Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации Борского
района от 23.01.2003 № 168а


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В БОРСКОМ РАЙОНЕ ДО 2008 ГОДА"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









АДМИНИСТРАЦИЯ
БОРСКОГО РАЙОНА




РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 23 января 2003 г. № 168а




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


В БОРСКОМ РАЙОНЕ ДО 2008 ГОДА




В целях
осуществления государственной политики Российской Федерации в области
образования, систематизации мероприятий, направленных на развитие
образовательного комплекса Борского района:


1. Утвердить прилагаемую Программу
развития образования Борского района до 2008 г.


2. Контроль за реализацией Программы
возложить на зам. главы администрации Т.П. Галанину.




Глава местного
самоуправления


В.А.ИВАНОВ












Утверждена


распоряжением


администрации Борского района


от 23.01.2003 № 168а




ПРОГРАММА


РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ БОРСКОГО
РАЙОНА ДО 2008 ГОДА




1. СОСТОЯНИЕ И
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ


ОБРАЗОВАНИЯ БОРСКОГО РАЙОНА




1.1. Краткая
характеристика системы образования Борского района.


По состоянию на 1 сентября 2002 года
в сети образовательных учреждений Борского района функционировали 114
учреждений образования с количеством учащихся и воспитанников около
20 тысяч человек.




Образовательные
учреждения Борского района




Диаграмма не
приводится.




Общая численность
детей дошкольного возраста на 01.09.2002 6128 человек, из них детей
от 0 до 1 года 876 человек, 4320 детей (72%) посещают дошкольные
учреждения. Идет процесс сокращения числа дошкольников, учащихся
начальной и основной школы. За 5 лет численность дошкольников
сократилась с 5106 до 4197 (на 18%) человек, школьников - с 16533 до
14263 (на 15%).




Характеристика
системы образования Борского района




┌───────────────────┬────┬─────┬────┬─────┬────┬─────┬────┬─────┬────┬─────┬────┬─────┐


Образовательные
│1997│1997 │1998│1998 │1999│1999
│2000│2000 │2001│2001 │2002│2002


учреждения │
г. │ г. │ г. │ г. │ г. │ г. │
г. │ г. │ г. │ г. │ г. │ г. │


│ │ │ в
│ │ в │ │ в │ │ в
│ │ в │ │ в │


│ │ │ них
│ │ них │ │ них │ │ них
│ │ них │ │ них │


│ │ │детей│
│детей│ │детей│ │детей│
│детей│ │детей│


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Дошкольные │
58│ 5106│ 51│ 4527│ 51│ 4415│
51│ 4314│ 49│ 4127│ 47│ 419│


образовательные │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


учреждения │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Общеобразовательные│
46│16533│ 48│16304│ 46│15742│
46│14898│ 46│14099│ 45│ 142│


школы: │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


начальные │
8│ 358│ 11│ 417│ 9│ 444│
9│ 452│ 9│ 448│ 7│ 40│


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


в т.ч. НШДС │
- │ - │ 3│ 102│ 3│ 139│
3│ 169│ 3│ 166│ 2│ 15│


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


основного общего│
7│ 1232│ 5│ 625│ 5│ 542│
5│ 498│ 5│ 461│ 5│ 42│


образования │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Средние (полные) │
31│14943│ 32│15262│ 32│14756│
32│13948│ 32│13190│ 32│ 123│


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


в т.ч. гимназии │
1│ 956│ 1│ 971│ 1│ 948│
1│ 866│ 0│ 0│ 0│ 0│


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


лицеи │
0│ 0│ 0│ 0│ 0│ 0│
0│ 0│ 1│ 787│ 1│ 73│


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Профильные классы в│
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


школах: │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


число классов/детей│
5│ 125│ 7│ 163│ 11│ 239│
14│ 314│ 13│ 277│ 13│ 27│


в них │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Классы для детей с│
14│ 230│ 14│ 247│ 16│ 312│
19│ 423│ 20│ 437│ 21│ 53│


ограниченными │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


возможностями │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


здоровья │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Классы КРО │
47│ 620│ 48│ 583│ 45│ 555│
47│ 565│ 43│ 507│ 34│ 38│


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Численность детей,│
│ 106│ │ 81│ │ 188│
│ 179│ │ 196│ │ 20│


обучающихся на дому│
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


в т.ч. детей-│
│ 37│ │ 29│ │ 62│
│ 79│ │ 91│ │ 92│


инвалидов │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


ОУ для детей с│
1│ 50│ 1│ 63│ 1│ 69│
1│ 70│ 1│ 70│ 1│ 77│


ограниченными │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


возможностями │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


здоровья │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Количество вечерних│
2│ 805│ 2│ 741│ 2│ 704│
2│ 830│ 2│ 827│ 2│ 71│


сменных школ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


в т.ч. УКП при СОШ │
2│ │ 1│ │ 1│ │
3│ │ 3│ │ 2│ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Число учителей
в│1293│ │1326│ │1363│
│1288│ │1248│ │1246│


школах │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Учреждения │
10│ 4924│ 10│ 5269│ 12│ 6305│
13│ 8049│ 14│ 8526│ 14│ 104│


дополнительного │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


образования │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │


├───────────────────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┼────┼─────┤


Количество детдомов│
3│ 70│ 4│ 85│ 4│ 104│
4│ 112│ 4│ 113│ 4│ 95│


└───────────────────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┴────┴─────┘






Общеобразовательные
школы: число детей в них




Диаграмма не
приводится.




В области обновления
содержания дошкольного образования осуществляется переход на
программы нового поколения "Радуга", "Детство",
"Истоки" и внедряется региональный компонент
экологического, экономического и музыкального дошкольного
образования.


В 2002 году в результате проведения
целого ряда организационных мероприятий был осуществлен переход к
массовой аттестации образовательных учреждений.




Аттестация и
аккредитация ОУ района




Диаграмма не
приводится.




На 01.09.2002
аттестованы 54% общеобразовательных школ.




Аттестация и
аккредитация образовательных учреждений района




Диаграмма не
приводится.




Приказом министра
образования и науки Нижегородской области Борский район определен
региональной экспериментальной площадкой по проблеме "Определение
содержания профильного обучения на 3 ступени и модель управленческих
решений по переходу на профильное обучение".


В районе действуют следующие целевые
программы: "Одаренные дети", "Здоровье",
"Каникулы", "Профилактика асоциального поведения среди
детей и подростков", Комплексная программа по патриотическому
воспитанию подрастающего поколения Борского района, модель
методического обеспечения воспитательного процесса.


Ежегодно в районе проводится более 29
олимпиад и более 20 конкурсов по предметам. Борские школьники среди
участников и призеров областных олимпиад. В 2002 году учащиеся
Борских школ участвовали в 8 из 15 областных олимпиад (53%), победили
в 4 (27%), в олимпиаде "Таланты земли Нижегородской"
участвовали в 67% олимпиад, в 33% победили.


В районе сохранена система
дополнительного образования детей, объединяющая 14 учреждений, в
которых занимаются 10420 детей в возрасте от 6 до 18 лет.




Характеристики УДО




Диаграмма не
приводится.




Развивается сеть
кружков и секций на базе общеобразовательных учреждений. Большую роль
в организации дополнительного образования играет ЦВР "Алиса",
на базе которого занимается 2650 детей (25%).


1.2. Кадровое обеспечение.


Всего в образовательных учреждениях
Борского района работает 1924 педагогических работника, это на 974
человека меньше, чем в 1999 году. Сохраняется высокий образовательный
уровень педагогов 1187 (62%) с высшим образованием.




Число учителей в
школах




Диаграмма не
приводится.




За 2002 год 227
руководителей и педагогов района прошли курсовую переподготовку.




Курсовая
переподготовка учителей 2000 - 2002 учебные года




Диаграмма не
приводится.




Прослеживается
тенденция увеличения числа педагогов, выбывших из системы
образования, с 45 человек (3,2% в 1999 г.) до 84 человек (6,6% в 2001
г.). Из них 4% перешли на работу в другие отрасли. Слабая социальная
защищенность является основной причиной оттока молодых педагогов в
другие сферы деятельности. По-прежнему высокая степень феминизации
учительских кадров: женщины составляют 79% от общего числа учителей,
остается высоким процент педагогов пенсионного возраста - 16%.


В системе ведется работа по
моральному поощрению педагогических работников района, достигших
высоких результатов в образовательном процессе, подготовивших
призеров районных и областных олимпиад, конкурсов и смотров.


Вручены государственные награды 1
педагогу, 9 человек награждены отраслевыми наградами, 36 педагогов
получили грамоты министерства образования и науки Нижегородской
области, 72 человека - грамоты управления образования Борского
района, 6 педагогов стали лауреатами премии главы Борского района
"Педагогическое открытие года".


1.3. Основные проблемы районной
системы образования.


1.3.1. По-прежнему сохраняется
высокая доля числа школ, где учащиеся занимаются в две смены (15% от
общего числа учащихся).


1.3.2. Недостаточность оснащения
современной компьютерной техникой затрудняет обучение современным
информационным технологиям.


1.3.3. Остается проблема
материально-технической базы образовательных учреждений. Старение
зданий требует постоянного капиталовложения.


1.3.4. Идет ухудшение социального и
физического здоровья обучающихся и педагогических работников.


1.3.5. Увеличилось число детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. Растет число детей,
нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.


1.3.6. Алкоголизация значительной
части взрослого населения ведет к увеличению числа педагогически
несостоятельных семей, семей группы риска.


1.3.7. Сокращение численности детей
ведет к тому, что большинство сельских школ работает в условиях
малокомплектной школы, требующей совмещения преподавания ряда
предметов и специальной подготовки педагогов.


1.3.8. Сохраняется тенденция
недостаточной социальной защищенности педработников из-за низкого
уровня заработной платы, обеспеченности жильем, условиями отдыха и
лечения, и как следствие - уход из учреждений образования молодых
специалистов и мужчин.


1.3.9. Обостряется проблема кадрового
обеспечения управления. Среди директоров школ - более 35% пенсионного
возраста.




Обеспечение
обучающихся новыми учебниками


(по общеобразовательным программам)




Диаграмма не
приводится.




2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ОСНОВНЫЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ


НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ




2.1. Главная
(стратегическая) цель Программы - формирование в рамках единого
образовательного пространства Российской Федерации устойчивой,
динамично развивающей районной системы образования, способной
обеспечить удовлетворение потребностей личности, государства и
Борского района.


2.2. Задачами Программы являются
обеспечение модернизации содержания образования и комплексных
изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе,
адекватных перемен в структуре, формах и методах управления
образованием, системе подготовки и повышения квалификации
педагогических и руководящих кадров, стабилизации бюджетного
финансирования системы образования и привлечения дополнительных
средств.


2.3. Общие направления модернизации
системы образования области:


2.3.1. В обновлении содержания и
педагогических технологий воспитания и обучения:


- внедрение в массовую практику
образовательных программ, отражающих изменения в сфере культуры,
экономики, науки, техники и технологий, региональных культурных
традиций и особенностей;


- дальнейшее совершенствование
преемственности и непрерывности воспитания и обучения учащихся на
различных уровнях и ступенях образования с учетом особенностей их
развития, социально-экономических ситуаций;


- создание системы воспитания
здорового образа жизни;


- совершенствование организации
гражданского образования, форм общественного самоуправления учащихся
на принципах уважения прав и свобод личности, высокой нравственности,
национальной и религиозной толерантности;


- внедрение педагогических
технологий, нацеленных на разностороннее развитие детей и молодежи,
их творческих способностей, формирование навыков самообразования,
самореализацию личности, в т.ч. с применением современных
информационных и дистантных форм обучения.


2.3.2. В сфере информационного
обеспечения развития образования:


- разработка и поддержка
соответствующих программ, баз данных по ресурсному обеспечению
образования, по сбору и анализу управленческой информации и ее
использованию в практике работы;


- создание информационного фонда в
образовательных учреждениях;


- внедрение системы педагогического
мониторинга, в т.ч. критериев оценки качества образования (ученик,
учитель, образовательное учреждение, потребности социума).


2.3.3. Реформирование структуры,
содержания и форм управления образованием:


- апробация механизма реализации
принципа автономности образовательных учреждений путем более четкого
разграничения компетенции и ответственности учреждения и его
учредителя;


- внедрение в массовую практику
системы повышения квалификации руководителей по программам нового
поколения;


- создание системы работы с резервом
кадров, включающей отбор перспективных потенциальных руководителей,
их целенаправленную подготовку и стажировку;


- переход от распорядительного к
регулирующему механизму управления системой образования,
обеспечивающему ее нормативно-правовое, экономическое и качественное
состояние.


2.3.4. Совершенствование
экономического механизма функционирования образовательных учреждений:


- разработка механизма привлечения
инвестиций в систему образования;


- увеличение бюджетного
финансирования по нормативам финансирования, определяемым в расчете
на одного обучающегося;


- создание действенных механизмов
укрепления учебно-материальной базы образования;


- активное внедрение тепло- и
энергосберегающих технологий в обслуживание учреждений образования;


- разработка механизмов привлечения
внебюджетных средств для нужд образовательных учреждений
(образовательные фонды, системы образовательного страхования,
дополнительные платные образовательные услуги);


- повышение уровня оплаты труда и
социального статуса педагогических работников.


2.3.5. Развитие нормативно-правовой
базы системы образования:


- привлечение общественных структур и
родителей к управлению образовательным учреждением и усилению
сотрудничества между образовательными учреждениями и обществом;


- создание единой региональной
системы мониторинга качества образования, критериев оценки
деятельности образовательных учреждений различных типов и видов;


- нормативное финансирование за счет
бюджетных средств учреждений образования всех типов и видов.


2.3.6. Реформирование системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и
педагогических кадров:


- обновление содержание
педагогического образования и повышения квалификации, освоение
проектных, деятельностных технологий, практикоориентированный
характер обучения, внедрение информационных технологий обучения, в
т.ч. с использованием Интернета;


- модернизация содержания и форм
деятельности методической службы.


2.4. Локальные цели и направления
реализации Программы.


2.4.1. Дошкольное образование.


Цель: обеспечение возложенных на
дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) задач по помощи семье в
воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их
психического и физического здоровья, коррекции недостатков развития,
развитию индивидуальных способностей.


Основные направления:


- сохранение системы дошкольного
образования, обеспечение общедоступности услуг ДОУ для всех групп
населения;


- создание условий в различных видах
ДОУ (групп) для полного развития способностей и интересов детей
дошкольного возраста, в т.ч. с проблемами развития (ограниченными
возможностями здоровья);


- совершенствование содержания
дошкольного образования, внедрение программно-методического
обеспечения на развивающей основе, переход на новые образовательные
стандарты;


- введение механизма регуляции
качества дошкольного образования через процедуру аттестации и
государственной аккредитации;


- содействие семьям в обучении и
воспитании детей дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ.


2.4.2. Общее среднее образование.


Цель: создание условий для
обеспечения доступности и качества образования, развития личности,
способной к социальной адаптации.


Основные направления:


- модернизация содержания
образования, организационных форм, методов и технологий при
сохранении базовых принципов и лучших традиций отечественной школы;


- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, природе;


- совершенствование организации
учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей,
нормализации учебной нагрузки, обеспечению общего образования детей с
ограниченными возможностями здоровья;


- дальнейшее создание равных условий
для получения образования детей с учетом их индивидуальности;


- развитие системы
общеобразовательных учреждений различных форм, типов и видов;
сохранение, поддержка и развитие сельских школ, в том числе
малокомплектных, обеспечивающих образовательные потребности
населения;


- совершенствование педагогических
технологий;


- компьютеризация школ, в том числе
сельских, с использованием Интернета и дистанционного обучения;


- обеспечение государственной и
общественных систем оценки качества деятельности образовательных
учреждений, в том числе лицензирования, аттестации, государственной и
общественной аккредитации;


- организация централизованного
обеспечения школьных библиотек учебниками и учебной литературой
регионального компонента за счет бюджетов всех уровней;


- дальнейшее развитие и обеспечение
демократического, государственно-общественного характера управления
системой общего образования, включая укрепление управленческой
вертикали по всем составляющим ее уровням.


2.4.5. Высшее профессиональное
образование.


Цель: удовлетворение потребностей
района в воспроизводстве и развитии кадрового потенциала специалистов
с высшей квалификацией.


Основные направления:


- сохранение потенциала и дальнейшее
развитие структурных составляющих системы высшего профессионального
образования Борского района;


- поддержка талантливой молодежи.


2.4.6. Воспитание и дополнительное
образование детей.


Цели:


- создание необходимых
организационных, методических, кадровых и материальных условий для
развития воспитания в системе образования района, повышение
общественного статуса социального института воспитания, обновление
воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе
отечественных традиций и современного опыта, обеспечение целостности
и разнообразия воспитания, укрепления механизма воспитания;


- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, окружающей природе;


- сохранение и развитие общедоступной
системы дополнительного образования детей и взрослых.


Приоритетные направления развития
воспитания и дополнительного образования детей в Борском районе
определяются в соответствии с Программой развития воспитания в
Российской Федерации.


Основные подходы:


- приоритетность воспитания в
образовательной политике, восстановление его статуса и значимости в
образовании;


- организация воспитательного
процесса на основе Закона Российской Федерации "Об образовании",
направленная на формирование и свободное развитие личности, оказание
ей поддержки в жизненном самоопределении, воспитании качеств
гражданина-патриота, профессионала-работника, семьянина-родителя;


- признание вариативности
воспитательных систем, учет специфики деятельности различных типов и
видов образовательных учреждений. Обеспечение целостности,
последовательности и преемственности в воспитании учащейся молодежи
на различных уровнях образования;


- формирование нравственных качеств,
профессиональных интересов, гражданской позиции на основе
общечеловеческих ценностей, отечественных педагогических традиций и
современного опыта;


- социально-психологическая поддержка
детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к
социуму, формированием социальной ответственности; профилактика и
коррекция девиантного поведения;


- обеспечение прав детей в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и российским
законодательством, в т.ч. на свободное самоопределение и
самореализацию личности.


Основные направления:


- укрепление здоровья ребенка
средствами физкультуры и спорта, формирование образа жизни,
обеспечение развития системы оздоровительной работы;


- воспитание учащихся в духе
демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания;
предоставления им реальных возможностей участия в управлении
образовательным учреждением;


- создание условий для участия семьи
в воспитательном процессе и активное включение семьи в решение
проблем воспитания;


- создание условий для усвоения
учащимися общечеловеческих и отечественных ценностей, помощь
воспитанникам в самоопределении, стабилизации и развитие системы
дополнительного образования детей, усиление воспитательных функций
современного профессионального образования;


- создание условий для деятельности
детских и молодежных общественных объединений, организаций.


2.4.7. Ресурсное обеспечение системы
образования.


Цель: стабилизация ресурсного, прежде
всего финансового обеспечения состояния системы образования Борского
района и финансовое оздоровление образовательных учреждений,
реализация механизма включения образовательных учреждений в рыночные
условия хозяйствования.


Основные направления:


- закрепление приоритетности развития
образования в сфере социально-экономического развития Борского
района;


- нормативно-правовая поддержка
функционирования образовательных учреждений в условиях рыночных
отношений;


- увеличение бюджетного
финансирования сферы образования на основе нормативов финансирования,
определяемых в расчете на одного ученика (воспитанника);


- реализация закрепленных
законодательством об образовании норм самостоятельности
образовательных учреждений;


- повышение уровня оплаты труда и
социального статуса работников образования;


- обеспечение материальной
заинтересованности работников системы образования в повышении
качества образовательных услуг;


- повышение управленческой
компетентности и менеджерской ориентации администраторов системы
образования;


- приведение материально-технической
базы образовательных учреждений в соответствие с требованиями
лицензирования, аттестации и аккредитации;


- укрепление кадрового потенциала
системы образования.




3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


И ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ




3.1. Реализация
Программы предполагает 2 основных этапа.


Первый этап (2003 - 2004 гг.).


На этом этапе осуществляются
подготовительные и стабилизационные меры:


- принятие комплекса
нормативно-правовых актов, нацеленных на модернизацию образования;


- стабилизация сети образовательных
учреждений, особенно на селе;


- создание модели устойчивого
развития образовательных учреждений.


Второй этап (2005 - 2008 гг.).


На этом этапе осуществляются:


- реализация всего комплекса
программных мероприятий по развитию образования Борского района;


- внедрение моделей устойчивого
развития во всем образовательном комплексе района;


- анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период.


3.2. Возможные сценарии реализации
Программы.


Реализация Программы может протекать
по нескольким сценариям, что зависит от полноты выполнения задач и
возможного действия 2 факторов риска.


Такими факторами могут быть:


1. Недостаточное ресурсное
обеспечение Программы:


- неполное выделение финансовых
средств;


- слабое информационное обеспечение
(недостаточная техническая база Программы и недостаток данных);


- недостаточное нормативно-правовое
обеспечение.


2. Неэффективность работы органов
управления и администраторов образовательных учреждений. Этот фактор
риска можно ослабить выделением как особо приоритетного в работе
направления кадрового менеджмента во всей вертикали управления
образованием.


В связи с этим возможны три варианта
сценария развития Программы:


- при полном ресурсном обеспечении;


- при минимальном ресурсом
обеспечении;


- при неполном ресурсном обеспечении.


Оценивая влияние факторов риска в
целом, в качестве наиболее вероятного базового сценария
предполагается последний вариант (при неполном ресурсном обеспечении
и эффективно работающих командах). При этом будет соблюдена этапность
реализации Программы и достигнута высокая результативность.




4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




┌───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┐


Мероприятия
│ Срок │Ответст-│ Источники и │


│ │ │венный
│ размер │


│ │ │
финансирования │


├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤


4.1.
Дошкольное образование │


├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤


Формирование банка
данных по│ 2003 │ ИДЦ │ │


обновлению содержания
дошкольного│ г. │ │ │


образования
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Внедрение
федерального и│ 2003 │ УНО │


регионального компонента
стандарта│ г. │ ИДЦ │ │


дошкольного образования
│ │ МДОУ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Продолжение работы по
обновлению│2003 -│ УНО │ │


содержания дошкольного
образования│ 2008 │ МДОУ │ │


через внедрение
программ нового│ гг. │ │


поколения: "Радуга",
"Детство",│ │ │


"Истоки"
│ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Организация работы
"Материнской│2003 -│ УНО │Внебюджетные


школы" на базе
МДОУ района для│ 2008 │ МДОУ │средства


неорганизованных детей
от 3 до 7│ гг. │ │ │


лет
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Внедрение в практику
работы МДОУ│2003 -│ УНО │ │


региональной
программы по│ 2005 │ МДОУ │


музыкальному воспитанию
"Камертон" │ гг. │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Продолжение практики
проведения│2003 -│ УНО │Местный бюджет│


конкурса "Детский
сад года" │ 2008 │ │400 тыс.
рублей │


│ │ гг.
│ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Разработка и введение
в действие│2004 -│ │ │


новых моделей ДОУ
на основе│ 2008 │ │ │


кратковременного
пребывания│ гг. │ │ │


воспитанников
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤


4.2.
Общее среднее образование │


├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤


Разработка
компонента│2003 -│ УНО │ │


образовательного
учреждения│ 2004 │ ИДЦ │ │


государственного
образовательного│ гг. │ ОУ │ │


стандарта общего
образования,│ │ │ │


обеспечение его
научно-│ │ │ │


методического
содержания и│ │ │


осуществление
мониторинга│ │ │ │


исполнения
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Расширение сети
коррекционно-│2003 -│ УНО │ │


развивающего обучения
на 1 и 2│ 2005 │ │ │


ступенях образования
│ гг. │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Участие в региональном
эксперименте│2003 -│ УНО │ │


"Профилизация
третьей ступени"│ 2005 │ ИДЦ │


общего образования
│ гг. │ ОУ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Внедрение методики
проведения│2004 -│ УНО │ │


итоговой аттестации
выпускников│ 2008 │ ИДЦ │ │


общеобразовательных
школ в форме│ гг. │ СОШ │ │


единого государственного
экзамена │ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Создание системы
мониторинга│2003 -│ УНО │ │


качества основного
общего, среднего│ 2005 │ ИДЦ │ │


(полного) общего
образования │ гг. │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Обеспечение
своевременного│2003 -│ УНО │В рамках│


лицензирования,
государственной│ 2008 │ │бюджетного │


аттестации и
аккредитации ОУ района│ гг. │ │финансирования


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Завершение перехода
начальной школы│2003 -│ УНО │ │


на 4-летнее обучение
│ 2004 │ │ │


│ │ гг.
│ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Реализация районных
целевых│2003 -│ УНО │Местный бюджет │


программ:
│ 2008 │ ОУ │ │


- "Одаренные дети"
│ гг. │ │150 тыс. рублей │


- "Здоровье"
│ │ │1 млн рублей


- "Каникулы"
│ │ │


- "Профилактика
асоциального│ │ │50 тыс. рублей │


поведения среди детей и
подростков"│ │ │ │


- Комплексная
программа по│ │ │145 тыс. рублей │


патриотическому
воспитанию│ │ │ │


подрастающего поколения
Борского│ │ │ │


района
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Реализация федеральной
программы│2003 -│ УНО │ │


развития воспитания
в системе│ 2008 │ ОУ │ │


образования Борского
района │ гг. │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Реализация
региональной целевой│2003 -│ УНО │Местный
бюджет │


программы "Дети-сироты"
│ 2005 │ ОУ │ │


│ │ гг.
│ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Разработка и
утверждение целевой│2003 -│ УНО │


районной программы
"Жилье детям-│ 2004 │ │


сиротам и детям,
оставшимся без│ гг. │ │ │


попечения родителей"
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Поддержка и развитие
деятельности│ │ │ │


центра социальной
помощи семье и│ │ │ │


детям по оказанию
психолого-│ │ │ │


педагогической и
медико-социальной│ │ │


помощи обучающимся,
родителям и│ │ │ │


педагогам
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Реализация федеральной
программы│ 2004 │ УНО │Местный бюджет,│


"Реструктуризации
сельской школы" с│ г. │ │500 тыс.
рублей │


учетом местных условий.
Разработка│ │ │ │


и внесение на
утверждение Земского│ │ │


собрания Борского
района районной│ │ │ │


программы "Сельская
школа" │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Продолжение практики
проведения│2003 -│ УНО │Местный бюджет,│


районных конкурсов
"Школа года",│ 2008 │ │536 тыс.
рублей │


"Лидер XXI века"
│ гг. │ │


├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤


4.3.
Высшее профессиональное образование │


├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤


Создание условий для
получения│ │ │ │


высшего
профессионального│ │ │


образования на базе
района: │ │ │ │


- анализ состояния
очно-заочной и│ │ │ │


заочной форм обучения в
районе и│ │ │ │


перспективы развития
дистанционного│ │ │ │


обучения
│ │ │ │


- расширение и
развитие Первого│ │ │Местный бюджет,
2│


факультета
дистанционного обучения│ │ │млн рублей


ННГУ им Н.И.
Лобачевского │ │ │


- подготовка кадров для
района на│ │ │Внебюджетные │


филиале вечернего
факультета НГГУ │ │ │средства


- расширение сети
филиалов вузов в│ │ │


районе на основе
определения│ │ │ │


потребности населения
│ │ │ │


- разработка и
внедрение системы│ │ │1) в
рамках│


непрерывного
образования: школа -│ │ │бюджета


техникум - вуз
│ │ │2) внебюджетные│


│ │ │
средства │


├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤


4.4. Воспитание
и дополнительное образование детей │


├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤


Разработка и реализация
комплекса│2003 -│ УНО │ │


мероприятий,
направленных на│ 2008 │ ИДЦ │


развитие образовательных
учреждений│ гг. │ │ │


всех типов и видов
по вопросам│ │ │ │


воспитания и
дополнительного│ │ │ │


образования детей
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Реализация Целевой
программы│2003 -│ УНО │ │


развития воспитания
в Борском│ 2005 │ МОУ │ │


районе
│ гг. │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Расширение сферы
деятельности│2003 -│ УНО │ │


координационного
совета по│ 2008 │ УДО │ │


проблемам воспитания при
УНО │ гг. │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Проведение районных
конкурсов: │2003 -│ УНО │Местный бюджет,│


- "Учреждение
дополнительного │ 2008 │ │150 тыс.
рублей │


образования года"
│ гг. │ │ │


- "Самый классный
классный" │ │ │


├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤


4.5.
Нормативно-правовое обеспечение системы образования │


├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤


Разработка и утверждение
Положения│ 2003 │ УНО │ │


об ИДЦ
│ г. │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Разработка положения
о группах│ │ │ │


кратковременного
пребывания детей в│ │ │


дошкольных учреждениях
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Разработка и утверждение
положения│ │ │ │


о резерве
руководящих кадров│ │ │


системы образования
Борского района│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Приведение уставов
ОУ в│2003 -│ УНО │200 тыс. рублей │


соответствие с
действующим│ 2004 │ │ │


законодательством
│ гг. │ │ │


├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤


4.6.
Кадровое обеспечение системы образования │


├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤


Проведение конкурса
"Педагогическое│2003 -│ УНО │Местный
бюджет,│


открытие года"
│ 2008 │ │150 тыс. рублей │


│ │ гг.
│ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Сохранение системы
целевой│2003 -│ УНО │ │


подготовки
педагогических кадров│ 2008 │ │


для ОУ района
│ гг. │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Постоянное
обновление│2003 -│ УНО │ │


информационной системы
данных о│ 2008 │ │ │


педагогических кадрах
района │ гг. │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Повышение
квалификации│2003 -│ УНО │В рамках│


педагогических
работников с│ 2008 │ ИДЦ │бюджетных │


периодичностью не реже 1
раза в 5│ гг. │ │ассигнований │


лет
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Поддержка и развитие
муниципальной│2003 -│ │ │


методической службы
района │ 2008 │ │ │


│ │ гг.
│ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Организация и
проведение│2003 -│ УНО │ │


конференций, семинаров и
совещаний│ 2008 │ ИДЦ │ │


по актуальным вопросам
образования │ гг. │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Подготовка резерва
руководителей ОУ│2003 -│ УНО │ │


│ │ 2008
│ │ │


│ │ гг.
│ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Разработка и утверждение
положения│ 2003 │ УНО │Местный бюджет,│


о материальном
стимулировании│ г. │ │50 тыс. рублей │


начинающих педагогов
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤


4.7.
Информатизация образования │


├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤





-->
примечание.

Федеральная программа
"Развитие единой образовательной

информационной среды"
содержится в информационном банке СПС

-->
Эксперт-приложение.




Реализация
федеральной программы│2003 -│ УНО │


"Развитие единой
образовательной│ 2008 │ ИДЦ │ │


информационной среды"
на территории│ гг. │ │ │


района
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Обеспечение
переподготовки│2003 -│ УНО │ │


педагогических и
руководящих кадров│ 2005 │ ИДЦ │


по информационным
технологиям, не│ гг. │ │ │


менее 50 человек в год
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤





-->
примечание.

Федеральная программа
"Дети России" содержится в

информационном банке СПС
--> Эксперт-приложение.




Продолжение
работы по обновлению│2003 -│ УНО │1)
местный│


компьютерной техники
городских и│ 2005 │ │бюджет, 2 млн│


поселковых школ
│ гг. │ │рублей │


│ │ │
2) в рамках│


│ │ │
федеральной │


│ │ │
программы "Дети│


│ │ │
России" │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Обеспечение
компьютерной техникой│2004 -│ УНО │1) местный
бюджет│


ДОУ и УДО, детских домов
│ 2007 │ │700 тыс. рублей│


│ │ гг.
│ │2) в рамках│


│ │ │
федеральной │


│ │ │
программы │


│ │ │
"Дети России"


├───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┤


4.8.
Материально-техническое обеспечение системы образования │


├───────────────────────────────────┬──────┬────────┬─────────────────┤


Разработка и
осуществление│2003 -│ УНО │В рамках│


комплекса мероприятий по
сохранению│ 2008 │ МОУ │бюджетных │


и развитию
материально-технической│ гг. │ │ассигнований


базы образовательных
учреждений│ │ │ │


района в
соответствии с│ │ │


требованиями
лицензирования,│ │ │ │


аттестации и
аккредитации │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Реализация мероприятий
по пожарной│2003 -│ УНО │Местный бюджет,│


безопасности
муниципальных│ 2008 │ │300 тыс. рублей │


образовательных
учреждений │ гг. │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Реализация целевой
программы по│2003 -│ УНО │ │


энергоснабжению в ОУ
│ 2008 │ МОУ │ │


│ │ гг.
│ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Осуществление
поэтапной закупки│2003 -│ УНО │1) в
рамках│


недостающих учебников,
учебно-│ 2008 │ │бюджетных │


методических пособий,
учебно-│ гг. │ │ассигнований │


лабораторного
оборудования для│ │ │2)
внебюджетные│


качественной
общеобразовательной│ │ │средства


подготовки
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Оснащение
образовательных│2003 -│ УНО │1) местный бюджет│


учреждений
спортинвентарем │ 2008 │ │бюджет,
300 тысяч│


│ │ гг.
│ │рублей │


│ │ │
2) в рамках│


│ │ │
федеральной │


│ │ │
программы "Дети│


│ │ │
России" │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Обеспечение сельских
школ учебной│2003 -│ УНО │ │


техникой,
необходимой для│ 2005 │ ОУ │


профессиональной
подготовки│ гг. │ │ │


учащихся
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Оснащение
учреждений│2003 -│ УНО │В рамках│


дополнительного
образования учебным│ 2008 │ УДО │бюджетных


оборудованием с целью
увеличения│ гг. │ │ассигнований │


занятости детей и
подростков в│ │ │ │


вечернее время
│ │ │ │


├───────────────────────────────────┼──────┼────────┼─────────────────┤


Предоставление
внеочередного│2003 -│ УНО │В рамках районной│


льготного ипотечного
кредитования│ 2008 │ │программы "Жилье"│


для приобретения жилья
работникам│ гг. │ │ │


образовательных
учреждений │ │ │


└───────────────────────────────────┴──────┴────────┴─────────────────┘












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru