Законодательство
Нижегородская область

Ардатов
Арзамас
Арья
Балахна
Богородск
Большое Мурашкино
Бор
Бутурлино
Варнавино
Вахтан
Вача
Ветлуга
Вознесенское
Володарск
Ворсма
Воскресенское
Выездное
Выкса
Городец
Гремячево
Дальнее Константиново
Дзержинск
Дивеево
Досчатое
Желнино
Заволжье
Княгинино
Ковернино
Красные Баки
Кстово
Кулебаки
Лукоянов
Лысково
Макарьево
Навашино
Нижегородская область
Нижний Новгород
Павлово
Первомайск
Первомайский
Перевоз
Пижма
Пильна
Пыра
Саров
Сатис
Семёнов
Сергач
Смолино
Сокольское
Сосновское
Сухобезводное
Тонкино
Тоншаево
Урень
Чкаловск
Шаранга
Шатки
Шахунья
Шиморское

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации
Краснобаковского района от 23.03.2005 № 190-р


"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ"


Официальная публикация в СМИ:


публикаций не найдено









АДМИНИСТРАЦИЯ
КРАСНОБАКОВСКОГО РАЙОНА




РАСПОРЯЖЕНИЕ


от 23 марта 2005 г. № 190-р




ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"


НА 2005 - 2009 ГОДЫ




1. Утвердить
районную программу "Одаренные дети" на 2005 - 2009 годы.


2. Выделение средств на реализацию
Программы произвести за счет средств, предусмотренных на образование.






Глава администрации
района


А.А.КАЛИНИН












Утверждена


распоряжением


администрации Краснобаковского района


от 23.03.2005 № 190-р




РАЙОННАЯ ПРОГРАММА


"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005
- 2009 ГОДЫ





Наименование Программы:
"Одаренные дети"



Цели и задачи Программы:
- развитие интеллектуальных ресурсов

района

-
развитие и реализация мер по

формированию
работы с одаренными

детьми

-
создание оптимальных условий для

развития
и реализации потенциальных

возможностей
и способностей

одаренных
детей



Сроки реализации
Программы: 2005 - 2010 годы



Источники финансирования
Программы: Средства районного бюджета



Ожидаемые конечные
результаты Формирование системы работы с

Программы:
одаренными детьми




Программа
соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании"
и других законодательных актах. Это:


- гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности;


- воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье;


- единство культурного и
образовательного пространства, защита и развитие системы образования,
национальных культур, культурных региональных традиций и
особенностей;


- общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников.






I. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ




Глобальные
социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили
потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих,
способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе
критического анализа ситуации формулировать новые перспективные
задачи.


Проблема раннего выявления и обучения
талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От
решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал
государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает
переход от развития одаренной личности к формированию одаренного
общества.


Накоплен немалый опыт работы с
одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего
совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы
одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний
выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества
учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря.
Дифференцированное обучение широко используется в школах района.


Район имеет положительный опыт работы
с талантливыми детьми, который заслуживает одобрения и дальнейшего
развития. Однако до сих пор остается острой проблемой раннее
выявление одаренного ребенка. По последним данным, примерно пятая
часть детей в дошкольном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к
одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для
развития их талантов.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слова "направления"
имеется в виду слово "направленной".






Вместе с тем
координация работы различных учреждений и общественных объединений,
направления на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма
бессистемный характер.


Поэтому, опираясь на предшествующий
опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за
рубежом, Программа предусматривает систему мер, направленных на
формирование и реализацию государственной политики в области
образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и
поддержкой одаренных детей.






II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ




Программа ставит
своей целью:


- формирование системы работы с
одаренными детьми;


- развитие интеллектуальных ресурсов
общества;


- повышение социального статуса
творческой личности;


- воспитание талантливого ребенка как
гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.


Программа предусматривает решение
следующих задач:


- создание условий для развития и
реализации потенциальных возможностей одаренных детей;


- подготовка и переподготовка
педагогических кадров для проведения работы с одаренными детьми;


- поддержка образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми.






III. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ




Развитие
образовательных учреждений,


работающих с одаренными детьми




Предусматриваются
мероприятия по укреплению материально-технической базы
образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.


Работа с одаренными детьми в
общеобразовательных школах: изучение состояния работы с одаренными
(выявление одаренных, содержание работы с ними, степень адекватности
применяемых методик и организационных форм работы, степень готовности
учителей к работе с одаренными). Сбор, обобщение и распространение
положительного опыта, поиск, разработка и апробация новых технологий.
Обучение учителей методам диагностики одаренности и работе с
одаренными в рамках личностно-ориентированного подхода. Особенности
работы с одаренными по различным направлениям.




Направления работы с
одаренными детьми в сфере образования




Человеческое
мышление, способность к творчеству - величайшее из даров природы.
Даром этим природа отличает каждого человека. Но также очевидна мысль
о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает
больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар
явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.


Поэтому большинство ученых называют
одаренностью генетически обусловленный компонент способностей,
который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп
развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают
ему раскрыться.


Признание социальной значимости
проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но
признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут
служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново
пересматривая многие отечественные культурно-образовательные
традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и
экспериментальные исследования.


Наиболее важной характеристикой
личности детей с проявлениями одаренности является особая система
ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в
которой занимает деятельность, соответствующая содержанию
одаренности, составляющей сферу их интересов.


Выявление, обучение и развитие
одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы
не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так,
диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть
средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного
ребенка.


В связи с тем, что потребности и
возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их
сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения
одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве
основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:


1. Систему дошкольных образовательных
учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида, в
которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования
способностей дошкольников, а также обучающихся учреждений для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих
преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу.


2. Систему общеобразовательных школ,
в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения
одаренных детей.


3. Систему дополнительного
образования, предназначенную для удовлетворения постоянно
изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных
потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление,
поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной
деятельности.


Развитие и финансирование Программы:
создание рабочей группы по разработке, обеспечению и координации
выполнения Программы, разработка перспективных и календарных планов
выполнения межрегиональных компонентов Программы, координация
разработки региональных компонентов. Определение источников и объемов
финансирования, приоритетов в финансировании проектов Программы,
оптимизация затрат. Регулярное подведение промежуточных итогов,
корректировка и обновление Программы по мере ее выполнения.


Поиск одаренных: моделирование и
развитие систем поиска одаренных, включающих комплекс соревнований и
конкурсов, тестирование и работу с учителями и родителями.


Работа с особо одаренными:
исследование специфики подготовки особо одаренных к научной
деятельности в избранной области.




Подготовка и
переподготовка кадров,


работающих с одаренными детьми




Подготовка педагогов
для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и
методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так
и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета
следующих факторов:


1. Профессионально-личностной позиции
педагогов.


2. Комплексного характера образования
педагогов.


3. Создания системы консультирования
и тренингов.


4. Создания психолого-педагогических
условий для развития профессионального мастерства.


5. Демократизации и гуманизации всех
обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения.


6. Особенностей контингента учащихся.


7. Профессиональной подготовки и
профессионального опыта педагогов.


8. Специфики образовательной
инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием тех или
иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и
развития одаренных детей.


В соответствии с этим подготовка
педагогов может строиться на следующих принципах:


- принцип единства и дифференциации
общего и специального обучения;


- принцип этапности обучения;


- принцип единства теоретической и
практической подготовки.






-->
примечание.


В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: дважды повторяются слова "для
профессиональной".






Базовый компонент
для профессиональной для профессиональной квалификации педагогов для
работы с одаренными детьми составляют:


- общая профессиональная
педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и
методические знания, умения и навыки;


- основные профессионально значимые
личностные качества педагога.


Специфический компонент
профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными
детьми образуют:


- психолого-педагогические знания,
умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии
и педагогики одаренности;


- профессионально-личностная позиция
педагогов, позволяющая:


- не столько успешно реализовывать
традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно
активизировать и развивать детскую одаренность;


- не столько управлять процессом
обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу
учиться;


- профессионально значимые личностные
качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и
профессиональной внутренней мотивации;


- высокая и адекватная самооценка;
стремление к личностному росту.


Включаются мероприятия, направленные
на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными
детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами),
владеющими современными методиками и технологиями выявления и
обучения одаренных детей.






IV. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ




Реализация
мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:


- поднять статус таланта в целом и
престиж человека, обладающего этим талантом;


- разработать основные для развития
одаренности и таланта у детей в современных условиях;


- обеспечить равные возможности в
развитии способностей детям независимо от места проживания и
социального положения;


- расширить сеть образовательных
учреждений для работы с одаренными детьми;


- повысить профессиональное
мастерство учителей, работающих по данному направлению; организовать
подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми;


- укрепить материально-техническую
базу учреждений, работающих с одаренными детьми.






ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ


"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005 -
2009 ГОДЫ


























































































































































































Мероприятие


Сроки
испол-
нения

(годы)


Исполнители


Стоимость по годам











2005


2006


2007


2008


2009


Развитие образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми


1.
Поддержка
материально-технической
базы
образовательных
учреждений, работающих с
одаренными детьми


2005 -
2009


Районный
отдел

образования


5000


10000


10000


10000


150000


2.
Материальная
поддержка одаренных
детей (стипендии)


2005 -
2009


Районный
отдел

образования


20


30


50


50


50


3.
Обеспечение
авторскими учебниками,
программами,

направленными на
развитие

интеллектуального
творческого потенциала


2005 -
2009


Районный
отдел

образования


5000


1000


1000


1000


1500


4. Проведение
научно-
практических конференций
по изучению, обмену
и
распространению новых
методик,
программ,
учебников


2005 -
2009


ИДЦ


2000


3000


3000


3500


3500


5. Отправление на
летние
оздоровительные смены в
курортной зоне


2005 -
2009


Районный
отдел

образования


7000


8000


10000


10000


15000


Подготовка и переподготовка
кадров, работающих с одаренными детьми


1.
Подготовка
психологов, работающих с
одаренными детьми


2005 -
2009


ИДЦ


5000


5000


5000


5000


5000


2. Обучение
новым
педагогическим
технологиям


2005 -
2009


ИДЦ


5000


5000


5000


5000


5000


3. Разработка
методик
психолого-
педагогического

диагностирования уровня
профессиональной

готовности педагогов к
работе с одаренными
детьми


2005 -
2009


ИДЦ


1000


1000


1000


1000


1000


4.
Создание
информационного банка по
сбору, обобщению
и
распространению опыта
работы педагогов
с
одаренными детьми.
Открытие своей странички
в
Интернете


2001 -
2009


ИДЦ


1000


1000


2000


3000


3000


5. Учреждение
премий
учащимся и педагогам по
результатам
их
творческой деятельности,
в т.ч. именных


2005 -
2009


Районный
отдел

образования


3000


5000


7000


10000


15000


6. Привлечение
средств
массовой информации по
освещению проблем работы
с
одаренными детьми


2005 -
2009


Районный
отдел

образования


500


500


1000


1500


1500


7. Подготовка
совместной
издательской продукции,
распространение

литературы по работе с
одаренными


2005 -
2009


ИДЦ


2000


3000


5000


5000


5000












Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru