РАСПОРЯЖЕНИЕ Администрации
Краснобаковского района от 23.03.2005 № 190-р
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ
ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005 - 2009 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АДМИНИСТРАЦИЯ
КРАСНОБАКОВСКОГО РАЙОНА
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 23 марта 2005 г. № 190-р
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ "ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
НА 2005 - 2009 ГОДЫ
1. Утвердить
районную программу "Одаренные дети" на 2005 - 2009 годы.
2. Выделение средств на реализацию
Программы произвести за счет средств, предусмотренных на образование.
-
Глава администрации
района
А.А.КАЛИНИН
Утверждена
распоряжением
администрации Краснобаковского района
от 23.03.2005 № 190-р
РАЙОННАЯ ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005
- 2009 ГОДЫ
- Наименование Программы:
"Одаренные дети"-
- Цели и задачи Программы:
- развитие интеллектуальных ресурсов-
района-
-
развитие и реализация мер по-
формированию
работы с одаренными-
детьми-
-
создание оптимальных условий для-
развития
и реализации потенциальных-
возможностей
и способностей-
одаренных
детей-
- Сроки реализации
Программы: 2005 - 2010 годы-
- Источники финансирования
Программы: Средства районного бюджета-
- Ожидаемые конечные
результаты Формирование системы работы с-
Программы:
одаренными детьми-
Программа
соответствует основным принципам государственной политики РФ в
области образования, изложенным в Законе РФ "Об образовании"
и других законодательных актах. Это:
- гуманистический характер
образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья
человека, свободного развития личности;
- воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей
природе, Родине, семье;
- единство культурного и
образовательного пространства, защита и развитие системы образования,
национальных культур, культурных региональных традиций и
особенностей;
- общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и
подготовки обучающихся и воспитанников.
-
I. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОБЛЕМЫ
Глобальные
социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили
потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих,
способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе
критического анализа ситуации формулировать новые перспективные
задачи.
Проблема раннего выявления и обучения
талантливой молодежи приоритетная в современном образовании. От
решения ее в итоге зависит интеллектуальный и экономический потенциал
государства. Такое понимание образовательной проблемы обеспечивает
переход от развития одаренной личности к формированию одаренного
общества.
Накоплен немалый опыт работы с
одаренной молодежью, заслуживающий одобрения и дальнейшего
совершенствования. В течение многих лет в качестве экспертизы
одаренности учащихся и средства повышения социального статуса знаний
выступают различного рода олимпиады, турниры, научные общества
учащихся, конференции, выставки, летние школы и лагеря.
Дифференцированное обучение широко используется в школах района.
Район имеет положительный опыт работы
с талантливыми детьми, который заслуживает одобрения и дальнейшего
развития. Однако до сих пор остается острой проблемой раннее
выявление одаренного ребенка. По последним данным, примерно пятая
часть детей в дошкольном возрасте, т.е. 20%, может быть отнесена к
одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимых условий для
развития их талантов.
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: вместо слова "направления"
имеется в виду слово "направленной".
-
Вместе с тем
координация работы различных учреждений и общественных объединений,
направления на поиск и развитие одаренных детей, носит весьма
бессистемный характер.
Поэтому, опираясь на предшествующий
опыт работы с одаренными детьми и молодежью в нашей стране и за
рубежом, Программа предусматривает систему мер, направленных на
формирование и реализацию государственной политики в области
образования и связанных с ранним выявлением, обучением, воспитанием и
поддержкой одаренных детей.
-
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ПРОГРАММЫ
Программа ставит
своей целью:
- формирование системы работы с
одаренными детьми;
- развитие интеллектуальных ресурсов
общества;
- повышение социального статуса
творческой личности;
- воспитание талантливого ребенка как
гражданина своей страны, ответственного за ее судьбу.
Программа предусматривает решение
следующих задач:
- создание условий для развития и
реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
- подготовка и переподготовка
педагогических кадров для проведения работы с одаренными детьми;
- поддержка образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми.
-
III. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Развитие
образовательных учреждений,
работающих с одаренными детьми
Предусматриваются
мероприятия по укреплению материально-технической базы
образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми.
Работа с одаренными детьми в
общеобразовательных школах: изучение состояния работы с одаренными
(выявление одаренных, содержание работы с ними, степень адекватности
применяемых методик и организационных форм работы, степень готовности
учителей к работе с одаренными). Сбор, обобщение и распространение
положительного опыта, поиск, разработка и апробация новых технологий.
Обучение учителей методам диагностики одаренности и работе с
одаренными в рамках личностно-ориентированного подхода. Особенности
работы с одаренными по различным направлениям.
Направления работы с
одаренными детьми в сфере образования
Человеческое
мышление, способность к творчеству - величайшее из даров природы.
Даром этим природа отличает каждого человека. Но также очевидна мысль
о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает
больше, а кого-то меньше. Одаренным принято называть того, чей дар
явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Поэтому большинство ученых называют
одаренностью генетически обусловленный компонент способностей,
который в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп
развития. Среда, воспитание либо подавляют этот дар, либо помогают
ему раскрыться.
Признание социальной значимости
проблемы обучения одаренных детей - важный шаг к ее решению. Но
признание и вызванное им повышенное внимание сами по себе не могут
служить гарантией решения. Это решение надо искать, заново
пересматривая многие отечественные культурно-образовательные
традиции, изучая зарубежный опыт, проводя теоретические и
экспериментальные исследования.
Наиболее важной характеристикой
личности детей с проявлениями одаренности является особая система
ценностей, т.е. система личностных приоритетов, важнейшее место в
которой занимает деятельность, соответствующая содержанию
одаренности, составляющей сферу их интересов.
Выявление, обучение и развитие
одаренных детей образуют единую систему. Ни одна из этих форм работы
не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других. Так,
диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а быть
средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного
ребенка.
В связи с тем, что потребности и
возможности одаренных детей весьма отличаются от таковых у их
сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения
одаренных детей по специально разработанным программам. В качестве
основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:
1. Систему дошкольных образовательных
учреждений, в первую очередь детских садов общеразвивающего вида, в
которых созданы наиболее благоприятные условия для формирования
способностей дошкольников, а также обучающихся учреждений для детей
дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих
преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу.
2. Систему общеобразовательных школ,
в рамках которых создаются условия для индивидуализации обучения
одаренных детей.
3. Систему дополнительного
образования, предназначенную для удовлетворения постоянно
изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных
потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление,
поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной
деятельности.
Развитие и финансирование Программы:
создание рабочей группы по разработке, обеспечению и координации
выполнения Программы, разработка перспективных и календарных планов
выполнения межрегиональных компонентов Программы, координация
разработки региональных компонентов. Определение источников и объемов
финансирования, приоритетов в финансировании проектов Программы,
оптимизация затрат. Регулярное подведение промежуточных итогов,
корректировка и обновление Программы по мере ее выполнения.
Поиск одаренных: моделирование и
развитие систем поиска одаренных, включающих комплекс соревнований и
конкурсов, тестирование и работу с учителями и родителями.
Работа с особо одаренными:
исследование специфики подготовки особо одаренных к научной
деятельности в избранной области.
Подготовка и
переподготовка кадров,
работающих с одаренными детьми
Подготовка педагогов
для работы с одаренными детьми - стратегия, содержание, формы и
методы - должна обеспечивать становление и развитие как базового, так
и специфического компонентов их профессиональной квалификации.
Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета
следующих факторов:
1. Профессионально-личностной позиции
педагогов.
2. Комплексного характера образования
педагогов.
3. Создания системы консультирования
и тренингов.
4. Создания психолого-педагогических
условий для развития профессионального мастерства.
5. Демократизации и гуманизации всех
обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения.
6. Особенностей контингента учащихся.
7. Профессиональной подготовки и
профессионального опыта педагогов.
8. Специфики образовательной
инфраструктуры: характерные условия, связанные с наличием тех или
иных компонентов образовательной системы, значимых для обучения и
развития одаренных детей.
В соответствии с этим подготовка
педагогов может строиться на следующих принципах:
- принцип единства и дифференциации
общего и специального обучения;
- принцип этапности обучения;
- принцип единства теоретической и
практической подготовки.
-
-->
примечание.
В официальном тексте документа,
видимо, допущена опечатка: дважды повторяются слова "для
профессиональной".
-
Базовый компонент
для профессиональной для профессиональной квалификации педагогов для
работы с одаренными детьми составляют:
- общая профессиональная
педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и
методические знания, умения и навыки;
- основные профессионально значимые
личностные качества педагога.
Специфический компонент
профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными
детьми образуют:
- психолого-педагогические знания,
умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии
и педагогики одаренности;
- профессионально-личностная позиция
педагогов, позволяющая:
- не столько успешно реализовывать
традиционный тип обучения одаренных детей, сколько успешно
активизировать и развивать детскую одаренность;
- не столько управлять процессом
обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу
учиться;
- профессионально значимые личностные
качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и
профессиональной внутренней мотивации;
- высокая и адекватная самооценка;
стремление к личностному росту.
Включаются мероприятия, направленные
на обеспечение образовательных учреждений, работающих с одаренными
детьми, квалифицированными кадрами (педагогами, психологами),
владеющими современными методиками и технологиями выявления и
обучения одаренных детей.
-
IV. ОЖИДАЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация
мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- поднять статус таланта в целом и
престиж человека, обладающего этим талантом;
- разработать основные для развития
одаренности и таланта у детей в современных условиях;
- обеспечить равные возможности в
развитии способностей детям независимо от места проживания и
социального положения;
- расширить сеть образовательных
учреждений для работы с одаренными детьми;
- повысить профессиональное
мастерство учителей, работающих по данному направлению; организовать
подготовку и переподготовку кадров для работы с одаренными детьми;
- укрепить материально-техническую
базу учреждений, работающих с одаренными детьми.
-
ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ
РАЙОННОЙ ПРОГРАММЫ
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ" НА 2005 -
2009 ГОДЫ
Мероприятие
|
Сроки испол- нения
(годы) |
Исполнители |
Стоимость по годам
|
|
|
|
2005 |
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Развитие образовательных
учреждений, работающих с одаренными детьми
|
1.
Поддержка материально-технической базы
образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми
|
2005 - 2009
|
Районный отдел
образования |
5000 |
10000 |
10000 |
10000 |
150000 |
2.
Материальная поддержка одаренных детей (стипендии)
|
2005 - 2009
|
Районный отдел
образования |
20 |
30 |
50 |
50 |
50 |
3.
Обеспечение авторскими учебниками, программами,
направленными на развитие
интеллектуального творческого потенциала
|
2005 - 2009
|
Районный отдел
образования |
5000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1500 |
4. Проведение
научно- практических конференций по изучению, обмену
и распространению новых методик,
программ, учебников
|
2005 - 2009
|
ИДЦ
|
2000 |
3000 |
3000 |
3500 |
3500 |
5. Отправление на
летние оздоровительные смены в курортной зоне
|
2005 - 2009
|
Районный отдел
образования |
7000 |
8000 |
10000 |
10000 |
15000 |
Подготовка и переподготовка
кадров, работающих с одаренными детьми
|
1.
Подготовка психологов, работающих с одаренными детьми
|
2005 - 2009
|
ИДЦ
|
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
2. Обучение
новым педагогическим технологиям
|
2005 - 2009
|
ИДЦ
|
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
5000 |
3. Разработка
методик психолого- педагогического
диагностирования уровня профессиональной
готовности педагогов к работе с одаренными детьми
|
2005 - 2009
|
ИДЦ
|
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
1000 |
4.
Создание информационного банка по сбору, обобщению
и распространению опыта работы педагогов
с одаренными детьми. Открытие своей странички в
Интернете
|
2001 - 2009
|
ИДЦ
|
1000 |
1000 |
2000 |
3000 |
3000 |
5. Учреждение
премий учащимся и педагогам по результатам
их творческой деятельности, в т.ч. именных
|
2005 - 2009
|
Районный отдел
образования |
3000 |
5000 |
7000 |
10000 |
15000 |
6. Привлечение
средств массовой информации по освещению проблем работы с
одаренными детьми
|
2005 - 2009
|
Районный отдел
образования |
500 |
500 |
1000 |
1500 |
1500 |
7. Подготовка
совместной издательской продукции, распространение
литературы по работе с одаренными
|
2005 - 2009
|
ИДЦ
|
2000 |
3000 |
5000 |
5000 |
5000 |
|