ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г.
Дзержинска от 15.04.2005 № 564
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ГОРОДЕ
ДЗЕРЖИНСКЕ НА 2005 - 2007 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Вступает в силу с 15 апреля 2005
года (пункт 2 данного документа).
АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА ДЗЕРЖИНСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 апреля 2005 г. № 564
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА
В ГОРОДЕ ДЗЕРЖИНСКЕ НА 2005 - 2007
ГОДЫ
-
В целях обеспечения
роста собственной доходной базы бюджета города Дзержинска за счет
дальнейшего развития налогового и неналогового потенциала и в
соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от
23.12.2004 № 292 "Об основных направлениях развития налогового и
неналогового потенциала в Нижегородской области на 2005 - 2007 годы"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления развития налогового и неналогового потенциала в городе
Дзержинске на 2005 - 2007 годы.
2. Постановление вступает в силу с
момента подписания.
3. Контроль за исполнением
постановления возложить на заместителя мэра по финансовым вопросам,
начальника управления финансов Ю.Н. Фирсова.
Мэр города
В.М.БРИККЕР
Утверждены
постановлением
администрации г. Дзержинска
от 15.04.2005 № 564
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА
В ГОРОДЕ ДЗЕРЖИНСКЕ НА 2005 - 2007
ГОДЫ
-
1. Оценка текущей
ситуации и обоснование
необходимости разработки основных
направлений развития
налогового и неналогового потенциала
в городе
Дзержинске на 2005 - 2007 годы
В последние годы
отмечается положительная тенденция развития экономики города
Дзержинска. В 2003 году объем валовой продукции составил 20,4 млрд
рублей, в 2004 году объем валовой продукции прогнозируется с ростом
22,1% по отношению к уровню 2003 года и ожидается в размере 24,9 млрд
рублей.
Основным фактором роста валовой
продукции является рост физического объема производства в отраслях
реального сектора экономики, сопровождающийся ростом денежных доходов
населения. Индекс физического объема продукции промышленности в 2003
году составил 116,7% по отношению к уровню 2002 года, в 2004 году по
сравнению с 2003 годом ожидается 112,4%.
Наряду с ростом объема производства
отмечается рост доходов городского бюджета. В 2002 году в целом
доходы городского бюджета составили 995,0 млн рублей, в 2003 году -
1081,7 млн рублей (108,7% к уровню 2002 года). Исполнение доходов
городского бюджета в 2004 году составляет 1300,6 млн рублей (120,2% к
уровню 2003 года).
-
Динамика исполнения
собственных доходов городского бюджета
-
(млн руб.)
Доходы городского
бюджета
|
2002 год
|
2003 год
|
Коэффициент роста
|
Оценка 2004 года |
Коэффициент роста
|
Налоговые доходы
(без фондов), всего
|
646,3
|
583,4
|
0,90
|
759,9
|
1,30
|
В том числе
|
|
|
|
|
|
Налог на прибыль
|
220,7
|
128,3
|
0,58
|
189,6
|
1,48
|
Налог на
доходы физических лиц
|
236,0
|
295,7
|
1,25
|
417,8
|
1,41
|
Налог на
имущество организаций
|
76,9
|
79,5
|
1,03
|
82,4
|
1,04
|
Акцизы на
ликероводочные изделия
|
3,7
|
0,7
|
0,19
|
1,5
|
2,14
|
Неналоговые
доходы городского бюджета (без фондов)
|
66,9
|
80,4
|
1,2
|
105,9
|
1,32
|
Для сохранения
положительной динамики роста доходов и ее дальнейшего развития, а
также достижения прогнозного роста валовой продукции к 2007 году в
размере 33,9 млрд рублей (рост по отношению к 2004 году на 36%)
необходимо выявить факторы позитивного и негативного влияния на
формирование собственной доходной базы. Определив степень влияния,
следует сконцентрировать усилия органов местного самоуправления на
укреплении факторов положительного влияния и на максимальном
сглаживании последствий от воздействия факторов негативного
характера.
К позитивным факторам следует отнести
подъем промышленного производства, что является следствием снижения
налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и создания в городе
благоприятной предпринимательской атмосферы.
Особенно отчетливо это проявилось к
концу 2003-го и в 2004 году. Так, налоговые платежи на 1 рубль
выпуска продукции на предприятиях промышленности снизились с 7,9 руб.
в 2003 году до 4,8 руб. в 2004 году.
О положительном влиянии фактора
ослабления налоговой нагрузки на реальный сектор экономики
свидетельствует рост основных бюджетообразующих показателей: прибыли
прибыльных предприятий и фонда оплаты труда. Так, если в 2003 году
прибыль прибыльных предприятий составила 1194,4 млн рублей (141,5% к
уровню 2002 года), то по оценке 2004 года этот показатель будет на
уровне 1900,0 млн рублей (159,1% к уровню 2003 года). Фонд оплаты
труда составил в 2003 году 4575,0 млн рублей, или 120,9% к уровню
2002 года. В 2004 году фонд оплаты труда оценивается на уровне 5630,0
млн рублей, или 123,1% к 2003 году.
Таким образом, становится очевидным,
что инфляционная составляющая уже не является единственной,
определяющей рост доходов бюджета.
К факторам негативного влияния
следует отнести, прежде всего, изменение федерального
законодательства в рамках проводимой в последние годы бюджетной и
налоговой реформ.
За период с 2002-го по 2004 год
структура доходов бюджетов субъектов Российской Федерации претерпела
в этой связи значительные изменения.
Отменены налоги с хорошей
собираемостью и ежемесячным сроком поступления: на содержание
объектов жилищного фонда и социально-культурной сферы, налог с
продаж, налог на рекламу. С 2005 года в федеральный бюджет передается
1,5 пункта, а в областной бюджет 0,5 пункта городской ставки налога
на прибыль.
Компенсация городскому бюджету
осуществлялась в основном за счет индексации ставок по акцизам,
земельному налогу, увеличения базовой доходности по единому налогу на
вмененный доход и за счет передачи в субъекты Российской Федерации и,
соответственно, в местные бюджеты нормативов отчисления от налогов,
собираемость которых проблематична или связана с поквартальными
сроками уплаты: земельный налог и арендная плата за землю, единый
налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, единый
налог при упрощенной системе налогообложения.
В результате на федеральном уровне
концентрируются наиболее стабильно собираемые налоги, одновременно в
субъекты Российской Федерации переданы дополнительные расходные
полномочия, обеспечить которые собственными доходами крайне
проблематично.
Разграничение государственной
собственности на землю также относится к факторам негативного
воздействия на доходную часть городского бюджета. Определенные
федеральным законодательством принципы отнесения земель в
собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований таковы, что большая часть земель на
территории города подлежит закреплению в собственности Российской
Федерации и Нижегородской области. Это повлечет за собой
невосполнимые потери местного бюджета вследствие сокращения арендных
платежей.
Следует отметить, что на уровне
местного самоуправления практически не осталось полномочий, дающих
возможность увеличивать доходную базу: взимание налогов строго
регламентировано Налоговым кодексом Российской Федерации, полномочия
по установлению дополнительных налогов и сборов не предусмотрены
налоговым законодательством.
В сложившейся ситуации выходом может
служить только целенаправленная и конструктивная политика руководства
города, направленная на мобилизацию и развитие внутренних
экономических ресурсов города.
Высокая затратность производства,
износ основных фондов на фоне достаточно высокого уровня инфляции
уменьшают инвестиционную привлекательность города.
Недостаточно высокими темпами
развивается малый бизнес. Несмотря на наметившуюся в последние два
года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых
предприятиях, их вклад в развитие экономики остается достаточно
низким. Малый бизнес по-прежнему ориентирован, главным образом, на
торговлю, общественное питание, в меньшей степени - на бытовое
обслуживание населения. Производственный сектор малым бизнесом
охвачен в крайне незначительном объеме. В общем объеме реализации
продукции на долю малого бизнеса приходится не более 13%. Доля
занятых на малых предприятиях остается практически неизменной с 2002
года и составляет около 12,1% в общей численности занятых в
экономике.
Использование муниципальной
собственности до настоящего времени не даст значительного бюджетного
эффекта. Удельный вес доходов от использования собственности в
доходах бюджета города составляет не более 8%. Одной из причин низкой
отдачи от муниципальной собственности является отсутствие
методологического единства при исчислении арендных платежей за
объекты муниципальной собственности, а также выбытие из арендных
отношений наиболее экономически привлекательных объектов.
Для преодоления негативных факторов
воздействия на доходную часть городского бюджета и сохранения
тенденции роста доходов необходима реализация основных направлений
развития налогового и неналогового потенциала в городе Дзержинске.
2. Основные
направления развития налогового и неналогового
потенциала в городе Дзержинске на
2005 - 2007 годы
2.1. Повышение
эффективности использования
административного ресурса
Для решения данной
задачи необходимо:
- обеспечение 100-процентной
собираемости налогов при максимальной прозрачности налоговых расчетов
и их достоверности, обмен информацией между заинтересованными
структурами для качественного прогнозирования доходов;
- обеспечение всеобъемлющего
мониторинга финансовых и экономических показателей по крупным и
средним предприятиям города с целью определения причин изменения
налогооблагаемой базы;
- усиление координации
правоохранительных, административных и иных органов, отвечающих за
экономическую безопасность города;
- внесение законодательных инициатив,
направленных на оптимизацию налоговой системы в пределах полномочий
органов местного самоуправления, легализацию доходов физических лиц,
предоставление детальной информации о формировании налоговой базы;
- усиление взаимодействия с
федеральными и региональными органами государственной власти,
направленного на привлечение дополнительных финансовых ресурсов для
обеспечения финансирования федеральных и областных программ.
2.2. Развитие
налоговой базы, стимулирование
хозяйствующих субъектов, развитие и
использование
инвестиционного и инновационного
потенциала
Несмотря на то, что
полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования
налогового и бюджетного законодательства весьма ограничены,
оставшиеся из них должны быть максимально и эффективно задействованы.
Прежде всего это касается полномочий в области предоставления
налоговых льгот. Механизм льготирования должен быть не только
прозрачным и гибким, но и обеспечивать паритетные интересы
хозяйствующих субъектов и бюджета города.
Решение данной задачи должно быть
обеспечено за счет:
- развития и совершенствования уже
существующих форм стимулирования организаций, предусмотренных
действующим законодательством Нижегородской области и города
Дзержинска и обеспечивающих льготный режим налогообложения субъектам
инвестиционной и инновационной деятельности, а также организациям,
достигшим прироста налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
2.3. Интенсивное
интегрирование малого бизнеса в
экономические процессы города
Дзержинска
Необходимо создать
условия для расширения спектра деятельности субъектов малого бизнеса,
для постепенного укрупнения малых производств до уровня равной
конкуренции на промышленном рынке, ставя при этом цель сохранения к
2007 году объемов производства продукции малого предпринимательства и
уровня числа занятых в малом бизнесе.
Решение данной задачи невозможно без
дальнейшего развития благоприятных экономических предпосылок,
стимулирующих мотивацию хозяйствующих субъектов легализовать и
расширять свой бизнес. К таким предпосылкам, прежде всего, относятся:
- содействие в получении
предпринимательскими структурами в лизинг производственного
оборудования;
- развитие инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства;
- информационная обеспеченность
субъектов малого бизнеса.
В этом направлении необходимо
содействие государства во внедрении малого бизнеса в систему
государственных и муниципальных заказов.
2.4. Эффективное
управление муниципальной собственностью
При решении этой
задачи следует исходить из того, что каждый уровень власти должен
иметь то имущество, которое необходимо ему для исполнения
закрепленных полномочий. Необходимо конкретизировать и обобщить
полномочия органов местного самоуправления для дальнейшего
регулирования процесса управления собственностью.
При существующей тенденции сокращения
объектов нежилого фонда муниципальной собственности необходимо
определить критерии эффективности его использования и, строго следуя
им, принимать решения о целесообразности нахождения имущества в
составе муниципальной собственности.
Принцип строгого соответствия
количественного и качественного состава муниципальных предприятий
функциям органов местного самоуправления должен быть основополагающим
в сфере регулирования деятельности предприятий.
Одним из важнейших факторов,
определяющих инвестиционный климат города, является создание и
полноценное функционирование рынка земли. Упорядочение и
регулирование органами местного самоуправления процессов на рынке
земли служит залогом эффективного управления муниципальной
собственностью.
2.5. Жилищное
строительство через развитие
ипотечного кредитования
Жилищное
строительство - один из наиболее динамично развивающихся сегментов
экономики, что обусловлено растущей потребностью населения в
улучшении жилищных условий.
Способствовать его развитию означает
расширять и укреплять инфраструктуру города, развивать сферу
обслуживания и создавать в этой связи новые рабочие места. В качестве
другого аспекта развития жилищного строительства следует
рассматривать увеличение количества собственников жилья, что является
предпосылкой к увеличению доходов бюджета от налога на имущество
физических лиц.
В период с 2005 года по 2007 год
предполагается ввести в эксплуатацию 3 жилых дома площадью 12,5 тыс.
кв. м.
В рыночных условиях при
недостаточности бюджетных средств ипотечное кредитование становится
главным источником средств населения, направляемых на жилищное
строительство. Таким образом, развитие ипотеки является основным
условием развития жилищного строительства. В этой связи становится
очевидной необходимость стимулирующих мер со стороны государства,
способствующих активизации ипотечного кредитования. В качестве одной
из главных мер следует рассматривать компенсацию населению части
банковской процентной ставки за предоставленный кредит,
субсидирование отдельных социальных категорий населения, увеличение
бюджетного финансирования программы ипотечного кредитования в
прогнозируемом периоде.
3. Ожидаемые
экономические и социальные
результаты реализации основных
направлений развития
налогового и неналогового потенциала
в городе
Дзержинске на 2005 - 2007 годы
Реализация основных
направлений развития налогового и неналогового потенциала в городе
Дзержинске будет способствовать положительной динамике исполнения
собственных доходов городского бюджета в 2005 - 2007 годах за счет
мобилизации внутренних ресурсов роста налогооблагаемой базы.
Сократится разрыв между объемом
средств, требуемых для обеспечения расходных полномочий, и объемом
средств, поступающих в доходную часть городского бюджета.
Применение льготных механизмов
налогообложения как стимулирующих факторов для организаций,
обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы, обновление
производственных мощностей и инвестирование в производство, позволит
высвободить средства на расширение действующих и создание новых
производств. Это, в свою очередь, обеспечит рост количества рабочих
мест, активизирует процесс вовлечения в производство экономически
активного населения. Эти меры позволят увеличить долю долгосрочных
инвестиций.
Реализация комплекса мер,
направленных на поддержку малого бизнеса, позволит данному сектору
экономики перейти на качественно новый уровень развития за счет
интегрирования в различные отрасли экономики.
Увеличение потребности в трудовых
ресурсах позволит перераспределить их рыночным методом с
неэффективных организаций в более эффективные и востребованные
секторы экономики.
-
План мероприятий по
развитию налогового и неналогового
потенциала в городе Дзержинске на
2005 - 2007 годы
-
┌──────┬──────────────────────────────────┬───────────────────┬───────────┬─────────────────────────┐
│ № │
Мероприятия │ Ответственные │ Сроки │
Ожидаемые результаты │
│ п/п │
│ │исполнения │
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│1. │Повышение
эффективности│ │ │
│
│ │использования
административного│ │ │
│
│ │ресурса
│ │ │
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│1.1. │Анализ
динамики поступления│Управление финансов│2005 -
2007│Рост доходной части│
│ │налоговых и
неналоговых доходов,│ │ гг.
│бюджета города Дзержинска│
│ │нормативов
отчислений от налогов в│ │ │
│
│ │местный
бюджет и подготовка│ │ │
│
│ │предложений
по увеличению│ │ │
│
│ │нормативов
отчислений в местный│ │ │
│
│ │бюджет
│ │ │
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│1.2. │Мониторинг
выполнения основных│ Межрайонная │2005 -
2007│Рост поступлений│
│ │показателей
финансового состояния,│ инспекция │ гг.
│налоговых платежей по│
│ │налогооблагаемой
базы, начислений│ Федеральной │
│сравнению с предыдущим│
│ │и
поступлений налогов и платежей│ налоговой службы │
│годом, выполнение│
│ │бюджетообразующих
предприятий│ № 2 по │
│прогнозных назначений │
│ │города
Дзержинска │ Нижегородской │
│ │
│ │ │ области
(МИ ФНС), │ │ │
│ │ │
управление │
│ │
│ │ │
финансов, │
│ │
│ │ │
управление │
│ │
│ │ │
промышленности, │
│ │
│ │ │
экономики и │
│ │
│ │ │
прогнозирования │
│ │
│ │ │
(УПЭиП) │
│ │
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│1.3. │Контроль за
выполнением проточных│ МИ ФНС │2005 -
2007│Обеспечение полноты│
│ │показателей
налогов и сборов в│ │ гг.
│поступления налогов и│
│ │бюджеты
всех уровней │ │
│сборов в местный бюджет │
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│1.4. │Проведение
работы с│ МИ ФНС │2005 -
2007│Недопущение прироста│
│ │предприятиями-недоимщиками
по│ │ гг. │задолженности,
выполнение│
│ │погашению
задолженности по│ │
│плановых заданий по│
│ │налогам,
пеням, штрафам, в том│ │
│мобилизации налогов в│
│ │числе
с предприятиями,│ │
│местный бюджет │
│ │находящимися
в реструктуризации │ │ │
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│1.5. │Применение
всего комплекса│ МИ ФНС │2005 -
2007│Сокращение задолженности│
│ │обеспечительных
мер по│ │ гг. │по
налогам, сборам,│
│ │принудительному
взысканию│ │ │пеням,
в том числе за│
│ │задолженности
по налогам и сборам,│ │ │счет
поступлений средств│
│ │пеням, в
том числе за счет│ │ │в
местный бюджет от│
│ │имущества
налогоплательщика │ │
│реализации имущества │
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│1.6. │Организация
контроля (рейдов) по│ МИ ФНС │2005 -
2007│Увеличение доходов│
│ │соблюдению
законодательства по│ │ гг.
│местного бюджета за счет│
│ │ККМ, АЗС
и проведение контроля│ │
│взыскиваемых налоговых│
│ │плательщиков
по ЕНВД, наличию│ │
│санкций │
│ │трудовых
договоров и других│ │ │
│
│ │необходимых
документов │ │ │
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│1.7. │Обеспечение
эффективности системы│ Отдел │2005 -
2007│Проведение совместных│
│ │контроля
качества и безопасности│ антимонопольной │ гг.
│мероприятий с УВД по│
│ │алкогольной
продукции,│ политики и │
│привлечению к│
│ │реализующейся
в розничной торговле│предпринимательства│
│административной │
│ │ │
(ОАМПиП) │
│ответственности торгующих│
│ │ │
совместно с УВД │
│без разрешения и│
│ │ │
│ │некачественной
│
│ │ │
│ │алкогольной
продукцией и│
│ │ │
│ │получение
дохода в│
│ │ │
│ │местный
бюджет в виде│
│ │ │
│ │штрафов
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│2. │Развитие
налоговой базы,│ │ │
│
│ │стимулирование
предприятий,│ │ │
│
│ │развитие
и использование│ │ │
│
│ │инвестиционного
и инновационного│ │ │
│
│ │потенциала
│ │ │
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│2.1. │Предоставление
налоговых льгот в│ Управление │2005 -
2007│Определение │
│ │соответствии
с налоговым│ финансов, МИ ФНС │ гг.
│целесообразности │
│ │законодательством,
анализ│ │
│расширения спектра│
│ │эффективности
и влияния на бюджет│ │
│налоговых льгот │
│ │города
│ │ │
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│2.2. │Оказание
содействия и│ │ │
│
│ │муниципальной
поддержки в│ │ │
│
│ │реализации
инвестиционных проектов│ │ │
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│2.2.1.│Строительство
Дзержинского│ УПЭиП │2005 -
2007│Объем выпускаемой│
│ │электрометаллургического
завода │ │ гг. │продукции
- до 250 млн│
│ │ │
│ │долларов.
Новые рабочие│
│ │ │
│ │места
- до 1000 чел.│
│ │ │
│ │Увеличение
налоговых│
│ │ │
│ │поступлений
в бюджет│
│ │ │
│ │города
│
├──────┼──────────────────────────────────┼───────────────────┼───────────┼─────────────────────────┤
│2.2.2.│Реконструкция
завода окиси этилена│ УПЭиП │2005 -
2006│Увеличение объемов│
│ │и гликолей
ОАО "Сибур-Нефтехим" │ │
гг. │производства на 50 млн│
│ │ │
│ │руб./год.
Увеличение│
│ │ │
│ │налоговых
|