Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации
Чкаловского района от 13.04.2004 № 117


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









АДМИНИСТРАЦИЯ
ЧКАЛОВСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 13 апреля 2004 г. № 117




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ








-->
примечание.


Указ Президента РФ от 14.05.1996 N
712 содержится в информационном банке СПС -->
Эксперт-приложение.






В целях реализации
Указа Президента РФ от 14.05.1996 № 712 "Об основных
направлениях государственной семейной политики" и постановления
Правительства Нижегородской области № 371 от 23.12.2003 "Об
утверждении концепции семейной политики в Нижегородской области и
укрепления социального института семьи" постановляю:


1. Утвердить прилагаемую
Муниципальную программу семейной политики и обеспечить ее
приоритетное финансирование.


2. Отделам и управлениям районной
администрации считать одной из приоритетных задач работу,
направленную на улучшение условий и повышение качества жизни семьи, и
при разработке проектов программ и иных документов учитывать
положения Муниципальной программы семейной политики.


3. Редактору газеты "Знамя"
Е.П. Полякову обеспечить информирование общественности об основных
положениях данной Программы.




Глава местного
самоуправления


С.А.ЛУНЬКОВ












Утверждена


постановлением


администрации Чкаловского района


от 13.04.2004 № 117




МУНИЦИПАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА


СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ ЧКАЛОВСКОГО
РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ




ВВЕДЕНИЕ




Семья - один из
основных социальных институтов общества, претерпевающих серьезную
трансформацию в ходе происходящих перемен в российском обществе и в
мире в целом.


Одной из задач государственной
семейной политики является преодоление неблагоприятных последствий
данной трансформации, которые в своей совокупности характеризуют
кризис семьи как социального института. Этот кризис является
всеобщим, но приобретает в каждой стране и регионе специфическую
окраску. В Чкаловском районе, так же как в Нижегородской области и
России в целом, он усугубляется особенностями нашего исторического
пути, социально-экономическим кризисом и все еще сохраняющимся низким
жизненным уровнем значительной части населения.


Семья как социальный институт
оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять
основные функции, прежде всего репродуктивную и воспитательную.


Семейная политика призвана системно
решать задачи укрепления семьи и семейных ценностей, обеспечения ее
интересов в процессе общественного развития, создания необходимых
условий для реализации семьей своих функций на основе преимущественно
самостоятельного жизнеобеспечения, обеспечения защиты социально
уязвимых семей.




1. СЕМЬЯ И ЕЕ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ В ЧКАЛОВСКОМ РАЙОНЕ




Семья является одной
из самых древних форм социальной жизни и выступает одновременно и как
малая социальная группа, и как социальный институт. К важнейшим
функциям семьи относятся: репродуктивная, воспитательная,
социализирующая, хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуальная,
социального контроля, социально-статусная, досуговая, эмоциональная,
духовного общения.


На протяжении XX века семья в России
пережила глубокие перемены: семья перестала быть основной
хозяйственной единицей, семейный статус перестал передаваться по
наследству, выросла социальная мобильность, личные цели индивида
стали превалировать над интересами родства, рост прав и свобод
личности (мужчины и женщины) привел к дальнейшему сокращению
численности многодетной семьи (средний размер семьи снизился до 2,9
человека).


Анализ состояния семьи в Чкаловском
районе.


В настоящее время в районе проживает
около 15000 семей, в том числе более 7000 семей, воспитывающих
несовершеннолетних детей, в том числе 134 многодетные семьи, 490
детей, воспитываемых одинокими матерями, 280 неполных семей.


Чкаловский район, так же как и Россия
в целом, переживает репродуктивный кризис, смертность превышает
рождаемость в среднем в 2,2 раза (таблица 1).




Таблица 1



































2000 год


2001 год


2002 год


2003 год


Родилось


208


214


187


219


Умерло


594


590


588


621






Чкаловский район
превращается в регион с вымирающим населением. Причем
социально-экономический кризис в стране лишь ускорил процесс смены
моделей, но не был причиной этой смены. Проблема осложняется тем, что
происходит изменение ценностных ориентаций - уменьшается ожидаемое
число детей в семье.


В районе, так же как и по России в
целом, отчетливо наблюдается рост числа разводов при сокращении числа
регистрируемых браков (таблица 2).




Таблица 2



































2000 год


2001 год


2002 год


2003 год


Зарегистрировано
браков


135


149


157


148


Зарегистрировано
разводов


110


185


220


234






Вместе с тем
типичным становится такое явление, как семья с нерегистрируемым
браком.


Малодетные и бездетные семьи,
разводы, нерегистрируемые браки, неполные семьи и внебрачная
рождаемость стали не только массовым, но и приемлемым стилем жизни.


Все это характеризует нарастание
нестабильности брака и семьи. Значимость, привлекательность и
устойчивость традиционной полной, детной семьи зримо снижаются.


В то же время именно семья несет на
себе колоссальные отрицательные нагрузки в современном обществе:
падение жизненного уровня, безработица и одновременно с этим трудовые
перегрузки членов семей, ухудшение показателей здоровья, жилищные
проблемы и так далее. Все это приводит к снижению ресурсности семьи.
Причем социально-экономический потенциал семьи находится в прямой
зависимости от фактора детности.


В районе на 01.01.2004 3900 семей
являлись получателями детских пособий, то есть имели среднедушевой
доход ниже бюджета прожиточного минимума.


Вместе с тем в районе накоплен
определенный опыт в решении проблем семьи. Ежегодно в рамках районной
Программы социальной защиты утверждаются мероприятия, направленные на
решение проблем семьи, материнства и детства, предусматривающие
поддержку семьи, оказавшуюся в трудной жизненной ситуации. Также в
2003 году в районе был открыт центр помощи семье и детям в п. Чистое,
который очень хорошо зарекомендовал себя в работе с семьей.
Применяются консолидированные усилия учреждений просвещения,
здравоохранения, культуры и социальной защиты.


Мировой опыт показывает, что проблемы
семьи наиболее эффективно решаются с помощью специально
организованной семейной политики.


Создаваемая новая Концепция семейной
политики района должна учитывать все неблагоприятные факторы,
воздействующие на семью. Сегодня необходимо разрабатывать новые
программы и вырабатывать новые механизмы реализации этих программ,
предусматривая более эффективную организацию деятельности, развития и
финансирования организаций и учреждений, реализующих программы помощи
семье.




2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ




Стратегическая цель
семейной политики: укрепление и развитие социального института семьи;
создание и обеспечение условий для наилучшего выполнения семьей своих
основных функций: экономической, репродуктивной, адаптации, защиты,
социализации и психологической поддержки.


Достижение этой цели требует
специальной поддержки со стороны общества и государства успешной
семьи, поощрение семей с детьми.


При этом успешной может называться
семья, являющаяся самоценной и самодостаточной и способная обеспечить
следующие положительные результаты в функционировании общества:


а) стабильность демографической
ситуации; ориентация супружеских пар на детный образ жизни, на
осознанное родительство;


б) обеспечение здорового генофонда;


в) адекватная включенность семьи в
обеспечение экономического потенциала социума на основе
самообеспечения и самозанятости;


г) успешная социализация
подрастающего поколения, формирование у него патриотической
преемственности поколений.


Приоритет в работе с семьей
необходимо отдать семьям социально и экономически активным, с высоким
жизненным потенциалом.


Семейная политика должна включать в
себя:


- поддержание института семьи на
уровне реализации его функций;


- повышение социального статуса
успешной семьи;


- обеспечение условий для
удовлетворения базовых материальных и духовных потребностей семьи;


- использование творческого
потенциала семьи в развитии общества.


Муниципальная Программа семейной
политики современного уровня предполагает также формулировку
долгосрочных задач и мер:


- мобилизацию финансовых ресурсов в
целях поддержания доступности для семьи, необходимого уровня
социальных гарантий (в сфере образования, здравоохранения, в
обеспечении жильем и т.д.);


- формирование эффективного механизма
самообеспечения семьи в современных социально-экономических условиях,
в том числе создание условий для обеспечения занятости трудоспособных
членов семьи;


- формирование субъектности семьи в
использовании имеющихся возможностей при решении проблем и, таким
образом, преодоление иждивенчества и потребительства семьи в
обществе;


- обеспечение условий для
планирования семьи. Создание благоприятных условий для рождения и
воспитания здоровых детей, охраны материнства, отцовства и детства;


- создание условий для получения
детьми адекватного образования и воспитания, профилактика детской
безнадзорности и правонарушений;


- использование творческого
потенциала семьи в развитии общества;


- развитие традиционных и создание
новых форм содействия семейному благополучию, совершенствование
системы социальной поддержки, укрепление ресурсности семьи на всех
уровнях;


- совершенствование и развитие
системы социальной защиты семьи с объективно пониженными внутренними
ресурсами и семьи, находящейся в кризисной ситуации;


- укрепление различных форм
взаимодействия государственных органов, органов местного
самоуправления, благотворительных, религиозных и иных общественных
организаций, бизнеса, науки, средств массовой информации в поддержку
семьи;


- формирование благоприятного
общественного мнения о семье и семейном образе жизни, пропаганда
семейных ценностей;


- создание условий для обеспечения
кадрами учреждений и организаций, работающих с семьей.




3. ПРИНЦИПЫ СЕМЕЙНОЙ
ПОЛИТИКИ




Исходя из целей и
задач семейной политики, можно определить ее основные принципы:


1. Принцип базисности, ставящий семью
в центр общественной системы, повышения ее статуса и роли.


2. Принцип социального партнерства
семьи, государства и некоммерческих организаций, закрепляющих статус
семьи как равного партнера государства, предполагающий взаимную
ответственность сторон и открывающий ей возможности в различных
сферах жизнедеятельности.


3. Принцип суверенности семьи и
свободы образа жизни в соответствии с индивидуальным выбором и
системой нравственных, культурных, социопсихологических предпочтений
членов семьи в рамках правового общества.


4. Принцип преемственности и
стабильности государственной семейной политики, создание новых и
поддержка существующих социальных служб и услуг, сохранение и
дальнейшее совершенствование достигнутых социальных гарантий защиты
семьи.


5. Принцип социальной защищенности,
гарантии устойчивого уровня жизни и получения необходимой адресной
поддержки со стороны государства семьям, оказавшимся в трудной
жизненной ситуации, при опоре на собственные силы.


6. Принцип научности, принятия
инновационных решений в семейной политике.




4. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ




Государственная
семейная политика является составной частью социальной политики
России и представляет собой целостную систему мер экономического,
правового, социального, информационно-пропагандистского и
организационного характера, направленных на улучшение условий
жизнедеятельности семьи и укрепление института семьи.


Объектом семейной политики является
сама семья, а также государственные и общественные институты,
функционирование которых непосредственно влияет на жизнедеятельность
семьи.


Семейная политика района предполагает
поэтапные действия в следующих основных направлениях:


1. Создание условий для экономической
самостоятельности семьи, улучшения материальных условий
жизнедеятельности семьи, поддержки семьи, оказавшейся в трудной
жизненной ситуации:


- обеспечение государственных
гарантий занятости членов семьи и усиление гарантий занятости в сфере
общественного труда для семей, нуждающихся в повышенной социальной
защите;


- предоставление дополнительной
материальной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, на
основе адресного и заявительного принципа с обязательной взаимной
ответственностью сторон;


- разработка, участие в реализации
областных программ, направленных на обеспечение жильем молодых семей
и семей с детьми, а также льготное кредитование и субсидирование
семей с детьми, осуществляющих строительство и приобретение жилья в
собственность;


- развитие программ трудоустройства и
занятости подростков и молодежи.


2. Обеспечение сочетания занятости в
общественном производстве с выполнением семейных обязанностей:


- реализация на практике прав отца и
других членов семьи на льготы, предоставляемые в настоящее время на
производстве женщине-матери в связи с воспитанием детей;


- усиление помощи родителям в выборе
желаемой формы ухода за ребенком и его воспитания: обеспечение
сохранения сети детских дошкольных учреждений различных направлений;


- развитие сети специальных
учреждений для содержания и ухода за инвалидами и престарелыми, в том
числе для временного пребывания.


3. Охрана здоровья детей и родителей,
создание условий для формирования здорового образа жизни семьи:


- сохранение за счет бюджетного и
иных источников финансирования бесплатных медицинских услуг для
детей, беременных женщин, медицинской помощи по охране
репродуктивного здоровья граждан, а также традиционной системы
оздоровления;


- распространение современных знаний
о культуре репродуктивного поведения, профилактика беременности среди
несовершеннолетних и профилактика заболеваний, передающихся половым
путем;


- улучшение оказания
медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями, включая
квалифицированное восстановительное лечение, протезирование,
санаторное лечение, реабилитационные мероприятия;


- создание и внедрение
междисциплинарных программ обучения родителей основам реабилитации и
воспитания детей с проблемами физического и умственного развития;


- соблюдение требований действующего
законодательства об охране труда.


4. Укрепление воспитательного
потенциала семьи, культурно-просветительская работа:


- формирование новой семейной
культуры, основанной на гендерном равенстве, толерантном отношении и
ненасильственной коммуникации;


- объединение и координация усилий
заинтересованных родителей, обеспокоенных проблемами детства, семьи,
образования, готовых к защите прав и интересов детей;


- реальное участие родителей через
все доступные формы местного самоуправления в реализации
образовательной, семейной, молодежной политики;


- пропаганда и распространение среди
родителей педагогической культуры, разработка программ
самообразования, образовательных программ, курсов и консультаций для
родителей;


- внедрение новых эффективных форм и
методов взаимодействия семьи и образовательных учреждений, учреждений
социального обслуживания семьи и детей, помощь семье в эффективной
социальной адаптации детей;


- внедрение программ по повышению
правовой компетентности, гражданской инициативы и ответственности
детей и родителей, в том числе профилактика подростковых
правонарушений;


- формирование культуры семейного
досуга, создание условий для реализации творческого и духовного
потенциала семьи;


- формирование у учащихся
осознанного, ответственного отношения к будущему родительству через
включение в планы образовательных учреждений района основ семейного
законодательства, разработку и внедрение образовательных программ по
основам здорового образа жизни;


- организация семейной досуговой
деятельности детей и родителей с целью формирования общесемейных
нравственных и духовных ценностей, распространение культуры здорового
образа жизни.


5. Создание условий для реализации
права ребенка на воспитание в семье. Профилактика социального
сиротства, детской безнадзорности:


- совершенствование работы органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних с лицами, в отношении которых проводится
индивидуальная профилактическая работа;


- выработка рекомендаций, методов и
внедрение проектов по профилактике безнадзорности и социального
сиротства;


- разработка и внедрение программ,
направленных на формирование семейной культуры и культуры
ответственного родительства у детей, воспитывающихся в интернатных
учреждениях.


6. Подготовка специалистов,
работающих с семьей:


- организация и проведение обучающих
семинаров, мастер-классов, тренингов, а также конференций разного
уровня с целью повышения квалификации, обмена опытом работы,
распространения инновационных технологий работы с семьей;


- содействие получению работниками
социальных служб высшего, второго высшего и среднего специального
образования по социальной работе с семьей (с отрывом и без отрыва от
производства, очной и заочной форме обучения).


7. Использование научного потенциала
для работы с семьей, организация исследовательской и информационной
работы:


- участие в разработке социальных
стандартов по обслуживанию семьи для формирования государственного
социального заказа;


- участие в организации изучения
экономических, демографических, правовых, педагогических и
социально-психологических проблем, постоянный мониторинг и анализ
состояния чкаловской семьи; подготовка доклада о положении
нижегородской семьи один раз в три года;


- изучение и обобщение областного
опыта социальной работы с семьей, разработка инновационных программ,
методов и технологий в сфере социальной работы с семьей.


8. Развитие системы комплексной
социальной помощи семье:


- дальнейшее развитие на территории
района сети специализированных учреждений и служб социального
обслуживания семьи и детей (центры помощи семье и детям,
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры
реабилитации для детей с ограниченными возможностями здоровья,
кризисные центры для членов семьи, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, семейные детские дома и др.), укрепление их
материально-технической базы;


- использование ресурсов
некоммерческого сектора для расширения сферы услуг, предоставляемых
семье;


- внедрение и совершенствование
механизмов конкурсности при определении размера финансирования
деятельности и программ учреждений социального обслуживания семьи и
детей;


- разработка и внедрение новых
социальных технологий, ориентированных на успешную семью;


- развитие сети учреждений и служб
для молодежи (клубы по месту жительства, центры молодежных инициатив,
молодежные биржи труда, службы психологической помощи, другие);


- организация социальной работы по
технологии "телефона доверия";


- сохранение и развитие
материально-технической базы учреждений отдыха, оздоровление детей и
семьи, развитие семейных форм отдыха, досуга и творчества;


- содействие сотрудничеству
учреждений и организаций в целях наилучшего обслуживания семьи.


9. Формирование общественного мнения
и поддержка гражданских инициатив, направленных на реализацию
семейной политики:


- разработка системы организационных
и иных мер по формированию в средствах массовой информации образа
успешной семьи, пропаганда через средства массовой информации
семейных ценностей и семейного образа жизни;


- выпуск в различных видах средств
массовой информации специальных программ и рубрик по вопросам
семейной политики;


- организация конкурсов больших и
малых грантов (со смешанным финансированием) на исследования семьи,
конкурсов поддержки социальных проектов;


- привлечение спонсоров и
благотворителей, создание попечительских советов для реализации
наиболее интересных проектов в сфере семейной политики;


- развитие сотрудничества
государственных органов, органов местного самоуправления,
коммерческих организаций, учреждений, общественных организаций в
области семейной политики.


10. Организационные и финансовые
механизмы реализации основных направлений семейной политики:


- совершенствование
нормативно-правовой базы, в том числе разработка документов,
обеспечивающих условия успешного функционирования семьи,
совершенствование семейного права;


- разработка и реализация
муниципальных программ комплексного и целевого характера по
направлениям семейной политики, а также включение соответствующих
разделов в районные программы экономического, социального и
культурного развития с соответствующим выделением средств из бюджетов
различного уровня;


- обеспечение приоритетности
распределения средств на реализацию программ, направленных на
укрепление социального института семьи;


- широкое использование,
распространение социальной и демографической статистики для издания
соответствующих информационных бюллетеней;


- содействие совместным программам
обмена опытом специалистов в сфере социальной работы, образования,
здравоохранения и внутренних дел, координация услуг социальных,
медицинских, образовательных и юридических учреждений.




5. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ




Основным результатом
последовательной реализации семейной политики должно стать укрепление
института семьи вследствие повышения статуса семьи в обществе и
увеличения доли успешных семей за счет:


1. Повышения уровня благосостояния
семьи с несовершеннолетними детьми за счет действия эффективного
механизма самообеспечения.


2. Роста числа семей с активной
жизненной позицией, преодоление иждивенческой и потребительской
ориентации/практики.


3. Формирования установок
самосохранительного поведения, здорового образа жизни.


4. Повышения уровня социальной
поддержки семьи, материнства и детства.


5. Сокращения масштабов социального
сиротства, детской безнадзорности, числа правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними.


6. Обеспечения преимущественного
воспитания в семейных условиях детей-сирот и детей, лишившихся
родительского попечения.


7. Совершенствования механизма
различных форм взаимодействия и создания комплексных программ работы
с семьей.


8. Возрождения и развития лучших
отечественных традиций семейного воспитания.


9. Укрепления в общественном сознании
образа полной, детной, благополучной семьи.




НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ
АКТЫ В СФЕРЕ СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКИ




Семейный кодекс
Российской Федерации от 29.12.1995.


Основные направления государственной
семейной политики (утверждены Указом Президента Российской Федерации
от 14.05.1996 № 712).






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: постановление Законодательного Собрания
Нижегородской области от 18.01.2001 имеет номер 21, а не 136.






Областная
межведомственная программа "Улучшение положения семьи, женщин и
детей в Нижегородской области в 2001 - 2003 годах" (утверждена
постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от
18.01.2001 № 136).


Концепция адресной социальной
поддержки семьи в Нижегородской области (утверждена постановлением
Правительства Нижегородской области от 01.04.2002 № 52).


План действий по реализации Концепции
адресной социальной поддержки семьи в Нижегородской области на период
до 2005 года (утвержден постановлением Правительства Нижегородской
области от 19.06.2002 № 136).


Областная межведомственная Программа
по улучшению положения многодетных семей в Нижегородской области на
2004 - 2006 годы (утверждена постановлением Правительства
Нижегородской области от 23.05.2003 № 158).


Федеральный закон № 120-ФЗ от
24.06.1999 "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних".












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru