ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2005 г. № 458
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ
И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ПЕРВОМАЙСКОМ
РАЙОНЕ
В целях реализации
Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ "О внесении изменений
в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с
принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный закон "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации", руководствуясь Уставом Первомайского района, Земское
собрание решило:
1. Утвердить Положение об организации
работы по опеке и попечительству в Первомайском районе.
2. Контроль за выполнением данного
решения возложить на комиссию по социальной политике и работе с
молодежью.
Председатель Земского
собрания
В.А.БАТЕНКОВ
Приложение
к решению
Земского собрания
Первомайского района
от 27.07.2005 № 458
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
В ПЕРВОМАЙСКОМ РАЙОНЕ
Раздел 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее
Положение разработано в соответствии с главой 3 Гражданского кодекса
Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и
другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и
Нижегородской области, Уставом Первомайского района, Положением об
отделе народного образования администрации Первомайского района.
1.2. Органом опеки и попечительства
является администрация Первомайского района.
1.3. На отдел народного образования
администрации Первомайского района возлагаются функции по опеке и
попечительству над несовершеннолетними.
1.4. На МУЗ "Первомайская
центральная районная больница" возлагаются функции по опеке и
попечительству:
- над гражданами, признанными судом
недееспособными вследствие психического расстройства;
- над гражданами, ограниченными судом
в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или
наркотическими средствами;
- над совершеннолетними дееспособными
гражданами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно
осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
1.5. Все вопросы опеки и
попечительства решаются путем принятия постановления администрацией
Первомайского района.
1.6. Коллегиальными органами по
решению вопросов опеки и попечительства в Первомайском районе
являются:
1.6.1. Совет по опеке и
попечительству при администрации Первомайского района.
1.6.2. Совет по опеке и
попечительству при МУЗ "Первомайская центральная районная
больница".
1.6.3. Опекунский совет при отделе
народного образования администрации Первомайского района.
1.7. Совет по опеке и попечительству
при администрации Первомайского района является вышестоящим
коллегиальным органом по вопросам опеки и попечительства.
1.8. Состав и регламент работы совета
по опеке и попечительству при администрации Первомайского района
утверждаются постановлением администрации Первомайского района.
Раздел 2. ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ НАД
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ
2.1. Порядок учета и
выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.
2.1.1. Отдел народного образования
организует выявление и учет детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Отдел народного образования
осуществляет эту работу в тесном контакте с образовательными
учреждениями, заинтересованными ведомствами: органами внутренних дел,
здравоохранения, социальной защиты населения, ЗАГСа,
жилищно-коммунального хозяйства, прокуратуры, судом, поселковой и
сельскими администрациями.
2.1.2. Должностные лица вышеуказанных
учреждений и ведомств незамедлительно извещают отдел народного
образования о каждом выявленном ими несовершеннолетнем, оставшемся
без попечения родителей.
2.1.3. К участию в работе по
выявлению детей привлекаются общественные инспектора по охране прав
детей из числа педагогических работников образовательных учреждений,
имеющих опыт работы с детьми.
2.1.4. Положение об общественном
инспекторе по охране прав детей утверждается постановлением
администрации Первомайского района.
Состав общественных инспекторов
утверждается постановлением администрации Первомайского района по
представлению отдела народного образования ежегодно.
2.1.5. Для наиболее отличившихся
общественных инспекторов по охране детства применяются следующие виды
поощрения:
- объявление благодарности;
- награждение грамотой;
- выплата денежной премии;
- награждение ценным подарком.
2.1.6. Отдел народного образования
проводит семинары и организует учебу общественных инспекторов не реже
двух раз в год.
2.1.7. Для оказания своевременной
помощи детям, лишившимся попечения родителей и нуждающимся в помощи
государства, отдел народного образования ведет точный их учет.
2.1.8. Сведения о каждом ребенке,
выявленном на территории округа, заносятся в "Журнал первичного
учета несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей".
2.1.9. Специалист отдела народного
образования или по поручению РОНО общественные инспектора в течение 3
дней проводят первичное обследование условий, в которых ребенок
находится на момент выявления, с составлением акта соответствующего
образца.
2.1.10. В течение месяца специалист
отдела народного образования определяет наиболее целесообразную для
данного ребенка форму его устройства: под опеку (попечительство),
усыновление, в приемную семью, в государственное или муниципальное
учреждения.
2.1.11. Отдел народного образования
осуществляет подготовку документов для устройства детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, под опеку (попечительство)
граждан, в приемную семью, на усыновление, а при отсутствии такой
возможности - в воспитательное или лечебное учреждение.
2.1.12. Отдел народного образования
выбирает лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна
(попечителя), приемных родителей, готовит материалы для назначения
опекуна (попечителя), а также об освобождении или отстранении опекуна
(попечителя) от выполнения возложенных на него обязанностей, для
заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную
семью, готовит и представляет в суд заключение об обоснованности и о
соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка, ведет учет
лиц, в отношении которых произведено усыновление (удочерение).
2.1.13. Орган опеки и попечительства
заключает договор с приемными родителями о передаче им ребенка на
воспитание. Право заключения договора с приемными родителями
делегировано начальнику отдела образования на основании постановления
администрации Первомайского района.
2.1.14. С целью развития систем
семейного воспитания отдел образования совместно с заинтересованными
ведомствами и образовательными учреждениями постоянно использует
новые формы устройства детей - приемные семьи.
2.1.15. На каждого
несовершеннолетнего, вне зависимости от формы его устройства,
заводится личное дело. При направлении в учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, личное дело
несовершеннолетнего передается администрации соответствующего
учреждения. При передаче детей под опеку (попечительство), на
усыновление, в приемные семьи личное дело хранится в отделе народного
образования и является документом строгой отчетности.
2.1.16. Сведения об устройстве детей
в детские государственные и муниципальные учреждения заносятся в
"Журнал учета детей, направленных в интернатные учреждения",
переданных под опеку - в "Настольный реестр патронируемых и
подопечных несовершеннолетних", усыновленных - в "Журнал
усыновленных детей", которые ведутся и хранятся в течение 75 лет
в отделе охраны прав детей.
2.2. Порядок назначения опеки и
осуществление контроля за исполнением опекунами своих обязанностей,
за соблюдением условий содержания, воспитания и образования детей,
находящихся под опекой.
2.2.1. Выбор наиболее подходящей
кандидатуры в опекуны осуществляет отдел народного образования, а в
спорных случаях возможно принятие решения через опекунский совет.
2.2.2. В соответствии со статьей 35
Гражданского кодекса РФ опека (попечительство) в отношении
несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей,
устанавливается постановлением администрации Первомайского района по
месту жительства опекаемого или опекуна (попечителя) не позднее
месячного срока с момента поступления информации о необходимости
назначения опеки.
2.2.3. Все необходимые материалы
передаются кандидатом в опекуны (попечители) в отдел народного
образования.
2.2.4. Специалист отдела оказывает
помощь будущему опекуну в сборе необходимых документов и производит
обследования условий жизни кандидата в опекуны (попечители) с
последующим составлением акта соответствующего образца.
2.2.5. При наличии у
несовершеннолетнего имущества, представляющего какую-либо ценность,
составляется его опись.
2.2.6. В соответствии со статьей 38
Гражданского кодекса РФ при необходимости постоянного управления
недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного управлением
образования заключается с управляющим, определенным этим органом,
договор о доверительном управлении таким имуществом.
2.2.7. Специалист отдела народного
образования принимает меры по охране жилищных прав детей. Не реже
одного раза в год он совместно с общественными инспекторами проводит
проверку сохранности имущества.
2.2.8. Отдел образования готовит
заключение для разрешения органов опеки и попечительства на
совершение сделок опекуном (попечителем) по отчуждению, в том числе
обмену или дарению имущества подопечного, сдачи его в наем (аренду),
безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от
принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из его
долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества
подопечного.
2.2.9. Отдел образования принимает
меры по защите жилищных прав подопечных и несовершеннолетних,
оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой
площадью в случаях, предусмотренных законодательством.
2.2.10. Специалист отдела народного
образования и общественные инспектора осуществляют систематический
надзор за условиями проживания, воспитания, обучения, организацией
досуга, отдыха и материального обеспечения опекаемых (подопечных).
Два раза в год они проводят контрольное обследование этих семей. По
результатам обследования составляется акт, содержащий перечень тех
видов помощи, в которых нуждаются опекун и его воспитанник.
2.2.11. Отдел народного образования
организует один раз в год углубленный медицинский осмотр детей,
находящихся на опеке. Акты обследования и результаты медосмотра
хранятся в личных делах опекаемых.
2.2.12. Отдел народного образования
оказывает необходимую социальную, правовую, психолого-педагогическую
и методическую помощь через проведение консультпункта, круглого
стола, опекунам (попечителям), кандидатам в усыновители, приемным
родителям по вопросам охраны и защиты личных и имущественных прав
несовершеннолетних.
2.2.13. Отдел народного образования
готовит материалы о назначении денежных средств на содержание
подопечного и осуществляет контроль за расходованием этих средств
опекунами (попечителями).
2.2.14. Назначение денежных средств
на детей, находящихся под опекой (попечительством), и прекращение их
выплаты осуществляется на основании постановления администрации
Первомайского района в соответствии с Положением о порядке выплаты
денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого
инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством),
утвержденным законодательством Российской Федерации и Законом
Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З "О мерах социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а
также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, на территории Нижегородской области".
2.2.15. Отдел народного образования
рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан по вопросу
опеки и попечительства и принимает по ним необходимые меры.
2.3. Организация выплаты денежных
средств на содержание подопечных.
Выплата денежных средств на
содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
осуществляется через управление социальной защиты населения в
пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на
соответствующий финансовый год.
2.4. Координация органов
здравоохранения, образования, социальной защиты и других учреждений,
осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.
2.4.1. В целях координации
деятельности заинтересованных ведомств отдел народного образования
может заключать соглашения с органами внутренних дел,
здравоохранения, поселковой и сельскими администрациями по
межведомственному взаимодействию в вопросах выявления и оказания
своевременной помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.