Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации г.
Арзамаса от 28.06.2005 № 1633-р


"О РАБОТЕ ЛЕТНЕГО
ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ "ПУСТЫНЬ-2005"


(Вместе с "ПРОГРАММОЙ РАБОТЫ
ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ЮНОГО ЭКОЛОГА МОЛОДЕЖНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Г.
АРЗАМАСА НА 2005 ГОД")


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









АДМИНИСТРАЦИЯ
ГОРОДА АРЗАМАСА




РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 28 июня 2005 г. № 1633-р




О РАБОТЕ ЛЕТНЕГО
ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКОГО


ЛАГЕРЯ "ПУСТЫНЬ-2005"




В рамках Областной
программы по экологическому образованию и воспитанию молодежи, а
также в целях реализации постановления мэра г. Арзамаса № 37 от
25.05.2005 "Об организации летнего отдыха, оздоровления и
занятости детей и молодежи в 2005 году":


1. Отделу по экологии и охране
природы администрации города Арзамаса (рук. Г.Е. Стрижова)
организовать и провести летний эколого-туристический лагерь
"Пустынь-2005" с 4 по 18 июля 2005 года на территории
биологической станции АГПИ им. А.П. Гайдара.


2. Назначить начальником летнего
эколого-туристического лагеря "Пустынь-2005" Сухову Нину
Александровну - учебного менеджера Современной гуманитарной академии,
с возложением на нее ответственности за работу лагеря, обеспечение
безопасных условий для работы и отдыха детей, материальную
ответственность.


3. Утвердить план мероприятий по
организации и проведению летнего эколого-туристического лагеря
"Пустынь-2005" (приложение 1) и Программу лагеря
(приложение 5).






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слов "(Двести тридцать восемь
тысяч восемьсот восемьдесят) рублей" имеются в виду слова
"(Двести тридцать семь тысяч восемьсот восемьдесят) рублей".






4. Департаменту
финансов администрации города Арзамаса (рук. Ю.А. Весновский)
профинансировать смету расходов на проведение лагеря, в сумме 237880
(Двести тридцать восемь тысяч восемьсот восемьдесят) рублей, в том
числе 142000 (Сто сорок две тысячи) рублей - средства облэкофонда,
95880 (Девяносто пять тысяч восемьсот восемьдесят) рублей - средства
горэкофонда (приложение 2). Средства перечислить на расчетный счет
комитета по делам молодежи администрации города Арзамаса (рук. А.В.
Матвеев).


5. Утвердить штатное расписание
педагогического и обслуживающего персонала летнего
эколого-туристического лагеря "Пустынь-2005" (приложение
3), а также списки детей летнего эколого-туристического лагеря
"Пустынь-2005" (приложение 4).


6. Контроль по выполнению данного
распоряжения возложить на вице-мэра города Арзамаса Н.А. Живова.






Мэр города


А.Н.МИГУНОВ












Приложение 1


к распоряжению


администрации г. Арзамаса


от 28.06.2005 № 1633-р




ПЛАН


МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЮ ЛЕТНЕГО


ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
"ПУСТЫНЬ-2005"




Время проведения 4 -
18 июля 2005 года

























































































































































































п/п


Наименование
мероприятия


Исполнители


Сроки
исполнения


1.


Подготовка
пакета
документов для участия
в конкурсе,
проводимом
комитетом охраны
природы и
управления
природопользованием
Нижегородской области
по
летним
экологическим лагерям


Е.В. Жолобова
И.Е.
Смирнов
Е.Ф. Малафеева


До 25 марта


2.


Подготовка
пакета
документов для
заключения договора
на
выделение средств из
облэкофонда


Г.Е. Стрижова
Е.Ф.
Малафеева
Е.В. Жолобова


Май 2005 года


3.


Решение вопроса
о
размещении лагеря на
биологической станции
АГПИ им.
А.П. Гайдара


Г.Е. Стрижова
Е.Ф.
Малафеева


До 20 июня
2005 года


4.


Совещание по
вопросам
организации и работы
летнего

эколого-туристического
лагеря "Пустынь-2005"


Г.Е. Стрижова
Н.А.
Сухова
И.Е. Смирнов


По мере
необходимости


5.


Определить
поставщика
продуктов питания для
работы
летнего
эколого-туристического
лагеря "Пустынь-2005 "


Департамент торговли


До 24 июня
2005 года


6.


Обследование
летнего
эколого-туристического
лагеря "Пустынь-2005"
на
предмет
соответствия
Санитарным
правилам и
нормам


Г.Е. Стрижова
Н.А.
Сухова
И.Е. Смирнов

Территориальный отдел
Территориального

управления
Роспотребнадзора
по
Нижегородской области в
Арзамасском,
Ардатовском,
Вадском, Дивеевском,
Первомайском районах


До 30 июня
2005 года


7.


Подготовка
примерного
7-дневного меню
эколого-туристического
лагеря


АМУСП (технолог)
Н.А.
Сухова
И.Е. Смирнов


До 27 июня
2005 года


8.


Подготовка

документации для
открытия и работы
лагеря
(заявление на
зачисление детей в
лагерь,
памятка
слушателю летней
школы, пригласительный
билет
и пр.)


Н.А. Сухова
Е.Ф.
Малафеева
И.Е. Смирнов
Е.В.
Жолобова


До 27 июня
2005 года


9.


Организация

контрольного сбора
детей и обслуживающего
персонала


Н.А. Сухова
Е.Ф.
Малафеева
И.Е. Смирнов


27 июня 2005
года


10.


Организация заезда
детей


Н.А. Сухова
И.Е.
Смирнов
ГП НО

"Арзамаспассажиравтотранс"


До 1 июля
2005 года


11.


Организация
осмотра
персонала в смотровом
кабинете


Департамент

здравоохранения
И.Е. Смирнов


С 20 июня по
1 июля
2005
года


12.


Оформление
трудовых
соглашений


Г.Е. Стрижова
Н.А.
Сухова


До 18 июля
2005 года


13.


Ведение бухгалтерского
учета
по хозяйственной
деятельности лагеря


П.П. Спецанова
Е.В.
Жолобова


До 22 июля
2005 года


14.


Организация
завоза
продуктов


Н.А. Сухова

Заместитель начальника
смены по хозяйственной
части


В период
работы лагеря


15.


Организация

сопровождения детей
ГИБДД


С.Г. Гагарин
Н.А.
Сухова
И.Е. Смирнов
Отдел по
экологии и охране
природы


4 июля 2005
года

18 июля 2005
года


16.


Предоставление

дежурного автомобиля,
обеспечивающего работу
лагеря


Г.Е. Стрижова
И.Е.
Смирнов


До 1 июля
2005 года


17.


Организация работы
лагеря
и оперативное
решение текущих
вопросов


Н.А. Сухова

Заместитель начальника
смены по хозяйственной
части


В течение
смены


18.


Организация
и
проведение
культурно-массовых
мероприятий
в период
работы лагеря


Помощник начальника лагеря
по
воспитательной и
культурно-массовой работе


В течение
смены


19.


Организация

методической и
научно-практической
деятельности
в период
работы лагеря


Е.Ф. Малафеева

Руководитель инструкторов
Инструкторы


В течение
смены


20.


Соблюдение правил
пожарной
безопасности
и соблюдение техники
безопасности в
период
работы лагеря


Н.А. Сухова

Заместитель начальника
смены по хозяйственной
части


В течение
смены


21.


Составление

финансового отчета о
расходах
летнего
эколого-туристического
лагеря


Н.А. Сухова
П.П.
Спецанова
Е.В. Жолобова


В течение 10
дней
по
завершении
работы лагеря


22.


Составление

аналитического отчета
о
деятельности
экологического лагеря


Н.А. Сухова
Е.Ф.
Малафеева


В течение 10
дней
по
завершении
работы лагеря


23.


Отражение деятельности
летнего

эколого-туристического
лагеря
"Пустынь-2005"
в СМИ


Департамент по связям
с
общественностью
Н.А. Сухова
И.Е.
Смирнов


В течение
смены


24.


Подготовка
и
подписание акта
сдачи-приемки работ по
договору
целевого
финансирования


Г.Е. Стрижова
Н.А.
Сухова
Е.В. Жолобова


До 1 августа
2005 года


25.


Организация
работы
деятельности столовой
на территории лагеря


ОАО "АЗР"
(согласно
договору)


В течение
смены


26.


Организация
охраны
территории лагеря


ОАО "АЗР"


В течение
смены


27.


Вывоз мусора и
очистка
выгребной ямы


ОАО "АЗР"


В течение
смены


28.


Оснащение
музыкальной
аппаратурой для
проведения мероприятий


ОАО "АЗР"

Департамент культуры
И.Е. Смирнов


В течение
смены












Приложение 2


к распоряжению


администрации г. Арзамаса


от 28.06.2005 № 1633-р




СМЕТА


РАСХОДОВ ЛЕТНЕГО
ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКОГО


ЛАГЕРЯ "ПУСТЫНЬ-2005"




Время проведения с 4
по 18 июля 2005 года









































































































п/п


Статья расходов


Обоснование


Всего, руб.


1.


Питание детей (85
человек)


1 человек в день - 73 руб.


93075


2.


Питание

обслуживающего
персонала (25
человек)


1 человек в день - 73 руб.


27375


3.


Оплата проезда детей
и
обслуживающего
персонала и выезд из
лагеря


Аренда 3 автобусов в ГП
НО
"Арзамаспассажиравтотранс"


14500


4.


Зарплата

обслуживающего
персонала (с учетом
26,2% налога
на
зарплату)


Согласно
штатному
расписанию


56790


5.


Аренда биологической
станции
АГПИ им.
А.П. Гайдара (жилые
корпуса,
пищеблок,
холодильное
оборудование,
лодки,
электроэнергия,
использование

артезианской
скважины)


Договор аренды
между
отделом по экологии и
охране
природы
администрации города
Арзамаса и ОАО "АЗР"


10000


6.


Приобретение

оборудования для
проведения
мониторингового

наблюдения


Мини-лаборатория "Пчелка"


12000


7.


Аренда автомашины
"ГАЗель"
и расходы
на ее обслуживание
(бензин,
техническое
обслуживание)


Затраты ГСМ


5000


8.


Хозяйственные товары


Моющие
средства,
пластиковые пакеты,
дезинфекция


2000


9.


Медикаменты


По списку ЦГ СЭН по
городу
Арзамасу и Арзамасскому
району


1500


10.


Приобретение

канцелярских товаров
и призов


Бумага, файловые
папки,
альбомы, маркеры,
карандаши,
фотопленка,
ватманы, краски и пр.


4000


11.


Непредвиденные
расходы


Ремонт
автомашины,
вышедшего из строя
оборудования и пр.


3000


12.


Оплата услуг
типографии


Изготовление
программ,
памяток, грамот и т.д.


2640


13.


Оплата услуг связи





3000


14.


Создание фильма
об
удивительной природе
Пустынского
заказника и
работе
лагеря


Оплата работы оператора -
2000
руб. Изготовление
копий видеокассет - 1000
руб.


3000


ИТОГО


237880 руб.,
в т.ч.

142000 руб.
-
средства
облэкофонда,
95880
руб. -
средства
горэкофонда












Приложение 3


к распоряжению


администрации г. Арзамаса


от 28.06.2005 № 1633-р




ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ


ЛЕТНЕГО ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ
"ПУСТЫНЬ-2005"




(время пребывания: 4
июля - 18 июля 2005 года)




┌────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐


Должность
│ Ф.И.О., образование, работа │


│ │ (учеба),
стаж работы │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Начальник смены
│1. Сухова Нина Александровна,│


│ │образование
высшее, учебный│


│ │менеджер
СГА, стаж работы - 38 лет │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Заместитель начальника
по│2. Сергеева Ирина Алексеевна,│


хозяйственной части
│образование высшее │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Руководители центра
│3. Малафеева Евгения Федотовна,│


│ │образование
высшее, преподаватель│


│ │кафедры
зоологии АГПИ им А.П.│


│ │Гайдара,
канд. биол. наук, доцент,│


│ │стаж
работы - 31 год │


Руководитель
инструкторов │4. Марина Антонина Васильевна,│


│ │образование
высшее, зав. УМО АГПИ,│


│ │канд.
пед. наук, доцент, стаж│


│ │работы
- 20 лет │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Руководитель
│5. Макаров Олег Анатольевич -│


физкультурно-оздоровительной│образование
высшее │


работы, плаврук
│ │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Помощник начальника
лагеря│6. Александров Сергей│


по культурно-массовой
работе│Александрович, образование высшее │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Помощник начальника
лагеря│7. Чугайнова Татьяна Борисовна,│


по воспитательной работе
│воспитатель детского сада,│


│ │образование
высшее │


Воспитатели-инструкторы
│8. Обухова Маргарита Маровна, завуч│


│ │по
научной работе лицея г. Арзамаса│


│ │9.
Силаева Юлия Геннадьевна,│


│ │студентка
4-го курса АГПИ │


│ │10.
Глотова Татьяна Борисовна, обр.│


│ │высшее,
методист СЮН г. Арзамаса,│


│ │стаж
работы - 31 год │


│ │11.
Ярилина Ирина Николаевна,│


│ │студентка
4-го курса ЕГФ │


│ │12.
Андреев Федор Андреевич,│


│ │студент
4-го курса АГПИ │


│ │13.
Шалаева Валентина Николаевна,│


│ │образование
высшее, учитель│


│ │биологии
школы № 16 │


│ │14.
Горбунчикова Татьяна│


│ │Анатольевна,
студентка 5-го курса│


│ │АГПИ


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Повар
│15. Повар ОАО "АЗР" │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Помощник повара
│16. Сотрудник ОАО "АЗР" │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Мойщик посуды
│17. Сотрудник ОАО "АЗР" │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Медицинский работник
│18. Караваева Елена Валентиновна,│


│ │фельдшер
МЛПУ "ГБСМП им. М.Ф.│


│ │Владимирского"
отделения скорой и│


│ │неотложной
помощи, стаж работы 17│


│ │лет


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Охранник
│19. Сотрудник ОАО "АЗР" │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Шофер
│20. Автомашина департамента│


│ │образования
и науки │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Бухгалтер
│21. Спецанова Полина Петровна,│


│ │главный
бухгалтер КДМ │


├────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤


Директор
биологической│22. Сотрудник ОАО "АЗР" │


станции АГПИ им.
А.П.│ │


Гайдара
│ │


└────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘












Приложение 4


к распоряжению


администрации г. Арзамаса


от 28.06.2005 № 1633-р




СПИСКИ


УЧАСТНИКОВ ЛЕТНЕГО
ЭКОЛОГО-ТУРИСТИЧЕСКОГО


ЛАГЕРЯ "ПУСТЫНЬ-2005"




Школы города




МОУ "СОШ № 1"


1. Телегин Максим Анатольевич, 10
класс, ул. Калинина, 43а - 74, т. 4-55-24.


2. Галкин Александр Алексеевич, 10
класс, ул. Володарского, 110 - 49, т. 2-79-30.


3. Кочеткова Ирина Владимировна, 10
класс, ул. Заклубная, 8 - 12, т. 9-20-01.


МОУ "СОШ № 2"


4. Огурцова Мария Вадимовна, 11
класс, ул. Парковая, 5 - 67, т. 2-24-76.


5. Ляпин Данила Сергеевич, 11 класс,
ул. Жуковского, 13/1 - 63, т. 4-29-91.


6. Рыжков Вадим Евгеньевич, 11 класс,
ул. Парковая, 24 - 51, т. 4-30-25.


7. Чугайнов Павел Андреевич, 11
класс, ул. Лесная, 2 - 5, т. 9-21-08.


8. Кульшова Светлана Александровна, 9
класс, Комсомольский бульвар, 15 - 45, т. 2-05-35.


МОУ "СОШ № 3"


9. Бородавкина Екатерина
Александровна, 10 класс, ул. Коммунистов, 47 - 1, т. 8-9049020104.


10. Ефимова Юлия Сергеевна, 10 класс,
п. Березовка, 21 - 13, т. 6-93-37.


11. Балаева Надежда Андреевна, 8
класс, 11 микрорайон, 14 - 94, т. 2-51-01, 3-41-50.


МОУ гимназия


12. Косарев Антон Павлович, 11 класс,
проспект Ленина, 206 - 20, т. 3-07-13.


13. Панфилов Кирилл Андреевич, 10
класс, ул. Мира, 3, т. 4-54-39.


14. Ширшова Ирина Евгеньевна, 11
класс, ул. Володарского, 116 - 35, т. 2-66-83.


15. Малышев Андрей Андреевич, 11
класс, ул. Пландина, 25 - 43, т. 4-48-49.


МОУ "СОШ № 5"


16. Парамонов Алексей Витальевич, 9
класс, ул. Архитектурная, 22 - 22, т. 2-78-40.


17. Новаева Кристина Александровна,
10 класс, 11 микрорайон, 47 - 38, т. 2-51-16, 4-10-62.


18. Лодыгин Дмитрий Петрович, 11
класс, ул. Березина, 16/2-17, т. 4-39-47.


МОУ "СОШ № 6"


19. Стрелова Мария Викторовна, 11
класс, ул. Чкалова, 11а, т. 6-38-52.


20. Федотова Юлия Александровна, 11
класс, ул. 3-я Вокзальная, 3а - 30, т. 9-76-46.


21. Обухов Максим Эдуардович, 9
класс, ул. Зеленая, 42 - 28, т. 6-00-95.


МОУ "СОШ № 7"


22. Приваленко Елена Вячеславовна, 11
класс, ул. Володарского, 112 - 27, т. 2-69-92.


23. Либасова Ольга Евгеньевна, 11
класс. ул. Мира, 15/3 - 24, т. 6-66-31.


24. Шикина Ксения Борисовна, 9 класс,
ул. 50 лет ВЛКСМ, 57 - 9, т. 3-56-70.


МОУ "СОШ № 10"


25. Железнова Евгения Евгеньевна, 11
класс, проспект Ленина, 125 - 59, т. 4-24-15.


26. Кузнецова Светлана Анатольевна,
11 класс, ул. Севастопольская, 8 - 22, т. 3-31-08.


27. Болталин Егор Иванович, 11 класс,
ул. Нижегородская, 34/2 - 63, нет телефона.


МОУ "Лицей"


28. Хрычева Екатерина Михайловна, 10
класс, ул. Зеленая, 40 - 5, т. 6-20-15.


29. Кобзева Мария Викторовна, 11
класс, ул. Северная, 18, т. 9-14-27.


30. Борисов Федор Евгеньевич, 10
класс, ул. 3-я Вокзальная, 1а - 8, р.т. 3-10-38 (мама).


31. Трофимов Александр Алексеевич, 11
класс, микрорайон Кирилловский, 3-я линия, 21, нет телефона.


МОУ "СОШ № 12"


32. Шимко Алексей Андреевич, 11
класс, ул. Ступина, 61, т. 3-25-89.


33. Митюхина Светлана Васильевна, 11
класс, ул. Володарского, 21 - 4, т. 2-09-68.


34. Сазонова Наталья Евгеньевна, 11
класс, ул. Пушкина, 93, т. 3-30-41.


МОУ "СОШ № 13"


35. Азизова Светлана Джамиловна, 10
класс, ул. Зеленая, 22 - 28, нет телефона.


36. Гагулина Светлана Юрьевна, 10
класс, ул. Калинина, 41/1 - 84, т. 3-35-03.


37. Ляпина Анастасия Николаевна, 9
класс, ул. Зеленая, 24 - 10, т. 6-02-48.


38. Балабина Татьяна Юрьевна, 9
класс, ул. Зеленая, 38 - 49, т. 6-18-15.


МОУ "СОШ № 14"


39. Мишина Екатерина Владимировна, 10
класс, ул. Гладкова, 31 - 7, нет телефона.


40. Стрелец Елена Владимировна, 10
класс, ул. Луговая, 35, т. 2-78-73.


41. Куклин Михаил Валентинович, 10
класс, 11 микрорайон, 5 - 15, т. 2-57-20.


42. Горожанцева Надежда
Александровна, 9 класс, ул. Гайдара, 14 - 2, т. 2-84-11.


МОУ "СОШ № 15"


43. Галкина Дарья Алексеевна, 11
класс, ул. Короленко, 14 - 37, нет телефона.


44. Лимонников Евгений Николаевич, 11
класс, ул. 9 Мая, 23 - 41, т. 6-50-91.


45. Филиппов Артем Николаевич, 11
класс, ул. 9 Мая, 23 - 130, т. 6-50-91.


МОУ "СОШ № 16"


46. Шляндина Елена Алексеевна, 10
класс, ул. Пландина, 9/1 - 11, т. 8-9063487843.


47. Полякова Ксения Анатольевна, 10
класс, ул. Пландина, 13 - 25, т. 6-17-06.


48. Карпенко Ксения Андреевна, 9
класс, ул. Мира, 15 - 5, т. 6-55-21.


49. Ляпина Наталья Петровна, 9 класс,
ул. Пролетарская, 13, т. 4-38-27.


МОУ "СОШ № 17"


50. Антонова Анастасия Александровна,
11 класс, микрорайон Кирилловский, ул. Студенческая, 17, т. 5-76-82.


51. Зайцева Дина Сергеевна, 9 класс,
микрорайон Кирилловский, ул. Центральная, 17, т. 5-76-84.


52. Мартынов Глеб Сергеевич, 9 класс,
микрорайон Кирилловский, ул. Студенческая, 2, т. 5-71-94.


МОУ "СОШ № 58"


53. Поткина Александра Васильевна, 9
класс, ул. Мира, 19/2 - 142, т. 7-9063554786.


54. Ослова Татьяна Олеговна, 9 класс,
11 микрорайон, 36 - 30, т. 2-58-92.


55. Крайнева Юлия Сергеевна, 9 класс,
микрорайон Сосновый, ул. Архитектурная, 30 - 16, т. 8-9047806805.


"Станция юных натуралистов"


56. Марова Ольга Игоревна, МОУ СОШ N
1, 9 класс, Комсомольский бульвар, 5/4 - 27, т. 3-09-40.


57. Турутин Вадим Владимирович,
Выездновская СОШ, 9 класс, р.п. Выездное, ул. Набережная, 3, т.
5-04-79.


58. Антипова Мария Александровна, МОУ
СОШ № 3, 8 класс, ул. Соборная, 1, нет телефона.


59. Игнатова Ирина Александровна, МОУ
СОШ № 2, 10 класс, Комсомольский бульвар, 10б - 79, нет телефона.


60. Романова Екатерина Ивановна, МОУ
СОШ № 1, 10 класс, 11 микрорайон, 31 - 27, т. 2-60-10.


61. Кошелева Алена Игоревна, МОУ СОШ
№ 10, 9 класс, р.п. Выездное, ул. Красноклубная, 34, т. 5-04-20.


Молодежный экологический центр г.
Арзамаса


Первый год


62. Селезнев Валентин Михайлович, МОУ
СОШ № 3, 10 класс, микрорайон Кирилловский, ул. Ленина, 177, т.
5-71-87.


Второй год


63. Яшина Олеся Юрьевна, лицей, 11
класс, ул. Красный Путь, 19/1 - 2, т. 9-25-89.


64. Силаева Наталья Геннадьевна, МОУ
СОШ № 3, 10 класс, ул. Свободы, 24, нет телефона.


65. Домнин Степан Сергеевич, лицей,
10 класс, ул. Молокозаводская, 65 - 9, т. 6-13-78.


66. Ширманова Татьяна Ивановна, МОУ
СОШ № 2, 10 класс, проспект Ленина, 186/3 - 57, т. 4-69-38.


67. Вьюнова Марина Александровна, МОУ
СОШ № 2, 10 класс, Комсомольский бульвар, 4 - 75, т. 3-60-75.


68. Боронина Марина Сергеевна, МОУ
СОШ № 2, 11 класс, ул. Пландина, 15 - 85, нет телефона.


69. Шершаков Александр Евгеньевич,
МОУ СОШ № 1, 11 класс, ул. 50 лет ВЛКСМ, 27 - 101, т. 3-49-51.


70. Гусев Андрей Владимирович, МОУ
СОШ № 1, 11 класс, ул. Севастопольская, 6 - 24, т. 4-08-70.


71. Фирсова Юлия Михайловна, МОУ СОШ
№ 2, 11 класс, ул. Парковая, 4 - 37, т. 3-52-86.


72. Усимова Марина Ивановна, МОУ СОШ
№ 10, 9 класс, ул. Кольцова, 7 - 6, т. 3-08-22.


73. Полякова Антонина Игоревна, МОУ
СОШ № 16, 10 класс, проспект Ленина, 210 - 23, т. 3-06-90.


74. Балабина Олеся Николаевна, МОУ
СОШ № 6, 11 класс, ул. Жуковского, 13 - 85, т. 2-24-05.


75. Школкин Алексей Николаевич, МОУ
СОШ № 16, 8 класс, ул. Пландина, 9 - 129, нет телефона.


76. Авдонин Алексей Алексеевич, МОУ
СОШ № 16, 10 класс, ул. Пландина, 23 - 63, т. 6-17-58.


77. Фролов Дмитрий Александрович, МОУ
СОШ № 16, 10 класс, ул. Парковая, 3 - 30, нет телефона.


78. Цыганов Сергей Владимирович, МОУ
СОШ № 16, 11 класс, 11 микрорайон, 49 - 64, нет телефона.


79. Климов Евгений Александрович, МОУ
СОШ № 5, 11 класс, ул. Ступина, 23 - 15, нет телефона.


80. Калашников Максим Владимирович,
МОУ СОШ № 5, 11 класс, ул. Березина, 22/2 - 1, т. 2-02-17.


81. Перцев Александр Александрович,
МОУ СОШ № 1, 11 класс, ул. Калинина, 2/1 - 62, т. 3-33-49.


82. Рыжова Ксения Игоревна, МОУ СОШ N
16, 10 класс, ул. Жуковского, 13/1 - 132, т. 2-24-69.


83. Кочешков Глеб Юрьевич, МОУ СОШ N
1, 9 класс, ул. Калинина, 40 - 91, т. 4-08-55.


84. Караваев Дмитрий Олегович, МОУ
СОШ № 58, 9 класс, т. 4-56-95.


85. Агеева Анна Владимировна,
Березовская школа, 10 класс, п. Березовка, 42 - 27, т. 6-94-86.












Приложение 5


к распоряжению


администрации г. Арзамаса


от 28.06.2005 № 1633-р




ПРОГРАММА


РАБОТЫ ЛЕТНЕЙ ШКОЛЫ ЮНОГО ЭКОЛОГА
МОЛОДЕЖНОГО


ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЦЕНТРА Г. АРЗАМАСА
НА 2005 Г.




Программа по
образованию детей в школе юного эколога подготовлена творческим
коллективом ведущих преподавателей естественно-географического
факультета Арзамасского государственного педагогического института
им. А.П. Гайдара, одобрена департаментом образования и отделом по
экологии и охране природы администрации г. Арзамаса.


Авторский коллектив:


Е.Ф. Малафеева, канд. биол. наук,
доцент; А.В. Марина, канд. пед. наук, доцент; С.Б. Трифонова, канд.
биол. наук, доцент.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА




Общее ухудшение
экологической обстановки, необходимость охраны окружающей среды,
рационального природопользования выдвинули в разряд первоочередных
проблем формирование ответственного отношения учащихся к окружающей
природной среде и здоровью человека на основе воспитания
экологического сознания и экологически компетентного поведения.
Экологическая ответственность каждого должна проявляться прежде всего
в активной созидательной деятельности по изучению экологического
состояния и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации
взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных
последствий влияния на окружающую среду и здоровье человека.


Реализация этих задач наиболее
эффективно осуществляется на основе регионального подхода,
предполагающего учет национальных и культурных традиций, природных и
социальных условий конкретных территорий. Эффективным направлением
регионального подхода является экологическое краеведение,
рассматриваемое как "изучение экологического состояния
окружающей среды, природных систем своей местности".


Экологическое краеведение базируется
на исследовательской деятельности экологического характера, под
которой мы понимаем процесс целенаправленного, активного приобретения
учащимися знаний о природных компонентах, взаимодействиях между ними
и деятельностью человека; формирование умений и навыков экологически
целесообразной деятельности развития экологического мышления и
воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.


Руководствуясь этими положениями, мы
предлагаем программу организации экологических исследований
окружающей среды своего региона, которую рекомендуем для
использования в практике работы школьных экологических объединений,
внешкольных экологических учреждений, общественных экологических
центров и объединений.


Программа рассчитана на учащихся 8 -
11-х классов общеобразовательных учреждений.


Программа организации экологических
исследований является важным звеном базовой образовательной
подготовки учащихся общеобразовательных учреждений и объединений
экологической направленности. Ориентация ее носит образовательный
характер. Программа охватывает теоретический и практический блоки
содержания и имеет ярко выраженную практическую направленность.


Обучение по данной Программе
осуществляется как в осенне-весенний, так и в летний периоды времени.
В осенне-весенний период обучение проходит на основе лабораторий
учебных заведений, а также с выездами в природу в форме одно- и
несколькодневных экспедиций. В летний период работа осуществляется в
экологических лагерях.


Экологический лагерь - это особая
форма работы по экологическому образованию и воспитанию учащихся в
условиях непосредственного общения с природой, в которой сочетаются
теоретические, экскурсионно-практические занятия, элементарные
полевые исследования, семинары и конференции по проведенным
исследованиям, конкурсы и массовые мероприятия экологической
направленности, физическая подготовка и культурно-массовая работа, а
также воспитывается культура общения.






ЦЕЛЕВОЕ НАЗНАЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ




Программа решает
следующие задачи:


1. Знакомство учащихся с основными
экологическими проблемами конкретного региона и основными
направлениями исследований и оценки экологического состояния
окружающей среды.


Эта задача достигается тем, что
учащиеся на лекциях, экскурсиях и в ходе выполнения лабораторных
работ расширяют и углубляют знания, полученные при изучении
систематических курсов школьной биологии, естествознания,
природопользования.


2. Формирование у учащихся системы
практических умений и навыков исследовательского характера:


- взятия проб воды, воздуха, почв для
проведения анализов;


- определения лишайников, водорослей,
беспозвоночных и позвоночных животных, являющихся биоиндикаторами;


- осуществления методик комплексных
анализов воды, воздуха, почв;


- составления отчетов, экологических
карт, экологических паспортов по результатам исследований.


3. Выработка активной жизненной
позиции по отношению к деятельности человека, направленной на
изменение состояния окружающей среды.






ВЕДУЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ИДЕИ ПРОГРАММЫ




Школьники,
интересующиеся проблемами исследования экологического состояния
окружающей среды, должны быть знакомы с основными понятиями
современной науки экологии, основными направлениями экологического
мониторинга окружающей среды.


Ведущими теоретическими идеями
Программы являются:


- социальный заказ общества
образовательным учреждениям;


- экологизация содержания школьной
биологии;


- развивающий и воспитывающий
характер обучения;


- комплексный подход к осуществлению
экологического образования учащейся молодежи;


- региональный подход к осуществлению
экологической исследовательской деятельности учащихся;


- связь теории с практикой;


- гуманизация.


Ожидаемые педагогические результаты:


- получение, расширение и обобщение
знаний по экологии;


- формирование целостного
представления об экологии своего края и роли человека в сохранении
окружающей среды;


- воспитание экологической культуры;


- воспитание нового поколения
исследователей и защитников природы.


Методы оценки:


- знание основных терминов и понятий;


- применение полученных знаний на
практике;


- умение проводить элементарные
самостоятельные экологические исследования и наблюдения.


Требования к знаниям и умениям
учащихся.


Учащиеся должны знать:


- цели, задачи экологии;


- основные экологические понятия и
термины данного курса;


- ландшафты, почвы, фауну, флору и
растительность своего края;


- экологические и природоохранные
проблемы своего края;


- методы изучения природных
комплексов и факторов среды;


- правила поведения в природе,
бережного отношения к окружающей среде;


- правила по технике безопасности
(ТБ) и обеспечению безопасности жизни и здоровья (ОБЖ) при проведении
исследований природных комплексов края.


Учащиеся должны уметь:


- применять на практике полученные
знания;


- правильно собирать природный
материал для проведения исследований;


- пользоваться определителями,
справочниками и др. специальной литературой, читать карты,
пользоваться приборами и оборудованием, изучаемыми по курсу;


- определять основные группы животных
и растений, почв и ландшафтов;


- различать и выявлять источники
антропогенного загрязнения и нарушений;


- самостоятельно организовывать
элементарные исследования природных объектов;


- правильно и безопасно организовать
свой быт при нахождении в полевых условиях;


- уметь принимать оптимальные решения
в неординарных и экстремальных ситуациях в природе;


- оказать себе или пострадавшему
первую медицинскую помощь.




Ключевые понятия
Программы




Экология, окружающая
среда, факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные,
экологическое состояние окружающей среды, экологическая проблема,
экологический кризис, мониторинг, экологический мониторинг, виды
экологического мониторинга, индикатор, биоиндикатор, биоиндикация,
биотестирование, пассивная и активная биоиндикация, среда обитания:
наземно-воздушная, водная, почва, лихеноиндикация, дендроиндикация,
орнитоиндикация, гидробионты, альгофлора, фитоиндикация,
экологическая карта, экологический паспорт, экологическое
прогнозирование.




Программа организации
занятий в летней школе юного эколога




Время проведения -
август.


Место проведения - биологическая
станция в Пустынском заказнике.


Данная программа отражает 7-летний
опыт деятельности молодежного экологического центра, координирующего
работу образовательных учреждений, дополнительного образования г.
Арзамаса, дружины охраны природы естественно-географического
факультета Арзамасского государственного педагогического института
им. А.П. Гайдара и комитета по экологии и охране природы
администрации города Арзамаса. Программа построена с учетом
реализации основных положений концепции непрерывного экологического
образования (под ред. И.Д. Зверева, И.Т. Суравегиной), устойчивого
развития (И.Т. Суравегина, Н.Н. Мамедов), регионального подхода к
экологическому образованию учащихся, развивающего и воспитывающего
характера образования, возрастных психофизиологических особенностей
школьников.


Программа является завершающим этапом
работы 3-летней школы юного эколога, созданной на базе
естественно-географического факультета АГПИ. Для учащихся каждого
года обучения данная Программа реализуется в трех направлениях: I -
научно-практический, II - природоохранный, III -
культурно-оздоровительный.


Все направления взаимосвязаны и
дополняют друг друга, обеспечивая комплексный подход к образованию,
воспитанию и развитию личности школьника.


Для учащихся второго года Программа,
кроме комплексного экологического исследования Пустынского заказника,
включает специальные лодочные походы, экстремальные ситуации и
экскурсионную программу.




I.
Научно-практическое направление "Организация


экологических исследований окружающей
среды своего региона"




Это направление
завершает практическую реализацию программы "Организация
экологических исследований окружающей среды своего региона",
выполнение которой осуществляется в ходе работы зимней школы,
являющейся первым этапом 3-летней школы юного эколога. На летнюю
экологическую школу приходятся в основном практические и
экскурсионные занятия, а также самостоятельные научные исследования
слушателей и практическая деятельность природоохранного характера.
Оно представляет собой комплексное исследование, включающее следующие
направления исследовательской деятельности:


- гидрохимическое;


- альгофлористическое;


- гидробиологическое;


- лихеноиндикационное;


- флористическое;


- фаунистическое;


- эколого-краеведческое;


- направление "Флуктуирующая
асимметрия".






Программа для 1-го
года обучения




1. Гидрохимическое
направление




Цель:


изучение физических свойств
(температуры, запаха, прозрачности, цветности), химических
показателей (качественного состава и количественного состава
главнейших примесей) воды озер Пустынского заказника на протяжении
ряда лет с целью выявления тенденций дальнейшего их существования.


Задачи:


1. Овладение простейшими методиками
физико-химического анализа воды открытого водоема (на примере озер
Пустынского заказника).


2. Формирование личностных качеств
учащихся: чувства коллективизма, познавательного интереса, умений
мыслительной деятельности.


3. Воспитание бережного отношения к
природе.






1-й год обучения




┌───────┬────────────────────────────────────────────────────────┐


№ │
Тематика занятий │


занятий│


├───────┼────────────────────────────────────────────────────────┤


│ │1. Правила
техники безопасности при работе в химической│


│ │лаборатории
и на воде │


1. │Отбор проб
для анализа │


├───────┼────────────────────────────────────────────────────────┤


│ │2.
Изучение физических свойств озерной воды │


2. │Определение
температуры, запаха, цветности, прозрачности│


│ │воды
Святого оз. │


3. │Определение
температуры, запаха, цветности, прозрачности│


│ │воды
Великого оз. │


4. │Определение
температуры, запаха, цветности, прозрачности│


│ │воды
Глубокого оз. │


5. │Определение
температуры, запаха, цветности, прозрачности│


│ │воды
Парового оз. │


├───────┼────────────────────────────────────────────────────────┤


│ │3.
Изучение химических показателей озерной воды │


│ │Определение
рН, обнаружение органических веществ,│


│ │хлорид-ионов,
сульфат-ионов, солей железа, солей кальция│


│ │в воде
Святого озера │


│ │Определение
рН, обнаружение органических веществ,│


│ │хлорид-ионов,
сульфат-ионов, солей железа, солей кальция│


│ │в воде
озера Великое │


│ │Определение
рН, обнаружение органических веществ,│


│ │хлорид-ионов,
сульфат-ионов, солей железа, солей кальция│


│ │в воде
Глубокого озера │


│ │Определение
рН, обнаружение органических веществ,│


│ │хлорид-ионов,
сульфат-ионов, солей железа, солей кальция│


│ │в воде
Парового озера │


└───────┴────────────────────────────────────────────────────────┘






Тематика
индивидуальной работы:




1.
Бактериологические показатели воды.


2. Индикаторная роль кишечной
палочки.


3. Группировка водоемов по
экологическим признакам.


4. Наблюдение за температурой воды
Глубокого озера (район водонасосной станции).


5. Наблюдение за прозрачностью воды
Глубокого озера (район водонасосной станции).


6. Наблюдение за рН воды Великого
озера (район лагеря "Золотой мыс", столовая).


7. Химические показатели воды озер.






2.
Альгофлористические исследования




Цель:


изучение структуры водных экосистем и
ее нарушения под воздействием человека. Познакомить учащихся с
особенностями оценки качества воды водоемов с использованием одного
из методов экологического мониторинга альгоиндикации.


Задачи:


1. Расширение и углубление
теоретических знаний учащихся о водорослях как группе низших растений
и объекте экологического мониторинга.


2. Развитие морфологических умений
распознавания водорослей по внешним признакам и вести наблюдения за
объектами в их естественной среде обитания.


3. Воспитание нравственного отношения
к природе (поднятие природоохранительной работы на более высокий
уровень).






Тематика занятий для
слушателей 1-го года обучения




Занятие 1. Понятие о
водорослях. Общая характеристика водорослей. Экскурсия в природу.


Занятие 2. Методы изучения и сбора
водорослей. Водоемы и их жизнь.


Занятие 3. Ознакомление с водорослями
в их естественной среде обитания. Отбор проб водорослей, их фиксация.


Занятие 4. Методика приготовления
препаратов для изучения водорослей.


Занятие 5. Методы качественного
анализа водорослей.


Занятие 6. Мониторинг окружающей
среды и водных систем.




Темы индивидуальных
работ для слушателей 1-го года обучения




1. Изучение видового
состава фитопланктона Парового озера.


2. Наблюдение за побережьем Великого
и Глубокого озер.


3. Изучение видового состава
фитопланктона и фитобентоса Святого озера.


4. Водоросли, вызывающие "цветение"
Великого озера.


5. Представители отдела "Зеленые
водоросли" в Глубоком озере.






3. Гидробиологические
исследования




Цель:


научить определять экологическое
состояние водоемов Пустынского заказника с помощью гидробиологических
методик исследования.


Задачи:


1. Изучить видовой состав водных
беспозвоночных животных озер Пустынского заказника.


2. Научить школьников определять
экологическое состояние Пустынских озер с помощью индикаторных групп
гидробионтов.


3. Развивать у школьников навыки
исследовательской работы.


4. Воспитывать экологическую
культуру.


5. Формировать умения и навыки
экологически обоснованного поведения.






Тематика занятий




Занятие 1. Вода как
среда обитания, ее специфические свойства, распространение животных в
водоеме.


Занятие 2. Методы сбора, наблюдения
водных беспозвоночных и их учет.


Занятие 3 (экскурсия). Экскурсия на
водоем. Ознакомление с беспозвоночными в их естественной среде
обитания.


Занятие 4. Определение и описание
представителей водной фауны.


Занятие 5. Заключение по фауне
водоема. Определение класса качества воды. Выяснение практической
роли водных беспозвоночных в природе и для человека.






Тематика
индивидуальных работ для первого года




1. Определение
класса качества воды Глубокого озера.


2. Определение видового состава
беспозвоночных животных Святого озера.


3. Наблюдения в прибрежной зоне
Великого озера.


4. Определение класса качества воды
Великого озера.


5. Определение видового состава
беспозвоночных животных Парового озера.




4.
Лихеноиндикационное направление




Цель:


научиться определять экологическое
состояние атмосферного воздуха и почв с помощью методов
лихеноиндикации.


Задачи:


1. Изучить жизненные формы лишайников
Пустынского заказника.


2. Изучить экологические группы
лишайников Пустынского заказника.


3. Изучить наиболее типичных
представителей экологических групп лишайников.


4. Научить учащихся определять
лишайники.


5. Добиться овладения учениками
разными методиками лихеноиндикации (пассивного и активного
мониторинга).


6. Развивать навыки
научно-исследовательской работы учащихся; расширить кругозор; научить
выявлять взаимосвязи в природе: зависимость состояния лишайников
(биоиндикаторов) от состояния среды их обитания.


7. Воспитывать экологическую культуру
учащихся; прививать сознательное бережное отношение к природе,
знания, которые способствовали бы рациональному природопользованию в
будущем.






Тематика занятий




1. Жизненные формы
лишайников Пустынского заказника.


2. Экологические группы лишайников
Пустынского заказника.


3. Знакомство с представителями
эпифитной лихенофлоры Пустынского заказника.


4. Знакомство с представителями
эпиксильной лихенофлоры Пустынского заказника.


5. Знакомство с представителями
эпигейной лихенофлоры Пустынского заказника.


6. Знакомство с методами
лихеноиндикации. Использование жизненных форм с целью
лихеноиндикации.


7. Лихеноиндикационное картирование
видов.


8. Классы полеотолерантности
лишайников как показатель состояния атмосферного воздуха.


9. Биоразнообразие и морфологическое
состояние талломов как показатель степени загрязненности атмосферного
воздуха.


10. Лихеноиндикационное картирование,
основанное на классах полеотолерантности лишайников.


11. Подготовка к проведению активного
мониторинга.


12. Биотестирование почв с помощью
эпигейных лишайников. Подготовка к биотестированию почв.






Тематика
индивидуальных работ по биоиндикации




1.
Лихеноиндикационное картирование берегов Великого озера.


2. Лихеноиндикационное картирование
берегов Глубокого озера.






-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






1.
Лихеноиндикационное картирование берегов Святого озера.


2. Лихеноиндикационное картирование
берегов Парового озера.


3. Лихеноиндикационное картирование
по индексам полеотолерантности окрестностей биостанции.


4. Определение индексов
полеотолерантности (ИП) берегов Святого озера.


5. Определение индексов
полеотолерантности берегов Великого озера.


6. Определение индексов
полеотолерантности берегов Глубокого озера.


7. Определение индексов
полеотолерантности берегов Парового озера.


8. Определение индексов
полеотолерантности обочины дороги по маршруту с. Старая Пустынь -
санаторий.


9. Эпифитная лихенофлора берегов
Великого озера.


10. Эпифитная лихенофлора берегов
Глубокого озера.


11. Эпифитная лихенофлора берегов
Святого озера.


12. Эпифитная лихенофлора берегов
Парового озера.


13. Эпигейная лихенофлора берегов
Великого озера.


14. Эпигейная лихенофлора берегов
Глубокого озера.


15. Эпигейная лихенофлора берегов
Святого озера.


16. Эпигейная лихенофлора берегов
Парового озера.


17. Активный мониторинг состояния
атмосферного воздуха г. Арзамаса.


18. Биотестирование состояния почв г.
Арзамаса с помощью эпигейных лишайников.






5. Флористическое
направление




Цель:


познакомить учащихся с флорой
Пустынского заказника, научить определять экологическое состояние
исследуемой территории по жизненному состоянию сосен.


Задачи:


1. Образовательная: сформировать у
учащихся систему знаний о многообразии флоры Пустынского заказника,
научить определять растения по имеющимся определителям, научить
определять общее жизненное состояние деревьев.


2. Развивающая: усовершенствовать
навыки работы в природе, работы с определителями, биноклями,
расширить кругозор учащихся, применяя новую методику.


3. Воспитательная: воспитать культуру
труда в ходе выполнения заданий, внимательность, наблюдательность,
экологически целесообразное поведение в природе, добросовестность и
аккуратность.


Занятия проводятся в форме экскурсий
и лабораторных работ. Кроме того, предусматривается выполнение
индивидуальных самостоятельных работ учащимися.


В I половине дня предполагаются
экскурсии по изучению флоры (лес, луг, болото) с элементами изучения
общего жизненного состояния сосны обыкновенной. Во II половине дня
обрабатываются полученные данные, проводится самостоятельная работа
по определению растений (материал набирается во время экскурсий).




Индивидуальные работы
учащихся 1-го года обучения




1. Деревья и
кустарники Пустынского заказника.


2. Лекарственные растения Пустынского
заказника.


3. Ядовитые растения Пустынского
заказника.


4. Редкие и охраняемые растения
Пустынского заказника.


5. Прибрежная растительность озера
Паровое.


6. Растения, сопутствующие человеку.


7. Растения к нашему столу.


8. Чилим (водяной орех) -
представитель водной флоры озера Паровое.




6. Фаунистическое
направление






Цель:


выявление влияния антропогенной
нагрузки на видовой состав и численность позвоночных животных
Пустынского заказника.


Задачи:


1. Ознакомление учащихся с видовым
составом позвоночных животных Пустынского заказника и особенностями
их биологии.


2. Научить учащихся определять по
голосам и особенностям поведения наиболее типичных представителей
позвоночных животных Пустынского заказника.


3. Развитие у учащихся следующих
личностных качеств: любознательность, интерес, чувство коллективизма.


4. Воспитание у учащихся бережного
отношения к окружающей природе.






Тематика занятий




1. Общее
ознакомление с видовым разнообразием наземных позвоночных животных
Пустынского заказника.


2. Ознакомление с общими повадками
птиц, передвижениями по земле, гнездами птиц, полетом и формой
крыльев птиц.


3. Экскурсия по изучению видового
состава наземных позвоночных животных хвойного и смешанного леса.


4. Экскурсия по изучению видового
состава наземных позвоночных животных лугов и полей.


5. Экскурсия по изучению прибрежной
фауны озера Великое.


6. Ранняя экскурсия по изучению
видового состава наземных позвоночных животных.


7. Изучение следов жизнедеятельности
наземных позвоночных животных.


8. Изучение суточной активности
наземных позвоночных животных.






Тематика
индивидуальных заданий для 1-го года обучения




1. Изучение видового
состава и численности земноводных Пустынского заказника.


2. Изучение видового состава и
численности пресмыкающихся Пустынского заказника.


3. Изучение численности птиц по
методу Равкина.


4. Изучение следов жизнедеятельности
наземных позвоночных животных.


5. Изучение и сбор гнезд птиц.


6. Изучение видового разнообразия
птиц населенных пунктов.


7. Рыбы Пустынских озер.






7.
Эколого-краеведческое направление




Цель:


исследование истории населенных
пунктов в составе территории Пустынского заказника и прилегающих к
нему природных объектов и их названий.


Задачи:


1. Изучить влияние населенных пунктов
на изменение естественных ландшафтов, природных экосистем (на
основании свидетельств жителей и литературных источников).


2. Выявить особенности названий
природных объектов.


3. Изучить природопользование
старообрядцев, их быт, промысел.


4. Воспитывать внимательное и
бережное отношение к родному краю.






Тематика занятий




Занятие № 1.


Географическое положение Пустынского
заказника и ближайших к нему населенных пунктов (удаленность от
поселений, транспортное сообщение, естественные водоемы, леса).
Выявление направлений хозяйственной деятельности населения и ее
влияние на изменения в состоянии природных экосистем. Демографическая
ситуация населенных пунктов и тенденции ее развития.


Занятие № 2 (экскурсия).


Экскурсия по сбору материала:
особенности веры, обычаев, природопользования коренного
старообрядческого населения сел Пустынского заказника.


Занятие № 3.


Обработка материалов: расшифровка
записей, оформление лексикографических списков.


Занятие № 4.


Выявление употребления названий
природных объектов в местном фольклоре.




Тематика
индивидуальных работ для 1-го года обучения




1. Легенды и
предания, связанные с животными и растениями.


2. Исторические традиции и праздники,
связанные с природой.


3. История населенных пунктов.


4. Специфика названий представителей
растительного и животного мира.


5. Географические названия.


6. Употребление природных объектов в
местном фольклоре.


7. Особенности быта и
природопользования старообрядцев.






8. Направление
"Флуктуирующая асимметрия"




Принципиально новым
направлением является организация исследований экологического
состояния Пустынского заказника с использованием методик
флуктуирующей асимметрии.


Цель:


заключается в овладении учащимися
методикой флуктуирующей асимметрии на примере рыб, земноводных,
пресмыкающихся и высших растений.


Задачи:


- расширение знаний школьников о
новых методиках мониторинговых исследований;


- развитие практических умений по
овладению данными методиками (по рыбам, земноводным, пресмыкающимся,
высшим растениям);


- использование полученных
результатов для оценивания экологического состояния Пустынского
заказника.


Методика осваивается учащимися
первого года обучения при выполнении индивидуальных заданий.




II. Природоохранное
направление осуществляется


по собственной программе,
предусматривающей:




- теоретическое
знакомство с основными природоохранными законодательствами и
правилами инспектирования заказника общественными инспекторами;


- практическую работу по уборке
заказника и берегов озер от бытового мусора, организацию мест для
костровищ; инспекцию с целью выявления нарушений режима заказника.






Природоохранная
работа




Цель:


изучить структуру ООПТ на примере
Пустынского заказника, познакомить с основами природоохранного
законодательства и оперативной работы.


Задачи:


1. Образовательная. Сформировать у
учащихся необходимые знания по основам заповедного дела,
природоохранному законодательству и провести инструктаж по основам
оперативной работы.


2. Воспитательная. Воспитывать
бережное отношение к природным ресурсам в процессе практической
природоохранной деятельности.


3. Развивающая. Научить практически
использовать знания в конкретной природоохранной работе.




План занятий




Теоретическая часть


(только для слушателей 1-го года
обучения)








-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






2. Основы
заповедного дела:


a) исторический аспект;


b) разнообразные формы ООПТ
Нижегородской области;


c) Пустынский заказник.


3. Основы природоохранного
законодательства:


a) законы по охране природы России;


b) природоохранное законодательство
Нижегородской области;


c) основы инспектирования ООПТ.






III.
Культурно-оздоровительное направление




Цель:


формирование экологической культуры
учащейся молодежи; сохранение и укрепление здоровья школьников.


Задачи:


- выработка активной жизненной
позиции по отношению к деятельности человека, направленной на
изменение состояния окружающей среды;


- развитие познавательной и
творческой активности учащихся;


- гигиеническое воспитание,
формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению
физического и нравственного здоровья человека;


- формирование потребности уважать
свои права и права других;


- развитие умений и навыков
коллективной деятельности.


Реализация данных задач достигается
за счет вовлечения слушателей школы в различные формы
спортивно-оздоровительной и культурно-массовой работы, среди которых
важное место отводится экологической проблематике, что отражено в
тематике отдельных мероприятий.






План учебной,
научно-исследовательской и культурно-массовой


работы на каждый день для учащихся
1-го года





1-й день.
День заезда и знакомств

9.00 Заезд и размещение

12.00

16.40 Подготовка к вечеру
знакомств

18.00 Физразминка

20.00 Культурная программа
"Вечер знакомств"



2-й
день. Пустынь - милый край!

9.15 Учебные занятия по
группам с инструкторами разных

направлений

16.40 Вечерние занятия

18.00 Спортивные мероприятия

20.00 Конкурс рисунков
"Проблемы Пустынского заказника".

Экологическая игра на
тему "Мир заповедной природы вокруг

нас"



3-й
день. День флоры

9.15 Занятия по группам

20.00 Викторина "Флора".
Конкурс букетов и поделок из природного

материала



4-й день.
Мир лекарственных растений

9.15 Занятия по изучению
флоры с акцентом на лекарственные

растения

20.00 Конкурс на лучший
витаминный чай. Дегустация. Конкурс

стихов и загадок о
растениях



5-й день.
Фауна Пустынского заказника

9.15 Занятия по группам

20.00 Викторина "Фауна"



6-й день.
Фауна Пустынского заказника

9.15 Занятия по группам

20.00 Игра "О,
счастливчик!" на тему Красной книги Нижегородской

области



7-й
день. Что? Где? Когда?

9.15 Занятия по
выполнению индивидуальных исследовательских

работ

20.00 Игра "Что? Где?
Когда" о Пустынском заказнике



8-й день.
Химия - наука серьезная

9.15 Занятия по группам

20.00 Вечер "Потому что
без воды ни туды и ни сюды"



9-й день.
Путешествие водяной капельки

9.15 Большая и малая
"кругосветки" по Пустынским озерам

16.00 Исследование проб
воды из разных водоемов Пустынского

заказника

20.00 Вечер туристической
песни



10-й день. Спасем
земную красоту. Загадки растений-сфинксов

9.15 Занятия по группам

16.00 Инспекция Пустынского
заказника. Экологический десант

20.00 Загадки растений



11-й
день. Что растет в воде

9.15 Занятия по группам

16.00 Праздник Нептуна

20.00 Нептун раскрывает
секреты подводного царства



12-й
день. День птиц

9.15 Занятия по группам

20.00 Конкурс песен о птицах



13-й день.
День природоохранных мероприятий

9.15 Занятия по группам

16.00 "Поможем
Пустынскому заказнику!"

20.00 Ролевая игра
"Согласование заказника"



14-й день. День
подведения итогов работы школы

9.15 Конференция по
результатам научных исследований

20.00 Прощальный вечер
"Всем нашим встречам разлуки, увы,

суждены...":

а) конкурс песни о
Пустыни;

б) награждение;

в) костер



15-й
день. День отъезда

9.15 Отъезд




Программа для 2-го
года обучения (летняя школа)




1. Гидрохимическое
направление




Индивидуальные
самостоятельные работы




Количественное
определение главнейших примесей воды, постоянной, временной и общей
жесткости для оформления работы "Комплексное экологическое
исследование Пустынского заказника".






2.
Альгофлористические исследования




Изучение степени
интенсивности "цветения" вод озер для оценки экологического
состояния озер в 2005 году.






3. Гидробиологические
исследования




Сравнительная оценка
класса качества воды озер Пустынского природного комплекса с помощью
беспозвоночных животных.


1. Экскурсия на реку Сережа и далее
по озерам.


Строение русла реки (фарватер, омут,
плес, перекат, отмель, пляж, яр). Экологические зоны водоема. Отбор
проб воды на химический состав и обитающих в толще воды мелких
пелагобионтов (водоросли, простейшие, ракообразные и др.).


2. Зообентос пруда (озера, реки).


3. Гидра, бодяга, планарии, пиявки и
др. черви. Пресноводные моллюски. Водяной ослик и бокоплав. Водяные
пауки и клещи. Насекомые. Головастики и тритоны. Отбор образцов для
дальнейшего определения.


4. Ихтиофауна окрестных водоемов.


Ловля рыбы водным сачком, сеткой,
бреднем, удочкой, донкой. Полевое определение рыб. Отбор образцов и
первичная фиксация материала.


5. Экскурсия по теме "Антропогенное
воздействие на пресноводные экосистемы" и "Биоиндикация
загрязнения водоемов". Стоки с полей и ферм. Промышленные стоки.
Рекреационные участки водоемов. Отбор проб на зообентос.






4.
Лихеноиндикационное направление




Для слушателей
второго года




Оценка
экологического состояния воздушного бассейна Пустынского заказника
методом лихеноиндикации. Проведение исследований проективного
покрытия стволов деревьев разных пород в нескольких точках заказника
лишайниками.






5. Флористическое
направление




Изучение видового
разнообразия растений Пустынского заказника. Стрелолист обыкновенный
как биоиндикатор экологического состояния озер. Состояние популяции
чилима в озерах (Великое, Паровое, Долгое).


1. Экскурсия по теме: "Свет,
температура и вода в жизни растений".


Влияние рельефа и экспозиции на
распределение температур и воды в почве. Световые, теневыносливые и
теневые виды окрестностей лагеря. Местные гигро-, мезо- и ксерофиты.
Сбор представителей для гербария.


2. Экскурсия по теме: "Смена
растительных сообществ".


Растения и лишайники - первопоселенцы
песчаной речной косы, старого кострища, старой бетонной дороги.
Зарастающая речная коса, вырубка, гарь, заброшенная пашня и старый
березняк. Старовозрастной широколиственный лес. Сбор гербария.


3. Экскурсия по теме: "Антропогенное
воздействие на растительность".


Старая и свежая гари. Пашня, пастбище
и сенокос. Гидромелиорация пойменных лугов и болот. Отвалы карьера.
Заготовка древесины. Рекреационное воздействие на территории и вокруг
лагеря.


4. Пойменный и суходольный луг.


Типы окрестных лугов. Флора и
растительность окрестных лугов. Жизненные формы луговых растений.
Сбор гербария.


5. Водные и околоводные растения
озер. Болотная растительность.


Демонстрация растений, их
приспособлений к обитанию в воде, на переувлажненных почвах.
Приспособления к жизни на болотах. Сбор гербария.


6. Изменение видового состава
растительности пойменного луга в зависимости от влажности почвы.


7. Видовой состав растительности
северного и южного склона оврага.


8. Видовой состав растений луга или
леса в зависимости от степени рекреационной нагрузки.






6. Фаунистическое
направление




Оценка видового
разнообразия водных и наземных позвоночных Пустынского заказника.


1. Земноводные и пресмыкающиеся
окрестностей лагеря.


Зеленые лягушки. Жерлянка. Бурые
лягушки. Серая жаба и обыкновенная чесночница.


2. Гнездовой и постгнездовой периоды
в жизни птиц.


Гнезда водоплавающих, голенастых и
хищных птиц окрестностей лагеря. Наблюдение за кормлением птенцов и
выводками. Наблюдение за гнездами воробьиных птиц.


3. Отловы разными методами мелких
млекопитающих.


Метод сбора в канавки, конусы или
цилиндры. Отлов в живоловки. Плашки Геро, дуговые капканчики,
кротоловки. Ловля на клейкие приманки и полосы.


4. Крылатые обитатели ночи (козодой,
совы, летучие мыши).


Вечерняя и ночная экскурсии. Крики
сов. Полет козодоя, сов и летучих мышей. Наблюдение за кормовыми
полетами прудовой или водяной ночницы. Поиски убежищ и маточных
колоний летучих мышей.


5. Наблюдение и сбор наземных
членистоногих.


6. Наблюдение за муравьями в
окрестностях лагеря. Расселение муравьев.






7.
Эколого-краеведческое направление




Изучение истории,
раскопки на берегах озера Свято. Помощь пустынской школе в создании
музея старообрядчества.






8. Направление
"Флуктуирующая асимметрия"




1. Земноводные как
объект изучения.


2. Оценка экологического состояния
водоемов методом флуктуирующей асимметрии с помощью плотвы
обыкновенной.


3. Оценка экологического состояния
Пустынского заказника с помощью листьев березы повислой (липы
сердцелистной, дуба обыкновенного, клевера).


4. Оценка наземной среды с помощью
ящерицы прыткой.


5. Использование беспозвоночных в
методе ФА.






ОБЖ и ТБ (обеспечение
безопасности жизни


и правила техники безопасности в
экологических лагерях


и при работе в полевых условиях)




Проводятся ежедневно
в виде 15-минутных бесед. Текст по ТБ в экологическом лагере
вывешивается на видном месте, рядом с распорядком дня и обязанностями
дежурных по лагерю.


1. Вводный инструктаж (в зависимости
от условий проведения лагеря): правила личной и общественной гигиены;
правила поведения в лагере; правила поведения на воде; ТБ при
обращении с обогревательными приборами, плитами и т.п.; ТБ при
обращении с химреактивами, колюще-режущими инструментами и т.п.


2. Особенности района проведения
лагеря и летних погодных условий с точки зрения ТБ; ориентирование на
местности, правила поведения при потере ориентации (заблудился).


3. Оказание первой помощи при ожогах,
тепловом и солнечном ударах.


4. Оказание первой помощи при
попадании инородных тел в глаз, ухо, носовую полость, горло, трахею.


5. Техника безопасности при работе с
животными.


6. Профилактика инфекционных и
инвазионных заболеваний.


7. Техника безопасности при
передвижении на плавсредствах.


8. Съедобные и ядовитые грибы
летне-осеннего периода.


9. Ядовитые и съедобные растения
летне-осеннего периода.


10. Техника безопасности при лазанье
по деревьям, стенам, обрывам и скалам. Страховка и самостраховка.


11. Оказание первой помощи при
травмах головы, позвоночника, таза.


12. Ориентирование на местности с
помощью карты и компаса.


13. Полевое экспедиционное личное и
общественное снаряжение.






Природоохранная
работа




Практическая часть
(для слушателей 2-го года обучения)





1 день Уборка территории
биостанции и окрестностей

2 день Обход берегов оз.
Великое и Глубокое с учетом мест отдыха.

Картирование стоянок,
состояние

3 день Обход берегов оз.
Свято с учетом мест отдыха. Картирование

стоянок, состояние

4 день Благоустройство мест
отдыха

5 день Обновление аншлагов в
заказнике

6 день Ознакомление с
топографией. Карты Пустынского заказника,

схемы лесонасаждений

7 день Инспектирование
заказника. Выявление нарушений

природоохранного
законодательства. Составление актов,

протоколов

8 день Учебный рейд

9 день Игра "Согласование
заказника"

10 день Брейн-ринг "Мир
заповедной природы вокруг тебя"

11 день Уборка территории
острова Солило

12 день Составление
перспективного плана преобразования

Пустынского заказника

13 день Уборка территории
лагеря

14 день Оценка экологического
состояния заказника






-->
примечание.


Нумерация пунктов дана в соответствии
с официальным текстом документа.






III.
Культурно-оздоровительное направление




План учебной,
научно-исследовательской и культурно-массовой


работы на каждый день для учащихся
2-го года





1-й день.
День заезда и знакомств

9.00 Заезд и размещение

12.00

16.40 Подготовка к вечеру
знакомств

18.00 Физразминка

20.00 Культурная программа
"Вечер знакомств"



2-й
день. Пустынь - милый край!

9.15 Экскурсия "Инспекция
Пустынского заказника"

16.40 Вечерние занятия:
подготовка к комплексному исследованию

экологического
состояния Пустынского заказника

18.00 Спортивные
мероприятия

20.00 Конкурс рисунков
"Проблемы Пустынского заказника".

Экологическая игра на
тему "Мир заповедной природы вокруг

нас"



3-й день.
Озера Карасево и Долгое

9.15 "Кругосветка"
на лодках и сбор материала для

исследований
экологического состояния оз. Карасево

18.00 Спортивные
мероприятия

20.00 Песни у костра о
природе



4-й день.
Озера Карасево и Долгое

9.15 Обработка
привезенного материала

20.00 Конкурс на лучший
витаминный чай. Дегустация. Конкурс

стихов и загадок о
растениях



5-й
день. Озеро Паровое

9.15 Организация лодочного
и пешего похода на оз. Паровое и

сбор материала для
изучения его экологического состояния

20.00 Викторина "Фауна"



6-й
день. Гидробиология

9.15 Занятие по
обработке проб воды из озер. Изучение

гидробионтов-беспозвоночных

20.00 Игра "О,
счастливчик!" на тему Красной книги совместно с

учащимися 1 года



7-й
день. Альгофлора

9.15 Альгофлористическое
изучение проб воды, привезенной из

похода

20.00 Игра "Что? Где?
Когда?" о Пустынском заказнике совместно

с учащимися 1-го года
обучения



8-й
день. Гидрохимия

9.15 Химический анализ
проб воды из похода

20.00 Вечер "Потому
что без воды ни туды и ни сюды"



9-й
день. Экскурсия в Пустынь

9.15 Пешая экскурсия в
село Пустынь (или село Бочиха) для

изучения этнографии

20.00 Вечер туристической
песни



10-й
день. Спасем земную красоту

9.15 Озеро Свято -
исследование берегов, изучение истории

16.00 Инспекция Пустынского
заказника. Экологический десант

20.00 Загадки растений.
Составление полевого букета



11-й день.
"Последний герой - Пустынь"

9.15 Высадка 2 групп на
острова (Солило и Любви) с

минимальным набором
продуктов и снаряжения

16.00 Борьба за
индивидуальный тотем: соревнование в спортивной

эстафете

20.00 Нептун раскрывает
секреты подводного царства. Организация

ночлега на острове.
Советы племен



12-й день.
"Последний герой - Пустынь"

9.15 Соревнование на
лучшую организацию "быта" на острове.

Видеосъемки

20.00 Подведение итогов
игры. Возвращение в лагерь



13-й
день. Природа родного края

9.15 Организация экскурсии
в музей природы села Чернуха и

старообрядческую
церковь села

16.00 Подготовка
научно-исследовательской работы по

комплексному изучению
Пустынского заказника к конференции

20.00 Ролевая игра
"Согласование заказника"



14-й день. День
подведения итогов работы школы

9.15 Конференция по
результатам научных исследований

20.00 Прощальный вечер
"Всем нашим встречам разлуки, увы,

суждены...":

а) конкурс песни о
Пустыни;

б) награждение;

в) костер



15-й
день. День отъезда

9.15 Отъезд




Программа для
слушателей 3-го года




Слушатели третьего
года обучения выполняют индивидуальные работы, помогают инструкторам
выбранных направлений исследования в организации экскурсий, сборе и
обработке материалов со слушателями 1-го и 2-го годов обучения.
Культурно-массовая и спортивная программа с учащимися второго года
обучения.


К реализации данной Программы
привлекаются преподаватели и студенты Арзамасского государственного
педагогического института им. А.П. Гайдара, сотрудники департамента
образования и науки администрации г. Арзамаса, учителя
общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного
образования, других городских структур.


Материально-технической базой для
реализации проекта является биологическая станция
естественно-географического факультета АГПИ им. А.П. Гайдара "Золотой
мыс" или биологического факультета Нижегородского
государственного университета, представляющая собой комплекс жилых
помещений (10 домиков), столовую, клуб, библиотеку, места общего
пользования, рекреационную зону (пляж, спортивную площадку, лодочную
станцию).


Ожидаемые результаты - результаты
мониторинговых исследований системы озер Пустынского заказника;
составление комплексной характеристики экологического состояния
данного участка Пустынского заказника; составление Программы
реконструкции Пустынского заказника в Национальный парк; ежегодное
использование полученных результатов в научно-практических
конференциях, конкурсах научных работ, проводимых в городе, области,
России, установление дружественных связей для обмена с иностранными
представителями лагеря.






ЛЕТНЯЯ ШКОЛА ЮНОГО
ЭКОЛОГА МОЛОДЕЖНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО


ЦЕНТРА "ПУСТЫНЬ-2005"




ДОРОГОЙ ДРУГ!


Мы рады приветствовать тебя


в молодежном экологическом центре.


Надеемся, что ты будешь соблюдать


наши правила и традиции




Распорядок дня




7.30 - Бодрый подъем


7.45 - Утренний "проминаж"


8.00 - Утренний "душ"


8.30 - Легкий завтрак


9.00 - Общий сбор


9.15 - Первый блок занятий


12.00 - "Купание"
(промывание)


13.00 - Долгожданный обед


14.00 - Релаксация


16.00 - Чайная пауза


16.40 - Второй блок занятий.
Самоподготовка


18.00 - Занятия спортом.
Природоохранные мероприятия


19.00 - Вечерняя трапеза


20.00 - "Тусовка".
Культурная программа


22.30 - Витаминный чай


23.00 - Всем, всем: "Спокойной
ночи!"








































Сроки


Формы работы


Июнь - август


Участие в полевых
исследованиях согласно
программе лагеря


Сентябрь - ноябрь


Камеральная обработка
проведенных исследований


Декабрь - январь


Оформление результатов
исследований,
составление отчетов, проектов,
докладов,
выступлений


Февраль


Выступление на районной
научно-практической
конференции "Мир через культуру",
на секции
"Мир всему живущему"


Март


Участие в областной
конференции
исследовательских работ школьников по экологии


Апрель


Участие в российских
конференциях (на
основании вызовов, приглашений)


Апрель - май


Изучение научной литературы,
подготовка к
предстоящему новому полевому
сезону,
разработка Программы исследований












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru