|
Наименование Программы
|
Программа содействия
занятости населения Сокольского района на 2004 - 2007 гг.
|
Основание для разработки
Программы |
Закон Российской Федерации
"О занятости населения в РФ", приказ
руководителя департамента ФГСЗН по Нижегородской области N
45-ОП от 23.05.2003. Распоряжение
администрации Сокольского района № 342 от 16 июня 2003 г.
|
Основные
разработчики Программы
|
ГУ "Сокольский центр
занятости населения". Отдел экономики и
прогнозирования администрации Сокольского района.
Районный отдел образования. Управление
социальной защиты населения
|
Цели и задачи Программы,
важнейшие целевые показатели
|
Формирование благоприятных
условий для занятости населения и обеспечения рабочей силой
предприятий через повышение качества и конкурентоспособности
рабочей силы, сдерживание роста численности
безработных за счет осуществления опережающего обучения и
переподготовки персонала, социальной защиты работников,
находящихся под риском увольнения, поддержку занятости
на градообразующих
предприятиях; совершенствование
деятельности государственной службы занятости
по созданию условий для быстрейшего трудоустройства
безработных граждан; целевой поддержки лиц, потерявших
работу; смягчения последствий
долговременной безработицы; развитие общественных
и временных работ
|
Сроки и этапы реализации
Программы |
2004 - 2007 годы
|
Источники
финансирования
|
Федеральный, областной и
местный бюджеты, средства работодателей
|
Ожидаемые конечные результаты
реализаций Программы |
Реализация Программы
позволит сдержать уровень регистрируемой безработицы
в пределах до 1,8% в 2004 г., до 1,99% в 2005 г., до
2,14% в 2007 г., оказать посредничество в
трудоустройстве по 490 чел. в 2004 - 2007 гг., в том
числе направить на общественные работы по 100 чел.,
обеспечить временную занятость по 200 чел.; организовать
профессиональное обучение из числа безработных граждан по
55 чел. в каждом году
|
Контроль
за реализацией Программы
|
Контроль за реализацией
Программы осуществляет служба занятости Сокольского района
и администрация Сокольского района
|
ВВЕДЕНИЕ
Программа содействия
занятости населения Сокольского района на 2004 - 2007 годы
разработана государственным учреждением "Сокольский центр
занятости населения по Нижегородской области" совместно с
администрацией района.
Настоящая Программа разработана по
распоряжению Правительства Нижегородской области № 371-р от
01.07.2003 в соответствии с законодательными актами Российской
Федерации, администрации области с учетом прогноза
социально-экономического развития Сокольского района, прогнозируемой
оценки состояния рынка труда по району, а также с учетом предложений
организаций, учреждений, в компетенцию которых входят различные
аспекты регулирования отношений в трудовой сфере.
Приоритетными группами населения, на
которые распространяется действие Программы, являются трудоспособные
граждане, имеющие работу, но находящиеся под риском ее потери, и
безработные, зарегистрированные в службе занятости населения.
Основная направленность мероприятий Программы определяется задачами
государственной политики занятости, сформированными Законом РФ "О
занятости населения в Российской Федерации", и связана с
поддержкой и защитой граждан от безработицы.
АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ
СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1.
Социально-экономическое развитие территории
и его влияние на рынок труда
Население
Сокольского района по данным последней переписи населения составляет
16148 человек, в том числе проживающих в сельской местности - 58,5%,
женщин больше, чем мужчин, по району на 1,15 тыс. человек. Экономика
района представлена девятью промышленными и 23 сельскохозяйственными
предприятиями.
Сельское хозяйство представлено 12
сельскохозяйственными производственными кооперативами, 2
коллективными сельскохозяйственными предприятиями, 4 обществами
открытого типа, 2 акционерными обществами закрытого типа, 3
агрофирмами. В сельском хозяйстве занято около 25% от общего числа
занятых в экономике района. Основная специализация - животноводство.
Промышленный сектор экономики района
представлен деревообрабатывающей, легкой, пищевой, полиграфической
промышленностью и судостроением. Ремонтом и эксплуатацией жилья в
районе занимается "Сокольское" МУП ЖКХ, строительством и
ремонтом дорог - ОАО "Сокольское ДРСУ" и ООО "Экспресс".
Цельномолочной продукцией и животным маслом район обеспечивает ОАО
"Сокольский молокозавод", хлебом и хлебобулочными изделиями
ООО "Сокольский хлебокомбинат". Потребительский рынок и
торговые услуги обеспечивают частные, кооперативные и муниципальные
предприятия торговли. Перевозку пассажиров и грузов осуществляет ДГУП
"Сокольское ПАП". Разработкой деловой древесины и
производством пиломатериалов занимаются ЗАО "Крона", ООО
"Лесхоз", ЗАО "Сокольский ДОЗ" и др. предприятия.
Восстановлением лесных ресурсов - Волжский опытный лесхоз, Сокольский
лесхоз. В социальной сфере - образовании, здравоохранении и культуре
- занято около 34% от общей численности занятых в экономике района.
Несмотря на то что за последние годы
экономическая ситуация в районе несколько стабилизировалась,
экономическое положение района остается тяжелым. При улучшении
положения в дорожном и гражданском строительстве, развитии пищевой и
лесной промышленности сохраняется спад сельскохозяйственного
производства, вынужденные увольнения в связи с низкой заработной
платой или ее невыплатой, отсутствие экономического стимулирования
сельхозпроизводителей, распад социальной инфраструктуры на селе.
Продолжаются закрытия детских садов, торговых точек, сокращения
работников связи в сельской местности. Все это привело к
значительному увеличению доли сельского населения в общей численности
безработных граждан. За первое полугодие 2003 года она составляет
75%.
1.2. Рынок труда,
безработица, изменения в сфере занятости
За последние годы в
районе складывается неблагоприятная демографическая ситуация, которая
характеризуется естественной убылью населения. Только за последние 6
лет естественная убыль населения составила около 1500 человек. При
населении района 16,15 тыс. человек экономически активное население
составляет 6530 человек.
Таблица 1
Год
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
2003 г.
|
Численность
экономически активного населения, чел. |
7320
|
7140
|
6730
|
6530
|
Численность занятых
в экономике района составляет 6,16 тыс. человек. Более половины
занятых (около 60%) приходится на отрасли материального производства.
Большинство работающих трудится в сельском хозяйстве, социальной
сфере, промышленных предприятиях, лесном хозяйстве. Большая часть
занятых в экономике работают на предприятиях муниципальной формы
собственности и частного сектора (4,63 тыс. чел.). В районе
официально зарегистрировано 408 предпринимателей без образования
юридического лица, 197 человек занято в 20 предприятиях малого
бизнеса. Движение рабочей силы характеризуется превышением числа
событий увольнения над числом событий приема на работу. Наметившаяся
тенденция устойчивого снижения уровня безработицы в последние годы
сейчас меняется на постепенное повышение.
Таблица 2
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
Уровень безработицы, % |
0,96
|
0,8
|
1,25
|
Повышению уровня
безработицы способствовало принятие законов о прожиточном минимуме и
увеличении размеров пособия по безработице, сокращение рабочих мест в
социальной сфере, тяжелое положение сельскохозяйственных предприятий,
низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата. Так,
средняя заработная плата по району за I квартал 2003 года составляет
1598 руб., в сельском хозяйстве - 864 руб. при прожиточном минимуме
2131 руб. В дальнейшем ожидается сохранение тенденции увеличения
уровня безработицы. При возрастающем дефиците квалифицированных
кадров рабочих специальностей в промышленной сфере произойдет
дальнейшее высвобождение неконкурентоспособных категорий населения
(инвалидов, людей предпенсионного возраста, молодежи без
практического опыта работы), сельских жителей, особенно женщин.
Коэффициент напряженности на рынке труда на 01.07.2003 составляет
1,1.
1.3. Состав
безработных, зарегистрированных
в органах службы занятости населения
Состав безработных
на конец отчетного периода за последние 3 года можно видеть в таблице
3.
Таблица 3
|
2000 г.
|
2001 г.
|
2002 г.
|
Количество безработных
граждан, чел.
|
70
|
57
|
84
|
В том числе:
женщин, %
|
71
|
80
|
78
|
молодежи, %
|
5,7
|
17,5
|
10,7
|
проживающих в сельской
местности |
86
|
49
|
68
|
Анализируя состав
безработных на 01.07.2003, следует отметить, что 79% из них женщины,
17,3% - молодежь до 30 лет, 22 человека имеют высшее и среднее
специальное образование.
1.4. Прогноз
безработицы, спроса и
предложения на рабочую силу
Численность
безработных в конце 2003 года может достигнуть 120 человек. В связи с
существующей напряженностью на рынке труда по-прежнему ограничены
возможности трудоустройства лиц, нуждающихся в социальной защите:
молодежи, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов и других
категорий граждан с пониженной конкурентоспособностью.
Прогнозируемый
уровень зарегистрированной безработицы
на 2004 - 2007 гг.
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
1,8%
|
1,99%
|
2,1%
|
2,14%
|
Прогноз численности
регистрируемых безработных
на 2004 - 2007 гг.
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
120 чел.
|
130 чел.
|
135 чел.
|
140 чел.
|
По прогнозу в
Сокольском районе рынок труда в 2004 году могут пополнить: 10 женщин,
выходящих из отпуска по уходу за детьми при достижении ими возраста 3
лет, 10 освобожденных из мест лишения свободы, 30 человек из числа
молодежи, в том числе окончивших высшие, средние специальные учебные
заведения, профессионально-технические училища.
Удорожание жизни повышает
заинтересованность в труде незанятого населения и это количество
составит 130 человек.
Усложняется ситуация на рынке труда
из-за текучести кадров, по этой причине рынок труда пополнят 475
человек.
Таким образом, из всех источников
формируется рынок труда в количестве 720 человек.
400 человек, попавших на рынок труда,
будут трудоустраиваться самостоятельно, при этом ищущие работу будут
использовать информацию службы занятости о наличии свободных мест и
вакантных должностей. Остальные 320 обратятся за помощью в службу
занятости.
При посредничестве службы занятости
на существующие вакансии прогнозируется трудоустройство 190 чел.
Неконкурентоспособные работники
должны быть направлены на переподготовку или повышение квалификации,
и это составит 55 человек.
Программой занятости
предусматривается, что ежемесячно 110 человек будут получать пособие
по безработице. 100 человек смогут участвовать в общественных
оплачиваемых работах. В связи с тяжелым положением в сельском
хозяйстве, социальной сфере в 2004 - 2007 годах ожидается пополнение
рынка труда. В связи с тем, что в основном пополнение рынка труда
произойдет за счет женщин, проживающих в сельской местности, а
потребность в работниках ожидается в промышленной сфере, сохранится
диспропорция спроса и предложения рабочей силы.
Прогноз рынка труда
по Сокольскому
району на 2004 - 2007 годы
┌────────────────────────────────────┬──────┬──────┬──────┬──────┐
│ │ 2004
│ 2005 │ 2006 │ 2007 │
└────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┘
-
1. Спрос на рабочую силу-
Всего
540 550 555 560-
в том числе:-
потребность в
работниках на 25 25 25 25-
создаваемых новых
рабочих-
местах, всего-
из них:-
в государственном
секторе 5 5 5 5-
в иных секторах
20 20 20 20-
Потребность в
работниках на 475 485 485 490-
замену выбывающих по
причине-
текучести кадров-
Потребность в
работниках на 40 40 45 45-
замену выбывающих по
причинам,-
предусмотренным-
законодательством-
- 2. Предложение рабочей
силы на-
рынке труда-
Всего
720 740 750 760-
в том числе:-
высвобожденные работники
40 40 40 40-
уволенные по причине
текучести 475 485 485 490-
кадров-
молодежь
30 30 30 30-
уволенные из Вооруженных
Сил 15 15 15 15-
освобожденные из
учреждений, 10 10 10 10-
исполняющих наказание
по-
решению суда-
механический приток
населения 10 10 10 10-
в трудоспособном
возрасте-
- Незанятое
трудоспособное 130 150 160 165-
население в
трудоспособном-
возрасте, всего-
в том числе:-
зарегистрированные в
службе 110 120 130 135-
занятости на
начало-
прогнозируемого периода-
занятые в домашнем и
личном 30 30 30 30-
подсобном хозяйстве-
- Распределение
рабочей силы на-
рынке труда-
- Будут искать работу,
всего 720 740 750 760-
в том числе:-
самостоятельно
400 410 415 420-
через службу занятости
320 330 335 340-
- Найдут работу, всего
540 550 555 560-
в том числе:-
самостоятельно
350 360 365 370-
- Будут направлены
службой 5 5 5 5-
занятости на досрочную
пенсию-
- Будут направлены
службой 55 55 55 55-
занятости на
профобучение-
- Численность
безработных на 180 190 195 200-
конец года, всего-
в том числе:-
- Будут
зарегистрированы в 120 130 135 140-
службе занятости:-
из них:-
будут получать
пособие по 110 120 125 130-
безработице-
будут заняты на
общественных 132 132 132 132-
работах-
Справочно: потребность
в - - - --
иностранной рабочей силе-
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
II. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА
Служба занятости,
отвечающая за реализацию активных мероприятий по содействию занятости
населения, своевременное и в полном объеме предоставление
гарантированных государством услуг и социальных выплат безработным
гражданам, сталкивается в своей работе с рядом ключевых проблем.
1. Перевод мероприятий содействия
занятости на бюджетное финансирование не привел к увеличению
обеспечения политики занятости финансовыми ресурсами. Отсутствует
возможность маневра финансовыми ресурсами в течение бюджетного года,
прекратилось финансирование из федерального бюджета некоторых
активных программ, например программы "Молодежная практика".
Все это предполагает более широкое привлечение ресурсов
работодателей, администрации района.
2. Адаптация предприятий к новым
рыночным условиям, переход на новые виды продукции усилили спрос на
квалифицированную рабочую силу, тогда как основная масса безработных
не имеет необходимых практических навыков и знаний, т.е. является
неконкурентоспособной.
3. Несбалансированность спроса и
предложения рабочей силы вызвана тем, что рынок труда пополняется в
основном женщинами и гражданами, проживающими в сельской местности,
тогда как в основном востребованы квалифицированные мужчины.
4. Низкая оплата труда снижает
мотивацию к труду некоторых групп населения. Так, нередко сельские
жители получают пособие по безработице больше, чем по прежнему месту
работы.
5. Вследствие тяжелого экономического
положения района затруднено создание новых рабочих мест.
6. Несмотря на усилия, предпринятые
за последнее десятилетие, число предприятий малого бизнеса
по-прежнему относительно мало.
7. Остается разрыв между безработицей
регистрируемой и общей.
8. Низка трудовая мобильность рабочей
силы - далеко не каждый безработный гражданин готов учиться, повышать
квалификацию, сменить профессию, социальный статус, место работы и
жительства.
9. Растет напряженность в сфере
занятости в сельской местности.
10. Низкая мотивация к трудовой
деятельности школьников по востребованным на рынке труда профессиям.
11. В связи с низкой заработной
платой на предприятиях невозможность создания банков вакансий с
учетом оплаты труда не ниже величины прожиточного минимума.
III. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
И ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СОКОЛЬСКОГО
РАЙОНА НА 2004 - 2007 ГГ.
Исходя из
складывающейся в районе обстановки, решение проблемы занятости
населения будет осуществляться по следующим направлениям:
- создание условий для быстрейшего
трудоустройства всех ищущих работу;
- информирование населения о наличии
вакансий и свободных рабочих мест;
- профессиональное обучение и
переподготовка безработных граждан и незанятого населения с
последующим трудоустройством;
- профессиональная ориентация и
психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения;
сдерживание массового высвобождения работающих;
- организация общественных
оплачиваемых работ и временной занятости несовершеннолетних граждан;
- обеспечение эффективной целевой
поддержки и защиты граждан, потерявших работу или стоящих перед
опасностью увольнения, социально незащищенных групп населения, их
профессиональной подготовки;
- квотирование рабочих мест для
граждан, особо нуждающихся в социальной защите;
- активного содействия
предпринимательской деятельности, развитию малого бизнеса путем
предоставления гражданам комплекса информационных, консультационных и
образовательных услуг.
IV. СИСТЕМА
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
4.1. Социальное
партнерство на рынке труда
Необходимость
трудоустройства высвобождаемых работников и обеспечения эффективной
занятости, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы
требует развития социального партнерства. Одно из направлений
социального партнерства - развитие взаимоотношений между службой
занятости населения и работодателями при активной поддержке местной
администрации. Между Сокольским центром занятости и администрацией
Сокольского района ежегодно заключается договор о разграничении
полномочий в сфере обеспечения государственных гарантий социальной
защиты безработных граждан, где предусматриваются расходы на
финансирование общественно-оплачиваемых работ и временной занятости
несовершеннолетних граждан. На 2004 - 2007 годы планируется
предусмотреть расходы за счет местного бюджета согласно табл. 4.
Таблица 4
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Общественно-оплачиваемые работы,
тыс. руб.
|
50
|
56
|
63
|
70
|
Временная
занятость несовершеннолетних граждан, тыс. руб.
|
50
|
56
|
63
|
70
|
4.2. Трудовое
посредничество
4.2.1. Взаимодействие
с работодателями.
Формирование банков вакансий
Превентивные меры
помощи в отношении граждан,
находящихся под риском увольнения
Служба занятости
населения - один из официальных посредников на рынке труда, чьи
функции - обеспечивать связь между работодателями и претендентами на
рабочие места. В области взаимодействия с работодателями основными
направлениями работы службы занятости являются: работа по увеличению
количества и улучшению качества предоставляемых вакансий,
профессионального обучения и переподготовки работников, опережающему
обучению высвобождаемых работников, улучшению работы по квотированию
рабочих мест. Формирование банка данных о наличии свободных рабочих
мест осуществляется на основании постановления главы администрации
Сокольского района "Об обязательном представлении работодателями
информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей) в органы
государственной службы занятости населения Нижегородской области".
Своей задачей в этой области в 2004 - 2007 годах служба занятости
считает необходимым добиться более полного сбора вакансий, улучшения
их качества. Необходимо сделать более доступной и своевременной
информацию о возможности трудоустройства граждан в других регионах.
За первое полугодие 2003 года в службу занятости было предоставлено
426 вакансий. Наиболее востребованы на рынке труда были: рабочие
строительных специальностей, электрики, газоэлектросварщики, швеи. В
дальнейшем предполагается сохранение тенденции спроса на работников
данных специальностей. В 2004 - 2007 годах планируется поступление
410/420/420/420 вакансий в год.
Прогноз поступления
вакансий в службу
занятости на 2004 - 2007 гг.
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
410
|
420
|
420
|
420
|
Прогнозируемое число
предприятий и организаций,
которые будут сообщать сведения о
потребности в рабочей
силе для замещения свободных рабочих
мест
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
Число предприятий,
планирующих сообщать сведения о потребности в рабочей
силе (всего), единиц
|
52
|
53
|
55
|
55
|
В том числе в разрезе
отраслей экономики
|
|
|
|
|
Промышленность
|
6
|
7
|
7
|
7
|
Сельское хозяйство
|
4
|
4
|
4
|
4
|
Транспорт и связь
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Строительство
|
2
|
2
|
2
|
2
|
Торговля и общественное питание
|
6
|
7
|
9
|
9
|
ЖКХ
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Здравоохранение, соц.
обеспечение, образование, культура, наука
|
20
|
20
|
20
|
20
|
Кредитование, финансы и
страхование
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Управление
|
9
|
9
|
9
|
9
|
Прогноз
предполагаемого сокращения
работников на предприятиях и
организациях района,
в том числе массового характера
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
1. Число предприятий,
предполагающих сокращение работников, ед.
|
7
|
7
|
7
|
7
|
в том числе массового характера
|
-
|
-
|
-
|
-
|
2. Численность
предполагаемых к сокращению работников, чел.
|
40
|
40
|
40
|
40
|
- из них обратятся в СЗ, чел.
|
30
|
35
|
35
|
35
|
3. Процент
трудоустройства высвобождаемых граждан при содействии
СЗ, %
|
60
|
65
|
65
|
65
|
Высвобождение кадров
предполагается в сельскохозяйственных предприятиях, отделе
образования, районных электросетях, предприятиях связи. Причинами
сокращения работников будут реорганизация производств, тяжелое
финансовое положение, демографическая ситуация в районе (возможно
сокращение работников образования в малокомплектных сельских школах).
В рамках превентивных мер помощи в
отношении граждан, находящихся под риском увольнения, центр занятости
проводит консультации об имеющихся вакансиях, положениях
законодательства о занятости, возможностях профобучения - повышение
квалификации, получение смежных специальностей. Службой занятости
проводится сотрудничество с предприятиями по опережающему выездному
профессиональному обучению высвобождаемых работников. В 2004 - 2007
годах эта работа продолжится.
4.2.2. Содействие
гражданам в трудоустройстве.
Совершенствование технологии работы.
Увеличение
доли услуг службы занятости на рынке
труда
В 2004 - 2007 годах
на рынке труда по-прежнему предложение рабочей силы будет преобладать
над ее потребностью. На начало 2003 года потребность в рабочей силе
составляла 21 рабочее место. За шесть месяцев текущего года службой
занятости трудоустроено 311 человек, в том числе на условиях
временной занятости несовершеннолетних граждан - 213 человек. В
прогнозируемом периоде планируется трудоустройство по 190 граждан в
год. Содействие трудоустройству граждан включает следующие основные
услуги, предоставляемые службой занятости:
- информирование о возможности
трудоустройства;
- подбор подходящего рабочего места;
- подбор работника по запросу
работодателя;
- проведение ярмарок вакансий;
- обучение навыкам поиска работы
(клуб ищущих работу).
Для более успешной работы в
содействии трудоустройства граждан, увеличения услуг занятости на
рынке труда необходимо совершенствование технологии работы службы
занятости с незанятыми и безработными гражданами в части их приема,
создания и использования банков вакансий и банков данных о
безработных, поиска работы, профориентационной работы; разработка и
реализация активных программ содействия занятости, связанных с
трудоустройством; внедрение эффективных механизмов профилирования
безработных граждан; реализация принципа адресности в работе служб
занятости на слабозащищенные категории населения: женщин, молодежь,
инвалидов и т.д.
4.3. Мероприятия по
содействию занятости населения
В 2002 году на
организацию и проведение мероприятий по трудоустройству было
затрачено 311,657 тыс. руб. Для финансирования мероприятий, помимо
федеральных средств, использовались средства местного бюджета -
45,456 тыс. руб., областного бюджета - 33,321 тыс. руб., средства
работодателей - 46,538 тыс. руб. Планируемые затраты на мероприятия
по содействию занятости населения в прогнозируемом периоде приведены
в таблице 5.
Таблица 5
┌────────────────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┐
│ │2004
г.│2005 г.│2006 г.│2007 г.│
├────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│Общая сумма затрат, тыс.
руб. │ 400,2 │ 446,9 │ 498,8 │ 556,1 │
│В том числе:
│ │ │ │ │
│средства федерального
бюджета, │ 171,2 │ 190,8 │ 212,3 │ 236,3 │
│тыс. руб.
│ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│средства областного
бюджета,│ 83,5 │ 93,5 │ 104,6 │ 117,1 │
│тыс. руб.
│ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│средства местного
бюджета, тыс.│ 101,5 │ 113,5 │ 127,1 │ 141,9
│
│руб.
│ │ │ │ │
├────────────────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┤
│средства
работодателей, тыс.│ 44,0 │ 49,1 │ 54,8 │
60,8 │
│руб.
│ │ │ │ │
└────────────────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┘
4.3.1. Организация
ярмарок вакансий и учебных рабочих мест
В 2002 году центром
занятости населения проведено 15 ярмарок вакансий и учебных рабочих
мест, в том числе три мини-ярмарки временных рабочих мест для
несовершеннолетних граждан. Всего в ярмарках приняли участие 1718
человек, 21 предприятие предоставило свои вакансии, 191 человек
трудоустроен. Как показала практика, наиболее результативными
являются мини-ярмарки рабочих мест, которые организуются в интересах
конкретного работодателя, заявившего о наличии свободных рабочих
мест. В 2004 - 2007 годах планируется проводить по 2 ярмарки вакансий
и учебных рабочих мест, затраты на их проведение в 2004 и 2005 годах
составят по 12,5 тыс. руб., в 2006 и 2007 годах - по 13 тыс. руб. и
по 10 мини-ярмарок в год.
4.3.2. Информирование
населения и работодателей
о положении на рынке труда
Оказание населению и
работодателям информационно-консультационных услуг помогает желающим
найти работу свободно ориентироваться в ситуации на рынке труда и при
необходимости сменить профессию и сферу деятельности. Центр занятости
для информирования работодателей и населения наряду с информационным
залом использует страницы местной газеты "Сельская новь" и
возможности Сокольского радио. Проводятся прямые телефонные линии и
информационные дни для различных категорий населения. Для
информирования работодателей используются такие формы работы, как
круглые столы, правовой лекторий, заседания координационного
комитета. Материалы информационного зала регулярно обновляются по
мере изменений в сфере законодательства в области занятости, трудовых
отношений, рынка труда.
Основными направлениями
информационного и маркетингового обеспечения политики занятости в
2004 - 2007 годах являются:
- использование различных каналов
информирования населения и работодателей об изменениях и тенденциях,
складывающихся на рынке труда имеющихся вакантных рабочих местах,
услугах, предоставляемых в соответствии с Законом о занятости
населения;
- принятие дополнительных мер по
расширению банка вакансий, улучшению качества подбора специалистов по
заявкам работодателей;
- проведение активной политики
(профориентация, психологическая поддержка незанятого населения и
безработных, профобучение) по обеспечению самозанятости и
предпринимательства;
- усиление деловых связей с
социальными партнерами по рынку труда в вопросах занятости населения.
Для реализации данных направлений
предусматривается:
- создать банк данных специалистов
(безработных, а также занятых на производстве), предлагающих свои
услуги на рынке труда;
- оказывать консультации гражданам,
намеченным к высвобождению, по основам законодательства о занятости,
приемам самостоятельного поиска работы;
- развивать опережающее
профессиональное обучение подлежащих к высвобождению граждан,
проводить семинары-совещания, круглые столы с руководителями кадровых
служб по вопросам рынка труда, ярмарки вакансий, ярмарки
специалистов, заканчивающих профессиональные учебные заведения;
- использовать канал радио, областные
и местную газеты, стендовую, уличную рекламу для информирования
населения по вопросам занятости.
Важным направлением деятельности
службы занятости будет распространение информационно-рекламных и
методических материалов по различным проблемам занятости, буклетов
"Занятость и безработица".
4.3.3. Организация
общественных работ
В 2002 году центром
занятости заключено 42 договора на общественные работы, в
соответствии с которыми были трудоустроены 182 человека.
Финансирование ООР проводилось за счет средств федерального бюджета -
53,1 тыс. руб., местного бюджета - 1,92 тыс. руб., средств
работодателей - 34,673 тыс. руб., областного бюджета - 8,497 тыс.
руб. Всего израсходовано средств 98,16 тыс. руб. В организации
общественно-оплачиваемых работ, кроме центра занятости, приняли
участие районная администрация, предприятие коммунального хозяйства,
Сокольский лесхоз, сельские администрации, Сокольский РОВД,
сельскохозяйственные предприятия. Виды работ определялись в
соответствии с утвержденным перечнем ООР - это благоустройство
территории, колка дров, сельскохозяйственные работы, ремонт колодцев.
Среди граждан, принявших участие в ООР, - 46% женщины, молодежь -
7,1%, граждане, имеющие длительный перерыв в работе, - 36,2%. В 2003
году планируется направить на ООР 132 человека.
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: имеется в виду приложение 2 "Программа
организации общественных работ и временной занятости
несовершеннолетних граждан на 2004 - 2007 годы", а не приложение
1.
-
На 2004 - 2007 годы
действия службы занятости по развитию общественных работ определены
Программой организации и развития общественных работ и временной
занятости несовершеннолетних на 2004 - 2007 годы (приложение 1).
4.3.4. Организация
временного трудоустройства безработных
граждан, особо нуждающихся в
социальной защите
Для обеспечения
дополнительных гарантий занятости для безработных граждан, особо
нуждающихся в социальной защите, центр занятости реализует
мероприятия по организации их трудоустройства. Для участия в
мероприятиях по организации трудоустройства безработных граждан,
особо нуждающихся в социальной защите, направляются следующие
категории граждан:
- инвалиды;
- многодетные и одинокие родители;
- граждане, уволенные с военной
службы и члены их семей;
- лица предпенсионного возраста;
- длительно безработные граждане
(шесть месяцев и более);
- молодежь (выпускники) по программе
"Молодежная практика" - при финансировании из областного
бюджета.
На 2004 - 2007 годы планируется по
данной Программе направлять по 5 человек, в том числе по программе
"Молодежная практика" по 3 человека в год. Объем
финансирования Программы приведен в таблице 6.
Таблица 6
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Средства федерального
бюджета, тыс. руб.
|
6,2
|
7,4
|
8,3
|
9,3
|
Средства областного
бюджета, тыс. руб.
|
10,1
|
11,3
|
12,6
|
14,2
|
Средства работодателей,
тыс. руб.
|
6,0
|
6,7
|
7,5
|
8,4
|
Всего
|
22,3
|
25,4
|
28,4
|
31,9
|
4.3.5. Организация
временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет
За 2002 год по
временной занятости были трудоустроены 386 подростков. Заключено 48
договоров с предприятиями и организациями на выполнение таких работ,
как благоустройство поселка, дорожные и сельскохозяйственные работы,
ремонт школ, подготовительные работы по обмену паспортов в
паспортно-визовой службе, работа корреспондентами в редакции
телерадиопрограммы "Земля Сокольская". Центр занятости
работает в тесном контакте с районной администрацией, РОО, отделом по
делам молодежи, руководителями предприятий и организаций. Общие
затраты на временную занятость составили 166,288 тыс. руб., в том
числе: средства работодателей - 8,5 тыс. руб., местного бюджета -
40,448 тыс. руб., средства областного бюджета - 23,629 тыс. руб. За
первое полугодие 2003 года трудоустроено 213 несовершеннолетних
граждан.
Действия службы занятости по
трудоустройству несовершеннолетних граждан в прогнозируемом периоде
определены в Программе организации и развития общественных работ и
временной занятости несовершеннолетних на 2004 - 2007 годы
(приложение 1).
4.3.6. Социальная
адаптация безработных
граждан на рынке труда
В целях повышения
конкурентоспособности безработных граждан на рынке труда Сокольским
центром занятости активно используются возможности клуба ищущих
работу.
Основная цель Программы адаптации
безработных граждан - помочь гражданам, оказавшимся в ситуации поиска
работы, повысить конкурентоспособность на рынке труда и получить
наилучшую из возможных работ в максимально короткое время.
Эта цель достигается путем решения
ряда задач:
- определения направления поиска
работы на рынке труда;
- уяснения, что такое рынок труда, и
осознания субъектов рыночных отношений;
- информирование о возможностях
обучения и трудоустройства;
- помощи в овладении элементарными
базовыми навыками поиска работы;
- осознание каждым участником клуба
того, каких качеств ожидает работодатель от своих работников.
В 2004 - 2007 годах планируется
направить в клуб ищущих работу соответственно 20/20/20/20/
безработных граждан, в том числе из числа молодежи 16/16/16/16
человек. Ежегодно будет создано 3 группы. Занятия в клубе идут
одновременно с обучением безработных граждан Сокольским ПУ № 29, что
эффективно поможет учащимся после овладения новой профессией найти
работу.
4.3.7. Оказание
содействия самозанятости населения
Мероприятия по
содействию самозанятости населения в 2004 - 2007 годах будут включать
в себя следующие направления деятельности:
- информирование о возможности
самозанятости, включая знакомство с законодательством, предоставление
информации об организациях, занимающихся вопросами развития
предпринимательства;
- содействие в разработке и
экспертизе бизнес-планов;
- информирование о возможностях и
условиях обучения основам малого бизнеса и профессиям, по которым
можно организовать самозанятость;
- обучение безработных граждан по
профессиям для малого бизнеса и под самозанятость по одному человеку
в год.
4.3.8. Квотирование
рабочих мест
Оказание содействия
в трудоустройстве отдельных граждан, особо нуждающихся в социальной
защите, в районе будет оказываться с помощью организации квотирования
рабочих мест на предприятиях и организациях. Квотирование рабочих
мест будет проводиться в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Законом
"О занятости населения в РФ", Федеральным законом "О
социальной защите инвалидов в РФ", а также Законом Нижегородской
области "О квотировании рабочих мест". Анализ деятельности
службы занятости по квотированию рабочих мест в 2002 году
характеризуется данными, приведенными в таблице:
|
2002 г.
|
1. Количество рабочих мест,
предусмотренных квотой
|
37
|
2. Фактически использовано для
трудоустройства, в том числе
|
10
|
- молодежи
из них
|
7
|
- военнослужащих
|
|
- одиноких и многодетных
родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей
|
|
- лиц предпенсионного возраста
|
|
- инвалидов
|
2
|
- лиц, продолжительное время не
имеющих работу
|
1
|
- лиц, освобожденных из МЛС
|
-
|
Действия службы
занятости по квотированию рабочих мест на 2004 - 2007 годы
представлены ниже:
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Всего будет заквотировано
|
50
|
50
|
50
|
50
|
В т.ч. для инвалидов
|
35
|
35
|
35
|
35
|
В т.ч. для следующих
категорий молодежи: выпускников образовательных
учреждений, детей-сирот, детей с отклонениями
в развитии, работников моложе 18 лет
|
15
|
15
|
15
|
15
|
В т.ч. для других
категорий, квотирование для которых предусмотрено на
уровне решений органов самоуправления городов и районов
области
|
-
|
-
|
-
|
-
|
4.4. Профессиональное
обучение безработных граждан
Целью Программы
является повышение конкурентоспособности ищущих работу граждан путем
оказания профориентационных услуг и получения профессиональных знаний
и навыков поиска рабочего места.
Служба занятости планирует в 2004 -
2007 годах направить на профобучение соответственно в каждом году
65/63/64/65 человек, в том числе по 55 безработных граждан в каждом
году. Затраты службы занятости на эти цели составят соответственно
134/152/157/181 тыс. руб. (приложение 2).
4.5. Профессиональная
ориентация
Предусматривается,
что в 2004 - 2007 годах служба охватит услугами по профориентации по
1100 человек в каждом году, в том числе получат профессиональную
информацию - 494/487/490/567 человек, профессиональную консультацию -
521/530/526/448 чел., профотбор - 65/63/64/65, психологическую
поддержку - 20/20/20/20 человек (смотри приложение 2).
4.6. Территориальная
мобильность рабочей силы
При обращении
граждан в службу занятости по вопросу трудоустройства в другой
местности им предоставляется банк вакансий по Нижегородской области и
г. Нижнего Новгорода, а также банк вакансий по России.
В проведении сельскохозяйственного
переселения возникают серьезные трудности, это: отсутствие свободного
жилья в хозяйствах, их тяжелое экономическое положение, сокращение
производства, хотя свободные вакансии рабочих мест имеются.
4.7. Социальная
поддержка безработных граждан
Гражданам,
потерявшим работу, высвобожденным с предприятий, организаций, а также
впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность
после длительного перерыва, зарегистрированным в государственной
службе занятости в качестве безработных, гарантируется:
- выплата пособия по безработице;
- выплата стипендий в период
профессиональной подготовки, переобучения или повышения квалификации;
- возможность участия в оплачиваемых
общественных работах;
- поддержка доходов в период
временной нетрудоспособности.
Размеры и условия выплаты пособия по
безработице рассчитаны на стимулирование граждан к активному поиску
работы.
В соответствии с расчетами рынка
рабочей силы число безработных, которым потребуется пособие по
безработице, в зависимости от развития рынка труда в 2004 - 2007
годах соответственно составит 110/120/125/130 человек. Среднемесячная
численность безработных граждан, получающих пособие по безработице,
составит 90/115/122/127 человек. Затраты на выплату пособия с учетом
повышения прожиточного минимума и согласно предоставленным методикам
расчета составят 976,7/1308,2/1673,2/2079,2 тыс. рублей. Средний
размер пособия на 2004 - 2007 годы будет возрастать и составит
соответственно 904/948/1143/1364 рубля.
При невозможности трудоустройства
отдельных категорий безработных граждан законом предусмотрен их
досрочный выход на пенсию с помощью службы занятости. В
прогнозируемых годах будет направлено на досрочную пенсию
соответственно 5/5/5/5 человек. Средний период получения пенсии
составит семь месяцев. Затраты на досрочные пенсии в 2004 - 2007
годах будут соответственно равны 79,8/95,8/114,9/138 тыс. руб.
4.8. Целевые
программы содействия занятости
гражданам, особо нуждающимся в
социальной защите
и испытывающим трудности в поиске
работы
Усиление
напряженности на рынке рабочей силы прежде всего сказывается на
социально уязвимых группах населения, менее конкурентоспособных на
рынке. К ним относятся:
- инвалиды;
- несовершеннолетняя молодежь в
возрасте 14 - 17 лет;
- женщины одинокие, многодетные,
воспитывающие несовершеннолетних детей и инвалидов;
- военнослужащие, уволенные с военной
службы, и члены их семей;
- лица, освобожденные из мест лишения
свободы;
- лица предпенсионного возраста (за
два года до выхода на пенсию).
Меры социальной защиты этих групп
населения предусматривают:
- квотирование рабочих мест,
предполагающее создание, выделение из числа имеющихся рабочих мест на
предприятиях для социально слабозащищенных групп;
- создание условий для привлечения
этих категорий лиц в кооперативную, индивидуальную деятельность, в
том числе финансовая поддержка самозанятости безработных;
- оказание финансовой поддержки и
стимулирование деятельности работодателей по организации рабочих мест
для указанных категорий граждан и обеспечению их регулярной
занятости;
- развитие надомного труда и гибких
режимов работы для инвалидов и женщин, имеющих несовершеннолетних
детей;
- содействие профессиональному
обучению молодежи;
- содействие в приобретении навыков
активного поиска работы с помощью клуба ищущих работу.
Действия службы
занятости населения Сокольского района по
работе со слабозащищенными
категориями населения в 2004 г.
-
-
(чел.)
┌────────────────────┬─────┬──────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Направления работы
│Инва-│Женщины │Несо- │Военно- │Освобож-│
│ службы занятости в
│лиды │(одинокие,│вершен- │служащие│денные
│
│ 2004 году │
│много- │нолетние│и члены │из мест │
│ │ │детные,
│(14 - 18│их семей│лишения │
│ │ │воспиты-
│лет) │ │свободы │
│ │ │вающие
│ │ │ │
│ │ │детей-
│ │ │ │
│ │ │инвалидов)│
│ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Обратятся за помощью│
10 │ 8 │ 206 │ 10 │ 3 │
│в трудоустройстве │
│ │ │ │ │
│ │ │ │
│ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут трудоустроены,│
6 │ 5 │ 202 │ 4 │ 2 │
│итого, │
│ │ │ │ │
│в том числе по квоте│
5 │ - │ 2 │ - │ - │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут направлены на│
4 │ 3 │ - │ 3 │ - │
│общественные работы │
│ │ │ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут трудоустроены│
1 │ 1 │ - │ - │ - │
│по программе│
│ │ │ │ │
│"Временное
│ │ │ │ │
│
│трудоустройство │
│ │ │ │ │
│граждан, особо│
│ │ │ │ │
│нуждающихся в│
│ │ │ │ │
│трудоустройстве"
│ │ │ │ │
│
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут направлены на│
1 │ 2 │ 4 │ 5 │ 1 │
│профессиональное │
│ │ │ │ │
│обучение │
│ │ │ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут оказаны│
10 │ 8 │ 364 │ 10 │ 3 │
│профориентационные │
│ │ │ │ │
│услуги │
│ │ │ │ │
└────────────────────┴─────┴──────────┴────────┴────────┴────────┘
Действия службы
занятости населения Сокольского района по
работе со слабозащищенными
категориями населения
-
(чел.)
┌────────────────────┬─────┬──────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Направления работы
│Инва-│Женщины │Несо- │Военно- │Освобож-│
│ службы занятости в
│лиды │(одинокие,│вершен- │служащие│денные
│
│ 2005 году │
│много- │нолетние│и члены │из мест │
│ │ │детные,
│(14 - 18│их семей│лишения │
│ │ │воспиты-
│лет) │ │свободы │
│ │ │вающие
│ │ │ │
│ │ │детей-
│ │ │ │
│ │ │инвалидов)│
│ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Обратятся за помощью│
8 │ 9 │ 206 │ 12 │ 3 │
│в трудоустройстве │
│ │ │ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут трудоустроены,│
5 │ 5 │ 202 │ 4 │ 2 │
│итого, │
│ │ │ │ │
│в том числе по квоте│
4 │ - │ 2 │ - │ - │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут направлены на│
4 │ 3 │ - │ 3 │ - │
│общественные работы │
│ │ │ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут трудоустроены│
1 │ 1 │ - │ - │ - │
│по программе│
│ │ │ │ │
│"Временное
│ │ │ │ │
│
│трудоустройство │
│ │ │ │ │
│граждан, особо│
│ │ │ │ │
│нуждающихся в│
│ │ │ │ │
│трудоустройстве"
│ │ │ │ │
│
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут направлены на│
1 │ 3 │ 4 │ 5 │ 1 │
│профессиональное │
│ │ │ │ │
│обучение │
│ │ │ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут оказаны│
8 │ 8 │ 385 │ 12 │ 3 │
│профориентационные │
│ │ │ │ │
│услуги │
│ │ │ │ │
└────────────────────┴─────┴──────────┴────────┴────────┴────────┘
Действия службы
занятости населения Сокольского района по
работе со слабозащищенными
категориями населения
-
(чел.)
┌────────────────────┬─────┬──────────┬────────┬────────┬────────┐
│ Направления работы
│Инва-│Женщины │Несо- │Военно- │Освобож-│
│ службы занятости в
│лиды │(одинокие,│вершен- │служащие│денные
│
│ 2006 году │
│много- │нолетние│и члены │из мест │
│ │ │детные,
│(14 - 18│их семей│лишения │
│ │ │воспиты-
│лет) │ │свободы │
│ │ │вающие
│ │ │ │
│ │ │детей-
│ │ │ │
│ │ │инвалидов)│
│ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Обратятся за помощью│
8 │ 9 │ 206 │ 10 │ 3 │
│в трудоустройстве │
│ │ │ │ │
├────────────────────┼─────┼──────────┼────────┼────────┼────────┤
│Будут трудоустроены,│
5 │ 5 │ 202 │ 4 │ 2 │
│итого, │
│ │ │ │ │
│