творческой
самореализации│ │
└────────────────────┴─────────────────────────┴─────────────────┘
-
1. СОВРЕМЕННАЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ РАЙОНА
Вадский район - один
из старейших районов Нижегородской области. Вадский район относится к
сельскохозяйственным районам. На севере он граничит с
Дальне-Константиновским районом, на востоке - с Перевозским районом,
на юге - с Шатковским районом и на западе - с Арзамасским районом.
Общая длина границ (периметр площади района) 167 км. Самая большая
протяженность территории района - с юга на север - 41 км, с запада на
восток - 30 км. Площадь района насчитывает 742 кв. км. Районный центр
- село Вад. Расстояние от него до областного центра 110 км. Район
разделен на 11 административных единиц, которые включают 46
населенных пунктов.
Численность постоянного населения
района составляет 15,9 тыс. человек. Средняя плотность населения в
районе 21,4 человека на 100 кв. м.
Наряду с уникальным географическим
положением, наиболее значимым преимуществом в будущем будет
человеческий капитал - талантливые, квалифицированные, предприимчивые
и хорошо образованные жители района и наличие полезных ископаемых,
пользующихся спросом.
Экономика Вадского района имеет
несколько особенностей с точки зрения инвестиционной
привлекательности:
1. На территории района находятся
месторождения карбонатных пород (для производства строительного
щебня), месторождения глины, из которой в настоящее время производят
красный кирпич. Кроме того, в районе выявлены запасы гипса и
ангидрита. Местные власти заинтересованы в разработке этих
месторождений и готовы оказать со своей стороны всяческое содействие
будущим инвесторам в этом направлении.
2. Сильной стороной района является
устойчивое транспортное сообщение. Район имеет разветвленную сеть
автомобильных дорог с твердым покрытием значительной протяженности.
По территории района проходят автомагистраль республиканского
значения Нижний Новгород - Сергач, Нижний Новгород - Арзамас, Нижний
Новгород - Вад, железная дорога Нижний Новгород - Казань. Надежно
работают телефонная сеть, сотовая связь.
3. Поскольку производственные
мощности промышленных предприятий используются не полностью, в районе
есть свободные производственные площади, которые предприятия готовы
сдавать в аренду.
4. Уютная природа Вадского района,
излюбленные места отдыха жителей Вада и соседних районов -
незамерзающее карстовое озеро Вадское, Дубрава вблизи села Зеленые
горы, комплекс "Святые ключи" - являются серьезной
предпосылкой для развития такого нового вида внутреннего туризма, как
агротуризм (деревенский).
5. Сельскохозяйственные предприятия
района имеют значительный аграрно-сырьевой потенциал - стабильно
высокую урожайность зерновых культур, переработка которых в районе
недостаточно развита. В связи с этим целесообразно и рентабельно
привлечение средств в создание перерабатывающей базы в районе.
Доля сельскохозяйственного
производства в объеме валовой продукции составляет 48,2%,
промышленности - 15,8%, строительства - 22,4%.
Численность
работающих в сфере экономики
В районе довольно
высокий кадровый потенциал. На территории района расположен
строительный техникум, который за годы своей работы выпустил более
6,5 тысячи специалистов. На базе техникума открыто представительство
от Московского государственного открытого университета. На базе
Вадской средней школы открыто представительство Нижегородского
государственного архитектурно-строительного университета.
Для социально-экономической ситуации
района характерны те же проблемы, негативные тенденции и трудности,
что и для страны и области. Наиболее тревожной является
демографическая ситуация, которая в концентрированном виде отражает
большинство социально-экономических проблем. Характерная для развитых
стран мира низкая рождаемость сочетается с присущей слаборазвитым
странам высокой смертностью.
В течение последнего десятилетия в
районе смертность превышает рождаемость в два раза.
(чел.)
Показатели
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Число родившихся
|
155
|
168
|
147
|
185
|
173
|
126
|
Число умерших
|
279
|
290
|
295
|
303
|
323
|
313
|
Естественный прирост
|
-124
|
-122
|
-148
|
-177
|
-150
|
-187
|
Смертность младенческая до 1
года
|
2
|
3
|
5
|
3
|
1
|
|
Смертность от года до 18 лет
|
2
|
3
|
5
|
1
|
3
|
2
|
Уровень смертности
(%)
Показатели
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Младенческой
|
0,7
|
1,03
|
1,69
|
0,96
|
0,3
|
0,6
|
Детской
|
0,7
|
1,03
|
1,69
|
0,3
|
0,9
|
-
|
Материнской
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Относительно низкая
продолжительность жизни и довольно высокий уровень младенческой
смертности - показатели, свидетельствующие о низком качестве системы
здравоохранения.
Рождение и смертность в разрезе
сельсоветов:
(чел.)
Показатели
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Вадский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
85
|
84
|
80
|
99
|
104
|
66
|
Смертность
|
130
|
109
|
115
|
103
|
140
|
130
|
Дубенский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
6
|
5
|
8
|
8
|
4
|
3
|
Смертность
|
13
|
13
|
12
|
6
|
23
|
6
|
Елховский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
5
|
2
|
6
|
7
|
8
|
4
|
Смертность
|
12
|
14
|
13
|
16
|
13
|
7
|
Зеленогорский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
6
|
6
|
1
|
4
|
6
|
2
|
Смертность
|
28
|
26
|
25
|
22
|
22
|
26
|
Круто-Майданский сельсовет |
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
11
|
8
|
7
|
15
|
5
|
7
|
Смертность
|
12
|
32
|
21
|
38
|
27
|
27
|
Лопатинский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
11
|
16
|
9
|
21
|
15
|
12
|
Смертность
|
21
|
23
|
20
|
34
|
32
|
35
|
Новомирский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
7
|
10
|
9
|
12
|
11
|
6
|
Смертность
|
10
|
13
|
23
|
22
|
17
|
11
|
Петлинский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
3
|
10
|
9
|
4
|
8
|
2
|
Смертность
|
11
|
16
|
15
|
8
|
11
|
9
|
Стрельский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
13
|
17
|
12
|
9
|
8
|
13
|
Смертность
|
24
|
25
|
34
|
37
|
17
|
25
|
Умайский сельсовет
|
|
|
|
|
|
|
Рождение
|
8
|
10
|
7
|
6
|
4
|
9
|
Смертность
|
18
|
19
|
17
|
17
|
21
|
18
|
Прирост населения по
району за последние тридцать лет
(чел.)
Год
|
Рождение
|
Смерть
|
Прирост
|
1976
|
201
|
194
|
+7
|
1977
|
188
|
196
|
-8
|
1978
|
212
|
216
|
-4
|
1979
|
209
|
224
|
-15
|
1980
|
216
|
210
|
+6
|
1981
|
250
|
232
|
+18
|
1982
|
206
|
205
|
+1
|
1983
|
278
|
225
|
+53
|
1984
|
223
|
232
|
-9
|
1985
|
242
|
237
|
+5
|
1986
|
259
|
192
|
+67
|
1987
|
274
|
207
|
+67
|
1988
|
258
|
209
|
+49
|
1989
|
220
|
207
|
+13
|
1990
|
213
|
185
|
+28
|
1991
|
184
|
198
|
-14
|
1992
|
156
|
205
|
-49
|
1993
|
152
|
286
|
-134
|
1994
|
151
|
288
|
-137
|
1995
|
161
|
275
|
-114
|
1996
|
149
|
270
|
-121
|
1997
|
167
|
259
|
-92
|
1998
|
159
|
251
|
-92
|
1999
|
147
|
259
|
-112
|
2000
|
155
|
279
|
-124
|
2001
|
168
|
290
|
-122
|
2002
|
148
|
295
|
-147
|
2003
|
186
|
303
|
-117
|
2004
|
173
|
323
|
-150
|
2005
|
126
|
313
|
-187
|
Миграционные
процессы активно влияют на демографическую ситуацию района. До 2000
года естественная убыль населения полностью компенсировалась
положительным сальдо миграции. Начиная с 2000 года, миграционный
прирост не перекрывает естественную убыль населения. Ограниченные
возможности по предоставлению доступного жилья, невостребованная
рабочая сила, низкая заработная плата препятствуют удержанию молодежи
в районе.
Показатели
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Число прибывших
|
288
|
171
|
130
|
72
|
96
|
78
|
Число выбывших
|
248
|
130
|
141
|
101
|
123
|
88
|
Миграционный прирост
|
+40
|
+41
|
-11
|
-29
|
-27
|
-10
|
Негативные
демографические тенденции могут стать существенным препятствием для
развития экономики, если не приступить к интенсивной модернизации
действующих предприятий. В случае успешной модернизации предприятий,
существенный рост производительности труда предприятий компенсирует
недостаток трудовых ресурсов.
Имеют место и другие негативные
моменты и тенденции, характеризующие качество населения: невысокий
уровень здоровья, распространение алкоголизма.
Основная причина всех этих негативных
явлений в демографической сфере - утрата населением веры в лучшее
будущее, стрессовое психологическое состояние, невысокий уровень и
качество жизни большинства жителей района. Отсюда вытекает основной
приоритет социально-экономического развития района и органов местного
самоуправления района - сбережение и развитие (количественное и
качественное) населения района. Все другие направления
социально-экономического развития имеют ценность в той мере, в какой
они не противоречат этому приоритету и могут содействовать его
реализации.
Средняя продолжительность жизни
населения района выразилась следующим образом:
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Жен. |
Муж.
|
Жен.
|
Муж. |
Жен. |
Муж. |
Жен. |
Муж.
|
Жен. |
Муж.
|
74
|
58
|
73
|
54
|
74
|
59
|
75
|
60
|
72
|
59
|
Имеют место случаи
травматизма в районе:
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Случаев на 100
человек работающих
|
0,67
|
0,55
|
0,48
|
1,11
|
0,27
|
0,3
|
Сельское хозяйство в
районе является основной отраслью по удельному весу отгрузки товаров
собственного производства, по численности занятых в сельском
хозяйстве.
Отгрузка товаров собственного
производства по отраслям экономики выглядит по району следующим
образом:
Наименование отрасли
|
2005 год
|
Оценка 2006 года
|
|
Млн руб. |
%
|
Млн руб. |
%
|
Сельское хозяйство
|
160
|
40,1 |
175
|
39
|
Добыча полезных ископаемых
|
0,3
|
0,1 |
0,6
|
0,1 |
Обрабатывающие производства
|
96
|
24,1 |
110
|
24,6 |
Производство электроэнергии,
газа и воды
|
18,2
|
4,6 |
20,4
|
4,6 |
Строительство
|
32
|
8
|
39,4
|
8,8 |
Оптовая и розничная торговля
|
45
|
11,3 |
50,6
|
11,3 |
Транспорт и связь
|
29,3
|
7,4 |
33,5
|
7,5 |
Прочие
|
17,5
|
4,4 |
18,5
|
4,1 |
Всего
|
398,3
|
100
|
448
|
100
|
По отгрузке товаров
собственного производства за 2005 год удельный вес сельского
хозяйства составляет 40,1% к районному показателю, обрабатывающие
производства - 24,1%, строительство - 8%.
Численность
работающих в отраслях экономики
Наименование отрасли
|
2005 год
|
Удельный вес
|
Оценка 2006
|
Удельный вес
|
Сельское хозяйство
|
1680
|
24,7
|
1500
|
22,0
|
Обрабатывающие производства
|
380
|
5,6
|
410
|
6,0
|
Производство электроэнергии,
газа и воды
|
270
|
4,0
|
270
|
4,0
|
Строительство
|
560
|
8,2
|
560
|
8,2
|
Оптовая и розничная торговля
|
650
|
9,6
|
670
|
9,9
|
Транспорт и связь
|
270
|
4,0
|
260
|
3,8
|
Образование
|
900
|
13,2
|
900
|
13,2
|
Здравоохранение
|
580
|
8,5
|
600
|
8,9
|
Финансовая деятельность
|
50
|
0,7
|
60
|
0,9
|
Государственное управление
|
230
|
3,4
|
230
|
3,4
|
Прочие
|
1230
|
18,1
|
1340
|
19,8
|
Всего
|
6800
|
100
|
6800
|
100
|
Наибольшую занятость
населения обеспечивают сельское хозяйство - 24,7%, в строительстве -
8,2%, в обрабатывающем производстве - 5,6%, в бюджетных учреждениях
образования - 13,2%, здравоохранения - 8,5%.
Средняя заработная
плата по отраслям экономики
Наименование отрасли
|
2005 год
|
|
Среднемесячная заработная
плата
|
% к средне- районной |
Отношение з/п к
прожиточному минимуму трудоспособного населения
|
Сельское хозяйство
|
2751
|
83
|
107
|
Добыча
полезных ископаемых
|
1847
|
56
|
72
|
Обрабатывающие
производства
|
2566
|
77
|
100
|
Деятельность
по организации культуры и спорта
|
2476
|
75
|
97
|
Производство
электроэнергии, газа и воды
|
4241
|
128
|
166
|
Строительство
|
2119
|
64
|
83
|
Оптовая и
розничная торговля
|
2762
|
83
|
83
|
Транспорт и связь
|
4158
|
125
|
162
|
Образование
|
3480
|
105
|
136
|
Здравоохранение
|
3697
|
111
|
144
|
Всего по району
|
3309
|
100
|
129
|
Прожиточный
минимум трудоспособного населения, руб.
|
2559,94
|
x
|
x
|
Самый высокий
уровень оплаты труда в обслуживающей отрасли по производству
электроэнергии, газа и воды - 4241 рубль (128% к среднерайонной
зарплате), в автотранспортном предприятии - 4158 рублей (125% к
среднерайонной зарплате).
При наибольшей занятости населения в
сельском хозяйстве средняя заработная плата составляет 2751 рубль
(83% к среднерайонной зарплате).
По объему выручки в
районе лидирует сельское хозяйство (доля в общей выручке экономики
района 44,8%), обрабатывающие производства (23,3%), строительство
(7,3%), торговля (6,4%).
Отрасли (по крупным и средним
предприятиям)
|
2005 год
|
Оценка 2006 года
|
|
Млн руб.
|
Доля в выручке |
Млн руб.
|
Доля в выручке
|
Сельское хозяйство
|
157,4 |
44,8
|
170,4 |
43,7
|
Обрабатывающие производства
|
80,7 |
23,0
|
93
|
23,8
|
Производство и
распределение электроэнергии, газа и воды
|
18,2 |
5,2
|
20,4 |
5,2
|
Строительство
|
25,6 |
7,3
|
28,2 |
7,2
|
Торговля
|
22,4 |
6,4
|
25,1 |
6,5
|
Транспорт и связь
|
29,3 |
8,3
|
33,5 |
8,7
|
Прочие
|
17,8 |
5,0
|
19,3 |
4,9
|
Итого
|
351,4 |
100
|
389,9 |
100
|
Проблемы
экономического развития района можно распределить и отнести к
различным уровням. К числу наиболее острых проблем первого уровня
экономики района можно отнести следующие:
- недостаточный объем инвестиций;
- дефицит оборотных средств
предприятий;
- диспаритет цен на продукцию
сельского хозяйства и цены на промышленную продукцию и
энергоносители.
К проблемам второго уровня относятся:
- проблема старения основных
производственных фондов. Степень износа основных производственных
фондов в сельском хозяйстве 65%;
- разрушение производственной
инфраструктуры;
- низкий технологический уровень
производства.
Эти проблемы приводят к существованию
проблем третьего уровня:
- низкое качество продукции;
- проблема высокого уровня издержек
при производстве и реализации продукции.
Продолжают оставаться острыми
проблемы в социальной сфере. К их числу относятся:
а) проблема высокого уровня бедности;
Сведения по основным
показателям уровня жизни населения
Показатели
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Прожиточный минимум,
руб.
|
|
|
|
|
|
|
- в среднем на душу
|
811,89 |
965,39 |
1413,28 |
1828,33 |
2258,50 |
2322,53 |
-
для трудоспособного
|
926,0
|
1099,44 |
1532,46 |
2000,02 |
2490,32 |
2559,94 |
- для пенсионеров
|
570,82 |
669,79 |
1063,13 |
1351,01 |
1678,64 |
1721,65 |
- для детей
|
926,65 |
1116,76 |
1456,37 |
1853,42 |
2195,40 |
2204,20 |
Среднедушевой доход
|
672,38 |
892,74 |
1224,09 |
1453,48 |
1706,41 |
1992,47 |
Средняя заработная
плата |
1012
|
1378,0
|
1919
|
2317
|
2892,0
|
3309
|
Средняя пенсия
|
708,73 |
1032,31 |
1369,81 |
1585,09 |
1841,22 |
2399,55 |
Уровень безработицы,
%
|
0,9
|
0,9
|
1,18 |
1,15 |
1,2
|
2,18 |
Высокая доля бедного
населения, имеющего душевой доход ниже прожиточного минимума (в 2005
году составляющая в районе 32%), усугубляет социальные проблемы,
соответственно, снижает спрос населения на товары и услуги и тормозит
тем самым развитие экономики;
б) проблема низкого уровня жизни
значительной части населения района;
в) недостаточность жилья для
малообеспеченных категорий населения, особенно молодых семей;
г) чрезмерная коммерциализация
отраслей социальной сферы, снижение доступности и низкое качество
услуг социальной сферы.
К числу наиболее острых проблем
относятся следующие:
- высокая степень изношенности
инженерно-технических сетей в жилищно-коммунальном хозяйстве при
невозможности возложения издержек, связанных с восстановлением этих
сетей, на население из-за низкого уровня дохода значительной части
населения;
- разрушение института семьи и брака,
особенно среди молодежи:
Показатели
|
1999 год
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Число браков
|
97
|
108
|
100
|
97
|
109
|
116
|
77
|
Число разводов
|
49
|
66
|
95
|
56
|
89
|
114
|
65
|
- высокий уровень
распространения заболеваний, в том числе социально опасных,
отсутствие прозрачных государственных гарантий медицинской помощи:
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Социально
опасные заболевания (случаи)
|
47
|
45
|
39
|
32
|
27
|
45
|
- низкий уровень
общей культуры населения, развитие негативных тенденций в духовной
жизни:
Уровень образования населения в
районе по переписи 2002 года
|
Человек
|
Высшее
|
1147
|
Неполное высшее
|
130
|
Среднее профессиональное
|
3465
|
Среднее общее
|
3284
|
Основное общее
|
3828
|
Начальное общее
|
2746
|
Не имеют начального общего
образования
|
276
|
из них неграмотные
|
141
|
Уровень образования в районе на
1000 человек
|
|
Высшее
|
77
|
Неполное высшее
|
9
|
Среднее профессиональное
|
233
|
Среднее общее
|
221
|
Основное общее
|
257
|
Начальное общее
|
185
|
Не имеют начального общего
образования
|
18
|
из них неграмотные
|
9
|
- высокий уровень
угрозы личной безопасности граждан:
Показатели
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Совершено преступлений
|
142
|
106
|
121
|
156
|
183
|
Степень
раскрываемости преступлений
|
94
|
90,2 |
80,6 |
83
|
86,1 |
Детская и
подростковая преступность, всего, %
|
5
|
8
|
10
|
14
|
8,7 |
14 - 15 лет (преступлений)
|
2
|
4
|
5
|
6
|
-
|
16 - 17 лет (преступлений)
|
5
|
4
|
7
|
16
|
10
|
- увеличение
количества безработных в районе
Показатели
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
|
Чел. |
%
|
Чел. |
%
|
Чел. |
%
|
Чел. |
%
|
Безработные
|
264
|
x
|
269
|
x
|
286
|
x
|
432
|
x
|
Из них молодежь
|
93
|
35
|
129
|
48
|
145
|
50,7 |
115
|
26,6 |
Женщин
|
176
|
66,7 |
186
|
69,1 |
174
|
61
|
195
|
45,1 |
Все эти проблемы
негативно влияют на общий показатель качества жизни населения,
который при сохранении существующих проблем и тенденций в социальной
сфере может, по оценкам, к 2020 году снизится по сравнению с нынешнем
уровнем на 18 - 20%.
2. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ЦЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РАЙОНА. МИССИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ РАЙОНА
Стратегия развития
Вадского района, исходящая из основного приоритета
социально-экономического развития - сбережения и развития населения
района, направлена на реализацию генеральной цели - развитие человека
и улучшение качества его жизни. Развитие человека - это не только
высшая цель социального развития, средством достижения которой
является развитие экономики, но и необходимое условие формирования
экономики - экономики знаний.
Чрезмерная дифференциация населения
по доходам и другим социально-статусным показателям не только снижают
стимулы к производительному и творческому труду, но и подрывает
социальную стабильность, общественную и личную безопасность, снижает
качество жизни всех категорий населения, даже тех, которые имеют
высокий уровень дохода и высокий социальный статус.
Для свободного развития человека,
формирования современной экономики необходимы свободный доступ всех
категорий населения к правдивой информации, образованию, лучшим
достижениям культуры, здоровая духовная жизнь. Достижение общей
стратегической цели социально-экономического развития обеспечивается
путем реализации целей в экономической, социальной и
информационно-управленческой сферах.
Стратегическая цель развития Вадского
района в экономической сфере - выход Вадского района к 2020 году на
траекторию устойчивого экономического роста. Принятые оценочные
показатели реализации этой цели:
- увеличение к 2020 году валовой
продукции в 3,5 раза по сравнению с 2003 годом.
Стратегическая цель развития в
социальной сфере - существенное повышение качества жизни населения,
уровня социальной безопасности и личной безопасности граждан при
сокращении социальной дифференциации.
Оценочные показатели реализации цели:
- улучшение к 2020 году
демографической динамики;
- увеличение реальных доходов
населения в 1,8 - 2 раза;
- снижение уровня преступности в 1,4
- 1,6 раза;
- обеспечение положительной динамики
показателей здоровья населения на основе улучшения всего комплекса
условий жизнедеятельности населения;
- сокращение темпов распространения
социально значимых заболеваний;
- обеспечение населения
гарантированным объемом качественных социальных услуг.
Миссия органов местного
самоуправления района заключается в создании необходимых
административных, экономических, правовых и информационных условий
для обеспечения устойчивого развития экономики района, повышения
качества жизни населения, расширения возможностей для свободного
развития личности, всех предприятий и организаций, способствующих
развитию района. Это означает, что:
- главной целью органов местного
самоуправления района является повышение качества жизни населения и
обеспечения его безопасности;
- эти цели могут быть достигнуты
только с переходом к устойчивому развитию экономики района.
Сценарные прогнозы
изменения внешних условий
Внешние условия
оказывают существенное влияние на динамику социально-экономического
развития района. Это влияние имеет два аспекта. С одной стороны,
меняется внешняя макроэкономическая ситуация (в области, стране,
мире), которая меняет и ход социально-экономических процессов в
районе. С другой стороны, на район оказывается целенаправленное
воздействие со стороны федерального и областного центров.
К числу наиболее значимых для района
возможных сценариев изменения внешних условий относятся:
- изменение внутрироссийских цен на
энергоносители;
- вступление России в ВТО;
- развитие транспортных коммуникаций
федерального и областного значений, пересекающих район;
- изменение экономических
взаимоотношений между федеральным, областным центрами и районом.
3. СТРАТЕГИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАЙОНА
Из анализа
существующих проблем социально-экономического развития района
вытекает система основных следующих стратегий:
Стратегия 1 - развитие человека через
развитие и эффективное использование информационного,
образовательного и культурного потенциала района.
Стратегия 2 - развитие экономики
предприятий и организаций района.
Стратегия 3 - реализация сильной
социальной политики, направленной на сближение социальных интересов,
и борьба с бедностью.
Стратегия 4 - повышение эффективности
использования ресурсов района.
Стратегия 5 - развитие и
совершенствование рыночной инфраструктуры.
Стратегия 6 - совершенствование
развития сельских поселений.
Стратегия 7 - повышение качества
управления.
Стратегия 1. Развитие
человека через развитие
и эффективное использование
информационного,
образовательного и культурного
потенциала района
а) текущее
положение.
Одним из важнейших негативных
последствий российского общественного кризиса для Вадского района
является сужение объективных возможностей для всестороннего и
гармоничного развития человека. Основные проблемы, ограничивающие эти
возможности, проявляются в следующем:
- обострение демографической
ситуации;
- ухудшение состояния здоровья
населения района;
- нарастание процессов разрушения
нравственных ориентиров, норм поведения, широкое распространение в
массовом сознании антисоциальных идеалов и ценностей;
- снижение доступности социальных
услуг для отдельных групп населения, обусловленное коммерциализацией
сферы услуг на фоне низкого уровня доходов населения;
- возрастание угрозы личной и
общественной безопасности;
- недостаточно эффективная
морально-психологическая и идеологическая поддержка
созидательно-трудовой деятельности, распространенность в массовом
сознании культа наживы и денег.
Стратегия основана на убеждении, что
именно развитие собственно человеческих качеств в человеке и
отношений солидарности между людьми могут обеспечить развитие района.
Актуальной задачей при проведении экономических преобразований
является создание, сбережение, воспроизводство физического, духовного
и интеллектуального потенциала района;
б) цели:
Цель 1.1.
Объединение и развитие образовательного, интеллектуального,
культурного и духовного потенциала района
Основной смысл
объединения и развития образовательного, культурного и духовного
потенциалов района заключается в создании единого культурно-духовного
пространства на территории района.
Действия:
- стремиться обеспечить в сфере
образования реализацию примерно равных возможностей независимо от
материального и социального статуса семей;
- совершенствовать образовательный
комплекс в направлении обеспечения и преемственности всех сфер
образования;
- обеспечить восстановление и
эффективное использование культурного потенциала района путем
восстановления памятников истории, поддержки народного творчества;
- поддерживать развитие культуры в
сельских населенных пунктах района на основании создания
образовательно-культурных центров на базе образовательных школ,
центров досуга.
Цель 1.2. Улучшение
демографической ситуации и стимулирование здорового образа жизни
Основной целью
улучшения демографической ситуации в районе является создание условий
для сохранения и роста численности населения района, профилактики
заболеваний, сохранения и укрепления здоровья населения.
Действия:
- провести оптимизацию системы
здравоохранения на основе обязательного медицинского страхования,
повышения эффективности ресурсов системы здравоохранения, обеспечивая
доступность и качество медицинской помощи для населения;
- сформировать систему профилактики и
предотвращения распространения социально опасных заболеваний;
- оказывать поддержку молодым семьям;
- сформировать комфортную среду
жизнедеятельности пожилых граждан, ветеранов и инвалидов;
- повысить эффективность пропаганды
здорового образа жизни, создать условия для развития массового
спорта.
Цель 1.3. Создание
условий для духовно-нравственного и патриотического становления
молодого поколения
Целью молодежной
политики района является формирование активной творческой личности
молодого человека - патриота района и России.
Действия:
- инициировать создание и
поддерживать деятельность патриотических объединений, молодежных и
детских общественных объединений, клубов по интересам;
- обеспечивать поддержку талантливой
молодежи (организация молодежных и детских фестивалей, конкурсов,
олимпиад, конференций);
- развивать систему профориентации и
занятости молодежи, направленную на адаптацию выпускников учебных
заведений к рынку труда;
- поддерживать развитие массового
детского и молодежного спорта и туризма;
- содействовать объединению
возможностей семьи, образовательных учреждений с целью воспитания у
молодежи чувства патриотизма, любви к Родине;
в) оценочные показатели реализации
стратегии:
- уровень потребления населением
основных продуктов питания;
- уровень занятости населения, общий
уровень безработицы, уровень скрытой молодежной, женской безработицы;
- уровень обеспеченности
благоустроенным жильем;
- уровень обеспеченности населения
объектами социальной инфраструктуры;
- динамика и структура населения;
- средняя продолжительность жизни;
- уровень образования населения
района;
- уровень младенческой, детской,
материнской смертности;
- уровень детской и подростковой
преступности;
- уровень производственного
травматизма;
- динамика социально опасных
заболеваний;
г) риски:
- старение населения района,
возрастание демографической нагрузки на трудоспособное население;
- потеря трудовых ресурсов в
муниципальных образованиях, увеличение нетрудоспособных граждан в
сельских поселениях;
- деформация ценностных ориентаций
населения, в том числе молодежи;
- разрушение материально-технической
базы объектов социальной инфраструктуры;
- расширение процесса
коммерциализации социальной сферы, сокращение доступности социальных
услуг для большинства населения района;
- низкая санитарная грамотность
населения;
- низкая правовая грамотность
населения.
Стратегия 2. Развитие
экономики предприятий
и организаций района
Отгрузка товаров и
услуг собственного
производства по отрасли экономики
(млн руб.)
|
2004 год
|
2005 год
|
Оценка 2006 года
|
Отрасли
|
Млн руб.
|
Уд. вес, % |
Млн руб.
|
Уд. вес
|
Млн руб.
|
Уд. вес, % |
Сельское хозяйство
|
157,7 |
40,5
|
160
|
40,1 |
175
|
39
|
Добыча
полезных ископаемых
|
-
|
-
|
0,3
|
0,1 |
0,6
|
0,1
|
Обрабатывающие
производства
|
105,3 |
27,0
|
96
|
24,1 |
110
|
24,6
|
Производство
электроэнергии, газа и воды
|
16,5 |
4,2
|
18,2
|
4,6 |
20,4
|
4,6
|
Строительство
|
68,8 |
17,7
|
32
|
8
|
39,4
|
8,8
|
Оптовая и
розничная торговля
|
2,7 |
0,7
|
45
|
11,3 |
50,6
|
11,3
|
Транспорт и связь
|
22,5 |
5,8
|
29,3
|
7,4 |
33,5
|
7,5
|
Прочие
|
15,8 |
4,3
|
17,5
|
4,4 |
18,5
|
4,1
|
Всего
|
389,3 |
100
|
398,3
|
100
|
448
|
100
|
Стратегия 3.
Реализация сильной социальной
политики, направленной на сближение
социальных
интересов, и борьба с бедностью
а) текущее
положение.
Основным содержанием стратегии
является создание условий комфортной и безопасной жизнедеятельности
граждан, сокращение дифференциации в доходах и преодоление бедности.
Проблемами района остаются:
- сохранение задолженности по
заработной плате;
- дифференциация покупательной
способности работающих граждан и пенсионеров, населения в разрезе
сельских поселений;
- возрастание угрозы личной и
общественной безопасности;
- низкая самооценка населением своего
социально-экономического положения;
б) цели:
Цель 3.1.
Формирование условий для снижения уровня бедности населения района
Снижение уровня
бедности населения района может быть обеспечено уменьшением
социальной дифференциации, расширением прав и реальных возможностей
для представителей всех слоев населения активно участвовать в
общественном производстве, получать образование и профессии,
необходимые для достижения материального достатка и духовного
комфорта.
Показатели
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Прожиточный минимум,
руб.
|
|
|
|
|
|
|
- в среднем на душу
|
811,89 |
965,39 |
1413,28 |
1828,33 |
2258,50 |
2322,53 |
-
для трудоспособного
|
926,0
|
1099,44 |
1532,46 |
2000,02 |
2490,32 |
2559,94 |
- для пенсионеров
|
570,82 |
669,79 |
1063,13 |
1351,01 |
1678,64 |
1721,65 |
- для детей
|
926,65 |
1116,76 |
1456,37 |
1853,42 |
2195,40 |
2204,20 |
Среднедушевой доход
|
672,38 |
892,74 |
1224,09 |
1453,48 |
1706,41 |
1992,47 |
Средняя заработная
плата |
1012
|
1378,0
|
1919
|
2317
|
2892,0
|
3309
|
Средняя пенсия
|
708,73 |
1032,31 |
1369,81 |
1585,09 |
1841,22 |
2399,55 |
Действия:
- реализовать единую политику
занятости, стимулирующую и эффективно использующую трудовую
активность населения;
- применить организационные меры по
ликвидации задолженности по заработной плате, в частности,
обеспечивать реальную, а не декларативную ответственность
руководителей предприятий, организаций, учреждений, где сохраняется
задолженность;
- эффективно использовать и
пропагандировать моральные стимулы труда, организовывать конкурсы по
профессиям.
Цель 3.2. Повышение
эффективности социальной защиты социально уязвимых категорий
населения района
Действия:
- обеспечить равные социальные
возможности лицам с особым социальным статусом и особыми
потребностями в получении образования и трудоустройстве;
- развивать систему организации
общественных работ с привлечением пенсионеров, членов многодетных
семей, подростков;
- развивать механизмы реальной
поддержки малого бизнеса.
Цель 3.3.
Обеспечение личной и общественной безопасности
Действия:
- развивать систему общественного
контроля за деятельностью правоохранительных органов, поддерживать
общественные формирования, занимающиеся профилактикой преступности;
- повышать эффективность работы
органов внутренних дел;
- совершенствовать систему
экологического мониторинга;
в) оценочные показатели реализации
стратегии:
- величина валового продукта на душу
населения;
- покупательская способность по
сельским поселениям;
- динамика состояния прожиточного
минимума, минимальной заработной платы, пенсии;
- уровень преступности, в том числе
детской и подростковой;
- раскрываемость преступлений;
г) риски:
- нарастание социальной
напряженности;
- разрушение стимулов к
добросовестному труду;
- отсутствие емкого рынка для
расширения производства;
- утрата чувства личной безопасности.
Стратегия 4.
Повышение эффективности использования ресурсов
а) текущее
положение.
Ресурсный потенциал района должен
стать действенным фактором развития экономики. На современном этапе
развития района важными становятся проблемы воспроизводства ресурсов,
их количественной оценки, прогнозирования, эффективности
использования. Одной из главных задач развития района на средне- и
долгосрочную перспективу является повышение экономической и
социальной эффективности использования всех видов ресурсов на основе
сочетания механизмов рыночного хозяйства и мер государственного
регулирования;
б) цели:
Цель 4.1. Повышение
эффективности использования природных ресурсов района
Основными природными
ресурсами района являются месторождения карбонатных пород, глины.
Необходимо более полное использование этих ресурсов.
Цель 4.2. Создание
эффективного механизма формирования и использования финансовых
ресурсов
Наибольшая часть
финансовых ресурсов Вадского района размещена в реальном секторе
экономики. Имеет место острая нехватка собственных ресурсов
предприятий, слабо используются возможности лизинговых операций.
Действия:
- разработать и реализовать меры по
сокращению числа убыточных и низкорентабельных предприятий;
- повысить мотивацию инвестирования
собственного капитала организаций в модернизацию производства для
выпуска конкурентоспособной продукции;
- сократить недоимки во все уровни
бюджетов за счет реструктуризации долгов;
- увеличить доходную часть бюджета за
счет стимулирования развития субъектов малого и среднего бизнеса,
добывающих и перерабатывающих производств, развивать строительство
жилья для населения, в том числе для молодых семей.
- использовать систему ипотечного
финансирования строительства жилья для населения.
Цель 4.3. Развитие и
повышение эффективности использования кадрового потенциала района
Кадры -
профессионально подготовленная и относительно устойчивая часть
занятого населения района, совокупная деятельность которой направлена
на решение задач по обеспечению жизнедеятельности и развития
экономики и социальной сферы района. Кадровый потенциал - это
характеристика кадровых ресурсов района, отражающая их способность
решать задачи по функционированию и развитию экономической и
социальной сферы жизни района.
К наиболее острым проблемам кадрового
потенциала района относятся:
- недостаточно высокое качество
профессиональной подготовки;
- проблемы трудоустройства молодых
специалистов;
- невысокий кадровый потенциал
трудовых ресурсов.
Действия:
- формировать и развивать систему
эффективного менеджмента предприятий и организаций района;
- совершенствовать систему
аттестации, подготовки и переподготовки руководящих кадров
предприятий;
- разработать механизмы социальной
защиты молодых специалистов;
- разработать меры материальной
ответственности руководителей за результаты финансово-хозяйственной
деятельности.
Цель 4.4. Повышение
эффективности использования муниципального имущества
Необходимо повышение
эффективности использования муниципальной собственности на территории
района в целях наполнения местных бюджетов, решения социальных
проблем и содействия формированию инновационной экономики.
Действия:
- провести техническую инвентаризацию
объектов муниципальной собственности на территории района, создать
систему учета этих объектов и оформить права на них;
- провести классификацию объектов
муниципальной собственности по признакам, определяющим специфику
управления ими;
- установить четкую регламентацию
принятия управленческих решений органами местного самоуправления
района в сфере имущественных отношений;
- развивать земельные отношения на
основе разграничения прав собственности на землю, установления
обоснованных цен и налогов, контроля за рациональным использованием и
распоряжением землей;
- обеспечить контроль за
использованием и сохранностью муниципального имущества, а также за
деятельностью лиц, осуществляющих управление им;
в) оценочные показатели реализации
стратегии:
- уровень занятости населения,
уровень общей безработицы, уровень скрытой безработицы;
- динамика уровня и структура
инвестиций в экономику района;
- объем жилищного строительства;
г) риски:
- несовершенство федерального
законодательства в части экономических механизмов эффективного
использования природно-сырьевых ресурсов;
- рост общей и скрытой безработицы;
- сохранение высокого уровня цен на
продукцию ТЭК и ограниченная возможность снижения издержек
производителя;
- отсутствие стимулов к повышению
уровня заработной платы;
- неполное соответствие уровня
профессионализма кадров рабочих и специалистов требованиям
высокотехнологических производств;
- высокий уровень инфляции.
Стратегия 5. Развитие
и совершенствование
рыночной инфраструктуры района
а) текущее
положение.
Район имеет стабильные тенденции
развития рыночной инфраструктуры. Сфера материального производства
района не обеспечивает комплексного удовлетворения потребностей
населения в товарах и услугах. Рыночный механизм района должен
действовать так, чтобы максимально использовались внутренние
возможности района для роста предпринимательского и производительного
потенциала, а также сохранения нормальной природной среды на
территории района. Эти задачи требуют не простого количественного
роста элементов рыночной инфраструктуры, а качественной перестройки и
резкого повышения ее эффективности;
б) цели:
Цель 5.1. Развитие
инфраструктуры поддержки бизнеса
Для ускорения
развития рыночных отношений в районе необходимо развитие
инфраструктуры поддержки бизнеса с целью создания условий для
осуществления цивилизованной коммерческой деятельности.
Действия:
- поддерживать развитие фонда
поддержки малого бизнеса;
- поддерживать создание деятельности
выставок и ярмарок в районе;
- способствовать развитию
бизнес-центров, обеспечивающих активные формы ведения
предпринимательской деятельности;
- осуществлять в установленном
порядке меры по сокращению административных барьеров при создании и
функционировании предпринимательских структур;
- содействовать развитию стационарной
торговой сети, обеспечивающей высокое качество обслуживания
населения;
- содействовать оптимизации сферы
бытового обслуживания;
в) оценочные показатели реализации
стратегии:
- уровень обеспеченности населения
района товарами и услугами, в том числе произведенными местными
товаропроизводителями;
- объем производства товаров первой
необходимости, произведенных местными товаропроизводителями, в
расчете на душу населения;
- уровень развития розничной торговой
сети;
- удельный вес местных производителей
на районном рынке;
г) риски:
- недостаток финансовых ресурсов для
поддержки развития инфраструктуры, недостаток квалифицированных
кадров в этой области;
- конкуренция со стороны импортных и
привозных товаров;
- низкий платежеспособный спрос
населения, не позволяющий наращивать объемы выпускаемой продукции.
Стратегия 6.
Комплексное развитие сельских поселений
а) текущее
положение.
Экономическая ситуация в
агропромышленном комплексе остается сложной. Низкий уровень цен на
реализуемую сельскохозяйственную продукцию, недостаточный спрос на
нее, конкуренция со стороны импорта обусловили резкое снижение
производственного потенциала сельского хозяйства агропромышленного
комплекса района.
Основные проблемы села:
- разрушение материально-технической
базы (старение машинно-тракторного парка, разрушение животноводческих
комплексов);
- деградация земельных ресурсов;
- диспаритет цен на продукцию
сельского хозяйства;
- недостаточная развитость сфер
деятельности и занятости населения вне сельскохозяйственного
производства (малый бизнес);
- высокий уровень самозанятости
сельского населения в личных подсобных хозяйствах в ущерб более
производительным формам ведения хозяйства;
- отсутствие последовательной системы
государственной поддержки аграрного производства;
- угроза перехода значительных слоев
населения района на образ жизни, свойственный для социального дна.
(руб.)
Среднедушевой доход населения
в сельсоветах (без с. Вад)
|
2000 год
|
2001 год
|
2002 год
|
2003 год
|
2004 год
|
2005 год
|
Зеленогорский сельсовет
|
694
|
893 |
1221
|
1462
|
1795 |
2243
|
Стрельский сельсовет
|
650
|
898 |
1321
|
1617
|
2098 |
2560
|
Лопатинский сельсовет
|
492
|
674 |
910
|
1121
|
2285 |
2787
|
Петлинский сельсовет
|
767
|
1085 |
1579
|
1932
|
2506 |
3057
|
Круто-Майданский сельсовет
|
664
|
807 |
1197
|
1490
|
1996 |
2435
|
Елховский сельсовет
|
681
|
933 |
1216
|
1622
|
2151 |
2624
|
Новомирский сельсовет
|
577
|
842 |
1203
|
1522
|
1954 |
2384
|
Дубенский сельсовет
|
683
|
1039 |
1224
|
1404
|
2487 |
3034
|
Умайский сельсовет
|
582
|
937 |
1417
|
1688
|
1926 |
2349
|
В качестве
позитивных тенденций развития села можно отметить следующие:
- повышение экономической активности
сельского населения, что создает предпосылки для его адаптации к
рыночным отношениям;
- создание сельскохозяйственных
холдингов по хранению, переработке и реализации сельскохозяйственной
продукции;
- продолжение процесса газификации
села;
- начавшиеся процессы установления
производственно-корпоративных связей между сельскими
товаропроизводителями и предприятиями, расположенными в г.
Н.Новгороде.
Сельская территория представляет
собой сложную и единую социально-экономическую систему, поэтому
стратегия ее развития не должна ограничиваться рамками лишь
производства (сельскохозяйственного или агропромышленного). Аграрная
сфера является важнейшим ресурсом жизнеобеспечения (производство
продовольствия), жизнедеятельности (условия и качество жизни в
сельской местности) и жизнеустройства (степень освоенности
территориальной среды обитания). Таким образом, главной
стратегической целью развития сельских поселений района является
формирование эффективного и устойчивого агропромышленного
производства, обеспечивающего потребности населения в качественных
продуктах питания и спрос перерабатывающей промышленности на сырье по
приемлемым ценам, а также благоприятные условия жизнедеятельности и
жизнеустройства сельских жителей;
б) цели:
Цель 6.1. Развитие
материальной базы сельских товаропроизводителей
Достижение этой цели
возможно путем кооперации сельских товаропроизводителей, сельских
товаропроизводителей с промышленными предприятиями городов для
производства конкурентоспособной продукции.
Действия:
- приобретать современную
сельскохозяйственную технику и запасные части к ней для обновления
парка сельскохозяйственных машин;
- поддерживать создание и развитие
организаций и служб, обеспечивающих информационную и научную
поддержку, оказывающих консалтинговые услуги предприятиям АПК по
внедрению новых технологий, выпуску конкурентоспособной продукции,
развитию их материально-технической базы;
- создавать и оказывать содействие
расширению системы лизинга сельскохозяйственной техники;
- оказывать содействие в повышении
плодородия почв, эффективности использования земель
сельскохозяйственного назначения;
- внедрять новые технологии в
производстве.
Цель 6.2. Создание
условий и предпосылок для повышения конкурентоспособности
агропромышленного комплекса района
Достичь этой цели
возможно государственным регулированием рыночных отношений,
установлением равноправного партнерства организаций различных форм
собственности на селе и реальной экономической поддержкой
производителей продовольствия.
Действия:
- обеспечить равенство условий в
развитии различных форм собственности и хозяйствования в аграрном
секторе района;
- содействовать созданию структур
производительной, потребительской (в том числе кредитной) кооперации;
- содействовать развитию личных
подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, обеспечивать их
необходимыми материально-техническими средствами и организовывать
эффективный сбыт производимой ими продукции;
- обеспечить функционирование оптовых
продовольственных рынков, ярмарок и реальный доступ к ним сельских
товаропроизводителей;
- осуществлять дальнейшее развитие и
укрепление местного самоуправления;
- вести разработку кадастра
сельскохозяйственных земельных угодий и использовать его для
определения рациональной системы землепользования;
- ускоренно развивать сеть дорог с
твердым покрытием.
Цель 6.3. Создание
условий для развития социальной инфраструктуры на селе и социальной
поддержки сельского населения
Решение социальных
проблем сельского населения зависит от многофункционального развития
сельской территории - создания новых рабочих мест в перерабатывающей
промышленности, сфере услуг, торговле, в отраслях, обеспечивающих
многоцелевое использование природных ресурсов.
Действия:
- содействовать строительству
комфортабельного жилья и социально значимых объектов;
- принимать меры по сокращению
сельской безработицы и увеличению числа занятых в
несельскохозяйственных видах деятельности на селе, включая развитие
местных ремесел;
- предоставлять гарантии, льготы и
другие поощрительные меры сельхозпредприятиям, продолжающим содержать
объекты социальной инфраструктуры;
- проводить адресную социальную
поддержку и социальную защиту малообеспеченных слоев населения;
- поддерживать и возрождать
позитивные крестьянские традиции и обычаи; разработать систему мер,
направленных на профилактику и борьбу с антисоциальными явлениями
(преступность, наркомания, алкоголизм и т.д.);
- развивать в районном центре крупные
узлы социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, бытовые
услуги и т.д.);
- развивать сеть дорог и систему
транспортного обслуживания для обеспечения устойчивой связи со всеми
населенными пунктами района.
Цель 6.4.
Обеспечение рационального использования и сохранности природных
ресурсов района, используемых в сельскохозяйственном производстве
Природоохранные
задачи в процессе развития села должны приобретать все большее
значение, поскольку продолжающаяся деградация земельных и иных
природных ресурсов ведет к снижению отдачи материальных средств,
вложенных в сельскохозяйственное производство, подрывает
продовольственную и экономическую безопасность района, ухудшает
условия жизни населения района.
Действия:
- оказывать содействие по
стимулированию хозяйств, осуществляющих природоохранный режим
использования сельскохозяйственных угодий;
- привлекать сельских
товаропроизводителей к проведению природоохранных мероприятий в
периоды снижения напряженности сельскохозяйственных работ (в
межсезонье);
в) оценочные показатели реализации
стратегии:
- соотношение между объемом
инвестиций и стоимостью основных производственных фондов отраслей
АПК;
- энергообеспеченность 1 га
сельскохозяйственных угодий;
- уровень внесения удобрений в
расчете на 1 га пашни;
- уровень урожайности в земледелии и
продуктивности в животноводстве;
- удельный вес площади угодий,
подвергающихся деградационным процессам, в общей площади
сельскохозяйственных угодий;
- среднедушевой доход сельского
населения;
- демографическая ситуация в сельской
местности;
- уровень образования сельского
населения;
- уровень преступности сельского
населения;
- широкое развитие посредничества
между производителями и покупателями сельскохозяйственной продукции
г) риски:
- угроза широкого распространения в
аграрной сфере "теневого" бизнеса.
Стратегия 7.
Повышение качества управления (общая стратегия
управления социально-экономическими
процессами в районе)
Все
охарактеризованные выше стратегии социально-экономического развития
района могут быть реализованы только при соответствующей эффективной
деятельности органов местного самоуправления в районе.
Стратегия управления
социально-экономическими процессами в районе должна иметь следующие
основные направления:
1. Эффективное использование
административно-политического ресурса органов местного
самоуправления.
2. Широкое использование в управлении
социально-экономическими процессами административно-политических и
экономических рычагов власти.
3. Заключение соглашений о
социально-экономическом сотрудничестве между органами местного
самоуправления и предприятиями района.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанный
стратегический план социально-экономического развития Вадского района
включает анализ социально-экономической ситуации района, наиболее
важные проблемы развития района и основные стратегические направления
и пути решения этих проблем.
Общей основой большинства
существующих проблем является центральная проблема управления
социально-экономическими процессами в районе: возможности более
интенсивного использования ныне имеющихся основных фондов, которые
примерно к 2010 году будут практически исчерпаны. Выход экономики
района к 2020 году на траекторию устойчивого экономического роста
может быть осуществлен только за счет кардинального технического
перевооружения производства, внедрения новых наукоемких технологий,
обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводимых
основных фондах. Для этого требуется, чтобы формируемая "новая
экономика", система управления, укрупненные
социально-экономические субъекты в районе были включены в единую
инвестиционно-инновационную систему области, стимулирующую приток
таких инвестиций в экономику района, которые обеспечат качественно
новый технологический уровень производства.
Необходимо еще до полного
формирования "новой экономики" принимать срочные меры и для
решения социальных проблем, в частности, проблемы чрезмерной
дифференциации населения по уровню доходов. Без решения этих проблем
не только невозможно решение задачи перехода к "новой экономике"
(из-за отсутствия стимулов к этому у большинства населения и
участников производства), но и существует вполне реальная опасность
резкого обострения социальных противоречий и конфликтов, которые
могут резко затормозить процесс социально-экономического развития
района.
Основные социально-экономические
показатели развития района и выполнение стратегического плана
представлены ниже в таблице.
Основные
социально-экономические ориентиры
(индикаторы) развития района
Показатель
|
Прогнозные ориентиры
|
|
2005 год
|
2010 год
|
2015 год
|
2020 год
|
1. Валовый продукт, млн руб.
|
398
|
572
|
929
|
1279
|
2. Объем ВП по отношению к
2000 г. |
109
|
168
|
250
|
350
|
3. Валовый продукт на
душу населения, тыс. руб.
|
25
|
36
|
58
|
80,4 |
4. Объем промышленной
продукции, млн руб.
|
96
|
150
|
205
|
320
|
5. Объем продукции
сельского хозяйства, млн руб.
|
160
|
230
|
340
|
400
|
6. Инвестиции в основной
капитал (в сопоставимых ценах), млн руб.
|
141
|
170
|
210
|
250
|
7. Оборот розничной торговли,
млн. руб.
|
225
|
318
|
415
|
510
|
8. Среднедушевые денежные
доходы населения, руб.
|
1992
|
4800
|
7500
|
10000
|
9. Доходы местного бюджета,
млн руб.
|
153
|
200
|
250
|
300
|
10. Темпы роста
производительности труда, тыс. руб.
|
74
|
125
|
250
|
500
|
11. Уровень
зарегистрированной безработицы, %
|
2,18 |
1,5 |
1
|
0,5 |
12. Численность занятых
в экономике, тыс. чел.
|
6,8
|
6,8 |
6,8 |
6,9 |
13. Продолжительность жизни,
лет
|
65,5
|
67
|
68
|
69
|
14. Обеспеченность жильем, кв.
м/1 жителя
|
14,6
|
16
|
17
|
18
|
При активной
целенаправленной и единой деятельности органов местного
самоуправления района в направлении обеспечения баланса интересов
разных социальных групп, между властью, бизнесом и обществом и
формирования единой инвестиционно-инновационной системы, а также при
благоприятных внешних условиях вполне реально решить те задачи,
которые охарактеризованы в стратегическом плане, и достичь цели
обеспечения устойчивого экономического развития района, существенного
повышения качества жизни населения, региональной безопасности и
личной безопасности граждан.
Ключевые направления по реализации
стратегии:
- трудовые ресурсы. При значительном
количестве неработающих в районе необходима их переподготовка,
обучение и повышение квалификационного уровня;
- здания и сооружения, земельные
участки. Проведение оценки эффективности использования
эксплуатируемых земельных участков и зданий, а также инвентаризация
участков, пригодных для привлечения инвесторов. Совершенствование
процессов взаимодействия с инвесторами, включая порядок представления
информации и процедуры оформления разрешительной документации;
- развитие предпринимательства и
малого бизнеса. Развитие малого предпринимательства позволит
обеспечить трудоустройство высвобождающихся работников
модернизируемых предприятий и условия для занятости населения в
районе с ограниченными возможностями для привлечения инвестиций.
Руководство района будет создавать условия для развития малого
бизнеса посредством устранения административных барьеров,
консультационной поддержки и обучения предпринимателей, активного
вовлечения населения в предпринимательскую деятельность, включая
формирование благоприятного имиджа предпринимателя;
- модернизация существующих
предприятий. Скорость модернизации действующих предприятий является
наиболее критическим фактором, определяющим потенциал роста экономики
района. От результатов модернизации зависит не только
конкурентоспособность предприятий, но и инвестиционная
привлекательность района. Также следует учитывать, что скорость
модернизации существующих предприятий является критическим фактором,
компенсирующим влияние демографических рисков, так как стимулирует
сокращение избыточного персонала и перераспределение его на новые
рабочие места. Содействуя модернизации действующих на территории
района предприятий, руководство района будет решать следующие задачи:
содействия повышению квалификации менеджеров предприятий, разработки
и реализации механизмов по переобучению и трудоустройству персонала
реструктуризируемых или ликвидируемых предприятий в соответствии с
требованиями рынка труда;
- качественный человеческий капитал.
Наиболее важным стратегическим фактором является человеческий
капитал. Демографический спад является серьезной проблемой для
района. Руководство района будет уделять особое внимание развитию
имеющихся человеческих ресурсов, воспитанию подрастающего поколения
жителей района, привлечению на территорию новых квалифицированных
кадров и созданию условий для удержания на территории района
талантливых и предприимчивых граждан. Приоритетными задачами в
области управления человеческим капиталом являются: проведение
эффективной демографической политики, включая стимулирование
рождаемости, сокращение смертности и обеспечение притока
квалифицированных кадров на территорию района, создание условий для
удержания на территории района талантливых и предприимчивых
выпускников вузов, включая предоставление доступного жилья и создание
условий для карьерного роста;
- создание благоприятных условий для
жизни, работы, отдыха и воспитания детей. Обеспечение комфортных
условий для жизни населения на территории района - одна из основных
задач. Обеспечение качественным жилищно-коммунальным обслуживанием,
развитие инфраструктуры и обеспечение высоких стандартов в социальной
сфере (образовании, здравоохранении, культуре и спорте), формирование
единого культурного пространства и обеспечение равного доступа к
культурным ценностям и благам. Кроме того, необходимо обеспечить
безопасность населения, развивать услуги для населения, повышать
качество окружающей среды и формировать имидж экологически чистой
территории, активно принимать участие в подготовке и реализации
социальных инвестиционных программ, обеспечивающих высокие стандарты
уровня жизни населения района;
- эффективная исполнительная власть
района. Эффективность деятельности исполнительных органов местного
самоуправления района является одним из наиболее значимых факторов,
определяющих развитие района. Для достижения этой цели исполнительная
власть должна концентрироваться на решении следующих задач:
совершенствования ключевых управленческих процессов и организационных
структур в исполнительных органах местного самоуправления,
формирования их кадрового потенциала.
Приложение
к стратегии
ОБЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РАЗВИТИЯ РАЙОНА
1. Развитие человека
┌───┬─────────────────────────────┬────┬────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ № │
Показатели │Ед. │
Годы
│
│п/п│
│изм
├───────┬───────┬───────┬───────┬───────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┬──────┤
│ │ │ │ 2000
│ 2001 │ 2002 │ 2003 │ 2004 │ 2005
│ 2006 │ 2007 │ 2008 │ 2009 │ 2010
│2011 -│2013 -│2015 -│2017 -│2019 -│
│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
2012 │ 2014 │ 2016
│ 2018 │ 2020 │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│1. │Уровень
потребления│ % │ 41,8 │ 49,4 │ 51,9 │
54,6 │ 59,1 │ 62 │ 63 │ 65 │
66 │ 66 │ 67 │ 65 │ 65 │ 65
│ 62 │ 62 │
│ │населением
продуктов питания│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │(продов.
товары / к общему│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │товарообороту)
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│2. │Уровень
безработицы │ % │ 0,9 │ 0,9 │
1,18│ 1,15│ 1,2 │ 1,9│ 2,0│
2,0│ 1,9│ 1,9│ 1,6│ 1,5│ 1,2│
1,0│ 0,9│ 0,9│
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Уровень
молодежной│ % │ 21 │ 24 │ 29 │
45 │ 50 │ 27 │ 32 │ 30 │
30 │ 29 │ 27 │ 25 │ 25 │ 20
│ 20 │ 20 │
│ │безработицы
(16 - 29 лет к│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │общей
численности│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ │безработных)
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Уровень
женской безработицы│ % │ 40 │ 62 │
78 │ 89 │ 84 │ 80 │ 81 │
80 │ 80 │ 78 │ 75 │ 70 │ 70
│ 68 │ 65 │ 65 │
│ │(безработные
женщины к │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │общему числу
безработных) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Количество
безработных │Чел.│ 53 │ 68 │ 70
│ 87 │ 88 │ 95 │ 95 │ 94 │
94 │ 92 │ 90 │ 90 │ 90 │ 90
│ 88 │ 88 │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │в т.ч.
молодежь │-"- │ 13 │ 16 │
18 │ 22 │ 34 │ 37 │ 35 │
35 │ 33 │ 32 │ 32 │ 30 │ 29
│ 25 │ 25 │ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │женщин
│-"- │ 24 │ 30 │ 46
│ 58 │ 68 │ 81 │ 80 │ 80
│ 78 │ 75 │ 70 │ 70 │ 70 │
65 │ 65 │ 60 │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Скрытая
безработица (неполный│-"- │ 300 │ 100 │
100 │ 100 │ 100 │ 120 │ 110 │
100 │ 100 │ 90 │ 80 │ 80 │ 75
│ 75 │ 75 │ 70 │
│ │рабочий
день, вынужденные│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │отпуска,
неполная рабочая│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │неделя)
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│3. │Уровень
обеспеченности│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ │благоустроенным
жильем │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │- водопроводом
│ % │ 78 │ 78 │ 78 │
82 │ 83 │ 83 │ 84 │ 85 │
85 │ 85 │ 86 │ 86 │ 86 │ 86
│ 88 │ 88 │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │- канализацией
│ % │ 66 │ 66 │ 71 │
71 │ 71 │ 72 │ 72 │ 72 │
73 │ 73 │ 73 │ 73 │ 75 │ 75
│ 80 │ 80 │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │- горячим
водоснабжением │ % │ 11 │ 13 │ 15
│ 17 │ 19 │ 20 │ 20 │ 21
│ 21 │ 22 │ 23 │ 24 │ 24 │
24 │ 25 │ 25 │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │-
газоснабжением │ % │ 92 │ 94 │
94 │ 95 │ 96 │ 97 │ 97 │
98 │ 99 │ 99 │ 99 │ 100 │ 100
│ 100 │ 100 │ 100 │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │- ванными и
душем │ % │ 55 │ 55 │ 55
│ 55 │ 55 │ 60 │ 60 │ 60 │
60 │ 60 │ 60 │ 65 │ 65 │ 65
│ 65 │ 65 │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│4. │Уровень
обеспеченности│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ │населения
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Обеспеченность
детей│Мест│ 110,9 │ 111,0 │ 90,3 │
100,3 │ 98,98│ 121 │ 121 │ 120 │
120 │ 115 │ 112 │ 110 │ 110 │ 100
│ 100 │ 100 │
│ │дошкольными
учреждениями│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ │(мест на
100 детей│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ │дошкольного
возраста) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Обеспеченность
населения│Коек│ 8 │ 10 │ 9 │
9,5 │ 9,44│ 9,6│ 9,6│ 9,7│
9,7│ 10 │ 10 │ 10 │ 11 │ 11 │
11 │ 12 │
│ │больничными
койками на 1000│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │жителей
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Обеспеченность
населения│Чел.│ 20,3 │ 20 │ 20 │
22 │ 21,6 │ 22,5│ 22,5│ 23 │
23 │ 24 │ 24 │ 24 │ 25 │ 25
│ 25 │ 25 │
│ │врачами
(численность врачей│ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │
│ │на 10,0 тыс.
чел. населения) │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Обеспеченность
населения│Чел.│ 58,9 │ 60 │ 78,9 │
87 │ 88 │ 82,5│ 83 │ 83 │
85 │ 85 │ 85 │ 86 │ 86 │ 87
│ 87 │ 87 │
│ │средним
медицинским│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ │персоналом
(численность│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ │медицинского
персонала на│ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │
│ │10,0 тыс.
человек) │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │Обеспеченность
населения│Мест│ 143 │ 160 │ 157 │
157 │ 157 │ 159 │ 159 │ 160 │
160 │ 160 │ 160 │ 162 │ 162 │ 165
│ 165 │ 170 │
│ │местами в
клубах и домах│ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
│ │культуры на
1000 жителей │ │ │ │
│ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │
│ │ │
├───┼─────────────────────────────┼────┼───────┼───────┼───────┼───────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┤
│ │