--------------------------------
<*> Объемы финансирования
Программы в 2007 - 2010 годах за счет средств областного и местного
бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми
возможностями областного и местного бюджета на соответствующий
финансовый год.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
Низкий уровень
доходов значительной части населения, социальная нестабильность и
безработица, рост алкоголизма и наркомании, увеличение количества
граждан, не имеющих жилья и средств к существованию, размывание
нравственных устоев общества неуклонно ведут к увеличению количества
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, росту числа
воспитанников в социальных приютах и детских домах.
В Кулебакском районе в органе опеки и
попечительства на конец 2006 года состоят на учете 233 ребенка из
числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 156
детей находятся под опекой (попечительством), 136 человек из их числа
получают опекунские пособия.
В районе созданы 2 приемные семьи, в
которой воспитывается 2 ребенка. В детском доме проживают 21 ребенок,
в специальной (коррекционной) школе-интернате - 54 воспитанника.
На территории Кулебакского района в
2006 году приступили к обучению в учреждениях начального и среднего
профессионального образования 34 человека данной категории (ПУ - 23
человека, КМК - 11 человек), 18 лиц из числа детей-сирот и оставшихся
без попечения родителей зачислены на полное государственное
обеспечение. В профессиональных образовательных учреждения других
районов (г. Арзамас, Б.Мурашкино, г. Н.Новгород, г. Муром) приступили
к обучению в 2006 году 20 детей данной категории. Из них 6 детей
опекаемых, 2 ребенка из детского дома и 10 детей из специальной
коррекционной школы-интерната.
Объективные потребности
функционирования учреждений, где воспитывается дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей, удовлетворяются с 2006 года за
счет субвенций из областного бюджета.
Особенно тревожной становится
ситуация ежегодного увеличения количества детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей (в среднем на 10 чел. ежегодно),
количества неблагополучных семей (приложение 1, таблица - не
приводится).
Данная Программа была принята и
реализуется для достижения следующих целей:
- совершенствования процесса
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- ресурсного обеспечения процесса
социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- научно-методического и
нормативно-правового обеспечения процесса социализации;
- укрепления материально-технической
базы действующих учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей;
- разработки и реализации мер по
предупреждению сиротства.
Реализация Кулебакской районной
целевой программы "Дети-сироты" на 2003 - 2005 годы стала
этапом в общей системе организации защиты прав детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Поставленные цели достигнуты в полном
объеме не были в связи с тем, что проблемы социального сиротства с
каждым годом выходят на новый, более сложный виток. Меняется
законодательство Российской Федерации. Происходит неуклонный рост
расходов на содержание детей, оставшихся без попечения родителей.
Здания и сооружения, построенные более 40 лет назад, долго оставались
без капитального ремонта, без соответствующего обслуживания и
финансового обеспечения. Серьезных финансовых вложений требует
реабилитационная и медицинская база, необходимо строительство учебных
мастерских, оснащение кабинетов социально-бытовой ориентировки.
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду Нижегородская
областная целевая программа "Дети - сироты" на 2003 - 2005
гг, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области
от 10.11.2002 № 293.
-
В рамках реализации
Нижегородской областной программы "Дети-сироты" на 2003 -
2006 годы в районе было приобретено 14 квартир для 15 человек
детей-сирот и лиц из их числа. Но проблема обеспечения жильем данной
категории граждан становится все более острой. В органах местного
самоуправления в льготных очередях на получение жилья стоят 48
человек. Из них 14 - это лица из числа детей-сирот в возрасте от 18
до 23 лет, окончившие либо заканчивающие образовательные учреждения,
которые в соответствии с законодательством Российской Федерации
должны быть обеспечены жильем органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации.
Более 200 детей из числа сирот имеют
закрепленное жилье. Как правило, это жилое помещение находится в
непригодном для жилья состоянии, требует ремонта, имеются
задолженности по оплате за жилье, накопленные родителями детей. В
соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 N
147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот,
на территории Нижегородской области" органы местного
самоуправления по месту нахождения закрепленных за детьми жилых
помещений обеспечивают сохранность жилья, а также организуют
проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к
заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В
условиях бюджетного дефицита реализация данного нормативного
положения является острой проблемой.
С 2002 года началось активное
увеличение количества учащихся сирот в учреждениях профессионального
образования (в 2004 году - около 20 учащихся-сирот, в 2005 году - 36
человек), что является отражением резкого увеличения количества
воспитанников детских домов в середине 90-х годов.
В последнее время в районе возросло
количество семей, которые нуждаются в государственной поддержке
(одиноких матерей с детьми). За 1 половину 2005 года 4 женщины,
имеющие грудных детей, не имеющие жилья, пригодного для проживания,
возможности работать оказались в трудной жизненной ситуации,
угрожающей жизни и здоровью детей. Необходимо предусмотреть меры
социальной поддержки одиноким женщинам, находящимся в таких
ситуациях, в целях сохранения семьи и профилактики социального
сиротства.
Принятие Федерального закона от 22
августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" повлекло принципиальное изменение в полномочиях
органов местного самоуправления и органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. В соответствии с произошедшими
изменениями в законодательстве Российской Федерации полномочия по
социальной поддержке и социальному обслуживанию детей, оставшихся без
попечения родителей, возложены на субъекты Российской Федерации и
являются их расходными обязательствами. Основные позиции по
обеспечению детей-сирот в сиротских учреждениях будут реализованы
через целевые субвенции по социальной поддержке и социальному
обслуживанию. Но финансирование таких мероприятий, как реконструкция
учреждений, приобретение реабилитационного оборудования и
оборудования для социализации воспитанников (мастерские, станки,
техника) не могут быть предусмотрены целевой субвенцией.
В связи с тем, что проблемы сиротства
с каждым годом требуют все большего внимания и более действенных мер
по их решению, необходимо продолжить программную работу по оказанию
помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
II. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Развитие системы
обеспечения социальных гарантий детям-сиротам, детям, оставшимся без
попечения родителей, и лицам из их числа.
III. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основными задачами
Программы являются:
- создание условий для успешной
социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей,
и лиц из их числа;
- научно-методическое и
нормативно-правовое обеспечение процесса социализации воспитанников
учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- укрепление материально-технической
базы учреждений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- обеспечение жильем и сохранность
жилья детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц
из их числа;
- создание условий для развития
семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
IV. УЧАСТНИКИ
ПРОГРАММЫ
В разработке и
реализации Программы принимают участие:
управление образования;
управление социальной защиты
Кулебакского района;
Кулебакская ЦРБ;
департамент образования Нижегородской
области;
департамент социальной защиты, труда
и занятости населения Нижегородской области;
департамент здравоохранения
Нижегородской области;
министерство финансов Нижегородской
области.
V. СИСТЕМА
ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Для решения
поставленных задач в Программе предусмотрены следующие разделы:
1. Приведение в соответствие правовой
базы Кулебакского района с нормативно-правовой базой Нижегородской
области и РФ.
2. Внедрение и развитие семейных форм
устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Развитие материально-технической
базы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
4. Создание условий для социализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их
числа.
5. Мероприятия по обеспечению жильем
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их
числа.
VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ
Финансирование
мероприятий Программы (приложение 2 - не приводится) осуществляется
за счет средств областного бюджета и бюджета района в сумме, в том
числе из бюджета района:
2007 год - 55 тыс. руб.
2008 год - 87 тыс. руб.
2009 год - 85 тыс. руб.
2010 год - 115 тыс. руб.
VII.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация
мероприятий Программы позволит наиболее полно защитить права детей,
оставшихся без попечения родителей, создать необходимые условия
эффективной социализации их в обществе.
За период реализации Программы
планируется оказать помощь воспитанникам учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, учащимся учреждений
профессионального образования из числа детей-сирот.
В том числе:
- обеспечить жильем 28 детей-сирот и
детей (2007 г. - 6, 2008 г. - 7, 2009 г. - 7, 2010 г. - 8 человек,
оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа за счет средств
областного бюджета;
- оказать помощь в ремонте
закрепленного жилья за счет средств бюджета района:
2007 г - 5 квартир, 2008 г. - 6
квартир, 2009 г. - 7 квартир, 2010 г. - 9 квартир;
- оказать помощь в проведении ремонта
детского дома и школы-интерната, в которых проживают и обучаются
дети-сироты за счет средств областного бюджета;
- в плановом порядке провести
повышение квалификации сотрудников учреждений для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, по работе с патронатными
воспитателями и детьми, устраиваемыми на патронатное воспитание;
- принять участие в обеспечении
оборудованием для развития дополнительного и допрофессионального
образования детей-сирот, имеющих отклонения в развитии, учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
специальной (коррекционной) школы-интерната с группами для
детей-сирот, учреждения начального и среднего профессионального
образования с коррекционными сиротскими группами;
- обеспечить все учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимым
медицинским оборудованием за счет средств областного бюджета;
- разработать и издать информационные
материалы по внедрению и расширению семейных форм воспитания, по
работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения
родителей;
- апробировать и развить семейную
форму устройства детей-сирот - патронатное воспитание, развивать
институт приемных семей.
VIII. МЕХАНИЗМ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы
обеспечивается администрацией Кулебакского района совместно с
Правительством Нижегородской области, государственными и
муниципальными учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
-