ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2004 г. № 11
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ
ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ"
Рассмотрев районную
комплексную программу "Здоровье и образование", Земское
собрание постановляет:
утвердить районную комплексную
программу "Здоровье и образование" с изменениями и
дополнениями.
Администрации района рассмотреть
вопрос о дополнительном частичном финансировании программы.
Контроль за исполнением данного
постановления возложить на комиссию по социальным вопросам и
здравоохранению (председатель И.Ф. Волков).
Председатель Земского
собрания
С.В.БАБУШКИН
Глава местного
самоуправления
В.В.КУРЕНКОВ
Утверждена
постановлением
Земского собрания
Павловского района
от 06.05.2004 № 11
РАЙОННАЯ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"
ПАСПОРТ РАЙОННОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ" НА
2004 - 2006 ГГ.
1. Наименование
Программы:
"Здоровье и образование".
2. Основание для разработки
Программы:
постановление Законодательного
Собрания Нижегородской области № 67 от 17.03.1998 "О комплексной
межведомственной программе "Здоровье и образование" в
Нижегородской области".
3. Цели и задачи Программы:
1. Обеспечение охраны жизни и
здоровья детей и работников в образовательных учреждениях, гарантии
их законных прав на безопасные условия образовательного процесса.
2. Объединение усилий ведомственных
служб для решения проблемы сохранения здоровья детей.
3. Формирование идеологии,
утверждающей приоритетность вопросов охраны и укрепления здоровья
детей в образовательных учреждениях.
4. Сроки реализации Программы:
2004 - 2006 гг.
5. Основной разработчик Программы:
управление образования.
6. Исполнители Программы:
- управление образования,
- ЦРБ,
- ЦГСЭН,
- база общественного питания.
7. Условия осуществления Программы:
1) наличие в соответствии с
действующим законодательством нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность ведомств, организаций, учреждений,
руководителей и работников всех заинтересованных служб с учетом
условий и потребностей;
2) поэтапное выполнение мероприятий,
требующих существенных капиталовложений;
3) безусловное выполнение положений
Программы, не требующих финансовых затрат;
4) стабильное финансирование жизненно
необходимых направлений Программы:
- питание детей;
- содержание помещений в состоянии,
не угрожающем жизни и здоровью детей;
- обеспечение медикаментами;
5) усиление контролирующей функции на
всех уровнях ответственности руководителей за состояние
рассматриваемой проблемы.
8. Основные направления Программы:
1) организационно-правовая и
методическая деятельность;
2) кадровое обеспечение;
3) укрепление материальной базы
учреждений образования по созданию условий, сохраняющих здоровье
детей;
4) улучшение медицинского
обслуживания;
5) решение оздоровительных задач
средствами физической культуры и предметного курса ОБЖ;
6) улучшение питания;
7) профилактическая работа по
предупреждению наркотических и алкогольных заболеваний и формированию
ценностей здорового образа жизни;
8) усиление психологической службы;
9) использование в образовательном
процессе "здоровьесберегающих" технологий обучения;
10) привлечение внимания к здоровью
педагогов;
11) укрепление взаимодействия
межведомственных и внутришкольных служб;
12) охрана труда и соблюдение техники
безопасности.
9. Ожидаемые результаты реализации
Программы:
1. Преодоление негативных тенденций и
стабилизация состояния здоровья детей и педагогов, снижение случаев
травматизма.
2. Формирование у детей навыков
здорового образа жизни, повышающих уровень здоровья школьников и
успешность обучения и воспитания.
3. Изменение мировоззрения участников
образовательного процесса в сторону приоритетности проблем сохранения
здоровья существующих и будущих поколений.
10. Контроль за исполнением
Программы:
контроль за исполнением Программы
осуществляется рабочей группой (комиссией), сформированной из
ответственных представителей заинтересованных ведомств, служб,
организаций, которые являются исполнителями Программы.
СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1. Общие положения
В последнее
десятилетие в Российской Федерации в состоянии здоровья детей
сформировались устойчивые негативные тенденции:
- увеличение распространенности
факторов риска формирования нарушений здоровья и развития;
- рост детской заболеваемости и
инвалидности.
Результаты всероссийской
диспансеризации детей 2002 г. констатируют снижение доли здоровых
детей (с 45,5% до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое
численности детей, имеющих хроническую патологию.
Около 60% дошкольников уже имеют
патологию в состоянии здоровья. Низкий исходный уровень детей,
поступающих в первый класс, самым неблагоприятным образом сказывается
на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, режиму школы, являясь
причиной дальнейшего ухудшения здоровья и низкой успеваемости. За
период обучения число здоровых детей снижается в 4 - 5 раз, при
переходе в 5-е классы, когда совпадают периоды полового созревания и
повышения учебной нагрузки, в 2 раза возрастает число хронических
больных.
К моменту окончания школы каждый
четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы,
каждый третий - близорукость и нарушение осанки. По оценкам
специалистов к 2006 году будут здоровы лишь 2 - 3% выпускников школы.
Пагубное влияние на здоровье
оказывает алкоголь, наркотики, табак. Отмечается повсеместный рост
количества детей и подростков, их употребляющих.
В последнее время резко осложнилась
ситуация по заболеваниям, передаваемым половым путем. Темпы роста
заболеваний подростков превалируют по сравнению с взрослым
населением.
Проблема здоровья становится наиболее
актуальной в настоящее время при интенсификации и компьютеризации
образования, что приводит к постоянным перегрузкам, нервным стрессам,
школьной дезадаптации и ухудшению здоровья.
Существенно увеличивается количество
детей с заболеваниями нервно-психической сферы, которым необходима
специальная психолого-медико-педагогическая помощь. Практически
каждый третий обучающийся испытывает те или иные затруднения в учебе
в связи с нервно-психическими расстройствами. А нарушение
психического здоровья ведет к проявлению антисоциальных поступков
детей и подростков, число которых растет.
Естественно, есть общие причины,
усугубляющие тенденцию к дальнейшему ухудшению здоровья детей:
- неблагоприятная экологическая
обстановка;
- плохая наследственность;
- сложные социально-экономические
условия жизни семей и др.
Но среди общих демографических и
социально-экономических причин, влияющих на ухудшение здоровья, 21%
составляют факторы внутришкольной среды. Несоблюдение общих
санитарно-гигиенических режимов, старение материальной базы в целом
являются причиной нездоровья детей, несчастных случаев и чрезвычайных
ситуаций в образовательных учреждениях.
В последние годы особенно стали
беспокоить показатели физического развития детей. Если в 60-е годы
отмечался процесс ускоренного опережающего развития детей, то сейчас
наметилась неблагоприятная тенденция - астенизация и дисгармоничность
развития. Выпускники слабо подготовлены к службе в армии, их
физическое развитие не удовлетворяет требованиям. Статистика
отмечает, что более 70% школьников страдают гиподинамией. Приходится
констатировать, что роль физической культуры как мощного фактора в
оздоровлении детей ослабла в связи с износившимся и устаревшим
оборудованием и оснащением.
Обращает на себя внимание в настоящее
время удручающее состояние зубов у детей: стало больше кариеса,
заболеваний зубной эмали, нарушений прикуса.
В последние годы складывается
неблагоприятная ситуация с питанием в детских коллективах по стране в
целом. Энергетическая ценность питания занижена, имеется явно
выраженная углеводная направленность, охват питанием в школах низкий,
и наиболее часто в ходе диспансеризации у детей выявлялась патология
органов пищеварения, затем зрения, далее шли заболевания
костно-мышечной системы.
Особое беспокойство по итогам
диспансеризации вызывает состояние здоровья детей интернатных
учреждений. Здоровых детей там практически нет.
Вызывает глубокую озабоченность
здоровье учителя. Педагог, который сам не обладает психологическим и
соматическим здоровьем, проявляет патогенное отношение к детям, тем
самым являясь причиной детских неврозов.
Выводы:
подтвержденное результатами всеобщей
диспансеризации 2002 года ухудшение состояния здоровья детей -
результат воздействия многих факторов и для исправления ситуации
необходимо взаимодействие систем здравоохранения, образования,
Госсанэпиднадзора, социальной защиты и других заинтересованных
ведомств, общая координация их усилий, направленная на приоритетное
решение проблем охраны жизни и здоровья ребенка.
2. Анализ состояния
здоровья детей и подростков
Павловского района
Состояние здоровья
детей и подростков в общеобразовательных учреждениях г. Павлова и
Павловского района так же как по России и Нижегородской области не
имеет тенденции к улучшению. Анализ и прогнозирование состояния
здоровья детского населения вызывает тревогу.
Больше половины обучающихся (56,9%) -
дети с функциональными и хроническими заболеваниями и число детей с
хронической патологией неуклонно растет. Резко увеличивается в районе
на фоне общего ухудшения здоровья количество учащихся с заболеваниями
органов пищеварения и нервной системы. Продолжает расти число
детей-инвалидов, увеличилось число тубинфицированных детей. Каждый
третий ребенок состоит на учете в противотуберкулезном диспансере и
требует постоянного профилактического лечения.
По-прежнему в районе сохраняется
высокий уровень заболеваемости детей: за 2003 год он составляет
1933,7 на 1000 детского населения (в 2002 г. - 1443,4). Одной из
причин высокой заболеваемости детей гриппом является недостаточное
использование противогриппозной вакцины и средств неспецифической
профилактики из-за недостаточности выделяемых на профилактику гриппа
финансовых средств.
Вдвое увеличились за год (с 46,0 в
2002 году до 88,2 в 2003 году на 1000) заболевания, связанные с
нарушением осанки. Причин много: это малоподвижный образ жизни
(гиподинамия), несоответствие росту и здоровью учебной мебели,
несбалансированное питание
Сохраняется, как и в прошлом году,
высокий уровень заболеваемости органов пищеварения, отмечается рост
до 67,7 на 1000 детского населения (61,4 в 2002 году). Общий процент
охвата школьников горячим питанием в целом низкий - 54%,
энергетическая ценность питания - наблюдается явно выраженная
углеводная направленность, снижены нормы потребления. Причинами
заболеваемости органов пищеварения у детей, кроме нерегулярности,
несбалансированности питания, являются еще и нервные перегрузки,
стрессы. Устаревшее оборудование школьных пищеблоков нуждается в
обновлении.
Сложившаяся в районе система
медицинского обслуживания детей дошкольного и школьного возраста не
обеспечивает на современном этапе решение задач по улучшению уровня
их здоровья и снижению заболеваемости детей. Выделяемую на 2000
обучающихся ставку школьного врача приходится рассматривать как
недооценку важности проблемы охраны здоровья детей.
Нельзя не отметить, что в организации
медицинского обеспечения образовательных учреждений складывается
критическая ситуация: не обновлялось в течение многих лет медицинское
оборудование, не хватает элементарных медицинских инструментариев,
медикаментов. Практически во всех школах нет процедурных кабинетов, а
в шести школах и двух ДОУ даже медицинских.
Проблема с зуболечением детей
остается нерешенной на сегодняшний день. Из девяти функционирующих в
1999 г. зубных школьных кабинетов остались только три - в
Тумботинских школах и СШ № 16. Оборудование и инструментарии требуют
полной замены.
Выводы:
решение проблем, касающихся здоровья
детей и подростков, требуют координации и взаимодействия усилий всех
заинтересованных служб города и района и определенных
капиталовложений.
3. Итоги реализации
Программы 1999 - 2003 гг.
Комплексная
программа "Здоровье и образование" реализуется в районе с
1999 года. За годы реализации удалось:
1. Организовать систему
социально-гигиенического мониторинга с целью овладения информацией по
проблемам здоровья детей.
2. Систематизировать деятельность
образовательных учреждений по формированию у них ценностей здорового
образа жизни.
3. Сынициировать руководителей
образовательных учреждений на создание и реализацию
внутриобразовательных программ, что предполагает системность
деятельности ОУ по проблемам здоровья детей.
4. Значительно наполнить
нормативно-правовую базу образовательных учреждений по вопросам
охраны жизни и здоровья ребенка.
5. Укрепить связи с заинтересованными
службами и ведомствами.
Однако, несмотря на предпринимаемые
усилия, управлению образования при взаимодействии с отделом
здравоохранения не удалось решить ряда поставленных задач:
1. Стабилизировать состояние здоровья
детей. По-прежнему наблюдается тенденция к ухудшению их здоровья в
целом.
2. Улучшить качество питания.
3. Усилить роль физической культуры
как предмета, формирующего навыки здорового образа жизни.
4. Укрепить необходимую материальную
базу образовательных учреждений:
- школьной мебелью;
- медицинским и столовым
оборудованием;
- осветительной арматурой;
- спортивным инвентарем;
- оснащением зубных кабинетов.
5. Решить вопросы, связанные с
укреплением здоровья педагога.