Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Городецкого района от 19.02.2003 № 7/6


"О ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ
ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ГОРОДЕЦКОМ РАЙОНЕ НА 2003 - 2007
ГГ."


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ГОРОДЕЦКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 19 февраля 2003 г. № 7/6




О ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА


В ГОРОДЕЦКОМ РАЙОНЕ НА 2003 - 2007
ГГ."




Заслушав информацию
начальника социально-культурного управления Г.Ф. Богдановой о
программе "Развитие въездного и внутреннего туризма в Городецком
районе на 2003 - 2007 гг.", разработанной в соответствии с
действующим законодательством РФ, региональной программой "Развитие
въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области 2002 - 2006
гг.", целевой программой "Туристское развитие в Городецком
районе" от 23.10.2002 № 93/74, Земское собрание постановляет:


1. Утвердить мероприятия программы
"Развитие въездного и внутреннего туризма в Городецком районе на
2003 - 2007 гг." (прилагается).


2. Администрации района:


2.1. Рекомендовать управлениям и
отделам администрации учесть в своей работе мероприятия данной
Программы.


2.2. При формировании бюджета на 2004
- 2007 годы предусматривать расходы на реализацию данной Программы
(В.И. Горшкова) отдельной строкой.


2.3. Ежегодно информировать Земское
собрание о ходе выполнения Программы.


3. Контроль за исполнением настоящего
постановления возложить на постоянную комиссию Земского собрания по
социальным вопросам (Н.В. Мохов).




Председатель Земского
собрания


Е.Г.ЗНАТНОВ




Глава местного
самоуправления


Е.П.МУХИН












Приложение


к постановлению


Земского собрания


Городецкого района


от 19.02.2003 № 7/6




РАЙОННАЯ
МЕЖОТРАСЛЕВАЯ ПРОГРАММА


"РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО И
ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА


В ГОРОДЕЦКОМ РАЙОНЕ НА 2003 - 2007
ГГ."




ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО


ТУРИЗМА В ГОРОДЕЦКОМ РАЙОНЕ НА 2003 -
2007 ГГ."





Наименование Районная
среднесрочная межотраслевая комплексная

Программы
социально-экономическая целевая программа



Основание для -
постановление Губернатора Нижегородской области от

разработки 17.08.1999 № 246
"О разработке программы развития

Программы въездного и
внутреннего туризма в Нижегородской

области на 2000
- 2005 годы"



-->
примечание.

Постановление
Правительства Российской Федерации от 26.02.1996

№ 177 "О федеральной
целевой программе "Развитие туризма в

Российской Федерации".
Содержится в информационном банке СПС

-->
Эксперт-приложение.



-
постановление Правительства Российской Федерации

от 26 февраля
1996 года № 177 "О федеральной целевой

программе
"Развитие туризма в Российской

Федерации"

- Федеральный
закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ

"Об
основах туристской деятельности в

Российской
Федерации"



-->
примечание.

В официальном тексте
документа, видимо, допущена опечатка:

распоряжение Правительства
Российской Федерации от 11.07.2002

имеет номер 954-р, а не 594-р
и содержится в информационном банке

СПС -->
Эксперт-приложение.



- Концепция
развития туризма в Российской Федерации

на период до
2005 года, одобренная распоряжением

Правительства
Российской Федерации от 11.07.2002

№ 594-р

- региональная
программа "Развитие въездного и

внутреннего
туризма в Нижегородской области в

2002 - 2006
годах"

- целевая
программа "Туристское развитие в

Городецком
районе" от 23.10.2002 № 93/74 (Российский

научно-исследовательский
институт культурного и

природного
наследия им. Д.С. Лихачева)



Заказчик
Администрация Городецкого района, отдел экономики и

прогнозирования
администрации Городецкого района



Головной
Социально-культурное управление администрации

разработчик Городецкого
района, МУК "Центр народных промыслов,

ремесел и
туризма"




ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ




Главной целью
Программы является создание в Городецком районе туристской индустрии,
способной в условиях жесткой конкуренции удовлетворить потребности
российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах,
что предполагает, в первую очередь, создание условий для устойчивого
развития туризма в Городце и Городецком районе, формирование образа
города как туристического центра.


Появление конкурентоспособной
туристской индустрии означает:


- использование существующего
невостребованного историко-культурного и природного потенциала;


- реконструкция имеющихся и создание
новых объектов туристского назначения;


- увеличение числа рабочих мест и
доходов граждан за счет развития туристической сферы города;


- увеличение налогооблагаемой базы;


- приток на территорию района
рублевой денежной массы и иностранной валюты;


- увеличение рынков сбыта местных
товаров;


и многое другое, что в настоящее
время может рассматриваться как более узкие цели экономического,
социального и иного характера.


Основные задачи Программы:


- совершенствование
нормативно-правовой базы;


- формирование необходимых
организационных и управленческих структур;


- создание стимулирующих
экономических условий для приоритетного развития туризма в Городецком
районе;


- формирование корректной
статистической отчетности, адекватно отражающей существующую
экономику туризма;


- создание благоприятных условий для
государственного и частного инвестирования в сферу туризма;


- привлечение инвестиций для
реконструкции существующих и строительства новых туристских объектов;


- планомерное развитие Городца и
Городецкого района как специализированного культурного и туристского
центра;


- проведение активной рекламной
деятельности, направленной на формирование имиджа Городца и Заволжья
как развивающихся центров туризма;


- создание условий, способствующих
объединению усилий общественных и некоммерческих организаций,
предприятий, учреждений, предпринимателей, федеральных и региональных
органов власти, направленных на развитие туризма в Городце и
Городецком районе;


- проведение политики активного
маркетинга городецкого турпродукта;


- создание современной системы
подготовки и повышения квалификации туристских кадров;


- создание системы обеспечения
населения полноценной информацией о современном туризме и др.




СРОКИ И ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Первый этап -
программа первоочередных мероприятий (2003 - 2004 гг.) - включает
подготовку и начало реализации системы программных мероприятий,
разработку программных мероприятий второго этапа, разработку
проектно-сметной документации, принятие нормативно-правовых актов,
реализующих Программу, проведение необходимых исследований по
изучению рынка туристических услуг, маркетинг городецкого
турпродукта, привлечение инвестиций, подготовку кадров.


Второй этап (2005 - 2007 гг.) -
предполагает завершение системы программных мероприятий и развитие
материальной базы туризма в соответствии с разработанным на первом
этапе планом инвестиций, маркетинг городецкого турпродукта,
привлечение инвестиций, подготовку кадров.




ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ
ПРОГРАММЫ




Социально-культурное
управление (далее - СКУ) и отдел экономики и прогнозирования
администрации Городецкого района (далее - ОЭиП).


В целях координации действий по
реализации программных мероприятий создается координационный совет.
Руководителем Программы является глава местного самоуправления
Городецкого района.




РАЗРАБОТЧИКИ -
СОИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ:




отдел финансов и
налоговой политики администрации Городецкого района,


МП "Городецстройсервис",


управление архитектуры и
градостроительства,


МУ "Дирекция единого заказчика",


управление образования,


управление по труду и социальной
защите,


отдел экологии,


управление торговли и бытового
обслуживания,


отдел промышленности и малого
бизнеса,


центр занятости населения,


Городецкая ТРК,


комитет по делам молодежи, спорта и
туризма,


главы сельских администраций.




ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ




Объем средств,
необходимых для реализации Программы в 2003 - 2007 годах, составляет
314 млн 063 тыс. руб., включая средства местного бюджета в сумме 97
млн 238 тыс. руб., средства областного бюджета в сумме 82 млн 145
тыс. руб., средства федерального бюджета в сумме 22 млн руб.,
внебюджетные источники в сумме 112 млн 180 тыс. руб., в том числе
средства инвесторов, а также средства по грантам.




ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Формирование в
Городецком районе туристской индустрии, способной составить достойную
конкуренцию на российском и международном рынке туристских услуг.
Реализация запланированных Программой мероприятий и формирование
конкурентоспособной индустрии приведет к:


- росту туристских потоков в регион
на 20% ежегодно;


- увеличению налогооблагаемой базы и
доходов местного бюджета по отрасли "туризм" на 10%
ежегодно;


- привлечению инвестиций на развитие
индустрии туризма на период реализации Программы;


- увеличению притока иностранной
валюты в район;


- созданию базы объектов размещения в
Городце и Городецком районе на 600 мест (плавучая гостиница, клубная
гостиница, мотель, гостевой дом, аренда квартир, домов и др.);


- росту средней продолжительности
пребывания одного туриста в Городецком районе на 3 - 4 дня;


- увеличению затрат туристов на
дополнительные услуги и сувенирную продукцию на на 20 - 30%;


- образованию ориентировочно 200 -
250 новых рабочих мест;


- стимулированию возрождения и
развития традиционных народно-художественных промыслов и ремесел
края;


- реконструкции объектов
историко-культурного наследия;


- внедрению системы мер по сохранению
особо охраняемых природных территорий, используемых в туристских
целях;


- увеличению числа торговых точек по
продаже сувенирной продукции и изделий, производимых местными
предприятиями, общей площадью 1200 кв. м;


- удовлетворению потребностей
российских и иностранных граждан в разнообразных видах отдыха;


- возрастанию интереса местного
населения и подрастающего поколения к культуре и истории края.




ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ




- создание
организационных структур, содействующих развитию туризма в районе, на
базе МУК "Центр народных промыслов, ремесел и туризма";


- разработка нормативно-правовой
базы: положений, регулирующих туристскую деятельность на территории
района и создающих благоприятные условия для развития въездного и
внутреннего туризма, а также определяющих условия использования
историко-культурного и природного наследия, формирование системы
статистики деятельности субъектов туриндустрии;


- разработка планов развития
туристской инфраструктуры, перспективных планов района, концепции
градостроительства;


- разработка стратегии привлечения
инвестиций на модернизацию материально-технической базы объектов
туриндустрии;


- формирование и поддержка в
актуальном состоянии реестра инвестиционных проектов в сфере туризма;


- проведение научно-исследовательских
работ по истории района;


- формирование и поддержание в
актуальном состоянии корпоративного информационного ресурса по
туризму, историко-культурному наследию и др.;


- разработка самостоятельных программ
развития приоритетных видов туризма;


- развитие материальной базы
туриндустрии района:


1) реконструкция и строительство
объектов туристской инфраструктуры (ремонт дорог и береговых
укреплений, строительство стоянок, реконструкция объектов показа);


2) подготовка бизнес-планов для
поиска инвесторов на строительство объектов размещения;


3) проведение конкурсов
инвестиционных проектов;


4) разработка проектно-сметной
документации по объектам, реконструируемым за счет бюджетных средств,
и др.;


- маркетинг городецкого турпродукта;


- создание системы перераспределения
внутригородских ресурсов юридических и физических лиц в целях
получения инвестиций в инфраструктуру туризма;


- увеличение количества
туристического продукта Городецкого района, дальнейшее продвижение
его на российских и международных туристических выставках;


- межрегиональное и международное
сотрудничество, направленное на привлечение туристских потоков в
район, планирование совместных туристских маршрутов, обмен опытом;


- подготовка кадров.




СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И
КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ




Информация о ходе
выполнения Программы и об использовании средств представляется в
установленном нормативными и правовыми актами порядке. По ходу
реализации Программы подготавливаются ежегодные отчеты. Контроль за
реализацией программных мероприятий осуществляется в соответствии с
действующим законодательством.




КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ ВЪЕЗДНОГО И ВНУТРЕННЕГО


ТУРИЗМА В ГОРОДЕЦКОМ РАЙОНЕ НА 2003 -
2007 ГГ."




Концепция развития
туризма в Городецком районе представляет собой систему взглядов на
туризм как на отрасль экономики и эффективный механизм внедрения
современной модели социально-экономического развития района, конечной
целью которого является повышение благосостояния местного населения.


Туризм - это важное направление
социально-экономического и культурного развития многих стран и
отдельных регионов. Анализ конъюнктуры отечественного и
международного рынка туристических услуг показывает возросший интерес
туристов к природным и историко-культурным достопримечательностям
российской глубинки, туристский потенциал которой во многом остается
пока невостребованным.


Современная индустрия туризма
является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамичных
отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится около 10%
мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех
рабочих мест и мировых потребительских расходов.


По прогнозам Всемирной туристической
организации (ВТО), высокие устойчивые темпы роста экономических
показателей в сфере туризма сохранятся, и к 2010 году количество
международных туристических поездок удвоится, составив 937 млн
поездок, поступления от туризма достигнут 1,1 трлн долларов США.


Развитие туризма оказывает
стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как информация
и телекоммуникация, торговля, строительство, сельское хозяйство,
производство товаров народного потребления.


Под туризмом, согласно действующему
законодательству, понимаются временные выезды (путешествия) граждан
Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с
постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных,
профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без
занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного
пребывания.


Программа "Развитие въездного и
внутреннего туризма в Городецком районе на 2003 - 2007 гг."
(далее - Программа) направлена на обеспечение в районе правовой,
организационной и экономической среды для формирования туристской
индустрии.


Под туристской индустрией понимается
совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта,
объектов общественного питания, объектов и средств развлечения,
организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую
деятельность, предоставляющих экскурсионные услуги, а также природных
и исторических ресурсов, объектов, включающих объекты туристского
показа и иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности
туристов.


В качестве приоритетных направлений
развития туристской деятельности выбраны въездной и внутренний туризм
как наиболее перспективные (доходные) виды туризма.


Выбор развития въездного и
внутреннего туризма в качестве приоритетного направления обусловлен
как особенностями самой отрасли, так и туристическим потенциалом
города и района. Наличие уникальных памятников истории и культуры,
высокий природно-рекреационный потенциал города и его окрестностей,
сильные культурные традиции, близость к Нижнему Новгороду - все это
создает предпосылки для развития г. Городца как туристического
центра.


Управление процессом развития туризма
в районе должно отвечать принципам экологической, социокультурной и
экономической устойчивости. Устойчивость развития достигается путем
создания правовых, управленческих, экономических механизмов,
позволяющих рационально использовать имеющиеся ресурсы, сохранять
историко-культурное и природное наследие и, по мере поступления
инвестиций, восстановить утраченное.


Следуя принципам устойчивого развития
туризма в районе, к процессу планирования и принятия решений будут
привлекаться широкие слои общества, включая местное население.
Учитывая межотраслевой характер развития отрасли, необходимо
комплексное планирование развития туризма с учетом интересов других
отраслей. В рамках реализации Программы предполагается осуществление
контроля, анализа и управления процессом развития туризма в районе, а
также разработка методов устранения любых негативных последствий.




I. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ


ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ




1. Современное
состояние туризма




Актуальность
разработки и принятия программы "Развитие въездного и
внутреннего туризма в Городецком районе на 2003 - 2007 гг."
обусловлена международными и общероссийскими тенденциями развития
отрасли "туризм". Современная туристская индустрия является
одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся
отраслей мирового хозяйства. Число рабочих мест в сфере туризма в
2000 году составило 192 млн, что составляет 8% от общих показателей
занятости в мире.


По данным Всемирной туристической
организации и Международного валютного фонда, туризм с 1998 года
вышел на первое место в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав
автомобильную промышленность, производство химических продуктов,
продуктов питания и другие отрасли.


Международный туризм является одной
из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства.
Средние темпы роста туризма составили в 1950 - 1999 гг. 7% в год, что
намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. По
прогнозам ВТО, в ближайшие десятилетия темпы роста туризма
сохранятся. Так, к 2020 году число международных туристских прибытий
должно вырасти в 2,2 раза по отношению к 2000 году. Еще более
значительно - в 4,2 раза - должны увеличиться доходы от туризма.
Туристскую отрасль выгодно отличает и ряд других факторов: небольшие
первоначальные инвестиции, быстрый срок окупаемости и достаточно
высокий уровень рентабельности проектов, быстро растущий спрос на
туристские услуги.


Исходя из оценки выгод въездного и
внутреннего туризма и темпов развития отрасли "туризм",
большинство стран успешно переориентировали свою экономику на
въездной и внутренний туризм (ВВТ).






-->
примечание.


Указ Президента РФ от 22.12.1995 N
1284 содержится в информационном банке СПС -->
Эксперт-приложение.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: Федеральный закон "Об основах
туристской деятельности в РФ" от 24.11.1996 имеет номер 132-ФЗ,
а не 13-ФЗ.


Постановление Правительства РФ от
26.02.1996 № 177 содержится в информационном банке СПС
--> Эксперт-приложение.


Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 11.07.2002 № 954-р содержится в информационном банке СПС
--> Эксперт-приложение.






Оценивая тенденции
развития мирового туризма и потенциал восточно-европейских стран, ВТО
прогнозирует вхождение России к 2010 году также в десятку наиболее
посещаемых стран мира. С учетом прогнозов и мировых тенденций
Правительством Российской Федерации сделаны определенные шаги в
направлении развития отрасли "туризм". В 1995 г. Указом
Президента РФ № 1284 от 22.12.1995 была одобрена концепция
реорганизации и развития туризма в РФ, согласно которой туризм был
включен в перечень основных направлений структурной перестройки
российской экономики. Согласно Федеральному закону "Об основах
туристской деятельности в РФ" (№ 13-ФЗ от 24.11.1996) туризм был
определен в число приоритетных отраслей экономики. Главной целью
федеральной программы "Развитие туризма в Российской Федерации",
утвержденной постановлением Правительства РФ № 177 от 26.02.1996,
является создание в России современного, высокоэффективного и
конкурентоспособного туристского комплекса. Концепция развития
туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная
распоряжением Правительства Российской Федерации № 954-р от
11.07.2002, также направлена на обеспечение стране правовой,
организационной и экономической среды для формирования современной
туристской индустрии.


В целях осуществления государственной
политики по развитию туристской индустрии на территории субъекта РФ
Правительство Нижегородской области постановлением Администрации
Нижегородской области от 17.08.1999 № 246 "О разработке
программы развития въездного и внутреннего туризма в Нижегородской
области на 2000 - 2005 годы" одобрило проект региональной
среднесрочной целевой программы "Развитие въездного и
внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006 годах".


Нижегородская область, по оценкам
международных экспертов, входит в десятку наиболее перспективных
субъектов Российской Федерации, в которых туризм может стать одной из
основных бюджетообразующих отраслей.


Несмотря на достаточный туристский
потенциал, Нижегородская область занимает далеко не ведущее положение
на туристском рынке России. На рынке въездного туризма доля региона
составляет не более 1%, на рынке внутреннего - не более 5%.
Количество экскурсантов в 2001 году составило около 250 тысяч
человек, количество туристов - 150 тыс. человек, иностранных гостей -
не более 15 тысяч, в том числе по линии турфирм - не более 2 тысяч
человек. Ресурсы региона используются лишь на 20%.


Все вышесказанное в полном объеме
относится к Городцу и Городецкому району. У Городецкого района есть
потенциал для создания крупной полифункциональной туристской
структуры, но на данном этапе существует "ситуация упущенной
выгоды", при которой этот потенциал не разрабатывается и не дает
доходов. Программа "Развитие въездного и внутреннего туризма в
Городецком районе на 2003 - 2007 гг.", разрабатываемая по заказу
администрации Городецкого района, ставит цели, способные изменить
данную ситуацию, и объединяет предложения, каким способом добиться
достижения этих целей.




2. Характеристика
туристского потенциала района




2.1. Туристские
ресурсы Городецкого района.


Городец - самый старый город
Нижегородского Поволжья. Он, бесспорно, обладает огромным
историко-культурным потенциалом. Для создания Городецкого туристского
региона необходимо комплексное освоение потенциала; не фрагментарное
использование интереса людей к историко-культурным памятникам и
отдыху в природной среде, а мощное, полномасштабное объединение всех
видов туристских ресурсов.


Туристские ресурсы имеют следующие
составляющие:


1. Историко-культурные памятники и
историческая среда. Музеи. Культурные акции.


Древний Городец известен своей
многовековой историей. Его наследие богато отражает различные стороны
культурной жизни России: города-крепости, созданного для защиты
восточных границ Ростово-Суздальского княжества; центра деревянного
судостроения; центра старообрядчества, русского купечества и народных
ремесел.


Архитектурно-заповедная часть Городца
является свидетелем истории и обладает богатейшими природными,
археологическими и архитектурно-строительными ценностями. Характерной
особенностью города является украшение деревянных домов старинной
"глухой" резьбой или современной моделированной прорезью.
Домовая резьба является визитной карточкой Городца.


В Городецком районе находится 119
памятников истории и архитектуры, 10 из которых являются объектами
историко-культурного наследия федерального значения.


В Городецком краеведческом музее
хранятся уникальные коллекции археологических находок XII - XIV веков
и народных промыслов XIX - XX веков. Городецкий краеведческий музей
является центром проведения всероссийских и межрегиональных
конференций и семинаров по сохранению историко-культурного наследия
малых городов, туризму, народным промыслам и т.д. Существует
программа развивающего обучения детей на основе русских культурных
традиций (студия "Родничок" при Городецком краеведческом
музее).


Современный Городец называют "городом
мастеров". Он не входит в прославленное "Золотое кольцо",
но в праве стать важным звеном в "Серебряной цепочке"
художественно ценных малых городов России. Здесь целое созвездие
народных промыслов: роспись и резьба по дереву, пряничное
производство, глиняная игрушка, золотое шитье и другие - всего более
двадцати. История каждого промысла исчисляется веками, они стали
ярким явлением народной культуры России.


Традиционные ремесла и промыслы
продолжают жить и развиваться: росписью и резьбой по дереву
занимаются на АО "Городецкая роспись", "местное
лакомство" - городецкий пряник - выпекают на АО "Городецкий
пряник", золотое шитье, вышивка и "горьковский гипюр"
- на АО "Татьяна". На АО "Молот" есть возможность
организовать участок художественного литья, на котором можно будет
отливать необходимые для восстановления в исторической части Городца
утраченные детали (ограды, решетки, элементы фасадов). Еще одним
направлением развития городецких ремесел могло бы стать создание
мастерских прикладного искусства: гончарное производство, просечное
железо, лозоплетение, ткачество и т.д. Обучение молодежи в этих
мастерских дает возможность сохранить традиции промыслов, возродить к
ним интерес, обеспечить преемственность поколений.


Заволжье - город, который вызывает
несомненный интерес у туристов. Он является историческим населенным
местом Нижегородской области. В нем сохранилась уникальная
архитектура 50-х годов XX века (сталинская застройка) в
первоначальном виде. В городе много интересных промышленных
предприятий, среди которых особо выделяются Горьковская ГЭС и ОАО
"ЗМЗ". Посещение музеев этих предприятий, а также посещение
создаваемого (единственного в Нижегородской области) музея-города
"Заволжье" дополнит экскурсионную программу посещения г.
Заволжье.


В Городецком районе много деревень и
сел, многие из которых уникальны. Савино, Сысово, Щекино,
Николо-Погост и др. являются центрами сохранившейся "глухой"
резьбы. Смиркино - признанный центр гончарного производства. Деревни
по Узоле и берегам Горьковского водохранилища могут быть центрами
экологического и сельского туризма.


В Городце и Городецком районе уже
образовалась устойчивая традиция организации праздников и фестивалей,
имеющих широкий резонанс (праздник города, фестиваль народной
культуры, фольклорные праздники и др.). Это необыкновенно важная и
актуальная форма туристской деятельности, востребованная сейчас на
всех туристских рынках мира.


Мировая туристская практика
показывает, что масштабные культурные акции, зрелищные представления,
ярмарки, фестивали, художественные аукционы и вернисажи привлекают
людей не менее, чем исторические и природные памятники. Потенциал для
организации такого рода туристской деятельности есть в Городце.
Мощный пласт духовного и исторического наследия России должен быть
показан на древних землях, это даст возможность выйти на рынок
образовательного и научного туризма.


2. Природные территории и отдельные
природные памятники.


Следующий важнейший элемент
туристского потенциала Городецкого района - его природное окружение.
Важнейшим ресурсом здесь является река Волга, которая работает в трех
направлениях:


- в сочетании с ансамблем города
являет собой национальный символ России;


- ландшафтные прибрежные территории и
акватория Волги всегда будут привлекательны для туристов и по
объективным причинам, и потому, что "репутацию" Волги не
нужно создавать, она известна всем;


- круизный туризм, которым Волга
"одаривает" Городец уже не одно десятилетие, был и остается
наиболее популярным и востребованным сектором туристского рынка
России. Львиная доля доходов от туристского обслуживания будет
приходить в город по-прежнему с этого направления.


Городецкий район обладает живописными
ландшафтными территориями, лесными массивами: сосновые боры, дубравы,
минеральные источники, малые реки. Все природные территории находятся
в благоприятной экологической ситуации, что имеет первостепенное
значение для полномасштабного развития экотуризма.


3. Транспортная доступность для
городов - поставщиков туристской клиентуры.


Городецкий район отличает выгодное
географическое положение на карте Нижегородской области и России
(близость Нижнего Новгорода (60 км) и Москвы (400 км), а также других
городов Нижегородской области и "Золотого кольца" России) и
наличие речного (р. Волга), железнодорожного (Нижний Новгород -
Заволжье) и регулярного автобусного сообщения.


Транспортная доступность Городца по
автомобильной трассе от Нижнего Новгорода - крупного поставщика
туристской клиентуры - составляет около 1,5 часа. Это дает
возможность организации туров разной продолжительности, в том числе и
"туров выходного дня" (2 - 3 дня), ниша которых пока не
заполнена.


Автодорога, связывающая Городец с
Владимиром (центром "Золотого кольца"), находится в хорошем
состоянии и может обеспечить круглогодичное функционирование туров.


Водный путь до Городца доступен не
только круизным теплоходам, но и катерам, яхтам, что способствует
развитию яхтенного спорта (элитарного) в регионе. Безусловно,
необходимо создавать специализированный туристский флот (малый флот),
тем более что в Городце есть судоремонтная база, развиты традиции
судостроения.


4. Традиционные народные промыслы.
Этнографическая среда.


В Городце работает целый ряд
художественно-производственных центров: фабрика "Городецкая
роспись", ООО "Городецкий пряник", строчевышивальная
фабрика ЗАО "Татьяна", которые достаточно активно
занимаются производством сувениров. Кроме того, существуют отдельные
мастера, хранящие традиции изготовления глиняной игрушки и посуды,
резьбы по дереву, лозоплетения, ткачества и т.д. Используя этот
потенциал, можно наладить широкомасштабную индустрию сувенирной
продукции.


5. Организационный потенциал.


Важнейшая составляющая туристской
индустрии - организаторы становления туристской индустрии. В Городце
уже есть база будущей организационной структуры: приемом туристов
занимается муниципальное учреждение культуры "Центр народных
промыслов, ремесел и туризма" и Городецкий краеведческий музей.
Осуществляется экскурсионное обслуживание туристов теплоходов (более
60 теплоходов за сезон 2002 года, около 20000 туристов), кроме того -
автобусные экскурсанты.


Очень важно то обстоятельство, что
администрацией города и района ставятся глобальные задачи по созданию
крупного туристского региона.


Все выше перечисленное делает
Городецкий район привлекательным для туристов и, безусловно, является
основанием для развития туризма в нем.


2.2. Характеристика туристской
инфраструктуры района.


Городецкий край - это район,
перспективный для развития самых разных видов туризма:
культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного,
делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского
и системы частных гостиниц, охоты и рыбалки.


Обладая огромным историко-культурным
потенциалом, вековыми народными традициями, живыми и развивающимися
промыслами, Городецкий район занимает очень удобное
транспортно-географическое положение: река Волга, железнодорожная
ветка Нижний Новгород - Заволжье, регулярное автобусное сообщение до
Нижнего Новгорода.


Важно отметить то, что в Городецком
районе благоприятная экологическая обстановка. Городец располагает
землей под индивидуальное жилищное строительство с возможностью
подключения к газовым сетям, водопроводу, канализации. По обе стороны
Волги находится достаточно развитая санаторно-курортная сеть.


В районе есть типичный набор
промышленных предприятий: молокозавод, маслосырзавод, хлебокомбинат,
пивоваренный завод, автотранспортные предприятия. Также имеются
предприятия, занимающиеся традиционными городецкими промыслами (АО
"Городецкая роспись", АО "Татьяна", АО "Молот",
АО "Городецкий пряник").


Однако развитию туризма в нашем
районе мешает, прежде всего, неразвитость инфраструктуры туризма.


Инфраструктура размещения.


На сегодняшний день в Городце нет
гостиницы, способной принимать туристов. Небольшой номерной фонд (4
номера - 1 "люкс" и 3 "полулюкса")
развлекательного комплекса "Яръ" проблемы не решает.


Есть возможность размещения туристов
в гостиницах "Молодежная" и "Центральная" в г.
Заволжье, а также на базах отдыха и в пансионатах Городецкого района
("Буревестник", "Курмыш", "Яхра").
Однако это не снимает необходимости строительства гостиницы в
Городце.


Транспортная инфраструктура.


Имеющаяся транспортная инфраструктура
района не отвечает необходимым для организации туристской
деятельности в районе требованиям.


Поставщиками сертифицированных
автотранспортных услуг в Городецком районе являются Городецкий ПАП,
Заволжский ПАП, ООО "Экипаж". Они имеют автобусы только
отечественного производства (ЛиАЗ, ЛАЗ, ПАЗ), устаревшие и большей
частью необорудованные даже микрофонами. В Городце нет
сертифицированного транспорта, оборудованного кондиционерами,
биотуалетами, видеоаппаратурой, что необходимо для приема туристов.


Инфраструктура питания.


Одно из важнейших мест в туристской
индустрии занимает система питания. На сегодняшний день в Городце и
Заволжье более 20 пунктов общественного питания, которые способны
вместить и обслужить туристов, приезжающих в Городецкий район. Однако
у большинства пунктов общественного питания низкий уровень сервисных
услуг. По оценкам специалистов, в Городце и районе есть необходимость
открытия ресторанов (в том числе специализированных), предприятий
быстрого питания, специализированных кафе.




3. Общий swot-анализ
туристского потенциала района


приведен в следующей таблице:




















































Сильные стороны


Слабые стороны


- Наличие достаточного
количества
традиционных ресурсов для развития
нескольких
видов туризма:
культурно-познавательного
и
этнографического, круизного,
лечебно-рекреационного,

экологического, приключенческого,
религиозного,
охоты, рыбалки и пр.


- Неудовлетворительное
состояние
объектов показа
-
неразвитость инфраструктуры туризма
- необходимость
реконструкции и
модернизации большинства
объектов
размещения и повышения уровня их
сервиса,
строительства новых гостиниц
и объектов индустрии развлечений


- Выгодное
транспортно-
географическое положение на карте
Нижегородской
области и России,
близость Н.Новгорода (60 км)
и
Москвы (400 км), а также др. городов
Нижегородской
области и "Золотого
кольца" России

- наличие речного (р. Волга),
железнодорожного
(Н.Новгород -
Заволжье) и автобусного сообщения


- Отсутствие
комфортабельных
автобусов
-
неудовлетворительное состояние
дорог, отсутствие
придорожного
сервиса
-
отсутствие причальной стенки для
швартовки туристических
теплоходов и
судов типа "Ракета" и "Метеор"

- отсутствие удобных подъездов,
стоянок для
транспорта
- отсутствие сети междугородных
и
международных телефонов-автоматов


- Наличие уникальных
объектов
историко-культурного и природного
наследия


- Необходимость
реконструкции
большинства объектов
историко-
культурного и природного наследия и, в
первую
очередь, исторической части
Городца и Заволжья


- Благоприятная
экологическая
обстановка в районе, наличие
развитого
санаторно-курортного
комплекса, возможность
развития
сельского туризма


- Необходимость дальнейшего
развития
санаторно-курортного комплекса,
реконструкции
баз отдыха, пансионатов
Городецкого района

- необходимость строительства
охотничьих, рыбацких
домиков, создания
баз по прокату спортивного
снаряжения,
яхт-клуба и т.д.
-
необходимость развития сельского
туризма и системы частных
гостиниц


- Наличие организационной
структуры
туризма в районе - МУК "Центр
народных
промыслов, ремесел и
туризма"


- Неизвестность района
на
туристическом рынке, недостаток
маркетинговых
мероприятий, PR-акций
- отсутствие
рекламно-информационных
материалов о туристическом
потенциале
района
-
необходимость оборудования
информационного туристского
офиса


- Наличие уникальных
народно-
художественных промыслов и ремесел
(худ.
обработка дерева, золотное
шитье, выпечка пряников,
гончарное
производство и др.)


- Недостаточные маркетинг
НХПР и
слабая ориентированность на сувенирную
продукцию.
Отсутствие достаточного
количества сувенирных лавок
и
магазинов


- Поддержка со
стороны
администрации, крепкие партнерские
связи


- Несовершенная
нормативно-правовая
база, недостаточная известность района


- Опыт проведения
всероссийских и
межрегиональных
научно-практических
конференций и семинаров
по
сохранению историко-культурного
наследия малых
городов, туризму,
народным промыслам


- Недостаточное
количество
подготовленных кадров (менеджеров,
методистов,
научных сотрудников,
специалистов сервисного
обслуживания)


- Наличие уникальной застройки
50-х
гг. XX века в г. Заволжье и музеев
промышленных
предприятий


- Отсутствие
рекламно-информационных
материалов о тур. потенциале
г.
Заволжье


- Наличие исторического
самосознания
населения Городецкого района,
бережное
отношение к сохранению
традиций


- Отсутствие единого
информационного
пространства








































Возможности


Опасности


- Туризм может
инициировать
экономическое развитие района


- Сильная конкуренция со
стороны
других городов центральной России
(сложившееся
традиционное
распределение туристских потоков)


- Продвижение города и
привлечение
городов-партнеров, расширение
сотрудничества
Городца с соседними
районами - центрами НХПР
и
старообрядчества с целью создания
совместных туристских
программ


- Возможность введения
статуса
закрытого региона


- Возможность использования
традиций
организации праздников, ярмарок и
фестивалей в
Городецком районе для
привлечения туристов. Включение
г.
Заволжье в новые экскурсионные
маршруты


- Разрушение исторического
наследия


- Привлечение инвестиций
малого и
среднего бизнеса в туристскую
индустрию


- Возможности
экологического
загрязнения


- Организация
экскурсионного
обслуживания по
Горьковскому
водохранилищу. Приобретение судов
малого
флота, яхт. Обустройство
"зеленых стоянок" по
ходу маршрутов


- Сложная криминогенная
обстановка в
регионе. Нестабильная
политическая
обстановка.
Возможность
террористических актов


- Создание ядра
туристской
инфраструктуры (питание, размещение,
транспорт и
т.д.)


- Недостаток собственных
финансовых
ресурсов. Потеря
инвестиционной
привлекательности района в сфере
туризма


- Развитие новых видов
туризма на
основе использования природного
и
историко-культурного потенциала
района,
использования сельских
территорий для
развития
экологического туризма









Значимые точки роста,
выявленные на основе swot-анализа




1-я точка роста -
обеспечение роста туристического обслуживания.


Расширение потока туристов путем
проведения адресной рекламной кампании и продвижения района на
туристическом рынке. Сочетание рекламной кампании с организацией
гостиничных, ресторанных услуг, а также с развитием в районе новых
видов туризма. Решение проблемы увеличения времени пребывания
туристов в районе на несколько дней.


Совершенствование организационных
структур, способствующих развитию туризма (МУК "Центр народных
промыслов, ремесел и туризма").


Создание реестра инвестиционных
проектов в сфере туризма и др.


2-я точка роста - проведение работ по
благоустройству исторических центров Городца и Заволжья, сохранению и
развитию историко-культурного потенциала Городецкого района.


Разработка местных
нормативно-правовых актов, позволяющих непосредственно на месте
контролировать и регулировать использование и сохранность
исторических зданий и принимать меры по защите историко-культурного
наследия.


Формирование и поддержание в
актуальном состоянии единого информационного ресурса по историческому
и культурному наследию (СМИ, Интернет и др.).


Широкое проведение реставрационных
работ в исторической части г. Городца и г. Заволжье.


Формирование музейной зоны под
открытым небом (деревянная архитектура Городца, деревянная
архитектура Приузолья и др.).


3-я точка роста - обеспечение
экономического роста района за счет развития отрасли "туризм",
создание благоприятных условий проживания людей, охраны природного
окружения, привлечение в город инвестиций.


Развитие туристской инфраструктуры
района.


Создание новых рабочих мест за счет
развития сферы обслуживания (экскурсии, торговля, общепит),
транспорта.


Привлечение денежной массы в район.




II. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ




Система программных
мероприятий, предусматриваемая 2003 - 2007 гг., охватывает основные
направления муниципальной политики в области туризма и включает:


- нормативно-правовую область;


- организацию туристической
деятельности и управление развитием туризма;


- содействие развитию материальной
базы туризма, проведение работ по благоустройству и сохранению
историко-культурного потенциала;


- рекламно-информационное обеспечение
продвижения турпродукта на внутреннем и внешнем рынках;


- научное обеспечение развития
туризма;


- кадровое обеспечение развития
туризма.


Реализация этих мероприятий позволит
создать систему муниципального регулирования и стимулирования
развития туризма, адекватную природе рыночных отношений и учитывающую
мировой опыт в этой области.




1. Программные
мероприятия




1.1. Мероприятия
нормативно-правовой базы.


Предполагают разработать
нормативно-правовые акты, регламентирующие взаимодействие органов
местного самоуправления, муниципальных предприятий,
финансово-кредитных учреждений с объектами туристской сферы:


- положение о статусе исторического
центра, о контроле в сфере туризма в городе;


- программу благоустройства
исторического центра Городца и Заволжья;


- положение о развитии сельского
туризма и системы частных гостиниц;


- нормативные акты, закрепляющие
внедряемые финансовые механизмы мотивации и регулирования в сфере
туризма.


1.2. Мероприятия по организации
туристической деятельности и управлению развитием туризма
предусматривают:


- отвести значительное место в
управлении развитием туризма МУК "Центр народных промыслов,
ремесел и туризма";


- создать реестр туристических
ресурсов Городецкого района;


- классифицировать зоны отдыха,
создать рекреационную карту района;


- разработать маршруты
специализированных видов туризма, в том числе по Горьковскому
водохранилищу;


- выпустить календарь туристических
событий для разработки на его основе специализированных туров
(событийных, этнографических, паломнических и т.д.);


- регулярно проводить семинары и
конференции по вопросам развития туризма и т.д.


1.3. Мероприятия по развитию
материальной базы туризма, проведение работ по благоустройству и
сохранению историко-культурного потенциала:


- благоустройство исторических улиц
г. Городца и г. Заволжье (набережная Революции, ул. Горького, ул.
Рублева, пл. Ленина);


- ремонт и реконструкция исторических
зданий в историко-культурной части г. Городца и г. Заволжье;


- ремонт дорог на туристических
маршрутах;


- создание инфраструктуры размещения
и питания. Строительство плавучей гостиницы в Городце, реконструкция
гостиницы в г. Заволжье, стимулирование строительства частных
гостиниц, мотелей, кемпингов, пунктов питания;


- развитие транспортной
инфраструктуры, реконструкция автобусного парка района;


- завершение строительства причала
для приема туристических теплоходов;


- создание инфраструктуры
развлечений. Расширение сферы услуг по прокату автомобилей,
спортивного снаряжения, снегоходов, лодок и т.д.;


- реконструкция старых и создание
новых объектов показа. Обустройство смотровых площадок и мест стоянок
по ходу специализированных туров;


- строительство торговых павильонов;


- реконструкция баз отдыха и
пансионатов Городецкого района;


- установка междугородных и
международных телефонов-автоматов.


1.4. Маркетинг и
рекламно-информационное обеспечение продвижения турпродукта.


Подготовить и издать рекламную
продукцию на русском, немецком и английском языках.


Принимать ежегодное участие в
международных и российских туристских выставках.


Провести рекламно-информационные туры
для российских и иностранных туроператоров и журналистов.


Размещение туристской информации в
Internet, реклама Городецкого турпродукта в СМИ.


Создать и обеспечить поддержку
туристского web-сайта.


Установить межрегиональные и
международные связи с целью увеличения туристских потоков в район и
создание совместных турпродуктов.


1.5. Кадровое обеспечение.


Создание школы экскурсоводов и
гидов-инструкторов на базе МУК "Центр народных промыслов,
ремесел и туризма".


Повышение квалификации специалистов
разных секторов туриндустрии, организация системы стажировки.


Создание системы включения школьников
в образовательный туристский процесс посредством проведения конкурсов
на разработку тематических маршрутов.


Проведение научно-практических
конференций по вопросам развития ВВТ, правовым и иным аспектам
турдеятельности.


1.6. Мероприятия по научному
обеспечению.


Проведение исследований
туристического потенциала.


Разработка методологии и методики
оценки эффективности инвестиционных проектов в сфере туризма и
финансовых рисков.


Анализ и прогнозирование конъюнктуры
туристического рынка.




III. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ




Первый этап (2003 -
2004 гг.) - первоочередные мероприятия по развитию туризма в
Городецком районе:


- создание достаточно мощного и
самостоятельного собственного организационного туристского центра;


- содействие в привлечении
федеральных бюджетных средств, средств международных фондов на
развитие туризма в районе;


- целенаправленное осуществление
политики на задержание туриста в Городце, то есть постепенный переход
от чисто экскурсионного обслуживания к оказанию туристских
долговременных услуг;


- создание собственной базы
размещения туристов (в качестве первого объекта необходимо создание
городской туристской гостиницы на 40 мест в исторической части
города, целесообразным будет также строительство первой очереди
туристской деревни на территории Городецкого района);


- грамотный маркетинг городецкого
турпродукта (участие в международных выставках "MIIT-2003",
"Отдых", издание рекламных материалов).


Второй этап (2005 - 2007 гг.):


- развитие инфраструктуры туризма
(объекты размещения, питания, сервисного обслуживания и т.д.);


- дальнейшее развитие материальной
базы туриндустрии района;


- увеличение количества туристского
продукта района, дальнейшее продвижение его на российских,
международных туристических выставках;


- межрегиональное и международное
сотрудничество, направленное на привлечение туристских потоков в
район, создание совместных туристских маршрутов, обмен опытом;


- подготовка квалифицированных
кадров.




IV. РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ




Ресурсное
обеспечение реализации Программы строится на принципах
аккумулирования финансовых средств: местного, областного,
федерального бюджетов, внебюджетных фондов, частных инвесторов,
средств грантовых фондов. Выделение бюджетных средств на Программу
рассматривается как возможность привлечения дополнительных средств по
принципу софинансирования.


Общий объем финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Программы, в целом составит 314 млн 063
тыс. рублей, в том числе 175 млн 048 тыс. руб. для выполнения первого
этапа программы и 139 млн 015 тыс. руб. для реализации мероприятий
второго этапа.


Распределение финансовых средств по
основным статьям расходов в целом по Программе на весь период
реализации Программы:


1) средства местного бюджета в
размере 97 млн 238 тыс. руб.;


2) средства областного бюджета в
размере 82 млн 145 тыс. рублей, предусмотренные по линии целевых
программ;


3) средства федерального бюджета в
размере 22 млн 500 тыс. рублей;


4) внебюджетные средства в размере
112 млн 180 тыс. рублей, включая собственные средства организаций
сферы туризма, кредиты банков, средства фондов и общественных
организаций, средства частных отечественных и зарубежных инвесторов,
целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в
реализации Программы.


Вложение бюджетных средств является
необходимым условием содействия развитию отрасли в качестве
стартового капитала. Запланированные в Программе бюджетные средства
направляются на развитие базовой инфраструктуры туризма и решение
первостепенных задач, которые предприятия туриндустрии не могут
обеспечить за счет своих средств.


Отсутствие со стороны исполнительной
власти района заинтересованности в развитии туристской инфраструктуры
и обеспечение эффективного маркетинга городецкого турпродукта в
условиях высокой конкуренции со стороны других регионов может
привести к существенной потере инвестиционной привлекательности
района в сфере туризма. По оценкам как международных, так и
российских специалистов по туризму, успешное развитие отрасли в
регионе без государственной поддержки не представляется возможным.


Вложенные в сферу туриндустрии
бюджетные средства могут рассматриваться как инвестиционный капитал с
окупаемостью в пятилетний период и с дополнительным приростом
инвестиций на сумму в два раза большую, чем первоначальные вложения
бюджета.


Использование средств областного
бюджета предусмотрено по линии областной целевой программы "Развитие
въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2002 - 2006
гг." и других целевых программ.


Использование средств федерального
бюджета предусмотрено по линии федеральной целевой программы
"Развитие туризма в Российской Федерации". Для включения в
иные федеральные и межрегиональные программы ("Сохранение и
развитие архитектуры исторических городов", "Культура
России", "Модернизация транспортной системы России",
"Развитие гражданской авиационной техники России",
"Экология и природные ресурсы России", "Сокращение
различий в социально-экономическом развитии регионов Российской
Федерации", "Молодежь России", "Предупреждение и
борьба с заболеваниями социального характера") необходима
разработка проектно-сметной документации для подачи заявок на
финансирование и подготовку проектов.


В ходе реализации Программы
планируется привлечь около ____ внебюджетных средств (по грантам), а
также средства инвесторов в сумме _____.




V. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Механизм реализации
Программы опирается на правовую базу, основанную на положениях
действующего законодательства, указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ по вопросам программной разработки, инвестиционной
политике, а также на положениях законодательства Нижегородской
области, связанных с реализацией социально-экономических и
инвестиционных программ.


Механизм реализации Программы
строится на принципах открытости, конкурсного вхождения проектов и
возврата бюджетных средств.


Начало действия Программы
осуществляется после утверждения ее Земским собранием Городецкого
района, дальнейшее выполнение будет проводиться в соответствии с
программными мероприятиями на текущие и последующие годы на основе
анализа работ, проведенных за отчетный период. Анализ и прогноз будет
производиться в соответствии с ежегодным и среднесрочным прогнозом
показателей социально-экономического развития района.


Заказчиком Программы является
администрация Городецкого района, головными исполнителями -
социально-культурное управление администрации Городецкого района и
отдел экономики и прогнозирования администрации Городецкого района. К
реализации Программы привлекается достаточно большой круг участников
(см. паспорт Программы и программные мероприятия).


В задачи исполнителя Программы по
реализации программных мероприятий входит:


- анализ и прогноз ситуации;


- корректировка программных
мероприятий в соответствии с выявленными проблемами;


- конкурсный отбор предлагаемых
краткосрочных программ и проектов;


- отбор на конкурсной основе
исполнителей работ, услуг, поставщиков продукции по каждому
программному мероприятию;


- согласование с основными
заинтересованными участниками Программы, возможные сроки выполнения
мероприятий, объемы и источники финансирования.


Заказчик несет ответственность за
качественную реализацию целевой Программы, осуществляет управление
соисполнителями Программы после ее утверждения, обеспечивает
эффективное использование средств, выделяемых на реализацию
Программы.


В целях внедрения финансового
механизма реализации Программы может быть создан специальный фонд,
часть средств которого может выдаваться по ряду программных
мероприятий в форме кредитов на возвратной основе. За счет средств
фонда может также осуществляться государственная поддержка проектов,
направленных на развитие туризма, в форме возмещения процентов по
кредитам, гарантий по кредитам на приобретение оборудования,
микрокредитования малого предпринимательства в сфере туризма и
финансироваться быстро окупаемые мероприятия.


Отбор объектов и проектов программных
мероприятий и их исполнителей производится на конкурсной основе в
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля
1997 года № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению
коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки
продукции для государственных нужд" и утвержденными в его
развитие нормативными актами. Размещение заказов на проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических
работ регулируется Типовым положением о порядке размещения заказов на
выполнение научно-исследовательских работ, утвержденным приказом
Миннауки России и Минфина России от 17.10.1997 № 94/130/74 Н.


Условиями эффективной реализации
мероприятий Программы являются отбор в ходе конкурса наиболее
квалифицированных исполнителей и контроль за выполнением условий
заключенного с ними договора.


Соисполнителями Программы являются
управления, отделы, комитеты администрации района, а также
муниципальные предприятия, учреждения. В целях координации
направлений развития туризма в районе создается координационный
совет.


Исполнителями инвестиционных проектов
являются субъекты туриндустрии, инвесторы, кредиторы, проектировщики,
застройщики.


Главным условием эффективности
реализации инвестиционных проектов является наличие качественно
разработанных в ходе реализации Программы бизнес-планов приоритетных
туристских проектов.


Механизм реализации Программы по
инвестиционным проектам базируется на следующих основополагающих
документах, которыми руководствуется заказчик:


- Положение об оценке эффективности
инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе
централизованных ресурсов бюджета развития Российской Федерации
(утверждено постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470, в
редакции постановления Правительства РФ от 20.05.1998 № 467),


- Порядок предоставления
государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета
развития (утвержден постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N
1470),


- Закон Нижегородской области "О
государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории
Нижегородской области" от 22.06.2000 № 116-3,


- постановление Администрации
Нижегородской области № 128 от 29.05.2001 "О частичном
возмещении процентной ставки по кредитам коммерческих банков на
поддержку малого предпринимательства".


Указанными документами на текущий
момент определены основные формы и методы государственной поддержки и
порядок ее предоставления. В рамках Программы будут также разработаны
нормативно-правовые акты, стимулирующие инвестиции в развитие
туриндустрии района.


Исполнитель Программы при
необходимости может обращаться в установленном порядке в федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти региона и
района с ходатайством о предоставлении организациям, участвующим в
реализации Программы, инвестиционных кредитов, целевых дотаций или
субсидий, а также с предложениями других видов государственной
поддержки.


Механизм реализации Программы
предусматривает отработки организационно-финансовых схем обеспечения
системы программных мероприятий и проектов развития материальной базы
туризма в соответствии с содержанием этапов выполнения Программы.


Подготовка системы программных
мероприятий и начало их реализации будут осуществляться в основном
путем распределения среди исполнителей ежегодно выделяемых на
конкурсной основе бюджетных средств посредством заключения договоров.


Администрация организует проведение
открытых конкурсов для выбора исполнителей с целью наиболее
эффективного размещения заказов для выполнения работ по каждому
мероприятию.


Разработку и издание базового пакета
рекламно-информационных материалов, участие в туристических
выставках, формирование информационных банков данных предполагается
осуществить за счет совместного финансирования (муниципального,
областного бюджетов и внебюджетных источников).


Развитие материальной базы туризма
будет осуществляться путем реализации конкретных проектов в основном
за счет привлечения внебюджетных средств.




VI. ОРГАНИЗАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И


КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ




Организация
управления Программой и контроль за ходом ее реализации требуют
гибкой организационной структуры, определения отдельных ее звеньев,
системы контролируемых показателей и эффективного механизма.


Общее руководство Программой
осуществляет администрация Городецкого района, взаимодействуя с
организациями высшего уровня по вопросам реализации Программы, увязки
ее с направлениями государственной политики в области развития
туризма.


Для выполнения оперативного
управления, координации и контроля хода реализации Программы
предполагается создание координационного совета по туризму, куда
войдут представители управлений, являющихся соисполнителями
Программы. Целесообразность такого подхода диктуется необходимостью
комплексного подхода к развитию туризма в районе.


Система контролируемых показателей
включает:


- показатели выполнения системы
программных мероприятий, имеющих общесистемную направленность - по
срокам, объему и качеству;


- показатели эффективности реализации
инвестиционных проектов;


- показатели эффективности
деятельности туристской индустрии как единой отрасли экономики района
(с учетом результатов деятельности обеспечивающих предприятий
туристской и базовой инфраструктуры).




VII. ОЦЕНКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И


ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Оценка
эффективности, социально-экономических и экологических последствий от
реализации Программы основывается на достижении результатов по двум
направлениям:


1) общесистемным мероприятиям;


2) реализации запланированных
Программой мероприятий по развитию материальной базы туриндустрии и
приоритетных видов туризма.


Важнейшим результатом осуществления
Программы станет создание современного высокоэффективного
туристического комплекса района.


Главный социальный эффект Программы
будет состоять в значительном росте числа рабочих мест и доходов
граждан, занятых в сфере туризма.


В результате осуществления Программы
будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов
историко-культурного и природного наследия района.


Увеличатся поступления в местный
бюджет от туристических услуг и связанных с ними видов деятельности.


Повысится привлекательность
Городецкого района как сферы предпринимательства и делового
сотрудничества, увеличится приток в экономику района дополнительного
капитала.


Основное участие муниципального
бюджета в Программе ограничивается только финансированием
благоустройства исторических центров и активной кампании по
продвижению Городецкого района на туристическом рынке. Реализация
Программы позволит поднять значимость Городца как центра туризма,
повысить его инвестиционную привлекательность, улучшить качество
жизни населения района.












Приложение


к программе "Развитие туризма в
Городецком


районе как отрасли экономики.
Создание


инфраструктуры туризма на 2003 - 2007
гг."
















































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































































п/п


Мероприятия


Объемы и источники
финансирования (в тыс. руб.) по годам


Исполнители








2003 год


2004 год


2005 год


2006 год


2007 год











МБ


ОБ


ФБ


ВИ


МБ


ОБ


ФБ


ВИ


МБ


ОБ


ФБ


ВИ


МБ


ОБ


ФБ


ВИ


МБ


ОБ


ФБ


ВИ





1. Совершенствование
нормативно-правовой базы развития туризма в Городецком районе


1.


Разработка положения

развитии сельского
туризма и системы
частных
гостиниц в
Городецком районе"











5


















































МУК "ЦНПРТ", ОЭиП


2.


Формирование базы
данных
по субъектам
экологического
туризма и
частным
гостиницам


15


10





10


10


10





50











30











30











30


СКУ, ОЭиП,
главы
сельских администраций,
УАиГ


3.


Разработать
положение
"Развитие спортивного
туризма в
Городецком
районе"














5















































Комитет по
делам
молодежи, спорта и
туризма


2. Стратегическое
планирование. Организация туристической деятельности и управление
отраслью "туризм"


1.


Разработка
концепции
градостроительства,
подготовка
и
направление заявок в
ФБ для участия в фед.
целевых
программах


5


5








15


15








15











15











15











УАиГ,
МП
"Городецстройсервис"


2.


Разработка
планов
развития туристской
инфраструктуры,

перспективных планов
района


8











10















































СКУ, ОЭиП, УАиГ


3.


Разработка

самостоятельных
программ развития
приоритетных
видов
туризма


10


5








20











20











20











20











СКУ, УНО, комитет по
делам
молодежи, туризма
и спорта


4.


Разработка
стратегии
привлечения
инвестиций
на
модернизацию
материально-

технической базы
объектов туриндустрии


10


20





20


10


20





20


15


15





30


15


15





15


10


10





10


ОЭиП


5.


Проведение

межрегиональных
семинаров и
конференций
по
вопросам развития
туризма


50


30





10


50


30





30


50


30





30


50


30





30


50


30





30


СКУ, ОЭиП


6.


Сбор информации по
всем
субъектам
туриндустрии региона
(командировки
и
паспортизация)


50


30





10


50


30





20


20


10





10


20


10





10


20


10





10


СКУ, ОЭиП


7.


Создание и обеспечение
работы
туристского
информационного офиса
(коммуникации,
ремонт,
оборудование,
оргтехника,

подготовка
информационных
материалов)


100








50


150








50


150








50


150








50


150








50


СКУ


8.


Создание и
поддержка
web-сайта Городецкого
района


50








30


30








30


30








35


30








30


30








30


Отдел по работе
с
населением


9.


Наладить связи с
городом
Ньюри
(Северная Ирландия) с
целью изучения
опыта
развития туризма и
поиска
возможных
инвесторов

































































3. Маркетинг и
рекламно-информационное обеспечение продвижения городецкого
турпродукта


1.


Подготовка и
издание
буклетов о
турпотенциале

Городецкого района на
англ., нем., франц.
языках


50


30





50


50


30





30


30








30


30








30


30








30


СКУ


2.


Подготовка

видеопрезентаций о
туристском потенциале
района,
включая
создание
мультимедийного

продукта











50


50








70


50








80


50








80


50








80


СКУ, ГТРК


3.


Участие единым
стендом
Нижегородской области
в международных
и
российских
туристических
выставках


75


30





50


150


30





50


150


30





50


150


30





50


150


30





50


СКУ, ОЭиП, УАиГ


4.


Открытие в
рамках
информационной службы
"Вояж" (НТА)
календаря
туристических событий
Городецкого района


10


5





10


10


5





10


10


5





10


10


5





10


10


5





10


СКУ


5.


Изготовление,

установка
информационных щитов,
стендов,
табло в
Городце, Заволжье,
Н.Новгороде,
на
въездах в город и
район, размещение на
них
информации о турах
по району





50





20


300


50





50


150








50


100








50


100








50


СКУ, УАиГ


6.


Создание фильмов
о
Городецком крае











25











30











30











30











30


ГТРК


7.


Ежегодное участие
в
Нижегородском
фестивале туризма


30


10





20


30


10





15


30


10





15


30


10





15


30


10





15


СКУ


8.


Издание путеводителя
по
Городецкому району


30


10





30


30








50


30








50


30








50


30








50


СКУ, УАиГ


9.


Разработка и
издание
туристских схем-карт











10


20








20


20








20


20








20


20











СКУ, УАиГ


10.


Проведение

внутрирегиональных
рек.-информационных
туров
журналистов и
росс. туроператоров
(НН - Городец
-
Ковернино - Семенов -
Светлояр - Троицкое -
НН и НН
- Балахна -
Пурех - Чкаловск -
Городец - НН) и др.


100


30





100


100


30





100


100


30





100


100


30





100


100


30





100


СКУ


11.


Создание и
внедрение
экскурсионной
программы
"Городецкое
торжище"


80


50





30


50








30


50








30


50








30


50








30


СКУ


12.


Организация системы
туров
выходного дня


30








100


30








100


30








100


30








100


30








100


СКУ, комитет по
делам
молодежи, спорта и
туризма


13.


Разработка

туристических
маршрутов по Волге,
Оке и
Горьковскому
водохранилищу


20


40





50


30








50


30








50


30








50


30








50


СКУ


14.


Организация туров
на
праздники, связанные с
традициями и обрядами
района


140


10





20


100


10





20


100


10





20


100


10





20


100


10





20


СКУ, комитет по
делам
молодежи, спорта и
туризма


15.


Принять участие
в
конкурсе Губернатора
среди турфирм на
лучший
турпродукт по
культурному туризму


20


10





10


20








10


20








10


20








10


20








10


СКУ


4. Развитие материальной базы
туриндустрии и инфраструктуры ВВТ


1.


Подготовка
бизнес-
предложений для
инвесторов (ТЭО)
по
объектам туриндустрии


20


20





30


20


20





30


20


20





30


20


20





30


20


20





30


ОЭиП


2.


Создание банка
данных
инвестиционных
проектов


20








20


20








20


20








20


20








20


20








20


ОЭиП


3.


Продвижение проектов
на
инвестиционных
биржах





20











20











20











20











20








ОЭиП


4.


Проведение обучения
для
субъектов малого
предпринимательства


50








150











200











200











200











200


Отдел промышленности
и
предпринимательства


5.


Строительство дорог в
д.
Смиркино, Саввино,
Щекино, Сысово





1000








5000


1000












































Дирекция дорожного
фонда


6.


Реорганизация

существующей базы
яхт-клуба на реке
Белой














500











3000


500
































МП
"Городец-
стройсервис", комитет
по делам
молодежи


7.


Приобретение

комфортабельного
автотранспорта





2000





1000


1000


2000








1000


3000








1000


3000








1000


3000








КУМИ


8.


Переоборудование

имеющегося а/т


300








3000


300


500


500


3000






































Балансодержатели


9.


Приобретение автобуса
класса

"люкс" для МУК "ЦНПРТ"














1500















































КУМИ


10.


Строительство

берегоукреплений и
причала в г. Городце





7000


4000





2000


6000


6000





4000


6000


4000





4000


6000


4000





4000


6000


4000





МП "Городецстройсервис"


11.


Издание
карт-схем
размещения
автозаправочных

станций и комплексов
сервисного
обслуживания
а/т











50











50











50











50











50


УАиГ, СКУ


12.


Установка

междугородных и
международных

телефонов-автоматов














20








20


20








20


























Городецкий МУЭС


13.


Создание
центра
сувенирной продукции и
изделий

народно-художественных
промыслов в
исторической
части
города











80


50








50


50








30


50








30


50








30


СКУ, отдел торговли
и
бытового обслуживания


14.


Строительство мотеля
у
автозаправки д.
Слоново











5000


2000








3000






































Частные инвестиции


15.


Строительство

плавучей гостиницы
туркласса на 40 мест в
г.
Городце


7000








5000


7000















































ОЭиП, УАиГ,
частные
инвесторы


16.


Строительство

охотничьих, рыбацких
домиков























1000











1000


























Частные инвесторы


17.


Реконструкция баз
отдыха
района (л/о
"Дружба", "Солнечный")


500








200


2000








300


2000








300


2000








300














УНО, комитет по
делам
молодежи, спорта и
туризма,
частные
инвесторы


18.


Ремонт усадьбы
А.
Лапшиной и ДЦ "Метеор"


500








100


6000








50


5000



































СКУ,
МП
"Городецстройсервис"


19.


Ремонт зданий
и
благоустройство Б.
Кировского съезда,
наб.
Революции, ул.
Рублева и др.


4500











2000











2000











2000











2000











УАиГ, ДЕЗ


20.


Обустройство

смотровых площадок по
ходу маршрутов





250








250


50








150


50








150


50








150


50








УАиГ, ДЕЗ


21.


Строительство
центра
деревянного зодчества
в сквере Пионерии























2000











2000











2000











2000


УАиГ, частные инвесторы


22.


Создание
постоянно
действующих музейных
экспозиций:
-
музей пряника
- музей мещанского
костюма

- старопечатные книги
и иконы
-
музей жбанниковской
игрушки и др.











100


700


300





100


1600








100


700








100











100


СКУ, УАиГ


23.


Создание
музея
Городецкой росписи
(Б.Кировский съезд,
18)











2000


















































Внебюджетные источники


24.


Открытие музея
г.
Заволжье и включение
его в туристические
маршруты











300


1500








100


1500








100


500








100











100


СКУ


25.


Пополнение
фондов
Городецкого
краеведческого музея,
музея
г. Заволжье, МУК
"ЦНПРТ" выставочными
экспонатами


100








200


200








200


200








200


200








200


200








200


СКУ


26.


Реконструкция

гостиницы в г.
Заволжье на пл. Ленина











12000


















































Частные инвесторы


27.


Реконструкция
ДЦ
"Юбилейный",
размещение в
нем
развлекательного
центра (к/т, боулинг,
(кафе,
дискотека)


200




















22000











22000


























Частные инвесторы, СКУ


28.


Разработка ПСД
на
реконструкцию
центральной

исторической части г.
Заволжье














1200















































Администрация
г.
Заволжье


29.


Строительство

водовода Городец -
Заволжье





3000











15000





6000





15000





6000


























МП "Городецстройсервис"


30.


Разработка ПСД
и
строительство
спортивного комплекса
в г.
Городце


200











5000








1000






































МП "Городецстройсервис"


31.


Организация мастер-
класса
у гончаров на
тур. маршруте "В гости
к мастеру"
(д.
Смиркино)


50








50


100








50


100








50


100








50


100








50


Смиркинская с/а, СКУ


32.


Организация мастер-
класса
по народному
костюму, Городецкой
росписи и резьбе
по
дереву


200








200


200








200


200








200


200























СКУ, частные инвесторы


33.


Реконструкция

центральной
исторической части
города
Заволжье














2500











2000











1500











2500











Администрация
г.
Заволжье


34.


Разработка ПСД
и
реконструкция
стадиона в г. Заволжье














3000











3000











3000











2375











Администрация
г.
Заволжье


35.


Ремонт дорог
по
туристическому
маршруту г. Заволжье














1500











1000



































ДЕЗ г.
Заволжье,
Дорожный фонд


36.


Ремонт
зданий-
памятников
архитектуры (8 шт.)














1500











1500











1500























Администрация
г.
Заволжье


37.


Разработка ПСД
и
реконструкция
парковой зоны г.
Заволжье














300











500











400























Администрация
г.
Заволжье


5. Подготовка кадров



1.


Создание
школы
экскурсоводов











20















































20


СКУ


2.


Стажировка

специалистов
сервисного
обслуживания





10





150





20





100











100


























ОЭиП, частные инвесторы


3.


Повышение

квалификации
управленческих кадров
в сфере
туризма


30


20





30


50


20





50


100


20





100


100


20





100


100








100


СКУ, ОЭиП


6. Научное обеспечение
Программы


1.


Проведение
научно-
исследовательских
работ по
истории
района


10








30


10








20


10








20


10








20


10








20


СКУ


2.


Участие
в
межрегиональных
конференциях по
вопросам
развития ВВТ


30


5





10


25


5





10


25


5





10


25


5





10


25


5





10


СКУ


3.


Продолжить

сотрудничество с
институтом культурного
и
природного наследия
им. Д.С. Лихачева с
целью более
детальной
проработки
первоочередных

мероприятий Программы




































































ИТОГО: 342 млн 138
тыс.
руб.


МБ
14593


ОБ
13700


ФБ
4000


ВИ
30700


МБ
48765


ОБ
25205


ФБ
6500


ВИ
40385


МБ
30095


ОБ
24755


ФБ
4000


ВИ
33360


МБ
18525


ОБ
9255


ФБ
4000


ВИ
4020


МБ
13335


ОБ
9230


ФБ
4000


ВИ
3715











ВСЕГО в 2003 г:
62
млн 993 тыс. руб.


ВСЕГО в 2004 г.:
120
млн 855 тыс. руб.


ВСЕГО в 2005 г.:
92
млн 210 тыс. руб.


ВСЕГО в 2006 г.:
35 млн
800 тыс. руб.


ВСЕГО в 2007 г.:
30 млн
280 тыс. руб.















Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru