АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА АРЗАМАСА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 13 сентября 2004 г. № 3701-р
О ГОРОДСКОМ ЗВЕНЕ
ОБЛАСТНОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Во исполнение
постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003
года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций", Закона Нижегородской области
от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий
Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" и в целях совершенствования городского
звена областной территориальной подсистемы единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
городском звене областной территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных
ситуаций города Арзамаса (приложение 1).
2. Признать утратившим силу
распоряжение мэра города Арзамаса от 28.06.2001 № 1465-р.
Мэр города
А.Н.МИГУНОВ
Приложение 1
к распоряжению
администрации г. Арзамаса
от 13.09.2004 № 3701-р
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОРОДСКОМ ЗВЕНЕ ОБЛАСТНОЙ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
ГОРОДА АРЗАМАСА
1. Настоящее
Положение определяет порядок организации и функционирования
городского звена областной территориальной подсистемы единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (далее - городское звено).
2. Городское звено объединяет органы
управления, силы и средства органов местного самоуправления и
организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и
осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач,
предусмотренных в Законе Нижегородской области "О защите
населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера".
3. Городское звено действует на
местном и объектовом уровнях.
4. Каждый уровень городского звена
имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления,
органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых
и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного
обеспечения.
5. Координирующими органами
городского звена являются:
- на местном уровне - комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности города;
- на объектовом уровне - комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности организаций (создаются в случае необходимости
при наличии соответствующей материально-технической базы).
6. Положения о комиссиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности города и организаций и состав этих комиссий
утверждаются решениями руководителей органа местного самоуправления и
организаций.
7. Постоянно действующими органами
управления городского звена являются:
- на местном уровне - соответствующий
орган, специально уполномоченный решать задачи в области гражданской
обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее - управление по делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);
- на объектовом уровне - структурные
подразделения или работники организаций, специально уполномоченные
решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Постоянно действующие органы
управления городского звена создаются и осуществляют свою
деятельность в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации и иными нормативными правовыми актами. Компетенция и
полномочия постоянно действующих органов управления городского звена
определяются соответствующими положениями о них или уставами
указанных органов.
8. Органами повседневного управления
городского звена являются:
- единая дежурно-диспетчерская служба
управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- дежурно-диспетчерская служба
муниципальных образований;
- дежурно-диспетчерские службы
организаций (объектов).
Указанные органы создаются и
осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
9. Размещение органов повседневного
управления городского звена в зависимости от обстановки
осуществляется на стационарных или подвижных пунктах управления,
оснащенных техническими средствами управления, средствами связи и
оповещения, сбора, обработки и передачи информации, и
жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к
использованию.
10. К силам и средствам городского
звена относятся специально подготовленные силы и средства органа
местного самоуправления, организаций и общественных объединений,
предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11. В состав сил и средств каждого
уровня городского звена входят силы и средства постоянной готовности,
предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные
ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной
готовности).
Основу сил постоянной готовности
составляют дежурные аварийно-спасательные подразделения служб города,
пожарные и аварийно-спасательные формирования объектов экономики,
оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением,
инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения
аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной
ситуации в течение не менее трех суток.
Состав и структуру сил постоянной
готовности определяют создающие их орган местного самоуправления,
организации и общественные объединения, исходя из возложенных на них
задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
12. Координацию деятельности дежурных
аварийно-спасательных подразделений служб города и
аварийно-спасательных формирований объектов экономики на территории
муниципального образования осуществляет управление по делам ГО и ЧС
города.
13. Привлечение дежурных
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к
ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется:
- в соответствии с планами
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых
указанными службами и формированиями объектах и территориях;
- в соответствии с планами
взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других
объектах и территориях;
- по решению органа местного
самоуправления, организаций и общественных объединений,
осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и
формирований.
Аварийно-спасательные формирования
общественных объединений могут участвовать в соответствии с
законодательством Российской Федерации в ликвидации чрезвычайных
ситуаций и действуют под руководством органа управления городского
звена.
14. Специально подготовленные силы и
средства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских
формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны,
привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке,
определяемом Президентом Российской Федерации.
Силы и средства органов внутренних
дел Российской Федерации, включая территориальные органы, применяются
для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами,
возложенными на них законами и иными нормативными и правовыми актами
Российской Федерации.
15. Подготовка работников органа
местного самоуправления и организаций, специально уполномоченных
решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
включенных в состав органов управления городского звена, организуется
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Методическое руководство, координацию
и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных
ситуаций осуществляет управление по делам ГО и ЧС города.
16. Готовность аварийно-спасательных
служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на
чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации
определяется в ходе аттестации, а также во время проверок,
осуществляемых в пределах своих полномочий управлением по делам ГО и
ЧС города, органами государственного надзора и органами местного
самоуправления.
17. Для ликвидации чрезвычайных
ситуаций создаются и используются:
- резервы финансовых и материальных
ресурсов органа местного самоуправления, служб ГО и организаций.
Порядок создания, использования и
восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется
нормативными правовыми актами органа местного самоуправления.
Номенклатура и объем резервов
материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также
контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением
устанавливаются создающим их органом.
18. Управление городским звеном
осуществляется с использованием систем связи и оповещения,
представляющих собой организационно-техническое объединение сил,
средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего
пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение
информации и сигналов оповещения до органов управления и сил
городского звена и населения.
19. Информационное обеспечение в
городском звене осуществляется с использованием автоматизированной
информационно управляющей системы, представляющей собой совокупность
технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и
информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку,
сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.
Для приема сообщений о чрезвычайных
ситуациях, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях города
устанавливается единый номер - 01.
Сбор и обмен информацией в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности осуществляется органом местного самоуправления
и организациями в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
Сроки и формы представления указанной
информации устанавливаются управлением по делам ГО и ЧС города по
согласованию с органами местного самоуправления.
Обмен информацией с иностранными
государствами осуществляется в соответствии с международными
договорами.
20. Проведение мероприятий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках городского
звена осуществляется на основе плана действий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций города и организаций.
Организационно-методическое
руководство планирования действий в рамках городского звена
осуществляет управление по делам ГО и ЧС города.
21. При отсутствии угрозы
возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях органы
управления и силы городского территориального звена функционируют в
режиме повседневной деятельности.
Решениями руководителей органа
местного самоуправления и организаций, на территории которых могут
возникнуть чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена
ликвидация чрезвычайных ситуаций, для соответствующих органов
управления и сил городского звена могут устанавливаться один из
следующих режимов функционирования:
а) режим повышенной готовности - при
угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
б) режим чрезвычайной ситуации - при
возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
22. Решениями руководителей органов
местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих
органов управления и сил городского звена режима повышенной
готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
а) обстоятельства, послужившие
основанием для введения режима повышенной готовности или режима
чрезвычайной ситуации;
б) границы территории, на которой
может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной
ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к
проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
г) перечень мер по обеспечению защиты
населения от чрезвычайной ситуаций или организации работ по ее
ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за
осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации,
или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители органа местного самоуправления и организаций должны
информировать население через средства массовой информации и по иным
каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих
режимов функционирования органов управления и сил городского звена, а
также мерах по обеспечению безопасности населения.
23. При устранении обстоятельств,
послуживших основанием для введения на соответствующих территориях
режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации,
руководители органа местного самоуправления и организаций отменяют
установленные режимы функционирования органов управления и сил
городского звена.
24. При угрозе возникновения или
возникновении региональных, федеральных и трансграничных чрезвычайных
ситуаций режимы функционирования органов управления и сил городского
звена могут устанавливаться решениями правительственной комиссии по
предназначению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности.
25. Основными мероприятиями,
проводимыми органами управления и силами городского звена, являются:
а) в режиме повседневной
деятельности:
- изучение состояния окружающей среды
и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
- сбор, обработка и обмен в
установленном порядке информацией в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечение пожарной
безопасности;
- разработка и реализация целевых и
научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных
ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
- планирование действий органов
управления и сил городского звена, организация подготовки и
обеспечения их деятельности;
- подготовка населения к действиям в
чрезвычайных ситуациях;
- пропаганда знаний в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности;
- руководство созданием, размещением,
хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- проведение в пределах своих
полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения
пожарной безопасности;
- осуществление в пределах своих
полномочий необходимых видов страхования;
- проведение мероприятий по
подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей
в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в
места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению
населения в чрезвычайных ситуациях;
- ведение статистической отчетности о
чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий,
катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий
и катастроф;
б) в режиме повышенной готовности:
- усиление контроля за состоянием
окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций
и их последствий;
- введение при необходимости
круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов
управления и сил городского звена на стационарных пунктах управления;
- непрерывный сбор, обработка и
передача органам управления и силам городского звена данных о
прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о
приемах и способах защиты от них;
- принятие оперативных мер по
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций,
снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также
повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в
чрезвычайных ситуациях;
- уточнение планов действий
(взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
и иных документов;
- приведение при необходимости сил и
средств городского звена в готовность к реагированию на чрезвычайные
ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их
в предполагаемые районы бедствий;
- восполнение при необходимости
резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных
ситуаций;
- проведение при необходимости
эвакуационных мероприятий;
в) в режиме чрезвычайной ситуации:
- непрерывный контроль за состоянием
окружающей среды, прогнозирование развития чрезвычайных ситуаций и их
последствий;
- оповещение руководителей органа
местного самоуправления, организаций, а также населения о возникших
чрезвычайных ситуациях;
- проведение мероприятий по защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- организация работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и
средств городского звена, поддержанию общественного порядка в ходе их
проведения, а также привлечению, при необходимости, в установленном
порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших
чрезвычайных ситуаций;
- непрерывный сбор, анализ и обмен
информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе
проведения работ по ее ликвидации;
- организация и поддержание
непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
органа местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации
чрезвычайных ситуаций и их последствий;
- проведение мероприятий по
жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
26. При введении режима чрезвычайного
положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а"
статьи 3 Федерального закона "О чрезвычайном положении",
для органов управления и сил городского звена устанавливается режим
повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения
по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной
статьи, - режим чрезвычайной ситуации.
В режиме чрезвычайного положения
органы управления и силы городского звена функционируют с учетом
особого правового режима деятельности органа местного самоуправления
и организаций.
27. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
осуществляется в соответствии со следующей установленной
Правительством Российской Федерации классификацией чрезвычайных
ситуаций:
- локальной - силами и средствами
организаций;
- местной - силами и средствами
органа местного самоуправления;
- территориальной - силами и
средствами органа исполнительной власти субъекта Российской
Федерации;
- региональной и федеральной - силами
и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.
При недостаточности указанных сил и
средств привлекаются в установленном порядке силы и средства
федеральных органов власти.
28. Руководство силами и средствами,
привлеченными к ликвидации чрезвычайных ситуаций, и организацию их
взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций.
Руководители дежурных
аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований,
прибывшие в зоны чрезвычайных ситуаций первыми, принимают полномочия
руководителей работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и исполняют
их до прибытия руководителей работ по ликвидации чрезвычайных
ситуаций, определенных законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации, планами
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенных
органами государственной власти, органами местного самоуправления,
руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация
чрезвычайных ситуаций.
Руководители работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций по согласованию с органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления и организациями, на территориях которых возникла
чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной
ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также
принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других
неотложных работ.
Решения руководителей работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций являются обязательными для всех
граждан и организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, если
иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
29. В случае крайней необходимости
руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций вправе
самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
- проведение эвакуационных
мероприятий;
- остановка деятельности организаций,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- проведение аварийно-спасательных
работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зоне
чрезвычайной ситуации;
- ограничение доступа людей в зону
чрезвычайной ситуации;
- разбронирование в установленном
порядке резервов материальных ресурсов организаций, находящихся в
зоне чрезвычайной ситуации, за исключением материальных ценностей
государственного материального резерва;
- использование в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации, средств связи и
оповещения, транспортных средств и иного имущества организаций,
находящихся в зоне чрезвычайной ситуации;
- привлечение к проведению работ по
ликвидации чрезвычайных ситуаций нештатных и общественных
аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в
состав указанных формирований, при наличии у них документов,
подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных
работ;
- привлечение на добровольной основе
населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан,
не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ;
- принятие других необходимых мер,
обусловленных развитием чрезвычайных ситуаций и ходом работ по их
ликвидации.
Руководители работ по ликвидации
чрезвычайных ситуаций незамедлительно информируют о принятых ими в
случае крайней необходимости решениях соответствующие органы
исполнительной власти, органы местного самоуправления и организации.
30. Финансирование городского звена
осуществляется за счет средств местного бюджета и организаций.
Финансирование целевых программ по
защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению
устойчивого функционирования организаций осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по
ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет средств
организаций, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, средств
федеральных органов исполнительной власти, а также соответствующих
бюджетов, страховых фондов и других источников.
При недостаточности указанных средств
федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации могут обращаться в
Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении средств из
резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению
и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
31. Порядок организации и
осуществления работ по профилактике пожаров и непосредственному их
тушению, а также проведения аварийно-спасательных и других неотложных
работ, возложенных на пожарную охрану, определяется законодательными
и иными нормативными правовыми актами в области пожарной
безопасности, в том числе техническими регламентами.
Тушение пожаров в лесах
осуществляется в соответствии с законодательством Российской
Федерации.