АДМИНИСТРАЦИЯ
ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2003 г. № 3
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ
ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
В соответствии с
федеральными законами от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ "Об
аварийно-спасательных службах и статусе спасателя",
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995
года № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций", Законом Нижегородской области
от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий
Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера":
1. Утвердить Положение об организации
и проведении аварийно-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях на
территории Лысковского района (прилагается).
2. Управлению по делам ГО и ЧС
определить состав сил и средств, организации, задействованные на
устранение и проведение аварийно-спасательных работ в чрезвычайных
ситуациях, с учетом имеющихся возможностей.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на заместителя главы администрации района
Е.А. Кондратьева.
Глава местного
самоуправления
Н.Ю.СЕРГЕЙЧЕВ
Утверждено
постановлением
администрации Лысковского района
от 24.01.2003 № 3
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА
ТЕРРИТОРИИ ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Чрезвычайная
ситуация (далее - ЧС) - это обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или
повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, значительные материальные потери и
нарушение условий жизнедеятельности людей.
Зона чрезвычайной ситуации - это
территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.2. Аварийно-спасательная служба
(далее - АСС) Лысковского района - это совокупность сил и средств,
предназначенных для решения конкретных задач по предупреждению и
ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу
которой составляют аварийно-спасательные формирования предприятий и
организаций района.
Аварийно-спасательное формирование
(далее - АСФ) - это самостоятельная или входящая в состав АСС
структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных
работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные
специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами,
материалами, аттестованные в установленном порядке.
Спасатель - это гражданин,
подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных
работ.
1.3. Аварийно-спасательные работы -
это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей,
защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или
доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для
них опасных факторов. К аварийно-спасательным работам относятся
поисково-спасательные, также аварийно-спасательные работы, связанные
с тушением пожаров, работы по ликвидации экологических,
медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие.
1.4. Неотложные работы при ликвидации
ЧС - это деятельность по всестороннему обеспечению
аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС,
медицинской и других видов помощи, созданию условий, необходимых для
сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности,
по снижению загрязнения окружающей природной среды.
2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ
(ФОРМИРОВАНИЙ) ПО ЛИКВИДАЦИИ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
2.1. Основными
задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных
формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них,
являются:
- поддержание органов управления, сил
и средств АСС, АСФ в постоянной готовности к выдвижению в зоны ЧС и
проведению работ по ликвидации ЧС;
- контроль за готовностью
обслуживаемых объектов и территорий по проведению на них работ по
ликвидации ЧС;
- ликвидация ЧС на обслуживаемых
объектах или территориях.
2.2 Создание АСС (АСФ):
- нештатные АСФ - организациями и
предприятиями из числа своих сотрудников.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И
ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В РАЙОНАХ ЧС
3.1. Руководство
работами по ликвидации ЧС является одной из основных задач комиссии
по чрезвычайным ситуациям (КЧС) района. Отдел по делам ГО и ЧС района
как постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный
на решение защиты населения и территории от ЧС, организует и
обеспечивает управление при выполнении аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
3.1.1. Руководство всеми силами и
средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их
взаимодействия осуществляет председатель КЧС района.
3.1.2. Руководитель АСФ, прибывший в
зону ЧС первым, принимает на себя полномочия руководителя ЧС,
определенных законодательством Российской Федерации, другими
нормативно-правовыми актами, планами предупреждения и ликвидации ЧС
аварийного объекта.
3.1.3. Решения руководителей
ликвидации ЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными
для всех граждан и организаций, находящихся в зонах ЧС.
3.1.4. Никто не вправе вмешиваться в
деятельность руководителей ликвидации ЧС в части руководства работами
по ликвидации ЧС и навязывать свои решения, иначе как отстранив их в
установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство
на себя или назначив другое должностное лицо.
3.1.5. Руководители ликвидации ЧС
могут действовать согласно рекомендаций должностных лиц
специализированных организаций, однако это не снимает с них
ответственности за правильное и своевременное ведение
аварийно-спасательных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3.1.6. В случае крайней необходимости
руководители ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения:
- о проведении эвакуационных
мероприятий;
- о временном прекращении
деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
- о проведении аварийно-спасательных
работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
- об ограничении доступа людей в зоны
ЧС;
- о принятии других необходимых мер,
обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководители ликвидации ЧС обязаны
принять все меры по незамедлительному информированию администрации
Лысковского района о принятых ими вследствие крайней необходимости
решениях, влияющих на нормальные условия жизнедеятельности.
3.1.7. В случае технологической
невозможности проведения всего объема аварийно-спасательных работ
либо других случаях руководители ликвидации ЧС могут принимать
решения о приостановке в целом или их части, предприняв в
первоочередном порядке все возможные меры по спасению находящихся в
зонах ЧС людей.
3.2. Организация управления при
ликвидации ЧС.
3.2.1. Управление при ликвидации ЧС
заключается в руководстве силами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС),
территориальной подсистемы и ее звеньев при проведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах (очагах)
поражения (заражения).
3.2.2. Главной целью управления
является обеспечение эффективного использования сил и средств РСЧС
для выполнения в полном объеме аварийно-спасательных работ в зонах ЧС
в кратчайшие сроки.
Управление включает:
- сбор данных об обстановке;
- анализ и оценку обстановки;
- подготовку выводов и предложений
для принятия решения на проведение аварийно-спасательных работ;
- принятие (уточнение) решения и
доведение задач до исполнителей;
- организацию взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств,
привлекаемых для ликвидации ЧС.
3.2.3. Данные об обстановке поступают
в органы управления в виде срочных и внесрочных донесений. Срочные
донесения предоставляются в определенное время по установленной
форме, внесрочные - по мере необходимости в произвольной форме.
Донесения о ходе
аварийно-спасательных работ включают сведения:
- об изменениях обстановки;
- о выполненном объеме
аварийно-спасательных работ;
- о количестве спасенных (извлеченных
из-под завалов) людей;
- о потерях, состоянии и обеспечении
аварийно-спасательных формирований.
Формы, содержание и сроки
представления донесений определяются нормативными документами.
3.2.4. Обстановку в полном объеме
анализируют руководитель органа управления и его заместители
(помощники).
Другие должностные лица - в пределах
своей компетентности и ответственности.
Обстановка анализируется по
элементам, основными из которых являются:
- характер и масштаб ЧС, степень
опасности для производственного персонала, границы опасных зон
(пожаров, радиоактивного загрязнения, химического,
бактериологического заражения и др.) и прогноз их распространения;
- примерное число застигнутых ЧС
людей и предполагаемые места их нахождения;
- виды, объемы и условия
аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- потребность в силах и средствах;
- количество, укомплектованность,
обеспеченность необходимым техническим оснащением и готовность к
действиям привлеченных сил и средств, последовательность их ввода в
зону ЧС.
3.2.5. Решение на проведение
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне ЧС является
основой управления. Его принимает и организует выполнение
руководитель органа управления.
Решение включает в себя основные
элементы:
- краткие выводы из оценки
обстановки;
- задачи подчиненным
аварийно-спасательным службам (формированиям);
- меры безопасности;
- организация взаимодействия;
- обеспечение действий сил и средств
в зонах ЧС.
Краткие выводы из оценки обстановки
включают основные сведения о характере и масштабах ЧС, объемах
предстоящих аварийно-спасательных работ и условиях их проведения,
имеющихся силах и средствах и их возможностях. Задачи руководителям
подчиненных органов управления и аварийно-спасательным формированиям
определяют старшие начальники - руководители ликвидации ЧС в
зависимости от их возможностей и развития обстановки.
При постановке задачи указываются:
- характер и масштаб развития
происшедшей ЧС;
- район ведения аварийно-спасательных
работ;
- число и предполагаемые места
нахождения людей, застигнутых ЧС;
- направление ветра;
- маршрут движения в зону ЧС и
предполагаемые границы загазованности (радиоактивного загрязнения,
химического, бактериологического заражения и др.);
- характер, последовательность и
сроки проведения аварийно-спасательных работ;
- силы и средства, действующие в
районе, примыкающем к району действия данного аварийно-спасательного
отряда, краткое изложение поставленных им задач;
- порядок использования технических
средств;
- способ и порядок передачи донесений
и информации;
- меры безопасности и обеспечения
непрерывности аварийно-спасательных работ.
При организации взаимодействия
аварийно-спасательных отрядов между собой и специальными
подразделениями других ведомств:
- уточняются границы объектов работ
каждого АСФ;
- устанавливается порядок действий на
смежных объектах, особенно при выполнении работ, которые могут
представлять опасность для соседей или повлиять на их работу;
- согласовывается по времени и месту
сосредоточение усилий при совместном выполнении особо сложных работ;
- определяется система обмена данными
об изменении обстановки и о результатах работ на смежных участках;
- устанавливается порядок оказания
экстренной взаимной помощи.
3.3. Виды обеспечения действий сил и
средств в районах чрезвычайных ситуаций.
3.3.1. Обеспечение действий сил и
средств в районе ведения аварийно-спасательных работ организуется с
целью создания им необходимых условий выполнения поставленных задач.
Основными видами обеспечения
являются:
- разведка;
- транспортное;
- инженерное;
- дорожное;
- техническое;
- материальное;
- медицинское;
- связь.
Непосредственное руководство
обеспечением действий участвующих в ликвидации ЧС
аварийно-спасательных сил и использованием специальных средств
осуществляют начальники служб и должностные лица штаба по ликвидации
ЧС в соответствии с возложенными на них обязанностями.
3.3.2. Разведка организуется:
- для обнаружения мест нахождения
пострадавших и спасения застигнутых ЧС людей;
- для выяснения обстановки в зоне ЧС.
Руководители ликвидации ЧС при
организации разведки обязаны:
- ставить перед исполнителем
выполнимое задание, обеспечивая его необходимыми силами и средствами;
- подробно и точно информировать
исполнителя об обстановке в зоне ЧС и о своих планах;
- проверять, насколько правильно
понято задание исполнителем.
Разведка с целью обнаружения людей и
их спасения организуется и осуществляется руководителями работ по
ликвидации ЧС силами личного состава первых спасательных звеньев АСФ,
прибывших в зону ЧС.
Для получения наиболее исчерпывающих
данных о состоянии аварийного района (участка, объекта) руководство
разведкой следует поручить начальнику АСФ или его заместителю.
3.3.3. Транспортное обеспечение
включает:
- определение характера и объема
перевозок;
- учет всех видов имеющего
транспорта;
- определение маршрутов следования, а
также контрольных сроков погрузки, прохождения установленных рубежей,
сроков разгрузки;
- создание резерва транспортных
средств и порядок их использования.
3.3.4. Инженерное обеспечение решает
задачи по выполнению специальных инженерных работ, использованию
средств механизации работ, оборудования пунктов водоснабжения,
доставки воды в места ведения аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
3.3.5. Дорожное обеспечение
предусматривает создание дорожно-мостовых отрядов (отрядов
обеспечения движения), каждому из которых определяется маршрут и
сроки его подготовки к пропуску транспорта и техники, поддержание
маршрутов в проезжем состоянии, оборудование объездов на случай
невозможности использования отдельных участков или дорожных
сооружений на обслуживаемом маршруте.
3.3.6. Техническое обеспечение
предусматривает организацию работы ремонтно-эвакуационных предприятий
и специальных формирований по своевременному проведению технического
обслуживания машин и механизмов, ремонту на месте, доставке
неисправной техники на ремонтные предприятия и ее использование после
ремонта, а также порядок снабжения ремонтных предприятий и
формирований запасными частями и агрегатами.
3.3.7. Материальное обеспечение
аварийно-спасательных формирований, ведущих аварийно-спасательные
работы, предусматривает снабжение продовольствием и питьевой водой,
техническими средствами, имуществом противорадиационной защиты,
материалами оперативного назначения, медицинским имуществом, обменной
и специальной одеждой, строительными материалами, ГСМ для
транспортных и инженерных средств.
В задачу материального обеспечения
входит также оборудование мест (пунктов) приема пищи, отдыха и
специальной обработки.
3.3.8. Медицинское обеспечение
предусматривает проведение конкретных мероприятий по сохранению
здоровья и работоспособности личного состава АСФ, их органов
управления, своевременному оказанию помощи пострадавшим (пораженным)
и больным, их эвакуацию в лечебные учреждения, а также меры по
предупреждению инфекционных заболеваний.
3.3.9. Организация связи АСФ в зонах
ЧС планируется КЧС района, а при объектовых авариях - администрацией
(КЧС) объекта экономики при непосредственном участии органов
управления ГСЧС, организуется и осуществляется по ведомственной
принадлежности и зависит от:
- характера и масштабов ЧС;
- структуры системы управления;
- состава, задач и возможностей АСФ,
их места в составе группировки сил и средств;
- мобильности и способов
восстановления готовности.
3.4. Основы оперативных действий сил
и средств по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
3.4.1. Для непосредственного
руководства аварийно-спасательными работами в зонах ЧС
заблаговременно создаются, обучаются и поддерживаются в полной
готовности оперативные органы управления.
Оперативные органы управления
начинают действовать сразу после возникновения ЧС. В кратковременный
организационный период проводятся укомплектование оперативных групп и
подготовка для них мест размещения.
3.4.2. Ликвидацией ЧС на объектах
экономики руководят объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям
(КЧС) или администрация объекта с участием, при необходимости,
оперативных групп районной КЧС.
3.4.3. Ликвидацией местных ЧС
руководят КЧС соответствующих территорий. В систему управления
административного района (города) при возникновении ЧС на его
территории могут входить оперативные группы областной КЧС,
регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в особых
случаях - оперативные группы министерств, ведомств и МЧС России.
3.4.4. При возникновении ЧС на
объекте экономики действия личного состава АСФ в первоначальный
период ЧС осуществляются в соответствии с планами действий по
предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемыми на каждом
предприятии заблаговременно.
Если первоочередные мероприятия плана
действий по предупреждению и ликвидации исчерпаны или не обеспечивают
успешной борьбы с ЧС, руководители работ по ликвидации ЧС на
основании решения на проведение аварийно-спасательных и других
неотложных работ в зоне ЧС разрабатывают оперативный план ликвидации
ЧС, который должен предусматривать способы, силы и средства,
необходимые для дальнейших действий. Он оформляется текстуально с
приложением карт, схем, графиков и расчетов.
3.4.5. При ликвидации ЧС во всех
случаях должны быть приняты меры по обеспечению безопасных условий
для работающих людей.
Запрещается допускать в зону ЧС лиц,
не имеющих отношения к аварийно-спасательным работам, без разрешения
ответственного руководителя работ по ликвидации ЧС.
Для предупреждения проникновения в
зону ЧС посторонних лиц на подступах выставляется оцепление (посты)
из состава органов МВД.
3.5. Привлечение
аварийно-спасательных служб (формирований) к ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций.
3.5.1. Привлечение АСФ к ликвидации
ЧС осуществляется:
- в соответствии с планами действий
по предупреждению и ликвидации ЧС объектов экономики на территории
области;
- в соответствии с утвержденными
планами взаимодействия при ликвидации ЧС на объектах экономики и
территориях;
- установленным порядком действия при
возникновении и развитии ЧС;
- по решению уполномоченных на то
должностных лиц органов государственной исполнительной власти
федерального уровня, Администрации Нижегородской области, ее
структурных подразделений, органов местного самоуправления,
организаций, осуществляющих руководство деятельностью АСФ.
3.6. Содействие аварийно-спасательным
формированиям в осуществлении их деятельности.
3.6.1. Администрация Лысковского
района, органы местного самоуправления и организации обязаны
оказывать всемерное содействие АСФ, следующим в зоны ЧС и проводящим
работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять им необходимые
транспортные и материальные средства.
3.6.2. Оперативный транспорт АСФ
должен иметь светографическую раскраску установленного образца и
специальные звуковые и световые сигналы.
3.6.3. Оперативный транспорт АСФ при
следовании к месту проведения работ по ликвидации ЧС пользуется
правом беспрепятственного проезда, правом первоочередного обеспечения
горюче-смазочными материалами на автозаправочных станциях.
Приложение
к постановлению
администрации Лысковского района
от 24.01.2003 № 3
ФУНКЦИИ
СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
АДМИНИСТРАЦИИ, ОБЪЕДИНЕНИЙ,
УЧРЕЖДЕНИЙ, ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ
ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ
РАБОТ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Управление
внутренних дел:
- обеспечение общественного порядка и
охраны материальных и культурных ценностей при ЧС;
- организация тушения пожаров и
проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных
работ.
ЦРБ:
- организация работы территориальных
сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф при ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС;
- организация взаимодействия
территориальных сил и средств Всероссийской службы медицины катастроф
при ликвидации последствий ЧС;
- организация и координация работ по
оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в
зонах ЧС;
- координация работ по эвакуации
пострадавших и больных из зон ЧС;
- обеспечение экстренных поставок
лекарственных средств для ликвидации ЧС;
- сбор, обобщение, анализ и
представление органам государственной власти и органам управления
РСЧС данных о пострадавших и балльных в зонах ЧС;
- подготовка населения к оказанию
первой медицинской помощи при ЧС.
Управление сельского хозяйства:
- организация и осуществление
мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на объектах, входящих в
состав отрасли;
- организация и координация работ по
эпизоотическому, эпифитопатологическому и токсикологическому
контролю, ликвидации эпизоотий и эпифитотий;
- обеспечение оперативного получения,
обработки и выдачи необходимой для сельскохозяйственного производства
информации о ЧС;
- организация производства и поставок
продовольствия для снабжения населения, пострадавшего при ЧС.
Управление по социальной защите
населения:
- осуществление мероприятий по
социальной защите населения пострадавшего от ЧС;
- организация и координация работ по
оценке и возмещению ущерба, причиненного гражданам вследствие ЧС.
Управление экономики и
прогнозирования:
- обеспечение финансирования работ по
предотвращению и ликвидации (в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации и администрацией Лысковского района), по
оказанию помощи пострадавшему населению в пределах ассигнований,
предусмотренных в областном бюджете на эти цели;
- создание страховых и резервных
фондов, запасов материальных средств, необходимых для ликвидации ЧС.
Управление финансов:
- обеспечение финансирования работ по
предотвращению и ликвидации ЧС (в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации и администрацией Княгининского
района), по оказанию помощи пострадавшему населению в пределах
ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете на эти цели.
Центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора:
- организация и координация работ по
проведению санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий
в зонах ЧС силами ведомственных формирований постоянной готовности;
- организация и участие в проведении
санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий по
ликвидации антисанитарных последствий ЧС;
- организация и осуществление
оперативного контроля и измерений радиоактивного и химического
загрязнения в зонах ЧС.