Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Земского собрания
Павловского района от 06.05.2004 № 11


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ПАВЛОВСКОГО РАЙОНА




ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 6 мая 2004 г. № 11




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ КОМПЛЕКСНОЙ


ПРОГРАММЫ "ЗДОРОВЬЕ И
ОБРАЗОВАНИЕ"




Рассмотрев районную
комплексную программу "Здоровье и образование", Земское
собрание постановляет:


утвердить районную комплексную
программу "Здоровье и образование" с изменениями и
дополнениями.


Администрации района рассмотреть
вопрос о дополнительном частичном финансировании программы.


Контроль за исполнением данного
постановления возложить на комиссию по социальным вопросам и
здравоохранению (председатель И.Ф. Волков).




Председатель Земского
собрания


С.В.БАБУШКИН




Глава местного
самоуправления


В.В.КУРЕНКОВ












Утверждена


постановлением


Земского собрания


Павловского района


от 06.05.2004 № 11




РАЙОННАЯ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА


"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ"




ПАСПОРТ РАЙОННОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ


"ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ" НА
2004 - 2006 ГГ.




1. Наименование
Программы:


"Здоровье и образование".


2. Основание для разработки
Программы:


постановление Законодательного
Собрания Нижегородской области № 67 от 17.03.1998 "О комплексной
межведомственной программе "Здоровье и образование" в
Нижегородской области".


3. Цели и задачи Программы:


1. Обеспечение охраны жизни и
здоровья детей и работников в образовательных учреждениях, гарантии
их законных прав на безопасные условия образовательного процесса.


2. Объединение усилий ведомственных
служб для решения проблемы сохранения здоровья детей.


3. Формирование идеологии,
утверждающей приоритетность вопросов охраны и укрепления здоровья
детей в образовательных учреждениях.


4. Сроки реализации Программы:


2004 - 2006 гг.


5. Основной разработчик Программы:


управление образования.


6. Исполнители Программы:


- управление образования,


- ЦРБ,


- ЦГСЭН,


- база общественного питания.


7. Условия осуществления Программы:


1) наличие в соответствии с
действующим законодательством нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность ведомств, организаций, учреждений,
руководителей и работников всех заинтересованных служб с учетом
условий и потребностей;


2) поэтапное выполнение мероприятий,
требующих существенных капиталовложений;


3) безусловное выполнение положений
Программы, не требующих финансовых затрат;


4) стабильное финансирование жизненно
необходимых направлений Программы:


- питание детей;


- содержание помещений в состоянии,
не угрожающем жизни и здоровью детей;


- обеспечение медикаментами;


5) усиление контролирующей функции на
всех уровнях ответственности руководителей за состояние
рассматриваемой проблемы.


8. Основные направления Программы:


1) организационно-правовая и
методическая деятельность;


2) кадровое обеспечение;


3) укрепление материальной базы
учреждений образования по созданию условий, сохраняющих здоровье
детей;


4) улучшение медицинского
обслуживания;


5) решение оздоровительных задач
средствами физической культуры и предметного курса ОБЖ;


6) улучшение питания;


7) профилактическая работа по
предупреждению наркотических и алкогольных заболеваний и формированию
ценностей здорового образа жизни;


8) усиление психологической службы;


9) использование в образовательном
процессе "здоровьесберегающих" технологий обучения;


10) привлечение внимания к здоровью
педагогов;


11) укрепление взаимодействия
межведомственных и внутришкольных служб;


12) охрана труда и соблюдение техники
безопасности.


9. Ожидаемые результаты реализации
Программы:


1. Преодоление негативных тенденций и
стабилизация состояния здоровья детей и педагогов, снижение случаев
травматизма.


2. Формирование у детей навыков
здорового образа жизни, повышающих уровень здоровья школьников и
успешность обучения и воспитания.


3. Изменение мировоззрения участников
образовательного процесса в сторону приоритетности проблем сохранения
здоровья существующих и будущих поколений.


10. Контроль за исполнением
Программы:


контроль за исполнением Программы
осуществляется рабочей группой (комиссией), сформированной из
ответственных представителей заинтересованных ведомств, служб,
организаций, которые являются исполнителями Программы.




СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ




1. Общие положения




В последнее
десятилетие в Российской Федерации в состоянии здоровья детей
сформировались устойчивые негативные тенденции:


- увеличение распространенности
факторов риска формирования нарушений здоровья и развития;


- рост детской заболеваемости и
инвалидности.


Результаты всероссийской
диспансеризации детей 2002 г. констатируют снижение доли здоровых
детей (с 45,5% до 33,9%) с одновременным увеличением вдвое
численности детей, имеющих хроническую патологию.


Около 60% дошкольников уже имеют
патологию в состоянии здоровья. Низкий исходный уровень детей,
поступающих в первый класс, самым неблагоприятным образом сказывается
на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, режиму школы, являясь
причиной дальнейшего ухудшения здоровья и низкой успеваемости. За
период обучения число здоровых детей снижается в 4 - 5 раз, при
переходе в 5-е классы, когда совпадают периоды полового созревания и
повышения учебной нагрузки, в 2 раза возрастает число хронических
больных.


К моменту окончания школы каждый
четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы,
каждый третий - близорукость и нарушение осанки. По оценкам
специалистов к 2006 году будут здоровы лишь 2 - 3% выпускников школы.


Пагубное влияние на здоровье
оказывает алкоголь, наркотики, табак. Отмечается повсеместный рост
количества детей и подростков, их употребляющих.


В последнее время резко осложнилась
ситуация по заболеваниям, передаваемым половым путем. Темпы роста
заболеваний подростков превалируют по сравнению с взрослым
населением.


Проблема здоровья становится наиболее
актуальной в настоящее время при интенсификации и компьютеризации
образования, что приводит к постоянным перегрузкам, нервным стрессам,
школьной дезадаптации и ухудшению здоровья.


Существенно увеличивается количество
детей с заболеваниями нервно-психической сферы, которым необходима
специальная психолого-медико-педагогическая помощь. Практически
каждый третий обучающийся испытывает те или иные затруднения в учебе
в связи с нервно-психическими расстройствами. А нарушение
психического здоровья ведет к проявлению антисоциальных поступков
детей и подростков, число которых растет.


Естественно, есть общие причины,
усугубляющие тенденцию к дальнейшему ухудшению здоровья детей:


- неблагоприятная экологическая
обстановка;


- плохая наследственность;


- сложные социально-экономические
условия жизни семей и др.


Но среди общих демографических и
социально-экономических причин, влияющих на ухудшение здоровья, 21%
составляют факторы внутришкольной среды. Несоблюдение общих
санитарно-гигиенических режимов, старение материальной базы в целом
являются причиной нездоровья детей, несчастных случаев и чрезвычайных
ситуаций в образовательных учреждениях.


В последние годы особенно стали
беспокоить показатели физического развития детей. Если в 60-е годы
отмечался процесс ускоренного опережающего развития детей, то сейчас
наметилась неблагоприятная тенденция - астенизация и дисгармоничность
развития. Выпускники слабо подготовлены к службе в армии, их
физическое развитие не удовлетворяет требованиям. Статистика
отмечает, что более 70% школьников страдают гиподинамией. Приходится
констатировать, что роль физической культуры как мощного фактора в
оздоровлении детей ослабла в связи с износившимся и устаревшим
оборудованием и оснащением.


Обращает на себя внимание в настоящее
время удручающее состояние зубов у детей: стало больше кариеса,
заболеваний зубной эмали, нарушений прикуса.


В последние годы складывается
неблагоприятная ситуация с питанием в детских коллективах по стране в
целом. Энергетическая ценность питания занижена, имеется явно
выраженная углеводная направленность, охват питанием в школах низкий,
и наиболее часто в ходе диспансеризации у детей выявлялась патология
органов пищеварения, затем зрения, далее шли заболевания
костно-мышечной системы.


Особое беспокойство по итогам
диспансеризации вызывает состояние здоровья детей интернатных
учреждений. Здоровых детей там практически нет.


Вызывает глубокую озабоченность
здоровье учителя. Педагог, который сам не обладает психологическим и
соматическим здоровьем, проявляет патогенное отношение к детям, тем
самым являясь причиной детских неврозов.


Выводы:


подтвержденное результатами всеобщей
диспансеризации 2002 года ухудшение состояния здоровья детей -
результат воздействия многих факторов и для исправления ситуации
необходимо взаимодействие систем здравоохранения, образования,
Госсанэпиднадзора, социальной защиты и других заинтересованных
ведомств, общая координация их усилий, направленная на приоритетное
решение проблем охраны жизни и здоровья ребенка.




2. Анализ состояния
здоровья детей и подростков


Павловского района




Состояние здоровья
детей и подростков в общеобразовательных учреждениях г. Павлова и
Павловского района так же как по России и Нижегородской области не
имеет тенденции к улучшению. Анализ и прогнозирование состояния
здоровья детского населения вызывает тревогу.


Больше половины обучающихся (56,9%) -
дети с функциональными и хроническими заболеваниями и число детей с
хронической патологией неуклонно растет. Резко увеличивается в районе
на фоне общего ухудшения здоровья количество учащихся с заболеваниями
органов пищеварения и нервной системы. Продолжает расти число
детей-инвалидов, увеличилось число тубинфицированных детей. Каждый
третий ребенок состоит на учете в противотуберкулезном диспансере и
требует постоянного профилактического лечения.


По-прежнему в районе сохраняется
высокий уровень заболеваемости детей: за 2003 год он составляет
1933,7 на 1000 детского населения (в 2002 г. - 1443,4). Одной из
причин высокой заболеваемости детей гриппом является недостаточное
использование противогриппозной вакцины и средств неспецифической
профилактики из-за недостаточности выделяемых на профилактику гриппа
финансовых средств.


Вдвое увеличились за год (с 46,0 в
2002 году до 88,2 в 2003 году на 1000) заболевания, связанные с
нарушением осанки. Причин много: это малоподвижный образ жизни
(гиподинамия), несоответствие росту и здоровью учебной мебели,
несбалансированное питание


Сохраняется, как и в прошлом году,
высокий уровень заболеваемости органов пищеварения, отмечается рост
до 67,7 на 1000 детского населения (61,4 в 2002 году). Общий процент
охвата школьников горячим питанием в целом низкий - 54%,
энергетическая ценность питания - наблюдается явно выраженная
углеводная направленность, снижены нормы потребления. Причинами
заболеваемости органов пищеварения у детей, кроме нерегулярности,
несбалансированности питания, являются еще и нервные перегрузки,
стрессы. Устаревшее оборудование школьных пищеблоков нуждается в
обновлении.


Сложившаяся в районе система
медицинского обслуживания детей дошкольного и школьного возраста не
обеспечивает на современном этапе решение задач по улучшению уровня
их здоровья и снижению заболеваемости детей. Выделяемую на 2000
обучающихся ставку школьного врача приходится рассматривать как
недооценку важности проблемы охраны здоровья детей.


Нельзя не отметить, что в организации
медицинского обеспечения образовательных учреждений складывается
критическая ситуация: не обновлялось в течение многих лет медицинское
оборудование, не хватает элементарных медицинских инструментариев,
медикаментов. Практически во всех школах нет процедурных кабинетов, а
в шести школах и двух ДОУ даже медицинских.


Проблема с зуболечением детей
остается нерешенной на сегодняшний день. Из девяти функционирующих в
1999 г. зубных школьных кабинетов остались только три - в
Тумботинских школах и СШ № 16. Оборудование и инструментарии требуют
полной замены.


Выводы:


решение проблем, касающихся здоровья
детей и подростков, требуют координации и взаимодействия усилий всех
заинтересованных служб города и района и определенных
капиталовложений.




3. Итоги реализации
Программы 1999 - 2003 гг.




Комплексная
программа "Здоровье и образование" реализуется в районе с
1999 года. За годы реализации удалось:


1. Организовать систему
социально-гигиенического мониторинга с целью овладения информацией по
проблемам здоровья детей.


2. Систематизировать деятельность
образовательных учреждений по формированию у них ценностей здорового
образа жизни.


3. Сынициировать руководителей
образовательных учреждений на создание и реализацию
внутриобразовательных программ, что предполагает системность
деятельности ОУ по проблемам здоровья детей.


4. Значительно наполнить
нормативно-правовую базу образовательных учреждений по вопросам
охраны жизни и здоровья ребенка.


5. Укрепить связи с заинтересованными
службами и ведомствами.


Однако, несмотря на предпринимаемые
усилия, управлению образования при взаимодействии с отделом
здравоохранения не удалось решить ряда поставленных задач:


1. Стабилизировать состояние здоровья
детей. По-прежнему наблюдается тенденция к ухудшению их здоровья в
целом.


2. Улучшить качество питания.


3. Усилить роль физической культуры
как предмета, формирующего навыки здорового образа жизни.


4. Укрепить необходимую материальную
базу образовательных учреждений:


- школьной мебелью;


- медицинским и столовым
оборудованием;


- осветительной арматурой;


- спортивным инвентарем;


- оснащением зубных кабинетов.


5. Решить вопросы, связанные с
укреплением здоровья педагога.












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru