-
неорганизованные дети │ - │ - │
- │
└───┴─────────────────────────────────────────────┴────┴────┴────┘
Уменьшение числа
здоровых детей и увеличение числа больных в течение периода обучения
обусловлено многими факторами, в том числе несоблюдением
гигиенических требований к содержанию помещений, организацией режима
обучения, увеличением учебных нагрузок, ограничением движения в
школе, неудовлетворительным питанием.
Динамика охвата
горячим питанием учащихся ОУ
|
2001
|
2002
|
2003
|
% охвата горячим питанием (по
району)
|
44,3
|
49,0
|
52,2
|
- по городу
|
32,7
|
41,0
|
39,3
|
- по селу
|
63,0
|
65,0
|
70,0
|
Растет в школах
число детей, не способных освоить общеобразовательные программы.
Специальная (коррекционная) школа-интернат обеспечивает обучение
детей с отклонениями в развитии (рук. Жаббаров Алексей Федорович).
В 9 общеобразовательных школах
функционирует 32 класса выравнивания и компенсирующего обучения для
детей, испытывающих затруднения в освоении учебных программ; 50 детей
по медицинским показаниям обучаются на дому.
В районе наряду с образовательными
учреждениями, реализующими государственный образовательный стандарт,
имеется несколько учреждений повышенного статуса.
Далеко за пределами района известен
лицей № 1, превышающий стандарт в математическом и
естественно-научном направлении.
Углубленным изучением предметов
естественного цикла занимается средняя общеобразовательная школа № 3.
Вместе с тем необходимо и в
дальнейшем развивать дифференцированную сеть образовательных
учреждений с целью удовлетворения потребности детей и родителей в
образовательных услугах различного уровня. Одним из путей решения
проблемы вариативного образования является открытие профильных
классов в старшем звене.
Выводы: современное состояние
социально-экономической сферы общественной жизни как нижегородского
региона и Российской Федерации в целом, так и в Семеновском районе
требует перемен в стратегии развития образования района и в первую
очередь в структуре управления образованием, его ресурсами (кадрами,
научно-методическими, информационными, финансовыми и другими).
В целях превращения образования в
средство социально-экономического развития района необходимо и далее
вопросы образования рассматривать как одно из приоритетных
направлений в политике администрации района, законодательных и
исполнительных органов власти. Для исполнения Программы развития
образования района необходима координация усилий всего социума,
педагогических, медицинских работников, психологов, социальных и
работников культуры, спорткомитета и военкомата, правовых структур.
1.2. Краткая
характеристика системы образования Семеновского района
По состоянию на 1
января 2004 года система образования Семеновского района представлена
63 муниципальными образовательными учреждениями, являющимися
юридическими лицами, которые имеют 3 филиала.
Структура образовательной системы
представлена следующим образом:
23 дошкольных образовательных
учреждения (в т.ч. 1 филиал);
8 образовательных учреждений для
детей дошкольного и младшего школьного возраста, начальная школа -
детский сад (в т.ч. 2 филиала);
2 начальные общеобразовательные
школы;
10 основных общеобразовательных школ;
13 средних общеобразовательных (в
т.ч. 1 лицей);
2 интернатных учреждения;
1 муниципальный учебный комбинат,
являющийся учреждением начальной профессиональной подготовки;
5 учреждений дополнительного
образования.
Кроме муниципальных образовательных
учреждений на территории района расположены 2 профессиональных
училища, 2 техникума, 1 негосударственное образовательное учреждение
- православная гимназия, в 2003 году открыт институт менеджмента и
бизнеса. В ведомственном подчинении отдела культуры находится детская
художественная и музыкальная школы.
Всего в ДОУ находятся 1775
воспитанников, в школах - 6236 обучающихся, дополнительным
образованием охвачено 1911 воспитанников.
Таблица
Общие данные по
системе образования Семеновского района
ОУ/годы
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Общее
число общеобразовательных учреждений
|
36
|
36
|
35
|
34
|
В них учащихся
|
7367
|
7092
|
6716
|
6236
|
в т.ч. имеющих отклонения в
развитии
|
1/143 + 183
|
1/148 + 196
|
1/150 + 144
|
1/125 + 153
|
в т.ч. начальных школ/в них
учащихся
|
12/451
|
12/430
|
11/401
|
10/334
|
Основных школ/в них учащихся |
10/867
|
10/789
|
10/739
|
10/638
|
Средних школ/в них учащихся
|
13/5723
|
13/5529
|
13/5282
|
13/4986
|
Кол-во первоклассников
|
780
|
613
|
551
|
403
|
Численность педработников,
в т.ч. с учащимися, имеющими отклонения в обучении
|
564
|
558
|
579
|
554
|
Численность
учителей общеобразовательных классов
|
542
|
538
|
554
|
537
|
Кол-во
дошкольных учреждений/в них число мест
|
34/3100
|
34/3021
|
32/2969
|
31/2896
|
Кол-во детей
|
1887
|
1890
|
1794
|
1775
|
Число воспитателей
|
248
|
246
|
239
|
223
|
Учреждений
дополнительного образования детей
|
4
|
5
|
5
|
5
|
Межшкольный учебный комбинат |
1
|
1
|
1
|
1
|
Система дошкольного
образования Семеновского района насчитывает 31 образовательное
учреждение (23 ДОУ; 8 ОУ, начальная школа - детский сад) на 2896
мест; из них в городских поселениях - 11 ДОУ на 1700 мест, сельской
местности - 21 ДОУ на 1196 мест. В структуре ДОУ имеются 3 филиала ОУ
(образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего
школьного возраста: Кулагинская и Зубовская начальные школы - детские
сады и Никитинский детский сад).
В 2003 году все детские сады прошли
аттестацию и государственную аккредитацию. Из 23 ДОУ 23 аккредитованы
на 3-ю категорию; 2 - на вторую (ДОУ № 4 "Малышок" и № 6
"Солнышко" с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников); 1 ДОУ
аккредитовано на 1-ю категорию - это ДОУ № 8 "Сказка"
(центр развития ребенка).
8 ОУ для детей дошкольного и младшего
школьного возраста прошли аттестационную экспертизу, а аттестацию и
аккредитацию пройдут в январе - апреле 2004 г.
Главной задачей системы дошкольного
образования является обеспечение реальной доступности дошкольных
образовательных услуг для всех слоев населения, гарантии прав
родителей на выбор учреждений (в условиях города) и вариативных
образовательных программ с учетом состояния здоровья детей, их
способностей, перспектив развития и индивидуальных особенностей.
В Семеновском районе, как и по всей
Нижегородской области и стране, социально-экономические условия,
демографическая ситуация, финансовые возможности семей повлекли за
собой существенные изменения в сети дошкольных образовательных
учреждений и численности детей в них.
Таблица 1
Численность детей в
ДОУ
Год
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
% к 2002 |
Кол-во детей
|
1974
|
1887
|
1890
|
1794
|
1775
|
99%
|
По статистическим
данным за период с 2000 по 2003 год число учреждений уменьшилось на
4, из них перепрофилированы 4, в т.ч. в образовательных целях 1
(Огибновская начальная школа). В 2003 году закрыт Богоявленский
детский сад (14 мест) - филиал МДОУ "Беласовский детский сад".
В районе не допускается необоснованное закрытие или
перепрофилирование ДОУ. Основными причинами закрытия данного
учреждения являются удорожание стоимости содержания ребенка в детском
саду и отсутствие рабочих мест для женщин в деревне и, следовательно,
низкий доход семьи и высокая родительская плата за содержание детей.
Стоимость содержания детей
увеличивается из года в год в основном за счет удорожания
коммунальных услуг, снижения контингента и неэффективного
использования пустующих площадей ДОУ (сдача в аренду), особенно на
селе, использования электрокотлов при отоплении некоторых ДОУ.
Таблица 2
Стоимость содержания
1 ребенка в ДОУ в месяц
Год
|
Стоимость содержания 1 ребенка
|
|
средняя стоимость по району
|
город
|
село
|
2001
|
769
|
657
|
851
|
2002
|
1090
|
834
|
1363
|
2003
|
1266
|
972
|
1561
|
По сравнению с 2002
годом численность детей уменьшилась незначительно - на 19 человек.
Снижение численности детей идет преимущественно в сельских детских
садах.
Динамика численности
ДОУ
Год
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Кол-во учрежд.
|
35
|
34
|
34
|
32
|
31
|
Динамика численности
детей, посещающих ДОУ
Год
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Кол-во детей
|
1974
|
1887
|
1890
|
1794
|
1775
|
Основными
показателями, характеризующими состояние сети дошкольных заведений,
являются обеспеченность детей в возрасте 1 - 6 лет местами в
дошкольных учреждениях и охват детей 1 - 6 лет дошкольными
учреждениями в % к численности детей соответствующего возраста,
проживающих (родившихся) на территории района.
В районе отсутствует очередность в
устройстве детей в ДОУ, но в городе пустующих ДОУ нет. Хотя
повышенным спросом пользуются ДОУ № 4, 8, 9, нач. школа - детский сад
№ 10, № 11 за счет широкого спектра образовательных, оздоровительных
и медицинских услуг.
Динамика охвата детей
в возрасте 1 - 6 лет
дошкольными учреждениями
характеризуется следующими данными
Год
|
Всего в % к численности детей
соответствующего возраста
|
2001 |
83%
|
2002 |
76%
|
2003 |
74%
|
Как и в
предшествующие годы, охват детей дошкольными учреждениями низок,
особенно в сельской местности, где детские сады посещают менее
половины детей соответствующего возраста. Особенно низок процент
охвата в микрорайонах Никитинского детского сада (46%),
Фундриковского детского сада (41%), Кулагинской начальной школы -
детского сада (42%), Тарасихинского детского сада (56%), Поломского
детского сада (50%), Шалдежского детского сада (55%), Хахальского
детского сада (61%), Успенской начальной школы - детского сада (60%).
В районе функционируют 3
логопедические группы (ДОУ № 8, № 10, № 11), в которых получают
коррекционную помощь дети с нарушениями речи в количестве 52
человека; в ДОУ № 2, 4, 6 функционируют логопункты, в которых таким
детям оказывается коррекционная помощь. В ДОУ № 8 "Сказка"
с 19 детьми (1 группа) проводится коррекция опорно-двигательного
аппарата и функционирует 1 группа для часто и длительно болеющих
детей (17 чел.).
Заболеваемость детей уменьшилась и
составляет 1319 случаев на 1000 населения, пропуски по болезни 1
ребенком - 10,0 дня, т.е. остались на уровне 2002 года (по области -
14,3 дня). По структуре заболеваемости 71% - это болезни органов
дыхания, 85% - инфекционные заболевания. Ниже среднерайонного уровня
пропуски по болезни благодаря эффективной работе по оздоровлению и
закаливанию детей в 16 ДОУ района (ДОУ № 1 - 7,9 дня, ДОУ № 4 - 6,9
дня, ДОУ № 5 - 9,6 дня, в нач. школе - д/с № 7 - 9,0 дня,
Зименковский д/с - 1,6 дня, Пафнутовский д/с - 4,6 дня, Елфимовская
нач. школа - д/сад - 5,8 дня).
На начало 2004 года в ДОУ района
воспитанием детей занимались 223 педагогических работника, из них 43
имеют высшее образование, 9 - незаконченное высшее, 181 - среднее
специальное. Из 23 заведующих ДОУ 9 имеют высшее образование, 14 -
среднее специальное; из 172 воспитателей 21 имеет высшее образование,
6 - незаконченное высшее, 145 - среднее специальное. В штате ОУ
района трудятся 4 логопеда с высшим образованием (1 с
дефектологическим), 2 педагога-психолога с высшим образованием, 3
инструктора по физической культуре, из них 1 - с высшим
педагогическим образованием. Укомплектованность педагогическими
кафедрами составляет 100%. Из общего количества педагогов 72 (31%)
имеют 1-ю квалификационную категорию, 112 чел. (48%) - 2-ю
квалификационную категорию, 3 человека (1,3%) имеют высшую
квалификационную категорию, 20% педагогов ДОУ аттестацию не
проходили. В 2003 году количество аттестованных снизилось на 15%. Это
происходит из-за того, что часть педагогов, имеющих квалификацию,
меняют место работы: уходят в другие сферы деятельности. Основной
причиной этого является низкий уровень оплаты труда. Средняя месячная
заработная плата по ДОУ составляет 1642 рубля, в т.ч. у заведующих -
2340 рублей, педагогов - 1683 рубля, МОП - 903 рубля.
Несмотря на дифференцированную
родительскую плату (для сельской местности - 200 руб., для города -
250 руб. в месяц), необходимо отметить, что ситуация вошла в
противоречие с нормами законодательства РФ, закрепляющими за
государством обязанность оказывать финансовую и материальную помощь
семье в воспитании детей дошкольного возраста и обеспечить
доступность дошкольного образования для всех слоев населения (п. 2
ст. 43 Конституции РФ, п. 3 ст. 5, п. 2, 3, 5 ст. 18 Закона РФ "Об
образовании").
Стабилизация родительской платы,
эффективное использование пустующих помещений сельских ДОУ и другие
мероприятия, способствующие удешевлению стоимости содержания ДОУ,
изменение демографической ситуации будут способствовать дальнейшему
развитию дошкольного образования.
За последние пять лет, с 1999 по 2003
год, произошло сокращение начальных школ с 12 до 10 в связи с
исчезновением контингента обучающихся в ряде населенных пунктов.
Контингент учащихся в целом по району также сократился примерно на
1500 человек.
Для реализации права детей на
образование в районе создана дифференцированная сеть ОУ, реализующая
право личности на выбор ОУ и форм получения образования. МОУ "Лицей
№ 1" обеспечивает превышение стандарта в среднем образовании в
гуманитарном, естественно-научном и математическом направлениях с
9-го класса (215 уч-ся). Здесь обучаются наиболее способные учащиеся
школ города и района.
МОУ "Средняя общеобразовательная
школа № 3" осуществляет углубленное изучение предметов биологии
и химии с 7-го класса (7 - 8-й кл. - 50 уч-ся).
Специальная (коррекционная)
школа-интернат 8-го вида обеспечивает обучение детей с отклонениями в
умственном развитии (125 уч-ся).
В четырех образовательных учреждениях
созданы классы выравнивания (11 кл. - 121 уч-ся), в шести
образовательных учреждениях - классы компенсирующего обучения (19 кл.
- 196 уч-ся). 9-й класс компенсирующего обучения открыт в вечерней
(сменной) общеобразовательной школе.
Ежегодно около 40 учащихся по
медицинским показаниям обучаются индивидуально на дому.
С 2003 года вступил в действие
локальный акт "Положение об индивидуальном обучении детей по
социально-педагогическим показаниям", по которому проблемные
дети имеют возможность получить образование в индивидуальном порядке.
Предположительно 15 - 20 учащихся будут охвачены данной формой
обучения.
Для домашних детей, поступающих в 1-й
класс, организуются на базе ОУ "школы будущего первоклассника".
В целях создания модели непрерывного
образования и оказания социальной поддержки выпускникам на базе лицея
№ 1 организуется чтение спецкурсов преподавателями 3 вузов:
Нижегородской государственной медицинской академии, Нижегородского
государственного технического университета и Нижегородского
государственного университета им. Лобачевского - для старшеклассников
лицея и всех желающих из других школ. Работа проводится по субботам
на платной основе.
Также на платной основе в рамках
программы "Одаренные дети" Нижегородским государственным
университетом им. Лобачевского осуществляется подготовка учащихся с
9-го класса к олимпиадам "Таланты земли Нижегородской".
Принимают участие в работе все желающие.
В образовательном пространстве
Семеновского района воспитание и дополнительное образование детей
осуществляют дошкольные образовательные учреждения,
общеобразовательные учреждения, 4 учреждения дополнительного
образования.
В УДО занимаются 1911 воспитанников
(32,5% от общего числа обучающихся в районе). В том числе в центре
детского творчества - 525 человек, в ДЮСШ по борьбе дзюдо - 350
человек, в ДЮКФП - 772 человека. В п. Сухобезводное работает детский
центр "Радуга" с охватом 264 чел.
В кружках и спортивных секциях,
организованных на базе ОУ, занимаются 3096 учащихся (52,5% от числа
учащихся района). Общая занятость детей дополнительным образованием
составляет 5007 человек (85%).
Система дополнительного образования
района предоставляет возможность детям в соответствии с их интересами
и способностями заниматься художественным и декоративно-прикладным
творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической
деятельностью, спортом. В районе созданы условия для работы
военно-патриотических клубов "Китеж" и "Русич" -
п. Сухобезводное.
В летний период организация отдыха,
оздоровления и занятости детей и молодежи осуществляется через ДООЛ
"Колос" (вместимость - 525 мест) и лагеря с дневным
пребыванием детей, действующие на базе общеобразовательных учреждений
и учреждений дополнительного образования.
Включение детей в общественную жизнь
района, их социализация осуществляются через систему районных
мероприятий: праздников, конкурсов, социальных проектов, трудовых и
экологических акций и т.д.
В 2002/2003 уч. году было проведено
40 общерайонных мероприятий, в которых приняли участие 1500 учащихся.
Система дополнительного образования в
условиях модернизации образования требует изменения подходов в
технологии управления содержания образования. Необходимо усилить
внимание к кадровому и материально-техническому потенциалу.
1.3. Состояние и
основные проблемы районной муниципальной системы образования
Вопрос образования -
один из приоритетных в политике законодательной и исполнительной
власти района. В течение последних лет стабильно выполняется бюджет
по образованию. Достигнуты следующие положительные результаты:
1. Сохранена сеть образовательных
учреждений.
2. Создаются для детей условия,
обеспечивающие их право на образование с учетом природных
способностей и психофизиологических возможностей на основе создания
разноуровневых классов, индивидуального обучения, используя подходы
дифференциации в учебно-воспитательном процессе. В специфических
условиях сельских школ осуществляется социальная защита учащихся
(воспитанников), в том числе организация питания, подвоз учащихся в
ОУ, социальная поддержка детей-сирот и др. категорий.
3. В соответствии с нормами
санитарно-гигиенических требований и правил техники безопасности
содержатся здания и помещения ОУ, отсутствуют аварийные здания,
осуществляются необходимые капитальный и текущий ремонты, подготовка
ОУ к новому учебному году; проводятся мероприятия по охране
безопасности жизнедеятельности учащихся. Из 34 школ 27 работают в
первую смену.
4. Во всех школах успешно реализуется
базисный учебный план, федеральный и региональный компоненты.
Осуществлен полностью в ОУ переход в начальной школе на программу (1
- 4).
5. Внедряются в учебно-воспитательный
процесс инновационные, в т.ч. компьютерные, технологии и новые
педагогические системы, в т.ч. по системе Занкова и Виноградовой (в
начальной школе). Используются альтернативные учебники и
образовательные программы, в УВП применяются авторские учебные
пособия по краеведению, экологии, эстетическому воспитанию.
6. На сегодня все школы и детские
сады прошли государственную аттестацию и аккредитацию. Завершится
процедура аттестации начальных школ - детских садов в апреле 2004
года.
7. Год от года более тесно
налаживаются связи образовательного комплекса района с вузами и
средними специальными заведениями нижегородского региона, в т.ч.
НСХА, ВВАГС, НИРО, медакадемией, университетом им. Лобачевского,
техническим университетом, НИМБ, на основе договоров по целевому
направлению выпускников, открытию филиалов и классов на базе района.
8. Все больше в образовательном
процессе в рамках единого воспитательного комплекса уделяется
внимания вопросам здоровья, физической культуры и спорта,
профилактике асоциального поведения учащихся, трудоустройству и
занятости детей и подростков, развитию детского творчества,
воспитанию гражданственности, патриотизма, духовности подрастающего
поколения.
9. В управлении образованием
внедряется программно-целевой подход.
Слабые стороны:
1. Учебно-методическая база ОУ не
соответствует современному уровню образовательных потребностей по
следующим причинам: низкая обеспеченность наглядными пособиями,
материалами к практическим и лабораторным работам по химии, физике и
т.д.; отсутствие ТСО в т.ч. магнитофонов, видеотехники, телевизоров,
кодоскопов и др.; не соответствует требованиям как районная, так и
школьные фоно-, аудио-, слайдо-, видеотехника, множительная и
компьютерная техника.
2. Требует совершенства
спортивно-физкультурная работа, как УВП, так и оборудование
спортзалов, площадок, по приобретению спортинвентаря.
3. В условиях всеобщей
компьютеризации образования в школах района недостаточно компьютеров
нового поколения. Преподавание информатики в 10 - 11-х классах
некоторых школ ведется на устаревших машинах "Корвет". В
начальных и основных школах компьютеры отсутствуют. Возникает
проблема невозможности перехода на новое содержание образования в
начальной школе - "Компьютерная грамотность".
4. Проблемным вопросом в деятельности
сельских школ являются организация трудовой и профильной подготовки
школьников, материальная база.
5. Невелика роль в управлении
образовательными учреждениями общественных органов самоуправления:
советов ОУ, попечительских советов, родительских комитетов и т.п.
6. Недостаточно привлекаются
дополнительные источники финансирования: слабо используются
возможность развития дополнительных образовательных услуг,
хозрасчетной и предпринимательской деятельности, средства спонсоров.
7. Требует доработки
нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений (уставов,
локальных актов), совершенствование ведения делопроизводства.
8. Не определен статус районной
методической службы (ИДЦ) в системе районного управления
образованием. Слабо обеспечивается социальная защищенность
педагогических работников ИДЦ, что не позволяет растить
высококвалифицированный кадровый потенциал. Не соответствует
современным требованиям модернизации образования учебно-методическая
и материально-техническая база ИДЦ как сервисной методической службы.
9. Необходимого внимания требует
работа по развитию деятельности ученического самоуправления, детского
общественного и молодежного движения, целенаправленной организации
досуга молодежи, ее активного участия в социально-экономической жизни
района. В районе отсутствует законодательная молодежная политика.
10. Необходимо продолжить развитие
дифференцированной сети образовательных учреждений с целью
удовлетворения потребностей родителей и детей в образовательных
услугах различного уровня. Особого внимания требуют оптимизация и
реорганизация (реформирование) системы образования на селе.
11. Остается серьезной проблемой
организация работы по охране труда и профилактике детского
травматизма.
-->
примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.
-
1.3.2.
Результативность образовательной деятельности
В районе хорошие
показатели продолжения обучения выпускников 9-х и 11-х классов.
Год
|
Количество выпускников 9-х
классов
|
|
10-й кл.
|
Нач. проф. образование
|
Среднее проф. образование
|
2000 - 2001
|
42%
|
25%
|
28%
|
2001 - 2002
|
46%
|
28%
|
22%
|
2002 - 2003
|
44%
|
24%
|
24%
|
Год
|
Количество выпускников 11-х
классов
|
|
Нач. проф. образование
|
Среднее проф. образование
|
вузы
|
2000 - 2001
|
4%
|
44%
|
41%
|
2001 - 2002
|
3%
|
39%
|
50%
|
2002 - 2003
|
6%
|
36%
|
53%
|
Вместе с тем в
среднем 1% из общего числа выпускников остается без определенного
вида занятий.
Наблюдается рост числа медалистов
среди выпускников 11-х классов и числа учащихся классов, закончивших
школу с аттестатом особого образца.
|
2000 - 2001 уч. г.
|
2001 - 2002 уч. г.
|
2002 - 2003 уч. г.
|
9-й класс
|
1,2%
|
2,5%
|
2%
|
11-й класс
|
5,3%
|
7,9%
|
10%
|
В среднем качество
знаний учащихся в целом по району достаточно стабильно: 36 - 38%, что
говорит о пристальном внимании со стороны педагогических коллективов
данному вопросу.
Вместе с тем в районе есть ряд
проблем:
1. В районе есть учащиеся,
оставляющие школу, не получив основного общего образования:
|
Отчислены
|
Выпущены со справкой |
2000 - 2001
|
13 (0,2%)
|
14 (1,8%)
|
2001 - 2002
|
15 (0,2%)
|
2 (0,2%)
|
2002 - 2003
|
12 (0,1%)
|
3 (0,3%)
|
2. Велико количество
неуспевающих учащихся:
2000/2001 уч. год - 1,4%;
2001/2002 уч. год - 1%;
2002/2003 уч. год - 1%.
Таким образом, в районе недостаточно
эффективно проводится индивидуальная работа в ОУ с учащимися,
испытывающими затруднения в обучении.
3. Важнейшей проблемой является
восстановление единства обучения и воспитания, устойчивого
функционирования воспитательных систем в школе и по месту жительства.
4. Сохраняется отрыв обучения от
социально значимых проблем - системы образования по-прежнему в
основном ориентируются на воспроизведение готовых знаний и
профессиональных умений, слабо работают на развитие личности,
формирование системы жизненных ценностей, социальных норм и других
элементов культуры.
5. Увеличивается число детей-сирот,
детей, оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей, нуждающихся в
психологической коррекции. Однако существующая
материально-техническая и учебно-методическая база ОУ для указанных
детей не в полной мере обеспечивает необходимые условия по их
содержанию и обучению.
6. Острой остается проблема
профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями
здоровья.
7. Не в полной мере используются
возможности малокомплектной сельской школы по созданию условий для
разноуровневой системы обучения на основе базисного учебного плана и
его школьного компонента, развития дополнительного образования.
1.3.3. Кадры в
образовании
Одним из важных
условий стабильного функционирования системы образования является
кадровое обеспечение, способное удовлетворить интересы всех
участников учебно-воспитательного процесса.
В образовательных учреждениях
Семеновского района в 2003/2004 уч. году работает 931 педагог
(2002/2003 - 922 чел.; 2001/2002 - 890 чел.), из них в системе общего
образования - 559 учителей (2002/2003 - 550 чел., 2001/2002 - 546
чел.). За последние 3 года количество учителей в районе остается
стабильным. Существенным фактором, влияющим на состояние системы
образования, является процесс демографических изменений, что влечет
за собой сокращение классов-комплектов и, как следствие, сокращение
ставок учителей начальных классов в ОУ района и снижение учебной
нагрузки учителей среднего и старшего звена.
В сельских школах количество учителей
начальных классов сократилось с 65 чел. в 2001/2002 уч. году до 63
чел. в 2003/2004 уч. году.
Образовательный уровень учителей
остается стабильно высоким. Высшее образование имеют в 2003/2004 уч.
году 450 чел. (80,5%) педагогов; в 2001/2002 уч. году - 426 чел.
(78%). По России - 77,3%, по области - 85,4%.
По-прежнему высока степень
феминизации учительских кадров:
женщины составляют:
2003/2004 - 476 чел. (85,15%);
2002/2003 - 474 чел. (86,2%);
2001/2002 - 546 чел. (85,9%).
В районе сохраняется тенденция
увеличения количества педагогов, выбывших из системы образования в
связи с переходом в другие отрасли (из общего числа выбывших в году):
2001/2002 уч. год - 7 чел. (21,2%);
2002/2003 уч. год - 5 чел. (33,3%);
2003/2004 уч. год - 9 чел. (30%).
Слабая социальная защищенность
учителя является причиной оттока молодых педагогов в другие сферы.
Сокращается количество молодых
специалистов со стажем до 2 лет:
2001/2002 уч. год - 37 чел. (6,8%);
2002/2003 уч. год - 22 чел. (4%);
2003/2004 уч. год - 15 чел. (2,7%).
Вместе с тем высоко количество
учителей со стажем работы от 10 до 20 лет: в 2003/2004 уч. году - 187
чел. (33,6%). Это перспективные специалисты, имеющие значительный
педагогический опыт и творческий потенциал. Растет количество
учителей со стажем более 20 лет: с 232 чел. (42,5%) в 2001/2002 уч.
году до 265 чел. (47,4%). Данная тенденция - увеличения в общей массе
учительства удельного веса учителей с большим стажем - одинаково
выражена как на селе, так и в городе.
В районе увеличивается количество
работающих пенсионеров:
С 39 человек (7,1%) в 2001/2002 уч.
году,
58 человек (10,6%) в 2002/2003 уч.
году
до 69 человек (12,34%) в 2003/2004
уч. году.
Вместе с тем сократилось количество
педагогов, уходящих на пенсию, с 11 чел. (33,3%) в 2001/2002 уч. году
до 7 чел. (23,3%) в 2003/2004 уч. году.
Данные тенденции объясняются
недостаточным количеством молодых кадров в районе и низким уровнем
пенсий педагогов.
С целью обеспечения образовательных
учреждений в районе молодыми педагогическими кадрами отдел
образования ведет работу по целевой, контрактной подготовке
педагогов. Преимущественным правом при отборе кандидатов на
заключение договора о целевой подготовке пользуются дети педагогов.
Однако следует отметить, что пока обеспечить район молодыми кадрами
за счет студентов-целевиков не удается. Так, в 2003/2004 уч. году в
район вернулись 4 студента-целевика из 16. Такая ситуация
складывается ежегодно, выдаются более 10 направлений, а возвращаются
из них в район 1 - 3 целевика (в 2001/2002 уч. году вернулся 1
целевик, в 2002/2003 уч. году - 3 целевика).
На 2003 год из 931 педагога,
работающего в образовательных учреждениях района, награждены 242
педагога (26%). По % награждения педагогов Семеновский район занимает
28-е место в области (из 59). Из них 5 человек имеют звание
"Заслуженный учитель", 39 человек (4,2%) - "Отличник
народного просвещения", 22 (2,7%) - "Почетный работник
общего образования РФ", имеют ордена 2 человека (0,2%), 56 (6%)
педагогов имеют грамоты МО РФ, РСФСР, СССР, 130 (14%) имеют грамоты
МОиН Нижегородской области.
Аттестация пед. кадров.
В Семеновском районе эффективно
работает система аттестации педагогических кадров. За последние 5 лет
прошли аттестацию 709 чел., что составляет 70%. В 2003 году
аттестован 151 чел., в т.ч. подтвердили категории 125 чел. Из года в
год увеличивается количество педагогов, имеющих высшую и первую
квалификационные категории.
Аттестация педагогов
|
2000/2001 уч. год
|
2001/2002 уч. год
|
2002/2003 уч. год
|
2003/2004 уч. год
|
Высшая
|
26
|
7
|
21
|
|
Первая
|
138
|
83
|
63
|
|
Вторая
|
71
|
72
|
67
|
|
Информация
Семеновского района о педагогических
и руководящих
работниках, имеющих квалификационные
категории,
по типам учреждений в 2002/2003 уч.
году
Общеобразовательные школы,
лицеи
|
Всего |
Высшая кв. кат.
|
1-я квалиф. кат.
|
2-я квалиф. кат.
|
|
665
|
21
|
47
|
46
|
Учреждения реабилитации
|
64
|
|
3
|
1
|
Дополнительное образование
|
56
|
|
4
|
4
|
Дошкольное образование
|
244
|
2
|
9
|
17
|
Слабые стороны:
1. Требует совершенствования механизм
прогнозирования потребности в педагогических кадрах в ОУ всех видов и
типов.
2. По-прежнему остаются вакансии в
школах учителей иностранного языка. Велика потребность в учителях
изо, информатики, физики, социальных педагогах.
3. Существует проблема переподготовки
и повышения квалификации педагогов при совмещении нескольких
предметов и больших учебных нагрузках, до 36 часов, в условиях
малокомплектных школ.
4. Существует проблема старения
педагогических кадров, в т.ч. администраторов. Необходима
целенаправленная подготовка резерва администраторов нового поколения
в условиях модернизации образования.
5. Сохраняется тенденция социальной
незащищенности со стороны государства педработников из-за низкого
уровня заработной платы, условий отдыха и лечения, обеспечения
жильем, коммунальными услугами, что снижает престиж профессии.
6. Еще в недостаточной степени
развита в системе управления образованием
информационно-аналитическая, мониторинговая деятельность как в ОУ,
так и в структурных подразделениях РОО.
7. Заработная плата работников
образования ниже средней заработной платы по району и чуть выше
прожиточного минимума.
8. Требует совершенствования механизм
работы по целевой, контрактной подготовке.
1.3.4.
Финансирование образования
Система образования
является приоритетной сферой в районе. В последние годы идет
увеличение финансирования.
|
2002
|
2003
|
2004
|
Количество выделяемых средств
на образование |
78,3 млн руб. |
84,6 млн руб. |
104,9 млн руб. |
Расходы на
образование возросли лишь номинально за счет инфляционной
составляющей. В сопоставимых же ценах уровень расходов неизменно
снижается. Более 50% средств уходит на заработную плату, и в целом
финансирование образовательной отрасли в данном объеме удовлетворяет
менее половины от потребности. Очень большие затраты идут на покрытие
коммунальных расходов, за электроснабжение и теплоснабжение.
Положительным результатом
финансирования в районе является то, что ОУ не имеют кредиторской
задолженности по многим статьям расходов, в т.ч. заработной плате,
компенсации на приобретение методической литературы, текущим
коммунальным услугам. Проводится необходимый текущий ремонт ОУ,
подготовка ОУ к началу нового учебного года, капитальный ремонт ОУ в
соответствии с планом, исполняются мероприятия по МЧС и др. На
сегодня практически нет ОУ, находящихся в аварийном состоянии.
Выделяются средства на социальную
поддержку остронуждающихся учащихся и их родителей, питание учащихся,
спортивно-оздоровительную работу и т.д. Однако продолжает ухудшаться
учебно-материальная база ОУ. Снижается реальная заработная плата
работников образования. В недостаточной степени удовлетворяются
запросы и потребности педагогических кадров в системе их непрерывного
образования, организации условий труда, отдыха, оздоровления.
1.3.5. Организация
управления
Анализ проблем в
системе образования Семеновского района и причин, их обусловивших,
показывает, что многие из них вызваны существенными недостатками в
управлении образованием.
Наиболее значительными недостатками
на муниципальном и школьном уровнях являются:
1. Преобладание оперативного
управления над программно-целевым.
2. Недостаточная автономность ОУ.
Несогласованность управления по иерархическим уровням. Недостаточная
государственная поддержка муниципальной образовательной системы.
3. Недостаточное развитие форм
общественного управления (незначительная в управлении роль советов
ОУ, родительских комитетов и т.д., не сформированы попечительские
советы).
4. Острой остается проблема кадрового
обеспечения управления. Среди директоров школ 1/4 составляют
пенсионного и предпенсионного возраста, более 61% имеют стаж
педагогической работы более 20 лет. Отсутствует нормативно-правовая
база отбора и подготовки резерва администраторов.
5. Не соответствует современным
требованиям и остроте решаемых проблем уровень теоретической и
практической подготовки многих администраторов образования. Есть
проблема по переподготовке руководящих кадров для ОУ начальная школа
- детский сад.
6. Усложняется проблема управления
образованием в условиях существующих штатов сельских школ. При
отсутствии соответствующего педагогического и
хозяйственно-административного персонала все вопросы обеспечения
информационно-аналитической, методической, социально-психологической,
материально-технической деятельности выполняются в лице руководителя
ОУ.
7. Не сформировано активное участие
руководителей в анализе и формировании финансовых потребностей,
кадровых и материально-технических ресурсов по обеспечению
функционирования и прогнозирования развития ОУ.
8. На муниципальном уровне не
отработана эффективная система педагогического мониторинга.
Существующие критерии оценки эффективности управления различных типов
и видов не в полной мере отражают результаты деятельности ОУ, что
порождает недостоверность информации и ее недополучение. Имеющаяся
статистика не отражает динамическую жизнь современной школы,
отсутствует единая система информационного обеспечения деятельности
ОУ.
Эффективное решение ключевых проблем
образования исходя из внешнего и внутреннего анализа требует
системной программы развития и соответствующих управленческих
действий, где в центре внимания находится человек и его деятельность,
потребности населения и экономика района. Поэтому в районной
Программе, как и в программах федерального, регионального уровней,
выдвигается главной целью достижение системой образования устойчивого
развития в интересах удовлетворения потребности личности учащегося,
воспитанника, населения, государства и экономики района.
Вышеназванные проблемы являются
следствием того, что система образования главным образом
сориентирована на обеспечение текущего функционирования ОУ и
управление процессами, что возможно только в качестве краткосрочной
цели. Длительное по времени существование системы образования с
такими целевыми установками может привести к потере качественных
показателей работы системы.
2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
2.1. Главная
(стратегическая) цель Программы - формирование устойчивой, динамично
развивающейся районной системы образования, способной обеспечить
удовлетворение потребностей личности, государства, Нижегородской
области и Семеновского района.
2.2. Задачами Программы являются
обеспечение модернизации содержания образования и комплексных
изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе,
адекватных перемен в структуре, формах и методах управления
образованием, системы подготовки и повышения квалификации
педагогических и руководящих кадров, стабилизация бюджетного
финансирования системы образования и привлечение дополнительных
средств, обеспечивающих создание условий для повышения качества
дошкольного, общего и дополнительного образования.
2.3. Общие направления модернизации
системы образования Семеновского района.
2.3.1. В обновлении содержания и
педагогических технологий воспитания и обучения:
- изучение и внедрение в массовую
практику образовательных программ, отражающих изменения в сфере
культуры, экономики, науки, техники и технологии и обеспечивающие
индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и
воспитание;
- дальнейшее совершенствование
преемственности и непрерывности воспитания и обучения учащихся на
различных уровнях и ступенях обучения с учетом их особенностей
развития, социально-экономических условий района, специфики сельской
школы;
- создание системы воспитания
здорового образа жизни;
- совершенствование системы
гражданского образования, форм общественного самоуправления учащихся
на принципах уважения прав и свободы личности, высокой
нравственности, национальной и религиозной терпимости;
- внедрение педагогических
технологий, нацеленных на разностороннее развитие детей, их
творческих способностей, формирование навыков самообразования,
самореализацию личности, в т.ч. с применением современных
информационных и дистанционных форм обучения.
2.3.2. В сфере информационного
обеспечения развития образования:
- создание, в т.ч. с использованием
Интернета, информационной компьютерной сети, объединяющей ОУ, органы
управления и методическую службу на региональном и муниципальном
уровнях;
- создание программ на базе данных по
ресурсному обеспечению образования для сбора и анализа управленческой
информации и ее использованию в практике работы;
- активное использование
информационной системы учебного книгоиздания, библиотечных фондов,
создание информационного фонда в ОУ района;
- изучение и внедрение в практику
управления образованием системы педагогического мониторинга, в т.ч.
критериев оценки качества обучения (ученик, учитель, ОУ, потребности
социума);
- разработка и использование системы
информационного взаимодействия со СМИ.
2.3.3. Реформирование структуры,
содержания и форм управления образованием:
- совершенствование структуры
муниципальных органов управления образованием на основе заданий
государства, региона в процессе модернизации образования с учетом
изменений социально-экономических условий района и образовательных
потребностей населения;
- разработка и апробация механизма
реализации принципов автономности ОУ на основе четкого разграничения
компетенции и ответственности учреждения и его учредителя;
- превращение образования в открытую
сферу, вовлечение в управление образованием общественных структур
(советов школ, попечительских советов и т.д.);
- разработка и апробация в условиях
реструктуризации сельских школ новых моделей ОУ. Создание условий для
образования школьных самоуправляемых округов, комплексов, определение
их структуры, полномочий, участия учреждений культуры,
здравоохранения, органов самоуправления на местах;
- разработка системы работы с
резервом руководителей ОУ, по подбору потенциальных кадров, их
переподготовки и стажировке, взаимосвязи с НИРО;
- разработка программы и организация
подготовки руководителей нового поколения на основе формирования
менеджерской культуры управленца;
- систематическая работа со СМИ по
разъяснению задач и участию социума в модернизации образования,
содействие активизации СМИ в пропаганде культуры, духовности,
здорового образа жизни;
- оказание всемерной поддержки
эффективным инновационным процессам в образовании, удовлетворении
потребности в повышении квалификации руководителей и педагогов -
инноваторов;
- осуществление перехода от
распорядительного к регулирующему управлению системой образования,
обеспечивающему ее нормативно-правовое, экономическое и качественное
регулирование.
2.3.4. Совершенствование
экономического механизма функционирования ОУ:
- приведение деятельности ОУ в
соответствие с государственными нормативами финансирования общего
среднего и профессионального образования;
- на муниципальном уровне
использование системы государственного кредитования для учащихся из
малообеспеченных семей;
- обеспечение целевого использования
средств образования, в т.ч. на учебно-лабораторное оборудование,
информационно-вычислительную технику, развитие библиотек и
информационных ресурсов, а также на повышение квалификации
педагогических кадров, руководителей ОУ;
- на муниципальном уровне согласно
Закону РФ "Об образовании" разработка нормативно-правовой
базы и обеспечение экономической самостоятельности ОУ;
- обеспечение приоритетности в
бюджете района по финансированию образования.
Придание открытости бюджету
образования, в т.ч. по привлечению и использованию внебюджетных
средств;
- создание нормативно-правовой базы в
ОУ и развитие деятельности по оказанию дополнительных платных услуг,
развитию коммерческой деятельности с целью привлечения дополнительных
финансовых средств в образование;
- укрепление учебно-методической,
материально-технической базы ОУ, активное внедрение
теплоэнергосберегающего обеспечения ОУ;
- оказание социальной поддержки
учащимся из малообеспеченных семей, детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, инвалидов;
- обеспечение социальных гарантий
педагогических работников на получение заработной платы с учетом ее
повышения, коммунальных услуг, ипотечные кредиты.
2.3.5. Развитие нормативно-правовой
базы образования:
- разграничение полномочий
учредителя, отдела образования, структурных подразделений отдела
образования и ОУ по вопросам управления содержанием, кадрами и
финансами образования;
- ежегодное заслушивание на районном
Земском собрании доклада районной администрации о состоянии
образования и защите прав детей;
- привлечение общественных структур и
родителей к управлению ОУ и усилению сотрудничества между ОУ и
местным сообществом;
- создание единой системы в районе
мониторинга качества образования, критериев оценки деятельности ОУ
различных типов и видов;
- создание системы лицензирования,
аттестации и государственной аккредитации ОУ, их общественной
аккредитации;
- приведение в соответствие с
процессом модернизации образования нормативно-правовой базы
методической службы, определение ее роли и статуса;
- внедрение нормативного
финансирования за счет бюджетных средств всех типов и видов ОУ.
2.3.6. Реформирование системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих и
педагогических кадров:
- создание механизма прогнозирования
кадровой потребности в образовании для различных видов и типов ОУ.
Профориентация учащихся, целевая подготовка в педвузах;
- создание районной системы
непрерывного образования педкадров, основанной на диагностике,
изучении и удовлетворении профессиональных запросов педагогических
кадров, в соответствии с уровнем их образования, квалификации
государственным требованиям обязательной подготовки 1 раз в 5 лет;
- создание условий для получения
высшего образования для работающих на основе договоров с педвузами;
- создание условий на базе ИДЦ и ОУ
для переподготовки педагогов на основе привлечения дистанционных форм
образования;
- модернизация структуры и содержания
деятельности районной и школьной методических служб на основе
сохранения лучшего в сложившейся традиционной системе;
- обновление содержания и форм
методической работы с педагогическими кадрами на основе применения
информационной системы, в т.ч. Интернета и локальных сетей;
- создание условий для переподготовки
руководителей ОУ и педагогических работников по использованию новых
педагогических технологий, в т.ч. по информатизации и компьютеризации
образования;
- создание системы мониторинга
качества работы с педкадрами;
- укрепление учебно-материальной базы
ИДЦ и методической службы опорных школ и школ ППО.
2.4. Локальные цели и направления
реализации Программы.
2.4.1. Дошкольное образование.
Цель: обеспечение решения возложенных
на дошкольные образовательные учреждения задач по помощи семье в
воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплению их
психического и физического здоровья, коррекции недостатков развития,
развитию индивидуальных способностей.
Основные направления:
- сохранение системы дошкольного
образования, обеспечение общедоступности услуг ДОУ для всех групп
населения;
- создание условий в различных видах
ДОУ (групп) для развития способностей и интересов детей дошкольного
возраста, в т.ч. с проблемами развития (ограниченными возможностями
здоровья);
- совершенствование содержания
дошкольного образования, внедрение программно-методического
обеспечения на развивающей основе, переход на новые образовательные
стандарты;
- введение механизма регуляции
качества дошкольного образования через процедуру аттестации и
государственной аккредитации;
- содействие семьям в обучении и
воспитании детей дошкольного возраста, в т.ч. не посещающих ДОУ.
2.4.2. Общее среднее образование.
Цель: создание условий для
обеспечения доступности и качества образования, развития личности,
способной к социальной адаптации.
Основные направления:
- модернизация содержания
образования, организационных форм, методов и технологий при
сохранении базовых принципов и лучших традиций отечественной школы;
- реализация регионального компонента
государственных образовательных стандартов, разработка и реализация
школьного компонента базисного учебного плана;
- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, природе;
- совершенствование организации
учебного процесса в целях сохранения и укрепления здоровья детей,
нормализации учебной нагрузки, обеспечение общего образования детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- дальнейшее создание равных условий
для получения образования детьми с учетом их индивидуальности;
- сохранение и развитие системы
общеобразовательных учреждений различных форм, типов и видов в
условиях сельских школ, в т.ч. малокомплектных, обеспечивающих
образовательные потребности населения;
- совершенствование педагогических
технологий;
- дальнейшая компьютеризация школ, в
т.ч. с использованием Интернета и дистанционного обучения;
- обеспечение государственной и
общественной систем оценки качества деятельности образовательных
учреждений, в т.ч. лицензирования, аттестации, государственной и
общественной аккредитации;
- организация централизованного
обеспечения школьных библиотек учебниками и учебной литературой
школьного компонента за счет бюджета и внебюджетных средств;
- дальнейшее развитие и обеспечение
демократического, государственно-общественного характера управления
системой общего образования, включая укрепление управленческой
вертикали по всем, составляющим ее, уровням.
2.4.3. Воспитание и дополнительное
образование детей.
Цели:
- создание необходимых
организационных, методических, кадровых и материальных условий для
развития воспитания в системе образования района, повышение
общественного статуса социального института воспитания, обновление
воспитательного процесса в образовательных учреждениях на основе
отечественных традиций и современного опыта, обеспечение целостности
и разнообразия воспитания, укрепление механизма воспитания;
- усиление воспитательной функции
образования, направленной на формирование гражданственности,
трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека,
любви к Родине, семье, окружающей природе;
- сохранение и развитие общедоступной
системы дополнительного образования детей и взрослых.
-
-->
примечание.
Видимо, имеется в виду Федеральная
программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от
10.04.2000 № 51-ФЗ.
-
Приоритетные
направления развития воспитания и дополнительного образования детей в
Семеновском районе определяются в соответствии с Программой развития
воспитания в Российской Федерации, Нижегородской области при
использовании промыслов и ремесел родного края.
Основные подходы:
- приоритетность воспитания в
образовательной политике, восстановление его статуса и значимости в
образовании;
- организация воспитательного
процесса на основе Закона РФ "Об образовании", направленная
на формирование и свободное развитие личности, оказание ей поддержки
в жизненном самоопределении, воспитании качеств гражданина-патриота,
профессионала-работника, семьянина-родителя;
- признание вариативности
воспитательных систем, учет специфики деятельности различных типов и
видов образовательных учреждений. Обеспечение целостности,
последовательности и преемственности в воспитании учащейся молодежи
на различных уровнях образования;
- формирование нравственных качеств,
профессиональных интересов, гражданской позиции на основе
общечеловеческих ценностей, отечественных педагогических традиций и
современного опыта;
- социально-психологическая поддержка
детей, связанная с их включением в активную жизнь, адаптацией к
социуму, формированием социальной ответственности; профилактика и
коррекция девиантного поведения;
- обеспечение прав детей в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и российским
законодательством, в т.ч. на свободное самоопределение и
самореализацию личности.
Основные направления:
- укрепление здоровья ребенка
средствами физкультуры и спорта, формирование здорового образа жизни,
обеспечение развития системы оздоровительной работы;
- воспитание учащихся в духе
демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания;
предоставление им реальных возможностей участия в управлении
образовательным учреждением;
- создание условий для участия семьи
в воспитательном процессе и активное включение семьи в решение
проблем воспитания;
- создание условий для усвоения
учащимися общечеловеческих и отечественных ценностей, помощь
воспитанникам в самоопределении, стабилизация и развитие системы
дополнительного образования детей, усиление воспитательных функций
современного профессионального образования;
- воспитание и развитие воспитанников
на этнокультурных традициях родного края.
2.4.4. Молодежная политика.
Цель: создание и развитие правовых,
социально-экономических и организационных условий для самореализации
молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.
Основные направления:
1. Создание условий для гражданского
становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания
молодежи:
- активизация форм
гражданско-патриотического воспитания в ОУ района, развитие системы
взаимосвязей военкомата, РОВД, воинской части и молодежи;
- организация и проведение
мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам истории России;
- поддержка деятельности
патриотических клубов "Китеж" и "Русич".
2. Создание условий для решения
социально-экономических проблем подростков и молодежи:
- создание временных и сезонных
рабочих мест;
- поддержка трудовых объединений,
бригад, стройотрядов в реализации программ по занятости и
профориентации молодежи;
- поддержка работающей молодежи
(организация и проведение конкурсов профмастерства).
3. Продолжить работу по организации
молодежного, детского и семейного досуга, массового спорта и туризма.
Участие в зональных, областных и районных проектах.
4. Активизировать работу с молодой
семьей:
- развитие межведомственного
взаимодействия и комплексных мер по укреплению и стабилизации молодой
семьи;
- решение жилищной проблемы для
молодых семей;
- просвещение молодежи по вопросам
репродуктивного здоровья, безопасного материнства и осознанного
родительства.
5. Профилактика асоциальных явлений
среди молодежи:
- разнообразие форм и методов работы
с молодежью по профилактике асоциальных явлений;
- активизировать работу "телефона
доверия";
- выработать систему информирования
молодежи по предупреждению асоциальных явлений среди молодежи.
3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
3.1. Реализация
Программы предполагает 2 основных этапа.
Первый этап (2004 - 2005 гг.).
На этом этапе осуществляются
подготовительные и стабилизационные меры:
- принятие комплекса
нормативно-правовых актов, нацеленных на модернизацию районной
системы образования;
- стабилизация сети образовательных
учреждений;
- создание модели устойчивого
развития образовательных учреждений и муниципальной образовательной
системы.
Второй этап (2006 - 2008 гг.).
На этом этапе осуществляются:
- реализация всего комплекса
программных мероприятий по развитию образования Семеновского района;
- внедрение моделей устойчивого
развития во всем образовательном комплексе района;
- анализ выполнения Программы и
постановка перспективных целей на новый период;
- введение в экспериментальном
порядке режима нормативного финансирования отдельных образовательных
учреждений.
3.2. Возможные сценарии реализации
Программы.
Реализация Программы может протекать
по нескольким сценариям, что зависит от полноты выполнения задач и
возможного действия 2 факторов риска.
Такими факторами могут быть:
1. Недостаточное ресурсное
обеспечение Программы:
- неполное выделение финансовых
средств;
- слабое информационное обеспечение
(недостаточная техническая база Программы и недостаток данных);
- недостаточное нормативно-правовое
обеспечение.
2. Неэффективность работы районного
отдела образования и администраторов образовательных учреждений. Этот
фактор риска можно ослабить выделением как особо приоритетного в
работе направления кадрового менеджмента по всей вертикали управления
образованием.
В связи с этим возможны три варианта
сценария развития Программы:
- при полном ресурсном обеспечении;
- при минимальном ресурсном
обеспечении;
- при неполном ресурсном обеспечении.
Оценивая влияние факторов риска в
целом, в качестве наиболее вероятного базового сценария
предполагается последний вариант (при неполном ресурсном обеспечении)
при эффективно работающих командах. При этом будет соблюдена
этапность реализации Программы и достигнута высокая результативность.
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
┌─────────────────────────┬─────────┬────────────────┬───────────┐
│ Мероприятия
│ Срок │ Ответственные │Источники и│
│ │ │
│размер │
│ │ │
│финанси- │
│ │ │
│рования │
├─────────────────────────┴─────────┴────────────────┴───────────┤
│ 4.1.
Дошкольное образование │
├─────────────────────────┬─────────┬────────────────┬───────────┤
│Сохранение сети
ДОУ,│ 2004 - │ Отдел │ │
│разработка и
реализация│ 2008 │ образования │ │
│районной
целевой│ │ │ │
│программы
развития│ │ │ │
│дошкольного
образования│ │ │ │
│до 2010 г.
Организация│ │ │ │
│системы мероприятий
по│ │ │ │
│охране жизни и
здоровья│ │ │ │
│детей, посещающих ДОУ
│ │ │ │
├─────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤
│Социальная
поддержка│ 2004 - │ Отдел │ 653,0 │
│малообеспеченных
семей,│ 2008 │ образования │ тыс. руб. │
│детей-сирот и
инвалидов│ │ ДОУ │ районный │
│по содержанию
в│ │ │ бюджет │
│дошкольном учреждении
│ │ │ │
├─────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤
│Повышение
│постоянно│ Отдел │ 27,0 │
│образовательного
ценза,│ │ образования │ тыс. руб. │
│профессионального
│ │ ДОУ │ │
│мастерства
работников│ │ │ │
│ДОУ:
│ │ │ │
│- курсы на базе
района,│ │ │ │
│2005 год
│ │ │ │
│-
повышение│ │ │ │
│образовательного
уровня│ │ │ │
│через заочное
образование│ │ │ │
├─────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤
│Проведение аттестации
и│ 2004 - │ Отдел │ 182,0 │
│государственной
│ 2008 │ образования │ тыс. руб. │
│аккредитации
│ │ │ │
│образовательных
│ │ │ │
│учреждений для
детей│ │ │ │
│дошкольного и
младшего│ │ │ │
│школьного возраста
с│ │ │ │
│целью
регулирования│ │ │
│
│качества
образования:│ │ │
│
│введение
│ │ │ │
│дифференцированных
норм│ │ │ │
│финансирования
в│ │ │ │
│зависимости от типа
и│ │ │ │
│вида
│ │ │ │
├─────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤
│Внедрение федерального
и│ 2004 - │ Отдел │ │
│регионального
компонентов│ 2008 │ образования │ │
│стандарта
дошкольного│ │ ДОУ │ │
│образования
│ │ │ │
├─────────────────────────┼─────────┼────────────────┼───────────┤
│Продолжение работы
по│ 2004 - │ Отдел │ │
│обновлению
содержания│ 2008 │ образования │ │
│дошкольного
образования│ │ ДОУ │ │
│через внедрение
программ│ │ │ │
│нового