| |
РЕШЕНИЕ Земского собрания
Лысковского района от 01.10.2003 № 352
"О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА В 2003 ГОДУ И О ПРОГРАММЕ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА НА 2004 - 2007
ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 1 октября 2003 г. № 352
О ПРОГРАММЕ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ЛЫСКОВСКОГО
РАЙОНА В 2003 ГОДУ И О ПРОГРАММЕ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА НА
2004 - 2007 ГОДЫ
Заслушав информацию
директора центра занятости населения М.А. Маслова о ходе выполнения
Программы содействия занятости населения в 2003 году и о Программе
содействия занятости населения Лысковского района на 2004 - 2007
годы, Земское собрание решило:
1. Информацию директора центра
занятости населения М.А. Маслова об итогах выполнения Программы
содействия занятости населения Лысковского района в 2003 году принять
к сведению.
2. Программы: "Содействие
занятости населения Лысковского района на 2004 - 2007 годы",
"Организация общественных работ", "Профессиональное
обучение безработных граждан и незанятого населения" утвердить.
3. Рекомендовать:
- центру занятости населения (М.А.
Маслов) с 2004 года заключать договоры с организациями и учреждениями
всех форм собственности о сотрудничестве.
Председатель Земского
собрания
Д.Н.СЕДОВ
Утверждена
решением
Земского собрания
Лысковского района
от 01.10.2003 № 352
ПРОГРАММА
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЫСКОВСКОГО
РАЙОНА НА 2004 - 2007 ГГ.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА НА 2004 - 2007 ГГ.
- Наименование
Программа содействия занятости населения-
Программы
Лысковского района на 2004 - 2007 гг.-
- Заказчик Программы
Администрация Лысковского района-
- Разработчик
Государственное учреждение "Лысковский-
Программы
районный центр занятости населения"-
- Основные цели и
Содействие трудоустройству населения-
задачи Программы
Лысковского района.-
Предоставление
гражданам материальной-
поддержки
в виде временного заработка-
(дохода).-
Сохранение
мотивации к труду у лиц, имеющих-
длительный
перерыв в работе или не имеющих-
опыта
работы.-
Приобщение
к трудовой деятельности лиц,-
впервые
ищущих работу, не имеющих-
профессии,
в том числе молодежи, вступающей-
в
трудоспособный возраст.-
Удовлетворение
потребностей организаций в-
выполнении
работ, носящих временный и-
сезонный
характер-
- Сроки реализации В
течение 2004 - 2007 гг.-
Программы-
- Предполагаемые На
реализацию Программы будет затрачено-
источники и объемы
средств:-
финансирования
федерального бюджета - 28116,59 тыс. рублей-
Программы
областного бюджета - 299,54 тыс. рублей-
местного
бюджета - 247,95 тыс. рублей-
работодателей
- 473,57 тыс. рублей-
- Ожидаемые результаты
Реализация Программы позволит за счет-
реализации Программы средств
федерального, областного и-
районного
бюджетов организовать-
общественные
работы для 1540 человек,-
ярмарки
вакансий и учебных мест и-
обеспечить
в них участие не менее 1500-
человек,
направить на профобучение 425-
человек,
трудоустроить на полученные-
вакансии
3240 человек, организовать-
временные
работы для 1140-
несовершеннолетних
граждан в возрасте 14 --
18 лет-
ВВЕДЕНИЕ
Территориальная
программа содействия занятости населения представляет собой комплекс
социально-экономических, организационно-хозяйственных,
нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по
финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных
на проведение активной политики занятости и социальную поддержку
безработных.
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Российской
Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 имеет название "О реализации
Федерального закона "О поставках продукции для федеральных
государственных нужд", а не "О поставках продукции для
федеральных государственных нужд".
-
Программы содействия
занятости населения разрабатывались с момента организации службы
занятости. В начале они разрабатывались ежегодно, затем на 3 года, в
настоящее время Программа разрабатывается на период 2004 - 2007
годов. Разработка Программы ведется в соответствии со статьей 14
Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской
Федерации". Структура Программы и порядок ее разработки
определяются схемой, утвержденной постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 594 "О поставках
продукции для федеральных государственных нужд", приказа
департамента ФГСЗН по Нижегородской области от 23.05.2003 № 45-ОП "О
разработке территориальных программ содействия занятости населения на
2004 - 2007 годы".
При разработке Программы рабочая
группа, созданная распоряжением администрации Лысковского района от
18.06.2003 № 353-р, придерживалась ряда важнейших принципов
реализации государственной политики в сфере занятости населения, к
которым относятся:
- комплексный подход к решению
проблем занятости и регулирования рынка труда;
- приоритет активных действий службы
занятости на рынке труда;
- эффективное использование
финансовых средств федерального бюджета и привлеченных внебюджетных
средств, направленных на разработку и реализацию Программы, и
минимизацию их затрат.
1. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ
СИТУАЦИИ В СФЕРЕ
ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1.
Социально-экономическое развитие Лысковского района
Лысковский район
является промышленно-аграрным районом Нижегородской области.
Структура материального производства распределена следующим образом:
промышленность - 48%, сельское хозяйство - 44%, строительство - 3%.
Объем валовой продукции (работ и услуг) в сфере материального и
нематериального производства в 2002 году составил 1330 млн рублей, в
том числе промышленность - 570,3 млн рублей.
Анализ объемов промышленного
производства за период 2000 - 2002 гг. показывает о некотором их
росте: в 2001 году - на 6% к 2002 г., в 2002 - на 4,9% к 2001 году. В
то же время снизилось число промышленных предприятий с 23 в 2000 году
до 17 в 2002 году: 4 предприятия потерпели банкротство (комбинат
стройматериалов, завод железобетонных изделий, пищекомбинат,
плодопитомник-Л), что может негативно повлиять на рынок труда района.
Кроме того, у многих предприятий поменялись хозяева, которые проводят
свою техническую политику и перепрофилирование производства. Все это
тоже может негативно повлиять на рынок труда (возможно высвобождение
персонала). Увеличилась доля убыточных предприятий до 55%.
На территории района расположено 18
сельскохозяйственных предприятий с численностью работающих более 3000
человек. Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет более
66,0 тыс. га, в том числе 45,6 тыс. га пашни. В сельском хозяйстве
района продолжается некоторое снижение объемов производства в
сопоставимых ценах: 2000 год - 16 млн рублей, 2001 год - 15,94 млн
рублей, 2002 год - 15,8 млн рублей. Снизилось поголовье крупного
рогатого скота: 15,5 тыс. голов, 15,0 тыс. голов, 14,7 тыс. голов
(соответственно по годам), в том числе коров - 5,8 тыс. голов, 5,3
тыс. голов, 5,1 тыс. голов. Но за этот период увеличился надой на 1
корову с 2516 кг до 3011 кг в год. Увеличилось поголовье свиней с 1,4
тыс. голов до 1,98 тыс. голов.
В районе действует 5 строительных
организаций с численностью работающих более 500 человек. Основное
направление в строительстве - газификация, ремонт и содержание дорог.
Особое направление жилищного строительства - ипотечное кредитование:
выделено 2,8 млн рублей, введено в строй 6,5 тыс. кв. метров жилья.
В сфере малого предпринимательства
ситуация за 2000 - 2002 гг. осталась без изменения: имеется 379
частных предприятий, в том числе 189 малых. Зарегистрировано 2000
частных предпринимателей без образования юридического лица. Всего в
сфере малого бизнеса в районе занято 3,5 тысячи человек.
Для поддержки и развития
предпринимательства в районе имеются: НИФ "Центр малого
бизнеса", филиал КПК "Возможность - Доверие",
отделение фонда "ОПОРа". Реализуется проект создания
Макарьевской ярмарки.
Единый налог на вмененный доход
предпринимателей, поступивших в район, составил 3,5 млн рублей, что
составляет 6,9% собственных доходов бюджета района. Дальнейшее
развитие предпринимательства позволит создать новые рабочие места,
снизить напряженность на рынке труда района.
Население Лысковского района
уменьшается год от года: 2000 год - 46,0 тыс. человек, 2001 год -
45,7 тыс. человек, 2002 год - 45,2 тыс. человек. Смертность превышает
рождаемость примерно в 3 раза. За счет миграционных процессов
увеличение численности жителей составила в 2000 году - 216 человек, в
2002 году - 159 человек, в 2002 году - 4 человека.
Экономически активное население
района составляет 18910 человек. Занято в экономике 16900 человек,
которые распределяются в различных отраслях в соответствии с
диаграммой 1 (не приводится).
На 01.01.2003 в районе насчитывается
15000 пенсионеров, из которых 1680 человек продолжают трудиться в
различных секторах экономики. Средний размер пенсии - 1360 рублей.
Уровень оплаты труда в отраслях
экономики района в 2000 - 2002 году отражен на диаграмме 2 (не
приводится).
Исходя из приведенных цифр и анализа
развития экономики района за 2000 - 2002 годы можно прогнозировать
дальнейшее развитие промышленности и малого предпринимательства. При
активном участии Правительства Нижегородской области в развитии
сельского хозяйства области можно прогнозировать стабилизацию
сельскохозяйственного производства в районе. Все это позволит
стабилизировать и рынок труда района.
1.2. Рынок труда,
безработица, изменения в сфере занятости
Анализ рынка труда
района за 2000 - 2002 годы показывает, что число граждан,
обратившихся в службу занятости, растет с 1389 человек в 2000 г.,
1500 человек в 2001 г. до 1616 человек в 2002 году. Вместе с этим
имеется рост вакансий, полученных от предприятий и организаций
различных форм собственности: 1248, 1251, 1677 соответственно по
годам. Пик высвобождения работников произошел в 2001 году, т.к.
происходила смена собственников ряда предприятий района.
Некоторая стабилизация
социально-экономического развития района позволила удерживать уровень
безработицы на уровне 1,5%: 2000 г. - 1,29%, 2001 г. - 1,58%, 2002 г.
- 1,43%. В то же время необходимо отметить увеличение числа
безработных из села с 25 человек в 2000 году, что составляло 10% от
общего числа безработных, до 84 человек в 2002 году, что составило
30%. Это объясняется снижением объемов сельскохозяйственного
производства.
Численность зарегистрированных
безработных за 2000, 2001 и 2002 год менялась следующим образом: 245,
300, 278 человек. Средняя продолжительность зарегистрированной
безработицы снижалась с 4,1 месяца в 2000 году и 3,9 месяца в 2001
году до 3,0 месяцев в 2002 году. Это явилось следствием некоторой
стабилизации производства в районе и увеличением числа поступивших
вакансий. Если считать напряженность на рынке труда за весь год, то
она менялась с 1,1 человека на одну вакансию в 2000 году, 1,2
человека на вакансию в 2001 году до 0,9 в 2002 году. Число
трудоустроенных увеличивалось с 533 человек в 2000 году, 592 человек
в 2001 до 849 человек в 2002 году без учета временной занятости
несовершеннолетних в период летних каникул.
В составе безработных год от года
увеличивается число женщин: в 2000 году они составляли 40,8% от всех
безработных, в 2001 году - 57,6%, в 2002 году - 60%. Увеличилось
число молодежи в возрасте 16 - 29 лет, обратившихся в службу
занятости по вопросам трудоустройства, с 28% до 32%, однако на учете
в ЦЗН эта категория составляет 22% от общего числа зарегистрированных
безработных.
На учете в ЦЗН в течение 2000 - 2002
годов состояло по 8 инвалидов III группы, имеющих карты реабилитации.
Из приведенных выше цифр можно
сказать следующее. Рынок труда в районе стабилизировался на уровне
безработицы 1,5%. Снижение уровня безработных может произойти лишь
при подъеме сельского хозяйства района, развития предпринимательства
и развития туристического бизнеса. Это позволит создать новые рабочие
места в сельскохозяйственном производстве и сфере услуг. На повышение
уровня безработицы влияет окончание сезонных работ, увеличение
минимального размера пособия, назначение субсидий на услуги
жилищно-коммунального хозяйства. Подтверждением этому служит резкое
увеличение числа зарегистрированных безработных в I половине 2003
года: январь - 278 чел., февраль - 346, март - 372, апрель - 374, май
- 303.
Прогноз рынка труда
Исходя из анализа
социально-экономического развития Лысковского района за 2000 - 2002
годы можно прогнозировать на 2004 - 2007 годы следующий уровень
регистрируемой безработицы на конец года.
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
1,6%
|
1,5%
|
1,52%
|
1,47%
|
Прогноз численности
регистрируемых безработных
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
300
|
280
|
290
|
280
|
Прогноз поступления
вакансий в службу занятости
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
900
|
910
|
910
|
900
|
Прогноз рынка труда
Лысковского района на 2004 - 2007 годы
|
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
1. Опрос на рабочую силу
|
|
|
|
|
Всего
в том числе
|
1900
|
1920
|
1920
|
1925
|
Потребность в работниках
на создаваемых новых рабочих местах, всего
из них
|
35
|
25
|
40
|
45
|
В государственном секторе
|
-
|
-
|
-
|
-
|
В иных секторах
|
35
|
25
|
40
|
45
|
Потребность в работниках,
на замену выбывающим по причине текучести кадров
|
1535
|
1555
|
1560
|
1540
|
Потребность в работниках,
на замену выбывающим по причинам, предусмотренным
законодательством |
330
|
340
|
320
|
340
|
2. Предложение рабочей силы
на рынке труда
|
|
|
|
|
Всего
в том числе
|
2478
|
2551
|
2508
|
2490
|
Высвобожденные работники
|
110
|
126
|
100
|
90
|
Уволенные по причине
текучести кадров
|
1535
|
1555
|
1560
|
1540
|
Молодежь
|
300
|
310
|
310
|
315
|
Уволенные из Вооруженных сил
|
40
|
35
|
35
|
30
|
Освобожденные из
учреждений, исполняющих наказание по решению суда
|
18
|
20
|
18
|
20
|
Механический приток населения
в трудоспособном возрасте
|
25
|
25
|
25
|
25
|
Незанятое
трудоспособное население в трудоспособном возрасте,
всего в том числе
|
750
|
480
|
460
|
470
|
Зарегистрированные в
службе занятости на начало прогнозируемого
периода
|
270
|
300
|
280
|
290
|
Занятые в домашнем и
личном подсобном хозяйстве
|
180
|
180
|
180
|
180
|
3. Распределение рабочей силы
на рынке труда
|
|
|
|
|
Будут искать работу, всего
в том числе
|
2478
|
2551
|
2508
|
2490
|
Самостоятельно
|
1487
|
1531
|
1505
|
1494
|
Через органы службы занятости
|
991
|
1020
|
1003
|
996
|
Найдут работу, всего
в том числе
|
2098
|
2191
|
2158
|
2130
|
Самостоятельно
|
873
|
975
|
936
|
928
|
Через органы службы занятости
|
800
|
815
|
810
|
800
|
Будут направлены
службой занятости на досрочную пенсию
|
15
|
15
|
15
|
15
|
Будут направлены
службой занятости на профобучение
|
105
|
106
|
107
|
107
|
Численность безработных на
конец года, всего в том числе
|
420
|
401
|
412
|
402
|
Будут зарегистрированы в
службе занятости из них
|
300
|
280
|
290
|
280
|
Будут получать пособие
по безработице
|
280
|
260
|
270
|
260
|
Будут заняты на
общественных работах
|
400
|
390
|
380
|
370
|
Справочно.
Потребности в иностранной рабочей силе нет.
-
2. КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА
В условиях, когда
сокращается доля средств федерального бюджета, особенно на активные
формы деятельности службы занятости по трудоустройству населения,
необходимо привлекать средства областного и местного бюджета,
средства работодателей. Для этого заключать соглашения с
администрацией района о софинансировании мероприятий по содействию
занятости населения района, договоры с социальными партнерами и
работодателями по переобучению работников предприятий под конкретное
рабочее место и др.
Подготовка высококвалифицированных
рабочих может быть осуществлена лишь при проведении полной стажировки
на рабочем месте после переподготовки (повышение квалификации под
конкретное рабочее место).
Размер оплаты труда в районе имеет
большой разброс от вида предприятия, отрасли производства. Так, за
2002 год оплата труда в месяц составила в промышленности 2375 рублей,
в сельском хозяйстве - 1520 рублей, в ЖКХ - 2050 рублей, в сфере
образования и здравоохранения - 1735 рублей. В промышленности на
предприятиях АО "ЛЭТЗ" средняя зарплата 2536 рублей, ЗАО
"Пивзавод" - 4147 рублей, а АО "МФЗ" - чуть более
1000 рублей. В сельском хозяйстве такая же картина: АО "Нива",
п/х "Бармино" имеют среднюю зарплату гораздо выше средней
по району, а в хозяйствах "Победитель", "Красный луч"
оплату труда производят нерегулярно, случается, и продуктами питания.
Поэтому, если сравнивать средний размер прожиточного минимума по
области, равный 2130 рублей, то, имея средний размер оплаты в районе
2080 рублей в месяц, можно отметить, что большинство жителей района
имеют доход ниже размера прожиточного уровня.
Создание новых рабочих мест возможно
лишь при образовании новых предприятий в частном секторе (малом
бизнесе).
Для поддержки и развития
предпринимательства в Лысково действует НИФ "Центр малого
бизнеса", филиал КПК "Возможность - Доверие",
отделение фонда ОПОРа, реализуется проект создания торгового центра
"Макарьевская ярмарка".
Вопрос неполной занятости сейчас уже
не является актуальным для района, так как на большинстве предприятий
сменились хозяева, а они не заботятся о персонале. Если раньше
направляли работников в отпуска без оплаты, переводили на сокращенную
рабочую неделю, чтобы сохранить профессиональный коллектив, то сейчас
работодатели просто вынуждают работников увольняться разными
способами, не допуская сокращения персонала. В 2001 году обратилось
236 человек по причине сокращения, а в 2002 году - только 79 человек.
Экономически активное население
района составляет 18910 человек, занято в экономике - 16900 человек.
Разница примерно в 2000 человек и определяет в принципе общую
безработицу. На 1 июля 2003 года число зарегистрированных безработных
составляет 203 человека, или 1,07% от экономически активного
населения района. Таким образом, уровень общей безработицы в районе
на порядок выше зарегистрированной безработицы и составляет примерно
10 - 11%.
Трудовую мобильность населения района
можно видеть, проанализировав процесс миграции за последние три года.
Так, в 2000 году в район прибыли 845 человек, выехали из района 629
человек, прирост составил 216 человек. В 2001 году прибыли 999
человек, выехали - 840 человек, прирост - 159 человек. В 2002 году
прибыли 521 человек, выехали 517 человек, прирост 4 человека. Из
района выезжает год от года все меньше жителей (примерно 1,1% от
общего числа жителей района), что показывает, что трудовая
мобильность населения района довольно низкая.
Несмотря на снижение объемов
сельскохозяйственного производства, рабочие руки на селе постоянно
требуются, о чем говорит факт поступления 130 вакансий из
сельскохозяйственных предприятий района в I полугодии 2003 года.
Закрыть эти вакансии не можем, т.к. состоящие на учете 84 безработных
из села или имеют противопоказания к этим видам работ, либо проживают
в других селах, где нет вакансий в сельхозпредприятиях. Вакансии
предоставляют те сельхозпредприятия, которые работают более или менее
стабильно и зарегистрированных безработных там практически нет.
Другой бедой села является то, что молодежь в селе не задерживается,
и на селе остаются одни пенсионеры.
По наблюдениям за последние 3 года
можно отметить низкую конкурентоспособность следующих категорий
граждан:
- молодые специалисты из вузов и
техникумов, т.к. работодатели требуют наличие стажа работы по
специальности. Как не вспомнить распределение молодых специалистов в
советское время, когда молодому специалисту гарантировалось рабочее
место, он должен отработать по направлению не менее 3 лет, он имел
ряд льгот, в том числе по получению жилья;
- выпускники школ и учреждений
профтехобразования;
- люди предпенсионного возраста.
Имеются разночтения и нестыковка в
законе "О занятости населения в РФ" ст. 4 п. 3 и 4, а также
ст. 34 п. 1 по вопросам подходящей работы и размере начисленного
пособия.
Профориентационная работа ведется на
уровне психологов в школах города № 2, 4, 5. Вопросами профориентации
школьников в основном занимается Лысковский ЦЗН: проводятся групповые
консультации с учениками школ района, организованы уголки
профориентации, проводится тестирование, знакомство школьников с
различными профессиями. Однако основным средством профориентирования,
выбора профессии школьниками является материальное положение их
родителей.
Система внутрифирменного обучения
раньше существовала почти на каждом предприятии, которая
осуществлялась через ученичество и наставничество, существовали
учебные классы, за счет предприятия проводилось обучение по отдельным
специальностям в ПТУ. Так, например, на АО "ЛЭТЗ" был
учебный класс для подготовки токарей, оборудованный токарными
станками разных моделей. Ученики на этом оборудовании выполняли
конкретное производственное задание с проверкой качества и сдачей
ОТК. Они готовились под конкретное рабочее место, и после окончания
обучения предприятие получало квалифицированного специалиста. Поэтому
одной из проблем обучения является восстановление системы
внутрифирменного обучения, создание системы производственной
стажировки после проведения переподготовки.
Говорить о вакансиях с оплатой труда
не ниже величины прожиточного минимума по рынку труда Лысковского
района не приходится, так как средняя зарплата по району за I
половину 2003 года составляет 2080 рублей, в то время как прожиточный
минимум по Нижегородской области на 01.07.2003 составляет 2130
рублей. Большинство работающих жителей Лысковского района получают
заработную плату ниже прожиточного минимума по Нижегородской области.
Миграция в районе и из района не регулируется. Цифры миграции за 2000
- 2002 год имеются. Прирост населения за счет миграции составил 379
человек. Прибыло в район 2365 человек, убыло 1986 человек.
Иностранной рабочей силы не требуется, однако часть предпринимателей
из стран СНГ стараются принять на работу родственников, не имеющих
гражданства России. За 2002 год 2 предпринимателя приняли на работу 3
человек из стран СНГ.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Для обеспечения
занятости населения Лысковского района в 2004 - 2007 годах
администрацией района, центром занятости населения, работодателями
определены следующие направления деятельности:
- исключение массового высвобождения
работников;
- сохранение имеющихся, создание
новых рабочих мест на предприятиях, организациях, у частных
предпринимателей;
- трудоустройство на квотируемые
рабочие места граждан из слабозащищенных категорий населения;
- организация оплачиваемых
общественных работ и временной занятости несовершеннолетних от 14 до
18 лет и их совместное финансирование;
- социальная защита населения;
- профориентация и профессиональная
подготовка незанятого населения;
- оказание информационных услуг
работодателям и незанятому населению о состоянии рынка труда.
4. СИСТЕМА
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Социальное
партнерство на рынке труда
Одно из направлений
социального партнерства - развитие взаимоотношений между службой
занятости и работодателями при активной поддержке местной
администрации. Лысковский РЦЗН активно сотрудничал с социальными
партнерами: администрацией района, Земским собранием, НИФ "Центром
малого бизнеса", учебными заведениями района, управлением
соцзащиты и Пенсионным фондом, заключены договоры с УФК, соглашение о
сотрудничестве с администрацией района.
Механизм регулирования социального
партнерства включает в себя следующее:
- законодательные и другие
нормативные акты, регламентирующие порядок и условия заключения
договоров;
- систему информирования
работодателей о состоянии рынка труда, систему профориентирования и
профобучения работников, разработку программ занятости;
- систему квотирования рабочих мест
для трудоустройства социально незащищенных категорий граждан.
Большую помощь оказывает
координационный совет содействия занятости населения. Решения и
предложения координационного совета выносятся на заседания Земского
собрания района. Так, были подготовлены вопросы о принятии решения о
квотировании рабочих мест, о создании рабочей группы по подготовке
проекта данной программы. Совместно с координационным советом служба
занятости, отдел экономики и прогнозирования разработали Программу
создания рабочих мест в Лысковском районе на 2001 - 2003 годы.
Ежегодно подписывается соглашение о
сотрудничестве по вопросам занятости населения района.
Работники ЦЗН принимают участие в
работе различных комиссий: по делам несовершеннолетних, по
организации детского отдыха и занятости, по выделению субсидий на
оплату жилищно-коммунальных услуг и т.д.
Особые взаимоотношения с
работодателями - нашими главными партнерами на рынке труда. Прежде
всего, они должны иметь полную и достоверную информацию о состоянии
рынка труда района, об услугах службы занятости, об условиях
взаимодействия с ЦЗН.
В то же время нам нужны достоверные
сведения о наличии вакансий. Тесное сотрудничество с работодателями
позволило получить достаточно большое число вакансий: 1248 в 2000
году, 1251 - в 2001 году, 1677 - в 2002 году.
Лысковский ЦЗН заключает договоры на
проведение общественных работ, по временной занятости
несовершеннолетних, по временному трудоустройству слабозащищенных
граждан.
Число предприятий и организаций по
району резко не изменится за 2004 - 2007 годы, поэтому сведения о
потребности в рабочей силе для замещения свободных рабочих мест будем
получать за счет более тесного взаимодействия с кадровыми службами
предприятий и организаций, с представителями малого бизнеса.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
4.3.1. Организация
ярмарок вакансий
Ярмарки вакансий
рабочих и учебных мест позволяют гражданам встретиться с
представителями предприятий и учебных заведений и непосредственно от
них получить исчерпывающую информацию по вакансиям рабочих мест, по
специальностям, которые требуются, по возможности переобучиться или
повысить квалификацию. На ярмарке вакансий можно получить
консультации по вопросам занятости, трудоустройства и др.
В 2004 - 2007 годах планируется
проведение по 4 ярмарки рабочих и учебных мест с финансированием их
проведения из федерального бюджета. Но основной упор будет сделан на
проведение мини-ярмарок рабочих мест и презентаций, которые не
требуют каких - либо финансовых затрат. В ярмарках вакансий
планируется обеспечить участие 1500 человек.
Кроме этого планируется проведение
дней открытых дверей, дней профессий, совместно с управлением
соцзащиты - декады инвалидов.
4.3.2. Информирование
населения и работодателей
о положении на рынке труда
Процессы,
происходящие на рынке труда, требуют достаточного информационного
обеспечения, для того чтобы они стали доступны как безработным,
работодателям, так и занятому населению.
Решение проблем занятости возможно
лишь при тесном взаимодействии с социальными партнерами: обменом
информацией, консультациями, переговорами и др.
Для информирования работодателей и
населения о вакансиях, услугах службы занятости в ЦЗН имеется
информационный зал с подборками материалов по вопросам занятости
населения. В информационном зале установлены два
справочно-информационных киоска с вакансиями района и области.
Имеется консультационный пункт для
работодателей, которые могут воспользоваться программой
"КонсультантПлюс".
ЦЗН заключил договоры с телевизионным
каналом "Лысково TV", с редакцией газеты "Приволжская
правда" о регулярном освещении деятельности службы занятости, об
услугах, оказываемых ЦЗН, об изменениях в законодательстве, о
занятости населения и др. вопросов. Регулярно по Лысковскому радио
проводятся передачи, в которых специалисты ЦЗН рассказывают о
вакансиях, о состоянии рынка труда района.
Работа с гражданами,
особо нуждающимися в социальной защите
В Лысковском районе
за 2001 - 2003 гг. сложилась следующая динамика общей численности и
обратившихся в службу занятости граждан, особо нуждающихся в
социальной защите.
┌───┬───────────────────────────────┬───────┬───────┬─────────┐
│ № │
Категории │2001 г.│2002 г.│6 месяцев│
│п/п│
│ │ │ 2003 г. │
├───┼───────────────────────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│1. │Инвалиды
трудоспособного│ │ │ │
│ │возраста
│ │ │ │
│ │всего по
району │ 1099 │ 1264 │ 1319 │
│ │из них:
│ │ │ │
│ │- имеют ИПР
│ 43 │ 86 │ 52 │
│ │- заняты
│ 312 │ 341 │ 347 │
│ │- обратились в
службу занятости│ 15 │ 28 │ 20 │
│ │из них
│ │ │ │
│ │трудоустроено
всего │ 6 │ 10 │ 9 │
│ │в том числе
│ │ │ │
│ │- по квоте
│ 3 │ 3 │ 5 │
│ │- на
условиях частичной│ 1 │ 1 │ 1 │
│ │компенсации
оплаты труда │ │ │ │
├───┼───────────────────────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│2. │Молодежь от 16
до 29 лет │ 8674 │ 8736 │ 8707 │
│ │обратились в
СЗ │ 266 │ 357 │ 178 │
│ │из них
трудоустроено │ 185 │ 240 │ 123 │
│ │обратилось
выпускников │ 43 │ 66 │ 13 │
│ │трудоустроено
│ 16 │ 38 │ 20 │
│ │в том числе по
квоте │ 8 │ 12 │ 9 │
├───┼───────────────────────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│3. │Одинокие,
многодетные женщины,│ 823 │ 862 │ 851 │
│ │женщины,
воспитывающие│ │ │ │
│ │детей-инвалидов,
всего │ │ │ │
│ │обратилось в
СЗ │ 32 │ 34 │ 20 │
│ │из них
трудоустроено всего │ 19 │ 24 │ 7 │
│ │в том числе по
квоте │ 10 │ 6 │ 2 │
├───┼───────────────────────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│4. │Военнослужащие
и члены их семей│ 120 │ 114 │ 111 │
│ │обратились в
СЗ │ 7 │ 8 │ 5 │
│ │трудоустроено
всего │ 1 │ 7 │ 5 │
│ │в том числе по
квоте │ - │ 5 │ 5 │
├───┼───────────────────────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│5. │Граждане,
освободившиеся из│ │ │ │
│ │мест лишения
свободы │ │ │ │
│ │обратились в
СЗ │ 9 │ 4 │ 5 │
│ │трудоустроено
всего │ 4 │ 3 │ 2 │
│ │в том числе по
квоте │ 1 │ 1 │ 2 │
├───┼───────────────────────────────┼───────┼───────┼─────────┤
│6. │Лица
предпенсионного возраста │ │ │
│
│ │обратились в
СЗ │ 25 │ 58 │ 32 │
│ │трудоустроено
всего │ 14 │ 22 │ 11 │
│ │в том числе по
квоте │ 4 │ 8 │ 3 │
└───┴───────────────────────────────┴───────┴───────┴─────────┘
-
4.3.3. Организация
общественных работ
Районная Программа
развития общественных работ разработана в соответствии с Законом РФ
"О занятости населения в РФ", Положением об организации
общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от
14 июня 1997 года № 875 с учетом изменений и дополнений, внесенных
постановлением Правительства РФ от 12.11.1999 № 1247.
Программа определяет порядок и
условия направления на общественные работы граждан, обратившихся в
Лысковский районный центр занятости населения.
Под общественными работами понимается
общественная трудовая деятельность, имеющая социально полезную
направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной
поддержки граждан, ищущих работу.
Участие граждан в общественных
работах допускается только с их согласия. На граждан, занятых в
общественных работах, распространяется законодательство РФ о труде и
социальном страховании.
Общественные работы организуются
органами местного самоуправления по предложению и при участии органов
службы занятости. Практическая реализация задач по организации и
проведению общественных работ, в том числе направление граждан на
общественные работы, осуществляется районным центром занятости
населения.
Общественные работы призваны
обеспечивать:
- удовлетворение потребности
организаций в выполнении работ, носящих временный или сезонный
характер, реализацию целевых и региональных программ
социально-экономического развития исходя из их особенности и
целесообразности в организации таких работ;
- предоставление гражданам
материальной поддержки в виде временного заработка (дохода);
- сохранение мотивации к труду лиц,
имеющих перерыв в работе.
За последние 2 года в Лысковском
районе в общественных работах приняли участие 1059 человек, или почти
каждый 2 гражданин, обратившийся в службу занятости в поиске работы.
В 2002 году в общественных работах
приняли участие 453 человека из них молодежи - 72 человека, женщин -
198 человек.
Прогноз состояния рынка труда и
анализ состава граждан, обратившихся в службу занятости населения,
свидетельствует об актуальности организации в 2004 - 2007 г.
общественных работ.
Основными направлениями, по которым
будут организованы общественные работы, являются благоустройство и
озеленение территорий, парков, сельскохозяйственные работы,
вспомогательные, оформительские, архивные работы и др.
Правовая работа в части решения
проблем организации общественных работ включает в себя:
- изучение нормативно-правовых актов
по организации общественных работ;
- обеспечение работодателей
необходимой информацией, методическими материалами по вопросам
организации общественных работ;
- консультирование работодателей об
условиях и порядке организации общественных работ, соблюдении
договорных обязательств на совещаниях с руководителями и работниками
кадровых служб.
В качестве основных мер по
информационному обеспечению мероприятий предполагается:
- принимать участие в работе
семинаров-совещаний, проводимых районной администрацией с
руководителями предприятий, организаций по вопросам организации
общественных работ;
- информировать безработных граждан и
незанятое населения о возможностях трудовой деятельности на временных
работах с размещением информации в информационном зале и публикации
статей в районной газете;
- разъяснение работодателям порядка и
условий организации общественных работ.
В результате реализации Программы
предполагается:
- способствовать снижению социальной
напряженности на рынке труда;
- оказать адресную помощь в виде
временных заработков нуждающимся гражданам, улучшить их материальное
положение в период безработицы;
- обеспечить выполнение социально
значимых для района работ.
Организация
общественных работ в 2004 году
┌─────────────────────────┬────────────────────┬──────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Виды работ
│ Предприятия │ Всего │
Источники финансирования │
│ │
├────┬─────────┼──────────────┬───────────────┬───────────────┬────────────────┤
│ │ │К-во│
Затраты │ Фед. бюджет │ Обл. бюджет │Местный
бюджет │Ср-ва работодат.│
│ │
├────┼─────────┼────┬─────────┼─────┬─────────┼─────┬─────────┼────┬───────────┤
│ │ │Чел.│Тыс.
руб.│Чел.│Тыс. руб.│Чел. │Тыс. руб.│Чел.
│Тыс. руб.│Чел.│ Тыс. руб.│
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Работы по
благоустройству│МУП ЖКХ │ 64 │ 37,25
│ 54 │ 31,3 │ │ │ - │
- │ 10 │ 5,95 │
│города и района
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
│- уборка улиц,
обрезка│Сельские │ 70 │ 40,40 │
35 │ 20,3 │ 14 │ 8,1 │ 21 │
12,0 │ - │ - │
│деревьев,
ремонтные│администрации │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│работы в соц. сфере
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
│- уборка городского
парка│Районная │ 50 │ 28,8 │ 29
│ 16,8 │ 11 │ 6,3 │ 10 │ 5,7
│ │ │
│ │администрация
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│
│- уборка территории
рынка│Городская │ 10 │ 5,91 │ 8
│ 4,71 │ │ - │ 2 │ 1,2
│ │ │
│ │администрация
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Технические работы
│Восп. комиссия │ 1 │ 0,5 │ - │
- │ - │ - │ 1 │ 0,5 │
│ - │
│ │РОВД
│ 2 │ 1,2 │ - │ -
│ │ │ 2 │ 1,2 │ │
│
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Заготовка лекарственных
│Райпо │ 20 │ 11,6 │ 20 │
11,6 │ - │ - │ - │ - │
- │ - │
│трав
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Работа в детском
лагере│Дет. сады, л/о│ 10 │ 5,8 │
10 │ 5,8 │ - │ - │ - │
- │ - │ - │
│отдыха и
детских│"Березки", детский│ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│дошкольных учреждениях
│дом │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Сельскохозяйственные
│ОАО "Плодопитомник",│ 80 │ 46,8 │
58 │ 33,7 │ │ │ │
│ 22 │ │
│работы
│ОАО "Нива" │ 30 │ 17,41 │
30 │ 17,41 │ │ │ │
│ │ │
│ │К-з
"Верный путь" │ 20 │ 11,6 │ 20 │
11,6 │ │ │ │ │
│ │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Сбор
статистических│РОС │ 4 │ 2,4 │
- │ - │ 4 │ 2,4 │ - │
- │ - │ - │
│данных
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Уборка
территорий,│Б/о "Волга" │ 10 │
5,95 │ - │ - │ - │ - │
│ - │ 10 │ 5,95 │
│кухонные
работы,│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│подсобные работы
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Уход за престарелыми
│Управление соцзащиты│ 2 │ 1,2 │ - │
- │ - │ - │ 2 │ 1,2 │
- │ - │
│ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Рабочие по уборке гаража
│ПАП │ 2 │ 1,2 │ 2 │
1,2 │ - │ - │ - │ - │
- │ - │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Ремонт мешкотары
│Реалбаза │ 2 │ 1,2 │ 2 │
1,2 │ - │ - │ - │ - │
- │ - │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Рабочие по ремонту дорог
│ООО "Доринвест",│ 9 │ 5,2 │
9 │ 5,2 │ - │ - │ - │
- │ - │ - │
│ │ДРСП,
ДЭП № 2 │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Делопроизводство
│Районная │ 2 │ 1,2 │ - │
- │ - │ - │ 2 │ 1,2 │
- │ - │
│ │администрация
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Паспортизация
предприятий│Нижтехинвентаризация│ 2 │ 1,2 │
│ │ 2 │ 1,2 │ - │
- │ - │ - │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Подсобные работы
в│СМУ-6 │ 10 │ 5,8 │ 10 │
5,8 │ - │ - │ - │ - │
- │ - │
│строительстве
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │
├─────────────────────────┼────────────────────┼────┼─────────┼────┼─────────┼─────┼─────────┼─────┼─────────┼────┼───────────┤
│Итого
│ │400 │ 232,62 │287 │
166,62 │ 31 │ 18,00 │ 40 │ 23,00 │
42 │ 25,00 │
└─────────────────────────┴────────────────────┴────┴─────────┴────┴─────────┴─────┴─────────┴─────┴─────────┴────┴───────────┘
-
Организация
общественных работ в 2005 году
┌─────────────────────────┬────────────────────┬────────────────┬────────────────────────────────────────────┐
│ Виды работ
│ Предприятия │ Всего │
Источники финансирования │
│ │
├──────┬─────────┼───────────┬───────────┬─────────┬──────────┤
│ │ │Кол-во│
Затраты │Фед. бюджет│Обл. бюджет│ Местный │
Ср-ва │
│ │ │
│ │ │ │ бюджет
│работодат.│
│ │
├──────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────┼──────────┤
│ │ │
Чел. │Тыс. руб.│
|