ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 24 ноября 2004 г. № 487
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ
ГРАЖДАН ЛЫСКОВСКОГО РАЙОНА
БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ В
2004 ГОДУ
В целях
максимального обеспечения гарантий социальной защищенности населения
района, совершенствования организации медицинской помощи Земское
собрание решило:
1. Информацию заместителя главного
врача ЦРБ Н.Ю. Жичиной "Об обеспечении граждан Лысковского
района бесплатной медицинской помощью в 2004 году" принять к
сведению.
2. Рекомендовать районной
администрации:
- рационально использовать финансовые
ресурсы, направленные на лекарственные средства, изделия медицинского
назначения;
- своевременно заключать договоры
страхования лекарственного обеспечения со страховыми компаниями.
3. Рекомендовать ЦРБ:
- совершенствовать организацию
адресной лекарственной помощи.
4. Контроль над исполнением решения
возложить на управление финансов (С.В. Карзаева), управление труда и
социальной защиты населения (А.А. Мольков) и комиссию по выполнению
решений Земского собрания (Н.М. Гребнев).
Председатель Земского
собрания
Д.Н.СЕДОВ
Приложение
к решению
Земского собрания
Лысковского района
от 24.11.2004 № 487
КРАТКАЯ СПРАВКА
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАСЕЛЕНИЯ РАЙОНА
БЕСПЛАТНОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ НА 01.11.2004
Медицинская помощь в
районе оказывается в ЦРБ: стационар на 355 коек и поликлиника на 600
посещений в смену, Валковской участковой больницей на 25 коек, 5
амбулаториями, три из которых не укомплектованы врачами, 24
фельдшерских пунктах и 3 здравпунктах (ЛЭТЗ и 1 и 2 корпус АТТ-98).
Обеспеченность врачами составляет 19,7 на 10000 населения при
среднеобластном показателе 39,7 на 10 тыс. населения. Средними
медработниками - 59,0 на 10 тыс. населения при среднеобластном
показателе 95,4 на 10 тыс. населения.
По медперсоналу ЛПУ района необходимы
врачи: терапевты, офтальмолог, хирург, рентгенологи, стоматологи,
врач по функциональной диагностике, лечебной физкультуре, невролог.
Укомплектовать врачебные должности в настоящее время не
представляется возможным из-за отсутствия распределения из
Нижегородской медакадемии и невозможностью предоставить жилье.
Очень кратко о
некоторых показателях деятельности
Рождаемость в районе
8,4 на 1000 населения при среднеобластном 8,0 на 1000 в 2002 году (за
2003 нет данных).
Смертность в районе 23,3 на 1000
населения при среднеобластном 19,1 на 1000 населения в 2002 году.
Естественный прирост в течение очень
многих лет имеет отрицательное значение и составляет - 14,9 при
среднеобластном - 11,1.
Среди причин смерти на 1-м месте
находятся сердечно-сосудистые заболевания, на 2-м - онкологические,
на 3-м - травмы и отравления.
Среди причин смерти лиц в
трудоспособном возрасте лидируют травмы и отравления, а
сердечно-сосудистые заболевания отошли на 2-й план.
Заболеваемость населения 975 на 1000
населения при среднеобластном 1276 на 1000 населения.
Первичная заболеваемость 574,1 на
1000 населения при среднеобластной 757,6 на 1000 коек.
Превышение областных показателей в
нашем районе отмечается по онкологическим заболеваниям (409,8 на 100
тыс. населения) при среднеобластном 367,9 на 100 тыс. населения и
туберкулезу - 78,4 на 100 тыс. населения при среднеобластном 72,1 на
100 тыс. населения.
Обеспеченность койками за 2003 год
составляет 85,1 на 10 тыс. населения, по области - 117,7 на 10 тыс.
населения.
Объем стационарной помощи составил за
2003 год 2668 койко-дней на 1000 жителей при областном 3762
койко-дней на 1000 жителей.
Показатель обеспеченности
амбулаторно-поликлинической помощью за 2003 год составляет 4,3 на 1
жителя в год при среднерайонном 5,7 и областном 7,7 на 1 жителя в
год.
Расходы на 1 жителя составили 1040
рублей, в том числе средства ОМС 782 руб., бюджета - 258 руб.
Оказание бесплатной медицинской
помощи проводится в соответствии с Программой государственных
гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной
медицинской помощи на 2004 год, утвержденной постановлением
Правительства Нижегородской области № 19 от 11.02.2004.
В этой Программе определены виды,
объемы и условия оказания медицинской и лекарственной помощи и за
счет каких средств эти виды медпомощи оплачиваются, т.е. средства
бюджета и ОМС.
В этой же Программе определены виды и
условия оказания медпомощи, медуслуги, не входящие в Территориальную
программу и финансирующиеся за счет средств граждан и предприятий
(т.е. платные услуги).
Кроме того, определены нормативы
объемов и стоимости медицинской помощи, применимые при планировании
обеспечения населения бесплатной медпомощью.
Скажу только о наиболее значимых.
Стационарная медпомощь - 3468,8
койко-дней на 1000 человек (федеральный 2812,5), в т.ч. за счет
средств ОМС 2728,0 койко-дней на 1000 жителей (федеральный 1942,5).
Амбулаторно-поликлиническая помощь -
9303,6 посещения на 1000 человек (федеральный 9198), за счет ОМС -
8099,5 на 1000 населения (фед. 8458).
Вызовов скорой медпомощи 331,4 на
1000 человек (фед. 318).
Подушевой норматив финансирования
(расчетный) составляет в целом 2695 рублей, в том числе по Программе
ОМС 1701,1 руб., по бюджету - 994,9 руб.
Фактический, исходящий из фактических
объемов и имеющихся финансовых ресурсов, составляет 2297,03 руб., в
т.ч. по Программе ОМС 1442,08 руб., по бюджету - 854,95 руб.
Отсюда при расчете стоимости
Территориальной программы Нижегородской области дефицит
финансирования фактической от расчетной составил 14,8%.
В нашем районе потребность в
финансировании Территориальной программы, утвержденной за счет
средств бюджета, должна составлять 29,2 млн руб., а утверждено 13,1
млн руб., т.е. дефицит составляет 55%; за счет средств ОМС должна
быть сумма 66,7 млн руб., а предположено 50 млн руб., т.е. дефицит
25%.
Отсюда ясно, что, не говоря уже о
других причинах, выполнение Программы представляет большие трудности.
Кассовые расходы за 10 месяцев
текущего года составили 43,9 млн руб., в том числе средства - ОМС
33,1 млн руб. (75,4% от всех расходов), бюджет - 10,8 млн руб.
(24,6%).
Расходы на 1 жителя составили 1013,9
рубля.
Заработная плата с начислениями 23,1
млн руб. (53%), в т.ч. средства - ОМС 17,8 млн руб., бюджет - 5,3 млн
руб.
Медикаменты - 11,9 млн руб. (27,1%),
в т.ч. средства ОМС - 11,8 млн руб., бюджет - 0,15 млн руб.
Питание - 3,1 млн руб. (7%), в т.ч.
средства ОМС - 3,0 млн руб., бюджет - 0,1 млн руб.
Кредиторская задолженность по
медикаментам на 01.01.2004 составляла 2,1 млн руб., на 01.11.2004 -
1,3 млн руб., в т.ч. за счет средств бюджета - 399 тыс. руб.
За счет средств ОМС в 2004 году
финансируется 340 коек ЦРБ, т.е. 8 отделений, 18 профилей коек и 25
коек Валковской участковой больницы.
За счет средств бюджета - 15 коек
туберкулезного отделения.
План работы койко-дней на 9 месяцев
текущего года составляет 89780 койко-дней, в том числе ОМС - 85955
койко-дней, бюджет - 3825 койко-дней.
Фактическое выполнение за 9 месяцев
составило 86553 койко-дня (96,4%), в т.ч. по ОМС - 82721 койко-день
(96%), по бюджету - 3832 койко-дня (102%).
Расходы на питание 1 больного
выражаются в сумме 28 рублей 37 копеек, в т.ч. за счет - ОМС 30 руб.
81 коп., бюджет - 22 руб. 18 коп.
Расходы на медикаменты на 1 больного
составляют 127 руб. 50 коп., в т.ч. за счет ОМС - 126 руб. 47 коп.,
бюджет - 1 руб. 3 коп. Стоимость 1 койко-дня за 9 месяцев составила
366 рублей.
Одновременно хотелось бы обратить
внимание, что финансирование по ОМС происходит по тарифу, который
включает в себя финансирование по 5 статьям (из 21 необходимой): это
заработанная плата с начислениями, медикаменты, питание, мягкий
инвентарь.
Остальные статьи расходов в
соответствии с Программой государственных гарантий должен
обеспечивать бюджет (а там уже дефицит в размере 55%). Не стоит
объяснять, что без отопления, электроэнергии, связи, воды,
медицинская помощь оказана быть не может. Есть еще очень важные
разделы в деятельности в ЦРБ:
- подготовка и переподготовка кадров.
Все медработники каждые 5 лет должны
учиться и получить сертификат;
- одновременно должны проводиться
мероприятия по укреплению материально-технической базы. Должно
приобретаться медоборудование, например, рентгенологическое в нашей
больнице эксплуатируется свыше 20 лет при нормативе 8-10 лет.
Транспорт: из 23 единиц техническим условиям отвечают только 3.
А теперь буквально в нескольких
словах о перспективах на 2005 год.
Смею думать, что из того, что я
сказала выше, можно сделать вывод, что здравоохранение района выжило
за счет работы коек круглосуточного пребывания, т.е. из 380 коек в
районе ОМС финансировало 365. В 2005 году финансирование за счет
средств ОМС значительно уменьшается. В связи со снижением налоговой
ставки в едином социальном налоге с 3,6% до 2,1% и одновременным
перераспределением в сторону увеличения отчислений ЕСН в федеральный
фонд ОМС с 0,4% до 0,8%.
Таким образом, на территории
Нижегородской области ожидается "выпадение" доходов в
размере 600 - 700 млн рублей, в то время как компенсация из
федерального бюджета в виде субсидий планируется в размере 489 млн
руб. Отсюда бюджет территориального фонда ОМС Нижегородской области
планируется в объеме 2004 года.
И с 2005 г. не будут финансировать
региональные программы (сах. диабет, по борьбе с ВИЧ-инфекциями и
др.) и предложена реструктуризация коечной сети.
На 2005 год объем стационарной
медпомощи на койках круглосуточного пребывания планируется из
показателя 2140 койко-дней на 1000 жителей, т.е. за счет ОМС
планируется финансировать всего лишь 300 коек круглосуточного
пребывания (из 365 финансируемых в 2004), включая Валковскую
участковую больницу, или в целом по району 92520 койко-дней.
С учетом значительного роста
заболеваемости туберкулезом вынуждены с 01.01.2005 расширить
туберкулезное отделение с 15 до 20 коек, и оставшиеся 60 коек
практически остаются без финансирования (пока есть подтверждение о
финансировании лишь заработной платы). На этих койках должны получать
медпомощь лица, нуждающиеся в экстренной помощи, доставленные без
документов, включая иностранных граждан, бомжи и лица, не
застрахованные страховыми компаниями.
Что касается аттестованных
сотрудников РОВД, прокуратуры и др., должны заключить с ЦРБ договоры
с 01.01.2005.
Эту информацию необходимо учесть при
утверждении бюджета здравоохранения на 2005 год.
Финансовое управление района
информировано в июне текущего года и имеет соответствующие расчеты по
этому поводу.
Выводы и предложения
1. Финансирование
здравоохранения, несмотря на несколько источников, является
недостаточным. Оказание бесплатной медицинской помощи - система
дорогостоящая, и с учетом ухудшения здоровья населения требует все
возрастающих затрат, а этого не происходит.
2. Кроме того, медицинскую помощь
оказывают медработники, и с целью укомплектования ЦРБ врачебными
кадрами необходимо целевое направление и обучение в НГМА, так как
после 6 - 7 лет обучения получить заработанную плату в размере 1600
рублей в настоящее время не престижно. Одновременно прошу Земское
собрание ходатайствовать перед городской и сельскими администрациями
о системе предоставления жилья врачам на основании договора
коммерческого найма сразу по приезде.