ЗЕМСКОЕ СОБРАНИЕ
ДИВЕЕВСКОГО РАЙОНА
РЕШЕНИЕ
от 27 февраля 2007 г. № 13
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ
ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ
РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
В целях обеспечения
конституционного права граждан обращаться в органы местного
самоуправления Дивеевского муниципального района и в соответствии со
ст. 32 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
и Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", статьей 15
Устава Дивеевского муниципального района Нижегородской области
Земское собрание Дивеевского района решило:
1. Утвердить прилагаемое Положение о
порядке и сроках рассмотрения обращений граждан в органы местного
самоуправления.
2. Рекомендовать органам местного
самоуправления муниципальных образований Дивеевского муниципального
района разработать нормативные правовые акты о порядке и сроках
рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления
сельских поселений.
3. Контроль за исполнением настоящего
решения возложить на постоянную комиссию по правовой политике и
связям с общественностью Земского собрания Дивеевского района.
Председатель Земского
собрания
В.П.КИРЕЙЧЕВ
Глава местного
самоуправления
В.И.ЛОПАТКИН
Утверждено
решением
Земского собрания
Дивеевского района
от 27.02.2007 № 13
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ РАССМОТРЕНИЯ
ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН
Настоящее Положение
разработано в соответствии со ст. 32 Федерального закона от
06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от
02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации", статьей 15 Устава Дивеевского
муниципального района Нижегородской области (далее - Дивеевский
район) регулирует порядок и сроки обращения граждан в органы местного
самоуправления Дивеевского района (далее - органы местного
самоуправления) и к должностным лицам органов местного
самоуправления.
Глава 1. ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные
понятия
В настоящем
Положении отдельные термины и понятия имеют следующее значение:
обращение гражданина - направленные в
орган местного самоуправления или должностному лицу письменные
предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение
гражданина в орган местного самоуправления;
предложение - рекомендация гражданина
по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов,
деятельности органов местного самоуправления, развитию общественных
отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности
государства и общества;
заявление - просьба гражданина о
содействии в реализации его конституционных прав и свобод или
конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении
законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе
органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика
деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалоба - просьба гражданина о
восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных
интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
должностное лицо - лицо, постоянно,
временно или по специальному полномочию осуществляющее функции
представителя власти либо выполняющее
организационно-распорядительные, административно-хозяйственные
функции в органе местного самоуправления.
Статья 2. Право
граждан на обращение в органы местного самоуправления и к должностным
лицам
1. Каждый гражданин
имеет право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения:
1) к главе местного самоуправления,
заместителям главы администрации;
2) в администрацию района, к
руководителям структурных подразделений администрации района, к иным
должностным лицам, в компетенцию которых входит разрешение
поставленных в обращениях вопросов;
3) в Земское собрание;
4) к депутатам Земского собрания.
2. Иностранные граждане и лица без
гражданства, находящиеся на территории Дивеевского района, пользуются
правом на обращения, определенным настоящим Положением, наравне с
гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено
федеральными законами или международными договорами Российской
Федерации.
3. Граждане реализуют право на
обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на
обращение не должно нарушать права и свободы других граждан.
4. Рассмотрение обращений граждан
осуществляется бесплатно.
5. Органы и должностные лица в
пределах своих полномочий обязаны организовать работу таким образом,
чтобы каждое обращение получило своевременный, объективный и
мотивированный ответ, а также окончательное разрешение в том органе,
к компетенции которого относится решение вопроса, в порядке и сроки,
предусмотренные настоящим Положением.
6. Гарантии права граждан на
обращение устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Сфера
действия настоящего Положения
1. Действие
настоящего Положения распространяется на все обращения граждан, за
исключением:
1) обращений, которые связаны с
изобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядок
рассмотрения которых регламентируется специальными актами
законодательства Российской Федерации;
2) обращений, которые рассматриваются
в порядке конституционного, гражданского, административного,
уголовного судопроизводства или арбитражными судами;
3) обращений, для которых
предусмотрен иной порядок рассмотрения, установленный федеральными
конституционными законами, федеральными законами, законами
Нижегородской области.
Глава 2. ПОРЯДОК
РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И К
ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦАМ
Статья 4. Требования
к письменному обращению
1. Обращение
гражданина, изложенное в письменной форме, должно содержать
наименование и адрес органа или должностного лица, которым
направляется обращение, фамилию, имя, отчество обратившегося, адрес,
по которому должен быть направлен ответ, изложение существа
предложения, заявления или жалобы, дату и личную подпись.
2. В случае необходимости в
подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному
обращению документы и материалы либо их копии.
3. Если в письменном обращении не
указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес,
по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не
дается.
4. Обращение, поступившее в орган
местного самоуправления или должностному лицу по информационным
системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке,
установленном настоящим Положением.
Статья 5.
Направление и регистрация письменного обращения
1. Гражданин
направляет письменное обращение непосредственно в тот орган местного
самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которого
входит решение поставленных в обращении вопросов.
2. Письменное обращение подлежит
регистрации в течение трех дней с момента поступления в орган
местного самоуправления или должностному лицу.
3. Письменное обращение, содержащее
вопросы, решение которых не входит в компетенцию данного органа
местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение
семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или
соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит
решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина,
направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением
случая, указанного в пункте 5 части 1 статьи 8 настоящего Положения.
4. В случае если решение поставленных
в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких
органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения
в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие
органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
5. Орган местного самоуправления или
должностное лицо при направлении письменного обращения на
рассмотрение в другой орган или иному должностному лицу может в
случае необходимости запрашивать в указанных органах или у
должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения
письменного обращения.
6. Запрещается направлять жалобу на
рассмотрение тем органам и должностным лицам, решение или действие
(бездействие) которых обжалуется.
7. В случае если в соответствии с
запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно
направление жалобы на рассмотрение органу или должностному лицу, в
компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов,
жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать
соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном
порядке в суд.
Статья 6.
Обязательность принятия обращения к рассмотрению
1. Обращение,
поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в
соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
2. В случае необходимости орган
местного самоуправления или должностное лицо, рассматривающие
обращение, могут обеспечить его рассмотрение с выездом на место.
Статья 7.
Рассмотрение обращений граждан
1. Орган местного
самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное,
всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае
необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает необходимые для
рассмотрения обращения документы и материалы в государственных
органах, других органах местного самоуправления и у должностных лиц,
за исключением судов, органов дознания и органов предварительного
следствия;
3) принимает меры, направленные на
восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных
интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу
поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных
в статье 8 настоящего Положения;
5) уведомляет гражданина о
направлении его обращения на рассмотрение в другой орган местного
самоуправления, орган государственной власти или иному должностному
лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Орган местного самоуправления или
должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу
органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих
обращение, обязаны в течение 15 дней представлять документы и
материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением
документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие
государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для
которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается
руководителем органа местного самоуправления, должностным лицом либо
уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в
орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным
системам общего пользования, направляется по почтовому адресу,
указанному в обращении.
Статья 8. Оставление
обращения без рассмотрения, прекращение переписки с гражданином
1. Обращение
гражданина остается без рассмотрения в случае:
1) предусмотренном пунктом 3 статьи 4
настоящего Положения;
2) на обращение не распространяется
действие настоящего Положения в соответствии со статьей 3 настоящего
Положения;
3) в обращении обжалуется судебное
решение.
Данное обращение возвращается
гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка
обжалования данного судебного решения;
4) получения письменного обращения, в
котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы
жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его
семьи.
При этом должностное лицо, которому
адресовано данное обращение, вправе сообщить гражданину, направившему
обращение, о недопустимости злоупотребления правом;
5) текст письменного обращения не
поддается прочтению.
При этом об оставлении заявления без
рассмотрения сообщается гражданину, направившему обращение, если его
фамилия, имя, отчество и почтовый адрес поддаются прочтению;
6) ответ по существу поставленного в
обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений,
составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом
тайну.
При этом гражданину, направившему
обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу
поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения
указанных сведений.
2. Переписка с гражданином может быть
прекращена в случае, если в письменном обращении гражданина
содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные
ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при
этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства.
В этом случае руководитель органа
местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то
лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения
и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии,
что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в
один и тот же орган местного самоуправления или одному и тому же
должностному лицу.
О данном решении уведомляется
гражданин, направивший обращение.
Статья 9. Сроки
рассмотрения письменного обращения
1. Общий срок
рассмотрения письменного обращения, поступившего в орган местного
самоуправления или должностному лицу в соответствии с их
компетенцией, - 30 дней со дня его регистрации.
2. В исключительных случаях, а также
в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 7
настоящего Положения, руководитель органа местного самоуправления,
должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок
рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении
срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
3. Законодательством РФ и
Нижегородской области могут быть предусмотрены иные сроки,
регулирующие вопросы рассмотрения отдельных видов обращений, в
пределах которых органы местного самоуправления и их должностные лица
должны рассмотреть данные обращения и направить на них ответ.
Статья 10. Личный
прием граждан
1. Личный прием
граждан в органах местного самоуправления проводится по
предварительной записи граждан руководителями и уполномоченными на то
лицами.
Информация о месте приема, а также об
установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.
2. При личном приеме гражданин
предъявляет документ, удостоверяющий его личность.
3. Содержание устного обращения
заносится в журнал или карточку личного приема гражданина.
В случае если изложенные в устном
обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют
дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина
может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в
журнале личного приема гражданина.
В остальных случаях дается письменный
ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
4. Письменное обращение, принятое в
ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке,
установленном настоящим Положением.
5. В случае если в обращении
содержатся вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных
органов местного самоуправления или должностного лица, гражданину
дается разъяснение, куда и в каком порядке ему следует обратиться.
6. В ходе личного приема гражданину
может быть отказано в дальнейшем рассмотрении обращения, если ему
ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Статья 11.
Неразглашение сведений, ставших известными органам местного
самоуправления или должностным лицам в связи с рассмотрением
обращений граждан
При рассмотрении
обращений граждан запрещается без согласия обратившегося
использование и распространение сведений о его частной жизни, а также
по мотивированной просьбе гражданина не подлежат разглашению сведения
о его фамилии, имени, отчестве, месте жительства, работы или учебы.
Глава 3.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 12. Контроль
за соблюдением порядка рассмотрения обращений
Органы местного
самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей
компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений,
анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по
своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и
законных интересов граждан.
Статья 13.
Ответственность за нарушение настоящего Положения
Лица, виновные в
нарушении настоящего Положения, несут ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 14.
Возмещение причиненных убытков и взыскание понесенных расходов при
рассмотрении обращений
1. Гражданин по
решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию
морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием)
органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении
обращения.
2. В случае если гражданин указал в
обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с
рассмотрением обращения органом местного самоуправления или
должностным лицом, могут быть взысканы с данного гражданина по
решению суда.