АДМИНИСТРАЦИЯ
ШАХУНСКОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 24 декабря 2004 г. № 559-р/а
О ПОДГОТОВКЕ
ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ, СИЛ
И СРЕДСТВ ЗВЕНА ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПОДСИСТЕМЫ
РСЧС ШАХУНСКОГО РАЙОНА НА 2005 Г.
В целях
своевременной и качественной подготовки на всех уровнях
муниципального управления организационно-плановых документов по
подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС
Шахунского района в 2005 году:
1. Утвердить
организационно-методические указания по подготовке органов управления
и сил гражданской обороны, территориальной системы обеспечения
пожарной безопасности и территориальной подсистемы РСЧС Шахунского
района на 2005 год.
2. Довести до сведения глав
городской, поселковых и сельских администраций, руководителей служб
ГО района организационно-методические указания в части, их
касающейся.
3. Контроль за исполнением настоящего
распоряжения возложить на председателя комиссии по чрезвычайным
ситуациям, первого заместителя главы администрации Шахунского района
В.А. Буркову.
Глава местного
самоуправления
В.М.СМИРНОВ
Утверждены
распоряжением
администрации Шахунского района
от 24.12.2004 № 559-р/а
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ И
СИЛ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЫ РСЧС
ШАХУНСКОГО РАЙОНА НА 2005 Г.
В целях
совершенствования подготовки органов управления, сил гражданской
обороны, территориальной системы обеспечения пожарной безопасности и
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Шахунского района
(далее - РСЧС) в области гражданской обороны, защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на
водных объектах:
1. Главной задачей
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и РСЧС на
2005 год считать совершенствование их навыков и умений по экстренному
реагированию на возникающие чрезвычайные ситуации, обеспечению
пожарной безопасности, снижению рисков и смягчению последствий
чрезвычайных ситуаций в мирное время и опасностей для населения в
условиях военного времени, эффективному использованию резервов
финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций, созданию и поддержанию необходимых условий для
сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения, действенному
осуществлению государственного пожарного надзора и надзора за
безопасностью на водных объектах в интересах социальной и
экономической стабильности, повышения уровня защищенности критически
важных для государства объектов инфраструктуры и населения.
2. Главам городской,
поселковых и сельских администраций, председателям комиссий по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятий,
учреждений, организаций и обеспечению пожарной безопасности в
Шахунском районе подготовку органов управления, сил гражданской
обороны и РСЧС в 2005 году организовать по следующим основным
направлениям:
- в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций - обеспечение эффективной работы
и повседневной готовности звеньев РСЧС, их органов управления и сил в
условиях разграничения сфер ответственности между органом
исполнительной власти Нижегородской области и муниципальными органами
местного самоуправления в решении вопросов реагирования на
чрезвычайные ситуации, организации тушения пожаров, предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных
бедствий на основе соблюдения норм федерального законодательства и
законодательства Нижегородской области, принципов сотрудничества и
невмешательства в исключительную компетенцию друг друга при
осуществлении совместной деятельности;
- в области обеспечения пожарной
безопасности - реализация комплекса мероприятий, направленных на
снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах в городах и
населенных пунктах, совершенствование технологий тушения пожаров в
населенных пунктах и на объектах экономики, внедрение новых систем
вооружения и пожарной техники на основе дальнейшей интеграции системы
пожарной безопасности в повседневную деятельность органов местного
самоуправления;
- в области обеспечения безопасности
людей на водных объектах - создание и развитие эффективных
государственных систем профилактики безопасного поведения людей на
воде, поиска и спасания людей во внутренних водах, осуществления
взаимодействия с органами управления и силами области и органов
местного самоуправления при проведении работ по поиску и спасанию на
водных бассейнах Нижегородской области;
- в области гражданской обороны -
организация выполнения в рамках комплекса общегосударственных
мероприятий задач по заблаговременной подготовке и обеспечению защиты
населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, подготовке государства к ведению гражданской обороны на
основе всестороннего обеспечения повседневной готовности органов
управления и сил гражданской обороны к переводу на работу в условиях
военного времени и выполнению задач по предназначению в военное
время.
3. Руководителям
служб ГО района, начальникам ГО предприятий, организаций и учреждений
района: основные усилия по обеспечению реализации указанных основных
направлений подготовки в 2005 году сосредоточить на:
- повышении уровня персональной
подготовки руководителей и специалистов гражданской обороны, системы
обеспечения пожарной безопасности, РСЧС, личного состава
аварийно-спасательных формирований, подразделений ГПС, формирований
гражданской обороны, их профессиональной выучки и практических
навыков реагирования и действий в чрезвычайных ситуациях, решения
задач гражданской обороны;
- повышении эффективности способов
защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей,
возникающих при ведении военных действий или вследствие этих
действий, а также заблаговременной (в мирное время) подготовке к
ведению гражданской обороны;
- применении новых методов защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на основе стратегии
снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций,
экономических механизмов регулирования этой деятельности,
комплексного применения новых технологий и технических средств
защиты;
- подготовке объектовых эвакуационных
органов (создаваемых в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 22.06.2004 № 303) к выполнению эвакуационных
мероприятий в установленные планами сроки с практической отработкой в
ходе учений и тренировок задач по экстренной эвакуации рабочих и
служащих организаций и неработающего населения в безопасные районы;
- совершенствовании нормативной
правовой и методической базы, механизмов обеспечения ее практической
реализации, а также приведении ее в соответствие федеральному
законодательству по вопросам разграничения сфер ответственности между
муниципальными органами местного самоуправления и организациями в
решении вопросов реагирования на чрезвычайные ситуации, организации
тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
ликвидации последствий стихийных бедствий;
- развитии нормативных правовых,
научно-методических и организационных основ управления природными и
техногенными рисками чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей
территорий;
- формировании "культуры
безопасности" населения в условиях повседневной
жизнедеятельности и в чрезвычайных ситуациях;
- совершенствовании
учебно-материальной базы учебно-методического центра по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям области, курсов гражданской обороны
в категорированных городах, учебных классов образовательных
учреждений по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"
и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности",
строительстве и оборудовании учебных городков гражданской обороны,
огневых полос психологической подготовки пожарных и спасателей;
- восстановлении и оборудовании
учебно-консультационных пунктов для неработающего и незанятого в
производстве населения в населенных пунктах, изготовлении и
распространении учебных плакатов по тематике гражданской обороны и
защиты от чрезвычайных ситуаций;
- внедрении современных технических
средств, предназначенных для подготовки и тестирования руководителей
и специалистов органов управления гражданской обороны местного
уровня;
- проведении комплекса практических
мероприятий по обучению населения, студентов, учащихся, популяризации
знаний и практических навыков в области гражданской обороны, защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Организовать подготовку руководителей
и специалистов органов управления местных звеньев РСЧС и гражданской
обороны, аварийно-спасательных формирований и формирований
гражданской обороны в соответствии с постановлениями Правительства
Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении
Положения об организации обучения населения в области гражданской
обороны" и от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке
населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера", а также утвержденными примерными
программами обучения.
Подготовку органов управления РСЧС и
гражданской обороны всех уровней, включая объектовый, организовать с
учетом комплексной оценки территориальных особенностей возникновения
опасностей и угроз для критически важных объектов инфраструктуры и
населения в крупномасштабных чрезвычайных ситуациях и необходимых мер
по совершенствованию управления природной и техногенной безопасностью
территорий.
Принять меры по совершенствованию
подготовки (переподготовки) вновь назначенных руководителей
структурных подразделений (работников) организаций, специально
уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны,
создаваемых в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 "О создании (назначении) в
организациях структурных подразделений (работников), специально
уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".
Усилить работу по развитию и
совершенствованию учебной материальной базы для обучения населения в
области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и
обеспечения пожарной безопасности.
Продолжать целенаправленную
деятельность по подготовке органов управления и сил гражданской
обороны и РСЧС в вопросах организации планирования и практического
выполнения комплекса мероприятий по радиационной, химической и
медико-биологической защите населения в мирное и военное время.
Продолжить работу в городах и
сельских районах по обеспечению выполнения требований приказа МЧС
России от 27.05.2003 № 285 по проверке в организациях, использующих и
накапливающих материальные средства в интересах гражданской обороны,
вопросов учета, хранения и содержания средств индивидуальной защиты,
приборов радиационной, химической разведки и контроля, а также
создания и содержания запасов средств индивидуальной защиты, приборов
радиационной и химической разведки и контроля в интересах гражданской
обороны. Не допускать сокращения и принимать меры к освежению средств
индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и
контроля.
Активизировать работу, направленную
на сохранение на территориях в государственной собственности и
поддержание в готовности фонда защитных сооружений гражданской
обороны. Принять действенные меры по возврату и закреплению в
государственной собственности защитных сооружений гражданской
обороны, незаконно включенных в имущественные комплексы
приватизированных организаций, и недопущению утраты существующего
фонда убежищ и противорадиационных укрытий.
4. Начальнику
управления ГО и ЧС Шахунского района подполковнику внутренней службы
А.А. Васеневу.
Подготовку сил гражданской обороны и
РСЧС осуществлять на основе комплексного использования новых образцов
спасательной и пожарной техники, применения современных технических
средств и технологий аварийно-спасательных работ и боевых действий по
тушению пожаров.
Организовать проверку полноты и
качества отработки планов действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объектовых звеньев, обратив особое внимание на
вопросы прогнозирования чрезвычайных ситуаций с учетом особенностей
территорий, а также оценки состояния защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций и прогнозируемых материальных, социальных и
экономических последствий их возникновения.
В целях дальнейшего развития единых
дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС):
- организовать развитие нормативной
правовой базы муниципальных образований по обеспечению
функционирования телефона "01" как единого для вызова
населением всех спасательных служб и сокращению времени экстренного
реагирования аварийно-спасательных служб и подразделений ГПС на
возникающие чрезвычайные ситуации;
- спланировать и организовать
реализацию мероприятий по дальнейшему развитию ЕДДС на 2005 год и в
перспективе до 2007 года;
- продолжить работу по формированию в
соответствующих бюджетах необходимых объемов финансовых средств и их
выделению на создание, оснащение техническими средствами и
функционирование ЕДДС;
- организовать работу по подготовке
персонала ЕДДС на базе учебно-методического центра, курсов
гражданской обороны области, учебного центра ГПС МЧС России;
- организовать внедрение специального
программного обеспечения в деятельность ЕДДС.
Обеспечить внедрение средств
автоматизации в процессы оперативного реагирования на чрезвычайные
ситуации, дальнейшее развитие правовой основы и технической
готовности ЕДДС как органов повседневного управления в чрезвычайных
ситуациях местного уровня к приему информации об угрозе и
возникновении чрезвычайных ситуаций и доведения ее до соответствующих
аварийно-спасательных служб.
Обеспечить в 2005 году дальнейшее
развитие правовой основы деятельности и готовности единых
дежурно-диспетчерских служб (далее - ЕДДС) к приему информации об
угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и доведению ее до
соответствующих аварийно-спасательных формирований территориальных
звеньев РСЧС, обеспечивающих оперативное реагирование на чрезвычайные
ситуации.
Дальнейшее развитие ЕДДС организовать
в соответствии с Концепцией развития единых дежурно-диспетчерских
служб в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом МЧС
России от 10.09.2002 № 428 и планами развития ЕДДС на территория
Нижегородской области и в муниципальных образованиях, разрабатываемых
территориальным органом МЧС России в соответствии с приказом МЧС
России от 09.07.2004 № 336.
В работе по развитию ЕДДС основные
усилия направить на:
- оснащение ЕДДС современными
средствами связи;
- организацию прямых связей ЕДДС с
органами, специально уполномоченными для решения задач в области
гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций муниципальных образований, ЕДДС соседних муниципальных
образований;
- объединение систем связи ЕДДС
различного уровня в единую систему и включение в ведомственную
цифровую сеть связи МЧС России;
- развертывание территориальных
информационно-навигационных систем;
- внедрение типовых проектных решений
создания и оснащения ЕДДС;
- внедрение специального программного
обеспечения (СПО) ЕДДС по поддержке принятия решений на ликвидацию
различных видов чрезвычайных ситуаций;
- развитие автоматизированных
информационно-управляющих систем, баз данных информационных систем в
вопросах, сбора, обработки, оценки и передачи информации в
вышестоящие и взаимодействующие органы управления РСЧС;
- совершенствование нормативной
правовой базы ЕДДС, разработку (корректировку) алгоритмов работы,
инструкций и справочных материалов для дежурного персонала ЕДДС;
- совершенствование алгоритмов
взаимодействия диспетчерских служб, систем учета сведений о работе
ЕДДС по вопросам приема, обработки, передачи и перераспределения
информации между диспетчерскими службами и аварийно-спасательными
формированиями, реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации и
происшествия.
Подготовку и обучение специалистов
ЕДДС осуществлять на базе учебно-методического центра по гражданской
обороне и чрезвычайным ситуациям области, курсов гражданской обороны
муниципальных образований, учебного центра ГПС МЧС России.
Переподготовку оперативно-диспетчерского персонала ЕДДС вести по
программам обучения, разрабатываемым региональным центром.
Ежемесячно анализировать состояние
дел по созданию, внедрению и эксплуатации ЕДДС, подготовке их
персонала.
5. Начальнику службы
связи и оповещения ГО района Н.П. Осмирко.
В целях совершенствования готовности
пунктов управления, функционирующих в системе управления РСЧС, их
узлов связи ежемесячно проводить контрольные тренировки систем
оповещения и связи.
Обеспечить подготовку руководителей и
специалистов оповещения и связи РСЧС всех уровней по задействованию
систем оповещения населения в чрезвычайных ситуациях и в военное
время, в том числе локальных систем оповещения в районах размещения
потенциально опасных объектов, обратив особое внимание на вопросы
обеспечения оповещения населения, проживающего на территориях, не
охваченных автоматизированными системами оповещения.
6. Начальнику службы
материально-технического обеспечения ГО района Р.В. Кошелеву.
Обеспечить подготовку специалистов
органов управления РСЧС всех уровней по вопросам создания,
накопления, использования по назначению и восполнения резервов
финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций. С этой целью:
- совершенствовать нормативную
правовую базу органов местного самоуправления муниципальных
образований в области создания резервов материальных и финансовых
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера на местном уровне;
- активизировать работу по накоплению
материальных и финансовых ресурсов в указанных резервах;
- обеспечить внедрение правовых и
экономических механизмов, стимулирующих собственников предприятий и
организаций, создавать объектовые резервы материальных и финансовых
ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера.
7. Заведующему
отделом ГО и ЧС администрации района Н.Ф. Суманееву.
Вести работу по повышению
квалификации должностных лиц и специалистов городов и сельских
районов в учебно-методическом центре по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям области, учебном центре ГПС МЧС России в
соответствии с планами комплектования на 2005 учебный год.
Работу со средствами массовой
информации по вопросам информирования общественности в условиях
чрезвычайных ситуаций проводить на основе обеспечения оперативности,
достоверности и своевременности информирования граждан о
прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о состоянии
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принимаемых
мерах по обеспечению их безопасности, а также способах защиты.
Пропагандистскую работу среди
населения направить на повышение уровня его безопасности на основе
открытости, повышения качества информирования населения о достижениях
в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, создания
новых спасательных технологий.
При подготовке должностных лиц
органов местного самоуправления всех уровней, организаций по вопросам
гражданской обороны отрабатывать практические навыки по укрытию
населения в защитных сооружениях гражданской обороны, размещению
оперативных групп органов местного самоуправления на запасных пунктах
управления, а также тренировке обслуживающего персонала этих объектов
гражданской обороны по приведению в готовность в установленные сроки
и обеспечению работы систем их жизнеобеспечения.
Приоритет в подготовке общественных
спасательных формирований РСЧС отдавать подготовке и оснащению
студенческих спасательных отрядов для действий в чрезвычайных
ситуациях, проведению районных (городских) соревнований учащихся
"Школа безопасности", полевых лагерей "Юный спасатель"
и общественных объединений (детско-юношеских обществ) Всероссийского
добровольного общества пожарной охраны, обеспечению их материальной и
финансовой поддержки.
При подготовке населения в области
защиты от чрезвычайных ситуаций руководствоваться Организационными
указаниями МЧС России по обучению населения Российской Федерации в
области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001
- 2005 годы.
Обеспечить рассмотрение на заседаниях
комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и
обеспечению пожарной безопасности (далее - комиссии по ЧС и ОПБ) не
реже 1 раза в год вопросов состояния и совершенствования систем
обучения населения действиям в чрезвычайных ситуациях, а также
способам защиты от различных опасностей, возникающих в мирное и
военное время.
Задачи по оперативной подготовке.
Основной задачей по оперативной подготовке на 2005 год считать
повышение готовности органов управления и сил гражданской обороны и
РСЧС к действиям и выполнению задач по предназначению.
Основными мероприятиями оперативной
подготовки в 2005 году считать:
учебно-методический сбор с главами
местного самоуправления категорированных городов и сельских районов
по подведению итогов деятельности территориальной подсистемы РСЧС
области, выполнению мероприятий гражданской обороны в 2005 году и
постановке задач на 2006 год;
учебно-методический сбор в
категорированных городах и сельских районах по подведению итогов
деятельности звеньев территориальной подсистемы РСЧС по выполнению
мероприятий гражданской обороны в 2005 году и постановке задач на
2006 год.
Основными формами оперативной
подготовки органов управления РСЧС и гражданской обороны определить
командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки, а
также сборы, групповые и практические занятия, тренировки.
Организация оперативной подготовки
должна включать:
- планирование оперативной
подготовки;
- подготовку и проведение мероприятий
оперативной подготовки;
- контроль хода оперативной
подготовки;
- обобщение опыта и внедрение его в
процесс обучения.
Базовыми составляющими оперативной
подготовки считать:
- подготовку органов управления;
профессиональную подготовку сотрудников ГПС и гражданского персонала.
При планировании основных мероприятий
по подготовке органов управления и сил гражданской обороны и РСЧС
руководствоваться требованиями Методических рекомендаций по
подготовке и проведению командно-штабных учений в системе МЧС России,
2002 г., с учетом особенностей учебной тематики по вопросам
обеспечения пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций и ведения гражданской обороны.
Совершенствование знаний, умений и
навыков руководителей и специалистов органов управления и
формирований гражданской обороны по выполнению задач по подготовке к
защите и защите населения, материальных и культурных ценностей от
опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие
этих действий, осуществлять в ходе проведения командно-штабных,
тактико-специальных и комплексных учений, тренировок, периодичность и
продолжительность которых определить:
а) командно-штабные учения
продолжительностью до 3 суток в органах местного самоуправления - 1
раз в 3 года;
б) командно-штабные учения и штабные
тренировки в организациях проводить 1 раз в год продолжительностью до
1 суток;
в) тактико-специальные учения в
организациях с формированиями гражданской обороны общей готовности -
1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов, а с формированиями
гражданской обороны повышенной готовности - 1 раз в год;
г) комплексные учения
продолжительностью до 2 суток проводить исходя из периодичности: в
городах, отнесенных к группам территорий по гражданской обороне,
организациях, отнесенных к категориям по гражданской обороне и
имеющих опасные производственные объекты, а также в
лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек, - 1 раз
в 3 года, в других муниципальных образованиях и организациях -
тренировки продолжительностью до 8 часов - 1 раз в 3 года;
д) тренировки по тематике гражданской
обороны проводить в общеобразовательных учреждениях и учреждениях
начального, среднего и высшего профессионального образования 1 раз в
год.
Подготовку членов комиссии по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению
пожарной безопасности организовать в ходе проведения ежегодной
штабной тренировки.
Учения и тренировки по выполнению
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, проводить с
периодичностью и продолжительностью, определенными постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 № 547 г. "О
подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера".
8. Начальнику ГПС
Шахунского района капитану внутренней службы Р.В. Молоднякову:
обеспечить выполнение задач по подготовке подразделений ГПС.
Организация боевой подготовки и
проведение занятий в подразделениях ГПС определяется планами
распределения времени по дисциплинам и периодам обучения,
тематическими планами занятий и планами боевой подготовки на год.
Порядок организации и проведения занятий по подготовке личного
состава ежегодно устанавливается приказом (распоряжением) начальника
главного управления МЧС России по Нижегородской области и приказом
(распоряжением) начальника подразделения ГПС. В приказе анализируются
и утверждаются результаты обучения личного состава за истекший год,
вводится в действие план распределения времени по дисциплинам и
месяцам обучения, тематический план занятий, определяются периоды
обучения; ответственные лица за организацию учебного процесса на
новый учебный год. Допускается приказ об организации подготовки
личного состава дежурных смен объединять с приказом о порядке
организации и проведения занятий в системе специальной подготовки по
должности.