АДМИНИСТРАЦИЯ
ВАДСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2003 г. № 22
О СОЗДАНИИ ЕДИНОЙ
ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ
ВАДСКОГО РАЙОНА
В соответствии с
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера", Положением о единой государственной системе
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 N
1113, постановлением Губернатора Нижегородской области от 02.02.1999
№ 30 "О системе оперативно-диспетчерского управления
Нижегородской области", для координации действий дежурных
дежурно-диспетчерских и аварийных служб, оперативного сбора
информации о состоянии объектов экономики и инфраструктуры района, а
также организации экстренного реагирования при возникновении
чрезвычайных ситуаций на территории района:
1. Создать со 2 июня 2003 года в
отделе по делам ГО и ЧС района единую дежурно-диспетчерскую службу
Вадского района.
2. Утвердить прилагаемое Положение о
единой дежурно-диспетчерской службе Вадского района (далее - служба).
3. Контроль за выполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
Глава местного
самоуправления
И.А.УРАЕВ
Утверждено
постановлением
администрации Вадского района
от 08.04.2003 № 22
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ
СЛУЖБЕ ВАДСКОГО РАЙОНА
(далее - Положение)
1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ,
ОПРЕДЕЛЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ
Чрезвычайная
ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в
результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за
собой человеческие жертвы, нанесли ущерб здоровью людей или
окружающей природной среде, значительные материальные потери и
нарушили условия жизнедеятельности населения.
Районная система предупреждения и
ликвидации ЧС - местная подсистема единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая
включает в себя координирующий орган (комиссию по ЧС - КЧС), органы
повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и
материальных ресурсов, систем связи, оповещения, информационного
обеспечения.
Дежурно-диспетчерская служба (ДДС)
Вадского района - дежурный или диспетчерский орган повседневного
управления районной службой, входящий в районную систему
предупреждения и ликвидации ЧС и имеющий силы и средства постоянной
готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Единый диспетчерский центр
реагирования на чрезвычайные ситуации Вадского района (ЕДЦРЧС) -
орган повседневного оперативного управления районной системой
предупреждения и ликвидации ЧС, создаваемый в администрации Вадского
района (служба "001"), предназначенный для координации
действий дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной
принадлежности.
Объединенная система
оперативно-диспетчерского управления (ОСОДУ) Вадского района в
чрезвычайных ситуациях - система обеспечения оперативного управления
районной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,
представляющая собой организационно-техническое объединение ДДС,
входящее в состав ОСОДУ и обеспечивающее эффективность выполнения
задач органами ДДС и ОДС как в повседневной их деятельности, так и в
условиях ЧС и на особый период.
Пункт управления ЕДЦРЧС (ПУ ЕДЦРЧС) -
здание (сооружение, помещение), оснащенное необходимыми техническими
средствами управления, связи и оповещения и предназначенное для
работы дежурно-диспетчерского персонала.
Комплекс средств автоматизации (КСА
ЕДЦРЧС) - организационно-техническое объединение
программно-технических средств автоматизации управления, включающих в
себя средства передачи, ввода, вывода, хранения, обработки и выдачи
необходимых данных.
Автоматизированная система ЕДЦРЧС (АС
ЕДЦРЧС) - совокупность взаимосвязанных систем и средств связи,
оповещения и автоматизации управления, обеспечивающих
автоматизированное выполнение задач, возложенных на ЕДЦРЧС.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Единая
дежурно-диспетчерская служба Вадского района (далее - служба)
является единым диспетчерским центром реагирования на чрезвычайные
ситуации Вадского района, органом повседневного управления РСЧС,
центральным звеном объединенной системы оперативно-диспетчерского
управления (ОС ОДУ) сельского района в чрезвычайных ситуациях и
предназначена для повышения готовности администрации и служб
сельского района к реагированию на угрозу или возникновение
чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил
и средств районных служб при их совместных действиях по
предупреждению и ликвидации ЧС.
2.2. Служба входит в состав отдела по
делам ГО и ЧС района.
2.3. Служба создается на штатной
основе. Структура и штаты службы утверждаются распоряжением главы
администрации района.
2.4. Создание и функционирование
службы не отменяет существующего до ее появления порядка приема
районными ДДС сообщений от населения (по телефонам 01, 02, 03, 04 и
пр.).
2.5. Общее руководство службой
осуществляет глава местного самоуправления района и комиссия по
чрезвычайным ситуациям.
2.6. Непосредственное руководство
деятельностью службы осуществляет заведующий отделом по делам ГО и ЧС
района.
2.7. В своей деятельности по вопросам
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций служба
руководствуется федеральными конституционными законами, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации,
нормативными правовыми актами органов государственной власти
Нижегородской области, органов местного самоуправления района,
комиссий по чрезвычайным ситуациям области и района, а также
настоящим Положением.
3. СОСТАВ И ЗАДАЧИ,
РЕШАЕМЫЕ СЛУЖБОЙ
3.1. Служба
включает: дежурно-диспетчерский персонал и пункт управления со
средствами связи оповещения и автоматизации управления.
3.2. В составе дежурно-диспетчерского
персонала службы предусматриваются оперативные дежурные смены (ОДС)
пункта управления ЕДЦРЧС из расчета несения круглосуточного
дежурства.
3.3. Служба решает следующие основные
задачи:
- прием от населения и организаций
сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об
угрозе или факте возникновения ЧС;
- анализ и оценка достоверности
поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых
входит реагирование на принятое сообщение;
- сбор от дежурно-диспетчерских
служб, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем
мониторинга) и распространение между ДДС служб района полученной
информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся
обстановке и действиях сил и средств ликвидации ЧС;
- обработка и анализ данных о ЧС,
определение ее масштаба и уточнение состава дежурно-диспетчерских
служб, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе
в высшие режимы функционирования ОСОДУ;
- обобщение, оценка и контроль данных
обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации,
подготовка вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС,
принятие необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими
органами полномочий);
- информирование
дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых к ликвидации ЧС,
подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и
рекомендуемых мерах;
- представление докладов (донесений)
об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных
вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС вышестоящим органам
управления по подчиненности;
- доведение задач, поставленных
вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной
готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
- обобщение информации (за сутки
дежурства) о произошедших ЧС, ходе работ по их ликвидации и
представление соответствующих докладов по подчиненности.
3.4. Дежурный смены ЕДЦРЧС (далее -
дежурный) имеет право самостоятельно принимать решения по защите
населения и территорий (в рамках своих полномочий) и отдавать
соответствующие распоряжения (указания) входящим в ОСОДУ
дежурно-диспетчерским службам, если возникшая обстановка не дает
возможности для согласования экстренных действий с руководством
Вадского района или (и) районных служб.
Обо всех чрезвычайных происшествиях,
несущих угрозу возникновения ЧС, ранее принятых решениях и отданных
распоряжениях по предупреждению и ликвидации ЧС дежурный докладывает
по подчиненности и оперативному дежурному управления ГОЧС
категорированного города, за которым закреплен район (приказ
начальника ГО Нижегородской области от 18.03.1999 № 40).
Дежурный по вопросам несения службы
подчиняется заведующему отделом по делам ГО и ЧС района.
3.5. Дежурный обязан после получения
данных об угрозе или возникновении ЧС немедленно приступать к
экстренным действиям по ее предотвращению или ликвидации и наряду с
руководством администрации Вадского района и районных служб несет
ответственность за своевременность принятия необходимых экстренных
мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в
соответствии с действующим законодательством.
3.6. Пункт управления ЕДЦРЧС должен
обеспечить:
- устойчивое управление силами и
средствами во всех режимах функционирования ЕДЦРЧС;
- взаимодействие с органами
управления ДДС Вадского района;
- сбор от ДДС и населения,
осуществление контроля и наблюдение за окружающей средой и
распространение между ДДС Вадского района полученной информации об
угрозе или факте возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов
должностных лиц комиссии по ЧС и районных служб;
- анализ и оценка поступившей
информации и доведение ее до ДДС, оперативного дежурного управления
ГОЧС категорированного города и руководства Вадского района;
- своевременное наращивание
автоматизированной системы (АС) ЕДЦРЧС и системы связи при переводе в
повышенные режимы функционирования;
- выполнение режима безопасности
информации, обрабатываемой, хранящейся и передаваемой с
использованием средств автоматизации;
- несение постоянного дежурства,
участие в планировании и проведении учений, тренировок по обеспечению
взаимодействия ЕДЦРЧС с ДДС Вадского района.
3.7. Функции узла связи ЕДЦРЧС
возлагаются на районный узел связи (РУС), который должен решать
следующие задачи:
- обеспечение устойчивой работы
средств связи и оповещения;
- поддержание устойчивой связи
согласно утвержденной схеме связи;
- поддержание автоматизированной
системы централизованного оповещения в постоянной готовности к приему
и передаче команд (сигналов) и информации оповещения.
3.8. РУС в соответствии с
возложенными на него задачами как узел связи ЕДЦРЧС обеспечивает:
- передачу и прием распоряжений,
сигналов управления и оповещения и другой оперативной информации в
установленные контрольные сроки и с требуемым качеством;
- поддержание действующих связей в
заданных режимах работы и обеспечение своевременного установления
запланированных и вновь организуемых связей;
- устойчивое функционирование средств
связи и оповещения;
- эксплуатационно-техническое
обслуживание средств связи и оповещения в части, их касающейся;
- внутреннюю связь на пункте
управления ЕДЦРЧС;
- каналы связи между ЕДЦРЧС и
вышестоящими органами управления, а также с ДДС Вадского района;
- прием информации по единому
выделенному телефонному номеру районной телефонной сети общего
пользования одновременно от нескольких абонентов;
- радиосвязь со стационарными
подвижными объектами;
- безопасность передаваемой по
каналам связи информации.
Для приема и передачи экстренных
сообщений о ЧС на территории России предусматривается использование
единого телефонного номера (кода) доступа к ЕДЦРЧС - 112.
3.9. Оповещение населения района при
возникновении ЧС осуществляется по команде начальника ГО района с
использованием автоматизированной системы централизованного
оповещения ГО с использованием электросирен и теле-,
радиотрансляционной сети в соответствии с утвержденной инструкцией.
4. ПОРЯДОК
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДЦРЧС ВАДСКОГО РАЙОНА
4.1. ЕДЦРЧС
функционирует в трех режимах: повседневной деятельности, повышенной
готовности (при угрозе ЧС) и чрезвычайной ситуации.
4.2. В режиме повседневной
деятельности ЕДЦРЧС осуществляет круглосуточное дежурство, находясь в
готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС.
В этом режиме ЕДЦРЧС обеспечивает:
- прием от населения, организаций и
ДДС сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию
об угрозе или возникновении ЧС;
- обобщение и анализ информации о
чрезвычайных происшествиях за сутки дежурства и представление
соответствующих докладов по подчиненности;
- поддержание в готовности к
применению программно-технических средств автоматизации, средств
связи и оповещения;
- внесение необходимых дополнений и
изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных
документов по реагированию ЕДЦРЧС на ЧС.
В режиме повседневной деятельности
проводятся также учебные и тренировочные занятия с личным составом
дежурных ДДС с целью отработки их действий при переводе ЕДЦРЧС в
режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, а также
выполнения обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
Сообщения о чрезвычайных
происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности единого
диспетчерского центра реагирования на чрезвычайные ситуации Вадского
района, операторами-диспетчерами ЕДЦРЧС незамедлительно передаются
соответствующей ДДС по предназначению. Сообщения, которые
операторы-диспетчеры идентифицируют как сообщения об угрозе или
возникновении ЧС, в первоочередном порядке передаются начальнику ГО
района или лицу, его замещающему.
4.3. В режим повышенной готовности
ЕДЦРЧС переводится по приказу начальника ГО района при угрозе
возникновения ЧС, в тех случаях, когда требуются совместные действия
ДДС, входящих в ОСОДУ. В этом режиме ЕДЦРЧС дополнительно
обеспечивает:
- заблаговременную подготовку к
возможным действиям в случае возникновения ЧС;
- оповещение и персональный вызов
должностных лиц комиссии по ЧС, ЕДЦРЧС, районных ДДС;
- усиление наблюдения и контроля за
обстановкой в районе, на потенциально опасных объектах, а также за
состоянием окружающей среды;
- прогнозирование возможной
обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и
средств и доклад их по подчиненности;
- корректировку планов реагирования
ЕДЦРЧС на вероятную ЧС и планов взаимодействия с соответствующими ДДС
Вадского района;
- координацию действий ДДС при
принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее
последствий.
4.4. В режим чрезвычайной ситуации
ЕДЦРЧС переводится по команде начальника ГО района при возникновении
ЧС. В этом режиме ЕДЦРЧС осуществляет решение задач в полном объеме.
4.5. В режимах повышенной готовности
и чрезвычайной ситуации информационное взаимодействие между ДДС,
входящими в ОСОДУ, осуществляется через ЕДЦРЧС Вадского района.
Для этого в ЕДЦРЧС от
взаимодействующих ДДС в первоочередном обязательном порядке и на
безвозмездной основе передаются сведения об угрозе или факте ЧС,
сложившейся обстановке, принятых мерах, задействованных и требуемых
дополнительно силах и средствах. Поступившая информация доводится
службой до всех заинтересованных ДС.
4.6. Вся информация, поступающая в
ЕДЦРЧС, обрабатывается и обобщается по направлениям. В зависимости от
поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых
мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и
организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и
принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников
и обобщенная в ЕДЦРЧС информация, подготовленные рекомендации по
совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих
органов управления, а также до всех ДС, привлеченных к ликвидации ЧС.
4.7. При всех ЧС немедленно
оповещаются и приводятся в готовность районная комиссия по
чрезвычайным ситуациям (КЧС), которая берет на себя управление
дальнейшими действиями по предупреждению и ликвидации ЧС. В таких
ситуациях служба обеспечивает сбор, обработку и представление КЧС
собранной информации, подготовку вариантов возможных решений и
донесений вышестоящим органам управления, а также оперативное
управление действиями сил и средств, задействованных на ликвидацию
ЧС.
Служба обязательно докладывает о ЧС в
орган управления ГОЧС категорированного города (оперативному
дежурному).
4.8. Все сообщения передаются в
ЕДЦРЧС в формализованном виде.
Для формирования, передачи, приема и
обработки формализованных сообщений должны использоваться средства
связи, оповещения и автоматизации.
При крайней необходимости допускается
передача (прием) неформализованных сообщений с использованием
имеющихся средств связи.
В случаях поступления сообщений от
населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС
формирование формализованных сообщений осуществляется дежурным смены
ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
5.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЛУЖБЫ
5.1. Создание и
функционирование службы в районе обеспечивается разработкой и
утверждением в администрации района положения о службе, инструкции об
обмене информацией между ЕДЦРЧС и районными ДДС, а также других
необходимых нормативно-методических документов.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ
НЕСЕНИЯ ДЕЖУРСТВА
6.1. В пункте
управления ЕДЦРЧС района организуется круглосуточное дежурство силами
дежурных смен службы.
Состав и количество дежурных, их
численность, режим дежурства и порядок отдыха определяются
администрацией района и отражаются в инструкциях по несению дежурства
и других нормативных документах.
6.2. Дежурный работает по
утвержденному графику.
6.3. Дежурный обязан знать обстановку
в районе, иметь данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной
готовности, сроках их готовности и способах вызова.
6.4. Порядок несения и смены
дежурства определяется инструкцией о порядке несения дежурства на
пункте управления ЕДЦРЧС, разрабатываемой органом управления ГО и ЧС
района.
7. ПОРЯДОК
КОМПЛЕКТОВАНИЯ И ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
7.1. Комплектование
службы личным составом осуществляется под руководством начальника ГО
района и должно производиться из специалистов, способных грамотно и
оперативно принимать решения в кризисных ситуациях.
7.2. Дежурный обязан твердо знать
требования руководящих документов, регламентирующих их деятельность
(положения, инструкции, планы-графики действий и другие), уметь
применять их в практической работе, знать инфраструктуру сельского
района, особенности несения службы на подведомственных им участках.
7.3. Основными формами обучения
должностных лиц службы являются тренировки дежурных смен и участие
дежурно-диспетчерских служб в учебных мероприятиях (учениях),
проводимых по планам вышестоящих органов управления.
7.4. Совместные учебные мероприятия
(занятия по профессиональной подготовке, тренировки и учения),
проводимые с личным составом службы, осуществляются в соответствии с
планом, разработанным заблаговременно, который после его согласования
с соответствующими органами управления и службами утверждается главой
местного самоуправления Вадского района.
7.5. Профессиональная подготовка
должностных лиц службы должна проводиться непосредственно под
руководством начальника ГО района заведующим отделом по делам ГО и ЧС
района.