Количество детдомов│
3│ 70│ 4│ 85│ 4│ 104│
4│ 112│ 4│ 113│ 4│ 95│
└───────────────────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┘
-
Общеобразовательные
школы: число детей в них
Диаграмма не
приводится.
В области обновления
содержания дошкольного образования осуществляется переход на
программы нового поколения "Радуга", "Детство",
"Истоки" и внедряется региональный компонент
экологического, экономического и музыкального дошкольного
образования.
В 2002 году в результате проведения
целого ряда организационных мероприятий был осуществлен переход к
массовой аттестации образовательных учреждений.
Аттестация и
аккредитация ОУ района
Диаграмма не
приводится.
На 01.09.2002
аттестованы 54% общеобразовательных школ.
Аттестация и
аккредитация образовательных учреждений района
Диаграмма не
приводится.
Приказом министра
образования и науки Нижегородской области Борский район определен
региональной экспериментальной площадкой по проблеме "Определение
содержания профильного обучения на 3 ступени и модель управленческих
решений по переходу на профильное обучение".
В районе действуют следующие целевые
программы: "Одаренные дети", "Здоровье",
"Каникулы", "Профилактика асоциального поведения среди
детей и подростков", Комплексная программа по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения Борского района, модель
методического обеспечения воспитательного процесса.
Ежегодно в районе проводится более 29
олимпиад и более 20 конкурсов по предметам. Борские школьники среди
участников и призеров областных олимпиад. В 2002 году учащиеся
Борских школ участвовали в 8 из 15 областных олимпиад (53%), победили
в 4 (27%), в олимпиаде "Таланты земли Нижегородской"
участвовали в 67% олимпиад, в 33% победили.
В районе сохранена система
дополнительного образования детей, объединяющая 14 учреждений, в
которых занимаются 10420 детей в возрасте от 6 до 18 лет.
Характеристики УДО
Диаграмма не
приводится.
Развивается сеть
кружков и секций на базе общеобразовательных учреждений. Большую роль
в организации дополнительного образования играет ЦВР "Алиса",
на базе которого занимается 2650 детей (25%).
1.2. Кадровое обеспечение.
Всего в образовательных учреждениях
Борского района работает 1924 педагогических работника, это на 974
человека меньше, чем в 1999 году. Сохраняется высокий образовательный
уровень педагогов 1187 (62%) с высшим образованием.
Число учителей в
школах
Диаграмма не
приводится.
За 2002 год 227
руководителей и педагогов района прошли курсовую переподготовку.
Курсовая
переподготовка учителей 2000 - 2002 учебные года
Диаграмма не
приводится.
Прослеживается
тенденция увеличения числа педагогов, выбывших из системы
образования, с 45 человек (3,2% в 1999 г.) до 84 человек (6,6% в 2001
г.). Из них 4% перешли на работу в другие отрасли. Слабая социальная
защищенность является основной причиной оттока молодых педагогов в
другие сферы деятельности. По-прежнему высокая степень феминизации
учительских кадров: женщины составляют 79% от общего числа учителей,
остается высоким процент педагогов пенсионного возраста - 16%.
В системе ведется работа по
моральному поощрению педагогических работников района, достигших
высоких результатов в образовательном процессе, подготовивших
призеров районных и областных олимпиад, конкурсов и смотров.
Вручены государственные награды 1
педагогу, 9 человек награждены отраслевыми наградами, 36 педагогов
получили грамоты министерства образования и науки Нижегородской
области, 72 человека - грамоты управления образования Борского
района, 6 педагогов стали лауреатами премии главы Борского района
"Педагогическое открытие года".
1.3. Основные проблемы районной
системы образования.
1.3.1. По-прежнему сохраняется
высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в две смены (15% от
общего числа учащихся).
1.3.2. Недостаточность оснащения
современной компьютерной техникой затрудняет обучение современным
информационным технологиям.
1.3.3. Остается проблема
материально-технической базы образовательных учреждений. Старение
зданий требует постоянного капиталовложения.
1.3.4. Идет ухудшение социального и
физического здоровья обучающихся и педагогических работников.
1.3.5. Увеличилось число детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число детей,
нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.
1.3.6. Алкоголизация значительной
части взрослого населения ведет к увеличению числа педагогически
несостоятельных семей, семей группы риска.
1.3.7. Сокращение численности детей
ведет к тому, что большинство сельских школ работает в условиях
малокомплектной школы, требующей совмещения преподавания ряда
предметов и специальной подготовки педагогов.
1.3.8. Сохраняется тенденция
недостаточной социальной защищенности педработников из-за низкого
уровня заработной платы, обеспеченности жильем, условиями отдыха и
лечения, и как следствие - уход из учреждений образования молодых
специалистов и мужчин.
1.3.9. Обостряется проблема кадрового
обеспечения управления. Среди директоров школ - более 35% пенсионного
возраста.
Обеспечение
обучающихся новыми учебниками
(по общеобразовательным программам)
Диаграмма не
приводится.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Главная
(стратегическая) цель Программы - формирование в рамках единого
образовательного пространства Российской Федерации устойчивой,
динамично развивающей районной системы образования, способной
обеспечить удовлетворение потребностей личности, государства и
Борского района.
2.2. Задачами Программы являются
обеспечение модернизации содержания образования и комплексных
изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе,
адекватных перемен в структуре, формах и методах управления
образованием, системе подготовки и повышения квалификации
педагогических и руководящих кадров, стабилизации бюджетного
финансирования системы образования и привлечения дополнительных
средств.
2.3. Общие направления модернизации
системы образования области:
2.3.1. В обновлении содержания и
педагогических технологий воспитания и обучения:
- внедрение в массовую практику
образовательных программ, отражающих изменения в сфере культуры,
экономики, науки, техники и технологий, региональных культурных
традиций и особенностей;
- дальнейшее совершенствование
преемственности и непрерывности воспитания и обучения учащихся на
различных уровнях и ступенях образования с учетом особенностей их
развития, социально-экономических ситуаций;
- создание системы воспитания
здорового образа жизни;
- совершенствование организации
гражданского образования, форм общественного самоуправления учащихся
на принципах уважения прав и свобод личности, высокой нравственности,
национальной и религиозной толерантности;
- внедрение педагогических
технологий, нацеленных на разностороннее развитие детей и молодежи,
их творческих способностей, формирование навыков самообразования,
самореализацию личности, в т.ч. с применением современных
информационных и дистантных форм обучения.
2.3.2. В сфере информационного
обеспечения развития образования:
- разработка и поддержка
соответствующих программ, баз данных по ресурсному обеспечению
образования, по сбору и анализу управленческой информации и ее
использованию в практике работы;
- создание информационного фонда в
образовательных учреждениях;
- внедрение системы педагогического
мониторинга, в т.ч. критериев оценки качества образования (ученик,
учитель, образовательное учреждение, потребности социума).
2.3.3. Реформирование структуры,
содержания и форм управления образованием:
- апробация механизма реализации
принципа автономности образовательных учреждений путем более четкого
разграничения компетенции и ответственности учреждения и его
учредителя;
- внедрение в массовую практику
системы повышения квалификации руководителей по программам нового
поколения;
- создание системы работы с резервом
кадров, включающей отбор перспективных потенциальных руководителей,
их целенаправленную подготовку и стажировку;
- переход от распорядительного к
регулирующему механизму управления системой образования,
обеспечивающему ее нормативно-правовое, экономическое и качественное
состояние.
2.3.4. Совершенствование
экономического механизма функционирования образовательных учреждений:
- разработка механизма привлечения
инвестиций в систему образования;
- увеличение бюджетного
финансирования по нормативам финансирования, определяемым в расчете
на одного обучающегося;
- создание действенных механизмов
укрепления учебно-материальной базы образования;
- активное внедрение тепло- и
энергосберегающих технологий в обслуживание учреждений образования;
- разработка механизмов привлечения
внебюджетных средств для нужд образовательных учреждений
(образовательные фонды, системы образовательного страхования,
дополнительные платные образовательные услуги);
- повышение уровня оплаты труда и
социального статуса педагогических работников.
2.3.5. Развитие нормативно-правовой
базы системы образования:
- привлечение общественных структур и
родителей к управлению образовательным учреждением и усилению
сотрудничества между образовательными учреждениями и обществом;
- создание единой региональной
системы мониторинга качества образования, критериев оценки
деятельности образовательных учреждений различных типов и видов;
- нормативное финансирование за счет
бюджетных средств учреждений образования всех типов и видов.
2.3.6. Реформирование системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и
педагогических кадров:
- обновление содержание
педагогического образования и повышения квалификации, освоение
проектных, деятельностных технологий, практикоориентированный
характер обучения, внедрение информационных технологий обучения, в
т.ч. с использованием Интернета;
- модернизация содержания и форм
деятельности методической службы.
2.4. Локальные цели и направления
реализации Программы.
2.4.1. Дошкольное образование.
Цель: обеспечение возложенных на
дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) задач по помощи семье в
воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их
психического и физического здоровья, коррекции недостатков развития,
развитию индивидуальных способностей.
Основные направления:
- сохранение системы дошкольного
образования, обеспечение общедоступности услуг ДОУ для всех групп
населения;
- создание условий в различных видах
ДОУ (групп) для полного развития способностей и интересов детей
дошкольного возраста, в т.ч. с проблемами развития (ограниченными
возможностями здоровья);
- совершенствование содержания
дошкольного образования, внедрение программно-методического
обеспечения на развивающей основе, переход на новые образовательные
стандарты;
- введение механизма регуляции
качества дошкольного образования через процедуру аттестации и
государственной аккредитации;
- содействие семьям в обучении и
воспитании детей дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ.
2.4.2. Общее среднее образование.
Цель: создание условий для
обеспечения доступности и качества образования, развития личности,
способной к социальной адаптации.
Основные направления:
- модернизация содержания
образования, организационных форм, методов и технологий при
сохранении базовых принципов и лучших традиций отечественной школы;
- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, природе;
- совершенствование организации
учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей,
нормализации учебной нагрузки, обеспечению общего образования детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- дальнейшее создание равных условий
для получения образования детей с учетом их индивидуальности;
- развитие системы
общеобразовательных учреждений различных форм, типов и видов;
сохранение, поддержка и развитие сельских школ, в том числе
малокомплектных, обеспечивающих образовательные потребности
населения;
- совершенствование педагогических
технологий;
- компьютеризация школ, в том числе
сельских, с использованием Интернета и дистанционного обучения;
- обеспечение государственной и
общественных систем оценки качества деятельности образовательных
учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и
общественной аккредитации;
- организация централизованного
обеспечения школьных библиотек учебниками и учебной литературой
регионального компонента за счет бюджетов всех уровней;
- дальнейшее развитие и обеспечение
демократического, государственно-общественного характера управления
системой общего образования, включая укрепление управленческой
вертикали по всем составляющим ее уровням.
2.4.5. Высшее профессиональное
образование.
Цель: удовлетворение потребностей
района в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала специалистов
с высшей квалификацией.
Основные направления:
- сохранение потенциала и дальнейшее
развитие структурных составляющих системы высшего профессионального
образования Борского района;
- поддержка талантливой молодежи.
2.4.6. Воспитание и дополнительное
образование детей.
Цели:
- создание необходимых
организационных, методических, кадровых и материальных условий для
развития воспитания в системе образования района, повышение
общественного статуса социального института воспитания, обновление
воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе
отечественных традиций и современного опыта, обеспечение целостности
и разнообразия воспитания, укрепления механизма воспитания;
- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, окружающей природе;
- сохранение и развитие общедоступной
системы дополнительного образования детей и взрослых.
Приоритетные направления развития
воспитания и дополнительного образования детей в Борском районе
определяются в соответствии с Программой развития воспитания в
Российской Федерации.
Основные подходы:
- приоритетность воспитания в
образовательной политике, восстановление его статуса и значимости в
образовании;
- организация воспитательного
процесса на основе Закона Российской Федерации "Об образовании",
направленная на формирование и свободное развитие личности, оказание
ей поддержки в жизненном самоопределении, воспитании качеств
гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-родителя;
- признание вариативности
воспитательных систем, учет специфики деятельности различных типов и
видов образовательных учреждений. Обеспечение целостности,
последовательности и преемственности в воспитании учащейся молодежи
на различных уровнях образования;
- формирование нравственных качеств,
профессиональных интересов, гражданской позиции на основе
общечеловеческих ценностей, отечественных педагогических традиций и
современного опыта;
- социально-психологическая поддержка
детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к
социуму, формированием социальной ответственности; профилактика и
коррекция девиантного поведения;
- обеспечение прав детей в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и российским
законодательством, в т.ч. на свободное самоопределение и
самореализацию личности.
Основные направления:
- укрепление здоровья ребенка
средствами физкультуры и спорта, формирование образа жизни,
обеспечение развития системы оздоровительной работы;
- воспитание учащихся в духе
демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания;
предоставления им реальных возможностей участия в управлении
образовательным учреждением;
- создание условий для участия семьи
в воспитательном процессе и активное включение семьи в решение
проблем воспитания;
- создание условий для усвоения
учащимися общечеловеческих и отечественных ценностей, помощь
воспитанникам в самоопределении, стабилизации и развитие системы
дополнительного образования детей, усиление воспитательных функций
современного профессионального образования;
- создание условий для деятельности
детских и молодежных общественных объединений, организаций.
2.4.7. Ресурсное обеспечение системы
образования.
Цель: стабилизация ресурсного, прежде
всего финансового обеспечения состояния системы образования Борского
района и финансовое оздоровление образовательных учреждений,
реализация механизма включения образовательных учреждений в рыночные
условия хозяйствования.
Основные направления:
- закрепление приоритетности развития
образования в сфере социально-экономического развития Борского
района;
- нормативно-правовая поддержка
функционирования образовательных учреждений в условиях рыночных
отношений;
- увеличение бюджетного
финансирования сферы образования на основе нормативов финансирования,
определяемых в расчете на одного ученика (воспитанника);
- реализация закрепленных
законодательством об образовании норм самостоятельности
образовательных учреждений;
- повышение уровня оплаты труда и
социального статуса работников образования;
- обеспечение материальной
заинтересованности работников системы образования в повышении
качества образовательных услуг;
- повышение управленческой
компетентности и менеджерской ориентации администраторов системы
образования;
- приведение материально-технической
базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями
лицензирования, аттестации и аккредитации;
- укрепление кадрового потенциала
системы образования.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1. Реализация
Программы предполагает 2 основных этапа.
Первый этап (2003 - 2004 гг.).
На этом этапе осуществляются
подготовительные и стабилизационные меры:
- принятие комплекса
нормативно-правовых актов, нацеленных на модернизацию образования;
- стабилизация сети образовательных
учреждений, особенно на селе;
- создание модели устойчивого
развития образовательных учреждений.
Второй этап (2005 - 2008 гг.).
На этом этапе осуществляются:
- реализация всего комплекса
программных мероприятий по развитию образования Борского района;
- внедрение моделей устойчивого
развития во всем образовательном комплексе района;
- анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период.
3.2. Возможные сценарии реализации
Программы.
Реализация Программы может протекать
по нескольким сценариям, что зависит от полноты выполнения задач и
возможного действия 2 факторов риска.
Такими факторами могут быть:
1. Недостаточное ресурсное
обеспечение Программы:
- неполное выделение финансовых
средств;
- слабое информационное обеспечение
(недостаточная техническая база Программы и недостаток данных);
- недостаточное нормативно-правовое
обеспечение.
2. Неэффективность работы органов
управления и администраторов образовательных учреждений. Этот фактор
риска можно ослабить выделением как особо приоритетного в работе
направления кадрового менеджмента во всей вертикали управления
образованием.
В связи с этим возможны три варианта
сценария развития Программы:
- при полном ресурсном обеспечении;
- при минимальном ресурсом
обеспечении;
- при неполном ресурсном обеспечении.
Оценивая влияние факторов риска в
целом, в качестве наиболее вероятного базового сценария
предполагается последний вариант (при неполном ресурсном обеспечении
и эффективно работающих командах). При этом будет соблюдена этапность
реализации Программы и достигнута высокая результативность.
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
┌───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┐
│ Мероприятия
│ Срок │Ответст-│ Источники и │
│ │ │венный
│ размер │
│ │ │
│ финансирования │
├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤
│ 4.1.
Дошкольное образование │
├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤
│Формирование банка
данных по│ 2003 │ ИДЦ │ │
│обновлению содержания
дошкольного│ г. │ │ │
│образования
│ │ │ │
├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤
│Внедрение
федерального и│ 2003 │ УНО │
│
│регионального компонента
стандарта│ г. │ ИДЦ │ │
│дошкольного образования
│ │ МДОУ │ │
├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤
│Продолжение работы по
обновлению│2003 -│ УНО │ │
│содержания дошкольного
образования│ 2008 │ МДОУ │ │
│через внедрение
программ нового│ гг. │ │
│
│поколения: "Радуга",
"Детство",│ │ │
│
│"Истоки"
│ │ │
│
├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤
│Организация работы
"Материнской│2003 -│ УНО │Внебюджетные
│
│школы" на базе
МДОУ района для│ 2008 │ МДОУ │средства
│
│неорганизованных детей
от 3 до 7│ гг. │ │ │
│лет
│ │ │ │
├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤
│Внедрение в практику
работы МДОУ│2003 -│ УНО │ │
│региональной
программы по│ 2005 │ МДОУ │
│
│музыкальному воспитанию
"Камертон" │ гг. │ │
│
├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤
│Продолжение практики
проведения│2003 -│ УНО │Местный бюджет│
│конкурса "Детский
сад года" │ 2008 │ │400 тыс.
рублей │
│ │ гг.
│ │ │
├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤
│Разработка и введение
в действие│2004 -│ │ │
│новых моделей ДОУ
на основе│ 2008 │ │ │
│кратковременного
пребывания│ гг. │ │ │
│воспитанников
│ │ │ │
├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤
│ 4.2.
Общее среднее образование │
├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤
│Разработка
компонента│2003 -│ УНО │ │
│образовательного
учреждения│ 2004 │ ИДЦ │ │
│государственного
образовательного│ гг. │ ОУ │ │
│стандарта общего
образования,│ │ │ │
│обеспечение его
научно-│ │ │ │
│методического
содержания и│ │ │
│
│осуществление
мониторинга│ │ │ │
│исполнения