АДМИНИСТРАЦИЯ
СЕМЕНОВСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 ноября 2005 г. № 84
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО
ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕМЕНОВСКОГО
РАЙОНА В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ
НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ НА 2006 - 2010
ГОДЫ
В целях
совершенствования единой системы подготовки населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября
2003 года № 547 "О подготовке населения в области защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", со
статьей 8 пунктом 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N
28-ФЗ "О гражданской обороне", в целях организации обучения
населения Семеновского района в области гражданской обороны и защиты
от чрезвычайных ситуаций:
1. Утвердить организационные указания
по подготовке населения Семеновского района в области гражданской
обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006 - 2010
годы (прилагаются).
2. Сектору по делам ГОЧС
администрации (Е.Ф. Дунаев) довести организационно-методические
указания по подготовке населения Семеновского района в области
гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006
- 2010 годы до начальников гражданской обороны муниципальных
образований, объектов экономики, начальников нештатных
аварийно-спасательных формирований района.
Глава местного
самоуправления
А.А.САХАРОВ
Утверждены
постановлением
администрации Семеновского района
от 28.11.2005 № 84
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕМЕНОВСКОГО
РАЙОНА В ОБЛАСТИ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ ОТ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ,
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И
БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ
НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ НА 2006 - 2010
ГОДЫ
Подготовка населения
района осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства
Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 "Об утверждении
Положения об организации обучения населения в области гражданской
обороны" и от 04.09.2003 № 547 "О подготовке населения в
области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера".
Изучение и анализ результатов
совместной деятельности комитета гражданской защиты и пожарной
безопасности Нижегородской области, органов местного самоуправления и
организаций по выполнению постановлений Правительства Российской
Федерации показывают, что задачи по обучению населения в области
гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, поставленные
на 2001 - 2005 годы, в основном выполнены.
Вместе с тем единая система
подготовки населения не в полной мере соответствует качественным
изменениям всего спектра угроз населению. Продолжают иметь место
недостатки, влияющие на комплексное и качественное решение задач
обучения населения в области гражданской обороны, защиты от
чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и
безопасности людей на водных объектах (далее - безопасность
жизнедеятельности). Основными из них являются:
учебно-материальная база для обучения
населения совершенствуется медленно и не в полной мере обеспечивает
качественное проведение занятий, особенно практических;
обучение работающего населения во
многих организациях проводится не на должном уровне, что является
следствием слабой работы, проводимой по созданию (назначению) в
организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных
на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
слабым звеном в единой системе
подготовки населения продолжает оставаться работа с неработающим
населением. Создание и организация функционирования
учебно-консультационных пунктов при жилищно-эксплуатационных
организациях и администрациях сельских поселений (далее -
учебно-консультационные пункты) идет крайне медленно;
не все общеобразовательные учреждения
укомплектованы преподавателями-организаторами и учителями основ
безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ) и имеют
специализированные классы ОБЖ.
Указанные недостатки, неконкретная и
малоэффективная работа по их устранению свидетельствуют об ослаблении
внимания руководителей органов местного самоуправления, а также ряда
должностных лиц гражданской обороны и единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) всех
уровней к этой важнейшей задаче защиты населения.
В целях совершенствования и
комплексного решения задач подготовки населения в области
безопасности жизнедеятельности предлагаю:
1. Главной задачей по подготовке
населения в 2006 - 2010 годах в области безопасности
жизнедеятельности считать развитие единой системы подготовки
населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера с учетом:
обучения населения вопросам пожарной
безопасности и безопасности людей на водных объектах;
расширения ее возможностей, в том
числе за счет создания общероссийской комплексной системы
информирования и оповещения населения в местах массового пребывания
людей;
совершенствования организации
подготовки населения на основе требований принятых нормативных
правовых актов.
2. Основные усилия в работе по
выполнению главной задачи сосредоточить на:
обеспечении выполнения положений
законодательных и нормативных правовых актов по подготовке населения
в области безопасности жизнедеятельности;
соблюдении необходимой периодичности
повышения квалификации руководителей, должностных лиц, работников и
специалистов гражданской обороны и РСЧС всех уровней управления в
области безопасности жизнедеятельности;
уточнении программ обучения населения
в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций с
учетом подготовки всех категорий населения по вопросам обеспечения
пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
создании и развитие современной
учебно-материальной базы для подготовки населения в области
безопасности жизнедеятельности;
совершенствовании информирования
населения о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций с
использованием технических средств массовой информации в местах
массового пребывания людей.
3. Обучение населения в области
безопасности жизнедеятельности осуществлять в рамках единой системы
подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и
проводить:
в образовательных учреждениях МЧС
России;
в учреждениях повышения квалификации
федеральных органов исполнительной власти и организаций;
в учебно-методическом центре по
гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям области (далее - УМЦ
ГОЧС) и на курсах гражданской обороны;
по месту работы, учебы и жительства
граждан.
4. В целях совершенствования
организации и осуществления обучения населения в области безопасности
жизнедеятельности:
4.1. Руководителям органов местного
самоуправления:
повысить ответственность
руководителей организаций за организацию обучения населения в области
безопасности жизнедеятельности, в том числе учащихся
общеобразовательных учреждений в рамках курса ОБЖ;
планировать рассмотрение не реже
одного раза в год на заседаниях комиссий по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности
(далее - КЧС) вопросов организации и хода обучения населения в
области безопасности жизнедеятельности;
организовать эффективный контроль за
ходом обучения населения, а также полнотой и качеством разработки
организационных, планирующих и отчетных документов по подготовке
населения;
обеспечить разработку ежегодного
комплексного плана мероприятий по обучению неработающего населения в
области безопасности жизнедеятельности и его выполнение с
привлечением соответствующих органов управления и подведомственных им
организаций и учреждений культуры, связи и информации, образования,
здравоохранения, торговли, транспорта, коммунального хозяйства, а
также организаций, деятельность которых связана с массовым
пребыванием людей;
в ходе учений и тренировок
совершенствовать практические навыки членов КЧС, а также должностных
лиц и работников гражданской обороны и РСЧС;
обеспечить разработку перспективного
плана совершенствования учебно-материальной базы по обучению
населения в области безопасности жизнедеятельности, в котором
предусмотреть осуществление комплекса мер по обустройству
учебно-консультационных пунктов и курсов гражданской обороны и
всестороннему обеспечению их деятельности, а также по оптимизации
штатной численности преподавателей курсов гражданской обороны;
организовать подбор мест размещения
технических средств массовой информации в местах массового пребывания
людей, а также предоставление имеющихся технических средств и времени
для решения вопросов обучения населения в области безопасности
жизнедеятельности;
обеспечить разработку ежегодного
плана основных мероприятий по совершенствованию преподавания курса
ОБЖ в общеобразовательных учреждениях;
определить конкретные мероприятия по
организации укомплектования и повышения квалификации
преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ, поддержанию, дальнейшему
развитию и совершенствованию учебно-материальной базы для подготовки
учащихся по курсу ОБЖ;
планировать и проводить
семинары-совещания с руководителями общеобразовательных учреждений по
повышению эффективности изучения курса ОБЖ, внедрению современных
методик и технических средств обучения в процесс обучения;
проработать вопросы создания и
оснащения специализированных классов ОБЖ, обеспечения
общеобразовательных учреждений литературой и наглядными пособиями по
тематике безопасности жизнедеятельности;
планировать и проводить ежегодные
соревнования "Школа безопасности" или полевые лагеря "Юный
спасатель";
организовать участие
преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ в ежегодном конкурсе
"Учитель года";
проводить для учащихся
общеобразовательных учреждений дни открытых дверей на курсах
гражданской обороны, в ходе которых организовать проведение занятий,
показ тематических видеофильмов, посещение учебных классов и
нештатных музеев истории функционирования МПВО - ГО - РСЧС городов;
организовать доведение до детей
дошкольного возраста правил поведения в соответствии с программой по
основам безопасности детей дошкольного возраста (1997 г. издания);
организовать проведение в
организациях разъяснительной работы по подписке на журналы и газеты,
рекомендуемые МЧС России;
уточнить (завести) регистры (списки)
подготовки и повышения квалификации должностных лиц и работников
гражданской обороны и РСЧС, подлежащих обучению;
приложением к регистрам иметь копии
документов об обучении в Академии гражданской защиты МЧС России и
учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной
власти и организаций, в УМЦ ГОЧС и на курсах гражданской обороны;
организовать ежегодное выполнение
плана комплектования УМЦ ГОЧС;
заявки на должностных лиц и
специалистов гражданской обороны и РСЧС, подлежащих обучению в УМЦ
ГОЧС в следующем году, представлять к 1 сентября текущего года в
комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской
области;
проводить ежегодный анализ
результатов деятельности органов местного самоуправления по
подготовке населения в области безопасности жизнедеятельности.
4.2. Руководителям организаций:
проанализировать вопросы организации
и осуществления обучения работников организаций и личного состава
нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) в области
безопасности жизнедеятельности, определить задачи и мероприятия по их
совершенствованию;
организовать разработку рабочих
программ обучения работающего населения и личного состава НАСФ с
учетом особенностей деятельности организаций и специфики решаемых
задач, которые уточнять по мере необходимости;
темы специальной подготовки личного
состава НАСФ согласовать с руководителями органов управления ГОЧС
органов местного самоуправления;
для проведения занятий с работниками
организаций и личным составом НАСФ создать учебные группы;
руководителей учебных групп назначить
приказами;
с руководителями учебных групп перед
началом учебного года проводить одно-двухдневные сборы, в ходе
которых отрабатывать методику проведения занятий по темам программ
обучения;
конспекты по темам рабочих программ
обучения работающего населения и личного состава НАСФ утверждать у
руководителей структурных подразделений (работников), уполномоченных
на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
основное внимание при обучении
работников организаций и личного состава НАСФ направить на повышение
уровня практических навыков по выполнению задач согласно их
предназначению, а также при действиях в чрезвычайных ситуациях и на
пожарах;
в ходе учений и тренировок
отрабатывать приемы и способы действий в чрезвычайных ситуациях и при
угрозе террористических акций, эвакуации работников организаций,
материальных и культурных ценностей, а также вырабатывать необходимые
морально-психологические качества, требуемые в экстремальных
ситуациях;
принять необходимые меры по
поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а
также по ее эффективному использованию и совершенствованию;
в структурных подразделениях
организаций оборудовать типовые уголки гражданской защиты и пожарной
безопасности;
обучение должностных лиц и
специалистов гражданской обороны и РСЧС, впервые назначенных на
должность, по согласованию с руководителями органов управления ГОЧС
органов местного самоуправления осуществлять в УМЦ ГОЧС в
соответствии с планом комплектования;
в командировочных удостоверениях
должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС,
направляемых на обучение в УМЦ ГОЧС, указывать должности по ГОЧС, для
обучения которых они направляются;
выполнению планов и программ;
проводить для учащихся
общеобразовательных учреждений дни открытых дверей в УМЦ ГОЧС, в ходе
которых организовать проведение занятий, показ тематических
видеофильмов, посещение учебных классов и нештатного музея истории
функционирования МПВО - ГО - РСЧС Нижегородской области;
организовать оказание помощи
организациям в подготовке и проведении учений и тренировок.
5. В целях совершенствования
практических умений и навыков всех категорий населения в области
безопасности жизнедеятельности:
планировать и проводить учения и
тренировки с периодичностью и продолжительностью, определяемыми
ежегодными организационно-методическими указаниями области по
подготовке органов управления и сил гражданской обороны
территориальной системы обеспечения пожарной безопасности и
территориальной подсистемы единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При проведении учений и тренировок
особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов
гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных ситуаций, отработке практических вопросов действий
обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе
террористических акций в учреждениях образования, здравоохранения и в
местах массового пребывания людей.