АДМИНИСТРАЦИЯ
ШАХУНСКОГО РАЙОНА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 марта 2005 г. № 71
ОБ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА ШАХУНСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
В целях обеспечения
роста собственной доходной базы районного бюджета Шахунского района
за счет дальнейшего развития налогового и неналогового потенциала и
во исполнение постановления Правительства Нижегородской области от 23
декабря 2004 года № 292:
1. Утвердить прилагаемые основные
направления развития налогового и неналогового потенциала в Шахунском
районе на 2005 - 2007 годы (далее - Основные направления).
2. Финансовому отделу администрации
района (С.В. Смирнова) в целях подготовки нормативных и методических
материалов, связанных с реализацией Основных направлений, создать
рабочую группу, включающую представителей заинтересованных отделов
администрации.
3. Контроль за исполнением настоящего
постановления оставляю за собой.
Глава местного
самоуправления
В.М.СМИРНОВ
Утверждены
постановлением
администрации Шахунского района
от 21.03.2005 № 71
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА В ШАХУНСКОМ
РАЙОНЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005
- 2007 ГОДЫ
1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕЙ
СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
ШАХУНСКОГО РАЙОНА
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2007
ГОДЫ
В последние годы
отмечается положительная тенденция развития экономики Шахунского
района. За период с 2001 по 2003 год объем валового районного
продукта вырос более чем на 40% и составил в 2003 году 1354,4 млн
руб. против 952,8 млн руб. в 2001 году. Объем валового районного
продукта в 2004 году составил 1680 млн руб. (рост по отношению к
уровню 2003 года составил 24%).
Основным фактором роста валового
районного продукта является рост физического объема производства в
отраслях реального сектора экономики, сопровождающийся ростом
денежных доходов населения. Наряду с ростом объема производства
отмечается рост доходов консолидированного бюджета района. В 2003
году в целом доходы консолидированного бюджета района составили 193,5
млн руб., в 2004 году - 238,9 млн руб. (123,5% к уровню 2003 года).
Динамика исполнения
собственных доходов
консолидированного бюджета района
(тыс. руб.)
Доходы консолидированного
бюджета района
|
2003 год
|
2004 год
|
Коэффициент роста
|
Налоговые доходы, всего
|
75041
|
98374
|
1,31
|
в том числе
|
|
|
|
Налог на прибыль
|
19568
|
23981
|
1,23
|
Налог на доходы физических лиц |
37834
|
51570
|
1,36
|
Налог на имущество организаций |
5312
|
5340
|
1,01
|
Неналоговые доходы
|
1834
|
1760
|
0,96
|
Для сохранения
положительной динамики роста доходов и ее дальнейшего развития, а
также достижения прогнозного роста валового районного продукта к 2007
году в размере 2200 млн руб. (рост по отношению к 2004 году на 31%)
необходимо выявить факторы позитивного и негативного влияния на
формирование собственной доходной базы. Определив степень влияния,
следует сконцентрировать усилия на укреплении факторов положительного
влияния и на максимальном сглаживании последствий от воздействия
факторов негативного характера.
К позитивным факторам следует отнести
подъем промышленного производства, что является следствием снижения
налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и создания в районе
благоприятной предпринимательской атмосферы, обусловленной принятием
законов, содержащих стимулирующие меры для субъектов инвестиционной и
инновационной деятельности и организаций, наращивающих
налогооблагаемую базу.
Особенно отчетливо это проявилось к
концу 2003-го и в 2004 году. Так, налоговая нагрузка (равна отношению
поступлений налогов и сборов к объему произведенной продукции, работ,
услуг) на предприятия промышленности снизилась с 10,3% в 2003 году до
9,4% в 2004 году.
О положительном влиянии фактора
ослабления налоговой нагрузки на реальный сектор экономики
свидетельствует рост такого основного бюджетообразующего показателя,
как фонд оплаты труда. В 2004 году фонд оплаты труда составил 552 млн
руб., или 134,3% к 2003 году.
Таким образом, становится очевидным,
что инфляционная составляющая уже не является единственной
определяющей рост доходов бюджета.
К факторам негативного влияния
следует отнести прежде всего изменение федерального законодательства
в рамках проводимых в последние годы бюджетной и налоговой реформ.
За период с 2002 по 2004 год
структура доходов районного бюджета претерпела в этой связи
значительные изменения.
Отменены налоги с хорошей
собираемостью и ежемесячным сроком поступления на содержание объектов
жилищного фонда и социально-культурной сферы, налог с продаж. В
пользу федерального бюджета перераспределен налог на добавленную
стоимость. С 2005 года в федеральный бюджет передается 1,5 пункта
региональной ставки налога на прибыль, отменена ставка, подлежащая
перечислению в местный бюджет в размере 2% налога на прибыль, отменен
налог на рекламу.
Компенсация местному бюджету
осуществляется в основном за счет передачи федеральных нормативов
отчисления от налогов, собираемость которых проблематична или связана
с поквартальными сроками уплаты: земельный налог и арендная плата за
землю, единый налог на вмененный доход, единый налог при упрощенной
системе налогообложения.
Разграничение государственной
собственности на землю также относится к факторам негативного
воздействия на доходную часть районного бюджета. Определенные
федеральным законодательством принципы отнесения земель в
собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований таковы, что большая часть земель на
территории Нижегородской области подлежит закреплению в собственности
Российской Федерации. Это влечет за собой потери местного бюджета
вследствие сокращения арендных площадей.
Следует отметить, что на уровне
муниципальных образований практически не осталось полномочий, дающих
возможность увеличивать доходную базу: взимание налогов строго
регламентировано Налоговым кодексом Российской Федерации, полномочия
по установлению дополнительных налогов и сборов не предусмотрены
налоговым законодательством.
В сложившейся ситуации выходом может
служить только целенаправленная и конструктивная политика руководства
района, направленная на мобилизацию и развитие внутренних
экономических ресурсов района.
Недостаточно высокими темпами
развивается малый бизнес. Несмотря на наметившуюся в последние два
года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг на малых
предприятиях, инвестиционная активность малых предприятий растет
медленно и не отражает их реального инвестиционного потенциала.
При этом практически не расширяется
сфера его деятельности: малый бизнес по-прежнему ориентирован главным
образом на торговлю, общественное питание, в меньшей степени - на
бытовое обслуживание населения. Производственный сектор малым
бизнесом охвачен в крайне незначительном объеме. В 2004 году в общем
объеме реализации промышленной продукции на долю малого бизнеса
приходилось 10,2%, доля занятых на малых предприятиях составляла 30%
от общей численности работающих. Особенностью малого
предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого"
сектора, поэтому значительная часть потенциальных ресурсов не
задействована в решении задач района.
Использование муниципальной
собственности до настоящего времени не дает значительного бюджетного
эффекта. Удельный вес доходов от использования муниципальной
собственности в собственных доходах бюджета района составляет не
более 1,5%. Одной из причин низкой отдачи от муниципальной
собственности является отсутствие методологического единства при
исчислении арендных платежей за объекты государственной и
муниципальной собственности, а также выбытие из арендных отношений
наиболее экономически привлекательных объектов.
Для преодоления негативных факторов
воздействия на доходную часть бюджета района и сохранения тенденции
роста доходов необходима реализация Основных направлений развития
налогового и неналогового потенциала района.
2. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО
ПОТЕНЦИАЛА В ШАХУНСКОМ РАЙОНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Повышение
эффективности использования
административного ресурса
Для решения данной
задачи необходимо:
- обеспечение 100-процентной
собираемости налогов при максимальной прозрачности налоговых расчетов
и их достоверности, обмен информацией между заинтересованными
структурами для качественного прогнозирования доходов;
- обеспечение мониторинга финансовых
и экономических показателей крупных и средних предприятий района с
целью определения причин изменения налогооблагаемой базы, выявления
предпосылок к умышленному банкротству и своевременного принятия мер к
его недопущению;
- усиление координации
правоохранительных, административных и иных органов, отвечающих за
экономическую безопасность района;
- усиление взаимодействия с
региональными органами власти, направленного на привлечение
дополнительных финансовых ресурсов для обеспечения финансирования
муниципальных программ.
2.2. Развитие
налоговой базы, стимулирование
хозяйствующих субъектов
Несмотря на то что
полномочия муниципальных образований в сфере регулирования налогового
и бюджетного законодательства весьма ограниченны, оставшиеся из них
должны быть максимально и эффективно задействованы. Прежде всего это
касается полномочий в области предоставления налоговых льгот.
Механизм льготирования должен быть не только прозрачным и гибким, но
и обеспечивать паритетные интересы хозяйствующих субъектов и бюджета
района.
Решение данной задачи должно быть
обеспечено за счет:
- развития и совершенствования уже
существующих форм стимулирования организаций, предусмотренных
действующим законодательством Нижегородской области и обеспечивающих
льготный режим налогообложения субъектам инвестиционной и
инновационной деятельности, а также организациям, достигшим прироста
налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
- распространения льгот по налогу на
имущество на организации, обеспечившие прирост и обновление
производственного парка.
2.3. Интенсивное
интегрирование малого бизнеса
в экономические процессы района
Необходимо создать
условия для расширения спектра деятельности субъектов малого бизнеса,
для постепенного укрупнения малых производств до уровня равной
конкуренции на промышленном рынке. Решение данной задачи невозможно
без дальнейшего развития благоприятных экономических предпосылок,
стимулирующих мотивацию хозяйствующих субъектов легализовать и
расширять свой бизнес. К таким предпосылкам прежде всего относятся:
- компенсация за счет бюджетных
средств доли процентных ставок банковских кредитов для малых
предприятий;
- развитие инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства;
- информационная обеспеченность
субъектов малого бизнеса.
В этом направлении необходимо
содействие муниципальных органов власти во внедрении малого бизнеса в
систему муниципальных заказов.
2.4. Эффективное
управление муниципальной собственностью
При решении этой
задачи следует исходить из того, что каждый уровень власти должен
иметь только то имущество, которое необходимо ему для исполнения
закрепленных полномочий. Необходимо конкретизировать и обобщить
полномочия органов местного самоуправления для дальнейшего
регулирования процесса управления собственностью.
При существующей тенденции сокращения
объектов нежилого фонда муниципальной собственности необходимо
определить критерии эффективности его использования и, строго следуя
им, принимать решения о целесообразности нахождения имущества в
составе муниципальной собственности.
Принцип строгого соответствия
количественного и качественного состава муниципальных предприятий
функциям органов местного самоуправления должен быть основополагающим
в сфере регулирования деятельности предприятий.
Одним из важнейших факторов,
определяющих инвестиционный климат района, является создание и
полноценное функционирование рынка земли. Упорядочение и
регулирование органами местного самоуправления процессов на рынке
земли служит залогом эффективного управления муниципальной
собственностью.
2.5. Жилищное
строительство через развитие
ипотечного кредитования
Жилищное
строительство - один из наиболее динамично развивающихся сегментов
экономики, что обусловлено растущей потребностью населения в
улучшении жилищных условий.
Способствовать его развитию означает
расширять и укреплять инфраструктуру района, развивать сферу
обслуживания и создавать в этой связи новые рабочие места. В качестве
другого аспекта развития жилищного строительства следует
рассматривать увеличение количества собственников жилья, что является
предпосылкой к увеличению доходов бюджета от налога на имущество
физических лиц.
В 2005 - 2006 году предполагается
ввести в эксплуатацию 6319 кв. м жилой площади с объемом
финансирования 77,4 млн руб.
В рыночных условиях при
недостаточности бюджетных средств кредитование становится главным
источником средств населения, направляемых на жилищное строительство.
Таким образом, развитие этого направления является основным условием
развития жилищного строительства. В качестве одной из главных мер
следует рассматривать компенсацию населению части банковской
процентной ставки за предоставленный кредит, субсидирование отдельных
социальных категорий населения, увеличение бюджетного финансирования
программы ипотечного кредитования в прогнозируемом периоде.
2.6. Развитие
экономики района с использованием
механизмов страхования
Исходя из того, что
страхование является важным и перспективным средством, обеспечивающим
стабильность развития экономики района, необходимо акцентировать
внимание на расширении спектра страховых услуг.
В дополнение к действующим в районе
механизмам страхования имущества муниципального сектора,
агропромышленного комплекса и медицинского страхования необходимо
развивать страховой рынок в следующих направлениях:
- в сфере жилищного строительства,
разработав и апробировав механизмы программ страхования, связанных с
ипотечным кредитованием;
- в жилищно-коммунальном комплексе
района, что обеспечит экономию муниципальных средств, направляемых на
покрытие ущерба, причиненного объектам жилищно-коммунального
хозяйства.
3. ОЖИДАЕМЫЕ
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ
НАЛОГОВОГО И НЕНАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
В ШАХУНСКОМ РАЙОНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2007
ГОДЫ
С принятием
Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" (от 06.10.2003 № 131-ФЗ)
и разработкой проекта закона Нижегородской области "О
межбюджетных отношениях в Нижегородской области" в 2006 - 2007
годах ожидается снижение собственных доходов к уровню 2004 года на
7,5% - до 92,6 млн руб.
В этой связи реализация Основных
направлений развития налогового и неналогового потенциала должна
будет способствовать положительной динамике исполнения собственных
доходов консолидированного бюджета района в 2006 - 2007 годах за счет
мобилизации внутренних ресурсов роста налогооблагаемой базы.
Применение льготных механизмов
налогообложения как стимулирующих факторов для организаций,
обеспечивающих прирост налогооблагаемой базы, обновление
производственных мощностей и инвестирование в производство, позволит
высвободить средства на расширение действующих и создание новых
производств. Это, в свою очередь, обеспечит рост количества рабочих
мест, активизирует процесс вовлечения в производство экономически
активного населения. Эти меры позволят увеличить долю долгосрочных
инвестиций.
Реализация комплекса мер,
направленных на поддержку малого бизнеса, позволит данному сектору
экономики перейти на качественно новый уровень развития за счет
интегрирования в различные отрасли экономики.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО
РАЗВИТИЮ НАЛОГОВОГО И
НЕНАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ШАХУНСКОМ
РАЙОНЕ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2007
ГОДЫ
№ п/п
|
Мероприятия
|
Ответственные
|
Сроки исполнения
|
Ожидаемые результаты
|
1. Повышение эффективности
использования административного ресурса
|
1.1. |
Обеспечение
максимальной собираемости поступлений от доходных
источников в консолидированный бюджет района за
счет принудительного взыскания задолженности по
налогам и сборам; активизации
работы администраторов доходных источников и
разработки ими положений по обеспечению
собираемости курируемых доходных источников;
усиления претензионно-исковой работы
|
МРИ ФНС № 13
по Нижегородской области (по согласованию)
совместно с администраторами доходных
источников |
В течение всего периода
|
Рост налоговых и неналоговых
поступлений в консолидированный бюджет
района. Сокращение недоимки
в консолидированный бюджет района
|
1.2. |
Совершенствование
форм взаимодействия органов муниципальной власти
с крупными предприятиями
|
Отдел экономики
и прогнозирования и финансовый отдел администрации
|
2005 г.
|
Заключение соглашений
о взаимодействии с хозяйствующими субъектами
|
2. Развитие налоговой базы,
стимулирование предприятий
|
2.1. |
Анализ
эффективности налоговых льгот, предоставленных
решениями Земского собрания
Шахунского района
|
Финансовый
отдел администрации совместно с МРИ ФНС № 13
по Нижегородской области
(по согласованию)
|
2005 - 2006 гг.
|
Определение
целесообразности расширения спектра
налоговых льгот
|
3. Интегрирование малого
бизнеса в экономические процессы района
|
3.1. |
Мониторинг
действия единого налога на вмененный доход
на территории района
|
Отдел экономики
и прогнозирования, отдел доходов финансового
отдела администрации
|
2005 - 2007 гг.
|
Увеличение поступления
доходов в консолидированный бюджет района
|
3.2. |
Повышение
налоговой отдачи от субъектов малого
предпринимательства, переведенных на единый налог
на вмененный доход
|
Отдел экономики
и прогнозирования, администрация Шахунского
района (по согласованию), отдел доходов администрации
|
2005 - 2007 гг.
|
Увеличение доходов в
бюджет |
3.3. |
Повышение
налоговой отдачи от малого предпринимательства
за счет формирования инфраструктуры
поддержки предпринимательства; компенсации из
бюджета части процентных ставок по кредитам
коммерческих банков для малых предприятий,
работающих на приоритетных направлениях
|
Отдел экономики
и прогнозирования, финансовый отдел администрации,
отдел развития потребительских рынков,
торговли, сферы обслуживания,
предпринимательства и защиты прав потребителей
|
2005 - 2007 гг.
|
Увеличение поступления
доходов в бюджет
|
4. Эффективное использование
муниципальной собственности
|
4.1. |
Проведение
инвентаризации объектов недвижимости, относящихся
к имущественной казне района,
подготовка предложений по их дальнейшему
использованию (передача в аренду, продажа)
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом
|
2005 - 2006 гг.
|
Выявление объектов,
не задействованных в арендных отношениях
либо используемых не по целевому назначению
|
4.2. |
Проведение анализа не
используемых муниципальными учреждениями
зданий, помещений, принятие мер по их изъятию с
целью вовлечения в хозяйственный
оборот, дающий получение доходов от
использования указанных объектов
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом, главы сельских
и поселковых администраций
|
2005 г.
|
Получение
дополнительных доходов в виде арендной
платы либо доходов от продажи объектов
|
4.3. |
Завершение работы
по подпрограмме разграничения
государственной собственности на
землю. Формирование реестра земельных
участков, находящихся в муниципальной
собственности
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом, Шахунский
межрайонный филиал ФГУ
"Земельная кадастровая палата по
Нижегородской области"
|
2005 - 2007 гг.
|
Развитие рынка земли
с соответствующей инфраструктурой
|
4.4. |
Контроль за
поступлением арендных платежей за землю в областной
и местный бюджеты
|
Комитет по управлению
муниципальным имуществом
|
2005 - 2007 гг.
|
|
5. Внедрение ипотечного
кредитования
|
5.1. |
Мониторинг
деятельности кредитных организаций и других
институтов финансовой инфраструктуры,
участвующих в инвестиционном
процессе муниципальных программ
|
Отдел архитектуры
и строительства совместно с отделом экономики
и прогнозирования и финансовым отделом администрации
района
|
Постоянно
|
Выявление потенциальных
инвесторов и создание условий для
развития рынка жилья
|
5.2. |
Внедрение сети
ипотечного кредитования под залог приобретаемой и
имеющейся собственности, стимулирование
инвестиционной направленности
деятельности коммерческих банков
|
Отдел архитектуры
и строительства совместно с отделом экономики
и прогнозирования и финансовым отделом администрации
района
|
Постоянно
|
Привлечение средств
кредитных организаций, инвестиционных фондов и
средств населения в жилищное строительство
|
6. Развитие страхового рынка
|
6.1. |
Содействие в привлечении в
реальный сектор экономики
средств государственного и негосударственного
пенсионных фондов, страховых фирм
и инвестиционных фондов
|
Финансовый
отдел администрации совместно с другими отделами
|
Постоянно
|
Привлечение внебюджетных
средств в развитие экономики района
|