Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Земского собрания
Дивеевского района от 20.04.2007 № 22


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
ДИВЕЕВСКОГО РАЙОНА"


Официальная публикация в СМИ:


"Ударник", N
52-53(9276-9277), 04.06.2007 (извлечения)









ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ДИВЕЕВСКОГО РАЙОНА




РЕШЕНИЕ


от 20 апреля 2007 г. № 22




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ


НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
БЮДЖЕТА ДИВЕЕВСКОГО РАЙОНА




В целях повышения
качества управления бюджетным процессом, эффективности и
результативности работы участников бюджетного процесса, а также
выявления внутренних резервов экономии расходов и увеличении доходов
местного бюджета Дивеевского района постановляю:


1. Утвердить Программу мероприятий,
направленных на обеспечение сбалансированности местного бюджета
Дивеевского района.




Председатель Земского
собрания


В.П.КИРЕЙЧЕВ




Глава местного
самоуправления


В.И.ЛОПАТКИН












Утверждена


решением


Земского собрания


Дивеевского района


от 20.04.2007 № 22




ПРОГРАММА


МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА
ОБЕСПЕЧЕНИЕ


СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
ДИВЕЕВСКОГО РАЙОНА, НА 2007 ГОД




ПРОГРАММА
МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ


СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА
ДИВЕЕВСКОГО РАЙОНА


__________________________________________________


(наименование муниципального
образования)



























































































































































































































































































































































п/п


Показатели местного
бюджета


Наименование
мероприятия


Срок
проведения


Ответственные за
проведение


Ожида-
емый
эффект

от
запла-
ниро-
ванных
меро-
приятий
в

расчете
на год
(тыс.
руб.)


Соотноше-
ние ожи-

даемого
эффекта к
соответст-
вующим
показате-

лям
бюджета на
200_ год
(%)


1


2


3


4


5


6


7


I.


Мобилизация доходов
-
всего, в том
числе











2798





1.


Местные налоги, из
них

















1.1.


Налог на имущество
физических
лиц


Инвентаризация
объектов

налогообложения,
ранее не учтенных
в
налогообложении


в течение года


Главы сельских
администраций


110


45,4


1.2.


Земельный налог


Выявление земельных
участков,
ранее не
учтенных в
налогообложении


в течение года


Главы сельских
администраций


337


Позволит
выполнить
план
2007
года


2.


Закрепленные
за
муниципальным
образованием
налоги, из них

















2.1.


Налог на доходы
физических
лиц


Работа

межведомственной
комиссии с
предприятиями,

учреждениями и
частными

предпринимателями,
уровень заработной
платы которых
ниже
прожиточного
минимума в районе


ежеквартально,
по

необходимости
ежемесячно


Отдел
экономики,
прогнозирования,
финансовый отдел


1000


4


2.2.


Единый налог на
вмененный
доход для
отдельных видов
деятельности


Работа

межведомственной
комиссии с
предприятиями
и
частными
предпринимателями
по недоимке
в
районный бюджет


ежеквартально,
по

необходимости
ежемесячно


Отдел
экономики,
прогнозирования,
финансовый отдел


200


3,6


3.


Неналоговые доходы,
из них

















3.1.


Доходы
от
использования
муниципального
имущества


Инвентаризация
объектов

недвижимости и
земельных
участков,
находящихся в
муниципальной

собственности


ежемесячно


КУМИ





Позволит
выполнить
план
2007
года








Приватизация

муниципального
имущества


в течение года


КУМИ


20


6,7








Системный контроль
за
использованием и
сохранностью
муниципального

имущества, в том
числе земельных
участков,
на
которых размещено
муниципальное
имущество


в течение года


КУМИ





Позволит
выполнить
план
2007
года








Разработка
критериев

эффективности
использования

муниципальной
собственности


июнь - август


КУМИ





Позволит
выполнить
план
2007
года








Претензионная
работа

администратора
поступлений


в течение года


КУМИ


250


5,9


3.2.


Поступления части
прибыли
МУП,
остающейся после
уплаты налогов,
сборов
и иных
обязательных
платежей


Оценка

эффективности
использования
муниципального

имущества,
находящегося в
хозяйственном

ведении
муниципальных
предприятий
района


ежеквартально


КУМИ


200


100


3.3.


Доходы
от
предпринимательской
и иной приносящей
доход
деятельности


Мобилизация доходов
по

предпринимательской
и иной приносящей
доход
деятельности


в течение года


Финансовый отдел


212


100


3.4.


Другие неналоговые
доходы


Привлечение

дополнительных
средств путем
установления

размеров платы за
пользование
бюджетными

средствами


май - ноябрь
2007 года


Финансовый отдел


66


100


3.5.


Средства

самообложения


Введение

самообложения
граждан сельских
поселений


июнь
2007 года


Главы сельских
администраций


403


100


II.


Оптимизация
расходов
- всего, в
том числе











2881,65





1.


Общегосударственные
расходы


Оптимизация
численности

работников аппарата
управления


апрель
2007 года


Управление
делами

администрации


350


1,5








Стимулирование
органов
управления,
их структурных
подразделений к
поиску
резервов
повышения
эффективности

бюджетных расходов


в течение года


Управление
делами

администрации


60


0,8


2.


Жилищно-

коммунальное
хозяйство


Применение

энергосберегающего
оборудования


в течение года


Главы сельских
администраций,

руководители МПО
ЖКХ с. Дивеево,
Кременки,
п.
Сатис,
руководитель
отдела
ЖКХ
администрации
Дивеевского
района


438,8


100


3.


Образование


Присоединение
начальных
школ к
средним


сентябрь
2007 года


РОО, директора
школ


157,4


42








Разработка
положения
о
предоставлении
платных услуг
по
подготовке
водителей категории
А, В, С


до 01.08.2007


РОО, директора
школ


60


100








Применение

энергосберегающего
оборудования


в течение года


РОО, директора
школ


94,5


100


4.


Культура


Приведение
в
соответствие штатов
муниципальных
учреждений

культуры, исключая
дублирование
функциональных

обязанностей


декабрь
2007 года


Отдел культуры и
кино


113,1


5








Разработка порядка
определения
цен,
расценок и тарифов
на платные услуги:
а)
разработка
прейскурантов на
платные
услуги,
оказываемые
муниципальными
учреждениями

культуры
б) принятие
нормативно-

правового акта,
утверждающего
прейскурант
на
платные услуги,
оказываемые

муниципальными
учреждениями
культуры, и
порядок
его применения


до 01.08.2007


Отдел культуры и
кино


109,5


23,6








Приведение
в
соответствие штатов
муниципальных
учреждений

культуры, исключая
дублирование
функциональных

обязанностей


до декабря
2007 года


Отдел культуры,
директора
домов
культура


113,1


5








Проведение анализа
и
оценки
потребности в
муниципальных

учреждениях
культуры. Создание
интегрированных

учреждений культуры


до декабря
2007 года


Отдел культуры,
директора
домов
культура


25


31,8








Применение

энергосберегающего
оборудования


в течение года


Отдел культуры,
директора
домов
культура


106,1


19,3


5.


Здравоохранение и
спорт


Ликвидация 2 ФАП


январь
2007 года


МЛПУ
"Дивеевская
ЦРБ"


129,7


100








Сокращение
коек
круглосуточного
стационара


январь
2007 года


МЛПУ
"Дивеевская
ЦРБ"


633,9


100








Сокращение ставок


апрель
2007 года


МЛПУ
"Дивеевская
ЦРБ"


456,75


41








Применение

энергосберегающего
оборудования


в течение года


МЛПУ
"Дивеевская
ЦРБ"


33,8


20


6.


Другие расходы
бюджета




















ИТОГО
по
мероприятиям,
направленным
на
сбалансированность
местного бюджета (I
+ II)











5679,65







1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ


ПО МОБИЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ
БЮДЖЕТОВ




1. Мероприятия по
увеличению поступлений местных налогов (налог на имущество физических
лиц и земельный налог)




За последние годы
исполнение бюджета по собственным доходам по Дивеевскому району
составляет свыше 100% (за 2004 г. - 93,4%, 2005 г. - 103%, 2006 г. -
109%). Особенно заметна тенденция увеличения поступления неналоговых
доходов в районный бюджет, так в 2004 году неналоговых доходов было
получено 2836 тыс. руб., в 2005 г. - 4785 тыс. руб., в 2006 г. - 7127
тыс. рублей.


С 2006 года вступившие в силу
изменения налогового и бюджетного законодательства оказали
существенное влияние на формирование собственных доходов
консолидированного бюджета Дивеевского района. На уровне органов
местного самоуправления практически не осталось полномочий, дающих
возможность увеличить доходную базу: взимание налогов строго
регламентировано Налоговым кодексом РФ, полномочия по установлению
дополнительных налогов и сборов не предусмотрены налоговым
законодательством.


Для сохранения тенденции роста
доходов возникла необходимость развития и укрепления доходной базы.


Важным источником мобилизации доходов
местного бюджета является увеличение поступления от местных налогов
(налог на имущество физических лиц и земельный налог).


В рамках реализации этого направления
предусматривается разработка рекомендаций для органов местного
самоуправления поселений района (поскольку налог на имущество
физических лиц поступает только в бюджеты поселений) по проведению
инвентаризации объектов налогообложения. Процедура проведения
инвентаризации довольно трудоемкая, поскольку необходим подворный
обход хозяйств, но вполне выполнимая, особенно в сельских поселениях.
Для системного учета результатов инвентаризации и ведения
похозяйственной книги администрацией района было закуплено по одному
автоматизированному рабочему месту в каждый сельсовет. В настоящий
момент ведется обучение работников и установка программы по
персонифицированному учету граждан. При выявлении объектов
недвижимости физических лиц, не учтенных в налоговом учете,
необходимо разработать план мероприятий по включению этих объектов в
налогооблагаемую базу, что приведет к ее увеличению, а
соответственно, и к росту бюджетной обеспеченности конкретного
поселения.


На сегодня государственную
регистрацию права собственности на недвижимое имущество в Дивеевском
районе имеют 43,7% граждан, в том числе по сельским администрациям:





по Дивеевской с/а
- 41,5%

по Елизарьевской с/а -
24,4%

по Глуховской с/а -
75%

по Ивановской с/а -
50%

по Кременковской с/а -
71,7%

по Б.-Череватовской с/а -
34,9%

по Верякушской с/а -
12,2%

по Сатисской с/а -
50%




Без свидетельства о
государственной регистрации права собственности на недвижимое
имущество физическое лицо не может быть признано плательщиком налога
по данному имуществу. В связи с этим многие потенциальные
налогоплательщики данного налога не подают заявления на регистрацию
права собственности на недвижимое имущество и, соответственно, не
уплачивают налог по указанному имуществу, что приводит к значительным
потерям местных бюджетов.


В 2006 году потери местного бюджета
составили 182 тыс. руб., в 2007 году потери составят 320 тыс. рублей
по уровню 2006 года.


С целью формирования объективной
информации о строениях и сооружениях на территории Дивеевского района
администрацией проводится работа по созданию информационной системы
градостроительной деятельности.


На сегодняшний день разработаны и
представлены на утверждение в Земское собрание генеральный план с.
Дивеево, совмещенный с проектом планировки, разработанный МП "ИРГ
"НижегородгражданНИИпроект", и правила землепользования и
застройки с. Дивеево, разработаны правила землепользования и
застройки в Дивеевском районе в соответствии со ст. 8 и ст. 30
Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса, где
отражены требования к гражданам по регистрации прав собственности на
земельные участки.


С 1 января 2006 года вступили в силу
решения сельских поселений об установлении налога на имущество
физических лиц. Установлены экономически обоснованные налоговые
ставки с учетом особенностей социального развития Дивеевского района
и доходов населения в районе (средняя зарплата по району составляет
по итогам 2006 года 4696 рублей). Ставки установлены от суммарной
инвентаризационной стоимости:





Стоимость имущества

До 300 тыс. руб. -
0,1%

От 300 до 500 тыс. руб. -
0,3%

Свыше 500 тыс. руб. -
0,5%




Специалистами
филиала ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Нижегородской
области и Управления Роснедвижимости Нижегородской области была
проведена государственная кадастровая оценка земли на территории
Дивеевского района и подготовлены сведения для исчисления земельного
налога на основе кадастровой стоимости земельных участков.


С 1 января 2006 г. вступили в силу
решения сельских поселений об установлении земельного налога.


В 2007 году по расчетам управления
Роснедвижимости будет изменена кадастровая оценка сельхозземель, что
приведет к увеличению доходной базы по сельхозземлям примерно в 1,5
раза. Но об увеличении поступления земельного налога говорить рано,
главами сельских поселений совместно с налоговыми органами не
закончена работа по выявлению земельных участков, не задействованных
ранее в налогообложении.




2. Оптимизация
перечня действующих льгот и их соответствие общественным интересам




Бюджет Дивеевского
района является на 80% дотационным, и поэтому предоставление
дополнительных налоговых льгот может отрицательно отразиться на
исполнении доходной части бюджета и, соответственно, приведет к
снижению уровня бюджетной обеспеченности. Налоговые льготы,
предоставление которых находится в компетенции органов местного
самоуправления, должны быть направлены на повышение уровня и качества
жизни населения, а также носить стимулирующий и взаимовыгодный
характер как для отдельных хозяйствующих субъектов, так и для
консолидированного бюджета Дивеевского района. В этой связи, кроме
систематической оценки объема и динамики предоставления налоговых
льгот, необходимо разработать критерии эффективности предоставляемых
и планируемых к предоставлению налоговых льгот. Имея четкую систему
критериев эффективности предоставляемых льгот, можно оценить, к каким
последствиям они приведут. На основе ожидаемых результатов появится
возможность принять наиболее рациональное управленческое решение по
предоставлению налоговых льгот.


Земским собранием Дивеевского района
налоговые льготы по местным налогам при утверждении
консолидированного бюджета Дивеевского района на 2007 год не
предоставлялись. Администрации Дивеевского района в случае
необходимости рекомендована практика замены налоговых льгот адресным
финансированием с отражением в расходной части местного бюджета.




3. Сокращение
недоимки по налогам и сборам




В администрации
Дивеевского района совместно с МРИ ФНС № 3 по Нижегородской области
проводится работа с предприятиями-недоимщиками и частными
предпринимателями по погашению накопленной задолженности по
начисленным платежам, пеням, штрафам в консолидированный бюджет
Дивеевского района. Для этих целей распоряжением главы местного
самоуправления Дивеевского района 398 от 12.09.2006 создана
межведомственная комиссия по работе с недоимщиками и сборами и по
вопросам уровня заработной платы, в состав которой входят
представители налоговых органов и силовых структур.


В 2006 году результатом работы
межведомственной комиссии было получение дополнительных доходов в
бюджет в сумме 1176 тыс. руб., в том числе НДФЛ - 863 тыс. рублей.


В 2007 году планируется в результате
работы комиссий получить дополнительно в консолидированный бюджет
1500 тыс. рублей.


Администраторами поступлений в
местный бюджет ведется претензионная работа с передачей материалов в
суд для принудительного взыскания задолженности. Так, в 2005 году по
аренде муниципального имущества было оформлено 7 исков в суд на сумму
448 тыс. рублей, из них удовлетворено 2 иска на сумму 137,1 тыс.
руб., в 2006 году было оформлено 5 исков в суд на сумму 507,7 тыс.
руб., из них удовлетворено 2 иска на сумму 368,9 тыс. рублей. В
среднем по району за счет претензионной работы бюджет пополняется на
250 тыс. рублей в год.




4. Мероприятия по
привлечению дополнительных неналоговых доходов местных бюджетов




4.1. В Дивеевском
районе постоянно проводится работа по увеличению доходной части
бюджета за счет неналоговых доходов. Анализ поступления неналоговых
доходов показывает существенный рост за последние 3 года, так, в 2005
году темп роста неналоговых доходов к 2004 году составил 168%; в 2006
году к 2004 году - 251%, к 2005 году - 149%.


Одним из основных мероприятий на
данном этапе является проведение инвентаризации объектов недвижимости
и земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной
собственности. Это позволит выявить реальную картину состояния
объектов муниципальной собственности, их рыночной оценки, что должно
привести к укреплению капитализации муниципальной собственности в
районе.


Инвентаризация имущества позволяет
выявить неиспользованное имущество и направить его или в аренду, или
в продажу.


Арендные платежи за земельные участки
регламентированы постановлением Правительства Нижегородской области
от 02.06.2006 № 186 "Об утверждении Методики расчета арендной
платы за земельные участки, находящиеся в собственности Нижегородской
области и государственной собственности на территории Нижегородской
области", решением Земского собрания Дивеевского района от
29.12.2006 № 83 "О коэффициенте дифференциации по видам
деятельности внутри одного вида использования земельного участка".


С 1 января 2007 года произошло
увеличение ставки арендной платы в 1,3 раза. Это позволит выполнить
план арендных платежей за землю на 2007 год в размере 4260 тыс.
рублей.


Решением Земского собрания
Дивеевского района от 29.12.2006 № 82 "Об увеличении ставок
арендной платы за пользование объектами муниципального нежилого
фонда" увеличены ставки арендной платы недвижимого имущества.
Это позволит выполнить план арендных платежей за недвижимое имущество
на 2007 год в размере 783 тыс. рублей.


Земское собрание Дивеевского района
утвердило решением № 80 от 29.12.2006 "Об утверждении
прогнозного плана приватизации муниципального имущества Дивеевского
района на 2007 год" план приватизации имущества на 2007 год. От
приватизации муниципального имущества планируется получить в 2007
году 300 тыс. рублей.


За последний год в связи с окончанием
срока аренды земельных участков появилась тенденция продажи земельных
участков, в том числе под ЛПХ.


В 2007 году от продажи земельных
участков будет дополнительно получено в бюджет 500 тыс. рублей, что
позволит финансировать статьи, заложенные в дефиците бюджета.


4.2. Одним из источников увеличения
доходной части бюджета является поступление части прибыли
муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов
и иных обязательных платежей.


Одним из способов повышения доходов
от использования муниципального имущества является его оптимальная
структура. В собственности района должно остаться только
высокоэффективное имущество и организации, задействованные в
реализации перспективных направлений экономики района.


В Дивеевском районе приняты
нормативно-правовые документы, определяющие оценку работы МУП, а
именно:


решение Земского собрания от
28.12.2005 № 69 "Об утверждении Положения о порядке перечисления
в местный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий",
распоряжение администрации Дивеевского района от 18.09.2006 № 413 "Об
утверждении формы расчета части прибыли муниципальных предприятий
Дивеевского района для перечисления в бюджет Дивеевского района";


Методика оценки эффективности
использования муниципальной собственности разработана в распоряжении
администрации Дивеевского района от 16.08.2006 № 363 "О мерах по
повышению эффективности использования имущества, находящегося в
хозяйственном ведении муниципальных предприятий Дивеевского района".


В 2006 году от МУП (МУП "Рынок")
в районный бюджет поступило 1200 тыс. рублей прибыли, оставшейся
после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей.


В бюджете Дивеевского района на 2007
год не предусмотрено получение части прибыли от МУП, прибыль
планируется направить на развитие предприятий. Статистика последних 3
лет и принятые меры по развитию производственной деятельности
предприятия МУП "Рынок" позволяет судить о том, что
предприятие имеет возможность в 2007 году перечислить в районный
бюджет часть прибыли в размере 200 тыс. рублей.


4.3. В целях мобилизации доходов от
предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в декабре
2006 года финансовым отделом администрации Дивеевского района был
приобретен модуль "Платные услуги" к программному комплексу
"АЦК-Финансы", что позволяет более качественно вести учет
поступлений и использования средств, поступающих от
предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, через
систему лицевых счетов, открытых в отделе казначейского исполнения
районного бюджета. В 2008 году планируется консолидированный учет
доходов бюджетных учреждений из всех источников финансирования,
включая доходы от предпринимательской и иной приносящий доход
деятельности, и осуществление покрытия расходов бюджетных учреждений
за счет всех доходов. В 2007 году ведется подготовительная работа по
двум направлениям, а именно:


1. Контроль со стороны органов
местного самоуправления в части установления цен, расценок, тарифов
на платные услуги.


2. Раздельный учет, что не позволит
перекрестное субсидирование одних услуг за счет других и увеличение
расходов бюджета.


В 2007 году от возмещения
коммунальных услуг будет дополнительно получено в консолидированный
бюджет 212,2 тыс. рублей.


4.4. В целях увеличения поступлений
неналоговых доходов местных бюджетов в 2007 г. планируется
привлечение дополнительных средств путем установления размеров платы
за пользование бюджетными средствами, предоставляемыми на возвратной
и возмездной основе.


Плановый кредит предприятию ЖКХ
"Тепловые сети" в 2007 году составит 1,5 млн рублей сроком
на 7 месяцев, % за кредит составит 66,6 тыс. рублей.


4.5. Федеральным законом "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации" № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года предусматривается
возможность введения самообложения граждан муниципального
образования. Действие указанной статьи наиболее актуально и
эффективно применимо в сельских поселениях.


Для установления самообложения
граждан требуется принятие местных нормативных правовых актов
представительного органа, местной администрации и решение референдума
(схода граждан), которые должны решить следующие вопросы:


- определение размеров платежей,
плательщиков, льготных категорий граждан;


- установление сроков уплаты, целей и
порядка использования собранных средств, а также введение санкций при
нарушении сроков уплаты.


Органы местного самоуправления
обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в
соответствии с Уставом муниципального образования.


По расчетным данным, в 2007 году
сельские поселения реально могут получить в местный бюджет
дополнительно средства (из расчета 50 рублей на хозяйство) - 403 тыс.
руб., а именно:





Дивеевская с/а
- 149,0

Елизарьевская с/а -
20,0

Сатисская с/а -
63,0

Верякушская с/а -
42,0

Ивановская с/а -
36,0

Кременковская с/а -
25,0

Б.-Череватовская с/а -
30,0

Глуховская с/а -
38,0




II. МЕРОПРИЯТИЯ ПО
ОПТИМИЗАЦИИ РАСХОДОВ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА




1. Соблюдение
принципов разграничения расходных обязательств




В результате
разграничения полномочий между федеральными органами государственной
власти, органами государственной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления имущество, находящееся в
муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в
федеральную собственность или собственность субъектов Российской
федерации в случаях, определенных статьей 154 Федерального закона от
22.08.2004 № 122-ФЗ.


В Дивеевском районе по состоянию на 1
января 2007 года переданы из муниципальной собственности в областную
следующие объекты:


1. Дом милосердия - решение Земского
собрания № 5 от 04.03.2005.


2. Санаторий - решение Земского
собрания № 33 от 10.08.2005.


3. Управление социальной защиты -
решение Земского собрания № 49 от 10.11.2005.


4. Муниципальное учреждение
"Комплексный центр обслуживания населения Дивеевского района"
- решение Земского собрания № 48 от 10.11.2005.


5. Детский дом - решение Земского
собрания № 52 от 11.08.2006.




2. Составление и
ведение реестра расходных обязательств




2.1. Внедрение в
бюджетный процесс механизмов среднесрочного планирования




Перспективный
финансовый план необходим для обеспечения сбалансированности и
устойчивости бюджетной системы района, для среднесрочного прогноза
основных финансовых показателей районного и консолидированного
бюджетов Дивеевского района. Разработка и утверждение перспективного
финансового плана являются основными задачами администрации
Дивеевского района. Для этого необходимо утвердить перечень
документов, необходимых для разработки перспективного финансового
плана, а также сроки исполнения и ответственных исполнителей.




2.2. Ведение реестра
расходных обязательств




В целях
совершенствования бюджетного процесса в районе, в соответствии со
статьей 87 Бюджетного кодекса Российской федерации, на основании
постановления Правительства Нижегородской области № 188 от 04.08.2005
администрацией района принято постановление № 452 от 28.12.2005 "О
порядке ведения реестра расходных обязательств Дивеевского района".
Начиная с 2006 года финансовый отдел ведет сводный реестр расходных
обязательств. Для того чтобы определить объемы, структуру и размеры
бюджетных расходов в соответствии с направлениями использования
необходимо иметь более достоверную информацию. Инвентаризация
действующих расходных обязательств позволит оценить их экономическую
целесообразность и использовать данные реестра расходных обязательств
при формировании перспективного финансового плана района.
Недостаточность методического и нормативного материала по ведению
реестра расходных обязательств района вызывает определенные трудности
в составлении соответствующего реестра расходных обязательств. Данная
работа трудоемка и требует высокого уровня квалификации специалистов.




3. Внедрение
принципа бюджетирования, ориентированного на результат




3.1. Создание
системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах




Исходное состояние




В настоящее время в
Дивеевском районе 83 учреждения социальной сферы.


По итогам исполнения бюджета за 2006
год в консолидированный бюджет поступило 174260 тыс. рублей доходов
при плане 171358 тыс. рублей. Исполнение расходов - 170924 тыс.
рублей при уточненном плане 175877 тыс. рублей. В соответствии с
положениями статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N
131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации" на обеспечение полномочий, переданных на
муниципальный уровень, району в 2006 году необходимо 70640 тыс.
рублей, но в бюджете на данные полномочия было предусмотрено 20074
тыс. рублей. В 2007 году эта проблема также актуальна. Недостаток
финансирования составляет 37701 тыс. рублей.


Из-за недостаточности финансирования
учреждений социальной сферы в течение ряда лет сокращается
материально-техническое обеспечение, оборудование физически и
морально устаревает, происходит ветшание зданий, применение новых
форм и методов образования, лечения и оздоровления населения
становится недоступным, снижается уровень и качество предоставления
услуг.


Основными проблемами
финансово-экономического развития района являются:


- невысокий уровень собственных
доходов консолидированного бюджета района;


- ограниченность финансовых средств
на содержание сети и поддержание материально-технической базы;


- снижение объема капитальных
вложений в социальную сферу;


- несоответствие существующей сети
учреждений социально-культурной и объема оказываемых ими услуг
потребностям населения сферы.


Все это приводит к необходимости
более эффективно использовать бюджетные средства с целью достижения
необходимого результата с минимально возможными затратами.


В настоящее время в Дивеевском районе
механизм контроля качества предоставляемых бюджетных услуг
отсутствует. В сложившихся условиях это ведет к тому, что на фоне
недостаточного механизма прогнозирования спроса на услуги становится
невозможным оценить качество, с которым предоставляются услуги
населению в отраслях социальной сферы.


Предварительная оценка потребности в
предоставлении бюджетных услуг по Дивеевскому району за 2004 - 2007
годы (приложение 2 - не приводится) показывает, что количество
учащихся школ сократилось в 2007 году по сравнению с 2004 годом на
189 человек, в то же время количество детей в детских садах возросло
на 34 человека. В области здравоохранения количество койко-дней в
больницах снизилось в 2007 году по сравнению с 2004 годом на 5086
ед., количество посещений по амбулаториям - на 1702 ед. В области
культуры из-за недостатка финансирования сокращается библиотечный
фонд, а также количество посещений, но в то же время количество
выданных книг остается постоянным.


Бюджет Дивеевского района, как и
большинства муниципальных районов, не сбалансирован, если
сопоставлять фактические доходы и потребность в финансировании.
Потребность в бюджетном финансировании не имеет нормативных
измерителей и определяется от фактически произведенных расходов за
истекший финансовый год. Поэтому в первую очередь необходимо провести
работу для определения полного объема расходных обязательств района и
установить перечень бюджетных услуг. Результаты предоставления
бюджетных услуг и эффективность использования бюджетных средств
являются составляющей метода бюджетирования, ориентированного на
результат.




Планируемые
мероприятия




Целью настоящей
Программы является повышение эффективности, результативности
бюджетных расходов, в том числе путем создания системы учета
потребности в предоставляемых бюджетных услугах. В рамках реализации
Программы мероприятий, направленных на обеспечение сбалансированности
местного бюджета, необходимо провести работу по следующим
направлениям:


- утверждение перечня бюджетных
услуг, по которым должен производиться учет потребности в их
предоставлении;


- утверждение порядка проведения
ежегодной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и учета
результатов оценки при формировании расходов на очередной финансовый
год;


- проведение оценки потребности в
предоставляемых бюджетных услугах, инвентаризации всех бюджетных
услуг и сведение их в единый перечень бюджетных услуг;


- принятие нормативного акта,
регламентирующего порядок применения перечня услуг и результатов
оценки их потребности в процессе бюджетного планирования.


В результате реализации намеченных
мероприятий появится возможность использования перечня бюджетных
услуг (при условии разработки стандартов бюджетных услуг, которые
должны регламентировать объемы услуг, порядок нормирования расходов,
порядок предоставления бюджетной услуги, требования к качеству) при
планировании расходов на очередной финансовый год и составлении
перспективного финансового плана.


Оценка и мониторинг потребности в
конкретных видах и объемах предоставляемых бюджетных услуг является
базовым элементом бюджетирования, ориентированного на результат. Это
подразумевает максимальное обеспечение открытости и доступности
отчетности и любой другой информации, позволяющей всем
заинтересованным лицам судить о том, насколько эффективно тратятся
деньги налогоплательщиков, насколько эффективно работают органы
муниципальной власти.




3.2. Утверждение
стандартов качества предоставления бюджетных услуг




Работа по
определению параметров качества бюджетных услуг в настоящее время в
районе не ведется. Существующая сегодня система бюджетного
финансирования не может заинтересовать руководителей бюджетных
учреждений в улучшении качества предоставляемых услуг, поэтому
отсутствуют стимулы к более эффективному и рациональному расходованию
средств районного, бюджета.


Для работы в заданном направлении
необходимо провести следующие мероприятия:


- инвентаризация действующего
законодательства с точки зрения наличия стандартов качества
предоставления бюджетных услуг;


- разработка стандартов качества
бюджетных услуг по основным направлениям социальной сферы, а также
утверждение порядка, регламентирующего применение этой системы на
практике;


- утверждение порядка оценки
соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг
стандартам.


В консолидированном бюджете района
расходы по социальной сфере занимают около 60%, поэтому стандартами
качества будут охвачены не менее 50% бюджетных расходов.




Динамика и структура


основных показателей бюджета
Дивеевского района


за 2004 - 2007 гг.




тыс. рублей

























































































































Наименование


Факт


План


Структура расходов





2004


2005


2006


2007


2004


2005


2006


2007


Доходы, всего


143146


146394


174260


184068


100


100


100


100


Расходы, всего


145447


144525


170924


191234


100


100


100


100


в том числе


























Образование


53385


60249


77006


80656


37


42


45


42


Культура


6687


9077,1


10850


11773


5


6


6


6


Здравоохранение


21822


20540


16417


20292


15


14


10


11


Профицит (+),
дефицит (-)


-2301


1982,6


3335,4


7166,4
















4. Проведение оценки
эффективности расходов бюджета




Функциональный и
количественный анализ бюджетного сектора Дивеевского района показал,
что количество и структура бюджетных учреждений за последние 3 года
практически не изменились. Оптимизация социальной сферы
предусматривает проведение следующих мероприятий:


1. Проведение оценки потребности в
бюджетных учреждениях с учетом необходимой потребности и
обеспеченности муниципальными услугами.


2. Перепрофилирование бюджетных
учреждений, не соответствующих требованиям ст. 50 Федерального закона
от 06.10.2003 № 131-ФЗ и не востребованных органами муниципальной
власти.


3. Присоединение отдельных учреждений
к другим организациям или ликвидация учреждений.


Кроме того, рекомендуется
совершенствовать процедуры осуществления инвестиций на территории
Дивеевского района. В настоящее время инвестиции за счет средств
бюджета Дивеевского района не проводятся. Учитывая, что доходная
часть формируется из узкого перечня налогов и предоставление
налоговых льгот по ним относится в большей мере к компетенции
Федерации и области. То есть на внедрение инвестиционных проектов
район не имеет средств. Поэтому необходимо разработать план развития
района до 2020 года по аналогии с областным, где требуется указать те
направления промышленности, которые можно дополнительно развивать на
территории района.




5. Расходование
бюджетных средств с учетом организации межмуниципального
сотрудничества




Для решения крупных
хозяйственных проблем, вопросов предоставления социальных услуг,
требующих значительных финансовых и материальных ресурсов,
целесообразно объединение усилий муниципальных образований. С целью
реорганизации системы предоставления социальных услуг населению на
объектах водоснабжения и водоотведения Дивеевского района ведется
процесс создания ЖКХ для обслуживания населения Елизарьевской,
Глуховской, Ивановской, Верякушской сельских администраций. Такой
подход позволит сельским поселениям избежать необходимости
расходования бюджетных средств на создание собственных ЖКХ.




6. Оптимизация
бюджетных расходов путем проведения конкурсов по муниципальным
закупкам в рамках муниципального заказа




Согласно требованиям
Закона 94-ФЗ в Дивеевском районе принято Положение о формировании и
размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание
услуг для нужд Дивеевского района (решение Земского собрания № 48 от
11.08.2006), постановление главы местного самоуправления "О
муниципальном заказе" № от, утвержден перечень муниципальных
заказчиков и состав конкурсной комиссии.


К сожалению, действующее
законодательство в области закупок нельзя оценить в целом
положительно. А именно, при возникновении чрезвычайных ситуаций и
аварий процедура проведения конкурсных закупок значительно снижает
оперативность принятых решений. В целях совершенствования
муниципальных закупок в районе утвержден план размещения заказов на
2007 год по распоряжению главы местного самоуправления № 35 от
06.02.2007.


Осуществление работы в рамках
муниципального заказа позволит установить контроль за целевым
использованием и экономией бюджетных средств. В 2006 году проведение
конкурсных закупок позволило сэкономить бюджетные средства в размере
129 тысячи рублей, по расчетам 2007 года - 250 тысяч рублей.




7. Мониторинг и
контроль за расходами местного бюджета




В целях сокращения
расходов на содержание муниципальных учреждений района, а также
дальнейшего финансового оздоровления предприятий необходимо
обеспечить решение следующих основных задач:


- в области жилищно-коммунального
хозяйства разработать программу оздоровления предприятий ЖКХ. В ней
необходимо рассмотреть возможность привлечения управляющих компаний в
эту сферу деятельности.


В настоящее время в районе
разработана и утверждена решением Земского собрания № от Программа по
энергосбережению, которая дает положительный результат. Только от
применения энергосберегающего оборудования в 2007 году планируется
получить экономический эффект в размере 588 тысячи рублей.


Для оздоровления предприятий ЖКХ
необходимо доведение фактического уровня платежей населения за ЖКУ до
установленного регионального стандарта. В реализации этого
направления возникает проблема - существующий тариф на большинство
видов услуг находится на экономически нецелесообразном уровне,
предельный же рост тарифов утверждает вновь образованная региональная
служба по тарифам. Фактически на данный момент предприятия ЖКХ
работают в убыток. У них хватает денежных средств, только чтобы
оплачивать текущие платежи, а на комплексную реконструкцию основных
фондов средств не остается. Решить эту проблему на местном уровне не
удается;


- в области образования актуальными
являются проблемы обеспечения эффективности расходования бюджетных
средств на содержание образовательных учреждений, выявлений резервов
и получения результатов от оптимизации расходов на образование.


Согласно плану мероприятий,
направленных на обеспечение сбалансированности местного бюджета,
ожидается экономический эффект в размере 311,9 тысячи рублей;


- в области здравоохранения для
повышения эффективности расходов планируется провести ряд
мероприятий, результат которых составит 1254,2 тысячи рублей;


- в области культуры мероприятия для
создания условий в организации досуга и обеспечения жителей услугами
организаций культуры, в целях совершенствования организации
библиотечного обслуживания населения позволят получить эффект в
размере 466,8 тысячи рублей.


Для осуществления предварительного,
текущего и последующего финансового контроля на всех этапах
реализации бюджетного процесса в районе необходимо установить систему
муниципального финансового контроля, регулирующего деятельность
контрольных органов.




III. МОБИЛИЗАЦИЯ
ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ


ДЕФИЦИТА МЕСТНОГО БЮДЖЕТА




В 2007 году бюджет
Дивеевского района принят с дефицитом в размере 3480 тысяч рублей, в
пределах норм, установленных Бюджетным кодексом РФ. Источниками
покрытия дефицита местного бюджета являются поступления от продажи
муниципальной собственности, в том числе земельных участков, и
привлечение кредитов.




Результаты оценки
потребности в предоставлении бюджетных


услуг и фактически произведенных
(запланированных) расходов


за 2004 - 2006 годы по Дивеевскому
району










































































































































































































































































































































































































































































































































































2004


2005 год


2006 год


2007 год





Фактически
предоставлено

бюджетных
услуг


Потребность в

предоставлении
бюджетных
услуг


Фактически
предоставлено

бюджетных
услуг


Потребность в

предоставлении
бюджетных
услуг


Фактически
предоставлено

бюджетных
услуг


Потребность в

предоставлении
бюджетных
услуг


Потребность в

предоставлении
бюджетных
услуг





в тыс.
руб.


в
нату-
раль-
ных

пока-
зате-
лях


в тыс.
руб.


в
нату-
раль-
ных

пока-
зате-
лях


в тыс.
руб.


в
нату-
раль-
ных

пока-
зате-
лях


в тыс.
руб.


в
нату-
раль-
ных

пока-
зате-
лях


в тыс.
руб.


в
нату-
раль-
ных

пока-
зате-
лях


в тыс.
руб.


в
нату-
раль-
ных

пока-
зате-
лях


в тыс.
руб.


в
нату-
раль-
ных

пока-
зате-
лях


Услуги в
области
образования












































Услуги
по
предоставлению
начального общего,
основного
общего,
среднего (полного)
общего образования
(количество

учащихся)


33098,6


1966


33777,6


1985


33098,6


1966


33777,6


1985


39139,9


1826


39086,6


1842


38529


1777


Услуги по
содержанию
детей в
детских дошкольных
учреждениях

(количество детей)


6875,5


391


7311


394


6875,5


391


7311


394


9142,2


412


9139,7


400


11528


425


Услуги
по
предоставлению
дополнительного
образования
детям в
учреждениях
дополнительного
образования
для
детей (количество
учащихся)


654


490


687,3


432


654


490


687,3


432


1105,4


519


1105,6


516


1135,3


480


Услуги
по
предоставлению
общедоступного и
бесплатного

начального общего,
основного общего,
среднего
(полного)
общего образования
по
основным
образовательным
программам
в
специальных
(коррекционных)
образовательных

учреждениях
(количество
учащихся)


11235


119


11354,1


123


11235


119


11354,1


123


15894,2


117


16947,6


123


17547


131


Услуги в
области
здравоохранения












































Услуги по
оказанию
медицинской помощи
гражданам
в
стационарных
условиях
(количество
койко-
дней)


10499,6


53911


10566,2


48600


10499,6


53911


10566,2


48600


11967,8


55829


11998,9


51012


13918,9


48825


Поликлинические
услуги
(количество
посещений)


44,3


7402


48,1


11800


44,3


7402


48,1


11800


420,1


5909


422,7


5782


3247,2


5700


Стоматологические
услуги
(врачебные
посещения)





16299





12600





16299





12600





5554





4145





1400


Услуги по оказанию
помощи
амбулаторно
и при выездах ФАП
(количество

больных)


1451,2


53481


1472,4


60000


1451,2


53481


1472,4


60000


2078,4


58307


2079,2


60000


2744,4


50000


Услуги в области
культуры
и
искусства












































Услуги
по
предоставлению
дополнительного
образования
детям в
музыкальной школе
(количество
учащихся)


1127,2


134


1148,9


138


1127,2


134


1148,9


138


1592


140


1592,5


143


2014


140


Услуги
по
организации
библиотечного
обслуживания

граждан, в том
числе по
обеспечению

сохранности редких
и особо ценных
документов,
а также
услуги,
оказываемые
специализированными
государственными

библиотеками


1951,6





2126





1951,6





2126





3171,4





3188,2





3303,2





количество
выданных
документов, экз.





277526











277672











278414











278000


количество
посещений,
чел.





114729











111974











108579











108000


количество единиц
хранения,
экз.





230143











229580











222479











218779


Услуги
по
организации и
поддержке
учреждений
культуры
и искусства по
обеспечению
культурно-

просветительского
обслуживания
граждан


5096





5329,6





5096





5329,6





6365,2





6387,4





7444,9





количество

мероприятий





2951











2995











2995











3000


количество

посетителей





119613











120498











121227











122330


Услуги по поддержке
творческих

коллективов












































количество
творческих

коллективов





4











4











4











5


количество
участников





71











75











81











137


Услуги в
области
физкультуры и
спорта












































Услуги
по
организации
спортивно-массовых
мероприятий

(соревнования,
спартакиады,
учебно-

тренировочные
сборы) (количество
человек)


192,5


43


193,5


43


192,5


47


193,5


47


293,2


48


293,3


48


330


49


Услуги в области
средств
массовой
информации












































Периодическое
печатное
издание,
учрежденное органом
исполнительной
власти
(количество
экземпляров)


121


247120


151


247000


790,4


285300


796


260000


747,7


277379


825,7


250000


790


224400












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru